Традиционная берберская религия

редактировать

Традиционная берберская религия - это древний и местный набор верований и божеств, которых придерживались берберы ( Амазиг автохтоны ) Северной Африки. Многие древние верования амазигов развивались на местном уровне, в то время как другие испытали влияние со временем в результате контакта с другими традиционными африканскими религиями и древнеегипетскими религиями или заимствованы в древности из пунической религии из Карфаген, иудаизм, иберийская мифология и эллинистическая религия. Самое последнее влияние пришло из ислама и религии в доисламской Аравии в период средневековья. Некоторые из древних верований амазигов до сих пор тонко существуют в рамках популярной культуры и традиций амазигов. Синкретические влияния традиционной религии амазигов также можно найти в некоторых других религиях.

Содержание
  • 1 Погребальные обряды
  • 2 Культ мертвых
  • 3 Древние берберские гробницы
  • 4 Мегалитическая культура
  • 5 Ливийско-египетские верования
    • 5.1 Египетские божества
    • 5.2 Ливийские божества
    • 5.3 Аммон как общее божество
  • 6 Финикийско-берберские верования
    • 6.1 До битвы при Гимере (480 г. до н.э.)
    • 6.2 После битвы при Гимере
  • 7 Греко-ливийские верования
    • 7.1 До битвы при Ирассе (570 г. до н.э.)
    • 7.2 После битвы при Ирасе
  • 8 римско-берберских верований
    • 8.1 Имперский период
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки и примечания
  • 11 Внешние ссылки
Погребальные обычаи

Археологические исследования доисторических гробниц в Магрибе показывают, что тела мертвых были раскрашены охрой. Хотя эта практика была известна иберомавру, эта культура, по-видимому, была в первую очередь капсианской индустрией. Иногда мертвых хоронили с скорлупой страусиных яиц, драгоценностями и оружием. Тела обычно хоронили в позе зародыша.

В отличие от большинства материковых берберов, гуанчи мумифицировали мертвых. Кроме того, в 1958 году профессор Римского университета Фабрицио Мори (1925-2010) обнаружил ливийскую мумию возрастом около 5500 лет - примерно на тысячу лет старше любой известной древнеегипетской мумии.

Культ мертвые

Авторы книги Берберы заявили, что культ мертвых был одной из отличительных черт берберов в древности. Помпоний Мела сообщил, что Авгилы (Современные Авджила в Ливии ) считали духов своих предков богами. Они клялись ими и советовались с ними. Сделав просьбы, они спали в своих гробницах, ожидая ответов во сне.

Геродот (484 г. до н.э. - около 425 г. до н.э.) отметил ту же практику среди Насамонов, населявших пустыни вокруг Сива и Аугила. Он писал:

[..] Они клянутся между собой людьми, которые, как сообщается, были самыми праведными и храбрыми, тем, что они, я говорю, возлагают руки на свои могилы; и они гадают, посещая могильные курганы своих предков и ложась спать на них после молитвы; и все, что человек видит во сне, он принимает.

Берберы тоже поклонялись своим королям. Гробницы нумидийских королей - одни из самых известных памятников, оставленных классическими берберами.

Почитание (а не поклонение) святым, которое существует среди современных берберов в форме марабутизма, широко распространенного в северо-западной Африке, может содержать или не содержать следы прежних верований или обычаев в отношении умерших.

Древние берберские гробницы
мавзолей Мадгацена

гробницы ранних людей и их предков указывают на то, что берберы и их предки (нумидийцы и мавретанцы ) верили в загробную жизнь. Доисторические люди северо-западной Африки хоронили тела в маленьких ямах. Когда они поняли, что тела, закопанные в незащищенных ямах, выкопали дикие животные, они начали закапывать их в более глубокие. Позже они хоронили мертвых в пещерах, курганах, гробницах в скалах, курганах и других типах гробниц.

Эти гробницы эволюционировали от примитивных структур до гораздо более сложных, таких как пирамидальные Могилы распространились по всей Северной Африке. Похоже, честь быть похороненным в такой гробнице была зарезервирована для тех, кто был наиболее важен для своих общин.

Эти пирамидальные гробницы привлекли внимание некоторых ученых, таких как Мохамед Чафик, который написал книгу, в которой обсуждалась история нескольких гробниц, сохранившихся до наших дней. Он пытался связать пирамидальные берберские гробницы с великими египетскими пирамидами на основе этимологических и исторических данных. Самыми известными берберскими пирамидами являются 19-метровая доримская нумидийская пирамида Медрасена и 30-метровая древняя мавританская пирамида. Нумидийская пирамида в Типазе также известна как Кбор-эр-Румия или Гробница Джубы и Сипакса, ошибочно переведенная французскими колонистами как Гробница христианской женщины. В гробнице находятся могилы царя Джубы II и царицы Клеопатры Селены II, правителей Мавретании.

Мегалитическая культура

Августин Гиппопотам упомянул, что политеисты африканцы поклонялись камням. Апулей также утверждал, что камням поклонялись во втором веке.. Мегалитическая культура могла быть частью культа мертвых или поклонения звездам.

Памятник Мсура - самый известный мегалитический памятник в северо-западной Африке. Он состоит из круга мегалитов, окружающих курган. Самый высокий мегалит длиннее 5 метров. Согласно легенде, это могила мифического берберского царя Антей. Другой мегалитический памятник был обнаружен в 1926 г. южнее Касабланки. На памятнике выгравированы погребальные надписи берберским письмом, известное как Тифинаг.

Геродот упомянул, что древние берберы поклонялись луне и солнцу и приносили им жертвы.. Он сообщил:

Они начинают с уха жертвы, которое они отрезают и перебрасывают через свой дом: после этого они убивают животное, выкручивая шею. Они приносят жертвы Солнцу и Луне, но не любому другому богу. Это поклонение является общим для всех ливийцев.

Туллий Цицерон (105-43 г. до н.э.) также сообщил о том же культе в «О республике» (Сон Сципиона):

Когда я (Сципион ) был представлен ему, старик (Массинисса, король Массил ) обнял меня, пролил слезы, а затем, подняв глаза к небу, воскликнул: «Благодарю тебя, О верховное Солнце, а также вы, другие небесные существа, что перед тем, как я покинул эту жизнь, я созерцаю в своем царстве и во дворце Публия Корнелиуса Сципиона...

В Северо-Западной Африке были найдены некоторые латинские надписи. посвящен богу солнца. Примером может служить надпись, найденная в Сук Ахрас (место рождения Августина; Тагаст в Алжире ), написанная «Solo Deo Invicto ». Самуил Исповедник, судя по всему, страдал от поклоняющихся солнцу берберов, которые безуспешно пытались заставить его поклоняться солнцу.

Берберский пантеон также содержал множество богов, известных как Дии Маури, изображенных на рельефах, а также предметов посвящений. В римский период Сатурн был центром важного культа, включившего в себя Баал Хаммон, божество пунического происхождения.

Ливийско-египетские верования

Древние египтяне были соседями берберов. Поэтому иногда предполагается, что некоторым божествам первоначально поклонялись древние египтяне и древние ливийцы. Египетско-ливийские боги и богини можно различить по их происхождению.

Египетские божества

Восточные древние берберы поклонялись Исиде и Сету. Об этом сообщил Геродот, когда сказал:

Однако ни одно из этих [ливийских] племен никогда не пробует коровьего мяса, но воздерживается от него по той же причине, что и египтяне, и ни одно из них не разводит свиней. Даже в Кирене женщины считают неправильным есть мясо коровы, почитая в этом Исиду, египетскую богиню, которой поклоняются как постами, так и праздниками. Баркейские женщины воздерживаются не только от коровьего мяса, но и от мяса свиней.

Предположительно, эти ливийцы не ели мясо свиней, потому что это было связано с Сетом, а они не ели. ешьте коровье мясо, потому что оно было связано с Исидой.

Осирис был среди египетских божеств, почитаемых в Ливии. Тем не менее, доктор Бадж (в дополнение к нескольким другим ученым) полагал, что Осирис изначально был ливийским богом, говоря о нем, что «все, что записано в текстах всех периодов, свидетельствует о том, что он был коренным богом Северо-Востока Африка (современная Ливия), и что его дом и происхождение, возможно, были ливийцами ".

Ливийские божества

Египтяне считали, что некоторые египетские божества имели ливийское происхождение., например, Афина, которую египтяне считали эмигрировавшей из Ливии, чтобы основать свой храм в Саис в дельте Нила. Некоторые легенды рассказывают, что Афина / Нейт родилась около озера Тритон (в современной Ливии ).

Также примечательно, что на некоторых египетских божествах были изображены ливийские (древние ливийские) символы. Таким образом, богиня Амент изображалась с двумя перьями, которые были обычным украшением древних ливийцев, как их рисовали древние египтяне.

Аммон как общее божество

Самым выдающимся общим богом берберов и египтян был Аммон. Этого бога сложно отнести только к одному пантеону. Хотя большинство современных источников игнорируют существование Амона в берберской мифологии, он, возможно, был величайшим древним берберским богом. Он был почитаем древними греками в Киренаике и был объединен с финикийским богом Ваалом из-за ливийского влияния. Ранние изображения баранов (связанных, возможно, с ранней формой культа этого божества) в Северной Африке датируются периодом между 9600 г. до н.э. и 7500 г. до н.э.. Храм Аммона в Древней Ливии был авгуральным храмом в Сиве в Египте, оазисе, все еще населенном берберами.

финикийско-берберские верования

финикийцы изначально были семитским народом, населявшим побережья современного Ливана и Тунис. Они были мореплавателями и основали Карфаген в 814 году до нашей эры. Позже они породили так называемую пуническую культуру, уходящую корнями в берберскую и финикийскую культуры. Некоторые ученые разделяют отношения между финикийцами и берберами на две фазы:

до битвы при Гимере (480 г. до н.э.)

Когда финикийцы обосновались в Северо-Западной Африке, они остались в прибрежных регионах. чтобы избежать войн с берберами. Они поддерживали своих божеств, которых они привезли со своей родины. У ранних карфагенян было два важных божества: Баал и Астарта.

После битвы при Гимере

Карфаген стал союзником берберских племен после битвы при Гимере., в котором карфагеняне потерпели поражение от греков. Помимо политических изменений, карфагеняне импортировали некоторые берберские божества.

Ваал был главным богом, которому поклонялись в Карфагене. Изображения этого божества можно найти в нескольких местах на северо-западе Африки. Богиня Астарта была заменена местной богиней, Танит, которая, как считается, имеет берберское происхождение. Само название «Танит» имеет берберскую языковую структуру. Женские имена начинаются и заканчиваются на «т» в берберских языках. Некоторые ученые считают, что египетская богиня Нейт была связана с ливийской богиней Танит (Та-нейт). Существуют также имена массиль и финикийцы, которые, по-видимому, содержат корни от бога Ваала, такие как Адхербал и Ганнибал.

Греко-ливийские верования

Древние греки основали колонии в Киренаика. Греки оказали влияние на пантеон восточной Ливии, но на них также повлияли ливийская культура и верования. В целом ливийско-греческие отношения можно разделить на два разных периода. В первый период у греков были мирные отношения с ливийцами. Позже между ними были войны. Эти социальные отношения отражались в их убеждениях.

Перед битвой при Ирассе (570 г. до н.э.)

Первое заметное проявление ливийского влияния на киренаикано-греческие верования - это само название Киренаика. Изначально это имя было именем легендарной (мифической) берберской женщины-воина, известной как Сайр. Согласно легенде, Сайра была отважной охотницей на львов. Она дала свое имя городу Киренаика. Эмигрировавшие греки сделали ее своим защитником, помимо своего греческого бога Аполлона.

Греки Киренаики, похоже, также переняли некоторые берберские обычаи и вступили в брак с берберскими женщинами. Геродот (Книга IV 120) сообщил, что ливийцы учили греков запрягать четырех лошадей в колесницу (римляне будут использовать эти ливийские колесницы позже, но через греческое обучение). Киренаикские греки построили храмы ливийскому богу Аммону вместо своего изначального бога Зевса. Позже они отождествили своего верховного бога Зевса с ливийским Амоном. Некоторые из них продолжали поклоняться самому Аммону. Культ Аммона был настолько распространен среди греков, что даже Александр Великий решил, что ливийские жрецы Аммона объявили его сыном Зевса в Сиван храме

<78.>Древние историки упоминали, что некоторые греческие божества имели ливийское происхождение. Дочь Зевса Афина, по мнению некоторых древних историков, таких как Геродот, имела ливийское происхождение. Эти древние историки утверждали, что изначально Ливия почитала ее около озера Тритон, где она родилась от бога Посейдона и озера Тритонис, согласно ливийской легенде. Геродот писал, что Эгида и одежда Афины типичны для ливийской женщины.

Геродот также заявил, что Посейдон (важный греческий морской бог ) был заимствован у ливийцев греками. Он подчеркнул, что с древних времен Посейдону не поклонялись никакие другие люди, кроме ливийцев, распространявших его культ:

[..] они, я думаю, получили свое название от пеласгов, за исключением Посейдона; но об этом боге эллины узнали от ливийцев, поскольку ни один народ, кроме ливийцев, с самого начала не носил имя Посейдон и всегда оказывал ему честь.

Некоторые другие греческие божества были связаны с Ливией. Считалось, что богиня Ламия произошла из Ливии, как и Медуза и Горгоны. Греки, кажется, также встречали бога Тритона в Ливии. Современные берберы, возможно, полагали, что Геспериды находились в современном Марокко. Согласно некоторым мифам, некоторые ученые помещают его в Бенгази, где жил Антей. Считалось, что Геспериды были дочерьми Атласа, бога, которого Геродот связывает с горами Атласа. Горе Атлас поклонялись берберы, а Канарские острова представляли для многих дочерей Атласа. Но это могло быть ошибкой, поскольку все исторические свидетельства утверждают, что современный Бенгази изначально назывался Эуэсперид, что породило мифологические ассоциации с садом Гесперид. Большинство гигантских существ обитало на северо-востоке Африки, в том числе в современной Ливии, например, гигантские змеи, Гидра и берберийские львы на побережье Триполи.

После битвы при Ирассе

Греки и Массиль начали разрушать свою гармонию в период Батта II Киренского. Батт II начал тайно приглашать другие греческие группы в Ливию, Тунис и Восточный Алжир. Ливийцы и Массиль считали это опасностью, которую необходимо остановить. Берберы начали сражаться против греков, иногда в союзе с египтянами, а иногда с карфагенянами. Тем не менее греки победили.

Антей изображен с длинными волосами и бородой, в отличие от Геракла.

. Некоторые историки считают, что миф об Антей был отражением тех войн между ливийцами и греками. Легенда гласит, что Антей был непобедимым защитником Массилов. Он был сыном бога Посейдона и Геи. Он был мужем берберской богини Тинджис. Он защищал земли ливийцев, пока не был убит греческим героем Гераклом, который женился на Тингисе. Образованный царь-клиент Джуба II из Мавретании (умер 23 г. до н.э.), муж дочери Антония и Клеопатры, утверждал, что он произошел от связи Геракла с Тингой, супругой Антея. Но это не соответствует действительности и даже не подтверждено.

Некоторые источники описывают Антей как царя Ирассы, Плутарх сообщает, что его сын основал Тинги (Танжер ) после его матери. В греческой иконографии Антей явно отличался от греков по внешнему виду. Он изображался с длинными волосами и бородой, что было типично для восточных ливийцев. Греки VI века до н.э., которые основали колонии вдоль побережья Северной Африки в современной Ливии, разместили Антей во внутренней пустыне Ливии [8].

Римско-берберские верования

Римляне сначала объединились с Массилем против Карфагена. Они победили Карфаген в 146 году до нашей эры. Но позже они также присоединили Массайл к Римской империи.

Имперский период

Согласно Плинию Старшему, ливийцы почитали богиню войны или Африку, которую считали быть защитницей своих прихожан (и, казалось, была влиятельной богиней в Северной Африке) и изображал ее на берберских монетах. Эта богиня по-разному изображалась на нумидийских монетах с первого века до нашей эры. Когда римляне завоевали Северо-Западную Африку, она появилась в скульптуре и на монетах римских государств в Северной Африке.

Римский пантеон, кажется, был принят в целом, хотя культ Сатурна, как упоминалось выше, был, пожалуй, самым важным.

В более поздних текстах появляется новый бог, отождествляемый с такими племенами, как авуриани, за пределами римских границ Ливии. Гурзил был богом войны, отождествлявшимся с сыном Аммона. Берберы взяли его на битву с византийцами. Корипп упомянул, что вожди Лагуаты взяли своего бога Гурзила в битву против византийцев и арабов. Весьма вероятно, что святилище Гурзил было расположено в Гирзе, в Ливии, где на замечательных рельефах изображен благородный ливиец, получающий дань, сидя на курульном кресле.

См. Также
Ссылки и примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:14:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте