Пьетро Торриджано | |
---|---|
Скульптура Святого Иеронима в Музее изящных искусств Севильи | |
Родился | (1472-11-24) 24 ноября 1472 года. Флоренция |
Умер | август 1528 года (55 лет). Севилья |
Движение | флорентийский школа |
Пьетро Торриджано (24 ноября 1472 г. - июль / август 1528 г.) был итальянским скульптором флорентийской школы. Он сыграл важную роль в представлении искусства эпохи Возрождения в Англии, но на его карьеру отрицательно повлиял его жестокий темперамент.
Торриджано родился во Флоренции. Согласно Джорджо Вазари, он был одним из группы талантливых молодых людей, изучавших искусство под патронажем Лоренцо Медичи во Флоренции.
Бенвенуто Челлини сообщая о разговоре с Торриджано, он рассказывает, что он и Микеланджело, когда оба были молоды, копировали фрески Мазаччо в часовне Кармине, когда какое-то пренебрежительное замечание Микеланджело так взбесило Торриджано что он ударил его по носу, сломав его. Уродство заметно на всех портретах Микеланджело. Согласно Челлини, Торриджано сказал:
«Мы с этим [Микеланджело] Буонарроти, когда были мальчишками, ходили в церковь Кармине, чтобы учиться рисованию в часовне Мазаччо. У Буонарроти была привычка подшучивать над всеми, кто там рисует; и однажды, среди прочего, когда он меня раздражал, я разозлился больше, чем обычно, и, сжав кулак, нанес ему такой удар по носу, что я почувствовал, как кости и хрящи опускаются, как бисквит, под мои суставы; и этот мой знак он унесет с собой в могилу ».
Друг Микеланджело Вазари говорит, что Торриджано спровоцировал драку из-за ревности и что из-за этого он был вынужден бежать из Флоренции.
Торриджано, сблизившийся с Микеланджело и завидующий его отличиям в искусстве, однажды, насмехаясь над нашим художником, нанес ему такой сильный удар в лицо, что его нос был сломан и раздавлен таким образом, что его никогда нельзя было восстановить, поэтому он был отмечен на всю жизнь; после чего Торриджано был изгнан из Флоренции.
Далее он говорит, что о нападении было сообщено Лоренцо де Медичи, который «был так сильно разгневан против преступника, что, если бы Торриджано не сбежал из Флоренции, он, без сомнения, нанес бы какой-то вред. очень суровое наказание для него ».
Был ли он« изгнан »или нет, вскоре после этого Торриджано посетил Рим и помог Пинтуриккьо в моделировании сложных лепных украшений в Апартаментах Борджиа для Папы Александра VI.
После некоторого времени, проведенного в качестве наемного солдата на службе в различных государствах, Торриджано был приглашен в Англия, возможно, молодой Генрих VIII сразу после смерти своего отца Генриха VII. Он создал терракотовые скульптуры, изображающие Генриха VII, Генриха VIII и церковного Джона Фишера. Он также, вероятно, сделал очень реалистичное похоронное изображение Генриха VII. Ему было поручено создать надгробный памятник леди Маргарет Бофорт, матери Генриха VII, в 1510 году, работая с «покровителями» или рисунками Мейннарта Вьюика.
Могила Генриха VII, Вестминстерское аббатствоПосле успеха этой работы он получил заказ на великолепный статический памятник для Генриха VII и его королевы, который до сих пор существует в Часовне леди Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. По всей видимости, это было начато в 1512 году, но не было закончено до 1517 года. Два чучела хорошо смоделированы, и не может быть никаких сомнений в том, что голова короля - прекрасный посмертный портрет. Джон Поуп-Хеннесси назвал ее «лучшей гробницей эпохи Возрождения к северу от Альп».
После этого Торриджано получил заказ на алтарь, ретабль и балдахино, которые стояли на западе, за ширмой памятника Генриху VII. Алтарь имел мраморные пилястры по углам, две из которых сохранились до сих пор, а ниже менсы находилась фигура мертвого Христа в натуральную величину из расписной терракоты. Убежище состояло из большого рельефа Воскресения Христова. Балдахин был из мрамора с элементами позолоченной бронзы; часть его фриза все еще существует, как и большое количество фрагментов терракотовых ангелов, которые венчали балдахин, и части большой фигуры Христа. Вся эта работа была уничтожена пуританами в 17 веке.
Памятник доктору Джону Йонгу, Мастеру рулонов, выставлен в Королевском колледже Лондона. Библиотека МоэнаГенрих VIII также поручил Торриджано сделать ему великолепный погребальный памятник, несколько похожий на памятник Генри VII, но на четверть больше, который будет помещен в часовне в Виндзоре ; однако он так и не был завершен, и его богатая бронза была переплавлена Содружеством вместе с бронзовой гробницей Вулси. Подписи к этим различным работам все еще существуют и напечатаны Нилом, Вестминстерское аббатство (Лондон, 1818 г.). Эти интересные документы написаны на английском языке, и в них флорентинец зовется «Питер Торрисани». Для памятника Генриху VII он заключил контракт на получение 1500 фунтов стерлингов, на алтарь и его оборудование 1000 фунтов стерлингов и 2000 фунтов стерлингов для памятника Генриху VIII.
Торриджано также получил заказ на работу над памятником доктору Джону Йонгу (ум. 1516), Мастер Свитков во времена Генриха VIII, который был погребен в Часовне Роллса ныне Библиотеки Моэна. Он также мог быть ответственным за могилу Джона Колета, которая была разрушена во время пожара в Лондоне в 1666 году, но, возможно, сохранилась в слепке головы.
Пока шли эти королевские работы, Торриджано посетил Флоренцию, чтобы найти квалифицированных помощников. Он пытался убедить Бенвенуто Челлини приехать в Англию, чтобы помочь ему, но Челлини частично отказался из-за своей неприязни к жестоким и чванливым манерам Торриджано. Челлини писал:
У этого человека была великолепная личность и весьма высокомерный дух, с видом великого солдата, а не скульптора, особенно в отношении его неистовых жестов и звучного голоса, вместе с привычкой вязать его бровей, достаточно, чтобы напугать любого храброго человека. Он каждый день говорил о своих храбрых подвигах среди этих зверей англичан.
Когда он услышал историю о том, что Торриджано сделал с Микеланджело, Челлини сказал, что он больше не мог «выносить его вид».
Последняя часть жизни Торриджано прошла в Испании, особенно в Севилье, где, помимо нарисованной фигуры святого Иеронима в музее, еще сохранилась его терракотовая скульптура. Его вспыльчивый характер привел его к затруднениям с испанской инквизицией, и он умер в 1528 году в тюрьме.
Согласно Вазари, Торриджано был обманут герцогом Аркосом, заплатив ему за скульптуру. Богородицы с младенцем. В качестве мести за то, что его одурачили, он искалечил произведение своим резцом, после чего герцог, посчитав себя оскорбленным, назвал Торриджано еретиком. В других историях он вырезал Деву и совершил ошибку, в этот момент он испортил статую в раздражении, и был замечен клериками и в результате был обвинен. Вазари неверно датирует свою смерть 1522 годом.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пьетро Торриджано. |