P ранайама - практика контроля дыхания в йоге. В современной йоге как упражнении она состоит из синхронизации дыхания с движениями между асанами, но также является самостоятельным дыхательным упражнением, обычно выполняемым после асан. В таких текстах, как Бхагавад-гита и Йога-сутры Патанджали, а затем в текстах Хатха-йоги, это означало полное прекращение дыхания.
Пранаяма (Деванагари : प्राणायाम prāāyāma) - это санскритское соединение. У разных авторов он определяется по-разному.
Макдонелл дает этимологию как прана (прана), дыхание + āyāma и определяет его как задержку дыхания.
Монье-Вильямс определил пранаяму с точки зрения элементы Кумбхаки.Монье-Вильямс определяет составную пранаяму как «из трех« дыхательных упражнений », выполняемых во время Сандхьи (см. пурак, речак (английский: рвота или выброс), кумбхак». техническое определение относится к особой системе контроля дыхания с тремя процессами, как объяснено в Бхаттачарья : пурак (чтобы вдохнуть внутрь), кумбхак (чтобы задержать дыхание) и речак (чтобы Помимо этой трехэтапной модели, существуют и другие процессы пранаямы.
В VS Apte определение āyāmaḥ происходит от ā + yām и дает несколько вариантов его значений при использовании в соединениях. три значения имеют отношение к "длине", "расширению, расширению" и "растяжению, расширению", но в конкретном случае использования в составном пранайама он определяет āyāmaḥ как меня «сдерживание, контроль, остановка».
Рамамурти Мишра дает определение:
Расширение индивидуальной энергии в космическую энергию называется пранаяма (прана, энергия + айам, расширение).
Пранаяма упоминается в стихе 4.29 Бхагавад-гиты.
Согласно Бхагавад-Гите как она есть, пранаяма переводится как «индуцированный трансом путем остановки дыхания ", также состоящего из двух отдельных санскритских слов, прана и аям.
Пранаяма - четвертая" часть "восьми частей Аштанга-йога упоминается в стихе 2.29 в Йога-сутрах Патанджали. Патанджали, индуистский риши, обсуждает свой особый подход к пранаяме в стихах с 2.49 по 2.51 и посвящает стихи 2.52 и 2.53 объяснению преимуществ этой практики. Патанджали не объясняет полностью природу праны, и теория и практика пранаямы, кажется, претерпели значительное развитие после него. Он представляет пранаяму как предварительное упражнение, как и ранние буддийские тексты.
Учителя йоги, включая Б. К.С. Айенгар советовал, что пранаяма должна быть частью общей практики, которая включает другие части учения раджа-йоги Патанджали, особенно Яма, Нияма и Асана.
Индийская традиция хатха-йоги использует различные техники пранаямы. 15 век Хатха Йога Прадипика является ключевым текстом этой традиции и включает в себя различные формы пранаямы, такие как Кумбхака задержка дыхания и различные замки тела (Бандха ). Другие формы дыхания пранаямы включают дыхание удджайи («Победоносное дыхание»), бхастрика («дыхание мехов»), капалабхати («сияющее черепом дыхание», Шаткарма очищение), Сурья Бхедана («Пронизывающее солнце дыхание») и успокаивающее Бхрамари (жужжащее, как пчела). Б. К.С. Айенгар предупреждает, что пранаяму следует выполнять только тогда, когда у человека есть прочно установившаяся практика йоги, и то только под руководством опытного Гуру.
По словам ученого-практика йоги Теоса Бернарда, конечная цель пранаямы - приостановка дыхания (кевала кумбхака ), «заставляющая ум падать в обморок». Свами Йогананда пишет: «Настоящий смысл пранаямы, Согласно Патанджали, основателю философии йоги, это постепенное прекращение дыхания, прекращение вдоха и выдоха ».
Ученый йогой Андреа Джайн заявляет, что пранаяма была «второстепенной по отношению к наиболее широко цитируемым источникам» до 20 века, и что дыхательные практики «резко» отличались от современных; она пишет, что в то время как пранаяма в современной йоге как упражнение состоит из синхронизации дыхания с движениями (между асанами ), в таких текстах, как Бхагавад Гита и Йога-сутры Патанджали, пранаяма означала «полное прекращение дыхания», для чего она цитирует Bronkhorst 2007.
Согласно Палийскому буддийскому канону, Будда до своего просветления практиковал медитативную технику, которая заключалась в надавливании языком на небо и насильственных попытках задержать дыхание. Это описывается как чрезвычайно болезненное и не ведущее к просветлению. В некоторых буддийских учениях или метафорах говорится, что дыхание останавливается с четвертой джханой, хотя это побочный эффект техники, а не результат целенаправленных усилий.
Будда действительно включил умеренную модуляцию длины дыхания как часть предварительной тетрады в Анапанасати сутта. Его использование там - подготовка к концентрации. Согласно комментаторской литературе, это подходит для начинающих.
Более поздние индо-тибетские разработки буддийской пранаямы, которые похожи на индуистские формы, можно увидеть уже в 11 веке., в буддийском тексте под названием Амритасиддхи, который учит трем бандхам, связанным с йогическим дыханием (кумбакха ).
тибетские буддийские дыхательные упражнения, такие как «девять дыханий очищения» или «девятикратное изгнание застывшей жизненной энергии» ( rlung ro dgu пожимает плечами), форма альтернативного дыхания через ноздри, обычно включает визуализации. В традиции Ньингма Дзогчен эти практики собраны в текстовом цикле, известном как «Устная передача Вайротсана »(Vai ro snyan brgyud).
Несколько исследователей сообщили, что техники пранаямы полезны при лечении ряда расстройства, связанные со стрессом. Кокрановский систематический обзор симптома оматическое облегчение легкой и средней степени тяжести астмы с помощью дыхательных упражнений говорит о наличии ограниченных доказательств того, что они могут привести к улучшению качества жизни, симптомов гипервентиляции и функции легких.
Хотя хатха-йога относительно безопасна, она не лишена риска. Новичкам следует избегать сложных движений и упражнений в пределах своих возможностей. Следует учитывать функциональные ограничения. Согласно по крайней мере одному исследованию, пранаяма была практикой йоги, приводящей к большинству травм, с четырьмя травмами в исследовании 76 практикующих. Имеется ограниченное количество сообщений о побочных эффектах, включая гематому и пневмоторакс, хотя связи не всегда четко установлены.