Мэдж Кендал

редактировать

Кендал - Валентин Кэмерон Принсеп в роли леди Джованны в « Соколе» Теннисона, 1879 г.

Дама Мэдж Кендал, DBE (урожденная Маргарет Шафто Робертсон ; 15 марта 1848 - 14 сентября 1935) была английской актрисой викторианской и эдвардианской эпох, наиболее известной по ролям в Шекспире и английских комедиях. Вместе со своим мужем Кендалом ( урожденным Уильямом Хантером Гримстоном) она стала важным театральным менеджером.

Мэдж Кендал происходила из театральной семьи. Она родилась в Гримсби в Линкольншире, где ее отец руководил сетью театров. Она начала сниматься в детстве и дебютировала в Лондоне в возрасте четырех лет. Будучи подростком, она появилась с Эллен и Кейт Терри в ванной, и играл Шекспира «s Офелия и Дездемона в Вест - Энде. Под руководством Дж. Б. Бакстона она присоединилась к труппе театра Хеймаркет в Лондоне в 1869 году, когда ей был 21 год. В компании она познакомилась и вышла замуж за актера У. Х. Кендала. После свадьбы в августе 1869 года эти двое взяли за правило появляться в одних и тех же постановках и стали известны публике как «Кендалы». Вместе они появлялись в новых пьесах таких драматургов, как В.С. Гилберт и Артур Пинеро, а иногда и в классических произведениях Шекспира, Шеридана и других.

После серии в целом успешных выступлений в Лондоне и гастролей по Британии Кендалы вместе с актером Джоном Хэром руководили театром Сент-Джеймс между 1879 и 1888 годами, изменив состояние своего театра, ранее известного своими финансовыми неудачами. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Кендалы проводили большую часть своего времени в США, совершая поездку по более чем 40 городам и зарабатывая немалые деньги. Вернувшись к актерскому мастерству в Великобритании более чем на десять лет, они ушли в 1908 году из своей долгой карьеры на сцене.

Мэдж Кендал обычно считалась более хорошей актрисой, чем ее муж, и была особенно известна своими играми в комиксах. Критические мнения о ее играх в серьезных ролях разделились; одни критики сочли ее натуралистическое поведение чувствительным, в то время как другие сочли это холодным. Кендалы были частью движения за то, чтобы британский театр стал более респектабельным, и она стала известна как «матрона английского театра». Она активно занималась благотворительностью, но позже в жизни отошла от своих четырех выживших детей. Кендал пережила своего мужа и умерла на пенсии в своем доме в Чорливуде, Хартфордшир, в возрасте 87 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1,2 звезда Вест-Энда
    • 1.3 Театр Сент-Джеймс: 1879–1888 гг.
    • 1.4 Американские туры
    • 1.5 Спустя годы
  • 2 В художественной литературе
  • 3 Репутация
  • 4 Примечания, ссылки и источники
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Ссылки
    • 4.3 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Ранние годы

Мэдж Робертсон, позже Кендал, родилась в Гримсби в Линкольншире, младшая из 22 детей Уильяма Шафто Робертсона и его жены Маргаретты Элизабетты, урожденной Маринус. Ее отец был из театральной семьи. Он выступал в восьми театрах, принадлежащих его семье, в городах Линкольншира и его окрестностей, а позже стал его менеджером. Ее мать была из голландской семьи: ее отец преподавал языки в Лондоне, и она говорила по-английски без намека на иностранный акцент. В 17 лет она присоединилась к труппе Робертсонов, познакомившись с Уильямом, за которого вышла замуж в 1828 году. Ее старшим братом был Т.В. Робертсон, драматург, который возглавил движение к натуралистической игре и дизайну в театре. Ее старшие сестры Фанни (1830–1903) и Джорджина (1840–1913) стали актрисами. Другой брат, Эдвард Шафто Робертсон (1844–1871), стал актером. Кендал посещала музыкальную академию и позже записала в своих мемуарах, что отец постоянно обучал ее литературе.

Постепенно театры Линкольншира стали финансово нежизнеспособными, и Робертсоны переехали в Лондон в начале 1850-х годов, где Уильям стал совместным менеджером театра Мэрилебон. Там в 1854 году пятилетний Кендал сыграл роль юной Мари в драме «Борьба за золото»; или «Сирота замерзшего моря » Эдварда Стирлинга под руководством ее отца. Вскоре последовали и другие детские роли: Джинни, слепая девочка, в «Семи бедных путешественниках» (сценическая адаптация рассказа Чарльза Диккенса ), роли в пантомиме « Синица-тату-носок» и старой мелодраме «Незнакомец » Августа фон Коцебу.

Семья переехала в Бристоль в 1855 году, где Кендал сыграла Еву в театрализованном « Хижине дяди Тома», в котором у нее было четыре песни. Ее пение было очень хвалили, и оперная карьера казалась возможной, но она заболела дифтерией, и ее голос пострадал после удаления миндалин. Тем не менее, она сыграла певческую роль в «Сне в летнюю ночь» в Театре Бани в 1863 году с сестрами Эллен и Кейт Терри в роли Титании и Оберона соответственно. Семьдесят лет спустя Кендал вспоминал постановку: «Даже сегодня я вспоминаю исполнение Эллен Терри« Титании »как очаровательную мечту. Как девочки, мы были друг для друга« Нелли »и« Мэдж », а« Нелли »и« Мэдж »остались до нее. смерть".

Все это десятилетие Робертсоны стабильно играли в провинциальных театрах. После Бристоля и Бата в карьере Кендал был фальстарт, когда она сыграла ведущие роли в Вест-Энде. В июле 1865 года она открыла в Сенном театре, играя Офелию к Гамлету с Уолтером Монтгомери. Ее выступление привлекло положительные отзывы. The Era писала:

Мисс Мэдж Робертсон… молодая фигура, но тщательно отработанная в своем искусстве, и у нее яркое, умное лицо, которое, кажется, способно выражать всевозможные эмоции. Безумная сцена в четвертом акте была исполнена с большим вкусом, пафосом и проницательностью, и дебютантке досталась заметная доля почестей вечера.

В том же Сенном сезоне она сыграла Бланш в Монтгомери король Джон и Дездемона к Отелло из Ira Aldridge. Но, несмотря на хорошие кассовые сборы, Монтгомери не была звездой высшего ранга, и сезон не стал прорывом в карьере ведущей леди. Вернувшись в провинциальные театры, Кендал и ее отец последовали за Монтгомери в Королевский театр в Ноттингеме, где Монтгомери был назначен директором, и на инаугурации в сентябре она произнесла пролог в « Школе скандала» Шеридана. Позже в том же году она появилась там в роли Нериссы, с Мэри Фрэнсис Скотт-Сиддонс в роли Порции и Монтгомери в роли Шейлока в Венецианском купце.

В следующем году Кендал воссоединилась с матерью в Халле. Там она сыграла леди Макбет с Сэмюэлем Фелпсом. В пьесе « Общество» ее брата Т.В. Робертсона Кендал играла Мод Хетерингтон, а ее мать - леди Птармигант. После Халла Кендал отправилась с отцом в Ливерпуль, где снялась в Шекспире, Шеридане и современных пьесах.

Звезда Вест-Энда

В апреле 1867 года Робертсоны вернулись в Лондон, где Кендал появился на Друри-Лейн, сыграв Эдит Фэйрлам в «Великом городе», а затем на Хеймаркет в компании Э.А. Сотерна, появившись с ним в « Нашем американском кузене, Брате Сэме, Дэвиде Гаррике и». Герой романа и там играет главные роли в двух других постановках. На открытии John Холлингсхед «s Веселость театра в декабре 1868 года она играла Флоренс на картах, комедия заимствована из французского; она также появилась там в роли леди Клары Вере де Вере в « Сновидениях» в 1869 году, прежде чем вернуться в компанию Haymarket, в этот момент в турне под руководством Дж. Б. Бакстоуна. Она играла Виолу, Розалинду, леди Тизл, Кейт Хардкасл и Лидию Лэнгиш.

Кендалы в главных ролях комедии У.  С.  Гилберта « Пигмалион и Галатея».

Когда компания Haymarket вернулась в Лондон, Кендал остался с ней; одним из участников был Уильям Хантер Гримстон, который выступал под сценическим псевдонимом WH Kendal. Они поженились 7 августа 1869 года. Она приняла его сценическую фамилию, и после свадьбы они почти всегда появлялись в одних и тех же постановках. Они оставались на Хеймаркете до конца 1874 года, в течение которого она сыграла четыре упомянутые выше роли и семнадцать других главных ролей. Среди новых пьес, в которых она сыграла, была серия «сказочных комедий» В.С. Гилберта : «Дворец истины» (1870 г., в роли принцессы Цеолиде), « Пигмалион и Галатея» (1871 г., в роли Галатеи) и «Злой мир» (1873 г., в роли Галатеи). Селена); в драме Гилберта « Милосердие» (1874) она сыграла миссис Ван Бруг.

Компания Haymarket распалась в конце 1874 года, а затем Кендалы организовали собственное турне, которое началось в Бирмингеме в ноябре. Шесть вечеров подряд они появлялись там в фильмах «Ромео и Джульетта», «Лионская леди», «Горбун», « Как вам это понравится», « Ист Линн», «Воля дяди» и « Сорняки». Вернувшись в Лондон в начале 1875 года, они сыграли Кейт Хардкасл и Янга Марлоу в « Она наклоняется, чтобы побеждать» в Opera Comique, а затем отправились в «Веселость» в « Как тебе это понравится» ; рецензент в «Атенеуме» писал: «Одна сторона характера Розалинды показана миссис Кендал с поразительной ясностью и остротой. Так подходят ее стилю шутливые речи, которые Шекспир вложил в уста Розалинды, что они почти могли быть написаны. для нее ", хотя тот же критик упустил из виду" лежащую в основе нежность, которую способны передать более эмоциональные художники ".

В Kendals присоединился актер Джон Харе в театре суда в марте 1875 года, открытие в новой комедии, леди Флора. У Зайца была комическая роль, а Кендалы сыграли романтические главные роли, Флору и Гарри Армистейдж. Затем она сыграла миссис Фицрой в « Девяти днях чудес» Гамильтонского помощника, а затем леди Хильду в сказочной комедии Гилберта « Разбитые сердца». Она сыграла Сьюзан Хартли (роль, которую она повторила в нескольких более поздних возрождениях) в адаптации Пэлгрейва Симпсона французской комедии под названием «Клочок бумаги». В сентябре 1876 года Кендалы переехали в Театр принца Уэльского под управлением Бэнкрофтов. Там Кендал сыграла леди Ормонд в « Опасности», французской комедии с тщательно англицизмом. Впоследствии она сыграла Клару Дуглас в « Деньгах», «Леди Гей Спанкер» в « Лондонской гарантии» и Дору в « Дипломатии Сарду», последняя из которых играла в течение двенадцати месяцев в Лондоне и в турне. Кендалы вернулись ко двору, где они восстановили «Клочок бумаги» в январе 1879 года. В феврале, в адаптации французского романа ее брата Т.В. Робертсона « Дамский бой», Кендалы сыграли графиню д'Отреваль и ее жениха Гюстава; в апреле она сыграла Кейт Гревиль в экранизации старинной французской комедии Жана-Франсуа Баяра «Королевский шиллинг».

Театр Сент-Джеймс: 1879–1888 гг.

Кендалы в фильме Бернетта « Молодые люди в Сент-Джеймс», 1883 г.

С момента своего основания в 1835 году « Сент-Джеймс», расположенный в немодной части Вест-Энда, приобрел репутацию неудачного театра, и было потеряно больше денег, чем заработано последующими администрациями. По приглашению лорда Ньюри, владельца театра, Кендалы и Джон Хэйр совместно взяли на себя управление домом в 1879 году. Впервые репутация театра была поставлена ​​под сомнение. Новые арендаторы стремились как развлечь, так и улучшить вкусы публики, и, по мнению историка театра Дж. П. Уэринга, они достигли своей цели. Под их руководством Сент-Джеймс поставил двадцать одну пьесу: семь - новые британские пьесы, восемь - адаптации французских пьес, а остальные - возрождения. Их первая постановка 4 октября 1879 года была возрождением королевского шиллинга. Вслед за этим в декабре Теннисона «s Сокол, основанный на Декамерона, в котором Kendals добилась значительных успехов как Леди Giovanna и граф.

Wearing считает «Денежный прядильщик» (1881) особенно важным для этого периода истории театра, поскольку он является первой из нескольких пьес А. В. Пинеро, поставленных там Зайцем и Кендалсами. Это было сочтено смелым нетрадиционным и рискованным предприятием, но оно прижилось у публики. Другие пьесы Пинеро, поставленные менеджментом Hare-Kendal в Сент-Джеймс, были «Сквайр» (1881 г.), «Железный мастер» (1884 г.), « Мэйфэр» (1885 г.) и «Конь-хобби» (1886 г.). Комедия BC Стивенсона « Импульс» (1883) имела значительный успех и была возрождена общественным спросом через два месяца после окончания ее первого показа. Прием редкой экскурсии к Шекспиру « Как вам это понравится» (1885) был неоднозначным. «Пробный камень Зайца» некоторые считали худшим из когда-либо виденных, и «Орландо» Кендала умеренно хвалили, в то время как «Розалинда» Кендала, которая всегда была одной из ее самых любимых ролей, снова получила высокую оценку. Среди актрис тех лет были Фанни Бро, Хелен Мод Холт и юная Мэй Уитти ; среди их коллег-мужчин были Джордж Александр, Аллан Эйнесворт, Альберт Шевалье, Генри Кембл, Уильям Террис, Брэндон Томас и Льюис Уоллер.

Кендалы, особенно WH, стали ассоциироваться в общественном сознании с трансформацией театральной профессии из дурной репутации в респектабельную. Актер-менеджер Герберт Три сказал: «Когда я смотрю на Кендала, я понимаю, что актерство - профессия джентльмена». Кендалы навязали членам своей компании высокий моральный кодекс как на сцене, так и за кулисами. Другой комментатор написал: «Миссис Кендал, одна из лучших артисток своего пола на лондонской сцене, в частной жизни является воплощением всех домашних добродетелей и достоинств». Ее окрестили «матроной английского театра». Также в годы Сент-Джеймс она узнала о случае с Джозефом Мерриком, которого называли Человеком-слоном. Хотя она, вероятно, никогда не встречалась с ним лично, она помогла собрать средства и сочувствовать ему. В феврале 1887 года Кендалы дали командное представление пьесы Гилберта « Возлюбленные для королевы Виктории» в Осборн-хаусе, став первым подобным развлечением в королевской резиденции после смерти принца Альберта более чем двадцатью годами ранее.

Американские туры

Кендалы в опере Пинеро " Железный мастер" в роли Филиппа Дербле и Клэр де Бопре

После прощального сезона возрождения своих величайших успехов партнерство Сент-Джеймс и Хэйр подошло к концу в 1889 году. Кендалы отправились в короткое провинциальное турне, а позже в том же году они отправились в свое первое выступление в Америке, дебютировав на Театр на Пятой авеню в Нью-Йорке с клочком бумаги в октябре 1889 года. The New York Dramatic Mirror сообщила:

Все присутствовали на американском дебюте мистера и миссис Кендал… то есть всех, кто мог занять места или стоя. … Сообщения о комедийном мастерстве миссис Кендал не были преувеличены. Ее искусство прекрасно, как старое кружево, и тем не менее оно основано на темпераменте, столь искренне сочувствующем, столь гибком и переходном, что в ее действиях нет ни малейшего признака усилий или прямого проявления метода.

В том же театре Кендалы также представили «Железного мастера», получив столь же одобрение публики и критиков. После краткого возвращения в Лондон они отправились во второй, более обширный тур по Америке с большим репертуаром. С октября 1891 года по май 1892 года они совершили то, что они назвали своим третьим и последним американским туром, выступив в общей сложности в тридцати пяти городах. Они снова появились на лондонской сцене в Театре Авеню с января 1893 года в репертуаре из четырех пьес, а затем совершили поездку по английским провинциям, добавив к своему репертуару «Вторая миссис Танкерей», премьера которой недавно состоялась в Лондоне с миссис Патрик Кэмпбелл в главной роли. Критик Уильям Арчер сравнил двух актрис в главной роли:

А как насчет того, чтобы миссис Кендал прочитала роль Паулы? Это работа опытной комедийной актрисы, которая владеет всеми возможностями своего искусства. Сравнения одиозны, и я не предлагаю сравнивать миссис Кендал с миссис Патрик Кэмпбелл, за исключением одного момента. Она, безусловно, вкладывает больше чувств в более поздние действия, и в целом (я бы сказал) она делает правильно.

Затем Кендалы привезли пьесу в США, где самозваные защитники морали осудили ее, и зрители стекались, чтобы ее посмотреть. Во время пятого и последнего турне Кендалов по США с сентября 1894 по май 1895 года они посетили более сорока городов, представив «Вторую миссис Танкрей», « Леди Кланкарти», « Тихие воды бегут глубоко», «Клочок бумаги, все для нее» и « Все для нее». Ironmaster.

Спустя годы

Спектакль «Веселые жены Виндзора», поставленный Гербертом Три в 1902 году, с Деревом в роли Фальстафа, Эллен Терри (слева) в роли госпожи Пейдж и Кендал в роли госпожи Форд

По возвращении Кендалов в Вест-Энд критики и публика с энтузиазмом встретили их. В июне 1896 года Бернард Шоу писал:

Миссис Кендал действительно следует быть более осторожной, чем она была в «Гаррике» в среду вечером. Когда вы кормите голодного потерпевшего, вы не даете ему сразу полноценную еду: вы постепенно приучаете его к пище, давая ему небольшие дозы супа. Миссис Кендал, забывая, что лондонские театралы годами голодали в вопросе актерского мастерства, опрометчиво дала им за первые десять минут больше, чем они получили за последние пять лет, в результате чего бедняги впали в истерику и выплеснули наружу. аплодисменты в рыданиях и воплях.

Шоу посчитал, что «ее исполнение, индивидуальность и очарование стиля, ее остроумно остроумное представление о своих эффектах, ее мастерство в искусстве и самой себе [делают] ее по-прежнему лучшим среди английских актрис в высокой комедии». Биограф Ричард Фоулкс пишет, что превосходство, о котором писал Шоу, подверглось испытанию, когда Три пригласил Кендал и Эллен Терри вместе сыграть в «Веселых женах Виндзора» в роли госпожи Форд и госпожи Пейдж соответственно в Театре Его Величества в 1902 году. был первым разом, когда Кендал снялась в постановке без Кендала после их свадьбы, и Фоулкс предполагает, что ее «необычный энтузиазм и очевидная непосредственность» могли быть связаны с этим фактом. Кендалы продолжали появляться в популярных пьесах без перерыва до 1908 года, когда они оба вышли на пенсию, хотя она ненадолго вышла из отставки, чтобы повторить свою госпожу Форд на гала-концерте коронации 1911 года в Его Величестве. В 1924 году она провела свою первую радиопередачу напротив Виолы Три в « Бабушкиной Джульетте», а позже сыграла главную роль своей предшественницы, Сары Сиддонс, в комедии «Урок миссис Сиддонс» вместе с другими потомками миссис Сиддонс. в радиопередаче 28 ноября 1931 года по случаю столетия со дня смерти Сиддонс в тот день, когда Три взяла на себя ее роль.

У Кендалов было по крайней мере шестеро детей. Двое умерли молодыми, и Кендалы расстались с четырьмя другими. Джон Гилгуд считает, что вина лежит на родителях, и сообщает, что Кендал упрекала себя незадолго до своей смерти. Кендал умер в 1917 году: его вдова объяснила его смерть разбитым сердцем, вызванным скандалом, связанным с разводом их дочери Маргарет. Выйдя на пенсию, Кендал стал активным участником многих театральных благотворительных обществ, став президентом дома престарелых для актеров, Денвилл-холл. В 1926 году она была назначена кавалером ордена Британской империи (DBE). В декабре 1927 года она вручила первую награду Кендала в Королевской академии драматических искусств актрисе Джойс Бланд. Кендал была награждена свободой своего родного города Гримсби в 1932 году, став первой женщиной, удостоенной этой чести.

Кендал умерла в своем доме в Чорливуде, Хартфордшир, в 1935 году в возрасте 87 лет после продолжительной болезни. Она была похоронена на кладбище Сент-Мэрилебон в Ист-Финчли.

В фантастике

Кендал - персонаж пьесы 1979 года «Человек-слон» и не имеющего отношения к делу одноименного фильма 1980 года, основанных на жизни Джозефа Меррика. В фильме ее сыграла Энн Бэнкрофт, которую Гилгуд считал красивой, но совершенно не подходящей для этой роли: «Миссис Кендал будет делать сальто в могиле».

Репутация

Гилгуд писал, что многие люди, включая Джеймса Агата, ведущего критика того времени, «считали Мэдж Кендал лучшей актрисой в Англии, любовницей комедии и домашней драмы, даже превосходящей Эллен Терри». (Гилгуд, родившаяся в 1904 году, была менее уверена в своем превосходстве как шекспировская актриса.) Агат оценил ее выше Эдит Эванс и Мари Темпест и в той же лиге, что и Эллен Терри, миссис Патрик Кэмпбелл и Сибил Торндайк. Манчестер Гардиан «s некролог возглавили„Dame Мэдж Кендал: Самый Завершенный актриса своего поколения“, но нелестное упоминание в The Times » ы некролог вызвал протесты. Анонимный писатель прокомментировал:

Очень неистричная холодность темперамента и поверхностность мыслей были барьерами между ее игрой и любой формой величия; и ее редкие приключения в более требовательных пьесах современной драмы ( «Вторая миссис Танкрей» была одной из них) оставили зрителей равнодушными.

Это вызвало немедленную реакцию; коллега Ф. Форбс-Робертсон писал:

Мэдж Кендал, несомненно, была нашим величайшим комиком; она первая интерпретировала свое искусство в современном духе - первая была нетеатричной, несентиментальной - достижения, охарактеризованные вашим критиком как «холодность темперамента и поверхностность мысли». Несомненно, это вопиющее неизбирательное обобщение тонкой, чувственной игры этого великого комика. То, что она провалилась во второсортной невротической драме «Вторая миссис Танкрей», объясняется ее непригодностью для преувеличенных спектаклей.

Сент-Джон Эрвин писал: «Мэдж Кендал была опытной, но не великой актрисой», но «великой комедийной актрисой». Он похвалил ее «воодушевление… необычайную жизнерадостность и веселость». Эрвин считала, что решимость мужа быть респектабельной мешает ее творческому развитию. В 1986 году в исследовании великих театральных актеров Шеридан Морли написал: «Мэдж Кендал была величайшей комедийной актрисой своего поколения»; он процитировал современницу Кендала: «Я бросаю вызов любой другой актрисе, живой или мертвой, чтобы высмеять некоторые из убогих реплик, которыми миссис Кендал просто потрясла дом».

Примечания, ссылки и источники

Примечания

использованная литература

Источники

  • Кроолл, Джонатан (2008). Сибил Торндайк. Лондон: Haus. ISBN   978-1-905791-92-7.
  • Дункан, Барри (1964). Театр Сент-Джеймс, его странная и полная история, 1835–1857. Лондон: Барри и Роклифф. OCLC   979694996.
  • Гилгуд, Джон (1979). Актер и его время. Лондон: Сиджвик и Джексон. ISBN   978-0-283-98573-7.
  • Гилгуд, Джон (2000). Гилгуд на Гилгуде. Лондон: Ходдер и Стоутон. ISBN   978-0-340-79502-6.
  • Кендал, Мэдж (1933). Рудольф Де Кордова (ред.). Дама Мэдж Кендал сама по себе. Лондон: Джон Мюррей. OCLC   2325826.
  • Морли, Шеридан (1986). Звезды большой сцены. Лондон: Ангус и Робертсон. ISBN   978-0-8160-1401-9.
  • Паркер, Джон (редактор) (1922). Кто есть кто в театре (изд. Четвертое). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC   473894893. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Пембертон, Т. Эдгар (1900). Кендалы: Биография. Лондон: Пирсон. OCLC   684413482.
  • Шоу, Бернард (1928). Драматические мнения и очерки. Нью-Йорк: Брентано. OCLC   786136429.
  • Стедман, Джейн (1996). В. С. Гилберт, классический викторианский и его театр. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-816174-5.
  • Райт, Нил Р. (2016). Ступая по доскам: Актеры и театры в Джорджиан Линкольншир. Линкольн: Общество истории и археологии Линкольншира. ISBN   978-0-90-358255-1.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-12-31 12:41:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте