Дама. Эллен Терри. GBE | |
---|---|
Эллен Терри в 16 лет. Фото автор Джулия Маргарет Кэмерон | |
Родилась | Элис Эллен Терри. (1847-02-27) 27 февраля 1847 г.. Ковентри, Англия |
Умерла | 21 июля 1928 (1928-07-21) (81 год). Смолл Хайт, Кент, Англия |
Другие имена | Эллен Элис Терри |
Дама Элис Эллен Терри, GBE (27 февраля 1847 - 21 июля 1928), профессионально известная как Эллен Терри, была известной английской актрисой конца XIX - начала XX века. веков.
Родившись в актерской семье, Терри начала выступать в детстве, снимаясь в пьесах Шекспира в Лондоне и в подростковом возрасте гастролировала по британским провинциям. В 16 лет она вышла замуж за 46-летнего художника Джорджа Фредерика Уоттса, но через год они расстались. Вскоре она вернулась на сцену, но завела отношения с архитектором Эдвардом Уильямом Годвином и ушла со сцены на шесть лет. Она возобновила актёрскую деятельность в 1874 году и сразу же получила признание за исполнение ролей в Шекспире и других классических произведениях.
В 1878 году она присоединилась к труппе Генри Ирвинга в качестве его ведущей леди, и в течение следующих двух десятилетий она считалась ведущей шекспировской и комической актрисой в Великобритании. Две из ее самых известных ролей - Порция в Венецианском купце и Беатрис в Много шума из ничего. Они с Ирвингом также с большим успехом гастролировали по Америке и Великобритании.
В 1903 году Терри взял на себя управление лондонским Imperial Theatre, сосредоточившись на пьесах Джорджа Бернарда Шоу и Хенрика Ибсена. Предприятие оказалось финансовым провалом, и Терри начал гастролировать и читать лекции. Она продолжала добиваться успеха на сцене до 1920 года, а также снималась в фильмах с 1916 по 1922 год. Ее карьера длилась почти семь десятилетий.
Терри родился в Ковентри, Англия, третий выживший ребенок, родившийся в театральной семье. Ее родители, Бенджамин (1818–96), ирландцы по происхождению, и Сара (урожденная Баллард, 1819–92), шотландцы, были комическими актерами в туристической компании Портсмута (где отец Сары был священником Уэсли) и имел 11 детей. По крайней мере пятеро из них стали актерами: Кейт, Эллен, Мэрион, Флоренс и Фред. Двое других детей, Джордж и Чарльз, были связаны с театральным менеджментом. Кейт (бабушка Джона Гилгуда ) и Марион особенно преуспели на сцене.
Терри впервые появилась на сцене в девятилетнем возрасте в роли Мамиллиуса, напротив Чарльза Кина в роли Леонтеса в пьесе Шекспира Зимняя сказка в лондонском Театре принцесс в 1856 году. Она также сыграла роли Пака в Сон в летнюю ночь (1856), Принц Артур в Король Джон (1858) и Фленс в Макбет (1859), продолжая работать в Театре принцесс до выхода на пенсию Кинсов в 1859 году. Во время летнего закрытия театра отец Терри представил развлечения в гостиной в Королевском Колизее, Риджентс-парке, Лондоне, а затем на гастролях. В 1859 году она появилась в комедии Тома Тейлора «Девять пунктов закона» в Олимпийском театре. В течение следующих двух лет Терри и ее сестра Кейт гастролировали по британским провинциям в сценках и пьесах в сопровождении своих родителей и музыканта.
Между 1861 и 1862 годами Терри был нанят в Royalty Theatre в Лондоне, которым управляет мадам Альбина де Рона, где она выступала с У. Х. Кендал, Чарльз Уиндем и другие восходящие актеры. В 1862 году она присоединилась к своей сестре Кейт в акционерной компании JH Chute в Королевском театре, Бристоль, где она сыграла самые разные роли, в том числе бурлеск, требующие пения и танцев, а также а также роли в фильмах Много шума из ничего, Отелло и Венецианский купец. В 1863 году Чут открыл Королевский театр, Бат, где 15-летний Терри появился на открытии в роли Титании в Сон в летнюю ночь, а затем вернулся в Лондон, чтобы присоединиться к Дж. Компания Б. Бакстона в Театре Хеймаркет в ролях Шекспира, а также в Шеридане и современных комедиях.
Терри трижды женился и был вовлечен в многочисленные отношения. В Лондоне во время помолвки в Театре Хеймаркет она и ее сестра Кейт нарисовали свои портреты выдающимся художником Джорджем Фредериком Уоттсом. Среди его знаменитых портретов Терри «Выбор», в котором она должна выбирать между земным тщеславием, символизируемым эффектными, но лишенными запаха камелиями, и более благородными ценностями, символизируемыми скромными, но ароматными фиалками. Среди других его известных портретов - Офелия и Сторож, а с Кейт - Сестры. Он сделал предложение Терри выйти замуж, несмотря на то, что был на три десятилетия старше ее. На нее произвели впечатление искусство и элегантный образ жизни Уоттса, и она хотела порадовать родителей, заключив выгодный брак. Она покинула сцену во время показа популярной комедии Тома Тейлора Наша американская кузина на Хеймаркете, в которой она сыграла Мэри Мередит.
Терри и Уоттс поженились 20 февраля 1864 года в Сент-Варнава, Кенсингтон, за семь дней до ее 17-летия, когда Уоттсу было 46. Она чувствовала себя неуютно в роли невесты-ребенка, а круг поклонников Уоттса, включая миссис Принсеп, не приветствовал ее. Терри и Уоттс расстались всего через 10 месяцев. Однако за это короткое время у нее была возможность встретиться со многими культурными, талантливыми и важными людьми, такими как поэты Роберт Браунинг и Альфред, лорд Теннисон ; премьер-министры Уильям Юарт Гладстон и Бенджамин Дизраэли и фотограф Джулия Маргарет Кэмерон. Из-за того, что Уоттс изображал ее и ее связь с ним, она «стала культовой фигурой для поэтов и художников более поздних прерафаэлитов и эстетических движений, включая Оскара Уайльда. ".
Она вернулась к актерскому мастерству в 1866 году. В 1867 году Терри выступил в нескольких пьесах Тома Тейлора, в том числе «Овца в волчьей шкуре» в Театре Адельфи, «Антиподы» в Королевском театре, Друри-Лейн. и Still Waters Run Deep в Queen's Theatre, Long Acre. Позже в том же году она сыграет там впервые вместе с Генри Ирвингом в главных ролях Кэтрин и Петруччо, одноактная версия Дэвида Гаррика Укрощение строптивой.
В 1868 году, несмотря на возражения родителей, она начала отношения с прогрессивным архитектором-дизайнером и эссеистом Эдвард Уильям Годвин, еще один мужчина, вкусом которого она восхищалась, с которым она познакомилась несколько лет назад. Они переехали в Пидженвик, дом в Харпендене, w здесь она ушла из игры на шесть лет. Терри все еще был женат на Уоттсе, и развод закончился только в 1877 году, поэтому они с Годвином не могли пожениться. Однако у них родилась дочь Эдит Крейг в 1869 году и сын Эдвард Гордон Крейг в 1872 году. Фамилия Крейг была выбрана, чтобы избежать клейма незаконнорожденности, но их сожительство и внебрачные дети в то время считались скандальными ситуациями.
Отношения охладились в 1874 году на фоне озабоченности Годвина своей архитектурной практикой и финансовыми трудностями. Однако даже после их разлуки в 1875 году Годвин продолжал создавать костюмы Терри, когда она вернулась на сцену. В 1874 году Терри сыграл несколько ролей в произведениях Чарльза Рида : Филиппы Честер в «Блуждающем наследнике»; Сьюзан Мертон в «Исправлять никогда не поздно»; и Хелен Роллестон в «Наши моряки». В том же году она выступала в Crystal Palace с Чарльзом Виндхэмом в роли Воланте в «Медовом месяце» Джона Тобина и в роли Кейт Хардкасл в Она наклоняется, чтобы победить. Оливер Голдсмит.
В 1875 году Терри дал известное исполнение роли Порции в Венецианском купце в Театре принца Уэльского, продюсера Бэнкрофтс. Оскар Уайльд написал сонет, увидев ее в этой роли: «Ни одна женщина Веронезе не смотрела / не была наполовину так прекрасна, как ты, которую я вижу». Она много раз воссоздала эту роль за свою карьеру, пока не появилась в последний раз в роли Порции в лондонском Old Vic Theater в 1917 году.
В 1876 году она появилась в роли леди Тизл в The School for Scandal, Бланш Хэй в возрождении Т. «Наши» У. Робертсона и главная роль в «Оливии» Уильяма Гормана Уиллса в Court Theatre (адаптация The Vicar of Wakefield ), где она присоединилась к компании Джона Хейра. В ноябре 1877 года она вышла замуж за Чарльза Клаверинга Уорделла Келли (1839–1885), актера / журналиста, которого она встретила, когда появлялась в пьесах Рида, но они расстались в 1881 году. После этого она наконец помирилась со своими родителями, которых не видела с тех пор. она начала жить вне брака с Годвином.
В 1878 году 30-летний Терри присоединился к труппе Генри Ирвинга в Lyceum Theater в качестве ведущей леди с щедрой зарплатой. начиная с Офелии напротив «Гамлета Ирвинга. Вскоре ее стали считать ведущей шекспировской актрисой в Великобритании, и в партнерстве с Ирвингом она правила в этом качестве более 20 лет, пока они не покинули лицей в 1902 году. Их постановка 1879 года «Венецианский купец» длилась необычно 250 ночей, и успех последовал за успехом в каноне Шекспира, а также в Теннисоне, Бульвер-Литтон, Рид, Сарду и пьесах других современных драматургов, таких как Уильям Уиллс, и других крупных пьесах.
В 1879 году The Times говорила об игре Терри в пьесе Пола Терьера «Все - тщеславие» или «Поражение циника»: «Мисс Терри Ирис была исполнением неподражаемого очарования, полного движения, непринужденности и смеха... изысканная гармония и естественная грация... такая Ирида вполне могла вскружить голову самому Диогену . " В 1880 году в лицее она сыграла главную роль в экранизации Дочь короля Рене под названием «Иоланта». The Era писала: «Ничего более завораживающего и очаровательного, чем грация, простота и девичья сладость слепой Иоланты, показанной мисс Эллен Терри, не было в нашей памяти замечено на сцене. Предположение было восхитительно идеально.... Изысканное... проявление необычайно захватывающих способностей мисс Эллен Терри, которая добилась несомненного триумфа... и ее снова и снова приветствовали ".
Как Кэтрин в Генрих VIIIСреди ее самых знаменитых ролей с Ирвингом были Офелия, Полина в Лионская леди Эдварда Бульвер-Литтона (1878), Порция (1879), королева Генриетта Мария в драме Уильяма Гормана Уиллса. Карл I (1879), Дездемона в Отелло (1881), Камма в короткой трагедии Теннисона «Кубок» (1881), Беатрис в Много шума из ничего, еще одной из ее характерных ролей (1882) и часто впоследствии), Джульетта в Ромео и Джульетте (1882), Жанетт в Лионская почта (1883), заглавная партия в романтической комедии Рида «Нанс» Олдфилд (1883), Виола в Двенадцатая ночь (1884), Маргарет в продолжительной адаптации Фауста Уиллса (1885), главная роль в Оливии (1885), которую она играла ранее при дворе Театр), Леди Макбет в Макбет (1888, с случайной музыкой Артур Салливан ), королева Катерина в Генрихе VIII (1892), Корделия в Короле Лире (1892), Розамунд де Клиффорд в Беккете Альфредом Теннисоном (1893), Гвиневра в Короле Артуре Дж. Коминс Карр, с музыкой Салливана (1895), Имоджин в Cymbeline (1896), главный персонаж в Victorien Sardou и Пьеса Эмиля Моро «Мадам Сан-Ген» (1897) и Волумния в «Кориолане» (1901).
Терри дебютировала в Америке в 1883 году, сыграв королеву Генриетту вместе с Ирвингом в «Карле I». Среди других ролей, которые она сыграла в этом и шести последующих турах по Северной Америке с Ирвингом, были Жанетт, Офелия, Беатрис, Виола и она. самая известная роль, Порция. Последней ее ролью в лицее была Порция в 1902 году, после чего она осенью гастролировала по британским провинциям с Ирвингом и его компанией. Были ли отношения Ирвинга с Терри романтическими или профессиональными, было предметом множества предположений. Согласно книге сэра Майкла Холройда об Ирвинге и Терри, «Странная, полная событий» история, после смерти Ирвинга Терри заявил, что она и Ирвинг были любовниками и что: «Мы были ужасно влюблены какое-то время». Ирвинг был разлучен, но не развелся с женой. Терри был разлучен с Уорделлом в 1881 году, и Ирвинг был крестным отцом обоих ее детей. Они вместе путешествовали в отпуск, и Ирвинг написал Терри нежные письма.
В Лондоне Терри жила в Эрлс-Корт со своими детьми и домашними животными в течение 1880-х годов, сначала на Лонгридж-роуд, затем в Баркстоне. Сады 1889 г., но сохранила загородные дома. В 1900 году она купила свой фермерский дом в Смолл-Хите, Кент, где и прожила всю оставшуюся жизнь. В 1889 году ее сын присоединился к труппе лицея в качестве актера, выступая вместе с труппой до 1897 года, когда он ушел со сцены, чтобы изучать рисунок и создавать гравюры на дереве. Ее дочь Эдит также играла в лицее в течение нескольких лет с 1887 года, но в конце концов она обратилась к режиссуре и дизайну костюмов, создав костюмы для Терри, Лилли Лэнгтри и других в начале 20 века
.В 1902 году Терри сыграла Мистрис Пейдж в Веселых женах Виндзора, с Гербертом Бирбом Три в роли Фальстафа и Мэдж Кендал в роли миссис Форд. В 1890-х Терри завязал дружбу и вёл знаменитую переписку с Джорджем Бернардом Шоу, который хотел начать с ней театральное предприятие. В 1903 году Терри сформировала новую театральную труппу, взяв на себя управление Императорским театром вместе со своим сыном, после того как ее деловой партнер Ирвинг закончил свое пребывание в лицее в 1902 году. Здесь она имела полный художественный контроль и могла выбирать работы, в которых она появится, как это сделал Ирвинг в лицее. Новое предприятие сосредоточилось на пьесах Шоу и Хенрика Ибсена, в том числе на пьесе последнего Викинги в 1903 году, с Терри в роли воинственного Хиордиса, что для нее неверно. Театральное управление оказалось финансовым провалом для Терри, которая надеялась, что это предприятие продемонстрирует декорации и режиссерские таланты ее сына, а также эскизы костюмов ее дочери. Затем она совершила поездку по Англии, приняв участие в Ноттингеме, Ливерпуле и Вулверхэмптоне, и в 1905 году исполнила главную роль в J. «Алиса, сидящая у огня» М. Барри в Театре герцога Йоркского. Ирвинг умер в 1905 году, и обезумевший Терри ненадолго покинул сцену.
Она вернулась в театр в апреле 1906 года, сыграв леди Сесили Уэйнефлет, получившую признание в пьесе Шоу «Обращение капитана Брассбаунда в Королевском театре». и успешно гастролировал в этой роли по Великобритании и Америке. 12 июня 1906 года ее золотой юбилей был отмечен звездным гала-представлением в театре Друри-Лейн для Терри, на котором Энрико Карузо спел, W. С. Гилберт поставил постановку Испытание присяжных, Элеонора Дузе, миссис Патрик Кэмпбелл, Лилли Лэнгтри, Герберт Бирбом Три, Нелли Мельба и более 20 членов семьи Терри исполнили акцию «Много шума из ничего» с ней среди других спектаклей. Пособие собрало для Терри 6000 фунтов стерлингов. Затем она появилась в Театре Его Величества в роли Гермионы в постановке Дерева Зимняя сказка. В 1907 году она гастролировала по Америке в «Обращении капитана Брассбаунда» под руководством Чарльза Фромана. Во время этого турне 22 марта 1907 года она вышла замуж за своего коллегу по фильму, американца Джеймса Кэрью, который выступал с ней в Корт-Театре. Он был на 30 лет моложе ее, и пара рассталась через два года, хотя они так и не развелись. Ее актерская карьера продолжалась уверенно.
В 1908 году она вернулась к Его Величеству, играя тетю Имоджин в сказке У. Грэма Робертсона «Пинки и феи». Она сыграла Нэнси Олдфилд в Театрализованном представлении великих женщин, написанном в 1909 году Сисели Гамильтон и поставленном дочерью Терри Эдит Крейг. В 1910 году она с большим успехом гастролировала по провинции, а затем и по США, выступая, читая декламации и читая лекции о героинях Шекспира. Вернувшись в Англию, она сыграла такие роли, как Нелл Гвинн в «Первой актрисе» (1911) Кристофера Сент-Джона (псевдоним Кристабель Маршалл), одной из первых постановок основанного театральным обществом Pioneer Players. в 1911 году Крейгом, президентом которого занимала Эллен Терри. Также в 1911 году она записала сцены из пяти ролей Шекспира для Victor Talking Machine Company, которые являются единственными известными записями ее голоса. С 1914 по 1915 год Терри совершил поездку по Австралазии, США и Великобритании, снова читая лекции о героинях Шекспира. Находясь в США, ей сделали операцию по удалению катаракты обоих глаз, но операция была успешной лишь частично. В 1916 году она сыграла Дарлинг в фильме Барри The Admirable Crichton (1916). Во время Первой мировой войны она выступала во многих военных пособиях.
В 1916 году она появилась в своем первом фильме в роли Джулии Лавлейс в фильмах Ее величайшее исполнение и продолжал выступать в Лондоне и гастролировал, а также снял еще несколько фильмов до 1922 года, в том числе Победа и мир (1918), Столпы общества (1920), Поттерская глина (1922) и Богемская девушка (1922) в роли няни Буды, с Айвором Новелло и Глэдис Купер. В это время она продолжала читать лекции о Шекспире в Англии и Северной Америке. Она также давала сцены из пьес Шекспира в мюзик-холлах под руководством Освальда Столля. Ее последней полностью поставленной ролью была медсестра в Ромео и Джульетте в Лирическом театре на Шафтсбери-авеню в 1919 году.
В 1920 году она ушел со сцены и в 1922 году из кино. Она также вернулась, чтобы сыграть Сьюзан Уилдершем в сказочной пьесе Уолтера де ла Мара «Перекрестки» в ноябре 1925 года в Lyric Hammersmith.
. В 1922 году Университет Сент-Эндрюс присвоила Терри почетную степень доктора права, и в 1925 году она была назначена Дамой Большого Креста Ордена Британской Империи, всего лишь второй актрисой после Женевьев Уорд, созданной в даме за профессиональные достижения. В последние годы жизни она постепенно теряла зрение и страдала старостью. Стивен Кольридж анонимно опубликовал аннотированный том своей переписки с Терри, Сердце Эллен Терри, в 1928 году.
Прах Терри в соборе Святого Павла в Ковент-Гардене21 июля 1928 года Терри умерла от кровоизлияния в мозг в своем доме в Smallhythe Place, около Тентерден, Кент, в возрасте 81 года. Ее сын Эдвард позже вспоминал: " Мама выглядела на 30 лет... молодая красивая женщина лежала на кровати, как Джульетта на ее носилках ". Маргарет Винзер создала посмертную маску. Терри был кремирован в крематории Голдерс-Грин, Миддлсекс. Ее прах хранится в серебряной чаше с правой стороны алтаря церкви актеров Святого Павла, Ковент-Гарден, Лондон, где сэр Джон Мартин-Харви.
Здание Эллен Терри, Университет КовентриПосле ее смерти Мемориальный музей Эллен Терри был основан Эдит Крейг в память о ее матери. в Smallhythe Place, доме начала 16-го века, который она купила на рубеже 20-го века. В 1939 году музей перешел в ведение Национального фонда.
Дочь Терри Эдит Крейг стала театральным режиссером, продюсером, художником по костюмам и одним из первых пионеров женское избирательное право движение в Англии. Сын Терри, Эдвард Гордон Крейг, стал актером, дизайнером декораций и эффектов, иллюстратором и режиссером; он также основал Школу театрального искусства Гордона Крейга в Флоренции, Италия, в 1913 году. Актер Джон Гилгуд был ее внучатым племянником. Иллюстратор Хелен Крейг - правнучка Терри.
Архив памятных вещей Эллен Терри находится в Университете Ковентри, где также есть Здание Эллен Терри, бывший кинотеатр Одеон в Джорданс Уэлл.
сын Терри, Эдвард Гордон Крейг
Самокарикатура 1868 года с подписью «Эллен Терри (Уоттс) ".
Рисунок Сарджента для программы Терри золотой юбилей, 1906
С домашними животными Фасси и Драмми в 1880-е годы
Портретная фотография Эллен Терри, 1915
В ее сад с внучкой Нелли Гордон, гр. 1918.
Эллен Терри в роли Маргарет в «Фаусте», лицейский театр, декабрь 1885 г.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Эллен Терри. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Эллен Терри |