Прогресс (космический корабль)

редактировать
Российский грузовой корабль одноразового использования

Прогресс
Progress M-52.jpg Прогресс М-52 в космосе
Приложения
  • Пополнение запасов
Технические характеристики
Тип космического корабляГрузовой
Расчетный срок службы6 месяцев стыковка с космической станцией
Грузоподъемность2400 кг
Объем7,6 м3
Размеры
Длина7,23 м
Диаметр2,72 м
Вместимость
Полезная нагрузка до

Прогресс (Русский : Прогресс) - российский одноразовый грузовой космический корабль. Его цель - доставить припасы, необходимые для поддержания человеческого присутствия на орбите. Хотя на нем нет экипажа, на него могут сесть астронавты, когда он стыкован с космической станцией, поэтому его производитель классифицирует его как экипаж. "Прогресс" основан на пилотируемом космическом корабле "Союз" и запусках на той же ракете-носителе, ракете "Союз".

"Прогресс" поддерживал космические станции еще в Салют-6. и совсем недавно Международная космическая станция (МКС). Ежегодно к МКС выполняется от трех до четырех полетов "Прогресс". "Прогресс" остается пристыкованным до тех пор, пока не будет заменен новым или "Союзом" (который будет использовать тот же стыковочный порт). Затем он заполняется отходами, отключается и сбрасывается с орбиты, после чего сгорает в атмосфере. Из-за различий в аппаратах "Прогресс", направляемых к МКС, НАСА использует свою собственную номенклатуру, где "ISS 1P " означает первый космический корабль "Прогресс" на МКС.

Прогресс был разработан из-за потребности в постоянном источнике снабжения, чтобы сделать возможными длительные космические миссии. Было определено, что космонавтам нужен приток расходных материалов (еда, вода, воздух и т. Д.), А также потребность в средствах обслуживания и научном снаряжении, что потребовало наличия специального грузового транспорта. Такие полезные нагрузки было непрактично запускать с пассажирами в ограниченном пространстве корабля «Союз». По состоянию на 4 января 2020 года было совершено 165 полетов Progress с тремя неудачными рейсами. Все три отказа произошли с 2011 года.

Содержание

  • 1 Дизайн
  • 2 Версии
    • 2.1 Прогресс (1978–1990)
    • 2.2 Прогресс-М 11F615A55 (1989-2009)
    • 2.3 Прогресс -М 11F615A60 (2008-2015)
    • 2.4 Progress M1 (2000-2004)
    • 2.5 Progress M2
    • 2.6 Progress MS (2015-настоящее время)
  • 3 Текущее состояние
  • 4 См. Также
  • 5 Список литературы
  • 6 Внешние ссылки

Конструкция

Схема космического корабля «Прогресс-М»

«Прогресс» по размеру и форме почти такой же, как и Союз. Он состоит из трех модулей:

  • Передний модуль под давлением. В нем есть припасы для экипажа, такие как научное оборудование, одежда, расфасованные и свежие продукты, а также письма из дома. Стыковочный якорь аналогичен стыковочному блоку корабля "Союз", но имеет воздуховоды для топлива несимметричный диметилгидразин (НДМГ) и N2O4 окислителя.
  • Топливный отсек. Возвращаемый модуль корабля «Союз» заменен негерметичным топливно-заправочным отсеком с воздуховодами по внешней стороне корабля. Это означало, что в случае утечки ядовитый газ не попадет в атмосферу станции. Топливо находится в двух баках.
  • Двигательный модуль. Двигательный модуль в задней части космического корабля остался неизменным по сравнению с кораблем "Союз" и содержит двигатели ориентации, используемые для автоматической стыковки. Его можно использовать для увеличения орбиты станции после стыковки.

Уменьшение массы стало возможным, потому что "Прогресс" был спроектирован таким образом, чтобы его нельзя было отвинтить и использовать одноразовый. Это означает, что нет необходимости в громоздких системах жизнеобеспечения и теплозащитных экранах. Небольшая часть веса снижена за счет отсутствия автоматической системы спасения экипажей и парашютов. Космический корабль также не имеет возможности разбивать на отдельные модули. После расстыковки космический корабль выполняет ретроспективу и сгорает в атмосфере.

Версии

Между разными рейсами было много небольших различий, но основные улучшения отражены в изменении названия.

"Прогресс" (1978–1990)

"Прогресс логистики" для снабжения космических кораблей. Он состоит из сухогрузного модуля (слева); отсек автоцистерны (в центре); и вытянутый служебный модуль (справа).

Всего по первоначальному проекту Прогресс было построено 42 космических корабля, последний из которых был запущен в мае 1990 года.

Конструкторское бюро грузовое судно было ЦКБЭМ (ныне Энергия (корпорация) ). Работу над проектом начали в середине 1973 года, присвоив "Прогрессу" ГРАУ индекс 11Ф615А15. Проектирование было завершено к февралю 1974 года, и первая серийная модель была готова к запуску в ноябре 1977 года. "Прогресс 1" был запущен 20 января 1978 года на той же ракете, которая использовалась для запуска "Союза". Он по-прежнему имел такую ​​же стартовую крышку, что и «Союз», но это было чисто аэродинамическое назначение, так как система аварийного покидания была отключена.

Эта первая версия "Прогресса" имела массу 7 020 кг и несла 2 300 кг груза, или 30% от его массы. Он имел тот же диаметр, что и «Союз» - 2,2 метра, но был 8 метров в длину - немного длиннее. Время автономного полета составило 3 суток, столько же, сколько у парома "Союз". Он мог провести в доке один месяц. "Прогресс" всегда стыковался с кормовой частью станции, на которой он пополнялся (в кормовой части расположены главные ракетные двигатели станции и их резервуары для дозаправки "Прогрессом").

  • Стартовая масса: 7 020–7 249 кг
  • Масса груза:
    • ~ 2300 кг (до Прогресс-24)
    • ~ 2500 кг (с Прогресс-24)
  • Длина: 7,94 м
  • Диаметр грузовых модулей: 2,2 м
  • Максимальный диаметр: 2,72 м
  • Объем грузового отсека: 6,6 м

Прогресс-М 11F615A55 (1989-2009)

Корабль материально-технического снабжения "Прогресс-М".

Впервые запущен модернизированный Прогресс М (ГРАУ : 11F615A55, заводское обозначение: 7К-ТГМ) в августе 1989 года. Первые 43 рейса все отправились на Мир ; после возвращения "Мира" в атмосферу "Прогресс" использовался в качестве транспортного средства снабжения для Международной космической станции. По состоянию на август 2014 года на МКС было совершено 56 полетов, и запланировано еще больше.

"Прогресс М" по сути является тем же космическим кораблем, что и "Прогресс", но в нем есть улучшения, основанные на Союз-Т и Союз-ТМ. Он может находиться в автономном полете до 30 дней и перевозить на 100 кг больше. Также, в отличие от старых кораблей Прогресс, он может возвращать предметы на Землю. Это достигается за счет использования капсулы ВБК-Радуга, способной перевозить до 150 кг груза. Он имеет длину 1,5 м и диаметр 60 см, а его «сухая масса » составляет 350 кг. "Прогресс М" также может пристыковаться к переднему порту станции и по-прежнему перекачивать топливо. Он использует ту же систему рандеву , что и «Союз», и впервые использует солнечные батареи.

  • Стартовая масса: 7 130 кг
  • Масса груза: 2600 кг
  • Масса сухого груза: 1500 кг
  • Масса жидкого груза: 1540 кг
  • Длина : 7,23 м
  • Диаметр грузовых модулей: 2,2 м
  • Максимальный диаметр: 2,72 м
  • Объем сухогрузного отсека: 7,6 м³
  • Пролет солнечной батареи: 10,6 м

Прогресс-М 11Ф615А60 (2008-2015 гг.)

26 ноября 2008 г. состоялся первый запуск новой модификации космического корабля "Прогресс" с новым цифровым бортовым компьютером ЦВМ-101 и системой цифровой телеметрии МБИТС. в 12:38 UTC с космодрома казахстанского космодрома Байконур на борту российской ракеты "Союз". Первым космическим кораблем этой серии был Прогресс М-01М.

Космический аппарат относится к так называемой 400-й серии (ГРАУ : 11Ф615А60), и все его модификации впоследствии использовались в производство нового пилотируемого корабля Союз-ТМА-М.

"Прогресс М-27М " был спущен на воду 28 апреля 2015 г., но вскоре связь с судном была потеряна, и оно было разрушено при повторном входе в атмосферу 8 мая 2015 г. Последний пуск был Прогресс М-29М

Прогресс М1 (2000-2004)

Прогресс М1 - еще один вариант, способный доставлять больше топлива (но меньше общего груза) на космическую станцию. Таких рейсов было 11.

  • Масса: 7150 кг
  • Грузоподъемность: 2230 кг
  • Грузоподъемность сухих грузов: 1800 кг
  • Грузоподъемность: 1950 кг

Прогресс М2

Прогресс M2 был запланированным вариантом, который был предложенным проектом для предлагаемой космической станции Мир-2, но от него отказались из-за финансовых проблем. Вариант M2 будет иметь больший служебный модуль для больших грузовых модулей или модулей космической станции и будет запускаться на ракете «Зенит», поскольку космический корабль больше.

Progress MS (2015-настоящее время)

Progress MS - это улучшенный вариант, который впервые был запущен 21 декабря 2015 года. Он имеет следующие улучшения:

  • Новый внешний отсек, который позволяет его развертывать спутники. Каждый отсек вмещает до четырех пусковых контейнеров. Впервые установлена ​​на "Прогресс МС-03".
  • . Повышенное резервирование благодаря добавлению системы резервирования электродвигателей для стыковочного и герметизирующего механизма.
  • Улучшенный Микрометеороид (MMOD) защита с помощью дополнительных панелей в грузовом отсеке.
  • Луч Российские спутники-ретрансляторы позволяют осуществлять телеметрию и управление даже тогда, когда они не находятся в прямой видимости наземных радиостанций. 241>GNSS автономная навигация позволяет определять вектор состояния и параметры орбиты в реальном времени, не требуя определения орбиты наземной станции.
  • Относительная навигация в реальном времени благодаря возможности прямого радиоданных с космической станцией.
  • Новое цифровое радио, которое обеспечивает улучшенный обзор телекамеры для стыковки.
  • Украинская Чезара Квант-В бортовая радиосистема и антенно-фидерная система. заменен на Unified Command Telemetry System (UCTS) .
  • Замена Курс А с цифровой системой Курс НА.

Текущее состояние

Запуск корабля "Прогресс М-11М" Корабль Прогресс М1-3, установленный в доке в нижней части модуля Звезда МКС во время STS-106.

Корабли "Прогресс" используются для пополнения запасов Международной космической станции (МКС) с 2020 года. С 1 февраля 2003 г. и 26 июля 2005 г. они были единственным космическим кораблем, доступным для перевозки большого количества грузов на станцию, поскольку флот Space Shuttle был остановлен после распада Columbia в конце СТС-107. Для миссий на МКС используется вариант "Прогресс М1", который перемещает резервуары с водой из модуля топлива и дозаправки в герметичную секцию и, как следствие, может нести больше топлива. Прогресс М-67, заключительный полет космического корабля "Прогресс-М" был запущен 24 июля 2009 г. на корабле Союз-У.

9 июля 2018 г. "Прогресс МС-09 " побил предыдущий рекорд, достигнув МКС за 3 секунды. часов 48 минут, перевезя около 2450 кг грузов и припасов. Он доставил продовольствие, топливо и материалы, в том числе 705 кг топлива, 50 кг кислорода и воздуха, 420 кг воды.

Европейское космическое агентство (ESA) эксплуатировало грузовой робот-транспорт собственного типа - Automated Transfer Vehicle (ATV). Первый из них, названный Жюль Верн, был запущен в 04:03 UTC 9 марта 2008 года. Вездеходы могут перевозить до 8,85 тонн груза в космос., примерно в три раза больше, чем Progress, и ежегодно запускались ракетами Ariane 5 с 2011 по 2014 год в рамках вклада ЕКА в содержание МКС. Конструкция принята как служебный модуль космического корабля Орион.

Запланированный НАСА космический корабль Орион изначально был спроектирован так, чтобы иметь беспилотный вариант модуля Crew, подобный Progress; однако эта возможность была удалена в 2009 году. Космический корабль SpaceX коммерческий Dragon и космический корабль Northrop Grumman Cygnus также обеспечивают американскую логистику в международном космосе. Станция.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть медиа относится к Прогресс.
Последняя правка сделана 2021-06-02 07:50:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте