Николай Гедда

редактировать
Николай Гедда, 1959

Гарри Густав Николай Гедда, профессионально известный как Николай Гедда ( 11 июля 1925 г. - 8 января 2017 г.) был шведским оператором тенором. Дебютировав в 1951 году, Гедда сделал долгую и успешную карьеру в опере до 77 лет в июне 2003 года, когда он сделал свою последнюю оперную запись. Знаток языков, он исполнил оперы на французском, русском, немецком, итальянском, английском, чешском и шведском языках, а также одну на латыни. В январе 1958 года он исполнил партию Анатолия в мировой премьере американской оперы Ванесса в Метрополитен-опера. Сделав около двухсот записей, Гедда является одним из самых известных оперных певцов в истории. Его пение наиболее известно своим прекрасным тоном, вокальным контролем и музыкальным восприятием.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Оперная карьера
  • 3 Художественная песня
  • 4 Достоинства
  • 5 Личное life
  • 6 Частичная дискография
  • 7 Примечания
    • 7.1 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Ранние годы

Гарри Густав Николай Гадда, который позже изменил написание своей фамилии на Гедда, родился вне брака в Стокгольме у шведской матери и наполовину русского отца. Его воспитывали тетя Ольга Гадда и его приемный отец Михаил Устинов (дальний родственник Петра Устинова ), которые пели на басу в Сержа Жарова Хор Донских казаков и был кантором в русской православной церкви. Гедда рос двуязычным на шведском и русском языках, и с 1929 по 1934 год, когда его семья жила в Лейпциге, Германия, он выучил немецкий язык. В 5 лет Гедда выступал в составе вокального квартета в православной церкви города. Они вернулись в Швецию в 1934 году, и мальчик учился в средней школе Катарины и гимназии Сёдра. В школе он выучил английский, французский и латынь, а после окончания школы самостоятельно выучил итальянский.

Гедда сначала работал кассиром в местном банке в Стокгольме и был вынужден поддерживать своих родителей, находящихся в затруднительном положении, финансово; он спал в алькове рядом с кухней в их стокгольмской квартире. Однажды он сказал клиенту - члену оркестра Королевского оперного театра - что ищет хорошего учителя пения, и клиент порекомендовал Карлу Мартину Оману, известному вагнеровскому тенору 1920-х годов, которому также приписывают открытие Юсси Бьёрлинг. Оман был в восторге от Гедды и взял его в ученики, сначала бесплатно, потому что Гедда в то время поддерживал своих родителей. Два месяца спустя его успехи были такими, что он получил грант, а затем выиграл приз Кристин Нильссон. Через несколько месяцев он получил стипендию, а позже смог оплатить уроки пения Оман. В Королевской академии музыки и оперной школе в Стокгольме Гедда был в классе Курта Бендикса и Рагнара Хильтена-Каваллиуса с 1950 по 1952 год.

Оперная карьера

Гедда дебютировал в Шведской королевской опере в Стокгольме в составе вокального квартета на премьере «Der rote Stiefel» Sutermeister в ноябре 1951 года. В апреле 1952 года, в возрасте 26 лет. Гедда триумфально дебютировал в главной роли в Стокгольме, исполнив Чапелу в пьесе Адольфа Адама Le postillon de Lonjumeau вместе с Hjördis Schymberg. «Ронд дю Постийон» в опере («Mes amis, écoutez l'histoire ») считается одной из самых сложных теноровых арий во всей опере, так как она требует требовательного высокого D от солиста.

Раннюю оценку пения Гедды дал Уолтер Легге, после того как впервые услышал, как Гедда поет для роли Дмитрия в запланированной записи Бориса Годунова.

По прибытии В аэропорту толпа журналистов спросила меня, не интересно ли мне услышать их прекрасные молодые шведские голоса. Естественно, мне было интересно, но я не ожидал ни статей на первых полосах, которые появились на следующее утро, ни массы писем и почти непрерывных телефонных звонков с просьбами о том, чтобы меня выслушали. Мне пришлось попросить у директора оперы комнату на пару дней, чтобы выслушать около 100 молодых претендентов. Первым, кто спел мне (в 9.30 утра), был Гедда, который, кажется, пел только один раз на публике. Он спел Кармен Цветочную Песню так нежно, но страстно, что я был почти до слез. Он исполнил сложную восходящую гамму, закончившуюся ясной и блестящей си-бемолью. Почти извиняясь, я попросил его попробовать спеть ее так, как она написана - пианиссимо, параллентандо и диминуэндо. Не ворочая волос, он совершил почти чудо, невероятно красиво и без усилий. Я попросил его вернуться в 8 вечера и сообщил моей жене, что великий певец упал мне на колени, и Добровену, что, хотите верьте, хотите нет, этот 23-летний Гедда был Посланный небесами Дмитрий для нашего Бориса.

В результате прослушивания с Легге, Гедда получил контракт на три записи оперы HMV - Борис Годунов, Die Lustige Witwe и Das Land des Lächelns - а также месса си минор Баха и концерт шведской песни в сопровождении Бендикса. В 1953 году он дебютировал в Ла Скала в роли Дона Оттавио в Дон Джованни, за ним последовал один солист-тенор в премьере оперы Орфа Трионфо ди Афродита. В январе следующего года он дебютировал в Парижской опере в роли Деймона в Les Indes galantes с Юоном в Weber в Oberon <164.>и Тамино в Волшебной флейте в том же году, Альфредо в Травиата и герцог Мантуи в Риголетто в 1956 году, Кассио в Отелло в 1957 году и главную роль в Фауст в 1961 году. В то время он жил во Франции и начал сотрудничество с фестивалем в Экс-ан-Провансе в 1954 году. начиная с Бельмонте в Die Entführung aus dem Serail и Винсента в Mireille, затем Орфея в Orphée et Eurydice, Thespis и Mercure в Platée, и Феррандо в Così fan tutte ; записывается несколько постановок. журнал Diapason описал его как величайшего французского тенора своего поколения, как за его существенный актерский состав в «Фаусте» и «Сказки Гофмана», так и за его роль в Возрождение интереса к французской большой опере, которое во многом объяснялось его способностью соответствовать требованиям ролей, таких как Арнольд в Гийом Телль, Челлини и Эне Берлиоза, а также главную роль Мейербера Le prophète. В 1966 году, перед тем, как занять роль в Ковент-Гарден, Гедда сказал, что Челлини была одной из его любимых ролей; когда он готовил роль для Голландского фестиваля в 1961 году, он полностью погрузился в историческую фигуру итальянского ювелира и скульптора XVI века.

Внешний звук
значок аудио Гедда в роли Камиллы, графа де Розильона в опере Франца Легара Веселая вдова, Ловро фон Матачич дирижирует Филармоническим оркестром с Элизабет Шварцкопф, Эберхард Вехтер в 1963 году

В Зальцбурге он принял участие в августовской премьере трехактной версии Рольфа Либермана в августе 1957 года. «Die Schule der Frauen (в роли Оронте), дирижер Георг Шолти, где Гедда« сопоставил свой свободный лирический тенор с одушевлением личности, что стало неожиданностью ». После своего дебюта в США в роли Фауста в Питтсбурге в 1957 году, Гедда дебютировал в Метрополитен-опера в главной роли Гуно Фауст в том же году и уехал. он исполнит там 28 ролей в течение следующих 26 лет, в том числе Анатола в мировой премьере фильма Барбер Ванесса и премьере в США Менотти Последний дикарь. Он был последним певцом, вышедшим на сцену «старого Метрополитена»: последний занавес гала-вечера упал после его появления в финале «Фауста».

Гедда сделал свой Королевский оперный театр Ковент-Гарден дебютировал в 1954 году в роли герцога в фильме Верди Риголетто (на английском языке). Он вернулся в 1963 году за Проклятие Фауста и за Бенвенуто Челлини (в 1966, 1969 и 1976 годах); Альфредо в 1972 году, Густав III в 1977 году, Неморино в 1981 году, Ленский (в 1979 и 1982 годах) и Абдису в Палестрина.

Единственным набегом Гедды на Вагнера была заглавная роль в Лоэнгрине в Стокгольме в январе 1966 года, где один критик писал, что его «владение интонацией и ритмом способствовало невероятно красивому впечатлению прямо от его несопровождаемого внешнего вида. в первом акте ». Он должен был спеть Лоэнгрина на Байройтском фестивале в 1967 году, но его участие в американском телефильме о Фаусте летом того же года помешало этому.

Гедда сделал более 200 полных Пластинки и компакт-диски в широком диапазоне стилей и нескольких ролей можно считать одними из самых сложных во всем оперном репертуаре, особенно Арнольд в Россини Гийом Телль и Арнуро. в I puritani, требующие высоких нот и легкой линии легато. В записях он также был отмечен в более легкой опере, будь то венские оперетты Штрауса (Die Fledermaus, Eine Nacht in Venedig, Wienerblut ) или Легар (Die lustige Witwe, Das Land des Lächelns ), в Бернштейне (Candide ) или Хан (Ciboulette ).

У него был небольшая роль в фильме 1952 года Eldfågeln, в котором он спел «Ack, Värmeland du sköna ".

Певец необычайного долголетия, Гедда был активен почти до семидесяти; в мае 2001 года он записал роль императора Альтоума в Пуччини Турандот и роль верховного жреца в Идоменей Моцарта в июне 2003 г..

Художественная песня

Николай Гедда на Корсгольмском музыкальном фестивале, 1987.

В дополнение к своим оперным выступлениям Гедда делал параллельную активную карьеру на концертной площадке и в качестве сольника с большим успехом. репертуар французских, немецких, скандинавских и русских авторских песен, а также более крупных произведений для концертная площадка. Как переводчик Lieder он выступал более 25 лет с пианистом [sv ]. Языковые навыки, интеллектуальный подход и музыкальность Гедды, а также его обширные записи сделали его особенно незаменимым в этом жанре. Он также пел и записывал духовную музыку, в том числе русскую литургическую музыку. Его дискография включает масштабные священные произведения, такие как Реквием Моцарта, Бетховена Христос на Елеонской горе, Missa solemnis и Девятая симфония, Лелио, ou le retour à la vie, Элайджа, Реквием Верди и Сон Геронтия ; в то время как его песенный репертуар простирался за пределы шведских композиторов и народных песен до Шуберта, Шумана, широкий спектр русских романсов от Глинки до Рахманинова, мелодии, Яначека Дневник пропавшего и многие русские народные песни.

Награды

В 1965 году он стал шведским придворным певцом, а в 1966 году он был принят в Шведскую королевскую музыкальную академию. В 1968 году он был награжден шведской королевской медалью Litteris et Artibus. В 1976 году он был награжден Золотой медалью за продвижение музыкального искусства (швед. För tonkonstens främjande) Шведской королевской музыкальной академией, а в 2007 году он получил приз Карузо.

В 2010 году он получил Почетный легион (Légion d'honneur), высшую французскую награду от тогдашнего президента Франции Николя Саркози.

Гедда был приглашенным профессором в Королевской музыкальной академии в Лондоне, а в 1994 году он стал почетным членом Королевской академии.

Личная жизнь

Помимо музыки, у Гедды было много хобби, так как Он был увлеченным спортсменом, знатоком живописи и скульптуры, хорошо разбирался в литературе, часто читал произведения крупных романистов в оригинале, где владел языком. Он также имел страсть к посещению зоопарков, говоря, что, если бы ему не пришлось путешествовать по своей профессии, он хотел бы «сохранить полный зверинец в моем доме».

Его первый брак был с пианисткой Надин Сапунов. -Нова (1953–1961), его помощником Анастасии Каравиотис, американке греческого происхождения (1965–1991), и последним с 1997 года журналистке и писательнице Айно Селлермарк.

Свои первые мемуары «Gåvan är inte gratis» («Подарок не бесплатно») он опубликовал в 1977 году с помощью своей будущей жены Айно Селлермарк. Позже они написали еще одну биографию, Николай Гедда: Моя жизнь и искусство, которая была опубликована Amadeus Press в 1999 году.

Его смерть 8 января 2017 года в возрасте 91 года была объявлена ​​его семьей только 9 февраля 2017 года. Он умер от сердечного приступа в своем доме в Толоченаз в кантоне Во, Швейцария.

Частичная дискография

Ниже представлена ​​подборка студийных записей Gedda, которые либо упоминаются в основном тексте, либо появляются в Opera в томах 1 и 2 Record, либо получают розетку в книгах Penguin Record Guide.

Примечания

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-31 08:47:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте