Марабут ( арабский : مرابط, латинизируется : murābiṭ, лит «один, кто привязан / гарнизонами») является мусульманином религиозным лидером и учителем в Западной Африке, и (исторически) в Магрибе. Марабут часто является знатоком Корана или религиозным учителем. Другие могут быть странствующими святыми людьми, которые выживают на подаяние, суфийскими муршидами («Гиды») или лидерами религиозных общин.
Мусульманский тарикат ( суфийские религиозные братства) являются одной из основных организационных форм западноафриканского ислама, и с распространением суфийских идей в этом районе роль марабу сочетается с местными практиками по всей Сенегамбии, долине реки Нигер и Фута Джаллон. Здесь суфийские верующие следуют за марабутом, в других местах известным как «проводник» муршидов. Марабу также был принят французскими колониальными властями и применялся практически ко всем имамам, мусульманским учителям или светским лидерам, апеллировавшим к исламским традициям.
Сегодня марабу могут быть странствующими святыми, которые выживают на подаяние, религиозными учителями, принимающими молодых талибов в коранических школах, или выдающимися религиозными лидерами и учеными, как в суфийских братствах, так и за их пределами, которые доминируют в духовной жизни Сенегамбии.
В мусульманских братствах Сенегала марабуты организованы по сложной иерархии; например, высший марабут Моридов был возведен в статус халифа или правителя верующих ( Амир аль-Му'минин ). Более старые североафриканские традиции, такие как Тиджания и Кадирия, основывают свои структуры на уважении к учителям и религиозным лидерам, которых к югу от Сахары часто называют марабутами. Тех, кто посвящает себя молитве или учебе, базируясь в общинах, религиозных центрах или странствуя в обществе, называют марабутами. В Сенегале и Мали эти марабу живут за счет пожертвований. Часто существует традиционная связь для поддержки определенного марабу, которая накапливалась в течение нескольких поколений в семье. Марабу обычно носят традиционные западноафриканские одежды и ведут простой аскетичный образ жизни.
Распространение роли марабута в Африке к югу от Сахары с VIII по XIII века в некоторых местах привело к смешению ролей с доисламскими священниками и богословами. Таким образом, многие предсказатели судьбы и самозваные духовные наставники берут имя «марабут» (то, что отвергается как более ортодоксальными мусульманами, так и суфийскими братствами). Недавняя диаспора западноафриканцев ( в частности, в Париж ) принесла эту традицию в Европу и Северную Америку, где некоторые марабу рекламируют свои услуги как гадалки. Эш из Quimbanda, Marabô, как полагает, провел эту эзотерическую и шаманскую роль в Бразилию. Современные марабу в Сенегале рекламируются по телевидению и имеют горячие линии.
Марабуты были видными членами общества волоф с момента прихода суфийских братств из Магриба в 15 веке. Их глубокое знание Корана и уважаемая репутация часто позволяли им действовать как торговцы, священники, судьи или маги в сочетании с их ролями религиозных лидеров сообщества. Кроме того, из-за их способности читать и писать, деревенские вожди часто назначают марабутов секретарями или советниками, чтобы общаться с соседними правителями.
Растущее влияние марабутов в политике в сочетании с их уникальной преданностью мусульманскому сообществу в конечном итоге стало реальной угрозой для назначивших их вождей. В 1683 году рост напряженности между вождями и мусульманским населением привел к мусульманскому восстанию в королевстве волоф на Кайоре, которое завершилось установлением марабута как Дамеля. . В годы после восстания отношения между марабутами и вождями волофов оставались относительно спокойными до периода воинствующего ислама в государствах волоф в середине 19 века. Воинственные марабауты, в основном из Тукулора (1 происхождения, называемые «воинские марабуты», полностью отвергли власть местных вождей и стремились установить теократическое мусульманское государство. марабу, мусульманские сопротивляющиеся обратились к местным марабу за руководством и защитой от своих угнетателей. После трех десятилетий войны и конфликтов марабу-воины были постепенно изгнаны из государств волоф, поскольку французские колонисты начали более прочно удерживать регион. лидерские способности вождей и правителей снизились в результате конфликта, марабуты стали самым надежным и почитаемым источником лидерства в общинах волоф.
Французским колонизаторам было трудно приспособиться к управлению мусульманскими обществами. В частности, в Западной Африке создание институтов колониального правления, которые не благоприятствовали одним группам населения, игнорируя другие, оказалось сложной задачей. Французы выбрали формы непрямого правления через местную аристократию, чтобы поддерживать порядок и снизить административные расходы, но обнаружили, что многие подданные ненавидят этих колониальных вождей и правителей и склонны тяготеть к своим местным марабу. Марабаутов восхищались их прозрачностью и праведностью, поскольку они, как известно, отказывались от политической власти, обеспечивая при этом экономическую, социальную и религиозную стабильность в своих общинах. Поскольку суждение марабутов настолько влиятельно, успех или неудача политика будет почти полностью зависеть от поддержки более известных марабутов. Из-за этого политики пытались умиротворить марабу, соглашаясь продвигать интересы своего суфийского братства, в свою очередь, для их поддержки, при этом некоторые политики полагали, что победа на выборах была бы невозможна без поддержки марабу. Эта политическая динамика, основанная на покровительстве и обменах, привела бы к некоторому союзу между марабутами и французскими колонизаторами. Наряду с поддержкой определенных политиков в обмен на услуги, французские колониальные администраторы разыскивали марабу и глав суфийских братств, чтобы они действовали в качестве посредников между колониальными администраторами и западноафриканскими мусульманами, чтобы обеспечить соответствующее распределение власти и ресурсов во избежание любого потенциального конфликта.
После обретения Сенегалом независимости от Франции в 1960 году марабу и лидеры суфийских братств (также марабу), или Халифе-генерал, продолжали играть влиятельную роль в сенегальской политике. Некоторые сомневаются в полезности клиентелистских отношений между марабутами и правительственными чиновниками в современной демократии. Новое поколение «внуков» марабутов культивировало более независимые и светские политические взгляды и доказало, что они готовы подвергнуть сомнению авторитет своих предшественников. На президентских выборах 1988 года в Сенегале генерал Халифе Абду Лахатт Мбакке поддержал переизбрание Абду Диуфа. И в качестве общественного одобрения, и в качестве награды за установку новых дорог и уличных фонарей в Тубе во время своего пребывания в должности генерал Халифе объявил ndiggël (обязательный приказ, изданный генералом Халифе всем членам Братства муридов), который провозгласил, что все мужчины должны голосовать за Диуфа. Хотя на предыдущих выборах несколько халиф -генерал издали « ndiggël politique » в поддержку кандидата в президенты, несколько марабутов поколения «внуков» открыто отвергли эту команду, проголосовав вместо этого за оппозицию. Эти марабу считали, что ндиггелы нарушают их светские политические права, и это мнение разделяли многие другие мориды в Тубе.
В 1997 году сельский совет Touba Mosquée в Сенегале издал набор новых налогов, предназначенных для финансирования амбициозного проекта развития священного города. Городские купцы сразу же выразили свое недовольство новыми налогами и пригрозили выгнать сельский совет, члены которого были назначены Муридом Халифе-Генералом, из города. Хотя налоговые бунты не редкость в других странах, этот инцидент заслуживает особого внимания, поскольку вопиющий отказ торговцев демонстрирует отход от типичных отношений между государством и обществом в Сенегале. Снижение экономических показателей в Сенегале может привести к увеличению налогов в будущем, а это означает, что политическим деятелям, возможно, придется скорректировать или коренным образом изменить свои клиентелистские отношения с марабутами и Халифе-Женераль.
Термин Марабут появился во время завоевания Магриба мусульманами. Оно происходит от арабского « мураби », «тот, кто находится в гарнизоне»: религиозные студенты и военные добровольцы, укомплектовавшие рибаты во время завоевания. Сегодня марабут означает «святой» на берберских языках и относится к учителям- суфиям- мусульманам, которые возглавляют ложу или школу, называемую завийа, связанную с определенной школой или традицией, называемой шарикат «путь, путь» ( арабский : طريقه).
Произношение этого слова зависит от языка. Например, она выражена amrabadh в берберский язык Riffian. Марабуты известны как сиди ( سيدي) на магрибском арабском языке. Многие города в Марокко получили свои названия от местных марабутов, и название этих городов обычно начинается с «Сиди», за которым следует имя местного марабута. Современный стандартный арабский язык для «святого» - «вали» ( ولي).
Марабут может также относиться к могиле ( арабская : قبة Qubba «купол») от почитаемого святого, и такие места становятся святыми центрами и местами благочестивых размышлений.
Обратите внимание, что это не места формального паломничества (ограниченного в исламе религиозными паломничеством в хадж и Иерусалим ), а, скорее, места размышлений и вдохновения для благочестивых.
Часть серии по |
ислам |
---|
Верования |
Практики |
История |
Культура и общество |
похожие темы |
|
|