Союз (космический корабль)

редактировать
Серия космических кораблей, разработанных для советской космической программы
Союз
Soyuz TMA-7 spacecraft2edit1.jpg Космический корабль Союз (версия ТМА)
ПроизводительЭнергия
Страна происхожденияСоветский Союз, Россия
ОператорСоветская космическая программа (1967–1991). Роскосмос (1992-настоящее время)
ПриложенияДоставьте космонавтов на орбиту и обратно. (первоначально для Soviet Moonshot и. Салют и Мир транспортировка космической станции)
Технические характеристики
Расчетный срок службыДо шести месяцев стыковка с Международной космической станцией
РежимНизкая околоземная орбита. (окололунный космический полет во время ранней программы)
Производство
СтатусВ эксплуатации
Первый запускКосмос 133 : 28 ноября 1966 г. (без экипажа). Союз 1 : 23 апреля 1967 г. (с экипажем)
Последний запускактивный (последний: пилотируемый Союз МС-17 14 октября 2020 г.)
Связанный космический корабль
Дерива tivesШэньчжоу, Progress

Soyuz (русский : Сою́з, IPA:, lit. «Союз») - серия космических аппаратов, разработанных для советской космической программы ОКБ Королева (ныне Энергия ) в 1960-х годов, который остается в эксплуатации и сегодня, совершив более 140 полетов. "Союз" пришел на смену космическому кораблю Восход и изначально был построен в рамках советских пилотируемых лунных программ. Космический корабль "Союз" запускается на ракете Союз, которая на сегодняшний день является самой надежной ракетой-носителем в мире. В основе конструкции ракеты «Союз» лежит пусковая установка Восток, которая, в свою очередь, была создана на базе 8К74 или Р-7А Семёрка, советской межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Все космические корабли «Союз» запускаются с космодрома Байконур в Казахстане. После списания космического корабля Space Shuttle в STS-135 (2011), Союз служил для американцев единственным средством для выполнения пилотируемых космических полетов до первого полета <315.>VSS Unity в 2018 году, и единственное средство для американцев достичь Международной космической станции до первого полета SpaceX Crew Dragon Demo 2 30 мая. 2020. Корабль «Союз» активно используется в программе МКС.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Система покидания старта
    • 2.2 Орбитальный модуль
    • 2.3 Спускаемый модуль
    • 2.4 Сервисный модуль
    • 2.5 Процедура входа в атмосферу
    • 2.6 Системы космических аппаратов
  • 3 Варианта
    • 3.1 Технические характеристики
    • 3.2 Союз 7К (в составе окололунного комплекса 7К-9К-11К) (1963)
    • 3.3 Первое поколение
    • 3.4 Второе поколение
    • 3.5 Третье поколение
    • 3.6 Четвертое поколение
      • 3.6.1 Союз-ТМ (1986–2003)
      • 3.6.2 Союз-ТМА (2003–2012)
      • 3.6.3 Союз ТМА-М (2010–2016 гг.)
      • 3.6.4 МС «Союз» (с 2016 г.)
  • 4 Сопутствующие аппараты
  • 5 Галерея изображений
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Первый полет «Союза» был без экипажа и стартовал 28 ноября 1966 года. Первый полет «Союза» с экипажем, «Союз» 1, спущен на воду 23 апреля 1967 года, но закончился катастрофой из-за отказа парашюта, в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. , следующий за рейсом, был отцеплен. "Союз-3", запущенный 26 октября 1968 года, стал первым успешным пилотируемым полетом программы. Единственный другой рейс, потерпевший фатальную аварию, Союз 11, погиб экипаж из трех человек, когда в кабине преждевременно разгерметизировалось давление непосредственно перед входом в атмосферу. На сегодняшний день это были единственные люди, умершие выше линии Кармана. Несмотря на эти ранние инциденты, «Союз» широко считается самым безопасным и экономичным пилотируемым космическим летательным аппаратом в мире, что подтверждается его беспрецедентной продолжительностью эксплуатации. Космические корабли Союз использовались для перевозки космонавтов на Салют, а затем Мир советские космические станции и обратно, а теперь используются для транспортировки на Международную космическую станцию ​​ ( МКС). По крайней мере, один космический корабль «Союз» постоянно состыкован с МКС для использования в качестве спасательного корабля в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Космический корабль предполагается заменить на шестиместный космический корабль «Орёл».

Схема

Схема, показывающая три элемента космического корабля «Союз ТМА».

Космический корабль «Союз» состоит из трех частей (спереди назад):

Орбитальный и служебный модули являются одноразовыми и уничтожаются при возвращение в атмосферу. Хотя это может показаться расточительным, это снижает количество тепловой защиты, необходимой для входа в атмосферу, экономя массу по сравнению с конструкциями, содержащими все жилое пространство и средства жизнеобеспечения в одной капсуле. Это позволяет запускать космический корабль с помощью ракет меньшего размера или может использоваться для увеличения жилого пространства, доступного для экипажа (6,2 м (220 куб. Футов) в Apollo CM против 7,5 м (260 куб. Футов) в Союзе) в массовом бюджете. Орбитальная и возвращаемая части представляют собой жилые помещения с служебным модулем, содержащим топливо, главные двигатели и приборы. "Союз" не многоразового использования; это расходный материал. Для каждого полета необходимо создавать новый космический корабль «Союз».

«Союз» может нести до трех членов экипажа и обеспечивать жизнеобеспечение около 30 человеко-дней. Система жизнеобеспечения обеспечивает атмосферу азота / кислорода при парциальных давлениях на уровне моря. Атмосфера регенерируется с помощью цилиндров супероксида калия (KO 2), которые поглощают большую часть диоксида углерода (CO 2) и вода, производимая экипажем и регенерирующая баллоны с кислородом и гидроксидом лития (LiOH), которые поглощают оставшийся CO 2.

Во время запуска транспортное средство защищено обтекатель полезной нагрузки, который сбрасывается вместе с SAS через 2 ⁄ 2 минуты после запуска. Имеет автоматическую систему стыковки. Корабль может управляться автоматически или пилотом независимо от наземного управления.

Система покидания старта

На космическом корабле Восток использовалось катапультируемое кресло для спасения космонавта в случае неудачного запуска на малой высоте, а также при входе в атмосферу. однако это, вероятно, было бы неэффективным в первые 20 секунд после старта, когда высота была бы слишком низкой для раскрытия парашюта. Вдохновленные LES Mercury, советские конструкторы начали работу над подобной системой в 1962 году. Это включало разработку сложной системы датчиков для отслеживания различных параметров ракеты-носителя и запуска аварийного отключения в случае неисправности ракеты-носителя. Основываясь на данных о запусках Р-7 за многие годы, инженеры разработали список наиболее вероятных режимов отказа для транспортного средства и смогли сузить условия прерывания до преждевременного отделения накладного ускорителя, низкой тяги двигателя, потери давления в камере сгорания., или потеря наведения ускорителя. Система аварийного отключения космического корабля (SAS; русский : Система Аварийного Спасения, романизированный : Система Аварийного Спасения) также могла быть активирована вручную с земли, но в отличие от американских космических аппаратов, космонавты не могли запустить его сами.

Поскольку оказалось практически невозможно аккуратно отделить кожух полезной нагрузки от служебного модуля "Союз", было принято решение разделить кожух между служебным и спускаемым модулями во время прерывания. Были добавлены четыре складывающихся стабилизатора для улучшения аэродинамической устойчивости при подъеме. Два испытательных запуска САС были проведены в 1966–1967 гг.

Базовая конструкция САС осталась практически неизменной за 50 лет использования, и все запуски "Союза" выполняются. Единственная модификация произошла в 1972 году, когда аэродинамический обтекатель над соплами двигателя SAS был удален из соображений экономии веса, так как модернизированный космический корабль Союз 7К-Т нес дополнительное оборудование жизнеобеспечения. Неэкипажный паром снабжения "Прогресс " имеет манекен эвакуационной вышки и снимает стабилизирующие стабилизаторы с кожуха полезной нагрузки. Было три неудачных пуска пилотируемого корабля «Союз»: Союз 18а в 1975 году, Союз Т-10а в 1983 году и Союз МС-10 в октябре 2018 года. Авария 1975 года была прекращена после того, как аварийная вышка была выброшена за борт. В 1983 году САС "Союз Т-10а" успешно спасла космонавтов от пожара на площадке и взрыва ракеты-носителя. Совсем недавно, в 2018 году, подсистема SAS в кожухе полезной нагрузки корабля "Союз МС-10" успешно спасла космонавтов от отказа ракеты через 2 минуты 45 секунд после старта после того, как аварийная вышка уже была сброшена.

Орбитальный модуль

Орбитальный модуль космического корабля «Союз» спускаемый модуль космического корабля «Союз» Аппаратно-силовой модуль космического корабля «Союз»

Носовой частью космического корабля является орбитальный модуль (Русский : бытовой отсек, романизированный : бытовой отсек), также известный как жилой отсек. В нем размещается все оборудование, которое не понадобится для повторного входа, такое как эксперименты, камеры или груз. В модуле также есть туалет, стыковочная авионика и средства связи. Внутренний объем составляет 6 м (210 куб футов), жилая площадь 5 м (180 куб футов). На последних модификациях «Союз» (начиная с ТМ «Союз») было введено небольшое окошко, обеспечивающее экипажу обзор вперед.

Люк между ним и спускаемым модулем может быть закрыт, чтобы изолировать его, чтобы при необходимости действовать как воздушный шлюз, члены экипажа выходят через его боковой порт (рядом с спускаемым модулем). На стартовой площадке экипаж попадает в космический корабль через этот порт. Это разделение также позволяет адаптировать орбитальный модуль к задаче с меньшим риском для жизненно важного спускаемого модуля. Принципы ориентации в среде микро-гравитации отличается от таковой в спускаемом модуле, когда члены экипажа стоят или сидят, повернув голову к стыковочному порту. Кроме того, спасение экипажа на стартовой площадке или с помощью системы SAS затруднено из-за орбитального модуля.

Отделение орбитального модуля критически важно для безопасной посадки; Без отделения орбитального модуля экипаж не сможет выжить при посадке в спускаемый модуль. Это связано с тем, что орбитальный модуль будет мешать правильному развертыванию парашютов спускаемого модуля, а дополнительная масса превышает возможности основного парашюта и тормозных двигателей по обеспечению безопасной скорости мягкой посадки. В связи с этим до конца 1980-х годов орбитальный модуль был отделен перед зажиганием возвратного двигателя. Это гарантировало, что спускаемый модуль и орбитальный модуль будут отделены до того, как спускаемый модуль будет выведен на траекторию входа. Однако после проблемной посадки Союз ТМ-5 в сентябре 1988 года эта процедура была изменена, и теперь орбитальный модуль отделен после маневра возврата. Это изменение было внесено, поскольку экипаж ТМ-5 не мог покинуть орбиту в течение 24 часов после того, как они сбросили свой орбитальный модуль, в котором находились их санитарно-технические средства и стыковочная муфта, необходимая для соединения с Миром. Риск неспособности отделить орбитальный модуль фактически оценивается как меньший, чем риск необходимости в помещенных в нем помещениях, включая туалет, после неудачного спуска с орбиты.

Спускаемый модуль

Копия посадочного модуля космического корабля «Союз» в Еврокосмическом центре в Бельгии

Спускаемый модуль (Русский : Спуска́емый Аппара́т, tr. Spuskáyemy Apparát), также известный как возвращаемая капсула, используется для запуска и возвращения на Землю. Половина спускаемого модуля закрыта термостойким покрытием для защиты при спуске ; эта половина обращена вперед во время входа. Сначала он замедляется атмосферой, затем тормозным парашютом, а затем основным парашютом, который замедляет аппарат при посадке. На высоте одного метра над землей твердотопливные тормозные двигатели, установленные за теплозащитным экраном, запускаются для обеспечения мягкой посадки. Одно из требований к конструкции спускаемого аппарата заключалось в том, чтобы он имел максимально возможную объемную эффективность (внутренний объем, деленный на площадь корпуса). Лучшая форма для этого - сфера - как использовался спускаемый модуль первого космического корабля Восток, - но такая форма не может обеспечить подъемную силу, что приводит к чисто баллистическому входу. Баллистический вход в атмосферу затруднен для пассажиров из-за сильного замедления и не может быть направлен за пределы их первоначального вылета с орбиты. Поэтому было решено использовать форму «фары», которую использует «Союз» - полусферическая передняя часть, соединенная малоугловой (семь градусов) конической частью с классическим теплозащитным экраном сферической части. Эта форма позволяет создать небольшую подъемную силу из-за неравномерного распределения веса. Это прозвище было придумано в то время, когда почти все фары были круглыми. Небольшие размеры спускаемого аппарата привели к тому, что после гибели экипажа "Союз-11 " в нем осталось всего два человека. Более поздний космический корабль "Союз-Т" решил эту проблему. Внутренний объем "Союз СА" - 4 м (140 куб. Футов); 2,5 м (88 куб футов) можно использовать для экипажа (жилое пространство).

Сервисный модуль

В задней части автомобиля находится Сервисный модуль (русский : прибо́рно-агрега́тный отсе́к, тр. приборно-агрегатный отсек). В нем находится герметичный контейнер в виде выпуклой банки (приборный отсек, приборный отсек), в котором находятся системы контроля температуры, электроснабжения, дальней радиосвязи, радиотелеметрии и инструменты для ориентации и контроля. Негерметичная часть служебного модуля (двигательный отсек, агрегатный отсек) содержит маршевый двигатель и жидкостную двигательную установку для маневрирования на орбите и начала спуска обратно на Землю. Корабль также имеет систему двигателей малой тяги для ориентации, прикрепленную к промежуточному отсеку (переходной отсек). Снаружи служебного модуля находятся датчики системы ориентации и солнечной батареи, которая ориентируется на Солнце путем поворота корабля. Неполное разделение между служебным и возвращаемым модулями привело к аварийным ситуациям на Союз 5, Союз ТМА-10 и Союз ТМА-11, что привело к некорректной ориентация для входа в атмосферу (входной люк экипажа первым). Отказ нескольких разрывных затворов не прервал связь между служебным и возвращаемым модулями на последних двух полетах.

Процедура возврата

Союз использует метод, аналогичный США командно-сервисный модуль Apollo, чтобы спуститься с орбиты. Космический корабль поворачивается двигателем вперед, и запускается главный двигатель для схода с орбиты на противоположной стороне Земли перед запланированной посадочной площадкой. Это требует наименьшего количества топлива для повторного входа ; космический корабль движется по эллиптической переходной орбите Хомана к точке входа в интерфейс, где атмосферное сопротивление замедляет его настолько, чтобы он упал с орбиты.

Ранние космические корабли "Союз" могли бы одновременно отсоединять служебный и орбитальный модули от спускаемого аппарата. Поскольку они соединены трубками и электрическими кабелями с спускаемым модулем, это поможет их разделению и предотвратит изменение ориентации спускаемого модуля. Позже космический корабль Союз отсоединил орбитальный модуль перед запуском маршевого двигателя, что позволило сэкономить топливо. Поскольку проблема с посадкой корабля Союз ТМ-5, орбитальный модуль снова отсоединяется только после повторного запуска, что привело (но не вызвало) аварийных ситуаций на корабле Союз ТМА-10 и ТМА-11. Орбитальный модуль не может оставаться на орбите в качестве дополнения к космической станции, поскольку люк шлюзовой камеры между орбитальным и возвращаемым модулями является частью возвращаемого модуля, и поэтому в орбитальном модуле происходит сброс давления после отделения.

Возвратный огонь обычно производится на «зари» стороне Земли, так что космический корабль может быть замечен спасательными вертолетами, когда он спускается в вечерних сумерках, освещенный Солнцем, когда он находится над тенью Земля. Корабль «Союз» спроектирован так, чтобы спускаться на сушу, обычно где-то в пустынях Казахстана в Центральной Азии. Это контрастирует с предыдущим пилотируемым космическим кораблем Соединенных Штатов, который приводнился в океане.

Системы космического корабля

Схема «Союз» Схема космического корабля «Союз МС» в разобранном виде
  • Система терморегулирования - Система обеспечения теплового режима, СОТР
  • Система жизнеобеспечения - Комплекс Системы Обеспечения Жизнедеятельности, КСОЖ
  • Система электроснабжения - Система Электропитания, СЭП
  • Системы связи и сопровождения - Система радиосвязи Рассвет, Бортовая измерительная система (БИС), космический корабль Квант-В управление, телевизионная система «Клёст-М», орбитальная радиосопровождение (РКО)
  • Система управления бортовым комплексом - Система Управления Бортовым Комплексом, СУБК
  • Комбинированная двигательная установка - Комплексная Двигательная Установка, КДУ
  • Чайка -3 система управления движением (СУД)
  • Оптико-визуальные приборы (ОВП) - ВСК-4 (Визир Специальный Космический-4), прибор ночного видения (ВНУК-К, Визир Ночного Управления по Курсу), стыковочный свет, прицел летчика (ВП-1, Визир Пилота-1), лазерный дальномер (ЛПР-1, Лазерный Дальномер-1)
  • Курс рандеву. шток
  • Система стыковки - Система Стыковки и Внутреннего перехода, ССВП
  • Режим управления Телеоператором - Телеоператорный Режим Управления, ТОРУ
  • Система исполнительных механизмов входа - Система Органников Испытателя СИО-С
  • Комплект средств десантирования - Комплекс Средств Приземления, КСП
  • Комплект выживания переносной - Носимый Аварийный Запас, НАЗ, содержащий пистолет выживания Космонавт ТП-82 или Пистолет Макарова
  • Союз система покидания пуска - Система Аварийного Спасения, САС
Drawing-Soyuz-TMA-exp12.png
Орбитальный модуль (А)
1стыковочный механизм
2, 4Антенна РЛС сближения Курс
3телевидение передающая антенна
5камера
6люк
спускаемый модуль (B)
7парашютный отсек
8перископ
9иллюминатор
11тепловой экран
сервисный модуль (C)
10, 18двигатели ориентации
12Датчики земли
13Датчик солнца
14точка крепления солнечной панели
15датчик температуры
16Антенна Курс
17главная движительная установка
19антенна связи
20топливные баки
21кислородный баллон

Варианты

Soyuz family tree

Так Космические аппараты юз были предметом непрерывной эволюции с начала 1960-х годов. Таким образом, существует несколько различных версий, предложений и проектов.

Технические характеристики

Версия:Союз 7К (1963)Союз 7К-ОК (1967–1970)Союз 7К- Л3 (ЛОК)Союз 7К-Т (1973–1981)Союз 7К-ТМ (1975)Союз-Т (1976–1986)Союз-ТМ (1986–2002)Союз-ТМА (2003–2012)Союз ТМА -M (2010–2016)Союз МС (2016–2020)
Всего
Масса5 880 кг (12 960 фунтов)6,560 кг (14,460 фунтов)9,850 кг (21,720 фунтов)6,800 кг (15,000 фунтов)6,680 кг (14,730 фунтов)6,850 кг (15,100 фунтов)7,250 кг (15,980 фунтов)7,220 кг (15,920 фунтов)7,150 кг (15760 фунтов)?
Длина7,40 м (24,3 фута)7,95 м (26,1 фута)10,06 м (33,0 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)7,48 м (24,5 фута)
Максимальный диаметр2,50 м (8 футов 2 дюйма)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,93 м (9 футов 7 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов) дюйм)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)
Диапазон?9,80 м (32,2 фута)10,06 м (33,0 футов)9,80 м (32,2 футов)8,37 м (27,5 футов)10,6 м (35 футов)10,6 м (35 футов)10,7 м (35 футов)10,7 м (35 футов)?
Орбитальный модуль (BO)
Масса1000 кг (2200 фунтов)1100 кг (2400 фунтов)?1350 кг (2980 фунтов)1224 кг (2698 фунтов)1100 кг (2400 фунтов)1450 кг (3200 фунтов)1370|kg??
Длина3,00 м (9,84 фута)3,45 м (11,3 фута)2,26 м (7 футов 5 дюймов))2,98 м (9 футов 9 дюймов)3,10 м (10,2 футов)2,98 м (9 футов 9 дюймов)2,98 м ( 9 футов 9 дюймов)2,98 м (9 футов 9 дюймов)2,98 м (9 футов 9 дюймов)2,98 м (9 футов 9 дюймов)
Диаметр2,20 м (7 футов) t 3 дюйма)2,25 м (7 футов 5 дюймов)2,30 м (7 футов 7 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов) дюйм)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)
Объем2,20 м (78 куб футов)5,00 м (177 куб футов)?5,00 м (177 куб футов)5,00 м (177 куб футов)5,00 м (177 куб футов)5,00 м (177 куб. Футов)5,00 м (177 куб. Футов)??
Модуль входа (SA)
Масса2480 кг (5470 фунтов)2,810 кг (6,190 фунтов)2,804 кг (6,182 фунтов)2,850 кг (6280 фунтов)2,802 кг (6,177 фунтов)3000 кг (6600 фунтов)2850 кг (6280 фунтов)2950 кг (6500 фунтов)??
Длина2,30 м (7 футов 7 дюймов)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,19 м (7 футов 2 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,24 м (7 фут 4 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)2,24 м (7 футов 4 дюйма)
Диаметр2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,2 м (7 фут 3 дюйма)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм)2,17 м (7 футов 1 дюйм) дюйм)
Объем4,00 м (141 куб футов)4,00 м (141 куб футов)?3,50 м (124 куб футов)4,00 м (141 куб футов)4,00 м (141 куб футов)3,50 м (124 куб футов)3,50 м (124 куб футов)??
Сервисный модуль ( PAO)
Масса2400 кг (5300 фунтов)2650 кг (5840 фунтов)?2700 кг (6000 фунтов)2654 кг (5851 фунтов))2750 кг (6060 фунтов)2950 кг (6500 фунтов)2900 кг (6400 фунтов)??
Используемое топливо (кг)830 кг (1830 фунтов)500 кг (1100 фунтов)3,152 кг (6949 фунтов)500 кг (1100 фунтов)500 кг (1100 фунтов)700 кг (1500 фунтов)880 кг (1940 фунтов)880 кг (1940 фунтов)??
Длина2,10 м (6 футов 11 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,82 м (9 футов 3 дюйма)2,26 м ( 7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)2,26 м (7 футов 5 дюймов)
Диаметр2,50 м (8 футов 2 дюйма)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,20 м (7 футов 3 дюйма)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м ( 8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)2,72 м (8 футов 11 дюймов)

Союз 7К (часть окололунного комплекса 7K-9K-11K) (1963)

Концепция пилотируемого космического корабля "Союз 7К" (1963)

Сергей Королев первоначально продвигал концепцию окололунного комплекса "Союз АБВ" (7К-9К-11К) (также известного как Л1), в котором двухместный корабль Союз 7К должен встретиться с другими компонентами (9К и 11К) на околоземной орбите, чтобы собрать лунный экскурсионный корабль, компоненты которого будут доставлены проверенным Ракета Р-7.

Первое поколение

Космический корабль «Союз 7К-ОК» с активной стыковкой Союз 7К-ОКС для космических станций «Салют»

Пилотируемый космический корабль «Союз» можно отнести к проектным поколениям. Союз 1 - Союз 11 (1967–1971) были кораблями первого поколения с экипажем до трех человек без скафандров и отличались от следующих за гнутые солнечные панели и использование ими автоматической стыковочной навигационной системы «Игла », для чего требовались специальные радиолокационные антенны. Это первое поколение включало исходный Союз 7К-ОК и Союз 7К-ОКС для стыковки с космической станцией Салют-1. Система стыковки зонда и плавучего механизма позволила перебросить космонавтов с корабля «Союз» на станцию.

Корабль Союз 7К-Л1 был разработан для запуска экипажа с Земли на круг Луны и был главной надеждой на Советский окололунный полет. Он совершил несколько испытательных полетов по программе Zond с 1967 по 1970 год (от Zond 4 до Zond 8 ), что привело к множественным сбоям в системах входа в атмосферу 7K-L1.. Остальные 7K-L1 были списаны. Союз 7К-Л3 разрабатывался параллельно с кораблем Союз 7К-Л1, но также был списан. "Союз-1" столкнулся с техническими проблемами, а космонавт Владимир Комаров погиб в результате крушения космического корабля при возвращении на Землю. Это был первый летальный исход в истории космических полетов.

Следующей пилотируемой версией корабля «Союз» был Союз 7К-ОКС. Он был разработан для полетов космической станции и имел стыковочный порт, позволяющий перемещаться между космическими кораблями внутри. Корабль "Союз 7К-ОКС" совершил два полета с экипажем, оба в 1971 году. Союз 11, второй полет, разгерметизировался при входе в атмосферу, в результате чего погибли экипаж из трех человек.

Второе поколение

Модернизированная версия корабля «Союз 7К-Т»

Второе поколение, получившее название «Союз-Ферри» или Союз 7К-Т, включает Союз 12 - Союз 40 (1973–1981). Он был разработан на основе концепции военного корабля «Союз », изучавшейся в предыдущие годы, и мог перевозить двух космонавтов в скафандрах «Сокол» (после аварии «Союз-11 »). Было запланировано несколько моделей, но ни одна из них не летала в космос. Эти версии получили названия Союз П, Союз ППК, Союз Р, Союз 7К-ВИ и Союз ОИС (орбитальная исследовательская станция).

Вариант Союз 7К-Т / А9 использовался для полетов на военную космическую станцию ​​Алмаз.

Союз 7К-ТМ был космическим кораблем, который использовался в испытательном проекте «Аполлон-Союз» в 1975 году, когда была проведена первая и единственная стыковка космического корабля «Союз» с командой и службой Аполлона. модуль. Он также был запущен в 1976 году в рамках исследовательского проекта «Союз-22» . Союз 7К-ТМ стал технологическим мостом к третьему поколению.

Третье поколение

Космический корабль Союз-Т

Третье поколение Союз-Т (T: Русский : транспортный, на латинском языке : транспортный, лит. «транспортный») космический корабль (1976–1986) с солнечными батареями, позволяющими проводить более длительные миссии, пересмотренной системой рандеву Игла и новым переводом / подходом система подруливающего устройства на сервисном модуле. Он мог перевозить экипаж из трех человек в скафандрах.

Четвертое поколение

Союз-ТМ (1986–2003 гг.)

Космический корабль Союз-ТМ. Сравните антенны на орбитальном модуле с антеннами на корабле «Союз-Т». Различия отражают переход от системы рандеву «Игла» на корабле «Союз-Т» к системе сближения «Курс» на корабле «Союз-ТМ».

Транспортные средства экипажа «Союз-ТМ» (M: Русский : модифицированный, романизированный : модифицированный, лит. 'модифицированный') были космическими кораблями «Союз» четвертого поколения и использовались с 1986 по 2003 год для паромных полетов на Мир и Международная космическая станция (МКС).

Союз-ТМА (2003–2012)

Корабль Союз ТМА-6

Союз ТМА (A: Русский : антропометрический, романизированный : антропометрический, букв. 'антропометрический ') содержит несколько изменений для удовлетворения требований, запрошенных НАСА для обслуживания Международной космической станции (МКС), включая большую широту по высоте и весу экипажа и улучшенные парашютные системы. Это также первый автомобиль одноразового использования с технологией «стеклянная кабина ». "Союз-ТМА" внешне идентичен космическому кораблю "Союз-ТМ", но внутренние отличия позволяют разместить на нем более высоких людей с новыми регулируемыми диванами для экипажа.

Союз ТМА-М (2010–2016 гг.)

Корабль Союз ТМА-М представлял собой модернизацию базового корабля Союз-ТМА с использованием нового компьютера и цифровых дисплеев салона., обновлено стыковочное оборудование, а общая масса машины уменьшена на 70 кг. Новая версия дебютировала 7 октября 2010 года с запуском корабля Союз ТМА-01М с экипажем МКС.

Миссия Союз ТМА-08М установила новый рекорд. для самой быстрой стыковки с космической станцией с экипажем. Миссия использовала новое шестичасовое сближение, быстрее, чем предыдущие запуски "Союза", которые с 1986 года занимали два дня.

Союз МС (с 2016 года)

Союз МС-01 пристыкован к МКС

"Союз МС " - это последняя плановая модернизация космического корабля "Союз". Его первый полет состоялся в июле 2016 года с миссией Союз МС-01.

Основные изменения включают:

  • более эффективные солнечные панели
  • измененные положения двигателя стыковки и ориентации для резервирования во время стыковки и высадки. на орбите горит
  • новая система захода и стыковки «Курс Н.А.», которая весит вдвое меньше и потребляет треть мощности предыдущей системы
  • новый компьютер ЦВМ-101, что составляет примерно одну восьмую веса (8,3 кг против 70 кг) и намного меньше, чем предыдущий компьютер «Аргон-16»
  • унифицированная цифровая система управления / телеметрии (MBITS) для ретрансляции телеметрии через спутник и управления космическими аппаратами, когда они находятся вне поля зрения наземных станций; также предоставляет экипажу данные о местоположении при выходе за пределы диапазона слежения за землей
  • ГЛОНАСС / GPS и Спутниковые системы Коспас-Сарсат для более точного определения местоположения во время поисково-спасательных операций после посадка

Сопутствующие корабли

Беспилотные космические корабли «Прогресс» получены от «Союза» и используются для обслуживания космических станций.

Не являясь прямыми производными от «Союза», китайский космический корабль «Шэньчжоу» использует технологию «Союз TM», проданную в 1984 году, а индийский орбитальный корабль имеет ту же общую схему, что и первый. пользователя Союз.

Галерея изображений

See also

  • Spaceflight portal

References

External links

Wikimedia Commons has media related to Soyuz spacecraft.
Последняя правка сделана 2021-06-09 01:09:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте