Кашмирский шиваизм

редактировать
(Перенаправлено с Трики )

Трезубец ( triśūlābija maṇḍalam), символ и янтра Парама Шивы, представляющий триадные энергии верховной богини Пара, Пара-апары и Апара-шакти.

Кашмирский шиваизм или более точно Трик Шиваизм относится к nondualist традиции SAIVA - SAKTA Тантр, которая возникла где- то после 850 CE. Хотя эта традиция была очень влиятельной в Кашмире и поэтому ее часто называют кашмирским шиваизмом, на самом деле это было паниндийское движение, названное его великим экзегетом Абхинавагуптой «Трика», которое также процветало в Ошише и Махаратре. Определение особенностей традиции Trika является идеалистическим и монистический Pratyabhijnā ( «Признание») философская система, изложенная Ютпаладева (ок. 925-975 н.э.) и Абхинавагупта (с. 975-1025 н.э.), и центральность трех богинь Para, Парапара и Апара.

В то время как Трика опирается на многочисленные тексты шива, такие как Шайва-агамы и Шайва и Шакта-тантры, ее основными авторитетными писаниями являются Тантра Малинивиджайоттара, Сиддхайогешваримата и Анамака-тантра. Его основные экзегетические работы - это работы Абхинавагупты, такие как Тантралока, Малинишлокаварттика и Тантрасара, которые формально являются экзегезой Тантры Малинивиджайоттара, хотя они также в значительной степени опираются на основанную на Кали подкатегорию Крамы Куламарги.

Кашмирский шиваизм утверждал, что вытеснил шайва-сиддханту, дуалистическую традицию, которую ученые считают нормативным тантрическим шиваизмом. Шайва-сиддхантская цель стать онтологически отличным Шивой (по милости Шивы) была заменена признанием себя Шивой, который в монизме кашмирского шиваизма является целостностью вселенной.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Шива-сутры и спандакарика
    • 1.2 Происхождение
    • 1.3 Абхинавагупта
    • 1,4 возрождение 20-го века
  • 2 Практика
    • 2.1 Предпосылки
    • 2.2 Шесть лаксьев
    • 2.3 Йоги
      • 2.3.1 Покорение таттв
      • 2.3.2 Йога с шестью вспомогательными элементами ( Шанангайога)
      • 2.3.3 Йогическое самоубийство
    • 2.4 Четыре упайи
      • 2.4.1 avopāya - очищение тела
  • 3 Философия
    • 3.1 Влияния и основные показатели
    • 3.2 Метафизика и теология
      • 3.2.1 Теология Триады или Трики
    • 3.3 Сравнение с Адвайта Ведантой
  • 4 текста
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

История

Шива и Парвати (которая связана с Шакти ), Кашмир, 10 или 11 век.

Шива-сутры и спандакарика

Датируемые примерно 850–900 гг. Н. Э., Шива-сутры и Спандакарика были первой попыткой из области Шакта-Шайва представить недвойственную метафизику и гностическую сотериологию в противовес дуалистическому толкованию Шайва-сиддханты. Согласно традиции, Сутры Шивы явились Васугупте во сне. Spandakārikā был либо составлен Васугуптом или его учеником Бхатт Каллата.

Происхождение

Сомананда, первый теолог монистического шиваизма, был учителем Утпаладевы, прапрадедом Абхинавагупты, который, в свою очередь, был учителем Кшемараджи.

Абхинавагупта

Тантралока, Mālinīślokavārttika и Tantrasāra из кашмирской Абхинавагупты (975-1025 н.э.) формально истолкованию на Mālinīvijayottara Тантры, хотя они также в значительной степени опиралась на Kali -На Крама традиции Kulamārga.

Джаяратха (1150–1200 гг. Н. Э.) Написал комментарий к Тантралоке.

Возрождение 20 века

Примерно после 14 века не было крупных писателей или публикаций. В 20-м веке Свами Лакшман Джу, кашмирский индуист, помог возродить как научные, так и йогические течения кашмирского шиваизма. Его вклад огромен. Он вдохновил поколение ученых, которые сделали кашмирский шиваизм законной областью исследований в академии.

Ачарья Рамешвар Джха, ученик Лакшмана Джу, часто приписывают установление корней кашмирского шиваизма в образованном сообществе Варанаси. Рамешвар Джха с его творчеством, знакомством с древними текстами и личным опытом обеспечил доступ к концепциям недвойственного кашмирского шиваизма. Его сочинения санскритских стихов были опубликованы в виде книг « Пурнта пратьябхиджна» и « Самит Сватантрам».

Свами Муктананда, хотя и не принадлежал к прямой линии кашмирского шиваизма, чувствовал близость к учениям, подтвержденную его собственным непосредственным опытом. Он призвал Motilal Banarsidass публиковать Джейдев Сингх переводы «s из Шива - сутры, Pratyabhijnahrdayam, Spanda Karikas и виджнян Бхайравы, все из которых Сингх учился в углубленном с Лакшманом Джу. Он также представил кашмирский шиваизм широкой аудитории западных медитаторов через свои труды и лекции на эту тему.

Виджнана Бхайравы Тантра, глава из Rudrayamala Тантры, был представлен на Западе Пол Репс, студент Лакшмана Джу, включив перевод на английский язык в своей книге Zen Flesh, Zen Кости. Представленный как беседа между богом Шивой и его супругой Деви или Шакти, он представляет 112 методов медитации или техник центрирования ( дхараны ).

Практика

Предпосылки

Тантрическое посвящение ( дикша) необходимо для выполнения тантрических практик трика-шиваизма.

Поскольку это тантрическая традиция, необходимой предпосылкой для практики йоги Трика является тантрическое посвящение или дикша. В « Малинивиджайоттара-тантре», главном источнике этой традиции, говорится: «Без инициации нет квалификации для шайва-йоги».

Несмотря на то, что кашмирский шиваизм был приручен семейной традицией, он рекомендовал секретное выполнение практик Каула в соответствии со своим тантрическим наследием. Это должно было быть сделано в уединении от посторонних глаз, таким образом позволяя сохранять вид типичного домовладельца.

Mālinīvijayottara Тантра описывает несколько основных предпосылок, придающие полномочия на практике йоги :

Йогин, который овладел позой [и] умом, контролировал жизненную энергию, покорил чувства, победил сон, преодолел гнев и возбуждение и кто свободен от обмана, должен практиковать йогу в тихой, приятной пещере или земляной хижине, свободной от всего. препятствия.

Шесть лакся

Сланцевая статуя Шивы Махадевы, Северная Индия, Кашмир, 8 век, Кливлендский художественный музей.

Многочисленные тексты, такие как Тантра Малинивиджайоттара, также описывают шесть «разновидностей цели» или «целей» ( лакшй) йогических практик, в основном:

  • Созерцание пустоты ( vyoman), дарующей все Совершенства и освобождение.
  • Созерцание тела ( виграха), которое дарует принуждение таких божеств, как Вишну или Рудра.
  • Созерцание капли ( бинду), дающей владычество над йогинами.
  • Созерцание фонемы ( варны), дарующей Совершенство мантры.
  • Созерцание мира ( бхувана), которое дарует регентство мира
  • Созерцание резонанса ( дхвани), ведущего к изоляции и освобождению.

Каждой из целей дается конкретная практика. Например, в Тантре Mālinīvijayottara, совершенствование Пустоты достигается перемещением ума и жизненной энергии (с помощью мантрического резонанса) через две группы из трех пустот, расположенных вдоль центрального канала (которые также связаны с системой шести чакр ), достигая области над головой. В разных Священных Писаниях описываются разные списки пустот и их расположение в теле. Практика резонанса связана с различными звуками и с тем, как йогин должен сосредоточиться на определенном звуке и его резонансе в центральном канале.

Что касается мантр, в разных шиваитских тантрах и текстах учат разным мантрам и биджа (семенным) мантрам. Эти мантры обычно произносятся ( уччара) в разных положениях тела вдоль центрального канала (например, в сердце, горле, лбу и т. Д.). Diksottara тантра, например, учит интонацию « Хамса » мантра, начиная в области сердца. Некоторые тексты учат «прямолинейному восхождению через сердце, горло, нёбо и лоб, кульминацией которого становится трансцендентность звукового опыта, когда« Предел резонанса »[ наданта ] пронизывает череп». В других текстах мантрическая энергия следует за дыханием через нос за пределы тела.

Йоги

Поскольку трика-шиваизм представляет собой синтез различных традиций, в его текстах, таких как « Малинивиджайоттара-тантра», различаются четыре различных типа шайва-йоги. По словам Сомадева Васудевы:

Два из них были ассимилированы из тантр Сиддханты [1] покорения уровней реальности ( таттваджая), которая была преобразована в радикально новый тип йоги, основанный на пятнадцати уровнях процесса восприятия, и [2] йога шести вспомогательных элементов ( шатангайога), которая используется с небольшими вариациями. Третий - это [3] каула-йога с ее системой четырех погружений (пиндастха, падастха, рупастха и рупатита), и в качестве четвертого можно считать [4] три типа одержимости (авеша), которым обучают в Трике (анава, sakta и sambhava), которые новаторски представлены как три мета-категории, в которые могут быть отнесены все йогические упражнения.

Покорение таттв

В текстах Трики, как и в текстах других школ шайвы, обычно формулируют процесс йогического покорения реальностей (таттв) как серию дхаран. Дхараны («интроспекции») - это «сложные последовательности медитативных практик», которые сосредотачиваются на серии созерцаний «иерархии состояний восприятия, разработанной, чтобы еще больше приблизить его к уровню высшего воспринимающего, Шивы». Эта иерархия медитаций и визуализаций основана на схеме Шайвы из 36 таттв. По словам Сомадева Васудевы, процедуру можно описать так:

Йогин начинает с освобождения ума от внешних стимулов, а затем фиксирует его на таттве [такой как земля, вода и т. Д.] С все более глубоким поглощением. Он достигает внутреннего видения реальности и сравнивает его со своим авторитетным знанием священных писаний самого высокого уровня. Посредством тарка [рассуждения], онтологического оценочного суждения, он распознает, что он отличен от Шивы, и таким образом превосходит его. Вознесение йогина неизбежно приводит его к реальности, которая есть Шива в зените всех путей.

Один из примеров медитации на таттве буддхи (интеллекта) из Малинивиджайоттара-тантры:

Созерцая в сердце лотос цвета восходящего солнца, с восемью лепестками, содержащими [восемь бхав] дхармы и т. Д., И околоплодник, интеллект [йогина] становится устойчивым в течение месяца. В течение шести лет он становится знатоком Шрути (писания). В течение трех лет он сам становится автором Священных Писаний. Созерцая там (в сердце) свою [физическую] форму, он постигает принцип интеллекта.

Йога с шестью вспомогательными элементами ( aaṅgayoga)

Трика-йога обычно использует систему из шести «частей» или вспомогательных элементов ( анг), которые рассматриваются как вспомогательные по отношению к принципу завоевания таттв. Эта система была заимствована из дуалистической шайва-сиддханты, а также из писаний Панчаратры, таких как Джаякхьясамхита. Согласно Сомадеве Васудеве, в Трике, Шанга-йогу следует понимать как совокупность полезных или даже незаменимых йогических техник, которые позволяют будущему йогину достичь требуемого «слияния» или «идентификации» ( танмаята, букв. «Состоящий из -это-ность ») с объектом созерцания».

Эти шесть дочерних предприятий, как указано в « Малинивиджайоттара-тантре»:

  • Пранаяма, контроль над «дыханием» или «жизненной энергией» ( прана ), включает в себя различные формы вдоха, выдоха, кумбхаки, а также правильную позу ( асана ), определяемую как поза лотоса или какая-либо другая сидячая поза. Также преподается практика удгатхи (извержения), которая представляет собой «процесс, при котором удерживаемый воздух выталкивается или запускается вверх из области пупка, так что он ударяет в голову».
  • Дхарана (фиксации или сосредоточения). Обучаются четыре: огонь, вода, владыка (определяемая как бинду и нада) и нектар (фиксация на лунном диске над черепом, который капает божественный нектар в центральный канал, наполняя тело).
  • Тарка (суждение или рассуждение), определяемое как «определение того, что следует развивать, а что следует отвергать».
  • Дхьяна (медитация), определяемая как «внимательное созерцание Шивы» или «сфокусированный поток осознания, направленный на осужденную и, таким образом, принятую реальность».
  • Самадхи, глубокое погружение, возникающее в результате продолжительной (в тексте 48 минут) и «твердо установленной» медитации, в которой йогин «становится как бы несуществующим. Он достигает состояния, в котором он становится как бы мертвым, из которого даже интенсивно звуки и другие подобные [чувственные данные] не могут его разбудить ".
  • Пратьяхара, полное отстранение ума

В Mālinīvijayottara Тантры (глава 17), они рассматриваются как шесть последовательных шагов, ведущих к полной идентификации с объектом медитации. Важно отметить, что разные шайва-тантры описывают разные формы шести вспомогательных тантр, и «нет единого мнения относительно их порядка, их определения или даже их подразделений» среди разных тантр.

Йогическое самоубийство

Практика уткранти, также называемая «йогическим самоубийством», также преподается в недвойственных шайва-тантрах, таких как Малинивиджайоттара-тантра, в которой жизненная энергия, поднимающаяся по центральному каналу, используется для завершения жизни и перехода к союзу с Шивой. В тексте говорится, что этот отказ от тела может быть осуществлен в конце жизни, после того, как человек овладевает всем, чего он намеревался достичь.

Четыре упайи

Чтобы достичь мокши, необходима садхана или духовная практика. Кашмирский шиваизм описывает четыре основных метода ( упаяи):

  1. āavopāya, метод тела,
  2. шактопайа, метод ума,
  3. шамбхавопайа, метод Сознания,
  4. анупайа «бездетный» метод.

Шавопайа - очищение тела

В то время как большинство других путей предполагает подношение божеству благовоний и внешних предметов, этот путь переходит к подношению дыхания. Человек контролирует свое сердце и пульс, значительно снижая его. Заключительный этап - отказ от еды и воды. В результате он / она соединяет состояние высшего в форме Шивы, что приводит к очищению тела и возникновению оджаса.

Философия

Диаграмма Шри Янтры с Десятью Махавидьями. Треугольники представляют Шиву и Шакти, змея представляет Спанду и Кундалини.

Влияния и основные экспоненты

Философия трика-шиваизма называется пратьябхиджня (признание), и это в основном недвойственный идеалистический и монистический теизм. Он находится под влиянием работ Saiva монистического Васугупт и многочисленное (с 800-850 CE.) SAIVA писания, такими как агам и SAIVA - SAKTA Тантры. The Trika философская система Pratyabhijñā представлена в работах Сомананд. (С 900 –950 г. н. Э.), Утпаладева (ок. 925–975 н. Э.), Абхинавагупта (ок. 975–1025 н. Э.) И его ученик Кшемараджа (ок. 1000–1050).

По словам Кристофера Уоллиса, философия трика-шиваизма также приняла большую часть онтологического аппарата школы санкхья, например, ее систему из 25 таттв, расширив и переосмыслив ее для своей собственной системы из 36 таттв. Еще один важный источник Трики - это идеалистический и дуалистический теизм Шайва Сиддханты. На шайвов также оказали влияние работы буддийских философов Виджнянавады и Праманавады, особенно Дхармакирти, которого также считали основным противником, не являющимся шиваитами, и чьи доктрины иногда впитывались системой Пратьябхиджня.

Метафизика и теология

Философия Признания, изложенная такими мыслителями, как Утпаладева, учит, что, хотя идентичность всех душ едина с Богом ( Ишварой ) или Шивой (который является единой реальностью, Бытием и абсолютным сознанием), они забыли об этом из-за Майи или невежество. Однако через знание можно распознать свою подлинную божественную природу и стать освобожденным существом. Еще одним важным элементом теологии Трики является активная и динамичная природа сознания, которая описывается как спонтанная вибрация или пульсация ( спанда) универсального сознания, которое является выражением его свободы ( svātāntrya) и силы ( Śakti ). По этой причине, хотя эта философия является идеалистической, она утверждает реальность мира и повседневной жизни как реальную трансформацию ( паринама), проявление или проявление ( абхаса) абсолютного сознания. Абсолют также объясняется с помощью метафоры света ( пракаша) и рефлексивного осознавания ( вимарша).

Тантрический ученый-практик Кристофер Уоллис так описывает метафизику и теологию недвойственной Шайва-тантры:

Все, что существует во все времена и за его пределами, - это одно бесконечное божественное Сознание, свободное и блаженное, которое проецирует в поле своего осознания огромное множество явно дифференцированных субъектов и объектов: каждый объект является актуализацией вневременной потенциальности, присущей Свету. Сознания, и каждый субъект одинаков, плюс суженный локус самосознания. Это творение, божественная игра, является результатом естественного импульса внутри Сознания выражать полноту его самопознания в действии, импульса, возникающего из любви. Безграничный Свет Сознания сжимается в конечные воплощенные локусы осознания по своей собственной свободной воле. Когда эти конечные субъекты затем отождествляют себя с ограниченными и ограниченными познаниями и обстоятельствами, составляющими эту фазу их существования, вместо того, чтобы отождествляться с трансиндивидуальной всеобъемлющей пульсацией чистого Осознания, которая является их истинной природой, они испытывают то, что они называют «страданием». Чтобы исправить это, некоторые испытывают внутреннее побуждение встать на путь духовного гнозиса и йогической практики, цель которой состоит в том, чтобы подорвать их ошибочное отождествление и напрямую раскрыть в пределах непосредственности осознания тот факт, что божественные силы Сознания, Блаженства, Желания, Знание и Действия также включают в себя совокупность индивидуального опыта, тем самым вызывая признание того, что истинная идентичность человека является высшей Божественностью, Целым в каждой части. Этот эмпирический гнозис повторяется и подкрепляется различными способами, пока он не станет неконцептуальной основой каждого момента опыта, и ограниченное чувство собственного «я» и отделение от Целого, наконец, аннигилирует в ярком сиянии полного расширения в совершенную целостность. Тогда восприятие полностью охватывает реальность вселенной, экстатически танцующей в одушевлении ее совершенно совершенной божественности.

Эту единственную высшую реальность также иногда называют ахам (сердце). Считается, что это недвойственное внутреннее пространство Шивы, поддержка всего проявления, высшая мантра и идентичная Шакти. В кашмирском шиваизме высшая форма Кали - это Каласанкаршини, который является ниргуной, бесформенным и часто изображается в виде пламени над головой Гухья Кали, высшей грубой формы Кали. В непальском неварском искусстве форма и бесформенные атрибуты Кали часто рассматриваются в единой форме искусства, показывающей иерархию богинь в их традиции. На нем образ Гухьякали завершается пламенем с Каласанкаршини, высшим божеством в последовательности, которое поглощает время внутри себя и рассматривается исключительно как пламя, представляющее Пара Брахман.

Теология Триады или Трики

Кали, ок. 9 век, из Андхра-Прадеша. Синтез Трики Абхинавагупты также принял доктрины школы Крама Шакта-тантры, главной богиней которой была Кали.

Важным элементом теологии Трика-шиваизма является использование нескольких триад (символизируемых трезубцем) в богословском объяснении Абсолютной реальности. Есть несколько триад, описанных в теологии Трики таких мыслителей, как Абхинавагупта, в том числе:

  • Три реальности: iva (Высшее трансцендентное), akti (имманентное творению, связь между макрокосмом и микрокосмом) и Aṇu (ограниченный атом или индивидуум, полный образ конечного, микрокосм макрокосма).
  • Три силы: Ичча (воля), Джнана (знание) и Крия (действие). Любое действие любого существа, включая Бога, подчиняется этим трем фундаментальным энергиям. Ичча или Воля находится в начале любого действия или процесса. Джнана, с помощью которой действие ясно выражается в уме, прежде чем оно будет осуществлено. Затем идет крийя, энергия действия.
  • Три сущности: пати ( Шива ), паша (рабство), пашу (душа)
  • Триада Шакти или Три Богини: Пара (трансцендентность), Парапара (трансцендентность и имманентность) и Апара-шакти (имманентность)
  • Три аспекта знания: Праматри (субъект), Прамана (модальности знания) и Прамейя - известный объект.
  • Три состояния сознания: джаграт (бодрствование), свапна (сновидение) и сушупти (сон без сновидений).
  • Тройной духовный путь: āmbhavopāya, Śāktopāya и avopāya
  • Трансцендентная триада: пракаша (светимость), вимарша (динамика), самарасйа (однородное блаженство)
  • Три загрязнения: анавамала, майа, карма.

Сравнение с Адвайта Ведантой

Кашмирский шиваизм и Адвайта Веданта - это недвойственные философии, которые отдают приоритет Универсальному Сознанию ( Чит или Брахман). В кашмирском шиваизме все вещи являются проявлением этого Сознания, но феноменальный мир ( Шакти) реален, существует и имеет свое существо в Сознании ( Чит).

Тексты

Согласно Марку С.Г. Дычковски, кашмирский трика-шиваизм рассматривает три священных писания «как свои основные авторитеты» : Тантру Малинивиджайоттара, Сиддхайогешваримату и Анамака-тантру.

Как монистическая тантрическая система, Трика- шиваизм, как он также известен, черпает учения из шрути, таких как монистические Бхайрава-тантры, Шива-сутры Васугупты, а также уникальную версию Бхагавад-гиты, на которую есть комментарий Абхинавагупты, известный как Gitartha Samgraha. Учения также взяты из Тантралоки Абхинавагупты, выдающейся среди огромного количества смрити, используемых в кашмирском шиваизме.

В целом, всю письменную традицию шиваизма можно разделить на три основных части: Агама-шастра, Спанда-шастра и пратьябхиджня-шастра.

1. Агама- шастры - это те писания, которые считаются прямым откровением Шивы. Эти писания сначала передавались устно, от мастера к достойному ученику. Они включают в себя основные работы, такие как Mālinīvijaya Тантры, Svacchanda Тантры, виджнян Бхайраву Тантры, Нетр Тантры, Mṛgendra Тантры, Rudrayāmala Тантры, Śivasūtra и другие. Есть также многочисленные комментарии к этим произведениям, большинство из которых есть в Шивасутре.

2. Spanda шастр, основная работа которого Spanda Karika из Бхатта Каллата, ученика Васугупта, с его многочисленными комментариями. Из них два имеют большое значение: Спанда Сандоха (этот комментарий говорит только о первых стихах Спанда Карика) и Спанда Ниршая (который является комментарием ко всему тексту).

3. Pratyabhijñā шастр те произведения, которые имеют в основном метафизическое содержание. Из-за их чрезвычайно высокого духовного и интеллектуального уровня эта часть письменной традиции шиваизма наименее доступна для непосвященных. Тем не менее, этот корпус писаний относится к простейшему и наиболее прямому способу духовной реализации. Пратьябхиджня означает «признание» и относится к спонтанному признанию божественной природы, скрытой в каждом человеческом существе ( атман ). Наиболее важные работы в этой категории являются: Ишвар Pratyabhijñā, фундаментальным трудом Ютпаладева и Pratyabhijñā Vimarśinī, комментарий к ишвару Pratyabhijñā. Ишвара пратьябхиджня означает прямое признание Господа ( Ишвары) как тождественного своему Сердцу. До Утпаладевы его учитель Сомананда написал « Шива Дри» ( «Видение Шивы»), религиозную поэму, написанную на нескольких смысловых уровнях.

Смотрите также

Ссылки

Источники

дальнейшее чтение

  • Башам, А.Л. (1989). Зиск, Кеннет (ред.). Истоки и развитие классического индуизма. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-507349-5.
  • Дычковский, Марк С.Г. (1987). Доктрина вибрации: анализ доктрин и практик кашмирского шиваизма. Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN   0-88706-432-9. CS1 maint: ref = harv ( ссылка )
  • Лакшманджу, Свами (2003). Кашмирский шиваизм: тайное высшее. 1-я книжная библиотека. ISBN   1-58721-505-5.
  • Мюллер-Ортега, Пол Э. (2010). Триадическое Сердце Шивы: Каула Тантризм Абхинавагупты в Недвойственном Шиваизме Кашмира. Suny press.
  • Мишра, Камалакар (1999). Кашмирский шиваизм, центральная философия тантризма. Публикации Шри Сатгуру. ISBN   81-7030-632-9.
  • Шанкарананда, Свами (2003). Сознание - это все, йога кашмирского шиваизма. Shaktipat Press. ISBN   0-9750995-0-7.
  • Хьюз, Джон. Самореализация в кашмирском шиваизме. ISBN   0-7914-2179-1.
  • Тошкани, (Труды отредактировал) СС (2002). Lal Ded: Великий Кашмира Санкт-поэтесса, Труды национального семинара, проведенного Кашмира образования, культуры и научного общества, 12 ноября 2000 года. B-36 Pamposh Enclave, New Delhi-110048: APH Publishing Corporation. ISBN   81-7648-381-8. CS1 maint: location ( ссылка )
  • Муктананда, Свами (2000). Игра сознания - духовная автобиография. Фонд SYDA. ISBN   0-911307-81-8.
  • Муктананда, Свами (1980). Секрет сиддхов. Фонд SYDA. ISBN   81-86693-07-6.
  • Дургананда, Свами; Брукс; и другие. (1997). Медитационная революция. Агама Пресс. ISBN   0-9654096-1-9.
  • Сингх, Джайдева (2000). Шива-сутры - Йога высшей личности. Дели: Moltilal Banarsidass. ISBN   81-208-0406-6.
  • Сингх, Джайдева (2005). Спанда-Карикас - Божественная творческая пульсация. Дели: Moltilal Banarsidass. ISBN   81-208-0821-5.
  • Сингх, Джайдева (2008). Pratyãbhijñahṛdayam - Секрет самопознания. Дели: Moltilal Banarsidass. ISBN   978-81-208-0323-7.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-08 04:35:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте