Эль Греко был критским родившимся художником, скульптор и архитектор эпохи испанского ренессанса. Эль Греко покинул место своего рождения в Венецию в 1567 году, чтобы никогда не вернуться. Три года Эль Греко в Венеции глубоко повлияли на его стиль. В 1577 году он эмигрировал в Толедо, Испания, где жил и работал до конца своей жизни.
Таким образом, творчество Эль Греко разделено на три основных периода:
Эль Греко был в основном художником, но несколько скульптур, в том числе Эпиметей и Пандора, также были приписаны Эль Греко. Эта сомнительная атрибуция основана на показаниях Пачеко. Пачеко увидел в мастерской Эль Греко серию фигурок (из воска, лепнины и дерева), но, возможно, это были просто модели, подобные тем, что использовались в итальянских мастерских (например, та, которую сам Эль Греко создал, когда был в Италии.). Изображенные фигуры напоминают некоторые изображения обнаженной натуры на картинах Эль Греко в их удлиненных пропорциях, но их натурализм и подчеркнутая мускулатура мужской фигуры считаются некоторыми исследователями неожиданными для Эль Греко. Среди сохранившихся работ мастера также четыре рисунка; три из них представляют собой подготовительные работы для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо, а четвертый - этюд к одной из его картин «Распятие».
На момент смерти в его собственности было 115 картин, 15 эскизов и 150 рисунков. В 1908 году Мануэль Б. Коссио, считавший стиль Эль Греко ответом на испанский мистицизм, опубликовал первый исчерпывающий каталог работ Эль Греко. В 1937 году очень влиятельное исследование искусствоведа Родольфо Паллуккини привело к значительному увеличению публично признанных работ Эль Греко. Паллучини приписал Эль Греко небольшой триптих в Galleria Estense в Модена на основании подписи на картине на обратной стороне центральной панели на Моденский триптих. По общему мнению, триптих действительно был ранней работой Эль Греко, и поэтому публикация Паллуккини стала критерием атрибуции художника. В результате Эль Греко приписали около 119 спорных композиций (в том числе 19 «подписанных»). Тем не менее, это «перепроизводство» работ Эль Греко вызвало реакцию других ученых. Уэти отрицал, что моденский триптих вообще имел какое-либо отношение к художнику, и в 1962 году произвел реактивный каталог-резоне со значительно сокращенным корпусом материалов. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписал критскому мастеру от 787 до 829 картин, Вити сократил Это 285 аутентичных работ, а Халлдор Зенер, немецкий исследователь испанского искусства, признал только 137. И Ветхи, и Зенер разделили в своих каталогах работы, написанные Эль Греко и созданные его мастерской.
С 1962 года открытие Успения Пресвятой Богородицы и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уети не бесспорны и что его каталогизированные решения, возможно, исказили всю природу происхождения, развития и творчества Эль Греко. Обнаружение Успения Пресвятой Богородицы привело к атрибуции трех других подписанных работ "Доменика" Эль Греко (Моденский Триптих, Святой Лука, изображающий Богородицу с младенцем и Поклонение волхвов), а затем к признанию подлинными других работ., некоторые подписаны, некоторые нет, которые вошли в группу ранних произведений Эль Греко. В 2006 году Эль Греко наконец приписали еще одну спорную работу, «Страсти Христовы - Пьета с ангелами». Картина была сфотографирована незадолго до снятия подписи; Нано Хатзидакис, куратор выставки Британской библиотеки и профессор византийского искусства и археологии в Университете Янины, обнаружил фотографию реставратора.
В настоящее время количество работ Эль Греко оценивается примерно в 500. Тем не менее, есть определенные споры. точное количество подлинных работ Эль Греко остается нерешенным, и статус каталога Уети (все еще пользующегося большим уважением) находится в центре этих разногласий. В количественном отношении разногласия в основном касаются конца, а не начала его карьеры. Понятно, что его сын продолжал продавать «Эль Греко» в течение многих лет после смерти художников, и в последние годы у него была большая мастерская, которая, как и другие известные художники того периода, создавала репетиции многих его композиций. Их идентификация и решение о степени вовлеченности хозяина в каждом конкретном случае остается нерешенной.
Вот некоторые из самых важных картин Эль Греко:
Изображение | Название | Дата | Техника | Размер (см) | Местоположение | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Поклонение волхвов | ок. 1565 - 1567 | Дерево, темпера и сусальное золото | 40 × 45 | Музей Бенаки, Афины | ||
Поклонение волхвов | ок. 1565 - 1567 | Холст, масло | 45 × 52 | Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид | ||
Поклонение волхвов | ок. 1565 - 1567 | Холст, масло | частное собрание | |||
С. Лука рисует Богородицу с младенцем | ок. 1567 | Дерево, темпера и сусальное золото | 41,6 × 33 | Музей Бенаки, Афины | ||
Успение Богородицы | ок. 1567 | Дерево, темпера и сусальное золото | 61,4 × 45 | Успенский собор, Эрмуполис | ||
Христос, исцеляющий слепого | 1567 | холст, масло | 65,5 × 84 | Галерея старых мастеров, Дрезден | ||
Моденский триптих | ок. 1567–1569 | Темпера на дереве | 37 × 23,8. 24 × 18 | Галерея Эстенсе, Модена |
Изображение | Название | Дата | Техника | Размер (см) | Местоположение | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Святой Франциск получает стигматы | ок. 1567-1570 | дерево, масло | 40,9 × 53,3 | Accademia Carrara di Belle Arti di Bergamo, Бергамо | ||
Тайная вечеря | 1568 - 1568 | дерево, масло | 43 × 52 | Pinacoteca Nazionale di Bologna, Болонья | ||
Поклонение волхвов | ок. 1569–1570 | холст, масло | 63,5 × 76 | Музей Виллумсенса, Фредериксунд, Дания | ||
Очищение храма | c. 1570 | дерево, масло | 64,5 × 83,2 | Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия | ||
Бегство в Египет | 1570 | масло на дерево | 15,9 × 21,6 | Прадо, Мадрид | ||
Благовещение | 1570 | дерево, масло | 26,7 × 20 | Прадо, Мадрид | ||
Поклонение пастырей | 1570 - 1572 | холст, масло | 114 × 104,5 | частная коллекция | ||
Поклонение волхвов | 1570 | холст, масло | Художественный музей Сан-Диего | |||
Святой Франциск получает стигматы | 1570 | масло на холст | 28,8 × 20,6 | Художественный музей Фонда Палиарда, Неаполь. Музей Каподимонте, Неаполь | ||
Гора Синай | c. 1570 | холст, масло | 41 × 47,5 | Исторический музей Крита, Ираклион | ||
Очищение храма | c. 1570 | холст, масло | 116,8 × 149,8 | Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис | ||
Басня | 1570–1575 | масло дерево | 50,5 × 63,6 | Прадо, Мадрид | ||
Погребение Христа | 1570–1576 | дерево, масло | 51 × 43 | Национальная картинная галерея, Афины | ||
Портрет Джулио Кловио | ок. 1571 | дерево, масло | 58 × 86 | Музей Каподимонте, Неаполь | ||
Мальчик дует на уголь, чтобы зажечь свечу | 1571 - 1572 | холст, масло | 60,5 × 50,5 | Музей Каподимонте, Неаполь | ||
Портрет Винченцо Анастаджи | 1571 - 1576 | холст, масло | 188 × 126,7 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк | ||
Пьета | 1571–1576 | Темпера на дереве | 28,9 × 20 | Музей Филадельфии искусства, Филадельфия | ||
Портрет Шарля де Гиза | ок. 1572 | холст, масло | 178,5 × 94,5 | Kunsthaus Zürich, Цюрих, Швейцария | ||
Христос на кресте | 1573 | холст, масло | 43 × 28 | Коллекция Барбары Пясецкой-Джонсон, Принстон | ||
Христос, исцеляющий слепого | ок. 1573 | холст, масло | 50 × 61 | Национальная галерея Пармы, Парма, Италия | ||
Благовещение | 1575 - 1576 | холст, масло | 117 × 98 | Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид |
Изображение | Заголовок | Дата | Техника | Размер (см) | Место | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Портрет скульптора | 1576 - 1578 | холст, масло | 94 × 87 | частное собрание | ||
Кающаяся Мария Магдалина | 1576 - 1578 | холст, масло | 164 × 121 | Музей изящных искусств, Будапешт | ||
Святой Себастьян | 1576 - 1579 | холст, масло | 191 × 152 | Кафедральный собор Паленсии, Паленсия, Испания | ||
Алтарь Санто-Доминго-эль-Антигуо (9 картин) | 1577 | холст, масло | Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо (3), Институт искусств Чикаго (1), Прадо (1) | |||
Видение Мадонны с младенцем святым Лаврентием | 1577 | холст, масло | 119 × 102 | Колледж Носа-Сеньора да Антига, Монфорте де Лемос, Испания | ||
Поклонение Святому Имени Иисуса | 1577 - 1579 | холст, масло | 140 × 110 | Эль Эскориал, Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Испания | ||
Разоблачение Христа (El Espolio) | 1577–1579 | холст, масло | 285 × 173 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Сен-Бернар | ок. 1577 –1679 | холст, масло | 116 × 79,5 | Эрмитаж, Санкт-Петербург | ||
Святой Франциск Ассизский | 1580 | холст, масло | 138 × 56 | Музей Санта-Крус, Толедо, Испания | ||
Святой Франциск в экстазе | 1580 | холст, масло | 89 × 57 | Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид | ||
Святой Антоний Падуанский | 1580 | холст, масло | 104 × 79 | Прадо, Мадрид | ||
Дворянин с рукой на груди | ок. 1580 | холст, масло | 81,8 × 65,8 | Прадо, Мадрид | ||
Христос, несущий крест | ок. 1580 | холст, масло | 105 × 79 | Музей Метрополитен, Нью Йорк | ||
Мученичество Святого Мориса | 1580 - 1582 | холст, масло | 445 × 294 | Эль-Эскориал, Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Испания | ||
Слезы Святого Петра | c.1580 - 1589 | холст, масло | 109 × 90 | Bowes Museum, Co Dur ветчина, Англия | ||
Портрет доктора | 1582 - 1585 | холст, масло | 95 × 82 | Прадо, Мадрид | ||
Непорочное зачатие с Святой Иоанн Богослов | ок. 1585 | холст, масло | 237 × 118 | Музей Санта-Крус, Толедо, Испания | ||
Погребение графа Оргаса | 1586 | холст, масло | 480 × 360 | Церковь Санто-Томе, Толедо, Испания | ||
Портрет Джентльмен | ок. 1586 | холст, масло | 67 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Святое Семейство | 1586 - 1588 | холст, масло | 178 × 105 | Музей Санта-Крус, Толедо, Испания | ||
Лик Иисуса. (Покров Святой Вероники) | 1586 - 1595 | холст, масло | 71 × 54 | Прадо, Мадрид | ||
Святой Петр и Святой Павел | 1587 - 1592 | холст, масло | 121,5 × 105 | Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия | ||
Слезы Святого Петра | ок. 1587 - 1596 | холст, масло | 96,5 × 79 | Museo Soumaya, Мехико | ||
Портрет Родриго Васкеса де Арсе | 1587 - 1597 | холст, масло | 62,5 × 42 | Прадо, Мадрид | ||
Портрет пожилого мужчины | 1587 - 1600 | холст, масло | 46 × 43 | Прадо, Мадрид | ||
Агония в саду | 1590 | холст, масло | 103 × 131 | Национальная галерея, Лондон | ||
Христос на кресте с двумя дарителями | ок. 1590 | холст, масло | 260 × 171 | Лувр, Париж | ||
Слезы Святого Петра | c.1590 | холст, масло | 102 × 79,5 | Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло | ||
Христос, несущий крест | 1590 - 1595 | холст, масло | 106 × 69 | Национальный художественный музей Каталонии, Барселона | ||
Апостолы Петр и Павел | 1590 - 1600 | холст, масло | 116 × 91,8 | Национальный художественный музей Каталонии, Барселона | ||
Святой Людовик IX со страницей | 1592 - 1595 | холст, масло | 120 × 96 | Лувр, Париж | ||
Дева Мария | c.1594 - 1604 | холст, масло | 53 × 37 | Страсбургский музей изящных искусств, Страсбург, Франция | ||
Святое Семейство со Святой Анной | c.1595 | холст, масло | 127 × 106 | Больница Тавера, Толедо, Испания | ||
Святой Андрей и Святой Франциск | 1595 - 1598 | холст, масло | 167 × 113 | Прадо, Мадрид | ||
Портрет Антонио де Коваррубиаса | 1595 - 1600 | холст, масло | 65 × 52 | Лувр, Париж | ||
Портрет старика (так называемый автопортрет) | 1595 - 1600 | масло холст | 52,7 × 46,7 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Очищение храма | 1595 - 1600 | холст, масло | 41,9 × 52,4 | Коллекция Фрика, Нью-Йорк | ||
Вид Толедо | 1596 - 1600 | холст, масло | 121,3 × 108,6 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Алтарь доньи Марии де Арагон. (7 картин - Воскресение, Распятие, Пятидесятница, Поклонение пастырей, Благовещение, Крещение Христа, Утраченная работа) | 1596-1599 | холст, масло | разное | Прадо, Мадрид (5), Национальный художественный музей Румынии, Бухарест (1), Утраченный (1) | ||
Аллегория Камальдолезского ордена | 1597 | холст, масло | 138 × 108 | Museo del Patriarca, Валенсия, Испания | ||
Святой Иосиф и Младенец Христос | 1597-1599 | холст, масло | 289 × 147 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Мартин и нищий | ок. 1597 - 1599 | холст, масло | 193,5 × 103 | Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия | ||
Христос, несущий крест | 1597 - 1600 | холст, масло | 108 × 78 | Прадо, Мадрид | ||
Портрет Хорхе Мануэля Теотокопулоса | 15 97 - 1603 | холст, масло | 81 × 56 | Севильский музей изящных искусств, Севилья | ||
Сент-Ильдефонс | 1597 - 1603 | холст, масло | 187 × 102 | Capilla Mayor del Hospital de la Caridad de Illescas, Толедо, Испания | ||
Святой Августин | 1597-1603 | холст, масло | 140 × 56 | Музей Санта-Крус, Толедо, Испания | ||
Святой Иоанн Креститель | 1597 - 1603 | холст, масло | 111 × 66 | Музеи изящных искусств Сан-Франциско | ||
Богородица милосердия | 1597 - 1603 | холст, масло | 184 × 124 | Мэр Капиллы дель Госпиталь де ла Каридад де Ильескас, Толедо, Испания | ||
Агония в саду | 1597 - 1607 | холст, масло | 169 × 112 | Санта-Мария-ла-Майор, Андухар, Испания | ||
Благовещение | 1600 | холст, масло | 107 × 74 | Сан Музей искусств Паулу, Сан-Паулу | ||
Христос изгоняет менял из храма | 1600 | холст, масло | 106 × 130 | Национальная галерея, Лондон | ||
Аллегория камальдолезского ордена | около 1600 | дерево, масло | 124 × 90 | Валенсийский институт Дона Хуана, Мадрид | ||
Портрет Диего де Коваррубиас и Лейва | ок. 1600 | дерево, масло | 68 × 57 | Музей Эль Греко, Толедо, Толедо, Испания | ||
Портрет кардинала (возможно, Фернандо Ниньо де Гевара) | c.1600 | холст, масло | 67,2 × 42,5 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Святой Иоанн Евангелист и Святой Франциск | c.1600 | холст, масло | 110 × 86 | Уффици, Флоренция | ||
Портрет молодого дворянина | 1600 - 1605 | холст, масло | 65 × 49 | Прадо, Мадрид | ||
Святой Иоанн Креститель | 1600 - 1605 | холст, масло | 103 × 62 | Museu de Belles Arts de València, Валенсия, Испания | ||
Благовещение | 1600–1605 | холст, масло | 128 диаметр | Capilla Mayor del Hospital de la Caridad de Illescas, Толедо, Испания | ||
Святой Иоанн Креститель и Святой Иоанн Евангелист | 1600 - 1610 | холст, масло | 110 × 86 | Прадо, Мадрид | ||
Христос (серия Толедо) | c.1602 - 1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Лука (серия Толедо) | 1602 - 1605 | холст, масло | 100 × 76 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Иаков Меньший (серия Толедо) | 1602 - 1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Петр (серия Толедо) | 1602 - 1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Андрей (серия Толедо) | 1602-1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Saint M atthew (серия Толедо) | 1602-1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Святой Фаддей (Святой Иуда) (серия Толедо) | 1602-1607 | холст, масло | 98 × 78 | Толедский собор, Толедо, Испания | ||
Сен-Бернардино Сиенский | 1603 | холст, масло | 269 × 144 | Музей Эль Греко, Толедо, (Толедо, Испания) (собственность Прадо, Мадрид) | ||
Коронация Богородицы | 1603-1605 | холст, масло | 163 × 220 | Мэр Капиллы дель Госпиталь де ла Каридад де Ильескас, Толедо, Испания | ||
Рождество | 1603-1605 | холст, масло | 128 диаметр | Capilla Mayor del Госпиталь де ла Каридад де Ильескас, Толедо, Испания | ||
Брак Девы | 1603-1607 | холст, масло | 110 × 83 | Национальный музей Искусство Румынии, Бухарест | ||
Портрет неизвестного джентльмена | 1603-1607 | холст, масло | 64 × 51 | Прадо, Мадрид | ||
Непорочное зачатие | 1607–1613 | холст, масло | 348 × 174,5 | Музей Санта-Крус, Толедо, Испания | ||
Концерт ангелов | 1608 | холст, масло | 112 × 205 | Национальная галерея, Афины | ||
Святой Петр | 1608 | холст, масло | 207 × 105 | Эль-Эскориал, Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал, Испания | ||
Вид и план Толедо | ок. 1608 | холст, масло | 132 × 228 | Музей Эль Греко, Толедо, Толедо, Испания | ||
Крещение Христа | 1608 - 1614 | холст, масло | 330 × 221 | Госпиталь Тавера, Толедо, Испания | ||
Спаситель (серия Almadrones) | 1608 - 1614 | холст, масло | 72 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Святой Апостол Фома (серия Альмадронес) | 1608 - 1614 | холст, масло | 72 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Святой Иаков Старший (серия Альмадронес) | 1608 - 1614 | холст, масло | 72 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Открытие Пятой печати (Пятая печать Апокалипсиса, Видение Святого Иоанна) | 1608 - 1614 | холст, масло | 224,8 × 199,4 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Благовещение | 1609 | холст, масло | 294 × 204 | частное собрание, Мадрид | ||
Портрет Фрая Гортензио Феликс Паравачино | 1609 | холст, масло | 112,1 × 86,1 | Музей изящных искусств, Бостон | ||
Портрет кардинала Тавера | 1609 | холст, масло | 103 × 82 | Больница Тавера, Толедо, Испания | ||
Святой Иероним | 1609 | холст, масло | 108 × 87 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Святой Ильдефонс | 1609 | холст, масло | 222 × 105 | Эль-Эскориал, Испания | ||
Святой Иоанн Богослов | 1609 | холст, масло | 90 × 77 | Prado, Ma дрид | ||
Святой Франциск и брат Лев | 1609 | холст, масло | 155 × 100 | Колледж Носа-Сеньора-да-Антига, Монфорте-де-Лемос | ||
Христос изгоняет меновщиков из храма | 1609 | холст, масло | 106 × 104 | Сан-Хинес, Мадрид | ||
Портрет Херонимо де Севальос | 1609 - 1613 | холст, масло | 65 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Visitation | 1609-1613 | холст, масло | 98 × 72 | Думбартон-Окс, Вашингтон, округ Колумбия | ||
Лаокоон | 1610–1614 | холст, масло | 142 × 193 | Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия | ||
Портрет Франсиско де Пизы | 1610–1614 | холст, масло | 107 × 90 | Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт | ||
Святой Лука (серия Almadrones) | 1610–1614 | холст, масло | 72 × 59 | Художественный музей Индианаполиса, Индианаполис | ||
Святой Матфей (серия Альмадрон) | ок. 1610 - 1614 | холст, масло | 72 × 59 | Художественный музей Индианаполиса, Индианаполис | ||
Сент-Симон (серия Альмадроны) | c. 1610 - 1614 | холст, масло | 72 × 59 | Художественный музей Индианаполиса, Индианаполис | ||
Сент-Пол (серия Альмадроны) | ок. 1610 - 1614 | холст, масло | 72 × 55 | Прадо, Мадрид | ||
Святой Андрей (серия Альмадронес) | ок. 1610–1614 | холст, масло | 72 × 55 | Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес | ||
Святой Иоанн Богослов (серия Альмадронес) | холст, масло | Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас | ||||
Святой Себастьян | около 1610–1614 гг. | холст, масло | 201,5 × 111,5 | Прадо, Мадрид | ||
Апостоладо (музей Эль Греко). (13 картин) | 1610–1614 гг. | холст, масло | все 97 × 77 | Музей Эль Греко, Толедо, Толедо, Испания | ||
Поклонение пастухов | 1612–1614 гг. | холст, масло | 319 × 180 | Прадо, Мадрид | ||
Хулиан Ромеро и Сент-Джулиан | 1612–1614 | холст, масло | 206,7 × 127,5 | Прадо, Мадрид | ||
Благовещение | 1614 | холст, масло | 152 × 99 | Епархиальный музей, Сигуэнса |
Викискладе есть материалы, связанные с Картины Эль Греко. |