Delta II

редактировать
Американская космическая система запуска

Delta II
Взлет Delta II Dawn 1.jpg Ракета Delta II запускается с мыса Канаверал с космический корабль Dawn.
ФункцияРакета-носитель
ПроизводительUnited Launch Alliance
Страна происхожденияСША
Стоимость запуска51 миллион долларов США в 1987 году (7920-10 мод.) 137 миллионов долларов США в 2018 году до выхода на пенсию
Размер
Высота38,2–39 м (125–128 футов)
Диаметр2,44 м (8 футов 0 дюймов)
Масса151,700–231,870 кг (334,440–511,190 фунтов)
Этапы2 или 3
Вместимость
Полезная нагрузка на LEO
Масса2700–6100 кг (6000–13400 фунтов)
Полезная нагрузка на GTO
Масса900–2 170 кг (1 980–4 780 фунтов)
Полезная нагрузка до HCO
Масса1000 кг (2200 фунтов)
История запусков
СтатусСписанный
Стартовые площадкиМыс Канаверал SLC-17. База Ванденберг SLC-2W
Всего запущено156. Delta 6000: 17. Delta 7000: 132. Delta 7000H: 6
Успех (-ы)154. Delta 6000: 17. Дельта 7000: 130. Дельта 7000H: 6
Отказ (и)1 (Дельта 7000)
Частичный отказ (и)1 (Delta 7000)
Первый полет
Последний рейс
  • Delta 6000: 24 июля 1992 г. (Geotail )
  • Delta 7000: 15 сентября 2018 (ICESat-2 )
  • Delta 7000H: 10 сентября 2011 г. (GRAIL )
Бустеры (серия 6000) - Castor 4A
No. ускорители9
ДвигательТвердый
Тяга478 кН (107000 фунтов f)
Удельный импульс 266 с (2,61 км / с)
Время горения56 с
Бустеры (серия 7000) - GEM 40
Бустеры №216>3, 4 или 9
ДвигательГорит
Тяга492,9 кН (110800 фунтов f)
Удельный импульс 274 с (2,69 км / с)
Время горения64 с
Бустеры (7000 тяжелых) - GEM 46
Бустеры №9
ДвигательЦельный
Усилие628,3 кН (141 200 фунтов f)
Удельный импульс 278 с ( 2,73 км / с)
Время горения75 с
Первая ступень - Thor / Delta XLT (-C)
Двигатели1 RS-27 (серия 6000) или RS-27A (серия 7000)
Усилие1054 кН (237000 фунтов f)
Удельный импульс 302 с (2,96 км / с)
Время горения265 с
ТопливоRP-1 / LOX
Вторая ступень - Delta K
Двигатели1 AJ10-118K
Тяга43,6 кН (9800 фунтов f)
Удельный импульс 319 с (3,13 км / с)
Время горения431 с
ТопливоN2O4 / Аэрозин 50
Третья ступень - PAM-D (опция)
ДвигательStar 48B
Усилие66 кН (15000 фунтов f)
Удельный импульс 286 с (2,80 км / с)
Время горения87 с

Delta II была одноразовой пусковой системой, первоначально разработанной и построенной МакДоннеллом Дугласом.. Delta II входила в семейство ракет Delta и поступила на вооружение в 1989 году. Машины Delta II включали в себя Delta 6000 и два более поздних варианта Delta 7000 («легкий» и «тяжелый»). Ракета выполнила свой последний полет ICESat-2 15 сентября 2018 года, в результате чего ракета-носитель выполнила серию из 100 успешных вылетов подряд, последняя неудача - GPS IIR-1 в 1997.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание машины
  • 3 Система имен
  • 4 Профиль запуска
  • 5 Запуск Delta II
    • 5.1 Значительная полезная нагрузка
  • 6 Сопоставимые ракеты
  • 7 Космический мусор
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
История

В начале 1980-х все одноразовые ракеты-носители в США были запланированы должно быть прекращено в пользу Space Shuttle, который будет отвечать за все правительственные и коммерческие запуски. Производство Delta, Atlas-Centaur и Titan 34D закончилось. Катастрофа Challenger в 1986 году и последующая остановка операций Shuttle изменили эту политику, и президент Рональд Рейган объявил в декабре того же года, что Space Shuttle больше не будет запускать коммерческие полезные нагрузки, и НАСА будет стремиться закупить запуски на расходных транспортных средствах для миссий, не требующих поддержки экипажа или шаттла.

Макдоннелл Дуглас, в то время производитель семейства Delta, подписал контракт с США ВВС в 1987 году поставили семь самолетов Delta II. Они предназначались для запуска серии спутников Глобальной системы позиционирования (GPS) Block II , которые ранее использовались для космических челноков. В 1988 году ВВС реализовали дополнительные варианты контрактов, расширив этот заказ до 20 машин, а НАСА закупило свои первые Delta II в 1990 году для запуска трех спутников наблюдения Земли. Первый запуск Delta II произошел 14 февраля 1989 года, когда Delta 6925 запустила первый спутник GPS Block II (USA-35 ) с Стартового комплекса 17A (SLC-17A) в Мыс Канаверал на высоту 20 000 км Средняя околоземная орбита.

Первый полет Delta II серии 7000 состоялся в 1990 году, заменив двигатель RS-27 серии 6000 на более мощный РС-27А. Кроме того, твердотельные ускорители Castor 4A в стальном корпусе серии 6000 были заменены на GEM-40 в композитном корпусе. Все последующие запуски Delta II, за исключением трех, имели эту модернизированную конфигурацию, а серия 6000 была снята с производства в 1992 году.

McDonnell Douglas начал разработку Delta III в середине 1990-х по мере увеличения массы спутника. требовались более мощные ракеты-носители. Delta III с его второй ступенью на жидком водороде и более мощными ускорителями GEM-46 может доставить вдвое большую массу, чем Delta II, на геостационарную переходную орбиту, но череда двух отказов и один частичный отказ, наряду с разработкой гораздо более мощного Delta IV, привел к отмене программы Delta III. Модернизированные ускорители по-прежнему найдут применение на Delta II, что приведет к созданию Delta II Heavy.

28 марта 2003 года космическое командование ВВС США начало процесс дезактивации стартовых средств и инфраструктуры Delta II на мысе Канаверал после запуска последнего из спутников GPS второго поколения. Однако в 2008 году вместо этого он объявил, что передаст все объекты и инфраструктуру Delta II НАСА для поддержки запуска Лаборатории восстановления гравитации и внутренних помещений (GRAIL) в 2011 году.

14 декабря 2006 г., с запуском USA-193, был первый запуск Delta II под управлением United Launch Alliance.

. Последний запуск GPS на борту Delta II и последний Запуск с SLC-17A на мысе Канаверал состоялся в 2009 году. Запуск GRAIL в 2011 году ознаменовал последний запуск Delta II Heavy и последний из Флориды. Последние пять запусков будут производиться с базы ВВС Ванденберг (AFB) в Калифорнии.

16 июля 2012 года НАСА выбрало Delta II для поддержки орбитальной углеродной обсерватории OCO-2, Soil Moisture Active Passive (SMAP) и Совместная полярная спутниковая система JPSS-1 (NOAA-20). Это ознаменовало окончательную покупку Delta II. OCO-2 был запущен 2 июля 2014 года, SMAP был запущен 31 января 2015 года, а JPSS-1 был запущен 18 ноября 2017 года. Все три запуска были выведены на орбиту с Комплекса 2 в Ванденберге.

Семейство Delta II запускалось 155 раз. Единственными неудачными запусками были Koreasat 1 в 1995 году и GPS IIR-1 в 1997 году. Запуск Koreasat 1 был частичным отказом, вызванным тем, что одна ракета-носитель не отделилась от первой ступени, которая в результате спутник оказался на более низкой, чем предполагалось, орбите. Используя резервное топливо, он смог выйти на правильную геостационарную орбиту и проработал 10 лет. GPS IIR-1 был полностью утерян, поскольку Delta II взорвалась через 13 секунд после запуска. Взрыв произошел в результате разрыва корпуса поврежденного твердотопливного ракетного ускорителя и срабатывания системы прекращения полета корабля. Никто не пострадал, и сама стартовая площадка серьезно не пострадала, хотя несколько автомобилей были разрушены, а несколько зданий повреждены.

В 2007 году Delta II завершила свой 75-й успешный запуск подряд, превзойдя 74 успешных запуска подряд. запускает Ariane 4. С запуском ICESat-2 в 2018 году Delta II достигла 100 успешных запусков подряд.

Несмотря на то, что все завершенные ракеты Delta II запущены, остается много запчастей, пригодных для полетов. Эти запасные части будут собраны для создания почти готовой модели Delta II, представленной на выставке в конфигурации 7420-10. Ракета будет отображаться вертикально в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди и может иметь популярную окраску «акульи зубы» на обтекателе, который был нарисован на прошлых ракетах Delta II для запусков GPS.

Описание машины
Схема Delta II 7425 Ступень Delta-K

Первая ступень Delta II приводилась в движение ракетным двигателем Rocketdyne RS-27 горящим главным двигателем РП-1 и жидкий кислород. Этот этап технически назывался «Extra-Extended Long Tank Thor», производным от баллистической ракеты Thor, как и все ракеты Delta до Delta IV. RS-27, используемый на Delta II серии 6000, выдавал 915 кН, а модернизированный RS-27A, используемый в серии 7000, давал 1054 кН. Сцена составляла 26 метров в длину и 2,4 метра в ширину, весила более 100 тонн при заправке и горела 260 секунд. Кроме того, два двигателя LR101-NA-11 обеспечивали наведение на первую ступень.

Для дополнительной тяги при запуске Delta II использовала твердотопливные ускорители. Для серии 6000 компания Delta II использовала бустеры Castor 4A, а серия 7000 использовала графит-эпоксидные двигатели производства ATK. Автомобиль мог летать с тремя, четырьмя или, как правило, девятью ускорителями. Когда использовались три или четыре ускорителя, все зажигались на земле при запуске, в то время как модели, которые использовали девять ускорителей, зажигали шесть на земле, а затем оставшиеся три в полете после сгорания и выброса первых шести.

Второй ступенью Delta II был Delta-K, оснащенный перезапускаемым двигателем Aerojet AJ10 -118K, работающим гиперголичным Аэрозин-50 и N. 2O. 4. Это топливо очень токсично и вызывает коррозию, и после загрузки запуск должен был произойти в течение примерно 37 дней, в противном случае ступень должна была быть отремонтирована или заменена. Эта ступень также содержала комбинированную инерциальную платформу и систему наведения, которая контролировала все события полета. Ступень Delta-K была 6 метров в длину и 2,4 метра в ширину, содержала до 6 тонн топлива и горела до 430 секунд.

Для низкой околоземной орбиты Delta II не была оборудована третьей ступенью.. Полезные нагрузки, направлявшиеся на более высокие энергетические орбиты, такие как GTO, или для достижения космической скорости для закачки через Марс или других пунктов назначения за пределами Земли, использовали третью ступень на твердом топливе. Эта ступень была стабилизирована вращением и зависела от второй ступени для правильной ориентации до разделения ступеней, но иногда была оборудована системой контроля нутации для поддержания правильной оси вращения. Он также включал систему yo-weight, чтобы вызвать опрокидывание на третьей стадии после отделения полезной нагрузки, чтобы предотвратить повторное взаимодействие, или механизм yo-yo de-spin для замедления вращения перед высвобождением полезной нагрузки.

Система имен

Семейство Delta II использовало четырехзначную систему для создания своих технических названий:

  • первая цифра была либо 6, либо 7, что означает 6000- или 7000- серия Дельты.
  • Вторая цифра указывает количество бустеров. Большинство ракет Delta II летали с 9 ускорителями, но некоторые летали с 3 или 4.
  • третья цифра всегда была 2, обозначая вторую ступень с двигателем Aerojet AJ10. Только Deltas до серии 6000 использовали другой двигатель, TR-201.
  • Последняя цифра обозначала третью ступень. 0 означает отсутствие третьей ступени, 5 обозначает ступень вспомогательного модуля полезной нагрузки (PAM) с твердотельным двигателем Star 48B, а 6 обозначает двигатель Star 37FM.
  • An H следующие за четырьмя цифрами означали, что в машине использовались более крупные ускорители Delta III GEM-46. Тяжелый вариант мог быть запущен только с мыса Канаверал (поскольку площадка Ванденберга не была модифицирована для работы с более крупными ракетами-носителями) и была снята с эксплуатации с закрытием этой стартовой площадки в 2011 году.
  • Цифры и буквы после них указывают на тип обтекателя. -9,5 означает, что автомобиль имеет обтекатель диаметром 9,5 футов (2,9 м), -10 означает обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м), а -10L означает удлиненный обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м).

Например, На Delta 7925H-10L использовались RS-27A, девять ускорителей GEM-46, третья ступень PAM и удлиненный обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м). Delta 6320-9.5 - двухступенчатый автомобиль с двигателем первой ступени RS-27, тремя ускорителями Castor 4A, обтекателем диаметром 9,5 футов (2,9 м) и без третьей ступени.

Профиль старта
Сборка ракеты-носителя
Ракета-носитель Delta II была собрана вертикально на стартовой площадке. Сборка начинается с подъема первой ступени на место. Затем твердотопливные ракетные ускорители поднимаются на место и соединяются с первой ступенью. Затем сборка ракеты-носителя продолжается, и вторая ступень поднимается над первой ступенью.
Заправка
Потребовалось примерно 20 минут для загрузки первой ступени 37 900 литров (10000 галлонов США) горючее.
В Т-45 минут подтверждается завершение заправки. В 20 минут Т-20 включаются пиротехнические устройства FTS. В Т-20 минут и Т-4 есть встроенные трюмы. Во время этих задержек выполняется окончательная проверка. В момент Т-11 секунд зажигатели СРБ включаются. Зажигание происходит при Т-0,4 секунды. Профиль подъема варьируется от миссии к миссии.
SRB staging
Если использовалось 9 твердотопливных ракетных ускорителей, только шесть были воспламенены при запуске. Как только первые шесть истощатся, три двигателя с пневматическим запуском воспламенится, а двигатели с наземным запуском разъединятся. У двигателей воздушного пуска были форсунки, оптимизированные для работы на большой высоте, поскольку они работали в основном в условиях почти полного вакуума во время полета.
Если использовались 3 или 4 ускорителя, все зажигались на земле и сбрасывались
Delta II запускает
запуск Delta II с MER-A 10 июня 2003 г. Delta II Heavy (7925H-9.5) отрывается от площадки 17-B, несущей MER-B

Известная полезная нагрузка

Обращение к Земле

Внепланетарный

Последним запуском Delta II был спутник ICESat-2 в сентябре 2018 года.

В 2008 году ULA сообщило, что у него есть «около полдюжины» непроданных ракет Delta II, но ULA Генеральный директор Тори Бруно заявил в октябре 2017 года, что в инвентаре ULA не осталось полных незабронированных ракет Delta II; и хотя есть оставшиеся части Delta II, их недостаточно для постройки другой ракеты-носителя. Остальные части будут использованы для создания музейного экспоната Смитсоновского института.

Эволюция ракет Delta.
Сопоставимые ракеты
Космический мусор

Единственный зарегистрированный человек, когда-либо пострадавший от космического мусора, был сбит осколком Ракета Delta II. Лотти Уильямс тренировалась в парке в Талсе 22 января 1997 года, когда ее ударил в плечо шестидюймовый кусок почерневшего металлического материала. США Космическое командование подтвердило, что бывшая в употреблении ракета Дельта II, выпущенная в апреле 1996 года в рамках космического эксперимента на полпути, упала в атмосферу за 30 минут до этого. Объект ударил ее по плечу и безвредно упал на землю. Уильямс собрала этот предмет, и испытания НАСА позже показали, что фрагмент соответствовал материалам ракеты, а Николас Джонсон, главный научный сотрудник агентства по орбитальному мусору, считает, что в нее действительно попал осколок ракеты.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки

СМИ, относящиеся к Delta II на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-17 12:23:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте