Discovery взлетает в начале STS- 120. | |
Функция | Запуск с экипажем на орбиту и возвращение в атмосферу |
---|---|
Производитель |
|
Страна происхождения | США |
Проект Стоимость | 211 млрд долларов США (2012 г.) |
Стоимость запуска | От 576 млн долларов США (2012 г.) до 1,64 млрд долларов США (2012 г.) |
Размер | |
Высота | 56,1 м (184 фута 1 дюйм) |
Диаметр | 8,7 м (28 футов 7 дюймов) |
Масса | 2 030 000 кг (4 470 000 фунтов) |
Ступени | 1,5 |
Вместимость | |
Полезная нагрузка на низкую околоземную орбиту (LEO) (204 км или 127 миль) | |
Масса | 27 500 кг (60 600 фунтов) |
Полезная нагрузка на Международную космическую станцию (МКС) (407 км или 253 мили) | |
Масса | 16 050 тыс. г (35 380 фунтов) |
Полезная нагрузка на полярную орбиту | |
Масса | 12700 кг (28000 фунтов) |
Полезная нагрузка на геостационарную переходную орбиту (GTO) | |
Масса | 10890 кг (24010 фунтов) с инерциальной верхней ступенью |
полезной нагрузкой на геостационарной орбите (GEO) | |
Масса | 2270 кг (5000 фунтов) с инерционной верхней ступенью Этап |
Возвращение полезной нагрузки на Землю | |
Масса | 14 400 кг (31 700 фунтов) |
История запусков | |
Состояние | Списано |
Площадки запуска |
|
Всего запущено | 135 |
Успех (а) | 133 |
Отказ (-ы) | 2. |
первый полет | 12 апреля 1981 года |
Последний полет | 21 июля 2011 года |
Известная полезная нагрузка | |
Бустеры - Твердотопливные ракетные ускорители | |
Двигатели | 2 твердотопливные ракетные ракетные двигатели |
Тяга | 12 500 кН (2 800 000 фунтов силы) каждый, отрыв от уровня моря |
Удельный импульс | 242 секунды (2,37 км / с) |
Время горения | 124 с |
Топливо | Твердый (перхлорат аммония композитное топливо ) |
Первая ступень - Орбитер + внешний бак | |
Двигатели | 3 RS-25 двигатели, расположенные на Орбитере |
Тяга | 5250 кН (1,180,000 фунт-сила) всего, отрыв от уровня моря |
Удельный импульс | 455 секунд (4,46 км / с) |
Время горения | 480 с |
Топливо | LH2 / LOX |
Бустеры | |
Нет. ускорители | 2 |
Космический шаттл был частично многоразовым системой низкоорбитальных космических аппаратов, эксплуатировавшихся с 1981 по 2011 год на Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) в рамках программы Space Shuttle. Его официальное название программы было Космическая транспортная система (STS), взятое из плана 1969 года для системы многоразовых космических кораблей, где это был единственный элемент, финансируемый для разработки. Первый из четырех испытательных орбитальных полетов произошел в 1981 году, после чего в 1982 году были начаты эксплуатационные полеты. В период с 1981 по 2011 годы было построено пять полных орбитальных аппаратов Space Shuttle, которые совершили в общей сложности 135 миссий, запущенных из Космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. В оперативных задачах были запущены многочисленные спутники , межпланетные зонды и космический телескоп Хаббла (HST); проводил научные эксперименты на орбите; и участвовал в строительстве и обслуживании Международной космической станции (МКС). Общее время полета флота космических шаттлов составило 1322 дня, 19 часов, 21 минуту и 23 секунды.
Компоненты космического шаттла включают орбитальный аппарат (OV) с тремя сгруппированными Rocketdyne Главные двигатели РС-25, пара восстанавливаемых твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) и одноразовый внешний бак (ET), предостав жидкость. водород и жидкий кислород. Space Shuttle был запущен вертикально, как обычная ракета, с двумя SRB, работающими тремя главными двигателями орбитального корабля, которые питались от ET. SRB были сброшены до того, как аппарат достиг орбиты, а ET был сброшен незадолго до вывода на орбиту, который использовал два двигателя орбитальной системы орбитального маневрирования (OMS). По завершении миссии орбитальный аппарат запустил свою СУО для снятия с орбиты и повторного входа в атмосферу. Орбитальный аппарат был защищен во время входа в систему его системой термозащиты плитками, и он планировал как космический самолет на посадку на взлетно-посадочную полосу, обычно на посадку шаттла . Объект в KSC, Флорида, или Rogers Dry Lake на на базе ВВС Эдвардс, Калифорния. Если происходила посадка в Эдвардсе, орбитальный аппарат вернулся в KSC на Shuttle Carrier Aircraft, специально модифицированном Boeing 747.
Первый орбитальный аппарат Enterprise, был построен в 1976 году и использовался в заходах на посадку и посадочных испытаниях, однако не имел возможности орбиты. Первоначально было построено четыре полностью действующих орбитальных корабля: Колумбия, Челленджер, Дискавери и Атлантида. Два из них были потеряны в результате несчастных случаев: Челленджер в 1986 г. и Колумбия в 2003 г., в общей сложности погибло четырнадцать астронавтов. Пятый действующий (и шестой в целом) орбитальный аппарат, Endeavour, был построен в 1991 году для замены Challenger. Шаттл был выведен из эксплуатации после завершения последнего полета Атлантиды 21 июля 2011 года. США на российский космический корабль Союз для перевозки астронавтов на МКС от последнего полета шаттла до первого <30.>Коммерческая команда разработки запускается 30 мая 2020 г.
В 1950-х годах ВВС США предложили использовать многоразовый пилотируемый планер для выполнения военных операций, таких как разведка, спутниковая атака и применение оружия класса "воздух-земля". В конце 1950-х годов ВВС начали редактировать частично многоразового X-20 Dyna-Soar. Военно-воздушные силы сотрудничали с НАСА над Dyna-Soar и начали обучение шести пилотов в июне 1961 года. Рост затрат на таблицы и приоритетность Проект Близнецы приводят к отмене программы Дайна-Сар в декабре. 1963. В дополнение к Dyna-Soar в 1957 году ВВС провели исследование, чтобы проверить возможность многоразового использования ускорителей. Это стало использованием для аэрокосмического самолета, космического многоразового использования, который так и не был разработан после начальной стадии проектирования в 1962–1963 гг.
С начала 1950-х годов НАСА и ВВС начали сотрудничать при разработке подъемных кузовов для испытаний самолетов, которые в основном создавали подъемную силу от их фюзеляжей, а не крыльев, и испытания M2-F1, M2-F2, M2-F3, HL-10, X-24A и Х-24Б. В рамках программы были проверены аэродинамические характеристики, которые позже будут учтены в конструкции космического челнока, включая посадку без двигателя с большой высотой и скоростью.
В сентябре 1966 года НАСА и ВВС опубликовали совместное исследование, в котором сделан вывод о том, что для удовлетворения их соответствующих потребностей требуется новый автомобиль. наиболее экономичным решением. Глава Управления пилотируемых космических полетов НАСА Джордж Мюллер объявил о плане многоразового шаттла 10 августа 1968 года. НАСА выпустило запрос предложения (RFP) на проект интегрированной ракеты-носителя для запуска и возврата в атмосферу (ILRV), которая позже станет космическим шаттлом. Вместо того, чтобы заключить контракт на основе первоначальных предложений, НАСА объявило о поэтапном подходе к заключению контрактов и разработке космических челноков; Фаза A представляет собой запрос на исследования, выполненные конкурирующими аэрокосмическими компаниями, фаза представляет собой соревнование между двумя подрядчиками по конкретному контракту, фаза C включает проектирование деталей космического корабля, фаза D заключалась в производстве космического корабля.
В декабре 1968 года НАСА создало рабочую группу по определению оптимальной конструкции многоразового космического корабля и выдало контракты на исследования General Dynamics, Lockheed, McDonnell Дуглас и Североамериканский Роквелл. В июле 1969 года Целевая группа по космическому шаттлу выпустила отчет, в котором определено, что шаттл будет краткосрочные миссии с экипажем и космическую станцию, а также возможность запускать, обслуживать и возвращать спутники. В отчете также были созданы три класса будущего многоразового шаттла: класс I будет иметь многоразовый орбитальный аппарат, установленный на одноразовых ускорителях, класс II будет использовать несколько одноразовых ракетных двигателей и один топливный бак (полуторную) и класс III. будет иметь как многоразовый орбитальный аппарат, так и многоразовую ракету-носитель. В сентябре 1969 года космическая оперативная группа под руководством вице-президента Спиро Агнью выпустила доклад, в котором содержался призыв к разработке космического челнока для доставки людей и грузов на низкую околоземную орбиту (НОО), а также космический буксир для перелетов с орбиты на Луну и многоразовый ядерный разгонный блок для полетов в дальний космос.
После отчета рабочей группы космических шаттлов, многие аэрокосмические инженеры отдали предпочтение конструкции класса III, полностью многоразового использования, из предполагаемой экономии затрат на оборудование. Макс Фэджет, инженер НАСА, который работал над разработкой капсулы Меркурий, запатентовал конструкцию двухступенчатой полностью извлекаемой системы с орбитальным аппаратом с прямым крылом, установленным на более крупном прямолинейном двигателе. крылатый ускоритель. Лаборатория аэродинамических нагрузок ВВС утверждала, что с прямым крылом не позволяет противостоять высоким тепловым и аэродинамическим нагрузкам во время входа в атмосферу. Вдобавок ВВС требовали большей грузоподъемности, чем позволяла конструкция Фаже. В январе 1971 года руководство НАСА и ВВС решило, что многоразовый орбитальный с треугольным крылом, установленный на топливном баке одноразового использования, будет оптимальной конструкцией для космического корабля "Шаттл".
После того, как они установили потребность в многоразовом, тяжелом - Подъемные космические корабли, НАСА и ВВС определили требования к конструкции своих соответствующих служб. ВВС рассчитывали использовать космический шаттл для запуска больших спутников и требовали, чтобы он был способен поднять 29 000 кг (65 000 фунтов) на восточную низкоорбитальную орбиту или 18 000 кг (40 000 фунтов) на полярную орбиту. При проектировании спутников также требовалось, чтобы космический шаттл имел отсек для полезной нагрузки 4,6 на 18 м (15 на 60 футов). НАСА провело оценку двигателей F-1 и J-2 от ракет Сатурн и пришло к выводу, что их недостаточно для требований космического шаттла; в июле 1971 г. оно заключило контракт с Rocketdyne на начало разработки двигателя RS-25.
НАСА рассмотрело 29 проектов космического челнока и определило, что следует использовать конструкцию с двумя боковыми ускорителями, и ускорители должны быть многоразовыми для снижения затрат. НАСА и ВВС решили использовать твердотопливные ускорители из-за более низкой стоимости и простоты их ремонта для повторного использования после приземления в океан. В январе 1972 года президент Ричард Никсон одобрил шаттл, и в марте НАСА приняло решение о его окончательном дизайне. В августе того же года НАСА заключило контракт на постройку орбитального корабля с North American Rockwell, контракт на твердотопливные ракеты-носители с Morton Thiokol и контракт на внешний танк с Martin Marietta.
4 июня 1974 года Rockwell начала строительства первого орбитального корабля OV-101, который позже будет называться Enterprise. Энтерпрайз был спроектирован как испытательный автомобиль и не имел двигателей или теплозащиты. Строительство было завершено 17 сентября 1976 года, и «Энтерпрайз» Эдвардс для начала перезарядки. Роквелл сконструировал главный объект для испытаний силовой установки (MPTA) -098, который представляет собой структурную ферму, установленную на ET с тремя прикрепленными двигателями RS-25. Он был протестирован в Национальной лаборатории космических технологий (NSTL), чтобы безопасно, что двигатели могут безопасно работать через профиль запуска. Компания Rockwell провела механические и термические испытания конструкции (STA) -099, чтобы определить влияние аэродинамических и термических напряжений во время запуска и входа в атмосферу.
Начало разработки главного двигателя космического корабля РС-25. была отложена на девять месяцев, пока Pratt Whitney оспаривала контракт, который был выдан Rocketdyne. Первый двигатель был завершен в марте 1975 года после проблем с разработкой первого многоразового двигателя с дроссельной заслонкой. Во время испытаний двигателя на РС-25 произошло несколько отказов форсунок, а также поломка лопаток турбины. Несмотря на проблемы во время испытаний, НАСА заказало девять двигателей RS-25, необходимых для своих трех орбитальных аппаратов, находящихся в стадии строительства, в мае 1978 года.
НАСА столкновение со значительными задержками в разработке системы защиты космического корабля <477.>. Предыдущие космические аппараты НАСА использовали абляционные тепловые экраны, но их нельзя было использовать повторно. НАСА решило использовать керамическую плитку для термозащиты, так как шаттл может быть построен из легкого алюминия, а плитки можно было бы заменить по отдельной по мере необходимости. Строительство началось Columbia 27 марта 1975 года, и оно было доставлено в KSC 25 марта 1979 года. На момент прибытия в KSC, Колумбии оставалось 6000 из 30 000 плиток. установлен. Однако многие из плиток, которые были установлены, пришлось заменить, что потребовало двух лет установки, прежде чем Колумбия смогла взлететь.
5 января 1979 года НАСА ввело в эксплуатацию аппарат второй орбитальный. Позже в том же месяце Rockwell начал преобразовывать STA-099 в OV-099, позже названный Challenger. 29 января 1979 года НАСА заказало два дополнительных орбитальных аппарата, OV-103 и OV-104, которые получили названия Discovery и Atlantis. Строительство OV-105, позже названного Endeavour, началось в феврале 1982 года, но НАСА решило ограничить флот космических шаттлов четырьмя орбитальными аппаратами в 1983 году. После потерь Претендент НАСА возобновило работу. производство Endeavour в сентябре 1987 года.
После прибытия в Эдвардс AFB, Предприятие прошло летные испытания с самолетом-носителем Самолет-носитель челночного транспорта, Боингом 747, который был модифицирован для перевозки орбитального аппарата. В феврале 1977 года «Энтерпрайз» приступил к заходу на посадку и посадочным испытаниям и совершил полеты в неволе, где он оставался прикрепленным к самолету-перевозчику-челноку на время полета. 12 августа 1977 года «Энтерпрайз» провела свои первые испытания на планирование, в ходе которых он прошел от самолета-носителя и приземлился на отдел базыазе Эдвардс. После четырех дополнительных полетов 13 марта 1978 года «Энтерпрайз» был переведен в Центр космических полетов им. Маршалла (MSFC). Энтерпрайз прошел испытания на сотрясение в ходе испытания на сопряженную вертикальную вибрацию земли, где он был прикреплен к внешнему резервуару и твердотопливные ракетные ускорители, и подвергались вибрации для имитации стартовых напряжений. В апреле 1979 года "Энтерпрайз" перевели в КСК, где к нему прикрепили внешний бак и твердотопливные ракетные ускорители, и перевели на ЛК-39. После установки на стартовой площадке космический шаттл использовался для проверки правильности размещения оборудования стартового комплекса. Энтерпрайз вернулся в Калифорнию в августе 1979 года, а затем участвовал в разработке SLC-6 на авиабазе Ванденберг в 1984 году.
24 ноября 1980 года., Колумбия была соединена с внешним баком и твердотопливными ракетами-носителями, и 29 декабря была переведена на LC-39. Первый полет космического челнока, STS-1, будет первым, когда НАСА выполнит пилотируемый первый полет космического корабля. 12 апреля 1981 года космический шаттл впервые был запущен, и его пилотировали Джон Янг и Роберт Криппен. Во время двухдневной миссии Янг и Криппен протестировали оборудование на борту шаттла и обнаружили, что несколько керамических плиток упали с верхней стороны «Колумбии». НАСА координировало действия с ВВС США по использованию спутников для получения снимков нижней части Колумбии и определили, что повреждений нет. Колумбия снова вошла в атмосферу и приземлилась на авиабазе Эдвардс 14 апреля.
НАСА провело три дополнительных испытательных полета с Колумбией в 1981 и 1982 годах. 4 июля 1982 года STS-4, управляемый Кен Мэттингли и Генри Хартсфилд приземлились на бетонной взлетно-посадочной полосе авиабазы Эдвардс. Президент Рональд Рейган и его жена Нэнси встретили команду и произнесли речь. После STS-4 НАСА объявило о введении в действие своей космической транспортной системы (STS).
Space Shuttle был первым действующим орбитальным космическим кораблем, предназначенным для повторного использования.Каждый орбитальный аппарат Space Shuttle был рассчитан на 100 запусков или десять лет эксплуатации, хотя позже он был продлен. На момент запуска он состоял из орбитального корабля, который содержит экипаж и полезную нагрузку, внешний бака (ET) и двух твердотопливных ракетных ускорителей . (SRBs).
Ответственность за компоненты шаттла была распределена между границами полевыми центрами НАСА. KSC отвечал за запуск, посадку и разворот для экваториальных орбитов (единственный профиль орбиты, использованный в программе), ВВС США на базе ВВС Ванденберг отвечали за запуск, посадку и разворот. операции на полярных орбитах (хотя он никогда не использовался), Космический центр Джонсона (АО) служил центральным оператором для всех операций шаттла, MSFC отвечал за главные двигатели, внешний бак и твердотопливные ракеты ускорителей, Космический центр Джона К. Стенниса проводил испытания главного двигателя, а Центр космических полетов Годдарда управлял глобальной сетью слежения.
Орбитальный аппарат имел элементы конструкции и возможности и ракеты, и самолет, чтобы запустить его вертикально, а затем приземляться как планер. Его трехсекционный фюзеляж служил опорой для боевого отделения, грузового отсека, полета и двигателей. В задней части орбитального корабля находились главные двигатели космического челнока (SSME), которые обеспечивали тягу во время запуска, а также орбитальную систему маневрирования (OMS), которая позволяла орбитальному аппарату достичь, руководить и выходить на свою орбиту после выхода в космос. Его двойные треугольные крылья имели длину 18 м (60 футов) и имели стреловидность 81 ° по внутренней передней кромке и 45 ° по внешней передней кромке. Каждое крыло имело внутренний и внешний элевон для обеспечения управления полетом при входе в атмосферу, а также закрылки, расположенные между крыльями, под двигателями, для управления шагом. Вертикальный стабилизатор орбитального аппарата был отклонен назад под углом 45 ° и содержал руль направления, который можно было разделить, чтобы действовать как тормозной скорости. Вертикальный стабилизатор также содержит двухэлементную тормозную систему парашютов для замедления орбитального аппарата после приземления. На орбитальном корабле использовалось шасси убирающееся шасси с передней стойкой шасси и двумя стойками шасси, каждое из которых установлено по две шины. Основное шасси содержало по два тормозных узла каждый, а переднее шасси - электрогидравлический рулевой механизм.
Экипаж космического челнока изменился в зависимости от задач. В испытательных полетах участвовало только два человека, командир и пилот, оба были квалифицированными пилотами, которые могли летать и садить орбитальный аппарат. Операции на орбите, такие как эксперименты, развертывание полезной нагрузки и выход в открытый космос, проводились в основном специалистами миссии, которые были специально обучены для их предполагаемых миссий и систем. В начале программы космического шаттла НАСА летало со специалистами по полезной нагрузке, которые обычно были специалистами по системам, которые работали на компанию, оплачивая развертывание или операции с полезной нагрузкой. Последний специалист по полезной нагрузке, Грегори Б. Джарвис, летал на STS-51L, и будущие непилоты были назначены специалистами по полету. На самолетах STS-51C и STS-51J в качестве военного представителя Национальной разведывательной службы как летал астронавт в космическом инженера с экипажем. Экипаж космического челнока обычно состоял из семи астронавтов, из которых STS-61A летал с восемью.
Экипажное отделение состояло из трех палуб и представляло собой герметичную жилую область на всех миссиях космического шаттла. В кабине экипажа было два места для командира и пилота, а также два дополнительных места для членов экипажа. Средняя палуба располагалась под кабиной экипажа, и на ней располагались камбуз и койки для экипажа, а также места для трех или четырех членов экипажа. На средней палубе находился воздушный шлюз, который мог обеспечить поддержку двух астронавтов во время выхода в открытый космос (выход в открытый космос), а также доступ к герметичным исследовательским модулям. Под средней палубой находился отсек для оборудования, в котором хранились системы экологического контроля и управления отходами.
На первых четырех миссиях шаттла астронавты носили модифицированные высотные скафандры ВВС США с полным давлением, которые включают полный комплект - герметичный шлем при подъеме и спуске. С пятого полета, STS-5, до гибели Challenger, экипаж носил слитные голубые летные костюмы nomex и шлемы с парциальным давлением. После катастрофы Challenger член экипажа был одеты в стартовый костюм (LES), версию высотных скафандров с частичным давлением и шлемом. В 1994 году на смену LES пришел костюм полного давления Advanced Crew Escape Suit (ACES), который повысил безопасность астронавтов в чрезвычайной ситуации. Columbia модифицированная SR-71 сиденья с нулевым катапультированием, установленные для ALT и первых четырех миссий, но они были отключены после STS-4 и удалены после STS-9.
Атлантида был первым шаттлом, который летал со стеклянной кабиной на STS-101.Кабина экипажа была верхним уровнем кабины экипажа и содержала летательный аппарат. управление орбитальным аппаратом. Командир сидел на переднем левом сиденье, пилот сидел на переднем правом сиденье, с двумя четырьмя дополнительными сиденьями для дополнительных членов экипажа. Приборные панели содержали более 2100 дисплеев и органов управления, которыми были установлены проекционным дисплеем (HUD) и поворотным ручным контроллером (RHC) до <494.>подвесить двигатели во время полета с двигателем и управлять орбитальным аппаратом во время полета без двигателя. Оба сиденья также имели органы управления рулем направления, позволяющие перемещать руль направления в полете и управлять носовым колесом на земле. Первоначально на орбитальных аппаратах была установлена Многофункциональная ЭЛТ система отображения (MCDS) для отображения и управления полетной информацией. MCDS отображал полетную информацию на сиденьях командира и пилота, а также на кормовых сиденьях, а также контролировал данные на HUD. В 1998 году Atlantis был модернизирован многофункциональной электронной системой отображения (MEDS), которая представляет собой стеклянную кабину, усовершенствованную для летных приборов, которая заменила восемь дисплеев MCDS на 11 многофункциональных цветных цифровых экранов. MEDS впервые был запущен в мае 2000 г. на STS-98 и другие орбитальные аппараты были модернизированы до него. В кормовой части летной палубы установлены окна, выходящие в отсек для полезной нагрузки, а также RHC для управления системой дистанционного манипулятора во время грузовых операций. Кроме того, в кормовой части кабины экипажа были мониторы для системы замкнутого телевидения для просмотра грузового отсека.
На средней палубе располагались складское оборудование для экипажа, спальная зона, камбуз, медицинское оборудование, и области гигиены для экипажа. Экипаж использует модульные шкафчики для хранения оборудования, масштабируемого в зависимости от потребностей их, а также стационарные напольные отсеки. На средней палубе был люк по левому борту, который экипаж использовал для входа и выхода на Землю. Кроме того, каждый орбитальный аппарат оборудован внутренним воздушным шлюзом на средней палубе. Внутренний воздушный шлюз был заменен внешним воздушным шлюзом в отсеке для полезной нагрузки на Discovery, Atlantis и Endeavour для улучшения стыковки с Миром и МКС, а также с системой стыковки орбитального корабля ..
Орбитальный аппарат оборудован системой авионики для предоставления информации и управления во время полета в атмосфере. Его комплект авионики содержал три системы посадки с микроволновым сканирующим лучом, три гироскопа, три TACAN, три акселерометра, два радиовысотомера., два барометрических высотомера , три указателя положения, два индикатора Маха и два транспондера режима C . Во время входа в атмосферу экипажнул два зонда данных с воздуха, когда они двигались медленнее, чем 5 Маха. На орбитальном аппарате было три инерциальных измерительных блока (IMU), которые он использовал для наведения и навигации в течение всего времени. фазы полета. Орбитальный аппарат содержит два звездных трекера для выравнивания IMU на орбите. Звездные трекеры развертываются на орбите и могут автоматически или вручную выравниваться по звезде. В 1991 году НАСА начало модернизации с помощью инерциальной навигационной системы (INS), обеспечивающая более точную информацию о новой. В 1993 году НАСА впервые запустило приемник GPS на борту STS-51. В 1997 году Honeywell приступила к разработке интегрированной системы GPS / INS для замены систем IMU, INS и TACAN, которые впервые полетели на STS-118 в августе 2007 года.
На орбите экипаж в основном передается с помощью одного из четырех радиомодулей S диапазона, который обеспечивает как голосовую связь, так и передачу данных. Два из радиостанций диапазона были приемопередатчиками с фазовой модуляцией и предоставили и передать информацию. Две другие радиостанции S-диапазона передатчиками с частотной модуляцией и использовались для передачи данных в НАСА. Система слежения за космическими аппаратами и наземные станции использовала НАСА спутниковую систему слежения и передачи данных и наземные станции . для связи с орбитальным аппаратом на всей его орбите. Кроме того, орбитальный аппарат развернул широкополосную радиосвязь Kuдиапазона из грузового отсека, которую также можно использовать в качестве радара сближения. Орбитальный аппарат также оснащен двумя радиостанциями UHF для связи с авиадиспетчером и космонавтами, проводящими открытый космос.
ЭВМ общего назначения AP-101S (слева) и AP-101B <623 Система управления космическим шаттлом по проводам полностью зависела от его главного компьютера, системы обработки данных (ДПС). DPS контролирует органы управления полетом и двигатели на орбитальном аппарате, а также ET и SRB во время запуска. DPS состоял из пяти компьютеров общего назначения (GPC), двух модулей памяти на магнитной ленте (MMU) и соответствующих датчиков для наблюдения за компонентами космического шаттла. Первоначально использовался GPC IBM AP-101B, в котором использовались отдельные центральный процессор (CPU) и процессор ввода / вывода (IOP), а также энергонезависимый твердотельная память. С 1991 по 1993 год орбитальные аппараты были модернизированы до AP-101S, что улучшило память и возможности обработки, а также уменьшило объем и вес компьютеров за счет объединения ЦП и ВГД в единый блок. Четыре из GPC были загружены основной системой программного обеспечения авионики (PASS), представляющее собой программное обеспечение для космических шаттлов, обеспечивающее управление на всех этапах полета. Во время набора высоты, маневрирования, входа в атмосферу и посадки четыре PASS GPC работают одинаково, обеспечивают четырехкратную избыточность и проверяют свои результаты на ошибки. В случае программной ошибки, которая могла вызвать ошибочные отчеты от четырех PASS GPC, пятый GPC запустил запуск системы, которая использовала другую программу, которая могла управлять космическим шаттлом во время подъема, орбиты и повторного входа, но не могла поддерживать вся миссия. Пять GPC были разделены на три отдельных отсека в средней палубе, чтобы обеспечить резервирование в случае отказа охлаждающего вентилятора. После достижения орбиты экипаж переключил некоторые функции GPC с наведения, навигации и контроля (GNC) на управление системами (SM) и полезной нагрузкой (PL) для поддержки оперативной миссии. Космический шаттл не был запущен, если его полет продолжался с декабря по январь, используя его полетное программное обеспечение для перезагрузки компьютеров орбитального корабля при смене года. В 2007 году инженеры НАСА разработали решение, чтобы полеты космических шаттлов могли пересекать границу конца года.Миссии космических шаттлов обычно приносили переносной компьютер общей поддержки (PGSC), который интегрирован с компьютерами орбитального корабля и комплектом связи., а также отслеживают научные данные и данные о полезной нагрузке. Ранние миссии принесли Grid Compass, один из первых портативных компьютеров, как PGSC, но более поздние миссии принесли ноутбуки Apple и Intel.
Отсек полезной нагрузки, составляющий большую часть фюзеляжа орбитального корабля , и предоставил грузовое пространство для полезной нагрузки космического челнока. Он был 18 м (60 футов) в длину и 4,6 м (15 футов) в ширину и мог принимать цилиндрические полезные нагрузки до 4,6 м (15 футов) в диаметре. Две дверцы отсека для полезной нагрузки шарнирно закреплялись с обеих сторон отсека и обеспечивали относительно герметичное уплотнение для защиты груза от нагрева во время запуска и возврата. Полезная нагрузка закреплялась в отсеке для полезной нагрузки к точкам крепления на лонжеронах . Двери отсека для полезной нагрузки выполняли дополнительную функцию в качестве радиаторов тепла орбитального аппарата и открывались при достижении орбиты для отвода тепла.
Орбитальный аппарат можно было использовать вместе с множеством дополнительных компонентов в зависимости от миссия. Это включало в себя орбитальные лаборатории, ускорители для запуска полезных нагрузок в космос, систему удаленного манипулятора (RMS) и для увеличения продолжительности миссии. Чтобы ограничить Для определения расхода топлива, когда орбитальный аппарат находился в стыковке с МКС, была установлена система передачи энергии от станции к шаттлу (SSPTS) для преобразования и передачи энергии станции на орбитальный аппарат. SSPTS был использован на STS-118 и установлен на Discovery and Endeavour.
Система удаленного манипулятора (RMS), также известная как Canadarm, была механической рукой прикреплен к грузовому отсеку. Его можно использовать для захвата и манипулирования полезными грузами, а также в качестве мобильной платформы для космонавтов, выполняющих выход в открытый космос. RMS был построен канадской компанией Spar Aerospace и управлялся астронавтом внутри кабины орбитального корабля с помощью окон и систем видеонаблюдения. RMS допускает шесть степеней свободы и шесть суставов, расположенных в трех точках вдоль руки. Исходная RMS могла извлечь или извлечь полезную нагрузку до 29 000 кг (65 000 фунтов), которая позже была улучшена до 270 000 кг (586 000 фунтов).
Модуль Spacelab был финансируемой Европой герметичной лаборатории, которая находилась веке для полезной нагрузки и позволяла проводить научные исследования на орбите. Модуль Spacelab содержит 2,7 м (9 футов), которые были установлены в кормовой части отсека с полезной нагрузкой для поддержания веса центрасти во время полета. Астронавты вошли в модуль Spacelab через туннель длиной 2,7 м (8,72 фута) или 5,8 м (18,88 фута), который соединялся с воздушным шлюзом. Оборудование Spacelab в основном хранилось на поддонах, которые размещаются как эксперименты, так и компьютерное и силовое оборудование. Аппаратура Spacelab была запущена в 28 полетов в течение 1999 года и изучала такие предметы, как астрономия, микрогравитация, радар и науки о жизни. Оборудование Spacelab также поддерживало такие миссии, как обслуживание космического телескопа Хаббл (HST) и пополнение запасов космических станций. Модуль Spacelab был протестирован на STS-2 и STS-3, и первая полная миссия была на STS-9.
Три двигателя RS-25, также известные как главные двигатели космического корабль (SSME), были установлены на хвостовой части фюзеляжа орбитального корабля по схеме треугольника. Сопла двигателя могли поворачиваться на ± 10,5 ° по тангажу и ± 8,5 ° по рысканью во время всплытия для изменения направления их тяги для управления шаттлом. Многоразовые двигатели из титанового сплава из титанового сплава не зависели от орбитального корабля и должны были быть сняты и заменяться между полетами. РС-25 представляет собой криогенный двигатель с поэтапным циклом сгорания, который использует жидкий кислород и водород и имеет более высокое давление в камере, чем любая предыдущая жидкостная ракета. Первоначальная основная камера сгорания работала при максимальном давлении 226,5 бар (3285 фунтов на квадратный дюйм). Сопло двигателя имеет высоту 287 см (113 дюймов) и внутренний диаметр 229 см (90,3 дюйма). Сопло охлаждается 1080 внутренними линиями, проходящими через жидкий водород, термически защищено изолирующим и абляционным материалом.
Двигатели RS-25 претерпели несколько улучшений для повышения надежности и мощности. В ходе программы разработки Rocketdyne определила, что двигатель способен безопасно и надежно работать при 104% первоначально заданной тяги. Чтобы значения тяги двигателя соответствовали предыдущей документации и программному обеспечению, НАСА сохранило исходную заданную тягу на уровне 100%, но при этом RS-25 работал с более высокой тягой. Версии обновления RS-25 были обозначены как Блок I и Блок II. Уровень тяги 109% был достигнут с двигателем Блок II в 2001 году, который снизил давление в камере до 207,5 бар (3010 фунтов на квадратный дюйм), так как у него большая площадь горловины. Нормальный максимальный дроссель составлял 104%, при этом использовались 106% или 109% для прерывания миссии.
Система орбитального маневрирования (OMS) состояла из двух типов на корме Двигатели AJ10-190 и соответствующие топливные баки. В двигателех AJ10 использовался монометилгидразин (MMH), окисленный тетроксидом диазота (N2O4). Контейнеры несли максимум 2140 кг (4718 фунтов) MMH и 3526 кг (7773 фунтов) N 2O4. Двигатели OMS использовались после отключения главного двигателя (MECO) для вывода на орбиту. На протяжении всего времени они используются для смены орбитов, а также для выведения с орбиты передвижением в атмосфере. Каждый двигатель OMS 27 080 Н (6087 фунт-сил) тяги, и вся система могла обеспечивать 305 м / с (1000 / с) изменение скорости.
Орбитальный аппарат защищен от тепла во время входа в атмосферу системой термозащиты (TPS), термозащитным слоем вокруг орбитального корабля. В отличие от предыдущих космических аппаратов США, в которых использовались абляционные тепловые экраны, для многоразового использования орбитального аппарата требовался многоцелевой тепловой экран. Во время входа в атмосферу TPS испытал температуру до 1600 ° C (3000 ° F), но должен поддерживать температуру алюминиевой обшивки орбитального корабля 180 ° C (350 ° F). TPS в основном состоял из четырех типов типов. Носовой обтекатель и передние кромки крыльев выдерживали температуру выше 1300 ° C (2300 ° F) и были защищены усиленной углеродно-углеродной плиткой (RCC). Более толстые панели ПКР были разработаны и установлены в 1998 году для предотвращения повреждений микрометеороидов и орбитального мусора, и были дополнительно улучшены после повреждений ПКР, нанесенных в результате катастрофы в Колумбии. Начиная с STS-114, орбитальные аппараты были установлены системой обнаружения столкновения передней кромки крыла. Вся нижняя часть орбитального корабля, а также другие самые горячие поверхности были защищены высокотемпературной многоразовой поверхностной изоляцией. Области на верхних частях космического корабля были покрыты белой низкотемпературной многоразовой поверхностной изоляцией, которая обеспечивает защиту при температурех 650 ° C (1200 ° F). Двери отсека для полезной нагрузки и части верхних поверхностей были покрыты теплоизоляцией из войлока многоразового использования, так как температура оставалась ниже 370 ° C (700 ° F).
Внешний бак космического шаттла (ВТ) несущее топливо для главных двигателей космического челнока и соединял орбитальный аппарат с твердотопливными ракетными ускорителями. ЕТ имела высоту 47 м (153,8 фута) и диаметр 8,4 м (27,6 фута) и содержал отдельные резервуары для жидкого кислорода (LOX) и жидкого водорода (LH 2). Бак LOX был размещен в носовой части ET и высота 15 м (49,3 фута). LH 2 составляющая основную часть ET и высоту 29 м (96,7 футов). Орбитальный аппарат был прикреплен к ET на двух шлангокабелях, которые содержат пять топливных и два электрических шлангокабеля, а также носовые и кормовые конструктивные элементы. Внешний вид инопланетянина был покрыт оранжевой аэрозольной пеной, чтобы заставить его пережить жар всплытия.
Инопланетянин обеспечивал топливом главные двигатели космического шаттла от взлета до выключения главного двигателя. ET отделился от орбитального корабля через 18 секунд после выключения двигателя и мог запускаться автоматически или вручную. Во время отделения орбитального аппарата убрал свои пуповины, и пуповины были запломбированы, чтобы предотвратить попадание избыточного топлива в орбитальный аппарат. После того, как болты, прикрепленные к структурным приспособлениям, были срезаны, ET отделился от орбитального корабля. Во время отделения газообразный кислород был выпущен из носа, чтобы вызвать падение инопланетянина, гарантирую его разрушение при повторном входе. Инопланетянин был оригинальным заменителем системы космического корабля «Шаттл», который не использовался повторно, и он должен был лететь по баллистической траектории в Индийский или Тихий океан.
Для первых двух миссий, STS-1 и STS-2, ET был покрыт 270 кг (595 фунтов) белой огнестойкой латексной краски для защиты от ультрафиолетовым излучением. Дальнейшие исследования показали, что сама пена была достаточно защищена, начиная с STS-3, ET больше не покрывали латексной краской. Легкий танк (LWT) впервые был запущен на STS-6, что уменьшило вес танка на 4700 кг (10300 фунтов). Вес LWT был уменьшен за счет удаления компонентов из резервуара LH 2 и уменьшения толщины некоторых панелей обшивки. В 1998 году сверхлегкий ET (SLWT) впервые поднялся в воздух на STS-91. В SLWT использовался алюминиево-литиевый сплав 2195, который был на 40% прочнее и на 10% менее плотным, чем его предшественник, алюминиево-литиевый сплав 2219. SLWT весил на 3400 кг (7500 фунтов) меньше, чем LWT, что позволяло космическому шаттлу доставлять тяжелые элементы на орбиту с высоким наклонением МКС.
Твердотопливные ракетные ускорители (SRB) обеспечивают 71,4% тяги космического челнока во время взлета и подъема и были самыми большими твердотопливными двигателями из когда-либо летавших. Каждый SRB был 45 м (149,2 фута) в высоту и 3,7 м (12,2 фута) в ширину, весил 68 000 кг (150 000 фунтов) и имел стальную внешнюю поверхность толщиной примерно 13 мм (0,5 дюйма)). Подкомпонентами SRB были твердотопливный двигатель, носовой обтекатель и сопло ракеты. Твердотопливный двигатель составлял большую часть конструкции SRB. Его корпус состоял из 11 стальных секций, составляющих четыре основных сегмента. В носовом обтекателе размещались двигатели переднего отделения и парашютные системы, которые использовались во время восстановления. Сопла ракеты могли поворачиваться на угол до 8 ° для регулировки в полете.
Каждый ракетный двигатель был заполнен твердым ракетным топливом общим весом 500 000 кг (1 106 640 фунтов) и соединен вместе в Автосборочный корпус (ВАБ) в КСК. Помимо тяги на первом этапе запуска, SRB обеспечивает конструктивную поддержку орбитального корабля и ET, поскольку они были единственной системой, которая использует мобильную пусковую платформу (MLP). Во время запуска SRB были включены в T-5 минут и могли быть электрически воспламенены только после того, как двигатели RS-25 зажглись и были исправны. Каждый из них обеспечивал тягу в 12 500 кН (2 800 000 фунтов силы), которая позже была улучшена до 13 300 кН (3 000 000 фунтов силы), начиная с STS-8. После израсходования топлива SRB были выброшены за борт примерно через две минуты после запуска на высоте 46 км (150 000 футов). После того, как они развернули задний и главный парашюты, приземлились в океане и были переданы экипажами на борту кораблей MV Freedom Star и MV Liberty Star. Когда они были возвращены на мыс Канаверал, они были очищены и разобраны. Затем ракетный двигатель, воспламенитель и сопло были отправлены на тиокол для ремонта и повторного использования в полетах.
SRB претерпели несколько модификаций на протяжении всего срока действия программы. STS-6 и STS-7 использовали SRB, которые были на 2300 кг (5000 фунтов) легче, чем стандартные корпуса, из-за того, что стенки были на 0,10 мм (0,004 дюйма) тоньше, но были полны решимости быть слишком худыми. В полетах до STS-26 использовались ящики, которые были на 0,076 мм (0,003 дюйма) более тоньше, чем ящики стандартной массы, что позволяет сэкономить 1800 кг (4000 фунтов). После аварии Challenger в результате выхода из строя уплотнительного кольца при низкой температуре, SRB были переработаны для обеспечения постоянного уплотнения независимо от температуры окружающей среды.
Операции космического шаттла поддерживались транспортными средствами и инфраструктурой, которые облегчили его транспортировку, строительство и доступную экипажу. Гусеничные транспортеры доставляли MLP и космический шаттл с VAB на стартовую площадку. Самолеты-челноки (SCA) представляли собой два модифицированных Боинга 747, которые могли нести на своей спине орбитальный аппарат. Оригинальный SCA (N905NA) впервые был запущен в 1975 году и использовался для ALT и переброски орбитального аппарата авиаазы Эдвардс на KSC во всех миссиях до 1991 года. Второй SCA (N911NA) был приобретен в 1988 году и впервые использовался. перевезти Endeavour с завода в КСК. После вывода из эксплуатации космического шаттла N905NA был выставлен на обозрение в ЗАО, а N911NA был выставлен на выставке в аэропорту Джо Дэвиса Херитэдж в Палмдейле, Калифорния. Транспортное средство экипажа (CTV) было модифицированным аэродромом реактивным мостом, которое использовалось, чтобы астронавтам покинуть орбитальный аппарат после приземления, где они будут проходить медицинские осмотры после миссии. Корабль Астрован перевозил астронавтов из помещений экипажа в Оперативно-кассовом корпусе на стартовую площадку в день запуска. Железная дорога НАСА состояла из трех локомотивов, которые перевозили сегменты SRB с Флоридской железной дороги Восточного побережья в Титусвилле в KSC.
Спейс шаттл готовился к запуску в основном в VAB в KSC. СРБ были собраны и прикреплены к внешнему баку на МЛП. Корабль-орбитальный аппарат был подготовлен на базе Обработки орбитального аппарата (ОБТК) и передан в VAB, где использовался кран для его поворота в вертикальное положение и соединение с резервуаром. После того, как вся штабеля была собрана, MLP был перенесен на расстояние 5,6 км (3,5 мили) к Стартовому комплексу 39 одним из гусеничных транспортеров. После того, как космический шатт прибудет на одну из двух стартовых площадок, он подключится к фиксированной и ротационной служебной структуре, которая обеспечивает возможности обслуживания, установку полезной нагрузки и транспортировку экипажа. Экипаж был доставлен на стартовую площадку в T - 3 часа и зашел на орбитальный аппарат, который был закрыт в T - 2 часа. LOX и LH 2 были загружены во внешний резервуар через шлангокабели, подключенные к орбитальному аппарату, что началось в T-5 часов 35 минут. В T-3 часа 45 минут было завершено быстрое заполнение LH 2, а через 15 минут - LOX. Оба бака медленно наполнялись до запуска по мере испарения кислорода и водорода.
В критериях фиксации запуска учитывались осадки, температура, облачный покров, прогноз молнии, ветер и влажность. Космический шаттл не был запущен в условиях, когда он мог быть поражен молнией, поскольку его выхлопной шлейф мог вызвать молнию, обеспечив путь тока к земле после запуска, что произошло на Аполлоне-12. Правило НАСА по наковальне для запуска шаттла гласит, что наковальня не может появиться на расстоянии 19 км (10 морских миль). Офицер погоды при запуске шаттла следил за условиями до тех пор, пока не было объявлено окончательное решение о завершении запуска. В дополнение к погодным условиям на стартовой позиции, условия должны быть приемлемыми на одной из трансатлантических площадок аварийной посадки и в зоне восстановления SRB.
Экипаж миссии и персонал Центра управления запуском (LCC) выполнили проверку в течение обратного отсчета. Две встроенные задержки в T - 20 минут и T - 9 минут обеспечили запланированные перерывы для решения любых проблем и дополнительной подготовки. После встроенного удержания в T-9 минут обратный отсчет автоматически осуществился секвенсором наземного запуска (GLS) в LCC, который останавливал обратный отсчет, если обнаружил критическую проблему с любой из бортовых систем космического шаттла. В T - 3 минуты 45 секунд двигатели начали проводить испытания кардана, которые завершились в T - 2 минуты 15 секунд. Система обработки наземного запуска передала управление GPC орбитального корабля в T-31 секунду. В момент T - 16 секунд GPC включили SRB, система шумоподавления (SPS) начала заливать траншеи MLP и SRB 1100000 л (300000 галлонов США) воды, чтобы защитить орбитальный аппарат от повреждений акустическими энергия и ракеты, отражающиеся от траншеи пламени и MLP во время старта. В момент времени T-10 секунд под каждым колоколом двигателя включаются водородные воспламенители, чтобы подавить застойный газ внутри конусов перед зажиганием. Неспособность сжечь эти газы может привести к срабатыванию бортовых датчиков и создать возможность избыточного давления и взрыва транспортных средств на этапе зажигания. Предварительные клапаны LH 2 открывались при Т-9,5 секунды при подготовке к запуску двигателя.
Расстояние с Т-6,6 секунды, основные двигатели зажигались последовательно с интервалами в 120 миллисекунд. Все три двигателя RS-25 должны были достичь 90% номинальной тяги за T-3 секунды, в противном случае GPC инициировали бы прерывание RSLS. Если все три двигателя показали номинальные характеристики в момент T-3 секунды, им была дана команда на настройку кардана для взлета, и будет выдана команда для включения SRB для зажигания в момент T-0. Между T-6,6 секунды и T-3 секунды, когда двигатели RS-25 работали, но SRB все еще были прикреплены болтами к подушке, смещенная тяга заставила космический шаттл понизить крен на 650 мм (25,5 дюйма), измеренный на конце внешний бак; 3-секундная задержка позволила стеку вернуться почти в вертикальное положение перед воспламенением SRB. В момент T-0 восемь ломких гаек, удерживающие SRB на подушке, были взорваны, последние шлангокабели были отключены, SSME получили команду на 100% дросселирование, и SRB были воспламенены. К моменту T + 0,23 секунды SRB создать достаточную тягу для начала старта и достигли максимального давления в камере к T + 0,6 секунды. В T-0 АО Центр управления полетом взял на себя управление полетом из LCC.
В T + 4 секунды, когда космический шаттл достиг высоты 22 метра (73 фута).) двигатели РС-25 были задросселированы до 104,5%. Примерно через T + 7 секунд космический шаттлнулся в направлении «головой вниз» на высоте 110 метров (350 футов), что уменьшило аэродинамическое напряжение и улучшенную коммуникацию и навигационную ориентацию. Примерно через 20-30 секунд после начала набора высоты и на высоте 2700 метров (9000 футов) двигатели RS-25 были снижены до 65-72%, чтобы снизить максимальные аэродинамические силы при макс. Вопрос. Кроме того, форма топлива SRB была разработана таким образом, чтобы уменьшить тягу во время Max Q. GPC могли динамически управлять дроссельной заслонкой двигателей RS-25 в зависимости от характеристик SRB.
На приблизительно T + 123 секунды и на высоте 46 000 метров (150 000 футов) пиротехнические крепления высвободили SRB, которые достигли апогея 67 000 метров (220 000 футов) перед прыжком с парашютом в Атлантический океан. Спейс Шаттл продолжил восхождение, используя только двигатели РС-25. В более ранних миссиях Space Shuttle оставался в ориентации "голова вниз" для поддержания связи со станцией слежения на Бермудских островах, но в более поздних миссиях, начиная с STS-87, повернутый к ориентации «хедз-ап» в T + 6 минут для связи с группировкой спутников отслеживания и ретрансляции данных . Двигатели RS-25 были заглушены на момент T + 7 минут 30 секунд, чтобы ограничить ускорение автомобиля до 3 g. За 6 секунд до отключения главного двигателя (MECO), которое произошло в T + 8 минут 30 секунд, двигатели RS-25 были снижены до 67%. GPC контролировали разделение инопланетян и сбросили оставшиеся LOX и LH 2 для предотвращения выделения газа на орбите. Инопланетянин продолжал двигаться по баллистической траектории и распался при входе в атмосферу, при этом несколько небольших частей приземлились в Индийском или Тихом океане.
В ранних миссиях для выхода на орбиту использовалось два запуска СУО; первая стрельба подняла апогей, а вторая сделала круговую орбиту. В миссиях после STS-38 использовались двигатели RS-25 для достижения оптимального апогея и двигатели OMS для создания круговой орбиты. Высота и наклон орбиты зависели от миссии, а орбиты космического челнока варьировались от 220 км (120 миль) до 620 км (335 миль).
Тип миссии, на которую был назначен космический шаттл, диктовал тип орбиты, на которую он вышел. Первоначальная конструкция многоразового космического челнока предусматривала все более дешевую пусковую платформу для развертывания коммерческих и государственных спутников. Ранние миссии обычно перегоняли спутники, что определяло тип орбиты, на которую должен выйти орбитальный аппарат. После катастрофы Challenger многие коммерческие полезные нагрузки были переведены на коммерческие ракеты одноразового использования, такие как Delta II. В то время как более поздние миссии по-прежнему запускали коммерческие полезные нагрузки, задания космических челноков обычно направлялись на научные полезные нагрузки, такие как космический телескоп Хаббл, Spacelab и космический корабль Galileo. Начиная с STS-74, орбитальный аппарат провел стыковки с космической станцией "Мир". В последнее десятилетие эксплуатации космический шаттл использовался для строительства Международной космической станции. Большинство миссий предполагало пребывание на орбите от нескольких дней до двух недель, хотя более длительные миссии были возможны с паллетой орбитального аппарата повышенной продолжительности. 17-дневная 15-часовая миссия STS-80 была самой продолжительной продолжительностью полета космического корабля "Шаттл".
Примерно за четыре часа до ухода с орбиты экипаж начал подготовку орбитального корабля к возвращению, закрыв дверцы полезной нагрузки, излучая избыточное тепло., и убирая антенну диапазона Ku. Орбитальный аппарат перевернулся в перевернутом положении хвостом вперед и начал 2-4-минутное горение OMS примерно за 20 минут до того, как снова вошел в атмосферу. Корабль-орбитальный аппарат переориентировался в положение «нос-вперед» с углом атаки 40 °, и перед возвращением в атмосферу передние реактивные двигатели системы управления реакцией (RCS) были освобождены от топлива и отключены. Вход в атмосферу орбитального аппарата был определен как запуск на высоте 120 км (400 000 футов), когда он летел примерно на 25 Маха. Вход в атмосферу орбитального аппарата контролировался GPC, которые следовали заранее заданному плану угла атаки для предотвращения небезопасного нагрева. ТЭЦ. GPC также управляли несколькими S-образными поворотами аэродинамического торможения, используя только ось крена, чтобы рассеять избыточную скорость без изменения угла атаки. Кормовые реактивные двигатели RCS были отключены при спуске, а его элероны, рули высоты и руль направления стали эффективными в нижних слоях атмосферы. На высоте 46 км (150 000 футов) орбитальный аппарат задействовал свой тормоз скорости на вертикальном стабилизаторе. За 8 минут 44 секунды до приземления экипаж развернул датчики воздушных данных и начал снижать угол атаки до 36 °. Максимальное качество скольжения / аэродинамического качества орбитального аппарата значительно изменялось в зависимости от скорости: от 1,3 при гиперзвуковой скорости до 4,9 при дозвуковых скоростях. Корабль-орбитальный аппарат долетел до одного из двух конусов выравнивания курса, расположенных в 48 км (30 миль) от каждого конца осевой линии взлетно-посадочной полосы, где он сделал свои последние повороты, чтобы рассеять избыточную энергию до своего подхода и приземления. После того, как орбитальный аппарат перемещался на дозвуковом режиме, экипаж взял на себя ручное управление полетом.
Фаза захода на посадку и приземления началась, когда орбитальный аппарат находился на высоте 3000 м (10000 футов) и двигался на высоте 150 м. / с (300 узлов). Орбитальный аппарат следовал по глиссаде -20 ° или -18 ° и снижался со скоростью примерно 51 м / с (167 фут / с). Тормоз скорости использовался для поддержания постоянной скорости, и экипаж инициировал предполетный маневр на глиссаде -1,5 ° на высоте 610 м (2000 футов). Шассибыло развернуто за 10 секунд до приземления, когда орбитальный аппарат находился на высоте 91 м (300 футов) и двигался со скоростью 150 м / с (288 узлов). Последний маневр с ракетой снизил скорость снижения орбитального аппарата до 0,9 м / с (3 фута / с), при этом приземление произошло на скорости 100–150 м / с (195–295 узлов), в зависимости от веса орбитального корабля. После приземления шасси экипаж выдвинул тормозной парашют из вертикального стабилизатора и начал тормозить колеса, когда орбитальный аппарат двигался со скоростью менее 72 м / с (140 узлов). После остановки колес экипаж отключил компоненты полета и приготовился к выходу.
Первичной посадочной площадкой космического шаттла была посадочная площадка шаттла в KSC, где 78 из 133 успешных посадок произошло. В случае неблагоприятных условий посадки Шаттл может задержать посадку или приземлиться в другом месте. Основным запасным самолетом была авиабаза Эдвардс, которая использовалась для 54 посадок. STS-3 приземлился в Космической гавани Уайт-Сэндс в Нью-Мексико и потребовал обширного пост- обработка после воздействия песка, обогащенного гипсом, часть которого была обнаружена в обломках Колумбии после STS-107. Для посадки на запасные аэродромы требовалось, чтобы самолет-носитель доставил орбитальный аппарат обратно на мыс Канаверал.
В дополнение к заранее запланированным посадочным аэродромам было предусмотрено 85 согласованных мест аварийной посадки. используется в различных сценариях прерывания, 58 из которых расположены в других странах. Места посадки были выбраны на основе политических отношений, благоприятной погоды, взлетно-посадочной полосы длиной не менее 2300 м (7500 футов) и оборудования TACAN или DME. Кроме того, поскольку на орбитальном аппарате были только УКВ-радиостанции, международные объекты, имеющие только УКВ-радиостанции, не могли напрямую связываться с экипажем. Объекты на восточном побережье США были запланированы для аварийных посадок на восточном побережье, в то время как несколько объектов в Европе и Африке были запланированы на случай трансокеанской аварийной приземления. Помещения были подготовлены с оборудованием и персоналом на случай аварийной посадки шаттла, но никогда не использовались.
После приземления, наземные экипажи подошли к орбитальному аппарату для проверки безопасности. Команды, одетые в автономные дыхательные аппараты, проверены на наличие водорода, гидразина, монометилгидразина, тетроксида азота и аммиака для обеспечения приземления. область была безопасной. Линии кондиционирования воздуха и фреона были подключены для охлаждения экипажа и оборудования и отвода избыточного тепла от входа в атмосферу. хирург поднялся на борт орбитального аппарата и провел медицинский осмотр экипажа перед высадкой. После того, как орбитальный аппарат был закреплен, его отбуксировали на ОБТК для осмотра, ремонта и подготовки к следующей миссии.
Спейс шаттл летал с 12 апреля 1981 г. до 21 июля 2011 г. На протяжении всей программы космический шаттл совершил 135 миссий, из которых 133 вернулись благополучно. На протяжении всей своей жизни космический челнок использовался для проведения научных исследований, развертывания коммерческих, военных и научных полезных нагрузок, а также участвовал в строительстве и эксплуатации «Мира» и МКС. За время своего пребывания в должности космический шаттл служил единственным в США транспортным средством для запуска астронавтов, замены которого не было до запуска Crew Dragon Demo-2 30 мая 2020 года.
Общий бюджет НАСА программы Space Shuttle оценивается в 221 миллиард долларов (в долларах 2012 года). Разработчики космического челнока выступали за возможность повторного использования в качестве меры экономии, что привело к более высоким затратам на разработку при предполагаемых более низких затратах на запуск. Во время проектирования космического челнока предложения по фазе B не были такими дешевыми, как указывали первоначальные оценки по фазе A; Менеджер программы Space Shuttle Роберт Томпсон признал, что снижение стоимости за фунт не было основной целью дальнейших этапов проектирования, поскольку другие технические требования не могли быть удовлетворены при снижении затрат. По оценкам разработок, сделанным в 1972 году, стоимость полезной нагрузки на фунт составляла всего 1109 долларов (в 2012 году) за фунт, но фактические затраты на полезную нагрузку, не включая затраты на исследования и разработки космического челнока, составили 37 207 долларов (в 2012 году).) за фунт. Затраты на запуск варьировались на протяжении всей программы и зависели от скорости полетов, а также от исследований, разработок и расследований в рамках программы Space Shuttle. В 1982 году НАСА опубликовало оценку в 260 миллионов долларов (в 2012 году) на полет, которая была основана на прогнозе 24 полетов в год в течение десятилетия. Стоимость одного запуска в 1995–2002 годах, когда орбитальные аппараты и МКС не строились и не проводились восстановительные работы после потери экипажа, составляла 806 миллионов долларов. В 1999 году НАСА опубликовало исследование, в котором сделан вывод о том, что затраты на семь запусков в год составили 576 миллионов долларов (в 2012 году). В 2009 году НАСА определило, что стоимость добавления одного запуска в год составила 252 миллиона долларов (в 2012 году), что указывает на то, что большая часть затрат на программу Space Shuttle приходится на круглогодичный персонал и операции, которые продолжаются независимо от скорости запуска. С учетом всего бюджета программы Space Shuttle стоимость запуска составила 1,642 миллиарда долларов (в 2012 году).
28 января 1986 года STS-51-L распался через 73 секунды после запуска из-за отказа правого SRB, в результате чего погибли все семь астронавтов на борту «Челленджера». Авария была вызвана низкотемпературным повреждением уплотнительного кольца, критически важного уплотнения, используемого между сегментами корпуса SRB. Отказ уплотнительного кольца позволил горячим газам сгорания выходить между секциями ускорителя и прожигать соседний ET, что привело к последовательности событий, которые привели к распаду орбитального аппарата. Неоднократные предупреждения инженеров-конструкторов, выражающие обеспокоенность по поводу отсутствия доказательств безопасности уплотнительных колец при температуре ниже 53 ° F (12 ° C), игнорировались менеджерами НАСА.
1 февраля 2003 г., Колумбия распалась во время входа в атмосферу, в результате чего погибли все семь членов экипажа STS-107 из-за повреждения передней кромки крыла углерод-углерод во время запуска. Инженеры наземного управления направили три отдельных запроса на получение изображений с высоким разрешением, сделанных Министерством обороны, которые позволили бы понять масштабы ущерба, в то время как главный инженер TPS НАСА потребовал, чтобы астронавтам на борту Колумбии разрешили покинуть машину осмотрите повреждения. Менеджеры НАСА вмешались, чтобы остановить получение изображений орбитального аппарата Министерством обороны, и отказали в запросе на выход в открытый космос, и, таким образом, осуществимость сценариев ремонта или спасения астронавтов с помощью Атлантиды в то время не рассматривалась руководством НАСА.
Возможность частичного повторного использования космического корабля "Шаттл" была одним из основных требований при его первоначальной разработке. Технические решения, которые диктовали возвращение и повторное использование орбитального аппарата, уменьшили возможности полезной нагрузки на запуск с намерением снизить затраты на запуск и, как следствие, повысить частоту запусков. Фактические затраты на запуск космического челнока были выше, чем первоначально прогнозировалось, и космический челнок не совершал запланированных 24 миссий в год, как первоначально прогнозировалось НАСА. Первоначально Space Shuttle предназначался как ракета-носитель для развертывания спутников, для чего он в основном использовался в миссиях до катастрофы Challenger. Цена НАСА, которая была ниже себестоимости, была ниже, чем у одноразовых ракет-носителей; Предполагалось, что большое количество полетов космических шаттлов компенсирует финансовые потери на раннем этапе. Улучшение одноразовых ракет-носителей и отказ от коммерческой полезной нагрузки на Space Shuttle привели к тому, что одноразовые ракеты-носители стали основным вариантом развертывания спутников.
Фатальные катастрофы Challenger и Columbia продемонстрировали риски для безопасности Space Shuttle. что могло привести к потере экипажа. Конструкция космического корабля орбитального аппарата ограничивала варианты прерывания, поскольку сценарии прерывания требовали управляемого полета орбитального аппарата к взлетно-посадочной полосе или позволяли экипажу покинуть его индивидуально, а не варианты прерывания выхода на Аполлон и Союз космические капсулы. Ранние анализы безопасности, объявленные инженерами и руководством НАСА, предсказывали вероятность катастрофического отказа, приводящего к гибели экипажа, в диапазоне от 1 из 100 запусков до 1 из 100000. После потери двух миссий космических шаттлов риски для начальных миссий были переоценены, и вероятность катастрофической гибели корабля и экипажа оказалась равной 1 из 9. Руководство НАСА впоследствии подверглось критике за принятие повышенного риска экипажу в обмен на более высокие показатели миссии. В отчетах "Челленджер" и "Колумбия" объясняется, что культура НАСА не смогла обеспечить безопасность экипажа, не оценив объективно потенциальные риски.
Выход на пенсию космического шаттла было объявлено в январе 2004 года. Президент Джордж У. Буш объявил о своем Vision for Space Exploration, который призывал списать космический шаттл после завершения строительства МКС. Чтобы обеспечить правильную сборку МКС, участвующие партнеры определили потребность в оставшихся 16 миссиях по сборке в марте 2006 г. Одна дополнительная миссия по обслуживанию космического телескопа Хаббл одобрена в октябре 2006 г. Первоначально должен быть отправлен STS-134 последняя миссия космического челнока. Однако дополнительные орбитальные аппараты подготовлены к запуску при необходимости в случае спасательной операции. Атлантида была принята в случае необходимости в сентябре 2010 года, когда она будет летать позывным STS-135 с экипажем из четырех человек, которые в случае необходимости могут остаться на МКС. аварийной ситуации. STS-135 стартовал 8 июля 2011 года и приземлился в KSC 21 июля 2011 года в 5:57 утра по восточному поясному времени (09:57 UTC). С тех пор и до запуска Crew Dragon Demo-2 30 мая 2020 года США запускали своих астронавтов на борт российского космического корабля «Союз».
После последнего полета каждого орбитального корабля он обрабатывался, чтобы выполнить это безопасно для отображения. Используемые системы OMS и RCS представляли основную опасность из-за их токсичного гиперголического пропеллента, и большинство их компонентов были окончательно удалены, чтобы предотвратить опасное выделение газа. Атлантида демонстрируется в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди, Discovery находится в Центре Удвар-Хейзи, Endeavour демонстрируется в Калифорнийском научном центре и Энтерпрайз выставлен в бесстрашном музее море-воздух-космос. Компоненты с орбитальных аппаратов были переданы ВВС США, программе МКС, а также правительствам России и Канады. Двигатели были сняты для использования в космической стартовой системе, а запасные сопла RS-25 были прикреплены для демонстрации.
космический шаттл, и фиктивные варианты, были показаны во многих фильмах.
Wikimedia Commons имеет медиа относится к: Space Shuttle (категория ) |