Kliper

редактировать
Предложенная РКК «Энергия» концепция частично многоразового пилотируемого корабля
Kliper
Клипер Infografia.jpg Визуализация космического корабля Kliper
ПроизводительS.P. Ракетно-космическая корпорация "Энергия"
Страна происхожденияРоссия
ОператорРоскосмос
ПриложенияС экипажем космоплан
Технические характеристики
РежимLow Earth
Производство
СтатусОтменено
Запущено0

Kliper (Клипер, Английский : Clipper ) был в начале 2000-х годов, предложенный многоразовым пилотируемым космическим кораблем в начале 2000-х годов, предложенный РКК "Энергия". Из-за отсутствия финансирования со стороны ЕКА и ЮАР проект был отложен на неопределенный срок до 2006 года.

Разработанный в первую очередь для замены корабля Союз, Kliper был предложен в двух вариантах: как чистый конструкция подъемного корпуса и как космоплан с небольшими крыльями. В любом случае корабль смог бы скользить в атмосферу под углом, который создает гораздо меньшую нагрузку на людей, находящихся на борту, чем нынешний Союз. Kliper был спроектирован таким образом, чтобы он мог перевозить до шести человек и выполнять переправы между Землей и Международной космической станцией.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Объявление о программе
    • 1.2 Ранний поиск поддержки
    • 1.3 Ориентировочная стоимость
    • 1.4 Первый запуск и цель для регулярных полетов
    • 1.5 Участие ЕКА в Kliper - неопределенность в отношении европейского сотрудничества
    • 1.6 Тендер Российского космического агентства на Kliper
  • 2 Design
    • 2.1 Обзор
    • 2.2 Конструкция подъемного корпуса
    • 2.3 Использование космического буксира
  • 3 Задания
  • 4 Ракеты-носители
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 В новостях

Разработка

Анонс программы

Космический корабль Союз ТМА-6 приближается к Международной космической станции - в феврале космический корабль Союз сменил бы на «Клипер»

2004 г. Заместитель директора Федерального космического агентства (ФКА) Николай Моисеев сообщил журналистам, что проект «Клипер» включен в Федеральная космическая программа России на 2005-15 гг. Тогда он объявил, что в случае успешной реализации программы первый запуск может произойти даже через пять лет. Клипер разрабатывался с 2000 года и, как сообщается, в значительной степени опирался на исследования, а также предложения относительно небольшого российского космического корабля с подъемным корпусом 1990-х годов. Внешне его дизайн был сравним с отмененным европейским миниатюрным контейнером Hermes или исследованием NASA X-38. Планировалось, что он станет преемником ветеранского космического корабля «Союз», который строился в различных модификациях с 1961 года.

Ранние поиски поддержки

В 2005 году «Клипер» демонстрировался в нескольких воздухе. показывает по Европе и Азии, чтобы привлечь международных партнеров для совместного финансирования и совместной разработки космического корабля. Российское космическое агентство особенно обращало внимание на Европу, поскольку Европейское космическое агентство (ESA ) стало его основным партнером в космической деятельности в последние годы. В мае 2005 года в прессе пошли слухи, что Европа присоединится к проекту Kliper в рамках специально финансируемого предприятия, которое станет частью программы Aurora. Эти слухи оказались верными, когда и российские, и европейские космические чиновники объявили о своем сотрудничестве в создании Kliper во время Парижского авиасалона в Ле Бурже 10 июня 2005 года.

Владимир Танеев, ведущий разработчик системы Kliper, рассуждал о вкладе Европы в проект следующим образом:

Европейские компании, вероятно, предоставят авионику, материалы и системы кабины. На столе есть множество различных вариантов, и в ближайшем будущем мы планируем сформировать российско-европейские рабочие группы, специализирующиеся на различных подсистемах и областях проектирования.

Еще один элемент этого процесса был обнародован 12 октября 2005 года, когда Различные агентства печати сообщили, что JAXA, японское космическое агентство, официально обратилось к России с просьбой принять участие в этом проекте. JAXA ясно дало понять, что они с большей вероятностью присоединятся к проекту, если ЕКА сделает это первым, что было под вопросом после того, как члены ЕКА отклонили исследование участия Европы в проекте Клипер в декабре 2005 года. Япония сделает Kliper поистине многонациональным проектом, потенциально сочетающим высокую надежность российских пусковых установок с японскими компьютерными технологиями. Более широкий общенациональный консенсус позволил бы также облегчить финансовую нагрузку на каждого участника.

Ориентировочные затраты

Объявления и предположения после пресс-конференции в феврале 2004 г. предложили бюджет развития в размере 10 000 000 000 (около 400000000 долларов США). При рассмотрении затрат на космические полеты человека стало ясно, что цифра в 10 миллиардов рублей - это довольно низкая оценка. В мае 2005 г. The Guardian сообщила, что затраты были оценены примерно в 3 000 000 000 долларов США (на разработку и строительство Kliper до 2015 года), из которых большая часть <121 долларов США>Предполагалось, что 1 800 000 000 будут из Европы. Различные источники в 2005 году сообщили, что деньги, необходимые для программы, составят 1500000000 (около 1,800000000 долларов США), а 12 декабря 2005 года в статье говорилось, что это будет 1 000 000 000 евро (исключительно в отношении затрат на разработку).

14 июля 2005 г. Правительство России утвердило Государственную космическую программу на 2006–2015 годы с бюджетом 305 000 000 000 ( около 11000000000 долларов США). Общий бюджет на 10-летний период должен был составить 425000000000 (примерно 15000000000 долларов США). В бюджет включено необходимое финансирование для программы Kliper. Таким образом, перед лицом отказа Европы профинансировать технико-экономическое обоснование проекта Kliper на сумму € 50,000,000 на европейском космическом саммите в декабре 2005 г., российские космические чиновники заявили, что Россия будет финансировать Kliper даже без какого-либо европейского вклада.

В самой последней статье о Kliper говорилось, что затраты на разработку проекта составили бы 16000000000 (около 600000000 долларов США), 110000000000 из который будет финансироваться правительством и 5 000 000 000 подрядчиками.

Первый запуск и цель для регулярных рейсов

В 2004 году было объявлено, что, вероятно, Клипер совершить свой первый запуск уже в 2010 или 2011 годах, в то же время, когда планировалось списать Space Shuttle. BBC News сообщило 27 сентября 2005 г., что первые летные испытания были запланированы на 2011 г., первые полеты с экипажем состоялись в 2012 г., а Союз постепенно прекращался, пока 2014. В статье от 3 декабря 2005 г. процитировал президента Энергия Ракетно-космической корпорации Николай Севастьянов, что «первый регулярный старт запланирован на 2012 год, а полный транспортный система будет введена в действие к 2015 году ». После прекращения тендера Российского космического агентства на новый космический корабль "Энергия" объявила, что это подтолкнет первый полет ее предложения Kliper - если она вообще будет разработана - назад. В конечном итоге проект развития не продолжился.

Участие ЕКА в Kliper - неопределенность относительно европейского сотрудничества

Планировалось, что Kliper станет основным маршрутом доступа России и даже Европы к Международной космической станции

28 сентября 2005 г. BBC сообщила, что Алан Тиркеттл, глава отдела развития пилотируемых космических полетов ЕКА, заявил, что будет использоваться Клипер: «Для будущих исследований, когда у нас есть цель полететь на Луну, важно иметь несколько возможностей для полета туда., и в рамках этого сотрудничества иметь собственный выход на орбиту вокруг Луны ». В том же контексте Ален Фурнье-Сикр, глава постоянного представительства ЕКА в Российской Федерации, также заявил, что: «Цель состоит в том, чтобы иметь более комфортный автомобиль, чем капсула« Союз », которая будет использоваться с пилотами и четырьмя пассажирами. … Он предназначен для обслуживания космической станции и перехода между Землей и орбитой вокруг Луны с шестью членами экипажа ».

Хотя в команде Алана Тиркеттла в ЕКА, похоже, был большой энтузиазм по поводу Клипера (как указано в предыдущем абзаце), 7 декабря 2005 г. европейский космический саммит правительственных чиновников стран-членов ЕКА отклонил утвердить двухлетнее исследование стоимостью 50 миллионов евро, посвященное потенциальному участию ЕКА в проекте Kliper. Отказавшись от финансирования исследования, члены ESA заявили, что среди других факторов, которые казались неблагоприятными, в соответствии с текущим российским предложением Европа не будет разделять контроль над разработкой программы и будет ограничена тем, что будет вносить небольшой вклад в промышленность.

Жан- Жак Дордэн, генеральный директор ЕКА, поместил отказ в финансировании исследования в контекст: «Это не вопрос государств-членов за и государств-членов против. Я думаю, что решение не могло быть принято по причинам, не связанным с Сам Clipper. Решение не могло быть принято из-за бюджетных ограничений ». Дордейн пришел к выводу, что он убежден в том, что европейская поддержка Клипера жизненно важна для будущего участия ЕКА в космическом транспорте и что благоприятное решение может быть принято до июня 2006 года. В заключение «Нам нужны две транспортные системы в мире», Дордейн также обозначил вскоре после этого. Европейский космический саммит заявил, что основным требованием участия Европы в проекте Kliper было использование двух отдельных систем для поддержки МКС, что было доказано после катастрофы космического корабля Columbia в 2003.

Замечаниям Дордена вторил Даниэль Сакотт, директор ЕКА по пилотируемым космическим полетам, микрогравитации и исследованиям, сказав просто, что «русские не собираются финансировать это, мы будем финансировать это с нашей стороны», несмотря на то, что добавив предостерегающее примечание: «Нам нужна была поддержка как минимум двух государств - Франции, Италии и Германии. Мы ее не получили». Что это означает на практике, еще предстоит увидеть; Представители ЕКА все еще настаивают на участии Европы в проекте Kliper.

Весьма отрицательные комментарии относительно Клипера были высказаны различными национальными делегациями на декабрьской встрече, в частности, французским министром исследований Франсуа Гуларом. Короче говоря, на данный момент остаются государства-члены, твердо приверженные Kliper, а другие столь же категорически против. Долгосрочная перспектива остается неопределенной.

Тендер Российского космического агентства на Kliper

В конце 2005 года Роскосмос объявил, что в январе 2006 года будет проведен тендер на покупку Kliper между РКК Энергия, Хруничев и Молния с датой отбора 3 февраля 2006 г. Обеспокоенность по поводу заявок привела к задержке в процессе, с крайним сроком подачи повторной подачи в марте 2006 г., и отбор был перенесен на апрель 2006 года. Из-за дальнейших задержек тендер был отменен 18 июля 2006 года.

В конце июля 2006 года Российское космическое агентство и Европейское космическое агентство договорились о сотрудничестве в другом проекте по разработке нового космического корабля.. Они решили профинансировать исследование в рамках программы Crew Space Transportation System (CSTS ), которое началось в сентябре 2006 года, и оценить концепцию капсульного типа, заимствованную из «Союза». Хотя эта программа является продолжением сотрудничества RSA и ESA по созданию нового космического корабля, эта программа больше не связана с крылатым Kliper, разработанным Energia.

РКК «Энергия» продолжила реализацию проекта без поддержки правительства России и заявила, что будет искать частные инвестиции для создания этого корабля. В новостях в России говорилось, что Kliper, как ожидается, будет готов к испытательным полетам Российского космического агентства примерно в 2012 году в рамках программы модернизации российских космических аппаратов. Официально проект был остановлен в июне 2007 года после того, как главный инициатор проекта Николай Севастьянов был уволен с должности президента РКК "Энергия". Новоназначенный президент РКК "Энергия" Виталий Лопота подтвердил, что "Клипер" не будет выставлен на авиакосмическом салоне МАКС-2007. Он сказал, что Энергия потратит больше времени на анализ проекта, выполнит дополнительное динамическое моделирование, доработает дизайн и внешний вид, а затем представит новые предложения для Роскосмоса.

В 2008 году Виталий Лопота поделился своим видением нового русского языка. космический корабль. Он упомянул два возможных варианта: космическую капсулу, которая лучше подходит для полетов на Луну и Марс, и конструкцию с приподнятым корпусом для полетов на околоземную орбиту. Согласно новым планам, вместо Kliper с 2009 по 2017-2018 годы будет разрабатываться новый PPTS (Rus).

Дизайн

Учитывая, что Российское космическое агентство отдает предпочтение предложению компании "Энергия" о подъемном корпусе, эта часть статьи полностью посвящена конструкции компании "Энергия" для компании Kliper.

Обзор

Дизайн Клипера был еще одной попыткой решить геометрические проблемы космического корабля. У "Союза" есть орбитальный модуль, полая сфера, используемая для приема пищи и гигиены, и воздушный шлюз, расположенный над модулем входа в атмосферу (капсула) с механизмом стыковки наверху. В случае аварийной ситуации он будет оторван от ракеты вместе с входным модулем, а обтекатель над космическим кораблем был спроектирован так, чтобы успешно разделиться на части либо по окружности сразу под входным модулем в такой аварийной ситуации, либо в продольном направлении, если полет должен быть успешным. «Клипер» был спроектирован с орбитальным модулем ниже его возвратного модуля и стыковочным механизмом под ним. Это стало возможным благодаря созданию более широкого, чем орбитальный модуль, спускаемого аппарата, так что рядом с ним можно было установить пару ракетных сопел для орбитального маневрирования, как это было на более поздних космических станциях Салют.

В связи с этим новым дизайном, «Клипер» будет иметь систему аварийного выхода, которая позволит ему отсоединиться от ракеты-носителя, если потребуется прервать миссию во время орбитального подъема. Прерывание могло бы быть возможным во время каждой фазы запуска с ограничением первых секунд после запуска.

Конструкция подъемного тела

При возвращении из космоса подъемное тело Клипера конструкция не только позволила бы более плавный спуск в атмосферу Земли, чем конструкция капсулы , такой как «Союз»; но также разрешить контроль. РКК "Энергия" заявила, что корабль сможет приземлиться на заранее определенной площади в один квадратный километр. Художественные впечатления показали, что Клипер напоминал цилиндр, увенчанный конусом. Первоначально предложения по посадке включали как посадку на парашюте, так и в качестве альтернативы, в модифицированном варианте, посадку на взлетно-посадочную полосу, подобную самолету или космическому шаттлу. Ведущий конструктор прокомментировал этот вопрос в июне 2005 года:

Мы на 99% уверены, что это будет космический корабль с перевернутыми крыльями, что позволит Kliper приземлиться на любом военном аэродроме первого класса с взлетно-посадочной полосой от трех до трех и длиной в полкилометра.

«Клипер», как транспортное средство, должен был быть в первую очередь космическим кораблем с экипажем, несущим шесть космонавтов и полезные грузы до 700 кг (в основном эксперименты и другое оборудование, используемое для проведения экспериментов на орбите) и планировалось оставаться на орбите приблизительно 15 дней независимо и до 360 дней, если состыкован с Международной космической станцией. Это высветило российско-европейские и американские изменения в философии космических перевозок. Вместо того чтобы сосредоточиться на подъеме грузов и экипажа, как в случае с космическим шаттлом или Бураном, российское космическое агентство приняло философию «прежде всего люди» с целью «закрепить» дополнительные возможности для более продвинутые миссии на Kliper позже. Каждый орбитальный аппарат должен был совершить 25 полетов до вывода на пенсию.

Использование космического буксира

В конце 2005 года дизайн Клипера был снова изменен. Чтобы установить «Клипер» на планируемую модернизированную версию ракеты «Союз-2», получившую обозначение «Союз-2-3», «Клипер» будет «разделен» на два космических корабля: экипаж «Клипер» и Паром ( рус. "паром"), космический буксир. «Паром» был бы постоянным орбитальным космическим кораблем, ожидающим Клипера на орбите, стыковавшимся с ним, а затем обеспечивающим орбитальное маневрирование и выводящее Клипер на более высокие орбиты для стыковки с Международной космической станцией. Планировалось, что "Паром" будет многоразовым на неопределенный срок, дозаправляясь через грузовой контейнер, космическую станцию ​​или космический корабль, к которому он прикреплен.

Миссии

Программа Kliper была предложена как российско-европейская аналог американского космического корабля Orion и поэтому был спроектирован (аналогично Orion) как часть модульной системы, которая позволила ему быть как транспортным средством типа шатл LEO, так и часть космического корабля, способного выйти за пределы околоземной орбиты к Луне и даже Марсу (в сентябре 2005 г. были предложения по применению Луны). Модульная конструкция включала бы модуль экипажа Kliper и - в зависимости от задачи - модуль миссии или модуль двигательной установки. Хотя это и надумано, это соответствует заявлениям Российского космического агентства о том, что, согласно исследованию лунной миссии, с использованием Союза высадка на Луну может быть осуществлена ​​в течение следующего десятилетия..

РКК «Энергия» расширила информацию о возможностях миссии «Клипер» за пределами низкой околоземной орбиты. В декабре 2005 г. была опубликована фотография возможной межпланетной конфигурации «Клипер». Конструкция была полностью теоретической, но сделана с учетом того, где РКК "Энергия" видела работу Kliper и как она могла это сделать. Эта конфигурация не была похожа ни на что, что видели до сих пор для пилотируемого космического корабля, с солнечными батареями, необходимыми для выработки электроэнергии, значительно превышающими обитаемый объем в центре. Также было неясно, какой был режим движения. Очень большая солнечная батарея предположила, что для такой миссии могла быть предусмотрена система ионной двигательной установки, хотя также могло быть просто то, что была другая причина для такой большой группы, такая как увеличенная мощность для лучшей передачи телеметрии. ставки на большие расстояния.

Ракеты-носители

Существующая ракета Союз не сможет вывести Клипер на низкую околоземную орбиту, поскольку предполагалось, что космический корабль (версия, спроектированная без Парома) будет весить между 13 и 14,5 метрическими тоннами (с грузоподъемностью и экипажем), тогда как «Союз» имеет грузоподъемность около 8 метрических тонн. Изначально планировалось значительно улучшить ракету «Союз» - проект, получивший обозначение ракета «Онега» или «Союз-3». До конца 2005 года гораздо более вероятно, что «Клипер» использовал бы ракету Ангара-А3, первый запуск которой планировалось произвести в 2012 году (программа «Ангара» отложена, а «Ангара-А3» может не быть разработана. в свете финансирования разработки "Союз 2-3") или, возможно, ракеты "Зенит", которая построена в Украине.

В конце 2005 года конструкция Клипера была снова изменена (как указано выше), и наиболее вероятным решением для ракеты-носителя стала модернизированная ракета Союз 2. Этот усовершенствованный Союз должен был иметь возможность запускать «Клипер» в космос из-за уменьшения веса, что привело к использованию Парома в качестве космического буксира.

. Что касается стартовых площадок для «Клипер», появилась дополнительная информация. доступный по состоянию на октябрь 2005 г., с заявлением на стадии планирования Николая Моисеева, заместителя директора Российского космического агентства, что «Клипер» мог быть запущен из Гвианского космического центра в Французской Гвиане. Хотя эта цель уже предлагалась, комментарий был сделан в контексте модернизации объекта для Куру, которая уже ведется с 2003 года и, как ожидается, будет завершена в 2007 году с первым запуском ракеты Союз из Французской Гвианы в 2008 году. Было высказано предположение, что Kliper мог быть запущен как с Байконура, так и с Куру, Алан Тиркеттл, глава Управления пилотируемых космических полетов, микрогравитации и исследований ЕКА, в декабре 2005 года.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с космическим кораблем Клипер.

В новостях

Последняя правка сделана 2021-05-25 11:16:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте