Boeing X-37

редактировать
Многоразовый роботизированный космоплан

X-37
Boeing X-37B внутри обтекателя полезной нагрузки перед запуском. jpg
X-37B внутри его обтекателя полезной нагрузки
РольБеспилотный космический самолет
Национальное происхождениеСША
ПроизводительBoeing Defense, Space Security
Первый полет7 апреля 2006 г. (первое испытание на падение)
Введение22 апреля 2010 г. (первый космический полет)
Статус
  • В эксплуатации
  • Выполнено 5 космических полетов
  • 6-е выполняется космический полет
Основной пользователь
Построено
  • X -37A: 1
  • X-37B: 2
Разработан на основеBoeing X-40

Boeing X-37, также известный как Orbital Test Vehicle (OTV ) - многоразовый роботизированный космический корабль . Он запускается в космос с помощью ракеты-носителя , затем снова входит в атмосферу Земли и приземляется в качестве космоплана . X-37 эксплуатируется Космическими силами США для орбитальных космических полетов, предназначенных для демонстрации космических технологий многократного использования. Это 120-процентная производная от более раннего Boeing X-40. X-37 начинался как проект NASA в 1999 году, а затем был передан Министерству обороны США в 2004 году.

X-37 впервые взлетел во время испытание на падение в 2006 году; его первая орбитальная миссия была запущена в апреле 2010 года на ракете Atlas V и вернулась на Землю в декабре 2010 года. Последующие полеты постепенно увеличивали продолжительность миссии, достигнув 780 дней на орбите для пятой миссии, первой из Запуск ракеты Falcon 9. Последняя миссия, шестая, была запущена на Atlas V 17 мая 2020 года.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Планирующие испытания
    • 1.3 Орбитальная испытательная машина X-37B
    • 1.4 Предположение относительно назначения
    • 1.5 Обработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 ОТВ-1
    • 3.2 ОТВ-2
    • 3.3 ОТВ-3
    • 3.4 ОТВ-4
    • 3,5 ОТВ-5
    • 3,6 ОТВ-6 (USSF 7)
  • 4 варианта
    • 4,1 X-37A
    • 4,2 X-37B
    • 4,3 X-37C
  • 5 Технические характеристики
    • 5.1 X-37B
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Общие ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Разработка

Истоки

Художественный рендеринг космического корабля X-37 в 1999 году

В 1999 году НАСА выбрало Boeing Integrated Defense Systems для проектирования и разработки орбитального аппарата, построенного калифорнийским филиалом Boeing's Phantom Works.. За четырехлетний период на проект было потрачено в общей сложности 192 миллиона долларов США, из которых НАСА внесло 109 миллионов долларов США, США. ВВС 16 миллионов долларов, Боинг 67 миллионов долларов. В конце 2002 года с компанией Boeing был заключен новый контракт на 301 миллион долларов в рамках программы NASA Space Launch Initiative.

Аэродинамический дизайн X-37 был заимствован из более крупной модели Орбитальный аппарат Space Shuttle, следовательно, X-37 имеет аналогичное отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению и меньшую дальность полета на больших высотах и ​​числа Маха по сравнению с Hypersonic Technology Vehicle. Первым требованием к космическому кораблю было выполнение орбитальных маневров с полной миссией delta-v 7000 миль в час (3,1 км / с). Первоначальной целью программы было сближение X-37 со спутниками и выполнение ремонта. Изначально X-37 проектировался для вывода на орбиту в грузовом отсеке космического корабля "Шаттл", но был модернизирован для запуска на Delta IV или аналогичной ракете после того, как было установлено, что полет шаттла был бы неэкономичным.

X-37 был передан НАСА в Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) 13 сентября 2004 года. После этого программа стала засекреченный проект. DARPA продвигало X-37 как часть независимой космической политики, которую Министерство обороны США проводило после катастрофы 1986 года Challenger.

Тестирование скольжения

The Scaled Composites Белый рыцарь использовался для запуска X-37A на глиссаде.

Транспортное средство, которое использовалось для испытания на падение в атмосферу планер, не имело двигательной установки. Вместо дверей отсека для полезной нагрузки на боевой машине он имел закрытую и усиленную конструкцию верхнего фюзеляжа, позволяющую соединять его с базовым кораблем . В сентябре 2004 года DARPA объявило, что для первоначальных испытаний атмосферного падения X-37 будет запущен с высотного исследовательского самолета Scaled Composites White Knight.

21 июня 2005 года., X-37A совершил полет в неволе под «Белым рыцарем» из космодрома Мохаве в Мохаве, Калифорния. Во второй половине 2005 года X-37A подвергся структурной модернизации, включая усиление опор носового колеса. Публичный дебют X-37 был запланирован для его первого бесплатного полета 10 марта 2006 года, но был отменен из-за арктического шторма. Следующая попытка полета, 15 марта 2006 г., была отменена из-за сильного ветра.

24 марта 2006 г. X-37 снова полетел, но отказ канала передачи данных помешал свободному полету, и машина вернулась в полет. земля все еще прикреплена к его авианосцу White Knight. 7 апреля 2006 года X-37 совершил свой первый планерный полет. При посадке машина вылетела за взлетно-посадочную полосу и получила незначительные повреждения. После продолжительного простоя транспортного средства на ремонт программа переместилась с Мохаве на завод Air Force Plant 42 (KPMD) в Палмдейл, Калифорния, на оставшуюся часть программы летных испытаний. White Knight продолжал базироваться в Мохаве, хотя его переправили на Завод 42, когда были запланированы испытательные полеты. Было выполнено пять дополнительных полетов, в двух из которых были выпущены Х-37 с успешными посадками. Эти два бесплатных полета состоялись 18 августа 2006 г. и 26 сентября 2006 г.

Орбитальная испытательная машина X-37B

17 ноября 2006 г. ВВС США объявили, что они разработают свой собственный вариант на основе НАСА X-37A. Версия ВВС получила обозначение X-37B Orbital Test Vehicle (OTV). Программа OTV была основана на более ранних усилиях промышленности и правительства DARPA, NASA и ВВС под руководством Управления оперативных возможностей ВВС в партнерстве с НАСА и Исследовательской лабораторией ВВС. Boeing был генеральным подрядчиком программы ОТВ. X-37B был разработан, чтобы оставаться на орбите до 270 дней за раз. Секретарь ВВС заявил, что программа OTV будет сосредоточена на «снижении риска, экспериментировании и разработке эксплуатационных концепций для технологий многоразового использования космических аппаратов в поддержку долгосрочных космических целей».

Изначально планировалось запустить X-37B в отсеке для полезной нагрузки космического корабля "Шаттл", но после аварии космического корабля "Колумбия" его перевели на Delta II 7920. Впоследствии X-37B был переведен в закрытый вариант на ракете Atlas V из-за опасений по поводу аэродинамических свойств открытого космического корабля во время запуска. После своих миссий космический корабль X-37B в основном приземляется на взлетно-посадочную полосу на авиабазе Ванденберг, Калифорния, с военно-воздушной базой Эдвардс в качестве дополнительной площадки. В 2010 году начались работы по изготовлению второго X-37B, OTV-2, первый запуск которого состоялся в марте 2011 года.

8 октября 2014 года НАСА подтвердило, что аппараты X-37B будут размещены в Космический центр Кеннеди на установках обработки орбитальных аппаратов (ОБТК) 1 и 2, ангарах, ранее занимаемых космическими шаттлами. Boeing заявил, что космические самолеты будут использовать ОБТК-1 в январе 2014 года, а ВВС ранее заявляли, что рассматривают возможность консолидации операций X-37B, размещенных на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии, ближе к их стартовой площадке на мысе Канаверал. НАСА также заявило, что программа завершила испытания, чтобы определить, может ли X-37B, размер которого составляет одну четверть космического шаттла, приземлиться на бывших взлетно-посадочных полосах шаттла. Кроме того, НАСА заявило, что ремонт двух ангаров будет завершен к концу 2014 года; к этому моменту главные двери ОБТК-1 были отмечены надписью «Дом X-37B».

Большая часть работ по проекту X-37B является секретной. Официальный США Заявление ВВС состоит в том, что проект представляет собой «экспериментальную программу испытаний для демонстрации технологий надежной многоразовой беспилотной испытательной платформы для ВВС США». У X-37B две основные задачи: технология многоразового использования космических аппаратов и рабочие эксперименты, которые могут быть возвращены на Землю. ВВС заявляют, что это включает испытания авионики, пилотажных систем, наведения и навигации, тепловой защиты, изоляции, силовой установки и систем возврата в атмосферу.

Предположения относительно цели

В мае 2010 года на Space Daily высказывались предположения, что X-37B может использоваться в качестве спутника-шпиона или для доставки оружия из космоса. Пентагон впоследствии опроверг утверждения о том, что испытательные миссии X-37B способствовали разработке оружия космического базирования.

В январе 2012 года были высказаны обвинения в том, что X-37B использовался для шпионажа. на китайском модуле космической станции Tiangong-1. Бывший орбитальный аналитик ВВС США Брайан Виден позже опроверг это утверждение, подчеркнув, что разные орбиты двух космических кораблей исключают какие-либо практические облеты для наблюдения.

В октябре 2014 года The Guardian сообщила о заявлениях эксперты по безопасности, что X-37B использовался «для проверки разведывательных и шпионских датчиков, в частности того, как они защищаются от радиации и других опасностей на орбите».

В ноябре 2016 года International Business Times предположил, что правительство США испытывало версию электромагнитного микроволнового двигателя EmDrive во время четвертого полета X-37B. В 2009 году контракт на передачу технологии EmDrive с Boeing был заключен через TAA Госдепартамента и экспортную лицензию Великобритании, одобренную Министерством обороны Великобритании. С тех пор компания Boeing заявила, что больше не занимается этой областью исследований. ВВС США заявили, что X-37B испытывает подруливающее устройство на эффекте Холла для Aerojet Rocketdyne.

. В июле 2019 года бывший министр ВВС США Хизер Уилсон объяснила, что, когда X-37B находился на эллиптической орбите, он мог в перигее использовать тонкую атмосферу для изменения орбиты, что мешало некоторым наблюдателям от открытия новой орбиты на некоторое время, допуская секретные действия.

Астроном Джонатан Макдауэлл, редактор Jonathan's Space Report, заявил, что спутники, запускаемые с X- 37B не были переданы в Управление ООН по вопросам космического пространства, как того требует Конвенция о регистрации, чтобы другие участники конвенции не узнали о них.

Китайская космическая программа приземлила свой первый крылатый космический самолет многоразового использования 6 сентября 2020 года. Сообщалось, что он весил 48000 фунтов (21,6 т) и имел длину 29 футов (8,8 м)., т.е. ближе к размеру е Х-37, чем космический шаттл. Знающие комментаторы предположили, что китайцы построили свой космический самолет по примеру США X-37. Когда его попросили порассуждать о роли китайского космоплана, директор по планированию программ Secure World Foundation сказал: «Это отличный вопрос. Мы даже не совсем уверены, почему американские военные преследуют космический самолет. «

Обработка

Обработка для X-37 выполняется в отсеках 1 и 2 Орбитального комплекса обработки (OPF) в Космическом центре Кеннеди Во Флориде, где машина загружена сверхсекретным грузом. Затем X-37 помещается внутрь обтекателя вместе с его адаптером ступени и транспортируется к месту запуска. Предыдущие стартовые площадки включали SLC-41 и Космический центр Кеннеди LC-39A.

Посадка осуществляется на одной из трех площадок по всей территории США: Посадочный комплекс для шаттлов в Космический центр Кеннеди, база ВВС Ванденберг или база ВВС Эдвардс. Чтобы вернуться в Космический центр Кеннеди, X-37 помещается в контейнер с полезной нагрузкой и загружается в грузовой самолет Boeing C-17. Прибыв в Кеннеди, X-37 выгружается и буксируется на ОБТК, где его готовят к следующему полету.

Конструкция

X-37 (крайний справа) - самый маленький и легкий орбитальный космоплан, который когда-либо летал. И North American X-15, и SpaceShipOne были суборбитальными. Из показанных космических самолетов только Х-37 и Буран выполнили беспилотные космические полеты.

Орбитальный испытательный аппарат X-37 - это многоразовый роботизированный космический самолет. Это примерно 120-процентная производная от Boeing X-40, длиной более 29 футов (8,8 м) и двумя наклонными хвостовыми стабилизаторами. X-37 запускает ракету Atlas V 501 или SpaceX Falcon 9. Космический самолет разработан для работы в диапазоне скоростей до Маха 25 при входе в атмосферу.

Технологии, продемонстрированные в X-37, включают улучшенную систему тепловой защиты, усовершенствованная авионика, автономная система наведения и усовершенствованный планер . Система тепловой защиты космоплана построена на основе предыдущих поколений космических аппаратов для входа в атмосферу и включает керамическую плитку кремнезема . Комплект авионики X-37 был использован компанией Boeing для разработки пилотируемого космического корабля CST-100. Разработка X-37 должна была «помочь в проектировании и разработке орбитального космического самолета НАСА , предназначенного для обеспечения спасения экипажа и транспортировки экипажа на Международную космическую станцию ​​<73 и обратно.>", согласно информационному бюллетеню НАСА.

X-37 для НАСА должен был оснащаться одним двигателем Aerojet AR2-3, использующим запасаемое топливо, обеспечивающим тягу в 6600 фунт-сила (29,4 кН). Двигатель AR2-3, рассчитанный на человека, использовался на учебно-тренировочном автомобиле для космонавтов с двойным двигателем NF-104A и получил новый сертификат полета для использования на X-37 с перекисью водорода / JP -8 порох. Сообщается, что это было изменено на гиперголическую двигательную установку из тетроксида азота / гидразина.

X-37 приземляется автоматически после возвращения с орбиты и является вторым многоразовым космическим кораблем, имеющим такую ​​возможность после Шаттл Советский Буран. X-37 - самый маленький и легкий орбитальный космоплан, который летал на сегодняшний день; он имеет стартовую массу около 11000 фунтов (5000 кг) и составляет примерно четверть размера орбитального корабля космического корабля Space Shuttle.

13 апреля 2015 года Космический фонд наградил X- 37 с наградой 2015 Space Achievement Award "за значительный прогресс в области многоразовых космических аппаратов и операций на орбите при проектировании, разработке, испытаниях и эксплуатации космического летательного аппарата X-37B на орбите. более трех миссий общей продолжительностью 1367 дней в космосе ».

История эксплуатации

По состоянию на октябрь 2019 года два действующих X-37B выполнили пять орбитальных полетов; они провели в космосе 2865 дней (7,85 года).

РейсМашинаДата запускаДата приземленияПусковая установкаМиссияПродолжительностьПримечания
ОТВ-1122 апреля 2010 г.. 23:52 UTC3 декабря 2010 г.. 09:16 UTCAtlas V 501 США -212 224 дня, 9 часов, 24 минуты
  • Первый запуск конфигурации Atlas V 501
  • Первая американская автономная посадка на орбитальную взлетно-посадочную полосу
  • Первый полет X-37B
OTV -225 марта 2011. 22:46 UTC16 июня 2012. 12:48 UTCAtlas V 501USA-226 468 дней, 14 часов, 2 минуты
  • Первый полет второго X-37B
OTV-3111 декабря 2012 года. 18:03 UTC17 октября 2014 года. 16: 24 UTCAtlas V 501USA-240 674 дня, 22 часа, 21 минута
  • Второй полет первого X-37B
OTV-4220 мая 2015 г.. 15:05 UTC7 мая 2017 г.. 11:47 UTCAtlas V 501USA-261 717 дней, 20 часов, 42 минуты
ОТВ-5неизвестно7 сентября 2017 г.. 14:00 UTC27 октября 2019. 07:51 UTCFalcon 9 USA-277 779 дней, 17 часов, 51 минута
  • Первый запуск X-37B на космическом корабле Falcon 9
  • Самая продолжительная миссия X-37B
OTV-6неизвестно17 мая 2020 г.. 13:14 UTC.Atlas V 501USSF-7
  • Проведено большинство экспериментов на сегодняшний день
  • Первый запуск X-37B с USSF

OTV-1

OTV-1 находится на взлетно-посадочной полосе после приземления на авиабазе Ванденберг при закрытии своего авиалайнера USA-212 3 декабря 2010 года.

Первый X-37B запущен в свой первый полет - OTV-1 / USA-212 - на ракете Atlas V с мыса Канаверал SLC-41 22 апреля 2010 г. в 23:52 UTC. Космический аппарат был выведен на низкую околоземную орбиту для испытаний. Хотя ВВС США раскрыли несколько орбитальных деталей миссии, всемирная сеть астрономов-любителей заявила, что опознала космический корабль на орбите. 22 мая 2010 года космический аппарат имел наклон 39,99 °, совершая оборот вокруг Земли каждые 90 минут по орбите 249 на 262 мили (401 на 422 км). По общему мнению, OTV-1 проходил над одним и тем же местом на Земле каждые четыре дня и работал на высоте, типичной для военных спутников наблюдения. Такая орбита также распространена среди гражданских спутников LEO, а высота космического самолета была такой же, как у МКС и большинства других космических кораблей с экипажем.

ВВС США объявили о посадке 3–6 декабря 30 ноября 2010 года. В соответствии с графиком X-37B был выведен с орбиты, повторно вошел в атмосферу Земли и успешно приземлился на авиабазе Ванденберг 3 декабря 2010 г., в 09:16 UTC, совершил первую в США автономную орбитальную посадку на взлетно-посадочную полосу. Это была первая подобная посадка после советского шаттла Буран в 1988 году. Всего ОТВ-1 провел в космосе 224 дня и 9 часов. ОТВ-1 получил лопнувшую шину во время приземления и получил незначительные повреждения нижней части.

ОТВ-2

Второй X-37B, запущенный во время первого полета, обозначенный как ОТВ-2 / USA-226, на борту ракеты Atlas V с мыса Канаверал SLC-41 5 марта 2011 года в 22:46 UTC. Миссия была классифицирована и описана военными США как попытка испытать новые космические технологии. 29 ноября 2011 года ВВС США объявили, что они продлят срок действия USA-226 сверх базового 270-дневного срока. В апреле 2012 года генерал Уильям Л. Шелтон из космического командования ВВС объявил текущую миссию «впечатляющим успехом».

30 мая 2012 года авиакомпания Air Форс заявил, что X-37B приземлится на авиабазе Ванденберг в июне 2012 года. Космический корабль совершил автономную посадку 16 июня 2012 года, проведя в космосе 468 дней и 14 часов.

ОТВ-3

Третий полет и второй полет первого X-37B, OTV-3, первоначально планировалось запустить 25 октября 2012 года, но был отложен из-за проблем с двигателем ракеты-носителя Atlas V. Он был успешно запущен с мыса Канаверал SLC-41 11 декабря 2012 года в 18:03 UTC. После выхода на орбиту космический корабль получил обозначение USA-240. Посадка произошла на авиабазе Ванденберг 17 октября 2014 года в 16:24 по всемирному координированному времени, общее время нахождения на орбите составило 674 дня и 22 часа.

ОТВ-4

ОТВ-4 на месте посадки шаттлов

Четвертая миссия X-37B, OTV-4, была на орбите под кодовым названием AFSPC-5 и обозначена как USA-261. Это был второй полет второй машины Х-37Б. X-37B был запущен на ракете Atlas V с мыса Канаверал SLC-41 20 мая 2015 года в 15:05 UTC. Цели включали испытания Aerojet Rocketdyne XR-5A подруливающего устройства на эффекте Холла в поддержку программы спутниковой связи Advanced Extremely High Frequency, а также исследование НАСА характеристик различных материалов в космосе. минимум 200 дней. Аппарат провел на орбите рекордные 717 дней и 20 часов перед тем, как приземлиться на площадке для посадки шаттлов Космического центра Кеннеди 7 мая 2017 года в 11:47 UTC.

ОТВ-5

Пятая миссия X-37B, обозначенная на орбите USA-277, была запущена с стартового комплекса 39A Космического центра Кеннеди 7 сентября 2017 года в 14 часов. : 00 UTC, незадолго до прибытия урагана Ирма. Ракета-носитель представляла собой ракету Falcon 9, а также несколько небольших спутников. Космический корабль был выведен на орбиту с более высоким наклонением, чем предыдущие миссии, что еще больше расширило зону действия X-37B. Во время полета космический корабль изменил свою орбиту с помощью бортовой двигательной установки. Несмотря на то, что вся полезная нагрузка OTV-5 засекречена, ВВС объявили, что одним из летающих экспериментов является Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader II (ASETS-II), который измеряет характеристики колеблющейся тепловой трубки. Миссия завершилась посадкой машины на площадке для приземления челнока 27 октября 2019 года в 07:51 UTC.

OTV-6 (USSF 7)

Шестая миссия X-37B (OTV -6), Космические силы США 7 (ранее известные как AFSPC 7), запущенные на ракете Atlas V 501 с мыса Канаверал SLC-41 17 мая 2020 года в 13:14 UTC. В миссии проводится больше экспериментов, чем в предыдущих полетах X-37B, включая два эксперимента НАСА. Один из них - это пластина для образцов, оценивающая реакцию выбранных материалов на условия в космосе. Второй изучает влияние радиации окружающего пространства на семена. Третий эксперимент, разработанный Военно-морской исследовательской лабораторией (NRL), преобразует солнечную энергию в радиочастотную микроволновую энергию, а затем исследует передачу этой энергии на Землю. X-37B остается активом Департамента ВВС США, но недавно созданные Космические силы США отвечают за запуск, операции на орбите и посадку.

X-37B выпустил небольшой, 300-фунтовый (136 кг) спутник под названием FalconSAT -8 (USA-300) примерно 28 мая 2020 года. Разработан курсантами Академии ВВС США в партнерстве с Исследовательской лабораторией ВВС. (AFRL), малый спутник несет пять экспериментальных грузов. Космический корабль испытает новую электромагнитную двигательную установку, технологию малой массы антенны и коммерческое реактивное колесо для обеспечения управления ориентацией на орбите. По данным Академии ВВС США, эксперименты FalconSAT-8 включают:

  • Магнитоградиентный электростатический плазменный двигатель (MEP) - Новая электромагнитная двигательная установка
  • Антенна из метаматериалов (MMA) - малый размер, вес, мощная антенна с производительность, подобная фазированной решетке
  • Эксперимент с углеродными нанотрубками (CANOE) - ВЧ-кабели с оплеткой из углеродных нанотрубок, изогнутые с использованием сплава с памятью формы
  • Контроль ориентации и накопление энергии (ACES) - Коммерческое колесо реакции модифицировано в маховик для накопления и выпуска энергии
  • SkyPad - Стандартные камеры и графические процессоры, интегрированные в корпус с малым SWAP (размер, вес и мощность)

Варианты

X-37A

Аппарат X-37A для испытаний на сближение и посадку (ALTV) был первоначальной версией космического корабля НАСА, который использовался в испытаниях на падение в 2005 и 2006 годах.

X-37B

X-37B - это модифицированная версия NASA X-37A, построенная для ВВС США. Два из них были построены и использовались для нескольких орбитальных полетов.

X-37C

В 2011 году Boeing объявила о планах создания увеличенного варианта X-37B, назвав его Х-37С. Космический корабль X-37C будет составлять от 165% до 180% от размера X-37B, что позволит ему перевозить до шести астронавтов внутри герметичного отсека, размещенного в грузовом отсеке. Предлагаемая ракета-носитель - Атлас V. В этой роли Boeing X-37C потенциально мог бы составить конкуренцию коммерческой космической капсуле CST-100 Starliner корпорации.

Технические характеристики

Планы с тремя проекциями X-37B

X-37B

Данные USAF, Boeing, Air Space Magazine и Phys.org

Общие характеристики

  • Экипаж: нет
  • Длина: 29 футов 3 дюйма (8,92 м)
  • Размах крыла: 14 футов 11 дюймов (4,55 м)
  • Высота: 9 футов 6 дюймов (2,90 м)
  • Максимальный взлетный вес: 11000 фунтов (4990 кг)
  • Электрическая мощность: Арсенид галлия солнечные элементы с литий-ионными батареями
  • Отсек полезной нагрузки: 7 × 4 фута (2,1 × 1,2 м)

Характеристики

См. Также

  • Портал космических полетов
  • Boeing X-20 Dyna-Soar, предыдущий космоплан ВВС США, который был отменен в 1960-х.
  • DARPA Falcon Project, гиперзвуковой проект доставки ракет и запуска спутников
  • Или bital Sciences X-34, предлагаемый испытательный стенд технологии беспилотных суборбитальных многоразовых ракет

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Аватар (космический корабль), индийская конструкция, предназначенная для горизонтального взлета
  • Dream Chaser, пилотируемый космический самолет, разрабатываемый Sierra Nevada Corporation
  • HOPE-X, аппарат аналогичного размера с аналогичной ролью JAXA (отменен)
  • HYFLEX, японский космический самолет с подъемным корпусом в 1996 году, предшественник HOPE-X
  • Intermediate eXperimental Vehicle (IXV), экспериментальный спускаемый аппарат ESA, разработанный
  • Shenlong (космический корабль), китайский многоразовый роботизированный космический самолет, находящийся в стадии разработки, впервые испытанный в 2011 году (суборбитальный полет)
  • Skylon (космический корабль), британский многоразовый беспилотный космический самолет в разработке
  • Space Rider, запланированный роботизированный космический самолет -до IXV от ESA

Связанные списки

Примечания

Ссылки

Ссылки

Генерал r ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Боинг Х-37.
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:53:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте