Космодром Байконур

редактировать
Ракетный стартовый комплекс в Казахстане, используется Россией

Космодром Байконур. Казах : Байқоңыр ғарыш айлағы. Baıqońyr arysh aılaǵy. Русский : Космодром Байконур. Космодром Байконур
Космодром Байконур Стартовая площадка Союза. jpg Космодром Байконур «Старт Гагарина » Союз стартовая площадка до развертывания Союз ТМА-13, 10 октября 2008 г.
Резюме
Тип аэропортаКосмодром
Владелец / ОператорРоскосмос. ВКС России
МестоположениеКазахстан сдан в аренду России
Время зона UTC + 06: 00 (+06: 00 )
Высота AMSL 90 м / 295 футов
Координаты 45 ° 57′54 ″ с.ш. 63 ° 18'18 ″ E / 45,965 ° N 63,305 ° E / 45,965; 63,305 Координаты : 45 ° 57'54 ″ N 63 ° 18'18 ″ E / 45.965 ° N 63.305 ° E / 45.965; 63.305
Карта
Космодром Байконур расположен в Казахстане Космодром Байконур Космодром Байконур Показать карту Казахстана Космодром Байконур расположен в России Космодром Байконур Космодром Байконур Показать карта России

Космодром Байконур (казах. : Байқоңыр ғарыш айлағы, латинизированный: Baıqońyr arysh aılaǵy, : Космодро́м Байкону́р, романизированный : Космодром Байконур, ) - это космодром в территория южного Казахстана сдана в аренду России.

Космодром является первым в мире космодромом для орбитальных и пилотируемых запусков и крупнейшим (по площади) действующим космическим стартовым комплексом. Космодром находится в пустынной степи Байконура, примерно в 200 километрах (120 миль) к востоку от Аральского моря и к северу от реки Сырдарья.. Он находится недалеко от железнодорожной станции Тюратам и находится на высоте около 90 метров (300 футов) над уровнем моря. 2 июня 2018 года космодром Байконур и город Байконур отметили 63-ю годовщину со дня основания.

В настоящее время космодром сдан в аренду Правительством Казахстана России до 2050 года., и управляется совместно Государственной корпорацией Роскосмос и Воздушно-космическими силами России.

. Форма арендуемой территории представляет собой эллипс размером 90 километров (56 миль). с востока на запад на 85 километров (53 миль) с севера на юг, с космодромом в центре. Первоначально он был построен Советским Союзом в конце 1950-х годов в качестве оперативной базы Советской космической программы. В рамках текущей российской космической программы Байконур остается загруженным космодромом, ежегодно выполняющим многочисленные коммерческие, военные и научные миссии. Все пилотируемые российские космические полеты запускаются с Байконура.

Оба Спутник 1, первый искусственный спутник, и Восток 1, первый полет человека в космос, был запущен с Байконура. Стартовая площадка, используемая для обеих миссий, была переименована в Старт Гагарина в честь российского советского космонавта Юрия Гагарина, пилота Востока-1 и первого человека в космосе.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Советское время
      • 1.1.1 Название
      • 1.1.2 Воздействие на окружающую среду
      • 1.1.3 Важность
    • 1.2 Русская эпоха
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Список стартовых площадок
    • 2.2 Объекты «Буран»
    • 2.3 Байконурская железная дорога
    • 2.4 Аэропорты Байконура
  • 3 Испытания межконтинентальных баллистических ракет
  • 4 Будущие проекты
  • 5 Музей Байконура
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История

Советское время

A U-2 фотография стартовой площадки Р-7 в Тюратаме, сделанная 5 Август 1957 г.

Распоряжением правительства СССР о создании научно-исследовательского полигона № 5 (НИИП-5; Русский : 5-й Научно-Исследовательский Испытательный Полигон, Пяти Научно-Исследовательский Испытатель nyi Poligón) 12 февраля 1955 года. Фактически он был основан 2 июня 1955 года и изначально служил центром испытаний первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) , Р-7 Семёрка. Вскоре НИИП-5 был расширен за счет пусковых установок для космических полетов. Место было выбрано комиссией во главе с генералом под влиянием Сергея Королева, главного конструктора межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, а вскоре и человека, стоящего за советской космической программой. Он должен был быть окружен равниной, так как система радиоуправления ракеты требовала (в то время) непрерывного приема сигналов с наземных станций за сотни километров. Кроме того, траектория полета ракеты должна была быть вдали от населенных пунктов. Также выгодно размещать космодромы ближе к экватору, так как поверхность Земли в таких областях имеет более высокую скорость вращения. Принимая во внимание эти ограничения, комиссия выбрала Тюратам, село в самом сердце Казахской степи. Расходы на строительство стартовых комплексов и несколько сотен километров новых автомобильных и железнодорожных линий сделали космодром одним из самых дорогостоящих инфраструктурных проектов, осуществленных Советским Союзом. Вокруг объекта был построен вспомогательный городок для обеспечения рабочих жильем, школами и инфраструктурой. В 1966 году он получил статус города и получил название Ленинск (русский : Ленинск).

Американский высотный разведывательный самолет У-2 впервые обнаружил и сфотографировал ракетный полигон Тюратам 5 августа 1957 года.

Имя

Существуют противоречивые источники о происхождении названия Байконур. Некоторые источники говорят, что это название было намеренно выбрано в 1961 году (примерно во время полета Гагарина), чтобы дезориентировать Западный блок в место примерно в 320 километрах (200 миль) к северо-востоку от стартового центра, небольшого шахтерского городка. из Байконур около Джезказгана.

В других источниках говорится, что Байконур назывался регионом Тюратам еще до того, как существовал космодром. Ленинск, закрытый город, построенный для поддержки космодрома, был переименован в Байконур 20 декабря 1995 года Борисом Ельциным.

Воздействие на окружающую среду

Русский ученый Афанасий Ильич Тобонов исследовал массовую гибель животных в 1990-х годах и пришел к выводу, что массовая гибель птиц и диких животных в Республике Саха отмечалась только на траекториях полета космических ракет, запущенных с космодрома Байконур.. Мертвые дикие животные и домашний скот обычно сжигались, и участники этих сжиганий, включая самого Тобонова, его братьев и жителей его родного села Елиптяна, обычно умирали от инсульта или рака. В 1997 году Министерство обороны Российской Федерации изменило траекторию полета и удалило выброшенные ступени ракет в районе Нюрбинского района, Россия.

В научной литературе собраны данные, указывающие на неблагоприятное воздействие ракет на окружающая среда и здоровье населения. UDMH, топливо, используемое в российских ракетных двигателях, очень токсично. Это одна из причин кислотных дождей и онкологических заболеваний у местного населения вблизи космодрома. Валерий Яковлев, заведующий лабораторией экосистемных исследований Государственного научно-производственного объединения прикладной экологии «Казмечанобр», отмечает: «Учеными установлена ​​экстремальность деструктивного воздействия космодрома« Байконур »на окружающую среду и население регион: 11 000 тонн космического металлолома, загрязненного особо токсичным НДМГ, до сих пор лежат на месте падения ». Восстановление металлолома является частью местной экономики.

Важность

Многие исторические полеты выполнялись с Байконура: первая действующая межконтинентальная баллистическая ракета ; первый искусственный спутник Спутник-1 4 октября 1957 г.; первый космический корабль, Луна 1, совершивший полет к Луне 2 января 1959 г.; первый пилотируемый и орбитальный полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г.; и полет первой женщины в космос, Валентины Терешковой, в 1963 году. 14 космонавтов из 13 других стран, таких как Чехословакия, Восточная Германия, Индия и Франция также начали свое путешествие отсюда по программе Интеркосмос. В 1960 году прототип Р-16 МБР взорвался перед запуском, в результате чего погибло более 100 человек. Байконур также является местом, откуда были запущены Венера-9 и Марс-3.

Российская эра

24 марта 2009 года на космодроме Байконур Пуск 1/5 (старт Гагарина) установлена ​​ракета «Союз». Ракета запустила экипаж и совершил космический полет участник 26 марта 2009 года.

После распада Советского Союза в 1991 году российская космическая программа продолжала работать с Байконура под эгидой Содружества Независимых Государств. Россия хотела подписать договор аренды Байконура на 99 лет, но согласилась на ежегодную аренду участка на 115 миллионов долларов США на 20 лет с возможностью продления на 10 лет. 8 июня 2005 г. Совет Федерации ратифицировал соглашение между Россией и Казахстаном о продлении срока аренды космодрома Россией до 2050 года. Стоимость аренды, которая осталась фиксированный на уровне 115 000 000 долларов США в год - это источник давних споров между двумя странами. Пытаясь уменьшить свою зависимость от Байконура, Россия строит космодром Восточный в Амурской области.

Байконур стал важной частью вклада России в Международную космическую станцию ​​ (МКС), поскольку это единственный космодром, с которого запускаются российские миссии на МКС. Положение Байконура на ~ 46 ° северной широты определяет наклонение орбиты МКС 51,6 ° - это наименьшее наклонение, которое может быть достигнуто непосредственно ракетами-носителями "Союз", запущенными с Байконура, не связанными с полетами над Китаем. После завершения программы NASA Space Shuttle в 2011 году Байконур стал единственной стартовой площадкой, используемой для пилотируемых миссий на МКС до запуска Crew Dragon Demo-2 <18.>в 2020 году.

В 2019 году Gagarin's Start провел три пилотируемых запуска в марте, июле и сентябре, прежде чем был списан российским правительством из-за нехватки средств. Последний запуск со старта «Гагарин» состоялся 25 сентября 2019 года.

Характеристики

Байконур полностью оборудован средствами для запуска как пилотируемых, так и беспилотных космических кораблей . Поддерживает несколько поколений российских космических кораблей: Союз, Протон, Циклон, Днепр, Зенит. и Буран.

Вниз от стартовой площадки отработанное пусковое оборудование сбрасывается прямо на землю, где его собирают рабочие и местное население.

Список стартовых площадок

Карта стартовых площадок на Байконуре 1/5 1 / 5 31/6 31/6 41/3 41/3 45/1 45/1 110/37 110/37 81/23 81/23 109/95 109/95 200/39200/39 90/2090/20 250 250 Основные стартовые площадки на космодроме Байконур

Объекты «Буран»

В рамках программы «Буран» несколько объектов были адаптированы или построены заново для орбитальных кораблей космических кораблей класса «Буран»:

  • Зона 110 - Используется для запуска орбитальных аппаратов класса «Буран». Как и цех сборки и обработки на Зоне 112, стартовый комплекс был первоначально построен для советской программы посадки на Луну, а затем преобразован для программы Энергия-Буран.
  • Зона 112 - использовалась для обслуживания орбитальных аппаратов и для соединить орбитальные аппараты с их пусковыми установками Энергия (таким образом выполняя роль, аналогичную VAB на KSC ). Главный ангар на площадке, названный МИК РН или МИК 112, изначально был построен для сборки лунной ракеты N1. После отмены программы N-1 в 1974 году объекты на площадке 112 были переведены под программу "Энергия-Буран". Именно здесь Орбитальный аппарат К1 хранился после завершения программы «Буран» и был разрушен, когда в 2002 году обрушилась крыша ангара.
  • Зона 251 - Используется как площадка для посадки орбитального корабля «Буран», также известная как аэродром Юбилейный. (и выполняет роль, аналогичную SLF в KSC ). Он имеет одну взлетно-посадочную полосу, которая называется 06/24, длиной 4500 метров (14 800 футов) и шириной 84 метра (276 футов), вымощенная высококачественным железобетонным покрытием класса 600. На краю взлетно-посадочной полосы находилось специальное устройство стыковки-сбрасывания, предназначенное для поднятия орбитального корабля с его самолета-носителя Антонов Ан-225 Мрия и погрузки его на транспортер, который будет перевозить орбитальный аппарат в здание обработки в Зоне 254. Специально построенный центр управления посадкой орбитального аппарата, расположенный в большом многоэтажном офисном здании, был расположен рядом с взлетно-посадочной полосой. Аэродром «Юбилейный» также использовался для приема тяжелых транспортных самолетов с элементами системы «Энергия-Буран». После окончания программы «Буран» Зона 251 была заброшена, но позже вновь открыта как коммерческий грузовой аэропорт. Помимо обслуживания Байконура, казахстанские власти также используют его для пассажирских и чартерных рейсов из России.
  • Зона 254 - построена для обслуживания орбитальных аппаратов класса «Буран» между полетами (таким образом, выполняя роль, аналогичную ОБТК в KSC ). Построенное в 1980-х годах как специальное четырехэтажное здание, оно также имело большую производственную площадку, окруженную несколькими этажами испытательных помещений. После отмены программы «Буран» он был адаптирован для предстартовых операций космических кораблей Союз и Прогресс.

Байконурская железная дорога

Транспортировка ракеты-носителя "Союз ТМА-16" до стартовой площадки на Байконуре в 2009 году.

Вся логистика Байконура основана на его собственном внутриплощадочном 1520 мм (4 фута 11 ⁄ 32 дюйма) колея железнодорожная сеть, которая является крупнейшей промышленной железной дорогой на планете. Железная дорога используется на всех этапах подготовки к запуску, а все космические корабли доставляются на стартовые площадки на специальных вагонах Schnabel. Когда-то часть Советских железнодорожных войск, Байконурская железная дорога теперь обслуживается специализированной гражданской государственной компанией. Есть несколько железнодорожных веток, соединяющих Байконурскую железную дорогу с железной дорогой общего пользования Казахстана и остального мира.

Аэропорты Байконура

На космодроме Байконур есть два многоцелевых аэропорта, обслуживающих как потребности в транспортировке персонала, так и логистику космических запусков (включая доставку космический корабль самолетами). Есть регулярные пассажирские перевозки из Москвы в меньший аэропорт Крайний (IATA : BXY, ICAO : UAOL ), которые, однако, недоступны для общественности. Более крупный аэропорт Юбилейный (Юбилейный аэропорт) (IATA : UAON ) был местом, где орбитальный корабль Buran был доставлен на Байконур на задней части грузовой самолет Антонов Ан-225 Мрия.

Испытания межконтинентальных баллистических ракет

Хотя Байконур всегда был известен во всем мире как стартовая площадка советских и российских космических миссий, с самого начала в 1955 году и до распада СССР в 1991 году основным Целью этого центра было испытание жидкостных ракет баллистических ракет. Официальное (и секретное) название центра - Государственный испытательный полигон № 5 или 5 ГИК. Он оставался под контролем Советского и Министерства обороны России до второй половины 1990-х годов, когда российское гражданское космическое агентство и его промышленные подрядчики начали захватывать отдельные объекты.

В России. В 2006 г. глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что последние российские военнослужащие будут выведены с Байконура к 2007 г. Однако 22 октября 2008 г. SS-19 Stiletto Ракета была испытана с космодрома Байконур, что указывает на то, что это может быть не так.

Будущие проекты

22 декабря 2004 года Казахстан и Россия подписали контракт о создании российско-казахстанского СП «Байтерек». «совместное предприятие, в котором каждой стране принадлежит 50% акций. Целью проекта является строительство космического стартового комплекса Байтеректополь дерево») для обеспечения работы российской ракетной установки Ангара. Это позволит выполнять запуски с полезной нагрузкой 26 тонн на низкую околоземную орбиту по сравнению с 20 тоннами с использованием системы Proton. Дополнительным преимуществом будет то, что «Ангара» использует керосин в качестве топлива и кислород в качестве окислителя, который менее опасен для окружающей среды, чем токсичное топливо, используемое старыми ускорителями. Общие расходы с казахстанской стороны за 19 лет составят 223 миллиона долларов США. По состоянию на 2010 год реализация проекта приостановилась из-за недостаточного финансирования. Считалось, что у проекта еще есть хорошие шансы на успех, потому что он позволит обеим сторонам - России и Казахстану - продолжить совместное использование Байконура даже после ввода в эксплуатацию космодрома Восточный. Первый плановый запуск ракетно-космического комплекса «Байтерек» намечен на 2025 год.

Музей Байконура
Буран в музее Байконура

На космодроме Байконур есть небольшой музей, рядом с двумя небольшими коттеджами, бывшими резиденциями Сергей Королев и Юрий Гагарин. Оба коттеджа являются частью музейного комплекса и сохранились. В музее хранится коллекция космических артефактов. Возле входа в музей стоит отреставрированный тестовый артефакт из советской программы Буран. Аппарат, выполнявший одиночный орбитальный испытательный полет в 1988 году, был разрушен в результате обрушения ангара в 2002 году; Полный список артефактов Бурана см. Буран (космический корабль).

В музее также хранятся фотографии, связанные с историей космодрома, включая изображения всех космонавтов. Каждый экипаж каждой экспедиции, запущенной с Байконура, оставляет после себя подписанную фотографию экипажа, которая отображается за стеклом.

В музее Байконура хранится много предметов, связанных с Гагариным, в том числе наземный пульт управления его полетом, его форма и почва с места приземления, сохраненные в серебряном контейнере. В одном из залов музея находится и более старая версия спускаемого аппарата корабля "Союз".

См. Также
  • Портал космических полетов
  • флаг Портал Советского Союза
  • флаг Портал России
  • Портал ракетной техники
Литература
Дополнительная литература
  • J. К. Голованов, М., «Королев: факты и мифы», Наука, 1994, ISBN 5-02-000822-2
  • «Ракеты. и люди " - Б. Черток Э., М: «Машиностроение», 1999. ISBN 5-217-02942-0
  • » Прорыв в космос »- Константин Васильевич Герчик, М: ООО« Велес », 1994, - ISBN 5-87955-001-X
  • « В опасности », - А.А. Тул, Калуга, «Золотой путь», 2001, - ISBN 5-7111-0333-1
  • «Испытания ракетно-космической техники - дело моей жизни »События и факты - AI Осташев, Королев, 2001. Библиография 1996–2004 гг.
  • «Байконур. Королев. Янгель». - М.И. Кузнецк, Воронеж : ИПФ «Воронеж», 1997, ISBN 5-89981-117-X
  • «Оглянись и посмотри вперед. Примечания военного инженера »- Ряжский А.А., 2004, СК. во-первых, издательство «Героев Отечества» ISBN 5-91017-018-X.
  • «Ракетно-космический подвиг Байконур» - Владимир Порошков, «Патриот» «Издательство 2007. ISBN 5-7030-0969-3
  • « Неизвестный Байконур »- под ред. Б.И. Посысаева, М.:« Глобус », 2001. ISBN 5-8155-0051-8
  • «Банк Вселенной» - под редакцией Болтенко А.С., Киев, 2014г., Издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
  • Майк Грунтман (2019), «От ракетного полигона Тюратам до космодрома Байконур», Acta Astronautica, Elsevier Ltd, 155 : 350–366, Bibcode : 2019AcAau.155..350G, doi : 10.1016 / j.actaastro.2018.12. 021
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с космодромом Байконур.
  • Портал космических полетов
Последняя правка сделана 2021-05-11 07:08:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте