Жан Вальжан в роли месье Мадлен. Иллюстрация Гюстав Брион | |
Автор | Виктор Гюго |
---|---|
Иллюстратор | Эмиль Баярд |
Страна | Впервые опубликовано в Бельгии, когда автор находился в добровольном изгнание в Гернси |
Язык | Французский |
Жанр | Эпический роман, Историческая фантастика, Трагедия |
Издательство | А. Lacroix, Verboeckhoven Cie. |
Дата публикации | 1862 |
Les Misérables (, французский: ) - это французский исторический роман Виктора Гюго, впервые опубликованный в 1862 году, который считается одним из величайших романы 19 века.
В англоязычном мире роман обычно называют его оригинальным французским названием. Однако было использовано несколько альтернатив, в том числе «Несчастные», «Несчастные», «Несчастные», «Бедные», «Несчастные бедняки», «Жертвы» и «Обездоленные». Начиная с 1815 года и достигая кульминации в 1832 Июньском восстании в Париже, роман рассказывает о жизни и взаимодействиях нескольких персонажей, в частности о борьбе бывшего заключенного Жана Вальжана и его опыт искупления.
Изучая природу закона и благодати, роман развивает историю Франции, архитектуру и городской дизайн Парижа, политику, мораль философия, антимонархизм, справедливость, религия, а также типы и природа романтической и семейной любви. «Отверженные» стали популярными благодаря многочисленным адаптациям для кино, телевидения и сцены, в том числе мюзикла.
Аптон Синклер описал роман как «один из полдюжины величайших романов мира» и заметил, что Гюго изложил цель «Отверженных» в Предисловии:
Пока поскольку в силу закона и обычаев должно существовать социальное осуждение, которое перед лицом цивилизации искусственно создает ад на земле и осложняет божественную судьбу человеческой гибелью; до тех пор, пока не будут решены три проблемы эпохи - деградация мужчины бедностью, разрушение женщин голодом и уменьшение детства физической и духовной ночью; до тех пор, пока в определенных регионах возможна социальная асфиксия; Другими словами, и с еще более широкой точки зрения, пока на земле остаются невежество и несчастья, такие книги не могут быть бесполезными.
Ближе к концу романа Хьюго объясняет всеобъемлющую структуру произведения:
Книга, которую читатель имеет перед собой в данный момент, - это от одного конца до другого, во всей полноте и деталях... прогресс от зла к добру, от несправедливости к справедливости, от лжи к истине, от ночи к дню, от аппетита к совести, от испорченности к жизни; от скотства к долгу, от ада к раю, от небытия к Богу. Отправная точка: материя, цель: душа. гидра в начале, ангел в конце.
Роман содержит различные сюжетные линии, но основная нить - это история бывшего заключенного Жана Вальжана, который становится сила добра в мире, но не может избежать своего криминального прошлого. Роман разделен на пять томов, каждый из которых разделен на несколько книг и разделен на главы, всего 48 книг и 365 глав. Каждая глава относительно короткая, обычно не превышает нескольких страниц.
Роман в целом является одним из самых длинных из когда-либо написанных, с 655 478 словами на французском языке. Хьюго объяснил свои амбиции в отношении романа своему итальянскому издателю:
Не знаю, будут ли его читать все, но он предназначен для всех. Он адресован Англии, а также Испании, Италии, а также Франции, Германии, а также Ирландии, республикам, укрывающим рабов, а также империям, в которых есть крепостные. Социальные проблемы выходят за рамки границ. Раны человечества, эти огромные язвы, засоряющие мир, не останавливаются на синих и красных линиях, нанесенных на карты. Куда мужчины идут в неведении или отчаянии, где женщины продают себя за хлеб, где детям не хватает книги, чтобы учиться, или теплого очага, Les Misérables стучит в дверь и говорит: «Откройся, я здесь для тебя».
Более четверти романа - по подсчетам 955 из 2783 страниц - посвящено эссе, в котором аргументируется моральная точка зрения или отражаются энциклопедические знания Гюго, но не продвигается ни сюжет, ни даже побочный сюжет. метод, который Гюго использовал в других работах, таких как Горбун из Нотр-Дама и Морские трудящиеся. Один биограф заметил, что «гениальные отклонения легко прощаются». Гюго обращается к темам: уединенные религиозные ордена, строительство парижских канализационных сетей, арго и уличных мальчишек Парижа. Один о монастырях он назвал «скобками», чтобы обратить внимание читателя на его несоответствие сюжетной линии.
Хьюго посвящает еще 19 глав (том II, книга I) описанию - и размышлению о месте в истории - Битва при Ватерлоо, поле битвы, которое Хьюго посетил в 1861 году и где он закончил писать роман. Он открывает второй том с такой смены темы, что кажется началом совершенно другого произведения. Тот факт, что это «отступление» занимает такую большую часть текста, требует, чтобы его читали в контексте «всеобъемлющей структуры», о которой говорилось выше. Гюго делает свои собственные выводы, считая Ватерлоо поворотной точкой в истории, но определенно не победой сил реакции.
Ватерлоо, прервав снос европейских престолов мечом, не имел никакого иного эффекта, кроме как побудить революционную работу продолжаться в другом направлении. Слэшеры закончили; настала очередь мыслителей. Век, который должен был арестовать Ватерлоо, продолжил свой марш. Эта зловещая победа была побеждена свободой.
Один критик назвал это «духовными воротами» к роману, поскольку случайная встреча Тенардье и полковника Понмерси предвещает столь многие встречи романа «смесью случайности и необходимости», a » противостояние героизма и подлости ».
Даже не обращаясь к другим предметам за пределами своего повествования, Хьюго иногда прерывает прямое перечисление событий, свой голос и контроль над сюжетной линией, не ограниченные временем и последовательностью. Роман открывается заявлением о епископе Динском в 1815 году и тут же меняется: «Хотя эти детали никоим образом не касаются того, о чем мы должны рассказать...» Только после 14 глав Гюго снова берет начало в теме ». В начале октября 1815 года... ", чтобы представить Жана Вальжана.
В инциденте, свидетелем которого был Гуго в 1829 году, участвовали трое незнакомцев и полицейский. Одним из незнакомцев был человек, похитивший буханку хлеба, похожий на Жана Вальжана. Офицер вёл его к тренеру. Вор также увидел, как мать и дочь играют друг с другом, что послужило вдохновением для Фантины и Козетты. Хьюго представил жизнь человека в тюрьме, а также матери и дочери, отобранных друг от друга.
Характер Вальжана в общих чертах основан на жизни бывшего заключенного Эжена Франсуа Видока. Видок стал руководителем тайного полицейского подразделения, а позже основал первое во Франции частное детективное агентство. Он также был бизнесменом и широко известен своей социальной активностью и благотворительностью. Видок также вдохновил Гюго на работы Гюго «Клод Гё » и «Le Dernier jour d'un condamné» (Последний день осужденного ).
В 1828 году Видок, уже помилованный, спас одного из рабочих в его бумажная фабрика, подняв тяжелую тележку на плечи, как это делает Вальжан. Описание Гюго того, как Вальжан спасает моряка на «Орионе», почти дословно использовалось в письме барона Ла Ронсьера, описывающем такой инцидент. Хьюго использовал Bienvenu de Miollis (1753–1843), епископ Динского в то время, когда Вальжан встречает Мириэль, в качестве модели для Мириэль.
Гуго использовал уход заключенных из Бань из Тулона в одном из своих ранних рассказов Le Dernier Jour d'un Condamné. Он отправился в Тулон, чтобы посетить Бане в 1839 году, и сделал подробные записи, хотя он не начал писать до 1845 года. На одной из страниц своих заметок о тюрьме он большими печатными буквами написал возможное имя своего героя: «ЖАН ТРЕЖАН». Согласно написанному, Трежан стал Вальжаном.
В 1841 году Хьюго спас проститутку от ареста за нападение. Он использовал короткую часть своего диалога с полицией, рассказывая о спасении Вальжаном Фантины в романе. 22 февраля 1846 года, когда он приступил к работе над романом, Хьюго стал свидетелем ареста вора хлеба, в то время как герцогиня и ее ребенок безжалостно наблюдали за этой сценой из своего кареты. Он провел несколько отпусков в Монтрей-сюр-Мер.
Во время восстания 1832 года Гюго гулял по улицам Парижа, видел баррикады, преграждающие ему путь, и вынужден был укрыться от огня. Он принимал непосредственное участие в парижском восстании 1848 года, помогая разрушать баррикады и подавлять как народное восстание, так и его союзников-монархистов.
Виктор Гюго черпал вдохновение из всего, что он слышал и видел, писал это записано в его дневнике. В декабре 1846 года он стал свидетелем ссоры между старухой, копающейся в мусоре, и уличным мальчишкой, которым мог быть Гаврош. Он также узнал себя лично, осмотрев Парижское Консьержери в 1846 году и Ватерлоо в 1861 году, собрав информацию о некоторых отраслях промышленности, а также о заработной плате и уровне жизни рабочего класса. Он попросил своих любовниц, Леони д'Оне и Жюльет Друэ, рассказать ему о жизни в монастырях. Он также подсунул в сюжет личные анекдоты. Например, брачная ночь Мариуса и Козетты (часть V, книга 6, глава 1) происходит 16 февраля 1833 года, когда Гюго и его пожизненная любовница Джульетта Друэ впервые занимались любовью.
История начинается в 1815 году в Дине, как крестьянин Жан Вальжан, только что освобожденный из 19-летнего заключения в Бане Тулона - пять за кражу хлеба для своей голодной сестры и ее семьи и еще четырнадцать за многочисленные попытки побега - хозяева гостиницы отвергли его, потому что его желтый паспорт отмечает его как бывшего осужденного. Он спит на улице, злой и ожесточенный.
Доброжелательный епископ Мириэль Диня дает ему убежище. Ночью Вальжан убегает с серебром Мириэль. Когда полиция захватывает Вальжана, Мириэль делает вид, что он отдал Вальжану столовое серебро, и требует от него взять два серебряных подсвечника, как будто он забыл их взять. Полиция принимает его объяснения и уходит. Мириэль говорит Вальжану, что его жизнь была сохранена для Бога, и что он должен использовать деньги от серебряных подсвечников, чтобы стать честным человеком.
Вальжан размышляет над словами Мириэль. Когда представляется возможность, чисто по привычке, он крадет монету 40- су у 12-летнего Пти Жерве и прогоняет мальчика. Он быстро раскаивается и в панике ищет Жерве в городе. В то же время о его краже сообщается властям. Вальжан прячется, пока они его ищут, потому что в случае задержания он будет возвращен на галеры на всю жизнь как рецидивист.
Прошло шесть лет, и Вальжан под псевдонимом мсье Мадлен стал богатым владельцем фабрики и назначен мэром Монтрей-сюр-Мер. Идя по улице, он видит человека по имени Фошлеван, пригвожденного колесами телеги. Когда никто не добровольно поднимает тележку, даже за плату, он решает спасти Фошлевента сам. Он залезает под тележку, успевает поднять ее и освобождает его. Инспектор полиции города, инспектор Жавер, который был адъютантом гвардии в Бане Тулона во время заключения Вальжана, становится подозрительным к мэру после того, как стал свидетелем этого замечательного подвига. Он знал только одного человека, заключенного по имени Жан Вальжан, который мог это сделать.
Несколькими годами ранее в Париже гризетта по имени Фантина была очень влюблена в Феликса Толомьеса. Его друзья Листолье, Фамей и Блашвель также были в паре с подругами Фантины Далией, Зефиной и Фавориткой. Мужчины бросают женщин, рассматривая свои отношения как юношеские развлечения. Фантине приходится использовать собственные ресурсы, чтобы заботиться о ней и дочери Толомьеса, Козетте. Когда Фантина прибывает в Монфермей, она оставляет Козетту на попечении Тенардье, коррумпированного трактирщика и его эгоистичной жестокой жены.
Фантина не знает, что они жестоко обращаются с ее дочерью и используют ее в качестве принудительного труда в своей гостинице, и продолжает пытаться удовлетворить их растущие, вымогательные и фиктивные требования. Позже ее уволили с работы на фабрике Жана Вальжана из-за того, что была обнаружена ее дочь, рожденная вне брака. Между тем денежные требования Тенардье продолжают расти. В отчаянии Фантина продает свои волосы и два передних зуба и прибегает к проституции, чтобы заплатить Тенардье. Фантина медленно умирает от неуточненной болезни.
A денди по имени Баматабуа преследует Фантину на улице, и она в ответ бьет его. Жавер арестовывает Фантину. Она умоляет освободить ее, чтобы обеспечить свою дочь, но Жавер приговаривает ее к шести месяцам тюрьмы. Вальжан (мэр Мадлен) вмешивается и приказывает Жаверу освободить ее. Жавер сопротивляется, но Вальжан побеждает. Вальжан, чувствуя себя ответственным за то, что его фабрика отвергла ее, обещает Фантине, что приведет к ней Козетту. Он отвезет ее в больницу.
Жавер снова приходит к Вальжану. Жавер признает, что после того, как его заставили освободить Фантину, он сообщил французским властям о нем как о Вальжане. Он говорит Вальжану, что понимает, что был неправ, потому что власти опознали кого-то еще как настоящего Жана Вальжана, заключили его под стражу и планируют судить его на следующий день. Вальжан разрывается, но решает раскрыть себя, чтобы спасти невиновного человека, чье настоящее имя - Шампатье. Он едет, чтобы присутствовать на суде, и там раскрывает свою настоящую личность. Вальжан возвращается в Монтрей, чтобы увидеть Фантину, за ней следует Жавер, который противостоит ему в своей больничной палате.
После того, как Жавер схватил Вальжана, Вальжан просит три дня привести Козетту к Фантине, но Жавер отказывается. Фантина обнаруживает, что Козетты нет в больнице, и раздраженно спрашивает, где она. Жавер приказывает ей замолчать, а затем раскрывает ей настоящую личность Вальжана. Ослабленная тяжестью болезни, она падает в шоке и умирает. Вальжан идет к Фантине, говорит с ней неслышным шепотом, целует ее руку и уходит вместе с Жавером. Позже тело Фантины бесцеремонно бросают в общественную могилу.
Вальжан сбегает, вновь схвачен и приговорен к смертной казни. Король заменяет приговор пожизненной каторгой. Находясь в заключении в Бане Тулона, Вальжан, подвергая себя большому риску, спасает моряка, попавшего в такелаж корабля. Зрители требуют его освобождения. Вальжан симулирует собственную смерть, позволяя себе упасть в океан. Власти сообщают, что он мертв и его тело потеряно.
Вальжан прибывает в Монфермей в канун Рождества. Он находит Козетту в одиночестве за водой в лесу и идет с ней в гостиницу. Он заказывает еду и наблюдает, как Тенардье оскорбляют ее, балуя собственных дочерей Эпонин и Азельму, которые плохо обращаются с Козеттой за то, что она играет с их куклой. Вальжан уходит и возвращается, чтобы сделать Козетте в подарок новую дорогую куклу, которую, после некоторого колебания, она с радостью принимает. Эпонина и Азельма завидуют. Мадам Тенардье в ярости на Вальжана, а ее муж не обращает внимания на поведение Вальжана, заботясь только о том, чтобы он платил за еду и жилье.
На следующее утро Вальжан сообщает Тенардье, что хочет взять с собой Козетту. Мадам Тенардье немедленно соглашается, а Тенардье делает вид, что любит Козетту и заботится о ее благополучии, не желая отказываться от нее. Вальжан платит Тенардье 1500 франков, и они с Козеттой уходят из гостиницы. Тенардье, надеясь обмануть Вальжана, бежит за ними, держа 1500 франков, и говорит Вальжану, что хочет вернуть Козетту. Он сообщает Вальжану, что не может освободить Козетту без записки от матери ребенка. Вальжан передает письмо Тенардье Фантина, разрешающее предъявителю взять Козетту. Затем Тенардье требует, чтобы Вальжан заплатил тысячу крон, но Вальжан и Козетта уезжают. Тенардье сожалеет, что не принес пистолет, и возвращается домой.
Вальжан и Козетта бегут в Париж. Вальжан снимает новую квартиру в доме Горбо, где они с Козеттой счастливо живут. Однако несколько месяцев спустя Жавер обнаруживает там квартиру Вальжана. Вальжан берет Козетту, и они пытаются сбежать от Жавера. Вскоре они находят убежище в монастыре Пти-Пикпю с помощью Фошлевана, человека, которого однажды Вальжан спас от раздавления телегой и который стал садовником монастыря. Вальжан также становится садовником, а Козетта - ученицей монастырской школы.
Восемь лет спустя Друзья ABC во главе с Анжольрасом готовят акт анти- орлеанистские гражданские беспорядки (т. Е. восстание в Париже 5–6 июня 1832 г. после смерти генерала Ламарка, единственного французского лидера, симпатизировавшего рабочему классу. Ламарк стал жертвой крупной эпидемии холеры, разорившей город, особенно его бедные районы, вызвав подозрение, что правительство отравляло колодцы). К Друзьям Азбуки присоединяются бедняки из Cour des miracles, в том числе старший сын Тенардье Гаврош, который уличный мальчишка.
Один из студенты, Мариус Понмерси, отчуждены от своей семьи (особенно его роялист дедушка М. Гилленорман) из-за своих бонапартистских взглядов. После смерти своего отца, полковника Жоржа Понмерси, Мариус обнаруживает записку от него, в которой его сын поручает оказать помощь сержанту по имени Тенардье, который спас свою жизнь в Ватерлоо - на самом деле Тенардье грабил трупы и только спасал Жизнь Понмерси случайно; он называл себя сержантом при Наполеоне, чтобы не выдать себя за грабителя.
В Люксембургском саду Мариус влюбляется в уже выросшую красивую Козетту. Семья Тенардье тоже переехала в Париж и теперь живет в бедности после потери своей гостиницы. Они живут под фамилией «Жондретт» в доме Горбо (по совпадению, в том же здании, в котором недолго жили Вальжан и Козетта после того, как покинули трактир Тенардье). Мариус тоже живет там, по соседству с Тенардье.
Эпонина, теперь оборванная и исхудавшая, приходит к Мариусу в его квартиру, чтобы попросить денег. Чтобы произвести на него впечатление, она пытается доказать свою грамотность, читая вслух книгу и записывая «Копы здесь» на листе бумаги. Мариус жалеет ее и дает немного денег. После того, как Эпонина уходит, Мариус наблюдает за «Жондретами» в их квартире через трещину в стене. Входит Эпонина и объявляет, что к ним прибывают филантроп и его дочь. Чтобы выглядетьбеднее, Тенардье тушит огонь и ломает стул. Он также приказывает Азельме выбить оконное стекло, что она и делает, в результате чего порезает ей руку (как и хотел Тенардье).
Входят филантроп и его дочь - на самом деле Вальжан и Козетта. Мариус сразу узнает Козетту. Увидев их, Вальжан обещает, что вернется с арендной платой за них. После того, как они с Козеттой уходят, Мариус просит Эпонину вернуть ему ее адрес. Эпонина, влюбленная в самого Мариуса, неохотно соглашается на это. Тенардье также признали Вальжана и Козетту и клянутся отомстить. Тенардье прибегает к помощи Патрон-Минетт, известная и внушающая страх банды убийц и грабителей.
Мариус подслушивает план Тенардье и идет к Жаверу, чтобы сообщить о преступлении. Жавер дает Мариусу два пистолета и приказывает ему стрелять в воздух, если ситуация станет опасной. Мариус возвращается домой и ждет прибытия Жавера и полиции. Тенардье отправляет Эпонину и Азельму наружу, чтобы они высматривали полицию. Когда Вальжанвает возвращается с деньгами за аренду, Тенардье с Патроном-Минетт устраивают на него засаду, и он раскрывает Вальжану свою настоящую личность. Мариус признает Тенардье человеком, который спас жизнь своего отца при Ватерлоо, и оказывается перед дилеммой.
Он пытается найти способ спасти Вальжана, не предав Тенардье. Вальжан отрицает, что знал Тенардье, и говорит ему, что они никогда не встречались. Вальжан проходит через окно, но его подавляют и связывают. Тенардье приказывает Вальжану выплатить 200 000 франков. Он также приказывает Вальжану написать письмо Козетте, чтобы она вернулась в квартиру, и они будут держать ее с собой, пока он не отдаст деньги. После того, как Вальжан пишет письмо и сообщает Тенардье свой адрес, Тенардье отправляет мадам. Тенардье получит Козетту. Мадам Тенардье возвращается один и объявляет, что адрес поддельный.
Именно в это время Вальжану удалось освободиться. Тенардье решает убить Вальжана. Пока он и Патрон-Минетт собираются это сделать, Мариус вспоминает обрывок бумаги, который Эпонина написала ранее. Он бросает его в квартиру Тенардье через трещину в стене. Тенардье читает его и думает, что Эпонина бросила его внутрь. Он, мадам. Тенардье и Патрон-Минетт пытается сбежать, но их останавливает Жавер.
Он арестовывает всех Тенардье и Патрон-Минетт (кроме Клакеса, который сбегает во время транспортировки в тюрьму, и Монпарнаса, вместо этого останавливается, чтобы сбежать с Эпониной о причастности к грабежу). Вальжану удается сбежать с места происшествия до того, как его видит Жавер.
После освобождения Эпонины из тюрьмы она находит Мариуса на «Поле» жаворонка »и с грустью ему сообщает, что нашла адрес Козетты. Она приводит его к дому Вальжана и Козетты на улице Плюме, а Мариус наблюдает за домом несколько дней. Затем он и Козетта наконец признаются друг другу в любви. Тенардье, Патрон-Минетт и Брюхон сумели сбежать из тюрьмы с помощью Гавроша (редкий случай, когда Гаврош помог своей семье в их преступной деятельности). Однажды ночью, во время одного из визитов Мариуса с Козеттой, шестеро мужчин пытаются совершить набег на дом Вальжана и Козетты. Однако Эпонина, сидевшая у ворот дома, угрожает криком разбудить весь район, если воры не уйдут. Услышав это, они неохотно уходят на пенсию. Тем временем Козетта сообщает Мариусу, что она и Вальжан уезжают в Англию через неделю, что сильно беспокоит пару.
На следующий день Вальжан сидит на Марсовом поле. Он обеспокоен тем, что несколько раз видит Тенардье по соседству. Неожиданно ему на колени падает записка с надписью «Убирайся». Он видит убегающую фигуру в тусклом свете. Он возвращается в свой дом, говорит Козетте, что они будут жить в другом доме на улице Rue de l'Homme Arme, и подтверждает ей, что они переедут в Англию. Мариус пытается получить разрешение от г-на Жилленорман жениться на Козетте. Его дедушка кажется суровым и злым, но очень хочет возвращения Мариуса. Когда вспыхивает гнев, он отказывается сделать этот брак, говоря Мариусу, вместо Козетту своей любовницей. Оскорбленный, Мариус уходит.
На следующий день студенты восстали и возводили баррикады на узких улицах Парижа. Гаврош замечает Жавера и сообщает Анжольрасу, что Жавер - шпион. Когда Анжольрас противостоит ему по этому поводу, он признает свою личность и свой приказ шпионить за студентами. Анжольрас и другие студенты привязывают его к столбу в ресторане Коринфа. Вечером того же дня Мариус возвращается в дом Вальжана и Козетты на улице Плюме, но обнаруживает, что дом больше не занят. Затем он слышит голос, говорящий ему, что его друзья ждут его на баррикаде. Обезумев от того, что Козетта ушла, он прислушивается к голосу и уходит.
Когда Мариус подходит к баррикаде, революция уже началась. Когда он наклоняется, чтобы взять пороховую бочку, солдат подходит, чтобы застрелить Мариуса. Однако мужчина прикрывает рукой дуло солдатского ружья. Солдат стреляет, смертельно ранив мужчину, но пропустив Мариуса. Тем временем солдаты приближаются. Мариус взбирается на верхнюю часть баррикады, держа в одной руке факел, а в другую - пороховую бочку, и угрожает солдатам взорвать баррикаду. Убедившись в этом, солдаты отступают от баррикады.
Мариус решает пойти к меньшей баррикаде, которую он находит пустой. Когда он поворачивается назад, человек, который сделал смертельный выстрел для Мариуса ранее, называет Мариуса его именем ранее. Мариус обнаруживает, что этот человек - Эпонин, одетый в мужскую одежду. Когда она умирает, лежа на его коленях, она признается, что она сказала ему идти на баррикаду, надеясь, что они умрут вместе. Она также признается, что хотела умереть раньше него.
Автор также заявляет читателю, что Эпонина анонимно бросила записку Вальжану. Затем Эпонина говорит Мариусу, что у нее есть для него письмо. Она также признает, что она изначально не планировала отдавать его, но решает сделать это, опасается, что он рассердится на нее в загробной жизни. После того, как Мариус берет письмо, Эпонина просит его поцеловать ее в лоб, когда она умрет, что он обещает сделать. На последнем вздохе она признается, что была «немного влюблена» в него, и умирает.
Мариус действует ее просьбу и идет в таверну, чтобы прочитать письмо. Это написано Козеттой. Он узнает о местонахождении Козетты и пишет ей прощальное письмо. Он посылает Гавроша доставить его ей, но Гаврош оставляет его Вальжану. Вальжан, узнав, что возлюбленный Козетты борется, сначала испытывает облегчение, но через час он надевает форму Национальной гвардии, вооружается пистолетом и боеприпасами и уходит из дома.
Вальжан прибывает на баррикаду и немедленно спасает жизнь человека. Он все еще не уверен, хочет ли он защитить Мариуса или убить его. Мариус узнает Вальжана с первого взгляда. Анжольрас сообщает, что у них почти закончились патроны. Когда Гаврош выходит за пределы баррикады, чтобы собрать боеприпасы у убитых национальных гвардейцев, его застреливают.
Вальжанольно убивает самого Жавера, и Анжольрас дает разрешение. Вальжан уводит Жавера из виду, а затем стреляет в воздух, отпуская его. Мариусочно полагает, что Вальжан убил Жавера. Когда баррикада падает, Вальжан уносит раненого и потерявшего сознание Мариуса. Все остальные студенты убиты. Вальжан сбегает через канализацию, неся тело Мариуса. Он уклоняется от полицейского патруля и открывает выходных ворот. Тенардье выходит из темноты. Вальжан узнает Тенардье, но Тенардье не узнает Вальжана. Считая Вальжана убийц, таскающим труп своей жертвы, Тенардье предлагает открыть ворота за деньги. Обыскивая карманы Вальжана и Мариуса, он тайком отрывает кусок пальто Мариуса, чтобы позже выяснить его личность. Тенардье берет тридцать франков, которые он находит, открывает ворота и позволяет Вальжану уйти, что выход Вальжана из канализации отвлечет полицию, которая его преследовала.
После выхода Вальжан встречает Жавера и время просит вернуть Мариуса его семье, прежде чем сдаться ему. Удивительно, но Жавер соглашается, предполагаемая, что Мариус умрет в течение нескольких минут. Оставив Мариуса в доме своего деда, Вальжан просит разрешить ему ненадолго посетить его собственный дом, и Жавер соглашается. Там Жавер говорит Вальжану, что будет ждать его на улице, но когда Вальжан осматривает улицу из окна лестничной площадки, он обнаруживает, что Жавер ушел. Жавер идет по улице, понимая, что он застрял между своей строгой верой в закон и милосердием, проявленным к нему Вальжаном. Он чувствует, что больше не может отдавать Вальжана властям, но также может игнорировать свой долг перед законом. Не в силах справиться с этой дилеммой, Жавер совершает самоубийство, бросившись в Сену.
. Мариус медленно восстанавливается после травм. Пока они с Козеттой готовятся к свадьбе, Вальжан наделяет их состоянием в размере почти 600 000 франков. Во время празднования Марди Гра их свадебная вечеринка проходит по Парижу, и Тенардье замечает Вальжана, который приказывает Азельме следовать за ним. После свадьбы Вальжан признается Мариусу, что он бывший заключенный. Мариус в ужасе, предполагает худшее о моральном облике Вальжана и умудряется ограничить время, проведенное Вальжаном с Козеттой. Вальжан соглашается с приговором Мариуса и его разлукой с Козеттой. Вальжан теряет желание жить и уходит в постель.
Тенардье приближается к переодетому Мариусу, но Мариус узнает его. Тенардье пытается шантажировать Мариуса тем, что он знает о Вальжане, но при этом он непреднамеренно исправляет неправильные представления Мариуса о Вальжане и раскрывает все хорошее, что он сделал. Он пытается убедить Мариуса, что Вальжан на самом деле убийца, и представляет оторванный им кусок пальто в качестве доказательства. Ошеломленный, Мариус узнает в ткани часть своего пальто и понимает, что это Вальжан спас его от баррикады. Мариус достает пачку записок и швыряет ее в лицо Тенардье. Затем он обвиняет Тенардье в его преступлениях и предлагает ему огромную сумму, чтобы он уехал и никогда не возвращался. Тенардье принимает предложение, и он и Азельма едут в Америку, где он становится работорговцем.
Когда они бросаются к дому Вальжана, Мариус говорит Козетте, что Вальжан спас ему жизнь на баррикаде. Они прибывают, чтобы найти Вальжана при смерти и примириться с ним. Вальжан рассказывает Козетте историю и имя ее матери. Он умирает довольным и похоронен под пустой плитой на кладбище Пер-Лашез.
Революционный студенческий клуб. Во французском языке буквы «ABC» произносятся идентично французскому слову abaissés, «униженный».
Гюго не называет рассказчика имени и позволяет читателю идентифицировать рассказчика с автором романа. Рассказчик иногда вводит себя в повествование или сообщает факты вне времени повествования, чтобы подчеркнуть, что он излагает исторические события, а не полностью вымысел. Он вводит свой рассказ о Ватерлоо несколькими абзацами, описывающими недавний подход рассказчика к полю битвы: «В прошлом году (1861 г.) прекрасным майским утром приезжал путешественник, человек, рассказывающий эту историю. из Нивеля... »Рассказчик описывает, как« [] наблюдатель, мечтатель, автор этой книги »во время уличных боев 1832 года попал под перекрестный огонь:« Все, что ему нужно было защитить от пуль, - это волна из двух полуколонн, разделяющих магазины, он оставался в этой деликатной ситуации почти полчаса ». В какой-то момент он извиняется за то, что вторгся - «Автор этой книги, который сожалеет о необходимости упоминать себя» - спросить у читателя понимание, когда он описывает «Париж своей юности... как будто он все еще существует». Это вводит в размышления о воспоминаниях о местах прошлого, которые его современные читатели признали бы автопортретом, написанным из изгнания: «вы оставили часть своего сердца, своей крови, своей души на этих тротуарах». Он описывает другой случай, когда пуля «пробила латунную бритвенную тарелку, подвешенную... над парикмахерской. Эту проткнутую бритвенную тарелку еще можно было увидеть в 1848 году на Rue du Contrat-Social, на углу улицы. столпы рынка ". В качестве доказательства того, что на баррикадах были двойные агенты полиции, он пишет: «В 1848 году у автора этой книги был в руках специальный доклад по этому поводу, сделанный префекту полиции в 1832 году».
Появление романа было долгожданным событием, так как Виктор Гюго считался одним из выдающихся поэтов Франции середины XIX века. New York Times объявила о предстоящей публикации еще в апреле 1860 года. Хьюго запретил своим издателям резюмировать его историю и отказался разрешать публикацию отрывков до публикации. Он поручил им развить свой предыдущий успех и предложил такой подход: «То, что Виктор Х. сделал для готического мира в Нотр-Даме в Париже [Горбун из Нотр-Дама], он делает для современного мира в Отверженных». Массовая рекламная кампания предшествовала выпуску первых двух томов Les Misérables в Брюсселе 30 или 31 марта и в Париже 3 апреля 1862 года. Остальные тома появились 15 мая 1862 года.
Критическая реакция была широкой - ранжирование и часто отрицательное. Одни критики сочли этот предмет аморальным, другие жаловались на его чрезмерную сентиментальность, а других встревожила его очевидная симпатия к революционерам. Л. Готье писал в «Монд» от 17 августа 1862 года: «Нельзя без непреодолимого отвращения читать все подробности, которые г-н Гюго приводит в отношении успешного планирования беспорядков». Братья Гонкур сочли роман искусственным и разочаровывающим. Флобер не нашел в нем «ни истины, ни величия». Он жаловался, что персонажи - грубые стереотипы, которые все «говорят очень хорошо, но все одинаково». Он счел это «инфантильным» усилием и положил конец карьере Хьюго, как «падение бога». В газетном обзоре Шарль Бодлер высоко оценил успех Гюго в привлечении общественного внимания к социальным проблемам, хотя он считал, что такая пропаганда противоположна искусству. В частном порядке он назвал его «отвратительным и неумелым» («immonde et inepte»). Католическая церковь поместила ее в Index Librorum Prohibitorum.
. Работа имела коммерческий успех и с тех пор стала популярной книгой. В том же году он был переведен на несколько иностранных языков, включая итальянский, греческий и португальский, и стал популярным не только во Франции, но и в Европе и за рубежом.
С момента своей первоначальной публикации Les Misérables подверглись многочисленным адаптациям в различных СМИ, таких как как книги, фильмы, мюзиклы, пьесы и игры.
Известные примеры этих адаптаций включают:
На Викискладе есть материалы, связанные с Les Misérables. |
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: Les Misérables |
Wikisource содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Les Misérables |