Тинторетто | |
---|---|
Фрагмент автопортрета | |
Родился | Якопо Робусти. конец сентября или начало октября 1518 г.. Венеция, Венецианская республика |
Умер | 31 мая 1594 г. (1594-05-31) (в возрасте 75). Венеция, Венецианская Республика |
Национальность | Венецианец |
Известен | Живописью |
Движение | Ренессанс, маньеризм, Венецианская школа |
Тинторетто (, итальянский:, венецианец: ; родился Якопо Робусти ; конец сентября или начало октября 1518 г. - 31 мая 1594 г.) был Итальянский художник и выдающийся представитель венецианской школы. Современники восхищались и критиковали скорость, с которой он рисовал, и беспрецедентную смелость его маневра. За его феноменальную энергию в живописи его прозвали Il Furioso ("Яростный"). Его работа характеризуется его мускулистыми фигурами, драматическими жестами и смелым использованием перспективы в стиле маньеризма.
Тинторетто родился в Венеции в 1518 г. старший из 21 ребенка. Его отец, Джованни, был красильщиком или красильщиком; отсюда сын получил прозвище Тинторетто, «маленький красильщик» или «мальчик красильщика». Считалось, что семья произошла из Брешии, в Ломбардии, тогда входившей в Венецианскую республику. Более ранние исследования дали тосканский город Лукка как происхождение семьи.
Мало что известно о детстве или обучении Тинторетто. Согласно его ранним биографам Карло Ридольфи (1642) и Марко Боскини (1660), его единственное формальное ученичество было в мастерской Тициана, который гневно уволил его всего через несколько дней - либо из-за зависти к такому многообещающему студенту (по мнению Ридольфи), либо из-за личностного конфликта (по версии Боскини). С этого времени отношения между двумя художниками оставались враждебными, несмотря на продолжающееся восхищение Тинторетто Тицианом. Со своей стороны, Тициан активно осуждал Тинторетто, как и его сторонники.
Мадонна с младенцем и донором, Национальный музей Сербии, БелградТинторетто не искал дальнейшего обучения, но учился дальше. его собственный счет с кропотливым рвением. Жил бедно, собирал слепки, барельефы и т. Д. И тренировался с их помощью. Его благородное представление об искусстве и его высокие личные амбиции были подтверждены в надписи, которую он поместил над своей мастерской «Il Дизайн Микеланджело и колорито ди Тициано» («рисунок Микеланджело и цвет Тициана»). 3>
Он учился в большей степени по моделям Микеланджело «Рассвет», «Полдень», «Сумерки» и «Ночь» и стал экспертом в лепке из воска и глины (аналогично практиковал Тициан), что впоследствии помогло ему в разработке аранжировки его картины. Иногда модели были взяты из мертвых предметов, препарированных или изученных в анатомических школах; одни были задрапированы, другие обнажены, и Тинторетто должен был подвесить их в деревянной или картонной коробке с отверстием для свечи. Время от времени он очень часто работал как днем, так и ночью.
Молодой художник Андреа Скьявоне, на четыре года моложе Тинторетто, много участвовал в его компании. Тинторетто бесплатно помог Скьявоне с росписью стен; и во многих последующих случаях он также работал напрасно и, таким образом, добивался комиссионных. Говорят, что две самые ранние настенные росписи Тинторетто, выполненные, как и другие, почти бесплатно, - это «Пир Валтасара» и «Конный бой». Оба они давно исчезли, как и все его фрески, рано или поздно. Первой его работой, привлекшей значительное внимание, была портретная группа, изображающая его самого и его брата - последний играл на гитаре - с эффектом ночного образа жизни; это тоже было потеряно. За ним последовал какой-то исторический сюжет, который Тициан был достаточно откровенен, чтобы похвалить.
Одна из дошедших до нас ранних картин Тинторетто находится в церкви Кармине в Венеции, «Вхождение Иисуса в храм; также у С. Бенедетто Благовещение и Христос с женщиной из Самарии. Для Scuola della Trinità (scuole или школы Венеции были братствами, скорее по своей природе благотворительными фондами, чем образовательными учреждениями) он нарисовал четыре сюжета из Бытие. Двумя из них, ныне живущими, являются «Адам и Ева» и «Смерть Авеля», обе благородные работы высокого мастерства, которые указывают на то, что Тинторетто к тому времени был непревзойденным художником - одним из немногих, кто достиг высочайшего авторитета в мире искусства. отсутствие какого-либо зарегистрированного формального обучения. До 2012 года Посадка Святой Елены на Святую Землю приписывалась его современнице Андреа Скьявоне. Но новый анализ работы показал, что это одна из трех картин Тинторетто, изображающих легенду о Святой Елене и Святом Кресте. Ошибка была обнаружена во время работы над проектом каталогизации картин маслом континентальной Европы в Великобритании. Посадка Святой Елены была приобретена Музеем Виктории и Альберта в 1865 году. Его родственные картины, «Открытие истинного креста» и «Святая Елена, испытывающая истинный крест», хранятся в галереях США. 3>
К 1546 году Тинторетто написал для церкви Мадонны дель Орто три своих ведущих произведения: Поклонение Золотому Тельцу, Представление Богородица в храме и страшный суд. Он взял комиссию за две картины, Поклонение Золотому Тельцу и Страшный суд, за плату только для того, чтобы заявить о себе лучше. Он поселился в доме недалеко от церкви. Это готическое здание с видом на Fondamenta de Mori, которое все еще стоит. В 1548 году ему было заказано четыре картины для Scuola di S. Marco: Обретение тела Святого Марка, Тело Святого Марка, доставленное в Венецию, Святой Марк, спасающий Сарацин из "Кораблекрушения и Чудо раба ". (эти три находятся в Gallerie dell'Accademia Venice). Последний представляет собой легенду о христианском рабе или пленнике, который должен был быть подвергнут пыткам в качестве наказания за некоторые акты преданности евангелисту, но был спасен чудесным вмешательством последнего, который разбил костоломные и ослепляющие орудия, которые были
Тело Святого Марка, доставленное в Венецию (1548)Эти четыре работы были широко приняты, в частности, другом Тинторетто Пьетро Аретино - несмотря на долгую постоянный спор между двумя. (Тинторетто расписал потолок в доме Аретино. Приглашенный затем для написания своего портрета, Тинторетто снял размеры своего натурщика с помощью стилета, что являлось весьма легким намеком на его враждебность.) в Scuola di S. Marco, период бедности и неопределенности Тинторетто закончился.
В 1550 году Тинторетто женился на Фаустине де Вескови, дочери венецианского дворянина, который был хранителем Scuola Grande di San Марко. Похоже, она была аккуратной домработницей и могла утешить своего мужа. Фаустина родила ему нескольких детей, вероятно, двух сыновей и пяти дочерей. Дочь Тинторетто Мариетта Робусти сама была портретистом. Некоторые считают, что она была незаконнорожденной и зачала до его брака с Фаустиной.
С 1565 по 1567 год, а затем с 1575 по 1588 год, Тинторетто создал большое количество картин для стен и потолков Scuola Grande di San Rocco.. В здании, начатом в 1525 году, не хватало света, и поэтому он не подходил для каких-либо великих схем живописного украшения. Роспись его интерьера началась в 1560 году.
В тот год пять главных художников, в том числе Тинторетто и Паоло Веронезе, были приглашены прислать пробные эскизы для центральной части меньшего размера. зал имени Сала дель Альберго, субъект - С. Рокко, принятый на Небеса. Тинторетто сделал не эскиз, а картинку и вставил ее в овал. Конкуренты возмутились, и это вполне естественно; но художник, который знал, как играть в свою игру, бесплатно подарил картину святому, и, поскольку устав фонда запрещал отказываться от любого подарка, она оставалась на месте, Тинторетто бесплатно предоставил другой украшения же потолка.
Фрагмент портрета венецианского адмирала (1570-е гг., Национальный музей в Варшаве ), где оригинальный подшерсток просвечивается яркими мазками.В 1565 году он возобновил работу в scuola, картина Распятия, за которую было заплачено 250 дукатов. В 1576 году он бесплатно подарил еще один центральный предмет - потолок большого зала, изображающий чуму змей; и в следующем году он завершил этот потолок изображениями Пасхального праздника и Моисея, ударяющего по Скале, принимая любые гроши, которые братство решило заплатить.
Развитие быстрой техники рисования, называемой prestezza, позволило ему создать множество работ, в то время как участвовал в крупных проектах и отвечал на растущие требования клиентов.
Затем Тинторетто занялся росписью всей школы и прилегающей церкви Сан-Рокко. В ноябре 1577 года он предложил выполнять работы из расчета 100 дукатов в год, при этом в каждый год приходилось по три картины. Это предложение было принято и пунктуально выполнено, одна лишь смерть художника помешала казни некоторых потолочных сюжетов. Общая сумма, заплаченная за школу, составила 2447 дукатов. За исключением некоторых второстепенных представлений, школа и церковь содержат пятьдесят две памятные картины, которые можно описать как обширные наводящие на размышления эскизы с мастерством, но не с преднамеренной точностью готовых картин, адаптированные для того, чтобы их можно было рассматривать в полумраке. легкий. Адам и Ева, Посещение, Поклонение волхвов, Избиение младенцев, Агония в саду, Христос перед Пилатом, Христос, несущий Свой Крест, и (только это было омрачено восстановлением) Успение Богородицы - все это ведущие примеры в школе; в церкви: Христос исцеляет паралитика.
Вероятно, в 1560 году, в год, когда он начал работать в Scuola di S. Rocco, Тинторетто начал свои многочисленные картины в Дворце дожей ; затем он выполнил там портрет дожа Джироламо Приули. Другие работы (разрушенные пожаром во дворце в 1577 году) увенчались успехом - отлучение Фридриха Барбаросса Папой Александром III и Победа Лепанто.
Освобождение Арсиноя (ок. 1560)После пожара Тинторетто начал заново, Паоло Веронезе был его коллегой. В Sala dell Anticollegio Тинторетто написал четыре шедевра - Вакха с Ариадной, коронованной Венерой, Три грации и Меркурий, Минерва, отбрасывающую Марс, и Кузницу Вулкана, которые были написаны за пятьдесят дукатов, без учета материалов, ок. 1578; в зале сената, Венеция, морская королева (1581–84); в холле колледжа - Блаженство Святой Екатерины Иисусу (1581–1884); в Антикизетте - святой Георгий, Сент-Луис и принцесса, святой Иероним и святой Андрей; в зале большого совета девять больших композиций, в основном батальные пьесы (1581–1884); в Sala dello Scrutinio - Захват Зары у венгров в 1346 году во время ракетного урагана (1584–87).
Венчание жизни Тинторетто, последняя картина любое значительное значение, которое он выполнил, было огромным райским пейзажем размером 22,6 на 9,1 метра (74,1 на 29,9 футов), считавшимся самой большой картиной, когда-либо написанной на холсте. Раскрашенный эскиз (143 см × 362 см (56 дюймов × 143 дюйма)), находящийся сейчас в Лувре (Париж), был представлен как предложение Тинторетто для картины во Дворце дожей. Это произведение настолько грандиозно по масштабу, столь колоссально по размаху своей силы, настолько безразлично к обычным стандартам концепции или метода, что бросило вызов знатокам трех столетий и в целом (хотя и не со своими первыми венецианскими современниками)) перевалил за эксцентричный отказ; в то время как некоторым глазам он кажется настолько выдающимся памятником человеческих способностей, приложенным к живописному искусству, что на него нельзя смотреть без страха.
Пока заказ на эту огромную работу еще не был завершен и не назначен, Тинторетто имел обыкновение говорить сенаторам, что он молился Богу, чтобы он мог быть уполномочен на это, чтобы рай мог быть его вознаграждением после смерти. В конце концов, получив заказ в 1588 году, он установил свой холст на холсте и неустанно работал над этой задачей, внося множество изменений и создавая различные головы и костюмы прямо с натуры.
Когда картина была почти завершена, он взял его на свое место и закончили при помощи своего сына Доменико в деталях драпировки и т. д. Вся Венеция приветствовала это великолепное достижение, которое с тех пор пострадало от запущенности, но мало от реставрации. Тинторетто попросили назвать свою цену, но он оставил это властям. Они предложили приличную сумму; говорят, что он кое-что смягчил, этот инцидент, возможно, более красноречиво свидетельствует об отсутствии у него жадности, чем предыдущие случаи, когда он работал напрасно.
После завершения «Рая» Тинторетто некоторое время отдыхал и никогда не предпринимал никаких других важная работа, хотя нет причин предполагать, что его энергия была бы исчерпана, если бы он прожил немного дольше.
В 1592 году он стал членом Scuola dei Mercanti.
В 1594 году, у него начались сильные боли в животе, осложнившиеся лихорадкой, из-за которых он не мог спать и почти не ел в течение двух недель. Он умер 31 мая 1594 года. Он был похоронен в церкви Мадонны дель Орто рядом со своей любимой дочерью Мариеттой, которая умерла в 1590 году в возрасте тридцати лет. Традиция предполагает, что когда она лежала в своем последнем покое, ее убитый горем отец написал ее последний портрет.
Мариетта сама была художником-портретистом, обладающим значительными навыками, а также музыкантом, вокалисткой и инструменталистом, но немногие из ее работ сейчас можно проследить. Говорят, что до пятнадцати лет она, одетая как мальчик, сопровождала и помогала своему отцу в работе. В конце концов она вышла замуж за ювелира Марио Августа. В 1866 году могила Вескови - семьи его жены - и Тинторетто была открыта, и в ней были обнаружены останки девяти членов совместной семьи. Затем могилу перенесли на новое место, справа от хора.
У Тинторетто было очень мало учеников; среди них были два его сына и Мартен де Вос из Антверпена. Его сын Доменико Тинторетто часто помогал отцу в подготовке великих картин. Сам он написал множество работ, многие из них очень большого масштаба. В лучшем случае их сочли бы посредственными и, исходящими от сына Тинторетто, разочаровывающими. В любом случае его следует рассматривать как серьезного художника в своем роде. Отражения Тинторетто можно найти в греческом художнике испанского Возрождения Эль Греко, который, вероятно, видел его работы во время пребывания в Венеции.
Тинторетто почти никогда не выезжал из Венеции. Он любил все искусства и в юности играл на лютне и различных инструментах, некоторые из которых были изобретены им самим, а также создавал театральные костюмы и украшения. Он также хорошо разбирался в механике и механических устройствах. Будучи очень приятным собеседником, он ради своей работы жил в основном уединенным образом и, даже когда не рисовал, обычно оставался в своей рабочей комнате в окружении слепков. Здесь он почти никого не допускал, даже близких друзей, и свои методы работы держал в секрете, делясь только со своими помощниками. Он был полон приятных остроумных высказываний, будь то великие личности или другие, но сам он редко улыбался.
На улице жена заставила его надеть халат венецианского гражданина; если шел дождь, она пыталась заставить его носить верхнюю одежду, но он сопротивлялся. Когда он выходил из дома, она также заворачивала для него деньги в платок, ожидая строгой отчетности по его возвращению. Тинторетто обычно отвечал, что потратил их на милостыню для бедных или заключенных.
Тайная вечеря (1594)Существует соглашение, в котором описывается план завершения двух исторических картин, каждая из которых содержит двадцать фигур, семь из которых являются портретами, за двухмесячный период времени. Количество его портретов огромно; их заслуги неодинаковы, но действительно прекрасные не могут быть превзойдены. Себастьяно дель Пьомбо заметил, что Тинторетто мог написать за два дня столько же, сколько он сам за два года; Аннибале Карраччи, что Тинторетто во многих своих картинах был равен Тициану, в других уступал Тинторетто. Таково было общее мнение венецианцев, которые сказали, что у него было три карандаша: один золотой, второй серебряный и третий железный.
Живописный ум Тинторетто проявляется в таких композициях, как Святой Георгий, Святой Людовик и принцесса (1553 г.). Он подрывает обычное изображение предмета, в котором Святой Георгий убивает дракона и спасает принцессу; здесь принцесса сидит верхом на драконе, держа кнут. Результат описан искусствоведом Артуром Данто как имеющий «резкость феминистской шутки», поскольку «принцесса взяла дело в свои руки... Джордж разводит руками в жесте мужской беспомощности, когда его копье сломано на земле... Очевидно, оно было написано для искушенной венецианской публики ».
Сравнение последней« Тайной вечери »Тинторетто - одной из его девяти известных картин на эту тему - с Обращение Леонардо да Винчи к той же теме дает поучительную демонстрацию того, как художественные стили развивались в течение Ренессанса. Леонардо - это классический отдых. Ученики расходятся от Христа почти математически симметрично. В руках Тинторетто это же событие становится драматичным, когда к человеческим фигурам присоединяются ангелы. Слуга помещен на переднем плане, возможно, в связи с Евангелием от Иоанна 13: 14–16. В беспокойном динамизме его композиции, драматическом использовании света и выразительных эффектах перспективы Тинторетто кажется художником барокко, опередившим свое время.
В 2013 году Музей Виктории и Альберта объявил, что картина «Посадка Святой Елены на Святую Землю» была написана Тинторетто (а не его современником Андреа Скьявоне, как считалось ранее) в рамках серии из трех картин, изображающих легенду о Святой Елене и Святом Кресте.
В 2019 году, в честь годовщины со дня рождения Тинторетто, Национальная галерея искусств, Вашингтон в сотрудничестве с Gallerie dell'Accademia организовал передвижную выставку, первую в Соединенных Штатах. На выставке представлено около 50 картин и более десятка работ на бумаге, охватывающих всю карьеру художника и варьирующихся от царственных портретов венецианской аристократии до религиозных и мифологических сюжетных сцен.
Апофеоз Святого Роха, 1564 г.Викискладе есть медиафайлы, связанные с Якопо Тинторетто. |