Нейт

редактировать
Древнеегипетская богиня
Нейт
Neith.svg Египетская богиня Нейт с символами богини войны, скрещенными стрелами и щитом на голове, анх и был-скипетр. Иногда она носит Красную Корону из Нижний Египет.
Имя в иероглифах
n . t R25 B1
Главный культовый центрСаис, Эсна
Символлук, щит, скрещенные стрелы, анх, ткацкий станок, ткань мумии
КонсортХнум, Сет
ПотомокСобек,Ra,Апеп, Туту,

Нейт(греческий коинэ : Νηΐθ, заимствование демотической формы древний Египетский : nt, вероятно, первоначально nrt "она ужасающая"; коптский : ⲛⲏⲓⲧ; также пишется Nit, Net или Нейт ) было ранним древнеегипетским божеством, которое, как говорили, было первым и главным творцом. Говорят, что она создательница вселенной и всего, что она содержит, и она управляет тем, как она функционирует. Она была богиней мудрости, ткачества, космоса, матерей, рек, воды, родов, охоты, войны и судьбы. Она была воинственной богиней.

Нейт была божеством-покровителем в Саис (коптский : ⲥⲁⲓ Сай из египетского Зау), где ее культ был сосредоточен в западном Дельта Нила в Нижнем Египте и засвидетельствована еще в Первой династии. Нейт была также одним из трех божеств-покровителей южного города Латополиса (греч. Койне : Λατόπολις) или Эсны (Snē) (сахидско-коптский: ⲥⲛⲏ от более раннего египетского: t3-snt, также ивнит). расположен на западном берегу реки Нил примерно в 55 километрах (34 мили) к югу от Луксора.

Содержание

  • 1 Символизм
  • 2 Атрибуты
  • 3 Мифология
  • 4 Синкретические отношения
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература

Символизм

Бронзовая статуэтка Нейт с Красной короной Нижнего Египет; иероглифические надписи, частично стертые, упоминают имя Падихора - Египет, поздний период, Британский музей, Лондон

Нейт - богиня войны и охоты, и ее символом были две стрелы, пересеченные над щитом. Однако она гораздо более сложная богиня, чем это обычно известно, и древние тексты которой лишь намекают на ее истинную природу. Религиозное молчание было предписано древними египтянами для сохранения секретности, используя эвфемизмы и аллюзии и часто полагаясь только на символы. В своих обычных представлениях она изображается как свирепое божество, женщина в Красной Короне, иногда держащая или использующая лук и стрелы, а в других - гарпун. Фактически, за иероглифами ее имени обычно следует определитель, содержащий элементы стрельбы из лука, при этом символ щита в имени объясняется как двойные луки (обращенные друг к другу), пересекаемые двумя стрелами (обычно привязанными к лукам), или другими образами, связанными с ее поклонением. Ее символ также обозначал город Саис. Этот символ изображался на ее голове в египетском искусстве. Говорят, что в своей форме богини войны она создавала оружие для воинов и охраняла их тела, когда они умирали.

Как божество, Нейт обычно изображается несущей был скипетр (символ власти и власти) и анкх (символ жизни). Ее также называют такими космическими эпитетами, как «Корова Небесная», богиня неба, похожая на Нут, и как Великий Потоп, Мехет-Верет, как корова, которая ежедневно рождает солнце. В этих формах она связана как с творением первобытного времени, так и с ежедневным «воссозданием». Как покровительница Королевского Дома, она представлена ​​как урей и действует с огненной яростью солнца. Со временем это привело к тому, что ее стали рассматривать как олицетворение исконные воды творения. В этой роли творца она идентифицирована как великая богиня-мать. Она - олицетворение первобытных вод, способная рождать (творить) партеногенетически. Среди пар божеств, обычно отмеченных более поздними древними египтянами, она находится в паре с Птах -Нун. Точно так же ее олицетворение в качестве первобытных вод - Мехет-Верет, концептуализированное как текущая вода, связанное с другим использованием глагола sti, означающего «проливать».

Нейт - одно из самых древних божеств, связанных с древнеегипетской культурой. Флиндерс Петри (Diopolis Parva, 1901) отметила, что самые ранние изображения ее знамен были известны в додинастические периоды, что можно увидеть на изображении барка со скрещенными стрелами в додинастический период, который выставлен в Эшмоловском музее в Оксфорде.

Ее первые антропоморфные изображения происходят в ранний династический период на диоритовой вазе короля Най-Нетджера из Второй династии, найденной в Ступенчатой ​​пирамиде Джосера (Третья династия) в Саккаре. То, что ее поклонение преобладало в ранние династические периоды, показано преобладанием теофорических имен (личных имен, включающих имя божества), в которых Нейт выступает как элемент. Преобладание имени Нейт почти в сорока процентах ранних династических имен, особенно в именах четырех королевских женщин Первой династии, только подчеркивает важность этой богини по отношению к раннему обществу Египта, с особым акцентом на Королевском доме.

В самые ранние периоды египетской истории основные иконографические изображения этой богини, по-видимому, ограничивались ее охотничьими и военными характеристиками, хотя нет никаких египетских мифологических ссылок, подтверждающих концепцию, что это было ее основным функционировать как божество. Было высказано предположение, что черты охоты и войны на изображениях Нейт могут указывать на ее происхождение из Ливии, расположенной к западу и юго-западу от Египта, где она была богиней воинственных народов.

Было высказано предположение, что основная культовая точка Нейт в Древнем Царстве была основана в Саисе (современный Са эль-Хагар) Хор-Аха из Первой династии, чтобы успокоить жителей Нижнего Египта с помощью правитель единой страны. Текстовые и иконографические свидетельства указывают на то, что она была национальной богиней Древнего царства Египта со своим святилищем в Мемфисе, что указывает на высокое уважение к ней. Там ее называли «к северу от своей стены», как противовес эпитету Птаха «к югу от своей стены». Хотя Нейт обычно считают божеством Нижнего Египта, ее поклонение не всегда находилось в этом районе дельты. Ее культ достиг своего апогея в Саисе и, очевидно, в Мемфисе в Старом Королевстве, и оставался важным, хотя и в меньшей степени, в Среднем и Новом царствах. Культ снова приобрел известность во время двадцать шестой династии, когда поклонение в Саисе снова процветало, а также в Эсне в Верхнем Египте.

Символ Нейт и часть ее иероглифа также имели сходство с ткацким станком, поэтому в более поздней синкретизации египетских мифов правящим классом Греции она также стала богиня ткачества. В это время ее роль творца слилась с ролью Афины, божества, сотворившего весь мир и существование на своем ткацком станке.

Иногда Нейт изображали в виде женщины ухаживает за детенышем крокодила, и затем к ней обратились с титулом «Кормилица крокодилов», что отражает южную провинциальную мифологию, согласно которой она служила либо матерью бога крокодилов, Собека, либо он был ее супругом). Как мать Ра в ее форме Мехет-Верет, ее иногда описывали как «Великую Корову, которая родила Ра». Как материнская фигура (помимо того, что она является биологической матерью бога солнца Ра), Нейт ассоциируется с Собеком как со своим сыном (еще в Текстах пирамид), но в более поздних религиозных конвенциях, которые объединяли божества в пары, ни одно мужское божество не было последовательно. идентифицировал себя с ней как с супругом, и ее часто изображали без него. Более поздние триадные ассоциации, созданные с ней, практически не имеют религиозных или мифологических подтверждающих ссылок, и, похоже, были сделаны только политическими или региональными ассоциациями.

Некоторые авторы утверждают, что, поскольку Нейт - создательница, способная рожать без партнера (бесполым путем) и без ассоциации творения с сексуальными образами, как это видно из мифов об Атуме и других божествах-создателях, они могут интерпретировать это как ее андрогинность. Однако ее имя всегда выглядит женственным. Эрик Хорнунг интерпретирует, что в Одиннадцатом часе Книги Амдуат имя Нейт написано фаллосом (Das Amduat, Teil I : Text: 188, No. 800. (Äg. Abh., Band) 7, Висбаден) 1963). См. Также Рамадан эль-Сайед, La Déese Neith de Saïs, I : 16; 58-60, как для иероглифического изображения, так и для обсуждения андрогинной природы Нейт как создателя / создателя божества, и Lexikon der Ägyptologie (LÄI ) в разделе «Götter, androgyne»: 634-635 (W. Westendorf, изд., Harassowitz, Wiesbaden, 1977). В отношении функции Нейт как творца с мужскими и женскими характеристиками, Питер Каплони сказал в Lexikon der Ägyptologie : «Die Deutung von Neith als Njt" Verneinung "ist sekundär. Neith ist die weibliche Entsprechung zu Nw (w), dem Gott der Urflut (Nun and Naunet) (цитируя Sethe, Amun, § 139) ". LÄ II : 1118 (Harassowitz, Wiesbaden, 1977). Древность Нейт уходит корнями в доисторические периоды, очевидно, даже в неолит, однако, когда женские божества в качестве единственных создателей были довольно распространены в человеческих культурах, поэтому ее следует рассматривать в этой роли, не обращаясь к другим объяснениям о ней, а не к ней. следуя более поздним соглашениям.

Нейт считалась старшей из божеств. Говорят, что Нейт «родилась первой в то время, когда еще не было рождения» (Сент-Клер, Creation Records: 176). В Текстах пирамид Нейт сочетается с Селкетом в качестве скоб для неба, что помещает этих двух богинь в качестве двух опор для небес (см. PT 1040a-d, вслед за Дж. Гвином Гриффтсом, Конфликт Гора и Сета, (Лондон), 1961) с. 1). Это связано с виньеткой из Сражений Сета и Гора, когда божества просят Нейт, самого древнего из них, решить, кто должен править. К ней обратились как к арбитру в споре между Хорусом и Сетом. В своем ответном сообщении Нейт выбирает Хоруса и говорит, что она «заставит небо упасть на землю», если он не будет выбран.

Атрибуты

Эгида Нейт, Двадцать шестая династия Египта - Лионский музей изящных искусств

Анализ ее атрибутов показывает, что Нейт была богиня с множеством ролей. С додинастических и ранних династических периодов ее называли «открывателем путей» (wp w3.wt), что, возможно, относилось не только к ее лидерству в охоте и войне, но и как психопомп в космических и подземных путях. Сопровождение души. Ссылки на Нейт как на «открывателя путей» встречаются в династиях с 4 по 6 и встречаются в титулах женщин, служивших жрицами богини. К таким эпитетам относятся: «Жрица Нейт, открывающая все пути (пути)», «Жрица Нейт, открывающая хорошие пути», «Жрица Нейт, открывающая путь во всех своих местах». (Эль-Сайед, I : 67-69). Эль-Сайед утверждает, что он верит в то, что Нейт следует рассматривать как параллель с Вепуаветом, древним богом-шакалом Верхнего Египта, который был связан как с королевской семьей, побеждающей, так и с психопомпом для мертвых.

Основное изображение Нейт как wp w3.wt было божеством невидимого и безграничного неба, в отличие от Нут и Хатор, которые соответственно представляли проявленное ночное и дневное небо. Ее эпитет «Открыватель путей Солнца на всех ее станциях» относится к тому, как солнце возрождается (из-за сезонных изменений) в различных точках неба, под ее контролем над всем за пределами видимого мира, из которых только мельком. открывается до рассвета и после заката. Именно в этих изменчивых точках Нейт правит как форма небесной богини, где солнце встает и заходит ежедневно или при своем «первом появлении» в небе вверху и внизу. Именно в этих точках, за пределами видимого неба, проявляется ее истинная сила как божества, создающего жизнь. Жорж Сен-Клер (Creation Records, 1898) отметил, что Нейт иногда изображают как богиню-корову с линией звезд на спине (в отличие от изображений Нут со звездами на животе) [см. Эль-Сайед, II, Док.. 644], и утверждал, что это указывает на то, что древняя богиня представляет собой полный эклиптический круг вокруг неба (вверху и внизу) и иконографически рассматривается в текстах как регулярный и перевернутый определяющий признак небесного свода, обозначающий космос под горизонтом. Сент-Клер утверждал, что это была эта сфера, которую олицетворяла Нейт, поскольку она представляет собой законченное небо, окружающее верхнее (Нут) и нижнее (Нунет?) Небо и существующее за горизонтом и, следовательно, за пределами самих небес. Таким образом, Нейт - это та часть космоса, которую нельзя увидеть, и в которой солнце возрождается ежедневно под горизонтом (что может отражать высказывание, данное Нейт, как «Я прихожу ежедневно на рассвете и на закате»).

Поскольку Нейт также была богиней войны, у нее была дополнительная связь со смертью: в этой функции она стреляла своими стрелами во врагов мертвых, и поэтому ее стали рассматривать как защитницу мертвая, часто появляющаяся как змея-урей, чтобы отогнать злоумышленников и тех, кто может причинить вред умершему (в этой форме она представлена ​​в гробнице Тутанхамона ). Она также изображена как защитница одного из Четырех сыновей Гора, в частности, Дуамутефа, обожествления канопической банки, хранящей желудок, поскольку живот (часто ошибочно ассоциируемый с животом) был наиболее уязвимой частью тела и главной целью во время боя.

Мифология

Египетская богиня войны Нейт, носящая Дешрет корону северного (нижнего) Египта, на которой изображена кобра из Ваджет

В некоторых мифы о сотворении, она была идентифицирована как мать Ра и Апеп. Когда она была идентифицирована как богиня воды, она также рассматривалась как мать Собека, крокодила. Именно эта связь с водой, т.е. Нил, привела к тому, что ее иногда считали женой Хнума и связывали с истоком реки Нил. Она также была связана с нильским окунем, а также с богиней триады в этом культовом центре.

Как богиня творения и ткачества, она, как говорили, ежедневно ткала мир на своем ткацком станке. Внутренняя стена храма в Эсне записывает рассказ о сотворении мира, в котором Нейт выводит из первобытных вод Нун первой земли. Все, что она задумала в своем сердце, рождается, включая тридцать божеств. Не имея известного мужа, ее описывают как «Богиню-Деву-Мать»:

Уникальная Богиня, таинственная и великая, которая появилась в начале и стала причиной всего сущего... божественная мать Ра, сияющая на горизонте...

Прокл (412–485 гг.) писал, что адитон храма Нейт в Саисе (от которого теперь ничего не осталось) имелась следующая надпись:

Я есмь то, что есть, что будет, и что было. Никто никогда не расстегивал одежду, в которой я скрываюсь. Плод, который я принес, было солнце.

Было сказано, что Нейт вступилась в царскую войну между Гором и Сетом за египетский трон, рекомендуя, чтобы Хорус правил.

Ежегодно в ее честь проводился большой праздник, называемый Праздником светильников, и, согласно Геродоту, ее приверженцы зажигали множество огней на открытом воздухе всю ночь во время празднования..

Синкретические отношения

Луврская статуэтка Нейт

Греческий историк Геродот (ок. 484–425 до н.э.) отметил, что египетские граждане Саиса в Египет поклонялся Нейт и отождествлял ее с Афиной. Тимей, диалог, написанный Платоном, отражает это отождествление с Афиной, возможно, в результате отождествления обеих богинь с войной и ткачеством.

Английский египтолог Э. А. Уоллис Бадж предположил, что описание бегства в Египет, записанное в апокрифических евангелиях, было напрямую связано с рассказами об Исиде и Горе; Бадж утверждал, что авторы этих евангелий приписывали Марии, матери Иисуса, многие особенности, которые во время подъема христианства считались принадлежащими как Исиде, так и Нейт, ибо Например, проблема партеногенеза разделялась и с Нейт, и с Мэри.

В популярной культуре

  • Нейт - одна из нескольких фигур из египетской мифологии, включенных в видеоигру, Smite ; она была добавлена ​​в игру в 2013 году.
  • Нейт появляется в The Serpent's Shadow, последнем романе трилогии Рика Риордана Kane Chronicles. Изображенная как параноик и затворник, тем не менее, она показана как опытный охотник и стратег.

См. Также

Люди, названные в честь Нейт:

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

На Викискладе есть материалы, связанные с Нейт.
  • эль-Сайед, Рамадан (1982). La déesse Neith de Saïs. Каир: Французский институт археологии Востока.
  • Башня Холлис, Сьюзен (1995). «5 египетских богинь в третьем тысячелетии до нашей эры: Нейт, Хатор, Нут, Исида, Нефтида». KMT: Journal of Ancient Egypt 5/4.
  • Маллет, Доминик (1888). Le culte de Neit à Saïs. Париж: Э. Леру.
  • Альтенмюллер, Хартвиг. «Zum Ursprung Von Isis Und Nephthys». Studien Zur Altägyptischen Kultur 27 (1999): 1-26. По состоянию на 15 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/25152793.
  • Эль Сайед, Рамадан. "Les Rôles Attribués à La Déesse Neith Dans Certains Des Textes Des Cercueils". Orientalia, СЕРИЯ NOVA, 43 (1974): 275-94. По состоянию на 15 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/43074608.
  • Hendrickx, Stan. «Два протодинастических объекта в Брюсселе и происхождение двулопастного культового знака Нейт». Журнал египетской археологии 82 (1996): 23-42. По состоянию на 15 июня 2020 г. doi: 10.2307 / 3822112.
Последняя правка сделана 2021-05-31 14:01:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте