Discovery приближается к ISS на STS-121 | |
Производитель | Rockwell International |
---|---|
Страна происхождения | США |
Оператор | НАСА |
Приложения | Команда и грузовой космический самолет |
Технические характеристики | |
Тип космического корабля | С экипажем, многоразовый |
Стартовая масса | 110 000 кг (240 000 фунтов) |
Сухая масса | 78000 кг (172000 фунтов) |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Размеры | |
Длина | 37,237 м (122 фута 2,0 дюйма) |
Размах крыла | 23,79 м (78 футов 1 дюйм) |
Ширина | 17,86 м (58 футов 7 дюймов) |
Вместимость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 24,310 кг (53 590 фунтов) |
Производство | |
Состояние | Списано |
Построено | 6 |
Запущено | 5 орбитальных аппаратов. 135 миссий |
Потерян | 2 орбитальных аппарата |
Первый запуск | Space Shuttle Columbia. STS-1. ( 12 апреля 1981 г.) |
Последний запуск | Space Shuttle Atlantis. STS-135. (8 июля 2011 г.) |
Последний выход на пенсию | Space Shuttle Atlantis. STS-135. (21 июля 2011 г.) |
Орбитальный аппарат космического корабля - это космический самолет, входящий в состав Space Shuttle, частично многоразовый орбитальный космический аппарат, который был частью прекращенной программы Space Shuttle. Этот аппарат, эксплуатируемый с 1977 по 2011 год НАСА, космическим агентством США, мог доставлять астронавтов и полезные грузы на низкую околоземную орбиту, выполнять космические операции, а затем возвращаться обратно. в атмосферу и приземлится в качестве планера, вернув на Землю свой экипаж и любую бортовую полезную нагрузку.
Для полета было построено шесть орбитальных аппаратов: Enterprise, Columbia, Challenger, Discovery, Atlantis и Endeavour. Все они были построены в Палмдейле, Калифорния, компанией Питтсбург, Пенсильвания, базирующейся в Rockwell International. Первый орбитальный аппарат "Энтерпрайз" совершил свой первый полет в 1977 году. Планер без двигателя был доставлен на модифицированном авиалайнере Boeing 747, названном Shuttle Carrier Aircraft и выпущенном для серии атмосферных испытаний. испытательные полеты и посадки. Предприятие было частично разобрано и снято с эксплуатации после завершения критических испытаний. Остальные орбитальные аппараты были полностью работоспособными космическими аппаратами и были запущены вертикально как часть стека космических челноков .
Колумбия была первым космическим орбитальным аппаратом и совершила свой первый полет в 1981 году. Челленджер, Дискавери и Атлантида последовали за ними в 1983, 1984 и 1985 годах соответственно. В 1986 году "Челленджер" погиб в результате аварии вскоре после запуска. Endeavour был построен как преемник Challenger и впервые был запущен в 1992 году. В 2003 году Columbia был разрушен во время входа в атмосферу, оставив только три оставшихся орбитальных корабля. Discovery завершил свой последний полет 9 марта 2011 года, а Endeavour завершил свой последний полет 1 июня 2011 года. Atlantis завершила последний полет Shuttle, STS-135, 21 июля 2011 года.
Помимо экипажей и полезной нагрузки, многоразовый орбитальный аппарат нес большую часть системы ЖРД системы Space Shuttle System, но обе жидкий водород топливо и жидкий кислород окислитель для его трех главных ракетных двигателей подавались из внешнего криогенного топливного бака. Кроме того, два многоразовых твердотопливных ракетных ускорителей обеспечивали дополнительную тягу примерно в течение первых двух минут запуска. Сами орбитальные аппараты несли гиперголическое топливо для своих двигателей RCS двигателей и системы орбитального маневрирования.
О размере McDonnell Douglas DC-9, Орбитальный аппарат Space Shuttle по своей конструкции напоминал самолет , со стандартным фюзеляжем и двумя крыльями с двойным треугольником, оба стреловидными крыльями на угол 81 градусов на их внутренних передних кромках и 45 градусов на их внешних передних кромках. Вертикальный стабилизатор орбитального аппарата имел переднюю кромку , которая была отведена назад под углом 45 градусов. Четыре элевона были установлены на задних кромках треугольных крыльев, а комбинация руля направления и скоростного тормоза была установлена на задних кромках. край вертикального стабилизатора. Они, вместе с подвижной створкой корпуса, расположенной под главными двигателями, управляли орбитальным аппаратом на более поздних этапах входа в атмосферу.
Система управления реакцией (RCS) состоял из 44 небольших ракетных двигателей на жидком топливе и их очень сложной по проводам системы управления полетом, которая использовалась в вычислительном отношении интенсивный цифровой фильтрация Калмана. Эта система управления выполняла обычное управление ориентацией по осям тангажа, крена и рыскания на всех этапах полета: запуск, движение по орбите, и возвращение в атмосферу. Эта система также выполнила все необходимые орбитальные маневры, включая все изменения высоты орбиты, плоскости орбиты и эксцентриситета. Все эти операции требовали большей тяги и импульса, чем простой контроль ориентации.
Передовые ракеты системы управления реакцией, расположенные около носа орбитального корабля "Спейс Шаттл", включали 14 основных и две нониусные ракеты RCS. Кормовые двигатели RCS были расположены в двух блоках системы орбитального маневрирования (OMS) в задней части орбитального корабля, и они включали 12 основных (PRCS) и два нониусных (VRCS) двигателей в каждом блоке. Система PRCS обеспечивала управление наведением орбитального корабля, а система VRCS использовалась для точного маневрирования во время сближения, стыковки и расстыковки с Международной космической станцией или ранее с российской космической станцией Мир. станция. RCS также контролировал положение орбитального корабля на протяжении большей части его входа в атмосферу Земли - до тех пор, пока воздух не стал достаточно плотным, чтобы включить руль направления, элевоны и закрылки корпуса.
OMS орбитального корабля и топливо RCS представляет собой монометилгидразин (CH3NHNH2), а окислитель - четырехокись азота (N2O4). Эта конкретная комбинация порохов чрезвычайно реактивна и самовоспламеняется при контакте (гиперголии) друг с другом. Эта химическая реакция (4CH3NHNH2 + 5N2O4 → 9N2 + 4CO2 + 12H2O) происходит в камере сгорания двигателя. Затем продукты реакции расширяются и ускоряются в колпаке двигателя, обеспечивая тягу. Благодаря своим гиперголическим характеристикам эти два химиката легко запускаются и перезапускаются без источника воспламенения, что делает их идеальными для систем маневрирования космических кораблей.
На начальном этапе проектирования орбитального аппарата передние двигатели RCS должны были быть спрятаны под выдвижными дверями, которые откроются, как только орбитальный аппарат достигнет космоса. Они были опущены в пользу подруливающих устройств, устанавливаемых заподлицо, из опасения, что двери RCS останутся открытыми и создадут опасность для экипажа и орбитального корабля во время входа в атмосферу.
В кабине или кабине экипажа первоначально было 2214 органов управления и дисплеев, что примерно в три раза больше, чем у командного модуля Apollo. Кабина экипажа состояла из кабины экипажа, средней палубы и служебного помещения. Самым верхним из них была кабина экипажа, в которой сидели командир и пилот космического шаттла, а за ними сидели до двух специалистов миссии. В средней палубе, которая находилась под кабиной экипажа, было еще три места для остальных членов экипажа.
Камбуз, туалет, места для сна, рундуки и боковой люк для входа и выхода из орбитального корабля были также расположены на средней палубе, как и воздушный шлюз. Шлюз имел дополнительный люк в грузовой отсек. Этот воздушный шлюз позволял двум или трем астронавтам, одетым в их скафандры внекорабельной мобильности (EMU), сбросить давление перед выходом в космос (EVA ), а также для восстановления давления и повторного выхода на орбитальный аппарат по завершении выхода в открытый космос.
Подсобное помещение было расположено под полом средней палубы и содержало резервуары для воздуха и воды в дополнение к системе очистки от двуокиси углерода.
Три главных двигателя космических челноков (SSME) были установлены на хвостовой части фюзеляжа орбитального корабля по схеме равносторонней треугольник. Эти три двигателя на жидком топливе могли поворачиваться на 10,5 градусов по вертикали и на 8,5 градусов по горизонтали во время подъема орбитального корабля с помощью ракет для изменения направления их тяги. Следовательно, они управляли всем космическим челноком, а также обеспечивали тягу ракеты к орбите. В кормовой части фюзеляжа также размещались три вспомогательной силовой установки (ВСУ). ВСУ химически преобразовывали гидразин топливо из жидкого состояния в газовое состояние, питая гидравлический насос, который создавал давление для всех гидравлическая система, включая гидравлическую подсистему, которая управляла тремя основными жидкостными ракетными двигателями, находилась под компьютеризированным управлением полетом. Создаваемое гидравлическое давление также использовалось для управления всеми поверхностями управления полетом орбитального аппарата (элевонами, рулем направления, скоростным тормозом и т. Д.), Для развертывания шасси орбитального аппарата и для втягивания шлангокабеля. соединительные люки, расположенные рядом с задней стойкой шасси, снабжали ТСМЭ орбитального аппарата жидким водородом и кислородом из внешнего бака.
