Вид отсека полезной нагрузки Колумбии, показывающий Spacelab. | |
Тип миссии | Исследования в условиях микрогравитации |
---|---|
Оператор | НАСА |
COSPAR ID | 1983-116A |
SATCAT номер | 14523 |
Продолжительность полета | 10 дней, 6 часов, 47 минут, 24 секунды |
Пройденное расстояние | 6 913 504 километра (4 295 852 мили) |
Завершенные орбиты | 167 |
Характеристики космического корабля | |
Космический корабль | Шаттл Колумбия |
Стартовая масса | 112 318 кг (247 618 фунтов) |
Посадочная масса | 99 800 кг (220 021 фунт) |
Масса полезной нагрузки | 15088 кг (33263 фунта) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 6 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 28 ноября 1983 г., 16:00:00 (1983-11-28UTC16Z) UTC |
Место запуска | Кеннеди LC-39A |
Конец миссии | |
Дата приземления | 8 декабря 1983 г., 22:47:24 (1983-12-08UTC22: 47: 25Z) UTC |
Место посадки | Эдвардс ВПП 17 |
Параметры орбиты | |
Система отсчета | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 240 километров (149 миль) |
Высота апогея | 253 километра (157 миль) |
Наклонение | 57,0 градусов |
Период | 89,5 мин |
. LR: Гэрриот, Лихтенберг, Шоу, Янг, Мербольд, Паркер Программа космического челнока ← STS-8 STS-41-B → |
STS-9 (также именуемый STS-41-A и Spacelab 1 ) был девятым космическим шаттлом NASA и шестой полет космического корабля "Колумбия". Запущенный 28 ноября 1983 года десятидневный полет доставил на орбиту первый лабораторный модуль Spacelab.
STS-9 также был последним разом, когда исходная система нумерации STS использовалась до STS-26, который был обозначен после катастрофы Challenger 1986 года. СТС-51-Л. Согласно новой системе, STS-9 должен был обозначаться как STS-41-A. Первоначально запланированный преемник STS-9, STS-10, был отменен из-за проблем с полезной нагрузкой; вместо этого последовал STS-41-B.
STS-9 отправил в космос первого гражданина США, не являющегося гражданином США, на шаттле, Ульфа Мербольда, став первым гражданином ЕКА и первым гражданином Западной Германии.
Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Джон У. Янг . Шестой и последний космический полет | |
Пилот | Брюстер Х. Шоу-младший . Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Оуэн К. Гэрриот . Второй и последний космический полет | |
Специалист миссии 2 | Роберт А. Паркер . Первый космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 1 | Ульф Мербольд, ESA . Первый космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Байрон К. Лихтенберг . Первый космический полет |
Позиция | Астронау t | |
---|---|---|
Специалист по полезной нагрузке 1 | Ваббо Окелс | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Майкл Лэмптон |
Сиденье | Запуск | Посадка | . Места 1–4 являются на летной палубе. Сиденья 5–7 находятся на средней палубе. |
---|---|---|---|
S1 | Янг | Янг | |
S2 | Шоу | Шоу | |
S4 | Паркер | Паркер | |
S5 | Гэрриот | Гэрриот | |
S6 | Лихтенберг | Лихтенберг | |
S7 | Мербольд | Мербольд |
Экипаж STS-9 из шести человек, самый большой из всех космических миссий того времени, включая Джона У. Янга, командующего, на его втором шаттле рейс; Брюстер Х. Шоу, пилот; Оуэн Гэрриот и Роберт А. Паркер, оба специалисты миссии; и Байрон К. Лихтенберг и Ульф Мербольд, специалисты по полезной нагрузке - первые два астронавта не из НАСА , которые полетели на космическом шаттле. Мербольд, гражданин Западной Германии, был первым иностранным гражданином, участвовавшим в полете шаттла. Лихтенберг был исследователем в Массачусетском технологическом институте. До STS-9 ученый-астронавт Гэрриот провел 56 дней на орбите в 1973 году на борту Скайлэб. Командовал миссией ветеран-астронавт Джон Янг, совершивший свой шестой и последний полет за 18-летнюю карьеру, в ходе которой он дважды летал на Gemini, Apollo и на шаттле, в который входил два путешествия на Луну, что сделало его самым опытным космическим путешественником на сегодняшний день. Янг, который также руководил Колумбией во время ее первого полета STS-1, был первым человеком, который вылетел на одном и том же космическом корабле на орбиту более одного раза. STS-9 ознаменовал собой единственный раз, когда два ветерана-астронавта, существовавших до шаттлов (Гэрриот и Янг), полетели в одной и той же миссии космического шаттла.
Миссия была полностью посвящена Spacelab 1, совместной программе НАСА / Европейского космического агентства (ESA), призванной продемонстрировать способность проводить передовые научные исследования в космосе.. И специалисты миссии, и специалисты по полезной нагрузке работали в модуле Spacelab и координировали свои усилия с учеными в Центре управления операциями с полезной нагрузкой (POCC) Marshall, который затем располагался в Космическом центре Джонсона в Техасе. Финансирование Spacelab 1 было предоставлено ЕКА.
После возвращения Колумбии с STS-5 в ноябре 1982 года он получил несколько модификаций и изменений при подготовке к STS-9. Большинство этих изменений были предназначены для поддержки модуля Spacelab и экипажа, таких как добавление туннеля, соединяющего Spacelab с воздушным шлюзом орбитального корабля, и дополнительных условий для шести членов экипажа миссии, таких как камбуз и спальные места. Columbia также получила более мощные главные двигатели космических шаттлов, представленные с Challenger, которые были рассчитаны на 104% максимальной тяги; его первоначальные главные двигатели были позже отремонтированы для использования с Atlantis, строительство которого в то время еще продолжалось. Также к шаттлу были добавлены топливные элементы большей емкости и антенна Ku-диапазона для использования со спутником слежения и передачи данных (TDRS).
Первоначальная дата запуска миссии 29 октября. 1983 год был очищен из-за проблем с выхлопным соплом правого твердотопливного ракетного ускорителя (SRB). Впервые в истории программы шаттлов штабель шаттлов был откатан в Здание сборки транспортных средств (VAB), где он был разложен, а орбитальный аппарат вернулся в Цех обработки орбитального корабля, а подозреваемый бустер прошел ремонт. Шаттл был переупакован и возвращен на стартовую площадку 8 ноября 1983 года.
STS-9 успешно запущен из Космический центр Кеннеди в 11 утра по восточному стандартному времени 28 ноября 1983 года.
Экипаж шаттла был разделен на две команды, каждая из которых работала в смену по 12 часов на время полета. Янг, Паркер и Мербольд сформировали Красную команду, а Шоу, Гэрриот и Лихтенберг составили Синюю команду. Обычно Янг и Шоу назначались в кабину экипажа, а специалисты по полетам и полезной нагрузке работали внутри Spacelab.
В ходе миссии было проведено 72 научных эксперимента, охватывающих области физики атмосферы и плазмы, астрономии, физики Солнца, материаловедение, технология, астробиология и наблюдения Земли. Работа Spacelab прошла настолько хорошо, что миссия была продлена на дополнительный день до 10 дней, что сделало ее полет шаттла самой продолжительной на тот момент. Кроме того, Гэрриот осуществил первые радиолюбители передачи радиолюбителем в космосе во время полета. Это привело ко многим дальнейшим космическим полетам, в которых любительское радио использовалось в качестве учебного и резервного средства связи.
Миссия Spacelab 1 была очень успешной, что доказало осуществимость концепции проведения сложных экспериментов в космосе с использованием лиц, не являющихся сотрудниками НАСА, обученных в качестве специалистов по полезной нагрузке в сотрудничестве с POCC. Более того, спутник TDRS-1, теперь полностью работающий, смог передавать значительные объемы данных через свой наземный терминал на POCC.
Во время ориентации орбитального аппарата, за четыре часа до входа в атмосферу, один из компьютеров управления полетом вышел из строя, когда были запущены двигатели RCS. Через несколько минут второй вылетел аналогичным образом, но был успешно перезагружен. Янг задержал посадку, позволив орбитальному аппарату дрейфовать. Позже он засвидетельствовал: «Если бы мы затем активировали программное обеспечение резервного копирования, это привело бы к потере машины и экипажа». Послеполетный анализ показал, что GPC (компьютеры общего назначения) вышли из строя, когда движение двигателя RCS выбило кусок припоя и закоротило плату ЦП. GPC с BFS может иметь такой же дефект пайки, как и остальные GPC, а может и не иметь. Переключение транспортного средства на BFS с нормального управления полетом может произойти относительно мгновенно, и на этот конкретный GPC, работающий с BFS, также может повлиять тот же сбой из-за дефекта пайки. Если произошел такой сбой, переключение транспортного средства обратно на обычное программное обеспечение управления полетом на нескольких GPC с одного GPC с BFS занимает намного больше времени, по сути оставляя транспортное средство вообще без какого-либо управления во время изменения.
Колумбия приземлилась на взлетно-посадочной полосе 17 на базе ВВС Эдвардс 8 декабря 1983 года в 15:47 PST, совершив 166 витков и пролетев 4,3 миллиона миль. (6,9 × 10 ^км) за время полета. Прямо перед посадкой две из трех вспомогательных силовых установок орбитального аппарата загорелись из-за утечки гидразина, но орбитальный аппарат, тем не менее, приземлился успешно. 15 декабря Колумбию переправили обратно в КСК. Утечка была позже обнаружена после того, как она сгорела и причинила серьезный ущерб отсеку. Затем шаттл был отправлен на обширную программу реконструкции и модернизации, чтобы привести его в соответствие с новыми орбитальными аппаратами Challenger, а также с грядущими Discovery и Atlantis. В результате Колумбия вообще не летала в 1984–85.
Попытка | Запланированная | Результат | Оборот | Причина | Точка принятия решения | Weather go (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 29 октября 1983 г., 12:00:00 pm | очищено | — | техническое | 19 октября 1983 г., 12:00 (T-43) | Проблемы с соплом SRB. Время запуска и принятия решения приблизительное, даты - точные. | |
2 | 28 ноября 1983 г., 11:00:00 | успех | 29 дней, 22 часа, 60 минут |
Основная полезная нагрузка миссии, Spacelab 1 изображен в отсеке для полезной нагрузки Columbia. Девять звезд и траектория орбитального аппарата указывают на числовое обозначение полета, STS-9.
Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.