Ламия

редактировать
Фигура в греческой мифологии Поцелуй чародейки (Изобель Лилиан Глоаг, ок. 1890), навеянный Китсом Ламия, изображает Ламию в виде женщины-полусмея

Ламия (; греч. : Λάμια), в древнем Греческая мифология, женщина, которая превратилась в монстра, поедающего детей после того, как ее дети были уничтожены Герой, которая узнала о свиданиях своего мужа Зевса с ней.. Гера также поразила Ламию бессонницей, поэтому она постоянно мучилась, но Зевс дал ей способность отрывать глаза.

«Ламия» также использовалось как пугающее слово, чтобы пугать и дисциплинировать детей.

В более поздних традициях и повествованиях ламиай стали типом фантома, синонимом empusai, который соблазнял молодых людей удовлетворять их сексуальные аппетиты и впоследствии питался их плотью. Рассказ о том, как Аполлоний Тианский победил соблазнительницу ламию, вдохновил стихотворение Ламия Китсом.

. Ламия была приписана змеиным качествам, которые, по мнению некоторых комментаторов, могут Твердо прослеживаются до мифологии античности, и они нашли аналоги в древних текстах, которые можно было обозначить как ламии (или ламии), которые являются полузмеями. К ним относятся звери-полуженщины-полузмеи из «ливийского мифа», рассказанные Дио Златоустом, и чудовище, посланное Аполлоном в Аргос, чтобы отомстить Псамаф (Кротоп).

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Классическая мифология
    • 2.1 Глаза Ламии
    • 2.2 Генеалогия
    • 2.3 Аристофан
  • 3 Эллинистический фольклор
    • 3.1 Как детский пугал
    • 3.2 Как соблазнительница
      • 3.2.1 Аполлоний Тианский
      • 3.2.2 Куртизанка Ламия
      • 3.2.3 Золотой осел
  • 4 Сородичи
    • 4.1 Пойн из Аргоса
    • 4.2 Ливийский миф
  • 5 Средневековье
  • 6 Интерпретации
    • 6.1 Идентификация как женщина-змея
    • 6.2 Геката
    • 6.3 Зловоние ламии
    • 6.4 Месопотамские связи
  • 7 Современность
    • 7.1 Бестиарий
    • 7.2 Адаптации
    • 7.3 Современные народные традиции
    • 7.4 Изобразительное искусство
  • 8 См. Также
  • 9 Пояснительные примечания
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Этимология

A схоласт - Аристофан утверждал, что имя Ламии произошло от того, что она имела а-ля горло или пищевод (λαιμός; Лаймос). Современная наука реконструирует протоиндоевропейский корень * lem-, «ночной дух», откуда также происходят лемуры.

Классическая мифология

В мифе, Ламия изначально была красивой женщиной, возлюбленной Зевса, но после того, как ревнивая жена Зевса Гера уничтожила всех своих детей или заставила Ламию убить свое собственное потомство, она стала изуродованной. мучения, превращаясь в ужасающее существо, которое охотилось и убивало чужих детей.

Диодор Сицилийский (эт. 1 век до н.э.) дал демифологизированное описание Ламии как королевы Ливия, которая приказала своим солдатам отнимать детей у их матерей и убивать их, и чья красота уступила место звериной внешности из-за ее жестокости. Царица, по словам Диодора, родилась в пещере. Гераклит Парадоксограф (2 век) также дал рационализирующее объяснение.

Аристотель Никомахова этика ( vii.5) относится к преданиям о некой животной форме жизни в виде женщины, которая разрывает животы беременных матерей и пожирает их плоды. Анонимный комментатор отрывка утверждает, что это отсылка к Ламии, но путано объединяет это с последующими комментариями Аристотеля и описывает ее как скифку из Понта (Черного моря).

Глаза Ламии

Согласно одному мифу, Гера лишила Ламию возможности спать, заставив ее постоянно горевать о потере ее детей, а Зевс облегчил ее, наделив ее съемными глазами. Он также наделил ее способностью изменять форму в процессе.

Диодор объяснил, что ливийская королева в пьяном состоянии выглядела так, как будто она не могла видеть, что позволяло ее граждане дают право на любое поведение без присмотра, что порождает народный миф о том, что она помещает глаза в сосуд. Гераклит в эвгемеризованном отчете объясняет, что Гера, супруга царя Зевса, выколола глаза

Генеалогия

Ламия была дочерью, рожденной между царем Белом Египетским и Либией, согласно одному источнику.

Согласно тому же источнику, Ламия была увезена Зевсом в Италию, и что Ламос, город людоедов лестригонов, был назван в ее честь. Другой авторитетный источник отмечает, что Ламия когда-то была королевой лестригонов.

Аристофан

Аристофан написал в двух пьесах идентично сформулированный список зловонно пахнущих предметов, в который вошли «яички Ламии», таким образом создавая Пол Ламии неоднозначен. Позже это было включено в Эдвард Топселл, описавший ламию в 17 веке.

Неясно, относится ли это к одной Ламии или к «ламии» среди многих, как указано в некоторых переводах двух пьес; родовая ламия также подтверждается определением как своего рода «дикий зверь» в Суде.

эллинистическом фольклоре

Как детский бугай

«Ламия» "был термином пугала или медвежата, который использовала мать или няня, чтобы запугать детей и заставить их вести себя хорошо. Такие обычаи описаны Диодором 1 века и другими источниками в древности.

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что Ламия была «пожирателем детей», одним из которых был Гораций. Гораций в Ars Poetica предостерегает от чрезмерно фантастического: «[и рассказ не должен] вытаскивать живого мальчика из чрева Ламии». В некоторых версиях Ламия изображалась глотающей детей заживо, и, возможно, существовала какая-то сказка медсестры о мальчике, извлеченном живым из Ламии.

Византийский лексикон Суда (10th столетие) дал запись для ламии (Λαμία) с определениями и источниками, во многом такими же, как уже было описано. В лексиконе также есть запись под мормо (Μορμώ), в которой говорится, что Мормо и эквивалентный мормоликейон называются ламией, и что все это относится к ужасным существам.

«Ламия» имеет синонимы » Мормо »и« Гелло »согласно Схолии Феокриту.

Другие призраки были перечислены вместе с« Ламией », например, Горго, безглазый великан Эфиальт, мормолик, названный Страбоном.

соблазнительницей

В более поздние классические периоды, примерно в I веке нашей эры, концепция эта Ламия превратилась в образ знойной соблазнительницы, которая соблазняла молодых людей и пожирала их.

Аполлоний Тианский

Характерным примером является романная биография Филострата Жизнь Аполлония из Тианы.

Он претендует на то, чтобы дать полный отчет о захвате «Ламии Коринфа » Аполлонием, как народные массы ссылались на легенду. Привидение (phasma φάσμα), принявшее обличье женщины, соблазнило одного из юных учеников Аполлония.

Здесь Lamia - это общий вульгарный термин, а empousa правильный термин. Ибо Аполлоний в своей речи заявляет, что соблазнительница - «одна из эмпусов, которых большинство других людей назвали бы ламией и мормоликейей ». Однако использование термина ламия в этом смысле считается нетипичным одним из комментаторов.

Что касается соблазнительницы, Аполлоний далее предупреждал: «вы греете змею (офис) на своей груди, и это змея, которая согревает ". Из этого дискурса было высказано предположение, что существо, следовательно, было «буквально змеей». В конце концов, empousa признает, что откармливала свою жертву (Менипп Ликийский) для употребления, поскольку она имела обыкновение охотиться за едой молодых людей, «потому что их кровь была свежей и чистой». Последнее утверждение привело к предположению, что эта ламия / эмпуса была своего рода кровососущей вампиршей.

Еще один аспект ее способностей заключается в том, что эта эмпуса / ламия способна создать иллюзию роскошного особняка, со всем снаряжением и даже слугами. Но как только Аполлоний раскрывает свою фальшивую личность на свадьбе, иллюзия подводит ее и исчезает.

Куртизанка Ламия

Давняя шутка представляет собой игру слов между Ламией-монстром и Ламией из Афины, печально известная гетира куртизанка, пленявшая Деметрия Полиоркета (ум. 283 г. до н. Э.). Двусмысленный сарказм произнес, в частности, отец Деметрия. Та же шутка использовалась в театральной греческой комедии и вообще. Игра слов также используется в одах Горация для подшучивания претора Луция Элия Ламия.

Золотой осел

В Апулей Золотой Жопа там появляются фессалийские "ведьмы" Мероэ и ее сестра Панфия, которых в одном случае называют ламиями.

Мероэ соблазнил человека по имени Сократ, но когда он замышляет сбежать, две ведьмы совершают набег на его кровать, воткнули нож в шею, чтобы собрать кровь в кожный мешок, выпотрошить его сердце и заткнуть отверстие обратно губкой.

Некоторые комментаторы, несмотря на отсутствие реальной крови -сосущие, найдите этих ведьм, которые разделяют «вампирские» качества ламий (lamiai) в повествовании Филострата, таким образом предлагая его для сравнения.

Сородичи

Возможные родственные виды Ламии появляются в классических работах, но может быть известен под другими именами, за исключением отдельного экземпляра, который называет его ламией. Или они могут быть просто безымянными или названы иначе. И особо отмечены те аналоги, которые проявляют змеевидную форму или характер.

Пойн из Аргоса

Одной из таких возможных ламий является мстительный монстр, посланный Аполлоном на город Аргос и убитый Кориебом. В классических источниках он упоминается как Пуан или Кер, но позже, в период Средневековья, один источник действительно назвал его ламией (Первый мифограф Ватикана, c. 9-11 века).

Сюжет повествует о трагедии дочери царя Кротопа Аргосского по имени Псамаф, чей ребенок от Аполлона умирает, и ее казнят по подозрению в распущенности полов. Затем Аполлон в качестве наказания отправляет пожирающего детей чудовища на Аргос.

В версии Статиуса у монстра были женское лицо и грудь, а из расщелин ее ржавого лба торчала шипящая змея, и она скользила в детские спальни, чтобы схватить их. Согласно схолиасту Овидию, у него было тело змеи с человеческим лицом.

В версии Павсания чудовище называется Poinē (ποινή), означает «наказание» или «месть», но в змее на ее лбу нет ничего.

Одно свидетельство того, что это может быть двойник Lamia, исходит от Плутарха, который приравнивает слово empousa с пуанэ.

Ливийский миф

Второй пример - это колония монстров-людоедов в Ливии, описанная Дио Златоустом. У этих чудовищ был женский торс, нижние конечности змеи и звериные руки. Идея о том, что эти существа были ламиями, похоже, возникла у Алекса Скоби (1977) и была принята другими комментаторами.

Средневековье

Раннее средневековье, ламия (мн. lamiai или lamiae) толковался как общий термин, относящийся к классу существ. Лексикон Исихия Александрийского (ок. 500 г. н.э.) назвал ламиев придатками или даже рыбами. Исидор Севильский определил их как существ, похищающих младенцев и

Вульгата использовала слово «ламия» в Исайи xxxiv: 14 для перевода «Лилит» в еврейской Библии. Папа Григорий I (ум. 604) в толковании Книги Иова объясняется, что ламия представляла либо ересь, либо лицемерие.

Христианские писатели также предостерегали от соблазнительного потенциала ламий. В своем трактате 9-го века о разводе Хинкмар, архиепископ Реймса перечислил ламии среди сверхъестественных опасностей, угрожающих бракам, и отождествил их с geniciales feminae, женские репродуктивные духи.

Интерпретации
Lamia (первая версия) Джона Уильяма Уотерхауса (1905). Lamia (вторая версия), со змеиной кожей у нее на коленях Джон Уильям Уотерхаус (1909)

У этой Ламии Ливийской есть свой двойник в Ламии - Сибарис из легенды о Дельфах, оба косвенно связанные со змеями. Также отмечена сильная параллель с Медузой. Эти и другие соображения побудили современных комментаторов предположить, что она драконица.

Еще одним двойником ливийской Ламии может быть Ламиа, дочь Посейдона. Ламия от Зевса родила сивиллу, согласно Павсанию, и это должна была быть ливийская Ламия, но есть предание, что Ламия, дочь Посейдона, была матерью сивиллы. Либо одна из них могла быть Ламией, матерью Сциллы, упомянутой во фрагменте Стесихор (ум. 555 г. до н.э.) и других источниках. Сцилла - это существо, которое изображается по-разному как бесконечно или со змеиным телом.

Идентификация как женщина-змей

Диодор Сицилийский (эт. 1 век до н.э.), например, описывает ливийскую ламию как имеющую не что иное, как звериный облик. Диодор, Дурис Самосский и другие источники, составляющие источники для построения «архетипического» изображения Ламии, не обозначают ее как драконицу и не дают ей явных змеиных описаний.

Жизнь Аполлония Тианского в I веке, женскую эмпузу-ламию также называют «змеей», что современному читателю может показаться просто метафорическим выражением, но которое настаивает на том, что это буквальная змея. Рассказ Филострата был переработан Китсом в его стихотворении Ламия, где ясно сказано, что она носит облик змеи, от которого она хочет отказаться в обмен на человеческий облик.

Современные комментаторы также пытались установить, что изначально она могла быть драконицей, исходя из предположений. Дэвид Огден утверждает, что одно из ее возможных перевоплощений, монстр Аргоса, убитый Коробусом, имел «чешуйчатую походку», что указывает на то, что у нее, должно быть, была ангунедальная форма в ранней версии история, хотя латинский текст в Statius просто читается inlabi (склонение labour ), что означает «слайды».

Один из двойников Lamia Ливийской - Lamia- Sybaris, который описан только как гигантский зверь Антонином Либералисом (2 век). Отмечено, что этот персонаж терроризировал Дельфи, как и дракон Питон.

Тесное сравнение также проводится со змеиным Медузой. Мало того, что Медуза отождествляется с Ливией, она также имела дела с тремя Грей, у которых был общий съемный глаз. В некоторых версиях съемный глаз принадлежал трем Горгонам, Медузе и ее сестрам.

Гекате

Некоторые комментаторы также приравнивали Ламию к Гекате. В основе этой идентификации лежат варианты родов сциллы, иногда приписываемые Ламии (как уже упоминалось), а иногда и Гекате. Идентификация также была построена (с использованием транзитивной логики ), поскольку каждое имя идентифицируется с empousa в разных источниках.

Stench of a lamia

Неприятный запах был указан как возможный распространенный мотив или атрибут ламая. Примерами являются ссылка Аристофана на «яички ламии», запах чудовищ в ливийском мифе, который позволил людям выследить свое логово, и ужасный запах их мочи, остававшийся в одежде Аристомена, на которую они осыпались он вырезал сердце своего друга Софокла.

Месопотамские связи

Ламия может происходить от месопотамской демоницы Ламашту.

Современная эпоха

Писатель эпохи Возрождения Анджело Полициано написал «Ламия» (1492), философский труд, название которого является пренебрежительной ссылкой на его оппонентов, которые некомпетентно занимаются философией. Он отсылает к использованию этого термина Плутархом в De curiositate, где греческий писатель предполагает, что термин Ламия является символом назойливых занятых тел в обществе. Другими словами, Ламия была символом лицемерия таких ученых.

Примерно с середины 15 века до 16 века ламия стала считаться исключительно как ведьмы.

Изображение Ламии 17-го века из Эдварда Топселла «История четвероногих зверей»

Бестиарий

В Эдвард Топселл в «Истории четвероногих зверей» (1607 г.), ламия описывается как имеющая верхнюю часть тела (то есть лицо и грудь) женщины, но с козлиными задними конечностями с большими и грязными " камни »(яички), пахнущие тельцами, по утверждению Аристофана. Он весь покрыт чешуей.

Адаптации

Ламия Джона Китса в его Ламия и другие стихи представляет собой переработку сказки Филострата из биографии Аполлония. описано выше. В версии Китса ученик Ликий заменяет Мениппа Ликийца. Для описания и характера Ламии Китс взял из книги Бертона Анатомия меланхолии. Август Энна написал оперу под названием Lamia.

Английский композитор Дороти Хауэлл написал тональную поэму «Ламия», которая неоднократно играла с большим успехом под своим посвящением сэром Генри Вудом на концертах Лондонского променада в 1920-х годах. Совсем недавно его записал Румон Гамба, дирижирующий Филармоническим оркестром BBC для Chandos Records в выпуске британских тональных стихов 2019 года.

Современные народные традиции

В современной греческой народной традиции Ламия выжила и сохранила многие из своих традиционных атрибутов. Джон Катберт Лоусон отмечает, что «основными характеристиками ламиев, помимо жажды крови, являются их нечистота, обжорство и глупость». Современная греческая пословица «της Λάμιας τα σαρώματα» («подметание ламии») олицетворяет неряшливость; и общее выражение, «τό παιδί τό 'πνιξε η Λάμια» («ребенок был задушен ламией»), объясняет внезапную смерть маленьких детей.

Более поздние предания относились ко многим ламиям; это были фольклорные монстры, похожие на вампиров и суккубов, которые соблазняли молодых людей, а затем питались их кровью.

Изобразительное искусство

Ламия (1909), картина Герберта Джеймса Дрейпера

На картине 1909 года Герберта Джеймса Дрейпера Ламия, угрюмо наблюдающая за змеей на своем предплечье, кажется, представляет собой гетеру. Хотя нижняя часть тела Ламии Дрейпера - человеческая, он намекает на ее змеиную историю, обвив ее талию сброшенной змеиной кожей. В эмблемах эпохи Возрождения у Ламии есть тело змея, а также грудь и голова женщины, как и образ лицемерия.

См. Также
Пояснительные примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Ламия (мифология).
Последняя правка сделана 2021-05-26 12:26:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте