HL-10 | |
---|---|
Роль | Подъемное тело демонстратор технологий |
Производитель | Northrop |
Конструктор | Исследовательский центр Лэнгли |
Первый полет | 22 декабря 1966 г. |
На пенсии | 17 июля 1970 г. |
Статус | На дисплее: Центр летных исследований Армстронга НАСА |
Основной пользователь | НАСА |
Построенный номер | 1 |
Northrop HL-10 был одним из пяти тяжеловесных подъемных кузовов США конструкции, летавшие в Центре летных исследований НАСА (FRC - позже Центр летных исследований Драйдена ) в Эдвардсе, Калифорния, с 1966 года по ноябрь 1975 для изучения и проверки концепции безопасного маневрирования и посадки корабля с низким сопротивлением подъемным сопротивлением, предназначенным для выхода из космоса. Он был разработан НАСА и был построен для оценки подъемного тела с "перевернутым профилем" и формы delta в плане. В настоящее время он выставлен у входа в Центр летных исследований Драйден на базе ВВС Эдвардс.
Корпорация Northrop построила HL-10 и Northrop M2-F2, первые два из парка «тяжелых» подъемных кузовов, управляемых НАСА Flight Research. Центр. Контракт на строительство HL-10 и M2-F2 составил 1,8 миллиона долларов. «HL» обозначает горизонтальную посадку, а «10» обозначает десятую конструкцию, изученную инженерами НАСА Исследовательского центра Лэнгли, Хэмптон, Вирджиния. Главная передача представляла собой модифицированную систему Т-38, убирающуюся вручную и опускаемую под давлением азота. Носовой механизм представлял собой модифицированный агрегат Т-39, убирался вручную и опускался давлением азота. Система катапультирования пилота представляла собой модифицированную систему F-106. Серебряно-цинковые батареи обеспечивали электроэнергией систему управления, летные приборы, радиоприемники, обогрев кабины и систему повышения устойчивости. Для помощи в предпосадочной подготовке четыре дроссельной заслонки перекиси водорода обеспечивали тягу до 400 фунтов силы (1,8 кН).
После доставки в НАСА в январе 1966 года HL-10 совершил свой первый полет 22 декабря 1966 года с пилотом-исследователем Брюс Петерсон в кабине. Хотя ракетный двигатель XLR-11 (того же типа, что использовался в Bell X-1 ) был установлен, первые 11 сбрасываются с самолета-носителя B-52. это были полеты без двигателя для оценки управляемости, устойчивости и управляемости. В конце концов, HL-10 был признан лучшим из трех оригинальных тяжеловесных кузовов (M2-F2 / F3, HL-10, X-24 A).
HL-10 был запущен 37 раз во время программы исследования подъемного тела и зафиксировал максимальную высоту и максимальную скорость в программе подъемное тело. 18 февраля 1970 года летчик-испытатель ВВС Питер Хог пилотировал HL-10 со скоростью Мах 1,86 (1228 миль в час). Девять дней спустя пилот НАСА Уильям Х. «Билл» Дана поднял аппарат на высоту 90 030 футов (27 440 м), что стало максимальной высотой, достигнутой в программе.
Во время обычного подъема В полете по корпусу B-52 - с исследовательским кораблем, прикрепленным к опоре пилона на правом крыле между фюзеляжем и бортовым двигателем, - взлетел на высоту около 45 000 футов (14 000 м) со стартовой скоростью около 450 миль в час ( 720 км / ч).
Через несколько секунд после падения пилот зажег XLR-11. Скорость и высота увеличивались до тех пор, пока двигатель не был выключен по выбору или из-за израсходования топлива, в зависимости от индивидуального профиля миссии. Подъемные тела обычно несли достаточно топлива примерно на 100 секунд полета с двигателем и обычно достигают высоты от 50 000 футов (15 000 м) до 80 000 футов (24 000 м) и скорости выше 1 Маха.
После выключения двигателя пилот совершил маневр. Автомобиль через смоделированный коридор возвращения из космоса в заранее запланированный заход на посадку на одной из взлетно-посадочных полос на дне озера Роджерс Драй Лейк в Эдвардсе. Для снижения высоты на этапе приземления использовался круговой подход. На последнем этапе захода на посадку пилот увеличил скорость снижения для накопления энергии. На высоте около 100 футов (30 м) маневр «разжигание» снизил воздушную скорость примерно до 200 миль в час (320 км / ч) для приземления.
В ходе успешных летных испытаний были извлечены необычные и ценные уроки. модели HL-10. На ранних этапах программы разработки Space Shuttle подъемные тела в форме HL-10 были одним из трех основных типов предложений. Позже от них отказались, поскольку оказалось, что трудно разместить цилиндрические топливные баки в постоянно изогнутом фюзеляже, и с тех пор большинство проектов были сосредоточены на более обычных самолетах с треугольным крылом .
По книге «Бескрылый полет» инженера проекта Р. Дейл Рид, считалось, что HL-10 летал в космос в начале-середине 1970-х годов. После отмены лунного проекта «Аполлон» Рид понял, что там останется существенное оборудование «Аполлон», в том числе несколько летных модулей командного обслуживания (CSM) и ракеты Сатурн V.
Предложение заключалось в том, чтобы добавить к HL-10 абляционный тепловой экран, средства управления реакцией и другие дополнительные подсистемы, необходимые для пилотируемого космического полета. Теперь космический корабль должен был быть запущен в космос для лунного модуля на ракете-носителе Сатурн V с ракетой-носителем Apollo. После выхода на околоземную орбиту планировалось, что роботизированная рука извлечения снимет HL-10 с третьей ступени ракеты и поместит ее рядом с пилотируемым космическим кораблем Apollo CSM. Затем один из астронавтов выйдет в открытый космос с «Аполлона» и сядет на подъемное тело, чтобы провести предварительную проверку его систем.
Планировалось, что в этой программе будет два полета. В первом случае пилот поднимающегося тела должен был вернуться на Аполлон и отправить HL-10 обратно на землю без экипажа. Если этот полет будет успешным, второй запуск будет включать пилотируемую посадку на авиабазе Эдвардс. Сообщается, что Вернер фон Браун был в восторге от миссии, предлагая подготовить два модуля «Сатурн против» и «Аполлон». Однако директор Центра летных исследований отклонил его предложение, и из этого предложения ничего не вышло. Запуск Saturn V на низкую околоземную орбиту с легкой полезной нагрузкой не был бы эффективным использованием возможностей, и программа Apollo была прекращена в основном по соображениям экономии.
Автомобиль. № рейса | Дата | Пилот | Мах | Скорость / км / ч | Высота / м | Продолжительность | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
HL-10 # 1 | 22 декабря 1966 г. | Петерсон | 0,693 | 735 | 13,716 | 00:03:07 | Первый полет HL-10. Планер без двигателя |
HL-10 # 2 | 15 марта 1968 г. | Джентри | 0.609 | 684 | 13,716 | 00:04:03 | Планер без двигателя |
HL-10 # 3 | 3 апреля 1968 г. | Джентри | 0,690 | 732 | 13,716 | 00:04:02 | Планер без двигателя |
HL-10 # 4 | 25 апреля 1968 г. | Джентри | 0,697 | 739 | 13,716 | 00:04:18 | Планер без двигателя |
HL-10 # 5 | 3 мая 1968 г. | Джентри | 0,688 | 731 | 13,716 | 00:04:05 | Планер без двигателя |
HL-10 # 6 | 16 мая 1968 г. | Джентри | 0,678 | 719 | 13,716 | 00:04:25 | Планер без двигателя |
HL-10 # 7 | 28 мая 1968 г. | Манке | 0,657 | 698 | 13,716 | 00:04:05 | Планер без двигателя |
HL-10 # 8 | 11 июня 1968 г. | Манке | 0,635 | 697 | 13,716 | 00:04:06 | Без питания glide |
HL-10 # 9 | 21 июня 1968 г. | Джентри | 0,637 | 700 | 13,716 | 00:04:31 | Планер без двигателя |
HL-10 # 10 | 24 сентября 1968 г. | Джентри | 0,682 | 723 | 13,716 | 00:04:05 | Планер без питания. установлен XLR-11 |
HL-10 # 11 | 3 октября 1968 г. | Манке | 0,714 | 758 | 13,716 | 00:04:03 | Планер без двигателя |
HL-10 # 12 | 23 октября 1968 г. | Джентри | 0,666 | 723 | 12,101 | 00:03:09 | 1-й р рейс. неисправность двигателя. приземлился Розамонд |
HL-10 # 13 | 13 ноября 1968 г. | Манке | 0,840 | 843 | 13,000 | 00:06:25 | 3 попытки. легкого двигателя |
HL-10 # 14 | 9 декабря 1968 г. | Джентри | 0,870 | 872 | 14,454 | 00:06:34 | - |
HL-10 # 15 | 17 апреля 1969 г. | Манке | 0,994 | 974 | 16,075 | 00:06:40 | - |
HL-10 # 16 | апрель 25, 1969 | Дана | 0,701 | 744 | 13,716 | 00:04:12 | Планер без двигателя |
HL-10 # 17 | 9 мая 1969 г. | Манке | 1,127 | 1,197 | 16,246 | 00 : 06: 50 | 1-й подъемный корпус. сверхзвуковой полет |
HL-10 # 18 | 20 мая 1969 г. | Дана | 0,904 | 959 | 14,966 | 00:06:54 | - |
HL-10 # 19 | 28 мая 1969 г. | Манке | 1,236 | 1,312 | 18,959 | 00:06:38 | - |
HL-10 # 20 | 6 июня 1969 г. | Hoag | 0,66 5 | 727 | 13,716 | 00:03:51 | Планер без двигателя |
HL-10 # 21 | 19 июня 1969 г. | Манке | 1,398 | 1,484 | 19,538 | 00:06:18 | - |
HL-10 # 22 | июль 23, 1969 | Дана | 1.444 | 1,350 | 19,446 | 00:06:13 | - |
HL-10 # 23 | 6 августа 1969 г. | Манке | 1,540 | 1,656 | 23,195 | 00:06:12 | 1-й четырехкамерный. полет |
HL-10 # 24 | 3 сентября 1969 г. | Дана | 1.446 | 1,542 | 23,762 | 00:06:54 | - |
HL-10 # 25 | 18 сентября 1969 г. | Манке | 1,256 | 1,341 | 24,137 | 00:07:06 | - |
HL-10 # 26 | 30 сентября 1969 г. | Hoag | 0,924 | 980 | 16,383 | 00:07:16 | - |
HL-10 # 27 | 27 октября 1969 г. | Дана | 1,577 | 1,675 | 18,474 | 00:06:57 | - |
HL-10 # 28 | 3 ноября 1969 г. | Hoag | 1,396 | 1,482 | 19, 544 | 00:07:19 | - |
HL-10 # 29 | 17 ноября 1969 г. | Дана | 1,594 | 1,693 | 19,687 | 00:06:48 | - |
HL-10 # 30 | 21 ноября 1969 г. | Hoag | 1,432 | 1,532 | 24,165 | 00:06:18 | - |
HL-10 # 31 | 12 декабря 1969 г. | Дана | 1,310 | 1,402 | 24,372 | 00:07:08 | - |
HL-10 # 32 | 19 января 1970 г. | Hoag | 1,310 | 1,399 | 26,414 | 00:06:50 | - |
HL-10 # 33 | 26 января 1970 г. | Дана | 1,351 | 1,444 | 26,726 | 00:06:51 | - |
HL-10 # 34 | 18 февраля 1970 г. | Хоаг | 1,861 | 1976 | 20516 | 00:06:20 | Самый быстрый подъем. полет тела |
HL-10 # 35 | 27 февраля 1970 г. | Дана | 1,314 | 1,400 | 27,524 | 00 : 06: 56 | Высший подъем. полет тела |
HL-10 # 36 | 11 июня 1970 г. | Хоаг | 0,744 | 810 | 13,716 | 00:03:22 | Подъем / перетаскивание. механизированный подход |
HL-10 # 37 | 17 июля 1970 г. | Hoag | 0,733 | 803 | 13,716 | 00:04:12 | Последний полет |
HL-10 в настоящее время демонстрируется у входа в Центр летных исследований Армстронга в Эдвардсе, Калифорния.
В пилотном фильме и в серии Человек за шесть миллионов долларов под названием «Смертельный повтор» HL-10 серийный номер 804 идентифицируется как самолет, которым управлял полковник Стив Остин, когда он разбился, что привело к его превращению в бионического человека, и HL-10 также показан в этом эпизоде. Другие эпизоды и оригинальный роман Мартина Кейдина, Киборг, противоречат этому, однако, идентифицируя самолет Остина как вымышленного родственника HL-10, M3-F5. Дополнительную путаницу добавляет тот факт, что и HL-10, и M2-F2 фигурируют в первых титрах телешоу.
Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Northrop HL-10. |