Феликс Вайнгартнер

редактировать
Вайнгартнер c. 1890 Вайнгартнер и жена ок. 1915

Пауль Феликс Вайнгартнер, Эдлер фон Мюнцберг (2 июня 1863 - 7 мая 1942) был австрийским дирижером, композитором. и пианист.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
  • 2 Композитор и редактор
  • 3 Сочинения и интересы
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Вайнгартнер родился в Зара, Далмация, Австро-Венгрия (ныне Задар, Хорватия ), австрийским родителям. Семья переехала в Грац в 1868 году, и его отец умер позже в том же году. Он учился у Вильгельма Майера (который опубликовал свои собственные сочинения под псевдонимом В. А. Реми, а также преподавал Ферруччо Бузони ). В 1881 году он отправился в Лейпциг изучать философию, но вскоре полностью посвятил себя музыке, поступив в консерваторию в 1883 году и учился в Веймаре как один из Ференца Листа последние ученики. Лист помог организовать мировую премьеру оперы Вейнгартнера «Сакунтала» в 1884 году с оркестром Weimar. Согласно биографу Листа Алану Уокеру, однако, Веймарский оркестр 1880-х годов был далек от своего пика, достигнутого несколькими десятилетиями ранее, и выступление закончилось неудачно: оркестр шел в одну сторону, а хор - в другую. Уокер взял этот отчет из автобиографии Вайнгартнера, опубликованной в Цюрихе и Лейпциге в 1928–1929 гг. В том же 1884 году он стал директором Кенигсбергской Оперы. С 1885 по 1887 год он был капельмейстером в Данциге, затем в Гамбурге до 1889 года и в Мангейме до 1891 года. С этого года он был капельмейстером королевской власти. Опера и дирижер симфонических концертов в Берлине. В конце концов он ушел с оперной должности, продолжая дирижировать симфоническими концертами, а затем поселился в Мюнхене, где вызвал неприязнь таких ученых мужей, как Рудольф Луи и Людвиг Тюль.

В 1902 году на фестивале в Майнце Вайнгартнер дирижировал всеми девятью Бетховенскими симфониями. С 1907 по 1910 год он был директором Vienna Hofoper, сменив Густава Малера ; он оставался дирижером Венской филармонии до 1927 года. С 1912 года он снова был капельмейстером в Гамбурге, но ушел в отставку в 1914 году и отправился в Дармштадт в качестве генерального музыкального директора, а также часто дирижировал в США для Бостонской оперной труппы с 1912 по 1914 год. В 1919–20 - главный дирижер Венской народной оперы. В 1920 году он стал профессором Академии Ференца Листа в Будапеште. С 1927 по 1934 год он был музыкальным руководителем Базельского симфонического оркестра. Он сделал много выдающихся записей симфоний Бетховена и Брамса в Вене и Лондоне между серединой 1920-х годов и своей последней записью в Лондонском симфоническом оркестре, включая электризующую Секунду Брамса, чтобы завершить исторический симфонический цикл Бетховена-Брамса, который он начал в 1920-х годах (см. Ниже) 29 февраля 1940 г. Он дал свой последний концерт в Лондоне в том же году и умер в Винтертуре, Швейцария, два года спустя.

Вайнгартнер был первым дирижером, сделавшим коммерческие записи всех девяти симфоний Бетховена, и вторым (Леопольдом Стокски в Филадельфии), записавшим все четыре симфонии Брамса. В 1935 году он дирижировал мировой премьерой давно утерянной Симфонии до Жоржа Бизе. Его четкий классический стиль дирижирования контрастировал с романтическим подходом многих его современников, таких как Вильгельм Фуртвенглер, дирижирование которого теперь считается «субъективным» из-за колебаний темпа, не предусмотренных в печатных партитурах; в то время как Вайнгартнер больше походил на Артуро Тосканини, настаивая на том, чтобы играть так, как написано. Его запись 1935 года Бетховена Симфония № 9, например, гораздо больше похожа на исполнения Тосканини 1936, 1938, 1939 и 1952 годов (только последняя из которых была записана в в студии, а не на концерте), чем гораздо более обширные чтения Фуртвенглера.

Он обучал дирижированию таких выдающихся студентов, как Поль Захер, Чарльз Удрет, Георг Тинтнер и Йозеф Крипс. Он экспериментировал с фильмами, в которых он сам дирижировал (например, в его единственном записанном исполнении увертюры Вебера к Der Freischütz ) в качестве инструмента «оркестрового обучения».

Он был женат пять раз, чтобы Мари Жюльерат (1891), баронесса Феодора фон Дрейфус (1903), меццо-сопрано Люсиль Марсель (1912; умерла в 1921), актриса Роксо Бетти Калиш (1922) и Кармен Штудер (1931).

Композитор и редактор

Несмотря на всю свою карьеру дирижера, Вайнгартнер считал себя в равной степени, если не более важным, композитором. Помимо множества опер, Вайнгартнер написал семь симфоний, которые все были записаны вместе с другой его оркестровой музыкой с помощью cpo - classic production osnabrück в Оснабрюке, Германия. Симфониетта, концерт для скрипки, концерт для виолончели, оркестровые произведения, не менее пяти струнных квартетов, квинтетов для струнных и для фортепиано с кларнетом и другие пьесы, в том числе большое количество песен для голоса и фортепиано, одно из которых, «Liebesfeier» (текст: Lenau), стало его самым известным коротким произведением, по сути, «хитом». Выбор стихов Вайнгартнера для его песен отражает выбор его современных композиторов: Макс Регер, Джозеф Маркс, Ричард Транк и Ричард Штраус.

Его музыкальный стиль, особенно очень щедрый, действительно весьма ценный в своем довольно-таки шубертовском мелодическом интересе, принадлежит своему времени: смесь позднего романтизма и раннего модернизма, сравнимого с стилями его современников Рихард Штраус, Густав Малер, Франц Шрекер и Александр Землинский. Его идиома оставила некоторые следы в Эрихе Вольфганге Корнгольде, чья не по годам развитая «Симфониетта» посвящена Вайнгартнеру, дирижировавшему его первым представлением. Его Третья симфония была задумана как послание любви Люсиль Марсель и как ответ на многочисленные критические нападки на него в Вене; финал достигает апогея в пародии на вальс из Иоганна Штрауса II Летучая мышь. Точно так же ему удалось закончить свою Пятую симфонию к дню рождения Роксо Бетти, тенденция к романтической привязанности, которая может привлечь хотя бы мимолетное внимание, поскольку он, таким образом, был очень преданным женихом в использовании рукописной бумаги.

Вайнгартнер редактировал вместе с Чарльзом Малербом полное собрание сочинений Гектора Берлиоза (он однажды назвал Берлиоза «создателем современного оркестра»), а также оперы Джозеф от Мехул и Оберон по Вебер, а также отдельные работы Глюка, Вагнера и другие. Он также сделал оркестровые версии фортепианных произведений, таких как Бетховен Hammerklavier Sonata, Приглашение на танец Вебера и Бизе. Вариации хроматики. Перед более поздней работой Брайана Ньюбоулда, в 1934 году, он сделал исполнительскую версию Шуберта Симфонии № 7 ми мажор, D. 729, который получил несколько исполнений и записей; он также аранжировал произведения ряда мастеров раннего романтизма для оркестрового исполнения.

Сочинения и интересы

Вайнгартнер рано интересовался оккультизмом, астрологией и восточным мистицизмом, что повлияло на его личную философию и музыку. какой-то степени. Он сам был плодовитым писателем, опубликовавшим поэтическую драму «Голгофа» в 1908 году. Он много писал о музыкальной драме, о дирижировании, о симфониях начиная с Бетховена, о симфониях Бетховена, Шуберта и Шуман, а также по искусству и эзотерике. Два сборника эссе - Musikalische Walpurgisnacht (1907) и Akkorde (1912). Он также опубликовал автобиографию Lebenserinnerungen в 1923 году.

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст Американской энциклопедии 1920 статья о Феликс Вайнгартнер.
Культурные бюро
Предшественник. ?Хофкапельмейстер, Берлинская опера. 1891-1898Преемник. ?
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:21:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте