Человек волоф в Гамбии | |
Общая численность населения | |
---|---|
~ 7 676 940 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Сенегал | 7,192,000 |
Гамбия | 258,065 |
Мавритания | 230,000 |
Языки | |
волоф • французский • Английский • Арабский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
люди серер, люди диола, Народ лебу |
народ волоф (UK : ) - это западноафриканская этническая группа, проживающая на северо-западе Сенегала, Гамбии и юго-западное побережье Мавритании. В Сенегале волоф являются самой крупной этнической группой (~ 43,3%), в то время как в других местах они составляют меньшинство. Они называют себя волоф и говорят на языке волоф в Западной Атлантике ветви нигерско-конголезской семьи языков.
Их ранняя история неясна и основана на устных преданиях, которые связывают волофов с Альморавидами. Самое раннее задокументированное упоминание волоф находится в записях 15-го века, финансируемого португальцами итальянского путешественника Альвизе Кадамосто, который упомянул хорошо известных исламских волофов, которых консультировали мусульманские советники. Волоф принадлежал к средневековой империи волоф региона Сенегамбия.
Подробности доисламских религиозных традиций волоф неизвестны, и их устные традиции утверждают, что они были приверженцами ислама с момента основания царем Джолофа. Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что воины и правители волоф изначально не обращались в ислам, хотя и принимали мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов и полагались на них. В 18 веке и после него на волофов повлияли жестокие джихады в Западной Африке, которые вызвали внутренние разногласия по поводу ислама среди волофов. В 19 веке, когда колониальные французские войска начали войну против королевств волоф, народ волоф оказал сопротивление французам и обратился в ислам. Современные волофы - это преимущественно суфии мусульмане, принадлежащие к муриде и тиджанийе исламским братствам.
Народ волоф, как и другие западноафриканские этнические группы, исторически поддерживал жесткое эндогамное социальное расслоение, которое включало дворянство, клерикалов, касты и рабов. Волоф были близки к французским колониальным правителям, интегрировались в колониальную администрацию и доминировали в культуре и экономике Сенегала с момента обретения страной независимости.
Их также называют воллофами, Джолоф, Иолоф, Вхалоф, Иалоф, Олоф и Волоф, среди других вариантов написания.
Термин волоф также относится к языку волоф и к их государствам, культурам и традициям. Старые французские публикации часто используют орфографию Уолоф; Вплоть до XIX века варианты написания Wolluf, Volof и Olof также встречаются среди более редких вариантов, таких как Yolof, Dylof, Chelof, Galof, Lolof и других. В английском языке встречаются Wollof и Woloff, особенно в отношении гамбийского Wolof; для англоговорящих орфография Wollof ближе к родному произношению имени.) Написание Jolof также часто используется, но, в частности, относится к Jolof Empire и Jolof Kingdom которые существовали в центральном Сенегале с 14 по 19 века. Точно так же западноафриканское блюдо из риса известно на английском языке как рис Джоллоф.
Истоки народа волоф неясны, утверждает Дэвид Гэмбл, профессор антропологии и африканистики, специализирующийся на Сенегамбия. В Сенегале и Гамбии были обнаружены археологические артефакты, такие как доисторическая керамика, камни 8-го века и курганы 14-го века, но, как утверждает Гэмбл, они не предоставляют доказательств, связывающих их исключительно с этнической группой волоф. Их имя как волоф впервые появляется в записях португальских путешественников 15-го века.
С арабскими завоеваниями Западной Африки в последние века 1-го тысячелетия нашей эры одна теория утверждает, что народ волоф был вынужден переселиться. на север и восток Сенегала, где с течением времени деревни превратились в автономные государства, такие как Баол, Кайор, Салум, Димар, Вало и Синэ, и в целом правящим государством стал Джолоф, который добровольно объединился, чтобы сформировать империю Джолоф. По словам Гэмбла, эта миграция, вероятно, произошла в конце 11 века, когда Ганская империя пала перед мусульманскими армиями из Судана.
Другая устная традиция повествует о легенде в Вало, которая начинается с двумя деревнями у озера в споре. Загадочный человек поднялся из озера, чтобы разрешить спор. Жители села задержали его; он поселился среди них и стал тем, кто разрешал споры и верховную власть. Его звали Ндьядьяне Ндйайе, а его потомков звали Ндиайес или Нджие, и они привели к правящим семьям Волоф, Мали и Марокко, согласно этой мифической легенде. Документированная история, начиная с 15 века и далее, представляет собой сложную историю соперничества между могущественными семьями, войн, переворотов и завоеваний в обществе волоф.
Империя джолоф или волоф была средневековой западноафриканской страной. государство, которое управляло частями Сенегала и Гамбии примерно с 1350 по 1890 год. Хотя только часть этого времени когда-либо были объединены в единую государственную структуру, традиции управления, каста и культура волофов доминируют в истории северно-центрального Сенегала. на протяжении большей части последних 800 лет. Его окончательная гибель от рук французских колониальных сил в 1870–1890-х годах также знаменует собой начало формирования Сенегала как единого государства.
К концу 15 века волофские государства Джолоф, Кайор, Баол и Вало объединились в федерацию с Джолофом в качестве столичной державы. Положение короля занимал Бурба Волоф, и правители других составляющих государств были обязаны ему лояльностью и выплатой дани. До того, как народ волоф стал вовлечен в торговлю товарами и работорговцами с португальскими купцами на побережье, у них была давняя традиция торговли товарами и рабами с западными суданскими империями и имаматом Фута. Торо и другие этнические группы в Северной Африке.
Рабство было частью народа волоф с самого раннего из известных нам времен. В доколониальную эпоху рабы либо рождались, либо приобретались путем покупки или захвата.
Португальцы начали покупать рабов в портах Сенегамбии и у торговцев-караванами, проходящих через земли народа волоф, еще до 18 века. Основным источником рабов, продаваемых элитой волофов, и рабов волофов были военные пленники, взятые во время войн между этническими группами в Западной Африке. Набеги рабов с целью их продажи были еще одним важным источником рабов на волофских территориях. Трансатлантический спрос на рабов в британских, французских, голландских и португальских колониях, а также на американских плантациях, наряду с прибыльными ценами на рабов, увеличил экономический стимул для увеличения масштабов насилия, а также продажи рабов из социальных слоев внутри волофов. общество. Продажа оружия и лошадей элите волофов и воинам упростила ограбление рабов.
Ранние колониальные законы, стремившиеся положить конец работорговле, встречали сильное сопротивление со стороны волофских элит, а также колониальных администраторов Сенегамбии. Эти законы были нарушены. Система рабства была отменена на землях волоф, и ее конец был введен в действие после 1890-х годов британскими и французскими колониальными властями, когда они начали управлять непосредственно Гамбией и Сенегалом, двумя основными частями, где проживают люди волоф. Однако социальные различия между свободнорожденными и рабами оставались сильными во время колониального правления и даже после того, как две нации обрели независимость от колониального господства.
Народ волоф самая большая этническая группа в Сенегале, особенно сконцентрированная в его северо-западном регионе около реки Сенегал и реки Гамбия. В Гамбии около 16% населения составляют волоф. В Гамбии их меньшинство. Однако язык и культура волоф имеют непропорциональное влияние из-за их преобладания в Банжуле, столице Гамбии, где большинство населения составляют волоф. В Мавритании около 8% населения составляют волоф. Их общая численность в трех странах превышает 6 миллионов человек.
Подавляющее большинство народа волоф - мусульмане-сунниты. Однако религиозная практика часто содержит местные элементы. Сложные отношения привели к появлению суфийских традиций в исторической и доминирующей суннитской среде ислама.
Доисламские религиозные традиции волоф неизвестны, и ни письменные, ни устные предания об их традиционной религии отсутствуют. В устных преданиях волоф есть легенды, в которых говорится, что они были приверженцами ислама с момента основания их королевства Джолоф. Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, предполагают, что цари и воины волофов не обращались в ислам вначале и на протяжении многих веков, принимая и полагаясь на мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов.
Согласно Давиду Гэмбл, доисламские верования волофов могут быть отражены и поглощены суфийскими верованиями о хороших и злых духах (джиннах), амулетах, танцах и других ритуалах.
В и после 18 века волофы пострадали от жестоких джихадов в Западной Африке, которые вызвали внутренние разногласия среди волоф по поводу ислама. Ира Лапидус, профессор истории Ближнего Востока и ислама, утверждает, что в начале XIX века Сенегамбийские боевики столетия «пронеслись через Сенегамбию, сжигая деревни, убивая язычников и порабощая их врагов», и были ответственны за обращение значительного числа волофов в ислам. Западноафриканские джихады, в которых участвовали волоф и другие этнические группы, начались рано и часто вдохновлялись воинствующими реформаторами, такими как те, что были в 15 веке. Нападения джихадов 18 и 19 веков, утверждает Лапидус, проложили путь для массового обращения в ислам, но не почти всеобщего обращения.
В конце 19 века, когда французские колониальные силы начали войну против королевства волоф, народ волоф сопротивлялся французам и спровоцировал начало почти всеобщего обращения народа волоф в Сенегамбии в ислам. Волофы присоединились к различным конкурирующим суфийским мусульманским движениям в 20-м веке, в частности к тем, которые принадлежали к мусульманским братствам Муриде и Тиджанийа.
Сенегальцы Суфийские мусульманские братства возникли в общинах волоф в 19 веке и выросли в 20-м. Суфийские лидеры и марабу обладают культурным и политическим влиянием среди большинства мусульманских общин, в первую очередь лидер Муридийа, также называемый братством Муридов.
В 20 веке, миссионеры ахмадийского ислама и методистского христианства открыли офисы в современной Сенегамбии, но очень немногие волоф стали их членами.
Традиционная культура и обычаи народа волоф пережили колониальную эпоху и являются сильным элементом сенегальской культуры.
волоф () - это язык Сенегала, Гамбии и Мавритании, а также родной язык народа волоф. Как и соседние языки Serer и Fula, он принадлежит к сенегамбийской ветви языковой семьи Нигер-Конго. В отличие от большинства других языков Африки к югу от Сахары, волоф не является тональным языком..
Волоф возник как язык народа лебу. Это самый распространенный язык в Сенегале, на котором говорят народы волоф (40% населения), но также и большинство других сенегальских в качестве второго языка.
Волоф диалекты географически различаются. и между сельскими и городскими районами. «Дакар-Волоф», например, представляет собой городскую смесь волоф, французского и арабского.
У народа волоф был жесткий, патриархальный, эндогамное социальное стратифицированное общество, по крайней мере, с 15 века.
Социальные слои включали свободную категорию, называемую geer, категорию каст, называемую nyeenyo или neeno, и категорию рабов, называемых jaam. По словам Леонардо Вильялона, профессора политологии и африканистики, статус каст был наследственным, и эндогамия среди мужчин и женщин с определенным кастовым статусом была устойчивой особенностью народа волоф. Кастовый статус волофов, утверждает Вильялон, является большим препятствием для смешанных браков, чем этническая или религиозная принадлежность в Сенегале.
Касты также были иерархическими, с низшим уровнем - гриоты. Согласно культурным традициям их унаследованная неполноценность близка к таковой у рабов (джамов или каалов). Касты, как утверждает Дэвид Гэмбл, были связаны с идеями относительной чистоты / нечистоты. Кожевники, например, считались низшими из ньеньо, потому что их занятие, связанное с шкурами животных, считалось грязным.
Королева и король Волофа, картина Дэвида Бойлата 1853 года.Рабы исторически были отдельной эндогамной группой в обществе волоф. Рабы либо передавались по наследству в обществе волофов, либо были похищены, куплены в детстве у отчаявшихся родителей в трудные времена, такие как голод, или рабство было наложено старейшинами деревни в качестве наказания за правонарушения. К началу 18 века всевозможные обвинения и мелкие преступления привели к тому, что обвиняемые были наказаны по рабовладельческому слою. Рабы, приобретенные путем похищения, покупки или в качестве военнопленных, в обществе волоф назывались jaam say.
Geer или «свободнорожденные» тоже имели иерархическую структуру. Наверху находились королевские правители, ниже их - региональные или местные доминировавшие знатные роды, которые контролировали территории и собирали дань, а ниже - более простолюдины, свободно рожденные, называемые баадоло или «лишенные власти».
Хронологическое происхождение социальное расслоение на основе каст и рабства неясно, вероятно, связано. Таль Тамари, антропологический исследователь из Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже, предполагает, что следствием растущей системы рабства было развитие и рост кастовой системы среди волофов к 15 веку., и другие этнические группы Африки примерно к 13 веку. Однако, по словам Сьюзан Макинтош, профессора антропологии, специализирующегося на африканских обществах, появление кастовых систем в западноафриканских обществах, таких как волоф, манде, малинке, серер и сонинке, вероятно, было старше. Она относит развитие и распространение каст в этих обществах примерно к 10 веку, потому что к тому времени захват рабов, работорговля и удержание рабов элитными семьями в Сахеле, Западной Африке и Северной Африке были устоявшимися институтами, и рабство было создано. шаблон рабских отношений и социального расслоения. По словам Виктории Б. Койфман, профессора афроамериканских и африканских исследований, исторические данные свидетельствуют о том, что народ волоф был матрилинейным обществом до XIV века. Более поздние политико-религиозные изменения, такие как те, что были внесены в эпоху Империи волоф, вызвали серьезные изменения в социальной структуре волофов и многих других этнических групп, включая переход к патрилинейной системе.
Разделение, эндогамия между кастами волофов, социальными и политическими группами сохранилась в постколониальном независимом Сенегале.
Волоф в основном живут в сельской местности (~ 75%), живут в маленьких деревнях. Согласно Дэвиду Гэмблу, исторические свидетельства указывают на то, что волофы жили в больших поселениях до войн джихада и набегов рабов.
Деревни волофов состоят из группы построек. Некоторые группы случайны, без центральной площади, а многие сгруппированы вокруг площади с мечетью в центре. У каждого комплекса есть круглые или квадратные хижины, сделанные из глиняных стеблей, напоминающих глиняный просо, и соломенные крыши конической формы. Комплекс иногда огорожен живой изгородью из тростника или стебля проса.
На одном участке может быть несколько хижин с патрилокальным мужчиной во главе, с другой женой и ее детьми в каждой хижине в многоженстве. домохозяйства. В комплексе традиционно работает общая кухня, но если возникают внутренние споры, то каждая семейная единица готовит отдельно.
Деревню возглавляет вождь, называемый бором декк. Эта роль принадлежит касте и передается по наследству. Вождь был сборщиком дани (налогов) и связующим звеном между чиновниками королевства и сельскими жителями. Как правило, вождем также является мусульманский религиозный лидер по имени серин (марабут ). В более крупных деревнях есть имам, называемый yélimaan, и предводитель охотников или воинов, называемый saltigé. Обе они традиционно принадлежали к наследственным кастам. Социальные отношения в деревне основаны на иерархии, а споры обычно разрешаются с посредниками и мусульманскими трибуналами, возглавляемыми исламским судьей, называемым кади.
Браки эндогамны. Предпочтительной и распространенной формой брака является двусторонний кросс-двоюродный брак, причем наиболее предпочтительными браками являются браки между мужчиной и дочерью брата его матери. Множественные браки были обычным явлением, и во многих семьях волофов было две жены. Приданое у волофов выплачивается в виде выкупа невесты. Приданое является собственностью женщины после заключения брака. Разводы довольно распространены в обществе волоф и согласно исламским принципам.
Хотя рабство незаконно в современных африканских обществах, оно было обычным явлением в истории народа волоф и среди элитных каст. Рабы не могли вступать в брак без разрешения своего хозяина, и обычно рабовладелец отвечал за организацию брака между своими рабами. Рабовладелец и его потомки также имели право заниматься сексом с рабынями, принадлежащими его домашнему хозяйству.
Народ волоф - традиционно оседлый народ, земледельцы и ремесленники. Просо было типичным продуктом питания, а рис - второстепенным продуктом, когда идет много дождей. Маниока тоже выращивается, но она была источником дохода для фермеров волоф. С колониальной эпохи арахис был основной товарной культурой.
Волофское общество является патрилинейным, а сельскохозяйственные земли унаследованы кастой землевладельцев. Типичные крестьяне в деревне платят землевладельцу ренту за право возделывать его землю. Фермеры-волоф разводят кур и коз, а также закупают сушеную или копченую рыбу, что является частью их рациона. Скот тоже разводят не для еды, а для молока, обработки земли и как резерв богатства. Сельские волофы редко едят говядину, как правило, во время торжественного застолья. Некоторые деревни в наше время используют сельскохозяйственную технику и продают урожай арахиса на правах кооператива.
Люди волоф, принадлежащие к кастам ремесленников, работают с металлом, ткают и красят ткани, производят изделия из кожи, делают керамику и корзины, портняжные. одежду, производят солому и занимаются такой экономической деятельностью. Кузнецы-волофы производят орудия труда для сельского хозяйства, а другая группа занимается изготовлением золотых украшений.
Занятия традиционно основываются на гендерной принадлежности и наследственной касте. Мужчины определенной касты - кузнецы, кожевники, ткачи (ныне профессия потомков бывших рабов). Религиозные и политические функции были прерогативой мужчин, в то время как женщины обычно ведут домашнее хозяйство, приносят воду из своих источников, таких как колодцы или близлежащие реки. Женщины также сажают, пропалывают, собирают урожай и собирают дрова. Женщины, принадлежащие к группе гончаров, также помогают на этапах изготовления керамики.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми волоф. |