Народ волоф

редактировать

Народ волоф
Wolof.jpg Человек волоф в Гамбии
Общая численность населения
~ 7 676 940
Регионы со значительной численностью населения
Сенегал 7,192,000
Гамбия 258,065
Мавритания 230,000
Языки
волоффранцузскийАнглийскийАрабский
Религия
Преимущественно суннитский ислам
Родственные этнические группы
люди серер, люди диола, Народ лебу

народ волоф (UK : ) - это западноафриканская этническая группа, проживающая на северо-западе Сенегала, Гамбии и юго-западное побережье Мавритании. В Сенегале волоф являются самой крупной этнической группой (~ 43,3%), в то время как в других местах они составляют меньшинство. Они называют себя волоф и говорят на языке волоф в Западной Атлантике ветви нигерско-конголезской семьи языков.

Их ранняя история неясна и основана на устных преданиях, которые связывают волофов с Альморавидами. Самое раннее задокументированное упоминание волоф находится в записях 15-го века, финансируемого португальцами итальянского путешественника Альвизе Кадамосто, который упомянул хорошо известных исламских волофов, которых консультировали мусульманские советники. Волоф принадлежал к средневековой империи волоф региона Сенегамбия.

Подробности доисламских религиозных традиций волоф неизвестны, и их устные традиции утверждают, что они были приверженцами ислама с момента основания царем Джолофа. Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, позволяют предположить, что воины и правители волоф изначально не обращались в ислам, хотя и принимали мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов и полагались на них. В 18 веке и после него на волофов повлияли жестокие джихады в Западной Африке, которые вызвали внутренние разногласия по поводу ислама среди волофов. В 19 веке, когда колониальные французские войска начали войну против королевств волоф, народ волоф оказал сопротивление французам и обратился в ислам. Современные волофы - это преимущественно суфии мусульмане, принадлежащие к муриде и тиджанийе исламским братствам.

Народ волоф, как и другие западноафриканские этнические группы, исторически поддерживал жесткое эндогамное социальное расслоение, которое включало дворянство, клерикалов, касты и рабов. Волоф были близки к французским колониальным правителям, интегрировались в колониальную администрацию и доминировали в культуре и экономике Сенегала с момента обретения страной независимости.

Их также называют воллофами, Джолоф, Иолоф, Вхалоф, Иалоф, Олоф и Волоф, среди других вариантов написания.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Империя волоф
    • 2.2 Рабство
  • 3 Демография
  • 4 Религия
  • 5 Культура
    • 5.1 Язык
    • 5.2 Социальные сети стратификация
    • 5.3 Домохозяйства
      • 5.3.1 Браки
    • 5.4 Средства к существованию
  • 6 Известные волофы
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Имя

Термин волоф также относится к языку волоф и к их государствам, культурам и традициям. Старые французские публикации часто используют орфографию Уолоф; Вплоть до XIX века варианты написания Wolluf, Volof и Olof также встречаются среди более редких вариантов, таких как Yolof, Dylof, Chelof, Galof, Lolof и других. В английском языке встречаются Wollof и Woloff, особенно в отношении гамбийского Wolof; для англоговорящих орфография Wollof ближе к родному произношению имени.) Написание Jolof также часто используется, но, в частности, относится к Jolof Empire и Jolof Kingdom которые существовали в центральном Сенегале с 14 по 19 века. Точно так же западноафриканское блюдо из риса известно на английском языке как рис Джоллоф.

История

Истоки народа волоф неясны, утверждает Дэвид Гэмбл, профессор антропологии и африканистики, специализирующийся на Сенегамбия. В Сенегале и Гамбии были обнаружены археологические артефакты, такие как доисторическая керамика, камни 8-го века и курганы 14-го века, но, как утверждает Гэмбл, они не предоставляют доказательств, связывающих их исключительно с этнической группой волоф. Их имя как волоф впервые появляется в записях португальских путешественников 15-го века.

С арабскими завоеваниями Западной Африки в последние века 1-го тысячелетия нашей эры одна теория утверждает, что народ волоф был вынужден переселиться. на север и восток Сенегала, где с течением времени деревни превратились в автономные государства, такие как Баол, Кайор, Салум, Димар, Вало и Синэ, и в целом правящим государством стал Джолоф, который добровольно объединился, чтобы сформировать империю Джолоф. По словам Гэмбла, эта миграция, вероятно, произошла в конце 11 века, когда Ганская империя пала перед мусульманскими армиями из Судана.

Другая устная традиция повествует о легенде в Вало, которая начинается с двумя деревнями у озера в споре. Загадочный человек поднялся из озера, чтобы разрешить спор. Жители села задержали его; он поселился среди них и стал тем, кто разрешал споры и верховную власть. Его звали Ндьядьяне Ндйайе, а его потомков звали Ндиайес или Нджие, и они привели к правящим семьям Волоф, Мали и Марокко, согласно этой мифической легенде. Документированная история, начиная с 15 века и далее, представляет собой сложную историю соперничества между могущественными семьями, войн, переворотов и завоеваний в обществе волоф.

Империя волоф

Локаторная карта этнического распределения волоф. Обратите внимание, что это показывает области традиционной концентрации волофских общин. Распределение самоидентифицированных народов волоф более обширное, население смешано, и использование языка волоф стало почти универсальным в Сенегале.

Империя джолоф или волоф была средневековой западноафриканской страной. государство, которое управляло частями Сенегала и Гамбии примерно с 1350 по 1890 год. Хотя только часть этого времени когда-либо были объединены в единую государственную структуру, традиции управления, каста и культура волофов доминируют в истории северно-центрального Сенегала. на протяжении большей части последних 800 лет. Его окончательная гибель от рук французских колониальных сил в 1870–1890-х годах также знаменует собой начало формирования Сенегала как единого государства.

К концу 15 века волофские государства Джолоф, Кайор, Баол и Вало объединились в федерацию с Джолофом в качестве столичной державы. Положение короля занимал Бурба Волоф, и правители других составляющих государств были обязаны ему лояльностью и выплатой дани. До того, как народ волоф стал вовлечен в торговлю товарами и работорговцами с португальскими купцами на побережье, у них была давняя традиция торговли товарами и рабами с западными суданскими империями и имаматом Фута. Торо и другие этнические группы в Северной Африке.

Рабство

Рабство было частью народа волоф с самого раннего из известных нам времен. В доколониальную эпоху рабы либо рождались, либо приобретались путем покупки или захвата.

Португальцы начали покупать рабов в портах Сенегамбии и у торговцев-караванами, проходящих через земли народа волоф, еще до 18 века. Основным источником рабов, продаваемых элитой волофов, и рабов волофов были военные пленники, взятые во время войн между этническими группами в Западной Африке. Набеги рабов с целью их продажи были еще одним важным источником рабов на волофских территориях. Трансатлантический спрос на рабов в британских, французских, голландских и португальских колониях, а также на американских плантациях, наряду с прибыльными ценами на рабов, увеличил экономический стимул для увеличения масштабов насилия, а также продажи рабов из социальных слоев внутри волофов. общество. Продажа оружия и лошадей элите волофов и воинам упростила ограбление рабов.

Ранние колониальные законы, стремившиеся положить конец работорговле, встречали сильное сопротивление со стороны волофских элит, а также колониальных администраторов Сенегамбии. Эти законы были нарушены. Система рабства была отменена на землях волоф, и ее конец был введен в действие после 1890-х годов британскими и французскими колониальными властями, когда они начали управлять непосредственно Гамбией и Сенегалом, двумя основными частями, где проживают люди волоф. Однако социальные различия между свободнорожденными и рабами оставались сильными во время колониального правления и даже после того, как две нации обрели независимость от колониального господства.

Демография

Народ волоф самая большая этническая группа в Сенегале, особенно сконцентрированная в его северо-западном регионе около реки Сенегал и реки Гамбия. В Гамбии около 16% населения составляют волоф. В Гамбии их меньшинство. Однако язык и культура волоф имеют непропорциональное влияние из-за их преобладания в Банжуле, столице Гамбии, где большинство населения составляют волоф. В Мавритании около 8% населения составляют волоф. Их общая численность в трех странах превышает 6 миллионов человек.

Религия

Подавляющее большинство народа волоф - мусульмане-сунниты. Однако религиозная практика часто содержит местные элементы. Сложные отношения привели к появлению суфийских традиций в исторической и доминирующей суннитской среде ислама.

Доисламские религиозные традиции волоф неизвестны, и ни письменные, ни устные предания об их традиционной религии отсутствуют. В устных преданиях волоф есть легенды, в которых говорится, что они были приверженцами ислама с момента основания их королевства Джолоф. Однако исторические свидетельства, оставленные исламскими учеными и европейскими путешественниками, предполагают, что цари и воины волофов не обращались в ислам вначале и на протяжении многих веков, принимая и полагаясь на мусульманских священнослужителей в качестве советников и администраторов.

Согласно Давиду Гэмбл, доисламские верования волофов могут быть отражены и поглощены суфийскими верованиями о хороших и злых духах (джиннах), амулетах, танцах и других ритуалах.

В и после 18 века волофы пострадали от жестоких джихадов в Западной Африке, которые вызвали внутренние разногласия среди волоф по поводу ислама. Ира Лапидус, профессор истории Ближнего Востока и ислама, утверждает, что в начале XIX века Сенегамбийские боевики столетия «пронеслись через Сенегамбию, сжигая деревни, убивая язычников и порабощая их врагов», и были ответственны за обращение значительного числа волофов в ислам. Западноафриканские джихады, в которых участвовали волоф и другие этнические группы, начались рано и часто вдохновлялись воинствующими реформаторами, такими как те, что были в 15 веке. Нападения джихадов 18 и 19 веков, утверждает Лапидус, проложили путь для массового обращения в ислам, но не почти всеобщего обращения.

В конце 19 века, когда французские колониальные силы начали войну против королевства волоф, народ волоф сопротивлялся французам и спровоцировал начало почти всеобщего обращения народа волоф в Сенегамбии в ислам. Волофы присоединились к различным конкурирующим суфийским мусульманским движениям в 20-м веке, в частности к тем, которые принадлежали к мусульманским братствам Муриде и Тиджанийа.

Сенегальцы Суфийские мусульманские братства возникли в общинах волоф в 19 веке и выросли в 20-м. Суфийские лидеры и марабу обладают культурным и политическим влиянием среди большинства мусульманских общин, в первую очередь лидер Муридийа, также называемый братством Муридов.

В 20 веке, миссионеры ахмадийского ислама и методистского христианства открыли офисы в современной Сенегамбии, но очень немногие волоф стали их членами.

Культура

Изображение волофа солдат в 19 веке Волоф Ваало в военном костюме в середине 19 века.

Традиционная культура и обычаи народа волоф пережили колониальную эпоху и являются сильным элементом сенегальской культуры.

Язык

волоф () - это язык Сенегала, Гамбии и Мавритании, а также родной язык народа волоф. Как и соседние языки Serer и Fula, он принадлежит к сенегамбийской ветви языковой семьи Нигер-Конго. В отличие от большинства других языков Африки к югу от Сахары, волоф не является тональным языком..

Волоф возник как язык народа лебу. Это самый распространенный язык в Сенегале, на котором говорят народы волоф (40% населения), но также и большинство других сенегальских в качестве второго языка.

Волоф диалекты географически различаются. и между сельскими и городскими районами. «Дакар-Волоф», например, представляет собой городскую смесь волоф, французского и арабского.

Социального расслоения

У народа волоф был жесткий, патриархальный, эндогамное социальное стратифицированное общество, по крайней мере, с 15 века.

Социальные слои включали свободную категорию, называемую geer, категорию каст, называемую nyeenyo или neeno, и категорию рабов, называемых jaam. По словам Леонардо Вильялона, профессора политологии и африканистики, статус каст был наследственным, и эндогамия среди мужчин и женщин с определенным кастовым статусом была устойчивой особенностью народа волоф. Кастовый статус волофов, утверждает Вильялон, является большим препятствием для смешанных браков, чем этническая или религиозная принадлежность в Сенегале.

Касты также были иерархическими, с низшим уровнем - гриоты. Согласно культурным традициям их унаследованная неполноценность близка к таковой у рабов (джамов или каалов). Касты, как утверждает Дэвид Гэмбл, были связаны с идеями относительной чистоты / нечистоты. Кожевники, например, считались низшими из ньеньо, потому что их занятие, связанное с шкурами животных, считалось грязным.

Королева и король Волофа, картина Дэвида Бойлата 1853 года.

Рабы исторически были отдельной эндогамной группой в обществе волоф. Рабы либо передавались по наследству в обществе волофов, либо были похищены, куплены в детстве у отчаявшихся родителей в трудные времена, такие как голод, или рабство было наложено старейшинами деревни в качестве наказания за правонарушения. К началу 18 века всевозможные обвинения и мелкие преступления привели к тому, что обвиняемые были наказаны по рабовладельческому слою. Рабы, приобретенные путем похищения, покупки или в качестве военнопленных, в обществе волоф назывались jaam say.

Geer или «свободнорожденные» тоже имели иерархическую структуру. Наверху находились королевские правители, ниже их - региональные или местные доминировавшие знатные роды, которые контролировали территории и собирали дань, а ниже - более простолюдины, свободно рожденные, называемые баадоло или «лишенные власти».

Хронологическое происхождение социальное расслоение на основе каст и рабства неясно, вероятно, связано. Таль Тамари, антропологический исследователь из Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже, предполагает, что следствием растущей системы рабства было развитие и рост кастовой системы среди волофов к 15 веку., и другие этнические группы Африки примерно к 13 веку. Однако, по словам Сьюзан Макинтош, профессора антропологии, специализирующегося на африканских обществах, появление кастовых систем в западноафриканских обществах, таких как волоф, манде, малинке, серер и сонинке, вероятно, было старше. Она относит развитие и распространение каст в этих обществах примерно к 10 веку, потому что к тому времени захват рабов, работорговля и удержание рабов элитными семьями в Сахеле, Западной Африке и Северной Африке были устоявшимися институтами, и рабство было создано. шаблон рабских отношений и социального расслоения. По словам Виктории Б. Койфман, профессора афроамериканских и африканских исследований, исторические данные свидетельствуют о том, что народ волоф был матрилинейным обществом до XIV века. Более поздние политико-религиозные изменения, такие как те, что были внесены в эпоху Империи волоф, вызвали серьезные изменения в социальной структуре волофов и многих других этнических групп, включая переход к патрилинейной системе.

Разделение, эндогамия между кастами волофов, социальными и политическими группами сохранилась в постколониальном независимом Сенегале.

Домашние хозяйства

Волоф в основном живут в сельской местности (~ 75%), живут в маленьких деревнях. Согласно Дэвиду Гэмблу, исторические свидетельства указывают на то, что волофы жили в больших поселениях до войн джихада и набегов рабов.

Деревни волофов состоят из группы построек. Некоторые группы случайны, без центральной площади, а многие сгруппированы вокруг площади с мечетью в центре. У каждого комплекса есть круглые или квадратные хижины, сделанные из глиняных стеблей, напоминающих глиняный просо, и соломенные крыши конической формы. Комплекс иногда огорожен живой изгородью из тростника или стебля проса.

На одном участке может быть несколько хижин с патрилокальным мужчиной во главе, с другой женой и ее детьми в каждой хижине в многоженстве. домохозяйства. В комплексе традиционно работает общая кухня, но если возникают внутренние споры, то каждая семейная единица готовит отдельно.

Деревню возглавляет вождь, называемый бором декк. Эта роль принадлежит касте и передается по наследству. Вождь был сборщиком дани (налогов) и связующим звеном между чиновниками королевства и сельскими жителями. Как правило, вождем также является мусульманский религиозный лидер по имени серин (марабут ). В более крупных деревнях есть имам, называемый yélimaan, и предводитель охотников или воинов, называемый saltigé. Обе они традиционно принадлежали к наследственным кастам. Социальные отношения в деревне основаны на иерархии, а споры обычно разрешаются с посредниками и мусульманскими трибуналами, возглавляемыми исламским судьей, называемым кади.

Браки

Браки эндогамны. Предпочтительной и распространенной формой брака является двусторонний кросс-двоюродный брак, причем наиболее предпочтительными браками являются браки между мужчиной и дочерью брата его матери. Множественные браки были обычным явлением, и во многих семьях волофов было две жены. Приданое у волофов выплачивается в виде выкупа невесты. Приданое является собственностью женщины после заключения брака. Разводы довольно распространены в обществе волоф и согласно исламским принципам.

Хотя рабство незаконно в современных африканских обществах, оно было обычным явлением в истории народа волоф и среди элитных каст. Рабы не могли вступать в брак без разрешения своего хозяина, и обычно рабовладелец отвечал за организацию брака между своими рабами. Рабовладелец и его потомки также имели право заниматься сексом с рабынями, принадлежащими его домашнему хозяйству.

Средства к существованию

Народ волоф - традиционно оседлый народ, земледельцы и ремесленники. Просо было типичным продуктом питания, а рис - второстепенным продуктом, когда идет много дождей. Маниока тоже выращивается, но она была источником дохода для фермеров волоф. С колониальной эпохи арахис был основной товарной культурой.

Волофское общество является патрилинейным, а сельскохозяйственные земли унаследованы кастой землевладельцев. Типичные крестьяне в деревне платят землевладельцу ренту за право возделывать его землю. Фермеры-волоф разводят кур и коз, а также закупают сушеную или копченую рыбу, что является частью их рациона. Скот тоже разводят не для еды, а для молока, обработки земли и как резерв богатства. Сельские волофы редко едят говядину, как правило, во время торжественного застолья. Некоторые деревни в наше время используют сельскохозяйственную технику и продают урожай арахиса на правах кооператива.

Люди волоф, принадлежащие к кастам ремесленников, работают с металлом, ткают и красят ткани, производят изделия из кожи, делают керамику и корзины, портняжные. одежду, производят солому и занимаются такой экономической деятельностью. Кузнецы-волофы производят орудия труда для сельского хозяйства, а другая группа занимается изготовлением золотых украшений.

Занятия традиционно основываются на гендерной принадлежности и наследственной касте. Мужчины определенной касты - кузнецы, кожевники, ткачи (ныне профессия потомков бывших рабов). Религиозные и политические функции были прерогативой мужчин, в то время как женщины обычно ведут домашнее хозяйство, приносят воду из своих источников, таких как колодцы или близлежащие реки. Женщины также сажают, пропалывают, собирают урожай и собирают дрова. Женщины, принадлежащие к группе гончаров, также помогают на этапах изготовления керамики.

Известные волофы

Ссылки

Библиография

  • Абдель Малек, Карин; Сиссе, Мамаду (2014). Proverbes et dictons wolof (на французском). Париж: Présence Africaine. ISBN 978-2-7087-0842-6.
  • Сиссе, Мамаду (2004). Dictionnaire français – wolof (на французском языке). Париж: L’Asiathèque. ISBN 2-911053-43-5.
  • Сиссе, Мамаду (1994). Contes wolof modernes (на французском). Париж: L’Harmattan. ISBN 2-7384-3016-3.
  • Малерб, Мишель; Салл, Шейх (1989). Parlons wolof - язык и культура (по-французски). Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7384-0383-2.
  • Бихлер, Габриэле Айша (2003). Беджо, Курей и Бин-бим? Die Sprache und Kultur der Wolof im Senegal (mit angeschlossenem Lehrbuch Wolof). Europäische Hochschulschriften (на немецком языке). 90 . Франкфурт-на-Майне: Peter Lang Verlagsgruppe. ISBN 3-631-39815-8.
  • Фал, Араме; Сантос, Розин; Донё, Жан Леонсе (1990). Словник wolof-français (suivi d'un index français – wolof) (на французском языке). Париж: Картала. ISBN 2-86537-233-2.
  • Гетц, Рольф (1996). Сенегал - Гамбия: Praktischer Reiseführer an die Westküste Afrikas (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: Verlag Peter Meyer Reiseführer. ISBN 3-922057-09-8.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми волоф.
Последняя правка сделана 2021-06-21 13:38:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте