ТКС (космический корабль)

редактировать
Советский космический корабль задуман в конце 1960-х гг.

космический корабль ТКС
TKS spacecraft drawing.png
ПрименениеС экипажем космический корабль для снабжения военных космической станции Алмаз
Технические характеристики
Срок службы7 дней
Экипаж3
Объем45,00 м (1589 куб. Футов)
Режимнизкая околоземная орбита
Размеры
Длина13,2 м (43 фута)
Диаметр4,15 м (13,6 фута)
Тяга7,840 Н (1760 фунтов f)
ТопливоN2O4/ UDMH
Конфигурация
TKS cutaway.png . Cu taway автомобиля ТКС. Детали предполагаются. Широкая черная линия очерчивает герметичные отсеки автомобиля. Туннель (пунктирный) соединяет КА ФГБ и ВА

Космический корабль ТКС (Русский : Транспортный корабль снабжения, Транспортный Корабль снабжения, Транспортный корабль снабжения, индекс ГРАУ 11F72 ) был советским космическим кораблем, спроектированным в конце 1960-х годов для полетов на военную космическую станцию ​​Алмаз.

Космический корабль был спроектирован как для пилотируемых, так и для автономных беспилотных полетов для пополнения запасов груза, но никогда не использовался по назначению - было выполнено только четыре испытательных полета (в том числе три стыковки с космическими станциями Салюта ) во время программы. Функциональный грузовой блок (ФГБ) космического корабля ТКС впоследствии стал основой нескольких модулей космической станции, в том числе модуля Заря ФГБ на Международной космической станции.

Космический корабль TKS состоял из двух спаренных между собой космических кораблей, каждый из которых мог работать независимо:

  • Космический корабль VA (известный на Западе по ошибке как космический корабль Merkur), в котором размещались космонавты во время запуска и возврата космического корабля ТКС, во время путешествия на космическую станцию ​​Алмаз и обратно.
  • И Функциональный грузовой блок (ФГБ), который в Для пополнения запасов космической станции «Алмаз» в нем находились стыковочное оборудование, баки и большой герметичный грузовой отсек. Кроме того, FGB нес на орбите двигатели для маневрирования для TKS.

В то время как VA несло оборудование для входа и только минимальные системы жизнеобеспечения и маневрирования, FGB использовался в качестве основной орбитальной системы маневрирования и хранения грузов. для космического корабля ТКС.

FGB также можно было использовать отдельно в качестве несъемного грузового модуля без космического корабля VA, что позволило позже преобразовать конструкцию FGB в модули космической станции FGB. С другой стороны, космический корабль VA должен был быть запущен как "Алмаз АПОС" в паре с ядром космической станции Алмаз -OPS в качестве основной орбитальной системы маневрирования вместо FGB.

В 2010-х гг. Экскалибур Алмаз планировал использовать старые капсулы VA в качестве недорогих машин для возврата грузов. Однако компания в конечном итоге продала большую часть своего оборудования и объявила, что оставшаяся часть станет образовательной выставкой.

Содержание
  • 1 Дизайн
    • 1.1 TKS VA
    • 1.2 TKS FGB
  • 2 Подробности
  • 3 полета
    • Испытательные полеты КА 3,1 ВА
    • 3,2 ТКС-1 (Космос 929)
    • 3,3 ТКС-2 (Космос 1267)
    • 3,4 ТКС-3 (Космос 1443)
    • 3,5 ТКС- 4 (Kosmos 1686)
  • 4 Дальнейшее использование
  • 5 Существующее оборудование
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Дизайн
Модель космического корабля ТКС. Слева - цилиндрический функциональный грузовой блок с прикрепленными к нему солнечными батареями. В центре - космический аппарат VA с конической возвратной капсулой VA для экипажа и двигателями орбитального маневрирования VA в длинной носовой части. Справа спереди находится система эвакуации при запуске, которая должна была быть прикреплена к верхней части носовой части ВА во время запуска и сброшена после успешного запуска.

Космический корабль ТКС был разработан Владимиром Челомей (капсула ВА) и В.Н. Бугайский (блок ФГБ) в качестве пилотируемого корабля , запущенного с ракетой «Протон», альтернативой космическому кораблю «Союз». с космическими станциями Алмаз. Разработка началась в 1965 году; от программы «Алмаз» отказались к моменту полета первого космического корабля ТКС в 1977 году. Космический корабль VA («Возвращаемый аппарат») был запущен отдельно в четырех испытательных полетах по два корабля на запуск для проверки конструкции, поскольку а также один комплексный испытательный полет и три миссии по пополнению запасов.

Проект получил дальнейшее развитие с космической станцией «Модульный» («Модульный») на основе эскизного проекта ТКС, переработанного для стыковки с Космические станции Салют 7, Мир и ISS. Эта разработка получила обозначение FGB, или Функциональный грузовой блок.

. Космический корабль ТКС состоял из 11F74 «Возвращаемый аппарат» (или возвращаемого аппарата, обычно именуемого VA ), прикрепленный к 11F77 "Транспортный Корабль Снабжения" (Функционально-грузовой блок или ФГБ ).

ТКС ВА

Космический корабль ТКС ВА сам по себе был очень компактным и эффективным космическим аппаратом. Обычно он повторно входит в атмосферу в пределах 2 орбит, но может летать автономно до 31 часа. Герметизированная капсула для возвращения экипажа в атмосферу была оборудована собственной системой контроля окружающей среды и увенчана системой контроля реакции, двигателем торможения с орбиты, парашютной системой и двигателями мягкой посадки. Несмотря на обширные летные испытания, он никогда не летал с экипажем на борту.

Конструкция VA была основана на запланированной капсуле для окололунного космического корабля Chelomei LK-1 с экипажем в 1960-х годах. Он также был основой для капсулы экипажа Lunar Lander LK-700 Челомея. VA был чем-то похож на капсулу Apollo, но был на 30% меньше своего аналога НАСА.

TKS FGB

В FGB вошли с космического корабля VA через короткий туннель. В кормовой части пилотская станция была оборудована органами управления и окнами для ручной стыковки с космической станцией Алмаз. Здесь же находился стыковочный порт. Действующий космический корабль ТКС должен был доставить пленочные возвратные капсулы на станции Алмаз . Они должны были храниться вокруг стыковочного порта для передачи в воздушный шлюз пленочной капсулы для загрузки.

Детали
Возвратная капсула ТКС ВА из Космос 1443
Технические характеристики
Численность экипажа:3
Расчетный срок службы:7 дней
Хранение на орбите:200 дней
Типичная орбита:223 км × 266 км при наклонении 52 °
Длина:13,2 м (43,31 фута)
Максимальный диаметр:4,15 м (13,61 фута)
Размах:17,00 м (55,00 футов)
Жилой объем:45,00 м
Масса:17510 кг (38600 фунтов)
Полезная нагрузка:12600 кг (27700 фунтов)
Тяга главного двигателя:7,840 кН (1763 фунт-сила)
Топливо главного двигателя:N2O4/ UDMH. 3822 кг (8426 фунтов)
Главный двигатель I sp:291 s
Δv космического корабля:700 м / с (2290 фут / с)
Электрическая система:Солнечные панели (пролет 17 м, 40 м²)
Электрическая система:в среднем 2,40 кВт
Связанная ракета-носитель :Протон 8К82К
Полеты

Испытательные полеты космического корабля VA

Четыре полета с восемью космическими аппаратами VA без модуля FGB были выполнены в ускорить разработку космического корабля ТКС:

  • Орбитальные испытания пары из двух космических аппаратов VA и в 1976-12-15, которые начались совместно и были повторно запущены в тот же день.
  • VA # 009L / P и VA # 009P / P: Спущен на воду 04.08.1977. Отказ ракеты-носителя через сорок секунд полета во время суборбитальных испытаний двух космических аппаратов VA. VA № 009L / P разрушен в результате взрыва ракеты-носителя, VA № 009P / P спасен системой прерывания Proton SAS и благополучно восстановлен.
  • 30 марта 1978 г. пара из двух космических аппаратов VA и стартовали. совместно и повторно вошли по отдельности
  • 23 мая 1979 г. пара из двух космических аппаратов VA стартовала совместно и повторно вошла в строй по отдельности

ТКС-1 (Космос 929)

Космос 929 был первым полетом "укомплектованного" корабля ТКС (КА ВА с ФГБ), запущенного 17 июля 1977 г. - это был "одиночный" испытательный полет и не предназначался для космической станции "Салют". Капсула VA вернулась на Землю 16 августа 1977 года. Остальная часть космического корабля - FGB - спущена с орбиты 2 февраля 1978 года.

ТКС-2 (Космос 1267)

25 апреля 1981 года, ТКС -2 был запущен без экипажа под позывным Космос 1267, первым FGB, стыковавшимся с космической станцией. После отделения и извлечения капсулы VA 24 мая 1981 г. ФГБ 19 июня состыковалось с Салют 6 после 57 дней автономного полета. Он оставался прикрепленным к станции, пока оба не были спущены с орбиты и не были уничтожены 29 июля 1982 года.

ТКС-3 (Космос 1443)

2 марта 1983 года ТКС-3 был спущен на воду без экипажа, как Космос 1443. На этот раз ВА остался прикрепленным, а первый «полный» ТКС пристыковался к Салюту 7 через два дня после запуска. ТКС-3 отделился от станции 14 августа. После расстыковки космические аппараты FGB и VA разделились, и космический аппарат VA продолжал находиться в космосе еще четыре дня, демонстрируя автономный полет, прежде чем капсула VA успешно повторно вошла в воду 23 августа 1983 года и приземлилась в 100 км к юго-востоку от Аральска и возвращение 350 кг материала со станции. ФГБ спустился с орбиты 19 сентября 1983 года.

ТКС-4 (Космос 1686)

Рисунок последнего запущенного космического корабля ТКС, Космос 1686, пристыкованный к космической станции Салют-7. Капсула VA видна слева внизу. «Носовая часть» космического корабля VA, которая должна была содержать двигатели спуска с орбиты для капсулы VA, была заменена приборами дистанционного зондирования.

ТКС-4 был запущен без экипажа Космос 1686 27 сентября 1985 г. с космического корабля VA были сняты системы посадки, ECS, сиденья и элементы управления экипажем, и вместо них была установлена ​​другая полезная нагрузка: фотоаппарат высокого разрешения, инфракрасный телескоп и спектрометр. ТКС успешно состыковался с Салют 7.

«Военный» долговременный экипаж Салют 7 ЭО-4 в составе Виктора Савиных, Александра Волкова и командир Владимир Васютин, в том же месяце были экипажем «Салюта-7» для проведения экспериментов с ТКС-4. Командир Васютин заболел вскоре после прибытия на станцию. Изначально планировалось провести шесть месяцев на борту «Салюта-7», но из-за болезни Васютина 21 ноября 1985 года экипаж вынужден был экстренно вернуться на Землю, не позволив экипажу завершить эксперименты на ТКС. Экипаж "Союз Т-15 " вернулся на "Салют-7" в мае 1986 года, чтобы завершить некоторые эксперименты и перебросить оборудование на новую тогда космическую станцию ​​"Мир".

"Салют-7" был переведен на космическую станцию ​​"Мир". на более высокую орбиту после этой миссии, в ожидании следующего экипажа «ТКС» - были даже планы вернуться на шаттле Буран. Таких полетов не было до того, как "Салют-7" и "Космос-1686" 7 февраля 1991 года сгорели над Аргентиной.

Дальнейшее использование

Конструкция ТКС, которая никогда не использовалась экипажем, стала базовой структурой для нескольких более поздних компонентов космической станции, таких как:

Две капсулы ТКС / Алмаз ВА были закуплены для коммерческого использования частной космической компанией компанией Экскалибур Алмаз. По состоянию на 2014 год один из них был продан на аукционе за 1 миллион евро, а другой, как сообщается, был отправлен из штаб-квартиры компании на острове Мэн в неизвестном направлении.

Существующее оборудование

Некоторые капсулы VA выставлены в музеях или на хранении.

Среди известных статей:

Галерея

Корабли и модули на базе ТКС и их потомков.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с космическим кораблем TKS.
Последняя правка сделана 2021-06-09 06:00:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте