Люди тукулёров

редактировать
Тукулеры / люди тукулора
Boilat-20-Homme et femme toucoulaures.jpg Тукулорские мужчина и женщина. (картина Дэвида Бойлата 1853 года)
Общая численность населения
1 миллион (2010)
Регионы со значительным населением
Сенегал. Мали. Мавритания
Языки
Пулаар
Религия
Ислам
Родственные этнические группы
Серер люди, народ волоф, народ фулани

народ тукулер, также называемый тукулор или хаалпулаар, принадлежат к западноафриканской этнической группе, уроженцам которой проживает Фута-Тооро в регионе Сенегал. Есть более мелкие общины в Мали и Мавритании. Тукулеры были исламизированы в 11 веке; их раннее и сильное исламское наследие, которое рассматривается как определяющая черта, является «предметом большой гордости для них». Они сыграли важную роль в распространении ислама в Западной Африке в средневековую эпоху, позже основали обширную Империю Тукулёров в XIX веке под Эль-Хадж Умар Талль, которая вела религиозную войну против соседние с ними этнические группы и французские колониальные силы.

Они говорят на языке пулар и отличаются от фула, волоф и Серер народ. Тукулеры традиционно ведут оседлый образ жизни, селились в основном в долине реки Сенегал, занимаясь земледелием, рыболовством и разведением крупного рогатого скота. Общество тукулеров было патрилинейным, полигинным и с высоким социальным расслоением, которое включало рабство и кастовую систему. По оценкам, в Западной Африке проживает около 1 миллиона человек тукулёров.

Распространение и языки

Тукулер ведут свои корни в долине реки Сенегал на границе Сенегала и Мавритании.

Они обитают в основном в северные районы Сенегала, где они составляют 15% населения. Этот регион орошается долиной реки Сенегал, перекрывающей южную Мавританию. В колониальную эпоху и в наше время некоторые тукулеры переселились на запад Мали. Это около миллиона тукулеров в районе долины реки Сенегал и около 100 000 в Мали.

Язык пулаар, также называемый языком фула или фулани, является их первым языком. Это атлантическая ветвь языковой семьи Нигер-Конго. На местном уровне они по-разному упоминаются как Pulaar : Torooɓe, Futanke или Haalpulaar (французская литература).

Имя Toucouleur имеет неясное происхождение, а в некоторых источниках указывается как Французское слово означает «всех цветов», что само по себе может быть народной этимологией. Другие источники ссылаются на это как на деформацию текрури - доколониальный термин, означающий «люди из Текрура», что означает, что они являются потомками западноафриканского королевства Такрура, процветавшего между V и XIII веками.

История

Согласно устным преданиям тукулеров и людей Серер, тукулеры являются потомками Серера и предков Фула. Эта традиция поддерживается многими учеными, включая Фольца и Филлипса. Взаимоприемлемое взаимодействие в стиле подшучивания, которое антропологи называют отношениями шутки, существует между Серерами и Тукулерами.

Люди тукулеров издавна населяли район реки Сенегал, имея корни в организованном Текруре. королевство восходит к 5 веку. Они были частью королевства с 10 по 18 века, но возглавлялись правителями других этнических групп, не принадлежащими к тукулеру. В 18 веке возникла империя тукулеров, которая достигла пика своего влияния в 19 веке под руководством исламского лидера Эль-Хаджа Умара Талля. Умар родился в 1797 году в клерикальной семье тукулеров. Во время своего визита в Мекку в 1827 году он был назван «халифом Черной Африки». Он вернулся в Западную Африку в 1833 году и впоследствии изучил стратегии политического и государственного строительства у своего тестя из Сокотского халифата.

Империя Тукулёров из Эль-Хаджа Умара Талля. расширился из Фута Торо в новые регионы (красные) в 19 веке.

Умар Талль вернулся в Сенегал в 1845 году, где начал проповедовать ислам среди народа тукулер. Умар Талль получил оружие из Европы, а затем мобилизовал Тукулёр для продолжения священной войны ислама в 1854 году против немусульманских этнических групп и тех мусульман, которые заблудились. Армии Тукулёров преуспели. Империя Тукулёров росла и распространилась от Сенегала до большей части Мали в течение следующих десяти лет. Его сын Мустафа правил этой империей и народом Teucouleur между 1864 и 1870 годами, за ним последовал второй сын Умара Талля по имени Ахмаду Секу. Правление Ахмаду Секу, государства Галлиени и Жоффра, было "тукулерско-мусульманским деспотом" над народом мандинка и народом бамбара. Империя рухнула в 1880-х годах, когда фулани, туареги и мавры напали на тукулеров, и регион охватила гражданская война между местными лидерами тукулеров. Империя распалась в 1891 году, когда в регион вторглись французские колониальные силы.

Люди и общество

Тукулёры, марабу (слева) и женщины в традиционных платьях (XIX век).

Тукулёры говорят на фута. Тоорский диалект Пулаар. Они называют себя хаалпулаарэн, что означает «те, кто говорит на пулаарском языке». Они мусульмане. В культурном отношении тукулеры отличаются от других людей фула оседлым характером своего общества.

Социальное расслоение

Общество тукулеров патриархально и разделено на строгие и жесткие кастовые иерархии.

Самый высокий статус среди пяти каст тукулеров принадлежит аристократическим лидерам и исламским ученым по имени Торобе. Под ними - Римбе, или администраторы, торговцы и фермеры. Ньенбе - это касты ремесленников общества тукулеров. Четвертый слой касты называется галлункобе или рабы или потомки рабов, «освобожденных». Нижний слой тукулеров - это матюбе или рабы. Рабы были приобретены в результате набегов языческих этнических групп или куплены на невольничьем рынке, или статус передавался по наследству.

Иерархическая социальная стратификация была экономически закрытой системой, что исторически означало заметное неравенство. Имущество и земля принадлежали исключительно представителям высшей касты. Род занятий и кастовая принадлежность передаются по наследству. Каста тукулеров была эндогамной, сегрегированной, и смешанные браки были редкостью. Жрецы из Тукулера, такие как народ волоф, образовали отдельную группу. Религиозные лидеры не обязательно были эндогамными или унаследованными постами в долгой истории народа тукулеров, но представители низших каст редко становились специалистами по религии, утверждает Рюдигер Зеземанн, поскольку считалось, что они недостаточно соблюдают «духовные стандарты благочестия». ".

Брак

Переводчик тукулера по имени Альфа Сега со своими сестрами. Снимок сделан в 1882 году.

Для брака тукулеров требуется выкуп за невесту, выплачиваемый семье невесты. Девушка из семьи с высоким социальным статусом, например, из благородной семьи, ожидает значительно более высокой оплаты, чем девушка из более низкого статуса, например из касты ремесленников или из рабовладельческой семьи.

Брак подтверждается мечетью. Невеста переезжает жить к совместной семье мужа. Традиционно перед заключением брака тетя невесты проверяет, девственница ли девушка, затем купает и массирует ее. Жених и невеста затем присоединяются к свадебному пиру, к которому присоединяются жители деревни, знаменуя начало новой пары.

Роды и имя

Через неделю после pémbougale (родов) ребенок зовут, и горгол (сестра отца) стрижет ему волосы. Отец сообщает марабуту выбранное имя, после чего марабут шепчет имя на ухо младенцу и молится. После этого марабут сообщает гавло «гриот » о выбранном имени, и гриот объявляет это название деревне.

Ссылки

  • Эта статья включает некоторые содержание, которое является переводом соответствующей статьи из французской Википедии, по состоянию на 5 июля 2005 г.
Последняя правка сделана 2021-06-11 08:21:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте