Эдуард Мане | |
---|---|
Эдуард Мане до 1870 г. | |
Родившийся | ( 1832-01-23)23 января 1832 г. Париж, Франция |
Умер | 30 апреля 1883 г. ( 1883-04-30)(51 год) Париж, Франция |
Известен | Живопись, эстамп |
Известная работа | Обед на траве (Le déjeuner sur l'herbe), 1863 г. Олимпия, 1863 г. Бар в Фоли-Бержер (Le Bar aux Folies-Bergere), 1882 г. Молодой флейтист или Файфер (Le Fifre), 1866 г. |
Движение | Реализм, Импрессионизм |
Супруг(а) | Сюзанна Линхофф ( м. 1863 г.) |
Эдуард Мане ( Великобритания : / ˈmæneɪ /, США : / mæˈneɪ , məˈ- / ; французский : [ edwaʁ manɛ ] ; 23 января 1832 — 30 апреля 1883) — французский художник - модернист. Он был одним из первых художников 19-го века, нарисовавших современную жизнь, и ключевой фигурой в переходе от реализма к импрессионизму.
Родившийся в семье высшего сословия с сильными политическими связями, Мане отказался от морской карьеры, изначально предназначенной для него, и увлекся миром живописи. Его ранние шедевры «Завтрак на траве» (Le déjeuner sur l'herbe) и « Олимпия » 1863 года вызвали большие споры и послужили объединяющим фактором для молодых художников, создававших импрессионизм. Сегодня они считаются переломными картинами, которые знаменуют собой начало современного искусства. В последние 20 лет жизни Мане установил связи с другими великими художниками того времени и разработал свой собственный простой и прямой стиль, который будет провозглашен новаторским и окажет большое влияние на будущих художников.
Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в наследственном особняке (особняке) на улице Пти-Огюстен (ныне улица Бонапарт ) в богатой семье с хорошими связями. Его мать, Эжени-Дезире Фурнье, была дочерью дипломата и крестницей шведского наследного принца Карла Бернадота, от которого произошли шведские монархи. Его отец, Огюст Мане, был французским судьей, который ожидал, что Эдуар продолжит карьеру юриста. Его дядя, Эдмон Фурнье, призвал его заняться живописью и отвел молодого Мане в Лувр. В 1841 году он поступил в среднюю школу Коллеж Роллен. В 1845 году по совету своего дяди Мане записался на специальные курсы рисования, где познакомился с Антонином Прустом, будущим министром изящных искусств и последующим другом на всю жизнь.
По предложению отца в 1848 году он отплыл на учебном судне в Рио-де-Жанейро. После того, как он дважды провалил экзамен, чтобы присоединиться к военно- морскому флоту, его отец уступил своему желанию получить художественное образование. С 1850 по 1856 год Мане учился у академического художника Томаса Кутюра. В свободное время Мане копировал старых мастеров в Лувре.
С 1853 по 1856 год Мане посетил Германию, Италию и Нидерланды, в это время он находился под влиянием голландского художника Франса Хальса и испанских художников Диего Веласкеса и Франсиско Хосе де Гойя.
В 1856 году Мане открыл студию. Его стиль в этот период характеризовался свободными мазками, упрощением деталей и подавлением переходных тонов. Приняв современный стиль реализма, инициированный Гюставом Курбе, он нарисовал «Любителя абсента» (1858–59) и другие современные сюжеты, такие как нищие, певцы, цыгане, люди в кафе и бои быков. После начала своей карьеры он редко писал религиозные, мифологические или исторические сюжеты; примеры включают его « Осмеянный Христос », который сейчас находится в Художественном институте Чикаго, и « Христос с ангелами » в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Два полотна Мане были приняты в Салон в 1861 году. Портрет его матери и отца, которые в то время были парализованы и лишены речи в результате инсульта, был плохо воспринят критиками. Другой, «Испанский певец », был восхищен Теофилем Готье и помещен в более заметное место из-за его популярности среди посетителей салонов. Работа Мане, которая казалась «слегка небрежной» по сравнению с дотошным стилем многих других картин Салона, заинтриговала некоторых молодых художников. Испанский певец, нарисованный «странной новой модой [-], заставил многих художников открыть глаза и отвиснуть челюсть».
Музыка в Тюильри - ранний пример живописного стиля Мане. Вдохновленный Хальсом и Веласкесом, он является предвестником его жизненного интереса к предмету досуга.
Хотя некоторые считали картину незаконченной, предлагаемая атмосфера дает представление о том, какими были сады Тюильри в то время; можно представить себе музыку и разговор.
Здесь Мане изобразил своих друзей, художников, писателей и музыкантов, которые принимают участие, и включил автопортрет среди предметов.
Главной ранней работой является «Завтрак на траве» (Le Déjeuner sur l'herbe), первоначально Le Bain. Парижский салон отклонил его для выставки в 1863 году, но Мане согласился выставить его в Салоне отверженных (Салон отвергнутых), который был параллельной выставкой официального Салона, в качестве альтернативной выставки во Дворце Елисейских полей. Салон отказов был инициирован императором Наполеоном III как решение проблемной ситуации, которая возникла, когда Отборочная комиссия Салона в том же году отклонила 2783 картины ок. 5000. Каждый художник мог решить, воспользоваться ли возможностью выставиться в Салоне отверженных, хотя менее 500 из отвергнутых художников решили это сделать.
Мане нанял для позирования модель Викторин Мёран, свою жену Сюзанну, будущего зятя Фердинанда Леенхоффа и одного из своих братьев. Мёрен также позировал еще для нескольких важных картин Мане, включая « Олимпию » ; а к середине 1870-х годов она стала самостоятельным художником.
Сопоставление на картине полностью одетых мужчин и обнаженной женщины было спорным, как и ее сокращенная, похожая на набросок обработка - нововведение, которое отличало Мане от Курбе. В то же время композиция Мане показывает его изучение старых мастеров, поскольку расположение главных фигур происходит от гравюры Маркантонио Раймонди « Суд Париса» (ок. 1515 г.) по рисунку Рафаэля.
Две дополнительные работы, которые ученые называют важными прецедентами Le déjeuner sur l'herbe, - это « Пасторальный концерт » (ок. 1510 г., Лувр ) и «Буря » ( Галерея Академии, Венеция), обе из которых по-разному приписываются итальянским мастерам эпохи Возрождения Джорджоне. или Тициан. «Буря» — загадочная картина, изображающая полностью одетого мужчину и обнаженную женщину в сельской местности. Мужчина стоит слева и смотрит в сторону, по-видимому, на женщину, которая сидит и кормит ребенка грудью; отношения между двумя фигурами неясны. В « Пасторальном концерте » двое одетых мужчин и обнаженная женщина сидят на траве и занимаются музыкой, а вторая обнаженная женщина стоит рядом с ними.
Как и в «Завтраке на траве », Мане снова перефразировал уважаемую работу художника эпохи Возрождения в картине « Олимпия » (1863), обнаженная натура изображена в стиле, напоминающем ранние студийные фотографии, но чья поза была основана на тициановской Венере Великой. Урбино (1538 г.). Картина также напоминает картину Франсиско Гойи « Обнаженная Маха » (1800).
Мане приступил к работе над холстом после того, как ему предложили показать Салону картину обнаженной натуры. Его уникально откровенное изображение самоуверенной проститутки было принято Парижским салоном в 1865 году, где вызвало скандал. По словам Антонина Пруста, «только меры предосторожности, предпринятые администрацией, предотвратили прокол и разрыв картины» обиженными зрителями. Картина вызвала споры отчасти потому, что на обнаженной надеты небольшие предметы одежды, такие как орхидея в волосах, браслет, лента на шее и тапочки на мулах, которые подчеркивали ее наготу, сексуальность и комфортный куртизанский образ жизни. Орхидея, зачесанные вверх волосы, черная кошка и букет цветов были в то время признанными символами сексуальности. Тело этой современной Венеры тонкое, что противоречит существующим стандартам; отсутствие идеализма в картине раздражало зрителей. Плоскостность картины, вдохновленная японским искусством деревянных блоков, делает обнаженную натуру более человечной и менее сладострастной. Показан полностью одетый черный слуга, использующий существовавшую на тот момент теорию о том, что черные люди гиперсексуальны. То, что она одета в одежду служанки куртизанки, усиливает сексуальное напряжение пьесы.
Тело Олимпии, как и ее взгляд, откровенно конфронтационны. Она вызывающе смотрит, как ее слуга предлагает цветы от одного из ее поклонников-мужчин. Хотя ее рука лежит на ноге, скрывая лобок, ссылка на традиционную женскую добродетель иронична; понятие скромности, как известно, отсутствует в этой работе. Современный критик осудил «бесстыдно согнутую» левую руку Олимпии, которая казалась ему насмешкой над расслабленной, защищающей рукой тициановой Венеры. Точно так же настороженная черная кошка у изножья кровати вызывает сексуальное бунтарство, в отличие от спящей собаки в изображении богини Тицианом в его Венере Урбинской.
Олимпия была предметом карикатур в популярной прессе, но была поддержана французским авангардным сообществом, и значение картины было оценено такими художниками, как Гюстав Курбе, Поль Сезанн, Клод Моне и позже Поль Гоген.
Как и в случае с «Завтраком на траве », картина подняла проблему проституции в современной Франции и роли женщин в обществе.
После смерти своего отца в 1862 году Мане женился на Сюзанне Линхофф в 1863 году. Ленхофф был голландским учителем игры на фортепиано на два года старше Мане, с которым у него были романтические отношения примерно десять лет. Первоначально Линхофф был нанят отцом Мане, Огюстом, для обучения Мане и его младшего брата игре на фортепиано. Она также могла быть любовницей Огюста. В 1852 году Линхофф вне брака родила сына Леона Коэлла Линхоффа.
Мане нарисовал свою жену в «Чтении » среди других картин. Ее сын Леон Леенхофф, отцом которого мог быть один из Мане, часто позировал Мане. Наиболее известен он в фильме « Мальчик с мечом » 1861 года (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Он также появляется как мальчик с подносом на заднем плане «Балкона » (1868–69).
Мане подружился с импрессионистами Эдгаром Дега, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Полем Сезанна и Камилем Писсарро через другую художницу, Берту Моризо, которая была участницей группы и привлекла его к своей деятельности. Позже они стали широко известны как группа Батиньолей (Le groupe des Batignolles).
Предполагаемая внучатая племянница художника Жана-Оноре Фрагонара, Моризо получила свою первую картину в Парижском салоне в 1864 году, и она продолжала выставляться в салоне в течение следующих десяти лет.
Мане стала другом и коллегой Моризо в 1868 году. Ей приписывают убеждение Мане попробовать пленэрную живопись, которую она практиковала с тех пор, как ее познакомил с ней другой ее друг, Камиль Коро. У них были взаимные отношения, и Мане использовал некоторые из ее техник в своих картинах. В 1874 году она стала его невесткой, когда вышла замуж за его брата Эжена.
Автопортрет с палитрой, 1879 г.В отличие от основной группы импрессионистов, Мане утверждал, что современные художники должны стремиться выставляться в Парижском салоне, а не отказываться от него в пользу независимых выставок. Тем не менее, когда Мане исключили из Международной выставки 1867 года, он устроил собственную выставку. Его мать боялась, что он потратит все свое наследство на этот проект, который был чрезвычайно дорогим. Хотя выставка получила плохие отзывы основных критиков, она также обеспечила его первые контакты с несколькими будущими художниками-импрессионистами, включая Дега.
Хотя его собственные работы повлияли на импрессионистский стиль и предвосхитили его, Мане сопротивлялся участию в выставках импрессионистов, отчасти потому, что не хотел, чтобы его считали представителем групповой идентичности, а отчасти потому, что он предпочитал выставляться в Салоне. Ева Гонсалес, дочь романиста Эммануэля Гонсалеса, была его единственной официальной ученицей.
На него повлияли импрессионисты, особенно Моне и Моризо. Их влияние проявляется в использовании Мане более светлых цветов: после начала 1870-х годов он стал меньше использовать темный фон, но сохранил свое характерное использование черного цвета, нехарактерное для импрессионистской живописи. Он написал много уличных (пленэрных) работ, но всегда возвращался к тому, что считал серьезной работой в студии.
Мане поддерживал близкую дружбу с композитором Эммануэлем Шабрие, написав два его портрета; музыкант владел 14 картинами Мане и посвятил свой « Экспромт » жене Мане.
Одной из частых моделей Мане в начале 1880-х годов была «полусветская» Мери Лоран, которая позировала для семи портретов пастелью. Салоны Лорана принимали у себя многих французских (и даже американских) писателей и художников ее времени; У Мане были связи и влияние благодаря таким событиям.
На протяжении всей своей жизни, несмотря на сопротивление искусствоведов, Мане мог считать своими чемпионами Эмиля Золя, который публично поддерживал его в прессе, Стефана Малларме и Шарля Бодлера, которые бросали ему вызов изображать жизнь такой, какая она есть. Мане, в свою очередь, рисовал или раскрашивал каждого из них.
Картины Мане, изображающие сцены в кафе, представляют собой наблюдения за общественной жизнью Парижа XIX века. Люди изображены пьющими пиво, слушающими музыку, флиртующими, читающими или ожидающими. Многие из этих картин были созданы по эскизам, выполненным на месте. Мане часто посещал пивной бар Reichshoffen на бульваре де Рошшур, на котором он основал «В кафе» в 1878 году. Несколько человек находятся в баре, и одна женщина противостоит зрителю, в то время как другие ждут, пока их обслужат. Такие изображения представляют собой раскрашенный журнал фланера. Они написаны в свободном стиле, отсылая к Хальсу и Веласкесу, но в то же время передают настроение и ощущение парижской ночной жизни. Это нарисованные снимки богемы, городского рабочего люда, а также части буржуазии.
В углу кафе-концерта мужчина курит, а позади него официантка подает напитки. В «Пьющих пиво » женщина наслаждается пивом в компании подруги. В «Кафе-концерте», показанном справа, утонченный джентльмен сидит за барной стойкой, а официантка решительно стоит на заднем плане, потягивая свой напиток. В «Официантке » служанка на мгновение останавливается позади сидящего клиента, курящего трубку, в то время как балерина с вытянутыми руками, собираясь повернуться, находится на сцене на заднем плане.
Мане также сидел в ресторане на авеню де Клиши под названием Pere Lathuille's, у которого помимо обеденной зоны был сад. Одной из картин, которые он создал здесь, была Chez le père Lathuille (У отца Латуйля), на которой мужчина проявляет безответный интерес к женщине, обедающей рядом с ним.
В «Бон Боке » (1873) крупный, веселый, бородатый мужчина сидит с трубкой в одной руке и стаканом пива в другой, глядя прямо на зрителя.
Мане рисовал высший класс, наслаждающийся более формальной общественной деятельностью. В «Бале-маскараде в Опере » Мане показывает оживленную толпу людей, наслаждающихся вечеринкой. Мужчины стоят в цилиндрах и длинных черных костюмах и разговаривают с женщинами в масках и костюмах. В эту картину он включил портреты своих друзей.
Его картина 1868 года «Завтрак » была поставлена в столовой дома Мане.
Мане изобразил в своем творчестве и другие популярные виды деятельности. В «Скаках в Лоншане » использована необычная перспектива, чтобы подчеркнуть яростную энергию скаковых лошадей, несущихся к зрителю. В «Катании на коньках » Мане показывает хорошо одетую женщину на переднем плане, в то время как другие катаются за ней. Всегда присутствует ощущение активной городской жизни, продолжающейся за сюжетом, простирающейся за рамки холста.
На фоне международной выставки солдаты отдыхают, сидят и стоят, беседуют зажиточные пары. Есть садовник, мальчик с собакой, женщина верхом на лошади — словом, образец классов и возрастов жителей Парижа.
Реакция Мане на современную жизнь включала работы, посвященные войне, на сюжеты, которые можно рассматривать как обновленные интерпретации жанра «исторической живописи». Первой такой работой была «Битва при Кирсардже и Алабаме » (1864 г.), морская стычка, известная как Шербурская битва во время Гражданской войны в США, которая произошла у французского побережья и, возможно, была засвидетельствована художником.
Следующим интересом была французская интервенция в Мексике; с 1867 по 1869 год Мане нарисовал три версии казни императора Максимилиана, события, вызвавшего озабоченность относительно внешней и внутренней политики Франции. Несколько версий « Казни » входят в число крупнейших картин Мане, что говорит о том, что эта тема была той, которую художник считал наиболее важной. Его сюжетом является казнь мексиканским расстрелом императора Габсбургов, поставленного Наполеоном III. Во Франции не разрешалось показывать ни картины, ни литографии на эту тему. Как обвинительный акт формализованной резни, картины обращаются к Гойе и предвосхищают Гернику Пикассо.
В январе 1871 года Мане отправился в Олорон-Сент-Мари в Пиренеях. В его отсутствие его друзья добавили его имя в «Федерацию художников» (см.: Курбе ) Парижской коммуны. Мане держался подальше от Парижа, возможно, до окончания semaine sanglante : в письме к Берте Моризо в Шербур (10 июня 1871 г.) он пишет: «Мы вернулись в Париж несколько дней назад...» (semaine sanglante закончилось на 28 мая).
В коллекции гравюр и рисунков Музея изящных искусств (Будапешт) есть акварель / гуашь Мане «Баррикада », изображающая суммарную казнь коммунаров версальскими войсками на основе литографии казни Максимилиана. Похожая работа «Баррикада » (фанера, масло) хранится у частного коллекционера.
18 марта 1871 года он написал своему другу (по союзнику) Феликсу Бракемону в Париж о своем визите в Бордо, временную резиденцию французского Национального собрания Третьей Французской республики, где Эмиль Золя познакомил его с достопримечательностями: «Я никогда не думал, что Францию могли представлять такие дряхлые старые дураки, не исключая этого маленького болвана Тьера. .." Если это можно было истолковать как поддержку Коммуны, то следующее письмо Бракемону (21 марта 1871 г.) выразило его мысль яснее: "Только партия хакеры и честолюбцы, Генрих этого мира следуют по пятам за Мильерами, гротескными подражателями Коммуны 1793 года...» Он знал, что коммунар Люсьен Анри был бывшим натурщиком художника, а Мильер - страховым агентом. «Какое поощрение искусству все эти кровожадные капризы! Но есть хоть одно утешение в наших бедах: что мы не политики и не хотим избираться депутатами».
Общественным деятелем, которым больше всего восхищался Мане, был республиканец Леон Гамбетта. В разгар государственного переворота в 1877 году Мане открыл свою мастерскую для республиканского избирательного собрания под председательством друга Гамбетты Эжена Спуллера.
Мане изобразил в своих произведениях множество сцен парижских улиц. На улице Монье, украшенной флагами, изображены красные, белые и синие вымпелы, закрывающие здания по обе стороны улицы; на другой картине с таким же названием изображен одноногий мужчина, идущий на костылях. Снова изображая ту же улицу, но на этот раз в другом контексте, это Rue Mosnier with Pavers, на которой мужчины ремонтируют проезжую часть, а люди и лошади проходят мимо.
Железная дорога, 1873 г.Железная дорога, широко известная как Вокзал Сен-Лазар, была написана в 1873 году. Местом действия является городской пейзаж Парижа конца 19 века. Используя свою любимую модель в своей последней картине с ней, коллега-художник Викторин Мёран, также модель для Олимпии и « Завтрака на траве », сидит перед железным забором, держа спящего щенка и раскрытую книгу на коленях. Рядом с ней маленькая девочка, стоящая спиной к художнику и наблюдающая за поездом, проходящим под ними.
Вместо того, чтобы выбрать традиционный естественный вид в качестве фона для сцены на открытом воздухе, Мане выбирает железную решетку, которая «дерзко тянется по полотну». Единственное свидетельство поезда - это белое облако пара. Вдалеке виднеются современные многоквартирные дома. Такое расположение сжимает передний план в узкий фокус. Традиционная условность глубокого космоса игнорируется.
Историк Изабель Дерво описала прием, оказанный этой картине, когда она впервые была выставлена на официальном парижском салоне 1874 года: «Посетители и критики сочли ее сюжет сбивающим с толку, ее композиция бессвязной, а исполнение отрывочным. Карикатуристы высмеивали картину Мане, на которой только немногие признали символ современности, которым он стал сегодня». Картина в настоящее время находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 1874 году Мане нарисовал несколько лодочных сюжетов. Лодка, которая сейчас находится в Метрополитен-музее, своей лаконичностью иллюстрирует уроки, извлеченные Мане из японских гравюр, а резкое обрезание рамы лодки и паруса добавляет непосредственности изображению.
В 1875 году французское издание книги Эдгара Аллана По « Ворон » включало литографии Мане и перевод Малларме.
В 1881 году под давлением его друга Антонина Пруста французское правительство наградило Мане орденом Почетного легиона.
В середине сорока лет здоровье Мане ухудшилось, у него развилась сильная боль и частичный паралич ног. В 1879 году он начал получать гидротерапевтические процедуры на курорте недалеко от Медона, предназначенные для улучшения того, что, по его мнению, было проблемой кровообращения, но на самом деле он страдал от двигательной атаксии, известного побочного эффекта сифилиса. В 1880 году он написал там портрет оперной певицы Эмили Амбр в роли Кармен. Амбр и ее любовник Гастон де Боплан владели поместьем в Медоне и организовали первую выставку Мане « Казнь императора Максимилиана » в Нью-Йорке в декабре 1879 года.
В последние годы своей жизни Мане написал много небольших натюрмортов с фруктами и овощами, таких как « Букет спаржи» и «Лимон » (оба 1880 г.). Он завершил свою последнюю крупную работу «Бар в Фоли-Бержер » (Un Bar aux Folies-Bergere) в 1882 году, и в том же году она висела в Салоне. Впоследствии он ограничился малыми форматами. На его последних картинах были цветы в стеклянных вазах.
В апреле 1883 года ему ампутировали левую ногу из-за гангрены, вследствие осложнений от сифилиса и ревматизма. Он умер через одиннадцать дней, 30 апреля, в Париже. Похоронен на кладбище Пасси в городе.
Публичная карьера Мане длилась с 1861 года, года его первого участия в Салоне, до его смерти в 1883 году. Его известные дошедшие до нас работы, каталогизированные в 1975 году Дени Руаром и Даниэлем Вильденштейном, включают 430 картин маслом, 89 пастелей и более 400 работ на бумаге.
Могила Мане в ПассиНесмотря на резкое осуждение со стороны критиков, осуждавших отсутствие традиционной отделки, работа Мане с самого начала имела поклонников. Одним из них был Эмиль Золя, написавший в 1867 году: «Мы не привыкли видеть такие простые и прямые переводы реальности. Затем, как я уже сказал, возникает такая удивительно элегантная неловкость… созерцание этого поистине очаровательно. яркая и серьезная картина, интерпретирующая природу с нежной жестокостью».
Грубый стиль и фотографическое освещение на картинах Мане считались особенно современными и бросали вызов работам эпохи Возрождения, которые он копировал или использовал в качестве исходного материала. Он отказался от техники, которой научился в мастерской Томаса Кутюра, в которой картина создавалась с использованием последовательных слоев краски на темном фоне, в пользу прямого метода alla prima с использованием непрозрачной краски на светлом фоне. Новый для того времени метод позволил завершить картину за один присест. Он был принят импрессионистами и стал распространенным методом масляной живописи для последующих поколений. Работы Мане считаются «ранними современными» отчасти из-за непрозрачной плоскостности его поверхностей, частых пассажей, похожих на наброски, и черных контуров фигур, которые привлекают внимание к поверхности плоскости изображения и качеству материала. краска.
Историк искусства Беатрис Фаруэлл говорит, что Мане «все считали отцом модернизма. Вместе с Курбе он был одним из первых, кто пошел на серьезный риск с публикой, благосклонности которой он добивался, первым, кто сделал живопись alla prima стандартной техникой для масляной живописи. и одним из первых, кто позволил себе вольность с ренессансной перспективой и предложил «чистую живопись» как источник эстетического удовольствия.Он был пионером, опять же с Курбе, в отказе от гуманистического и исторического сюжета и разделил с Дега утверждение современной городской жизни в качестве приемлемого материала для высокого искусства».
Поздняя картина Мане, Le Printemps (1881 г.), была продана музею Дж. Пола Гетти за 65,1 миллиона долларов, установив новый аукционный рекорд для Мане, превысив его предварительную оценку в 25–35 миллионов долларов на Christie's 5 ноября 2014 года. Предыдущий аукционный рекорд принадлежал « Автопортрету с палитрой», который был продан на Sotheby's 22 июня 2010 года за 33,2 миллиона долларов.
Христос-Садовник, ок. 1858/59, частное собрание
Любитель абсента c. 1859 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Испанский певец, 1860 г., Метрополитен-музей.
Мальчик со шпагой, 1861 г.
Удивленная нимфа, 1861 год, Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес.
Старый музыкант, 1862 г., Национальная художественная галерея.
мадемуазель Викторина в костюме матадора, 1862 год, Метрополитен-музей.
Мертвый Христос с ангелами, 1864 г., Метрополитен-музей.
Битва при Кирсардже и Алабаме, 1864 год, Художественный музей Филадельфии. Вдохновленный битвой при Шербуре (1864 г.)
Мертвый матадор, 1864–1865 гг., Национальная художественная галерея.
Философ (Нищий с устрицами), 1864–1867 гг., Художественный институт Чикаго.
Старьевщик, 1865–1870, Музей Нортона Саймона.
Чтение, 1865–1873 гг.
Молодой флейтист, или Файфер, 1866 г., Музей Орсе.
Натюрморт с дыней и персиками, 1866 г., Национальная художественная галерея.
Трагический актер (Рувьер в роли Гамлета), 1866 г., Национальная художественная галерея.
Женщина с попугаем, 1866 г., Метрополитен-музей.
Гитарист, c. 1866 г., музей Хилл-Стед.
Портрет мадам Брюне, 1867 г., Музей Дж. Пола Гетти.
Казнь императора Максимилиана, 1868 г.
Портрет Эмиля Золя, 1868 г., Музей Орсе.
Завтрак в мастерской (Черный жакет), 1868, Новая пинакотека, Мюнхен, Германия
Балкон, 1868–1869 гг., Музей Орсе.
Цыганка с сигаретой, гр. 1860–1870-е годы, Художественный музей Принстонского университета.
Катание на лодках, 1874 г., Метрополитен-музей.
Портрет аббата Юреля, 1874 г., Национальный музей декоративного искусства, Буэнос-Айрес.
Большой канал Венеции (Голубая Венеция), 1875 год, Шелбурнский музей, Вермонт.
Мадам Мане, 1874–1876 гг., Музей Нортона Саймона, Пасадена.
Портрет Стефана Малларме, 1876 г., Музей Орсе.
Нана, 1877 г., Гамбургский Кунстхалле
Улица Монье с флагами, 1878 г., Музей Дж. Пола Гетти.
Слива, 1878 г., Национальная художественная галерея.
Бар, 1878–79, ГМИИ.
В консерватории, 1879, Национальная галерея, Берлин
Chez le père Lathuille, 1879 г., Музей изящных искусств Турне.
Гроздь спаржи, 1880 г., Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Горн, 1882 г., Художественный музей Далласа.
Дом в Рюэйле, 1882 г., Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Садовая дорожка в Рюэй, 1882 г., Музей изящных искусств Дижона.
Цветы в хрустальной вазе, 1882 г., Национальная художественная галерея.
Натюрморт с букетом сирени, 1883 г.
Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе, 1883 г., Музей Орсе.
Pertuiset, охотник на львов Museu de Arte São Paulo
В кафе Sammlung Oskar Reinhart 'Am Römerholz', Винтертур
Парижанка, 1883 г., Национальный музей.