Два двигателя системы орбитального маневрирования (OMS) были установлены в двух отдельных съемных блоках на хвостовой части фюзеляжа орбитального корабля, расположенных между SSME и вертикальным стабилизатором. Двигатели СУО обеспечивали значительную тягу для курсовых орбитальных маневров, включая выведение, циркуляризацию, переход, сближение, сход с орбиты, выход на орбиту и однократное прерывание около. При взлете два твердотопливных ракетных ускорителя (SRB) были использованы для вывода аппарата на высоту примерно 140 000 футов.
Электроэнергия для Подсистемы орбитального аппарата были обеспечены набором из трех водородно-кислородных топливных элементов, которые вырабатывали 28 вольт постоянного тока, а также были преобразованы в 115 вольт переменного тока 400 Гц трехфазное электрическое питание (для систем, в которых использовалось питание переменного тока ). Они обеспечивали питание всего стека Shuttle (включая SRB и ET) от T-минус 3:30 до конца миссии. Водород и кислород для топливных элементов хранились в парах криогенных резервуаров для хранения в середине фюзеляжа под облицовкой отсека полезной нагрузки, и можно было установить различное количество таких резервуаров (до пяти) в зависимости от требования миссии. Три топливных элемента были способны непрерывно генерировать 21 киловатт энергии (или 15-минутный пик в 36 киловатт), при этом орбитальный аппарат потреблял в среднем около 14 киловатт этой мощности (оставляя 7 киловатт для полезной нагрузки).
Кроме того, топливные элементы обеспечивали питьевую воду для экипажа во время миссии.
Компьютерная система орбитального аппарата состояла из пяти идентичных IBM AP-101 компьютеров авионики, которые с дублированием управляли бортовыми системами корабля.. Для орбитальных систем использовался специализированный язык программирования HAL / S.
Орбитальные аппараты были защищены системой тепловой защиты (TPS) материалы (разработанные Rockwell Space Systems ) внутри и снаружи, от внешней поверхности орбитального аппарата до отсека для полезной нагрузки. TPS защищал его от холода с температурой −121 ° C (−186 ° F) в космосе до теплоты входа в атмосферу до 1649 ° C (3000 ° F).
Конструкция орбитального аппарата была сделана в основном из алюминиевого сплава, хотя тяговая конструкция двигателя была сделана из титанового сплава. Более поздние орбитальные аппараты (Discovery, Atlantis и Endeavour) заменили графитовой эпоксидной смолой на алюминий в некоторых конструктивных элементах, чтобы снизить вес. Окна были изготовлены из стекла силиката алюминия и стекла кварцевого стекла и состояли из внутренней панели давления, оптической панели толщиной 1,3 дюйма (33 мм) и внешней тепловой панели.. Окна были тонированы теми же чернилами, которые использовались для изготовления американских банкнот.
Орбитальный корабль Space Shuttle имел три комплекта шасси, которые выходили вниз через дверцы в тепловом экране. В целях экономии веса шестерню нельзя было убрать после раскрытия. Поскольку любое преждевременное выдвижение шасси могло иметь катастрофические последствия (поскольку оно открывалось через слои теплозащитного экрана), шасси можно было опустить только с помощью ручного управления, а не какой-либо автоматической системы.
Точно так же, поскольку Шаттл приземлился на высокой скорости и не смог прервать попытку приземления, шасси приходилось надежно срабатывать с первой попытки каждый раз. Шестерни разблокировались и приводились в действие гидравликой с тройным резервированием, при этом дверцы редукторов приводились в действие механическими связями с стойкой переключения передач. Если все три гидравлические системы не смогли освободить фиксаторы шасси в течение одной секунды после команды разблокировки, пиротехнические заряды автоматически срезали крюки блокировки, и набор пружин развернул шасси.
Во время посадки носовое колесо челнока можно было управлять с помощью педалей руля направления в кабине. Во время строительства Space Shuttle Endeavour была разработана улучшенная система управления носовым колесом, которая позволила упростить и улучшить управление носовым колесом. После развертывания Endeavour система была установлена на других челноках во время капитального ремонта в начале 1990-х годов.
Орбитальный аппарат Space Shuttle не имел огней предотвращения столкновений, навигационных огней или посадочных огней, потому что орбитальный аппарат всегда приземлялся в районах, которые были специально одобрены как Федеральным управлением гражданской авиации, так и ВВС. Орбитальный аппарат всегда приземлялся либо на базе ВВС Эдвардс (Калифорния), либо в Космическом центре Кеннеди Посадочный комплекс шаттлов (Флорида), за исключением STS-3 в Космическая гавань Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Аналогичные специальные разрешения (запретные для полетов зоны) действовали также в местах потенциальных аварийных посадок, таких как Испания и Западная Африка, во время всех запусков.
Когда посадка на орбитальный аппарат производилась ночью, взлетно-посадочная полоса всегда сильно освещалась светом от прожекторов и прожекторов на земле, создавая посадочные огни на орбитальном аппарате. ненужная, а также ненужная весовая нагрузка космического полета. Всего ночью было совершено 26 посадок, первая из которых была STS-8 в сентябре 1983 года.
На орбитальном аппарате космического шаттла использовалась гарнитура Helvetica.
Прототип орбитального аппарата. Первоначально у предприятия «Энтерпрайз» был флаг Соединенных Штатов на верхней поверхности левого крыла и черные буквы «USA» на правом крыле. Название «Энтерпрайз» черным цветом было нарисовано на дверях грузового отсека чуть выше переднего шарнира и за отсеком экипажа; на кормовой части дверей отсека для полезной нагрузки был серый логотип NASA «червяк». Под задней частью дверей отсека для полезной нагрузки на стороне фюзеляжа чуть выше крыла был текст «Соединенные Штаты» черного цвета с флагом США впереди.
Первый действующий орбитальный аппарат, Колумбия, первоначально имел ту же маркировку, что и Энтерпрайз, хотя буквы «США» на правом крыле были немного больше и разнесены дальше друг от друга. У Columbia также была черная плитка, которой не хватало Enterprise на переднем модуле RCS, вокруг окон кабины и на вертикальном стабилизаторе. Columbia также имела характерные черные скулы на передней части верхней поверхности крыла, которых не было ни у одного из других орбитальных аппаратов.
Серый логотип «червяк» НАСА, использовавшийся на орбитальных аппаратах с 1982 по 1998 гг.Челленджер разработал модифицированную схему маркировки для флота шаттлов, которая будет соответствовать Discovery, Atlantis и Endeavour. Буквы «USA» черным цветом над американским флагом были отображены на левом крыле, с серым логотипом NASA «червяк» по центру над названием орбитального корабля черным на правом крыле. Кроме того, название орбитального корабля было начертано не на дверях отсека для полезной нагрузки, а на носовой части фюзеляжа чуть ниже и за окнами кабины. Это сделало бы имя видимым, когда орбитальный аппарат был сфотографирован на орбите с открытыми дверями. Челленджер также имел черную плитку на конце его вертикального стабилизатора, как и Колумбия, которого не хватало другим орбитальным аппаратам.
В 1983 году у «Энтерпрайза» была изменена маркировка крыльев, чтобы соответствовать Challenger, а логотип НАСА «червяк» на кормовом конце дверей отсека для полезной нагрузки был изменен с серого на черный. Некоторые черные отметки были добавлены на нос, окна кабины и вертикальное оперение, чтобы больше походить на летательные аппараты, но название «Энтерпрайз» осталось на дверях отсека для полезной нагрузки, поскольку открывать их никогда не было необходимости. Название Columbia было перенесено на носовую часть фюзеляжа, чтобы соответствовать другим летательным аппаратам после STS-61-C, во время перерыва 1986–88 годов, когда флот шаттлов был остановлен после потери Challenger, но сохранил исходную маркировку крыла до последнего капитального ремонта (после STS-93 ), а также уникальные черные скулы до конца срока службы.
Знак «фрикаделька» НАСА, использовавшийся на действующих орбитальных аппаратах космического корабля «Шаттл» после 1998 года.Начиная с 1998 года, маркировка летательных аппаратов была изменена, чтобы включить в него знак НАСА «фрикаделька». Логотип «червяк», от которого агентство постепенно отказалось, был удален с дверей отсека для полезной нагрузки, а знак «фрикаделька» был добавлен в корме от текста «Соединенные Штаты» на нижней задней части фюзеляжа. Знак отличия «фрикаделька» был также отображен на левом крыле, с американским флагом над названием орбитального аппарата, выровненным по левому краю, а не по центру, на правом крыле. Три уцелевших летательных аппарата, Discovery, Atlantis и Endeavour, до сих пор несут эту маркировку как музейные экспонаты. Энтерпрайз стал собственностью Смитсоновского института в 1985 году и больше не находился под контролем НАСА, когда были внесены эти изменения, поэтому прототип орбитального корабля все еще имеет маркировку 1983 года и свое имя на дверцах отсека для полезной нагрузки.
С окончанием программы «Шаттл» были составлены планы по размещению трех оставшихся орбитальных аппаратов «Спейс шаттл» на постоянной основе. Администратор НАСА Чарльз Болден объявил расположение орбитальных аппаратов 12 апреля 2011 г., в 50-ю годовщину первого полета человека в космос и 30-ю годовщину первого полета Колумбии. Discovery был отправлен в Смитсоновский центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи, заменив Enterprise, который был перемещен в Музей моря, авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке. Endeavour отправился в Калифорнийский научный центр в Лос-Анджелесе, прибыв 14 октября 2012 года. Атлантида отправилась в комплекс посетителей Космического центра Кеннеди 2 ноября 2012 года. Сотни других артефактов шаттлов будут экспонироваться в различных других музеях и образовательных учреждениях США.
Одно из летных и промежуточных тренажеров в кабине экипажа выставлено в Национальном музее ВВС США, а другой выставлен в ЗАО. Тренажер с полным фюзеляжем, который включает отсек для полезной нагрузки и кормовую часть, но без крыльев, выставлен в Музее полетов в Сиэтле, Вашингтон. Тренажер Shuttle Mission Simulator с фиксированной базой, предназначенный для моделирования миссий и учебного центра, первоначально был доставлен в планетарий Адлера в Чикаго, штат Иллинойс, но позже был передан в Stafford Музей авиации и космонавтики в Уэтерфорд, Оклахома. Симулятор Motion Base был передан в Техасский AM Отдел аэрокосмической техники в Колледж-Стейшн, Техас, а Симулятор наведения и навигации был передан в Музей авиации Wings of Dreams в Старке, Флорида. НАСА также предоставило школам и университетам около 7000 тайлов TPS.
Данные из
Общие характеристики
Характеристики
Грузовой отсек имеет длину 60 футов (18,3 м) и ширину 15 футов (4,57 м) и может транспортировать 53 800 фунтов (24 400 кг) на расстояние 127 миль (204 км), или 27 600 фунтов (12500 кг) до МКС на расстоянии 253 миль (407 км). Самой крупной полезной нагрузкой, запущенной космическим шаттлом, была рентгеновская обсерватория Чандра в 1999 г. массой 50 162 фунтов (22 753 кг), включая ее инерционный разгонный блок и вспомогательное оборудование. Шаттл был способен возвращать на Землю около 35000 фунтов (16000 кг) груза.
Максимальное качество полета / аэродинамическое сопротивление значительно варьировалось. со скоростью в диапазоне от 1: 1 на гиперзвуковых скоростях, 2: 1 на сверхзвуковых скоростях и до 4,5: 1 на дозвуковых скоростях во время захода на посадку и приземления.
орбитальные аппараты индивидуальных космических шаттлов. назван в честь старинных парусных кораблей военно-морских сил мира (хотя испытательный орбитальный корабль Enterprise, первоначально называвшийся «Конституция», был изменен в названии после звездного корабля Star Trek, который сам назван в честь серия кораблей ВМС США ), и они также были пронумерованы с использованием системы обозначений NASA Orbiter Vehicle. Три из названий были также даны космическим кораблям Apollo между 1969 и 1972 годами: Apollo 11, Command Module Columbia, Apollo 15, Command Module Endeavour и Apollo 17 Lunar. Модуль Challenger.
Хотя все орбитальные аппараты были внешне практически идентичны, они имели незначительные различия во внутреннем пространстве. Новое оборудование для орбитальных аппаратов было установлено в том же порядке, в котором они проходили техническое обслуживание, а новые орбитальные аппараты были сконструированы Rockwell International под наблюдением НАСА с некоторыми более совершенными, более легкими по весу конструктивными элементами. Таким образом, более новые орбитальные аппараты (Discovery, Atlantis и Endeavour) имели немного большую грузоподъемность, чем Columbia или Challenger.
Орбитальные аппараты Space Shuttle были собраны на сборочном предприятии Rockwell в Палмдейле, Калифорния, на федеральном комплексе Plant 42.
Испытательные устройства | |||
---|---|---|---|
Номер | Имя | Примечания | |
- | Лаборатория интеграции авионики челнока, симулятор для реальных испытаний аппаратного и программного обеспечения полета и обучение | ||
Pathfinder | Симулятор орбитального аппарата для испытаний на перемещение и управление. В настоящее время демонстрируется в США. Космический и ракетный центр | ||
– | Испытательный стенд для силовых установок и систем подачи топлива | ||
– | Конструктивное испытательное изделие, используемое для стрессовых и тепловых испытаний, позже стало Challenger | ||
Энтерпрайз | Первый свободный полет в атмосфере 12 августа 1977 года. Используется для захода на посадку и посадочных испытаний, не пригоден для космических полетов. В настоящее время находится в Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid. |
Имя | Изображение | OVD | Первый полет | Количество рейсов | Последний полет | Статус | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Атлантида | OV-104 | STS-51-J. 3–7 октября 1985 г. | 33 | STS-135. июль 8–21, 2011 | На пенсии.. Отображается в Комплекс для посетителей Космического центра Кеннеди во Флориде. | ||
Challenger | OV-099 | STS-6. 4–9 апреля 1983 г. | 10 | STS-51-L. январь 28, 1986 | Уничтожен.. Распался из-за неисправности твердотопливного ракетного ускорителя 28 января 1986 года. Обломки захоронены на мысе Канаверал LC-31. | ||
Колумбия | OV-102 | STS-1. 12–14 апреля 1981 г. | 28 | STS-107. 16 января – 1 февраля 2003 г. | Уничтожен.. Развалился при входе в атмосферу 1 февраля 2003 г. Остатки орбитального аппарата хранятся в Сборочном корпусе. | ||
Дискавери | OV-103 | STS-41-D. 30 августа 1984 г. | 39 | STS-133. 24 февраля 2011 г. | на пенсии.. Показано в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния. | ||
Endeavour | OV-105 | STS-49. 7 мая, 1992 | 25 | STS-134. 16 мая 2011 г. | На пенсии.. Отображается в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелес, Калифорния. | ||
Enterprise | OV-101 | ALT Free Flight # 1. 12 августа 1977 г. | 5 | ALT Free Flight # 5. 26 октября 1977 | На пенсии.. Экспонируется в Intrepid Sea, Air Space Museum в Нью-Йорке, Нью-Йорк. |
В дополнение к тестовым изделиям и орбитальным аппаратам, созданным для использования в программе Shuttle, в Соединенных Штатах также представлены различные макеты, представленные на выставке:
Шаттл | Атмосферные. испытательные полеты | Полет время | Самый длинный полет | Первый полет | Последний полет | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ALT | Дата | ALT | Дата | ||||||
Энтерпрайз | 5 | 00д 00ч 19м | 00д 00ч 05м | ALT-12 | 12 августа 1977 г. | ALT-16 | 26 октября 1977 г. | ||
Shuttle | Рейсы | Flight time | Orbits | Longest flight | First flight | Last flight | Hubble/Mir/ISS. mission | ||
STS | Launched | STS | Launched | ||||||
Columbia † | 28 | 300d 17h 47m 15s | 4,808 | 17d 15h 53m 18s | STS-1 | Apr 12, 1981 | STS-107 † | Jan 16, 2003 | 1 / 0 / 0 |
Challenger † | 10 | 62d 07h 56m 15s | 995 | 08d 05h 23m 33s | STS-6 | Apr 04, 1983 | STS-51-L † | Jan 28, 1986 | 0 / 0 / 0 |
Discovery | 39 | 364d 22h 39m 29s | 5,830 | 15d 02h 48m 08s | STS-41-D | Aug 30, 1984 | STS-133 | Feb 24, 2011 | 3 / 1 / 13 |
Atlantis | 33 | 306d 14h 12m 43s | 4,848 | 13d 20h 12m 44s | STS-51-J | Oct 03, 1985 | STS-135 | July 8, 2011 | 1 / 7 / 12 |
Endeavour | 25 | 296d 03h 34m 02s | 4,677 | 16d 15h 08m 48s | STS-49 | May 07, 1992 | STS-134 | May 16, 2011 | 1 / 1 / 12 |
Total | 135 | 1330d 18h 9m 44s | 21,158 | 6 / 9 / 37 |
† Destroyed
This article incorporates public domain material from websites or documents of the National Aeronautics and Space Administration.
Wikimedia Commons has media related to Space Shuttles. |