Семейство Delta | |
---|---|
Delta II - Delta IV | |
Роль | Запуск с расходом система. с различными приложениями |
Производитель | United Launch Alliance |
Первый запуск | 13 мая 1960 г. |
Введение | 1960 |
Статус | active |
Delta - это американское универсальное семейство одноразовых пусковых систем, которые с 1960 года обеспечивают возможность космических запусков в Соединенных Штатах. Более 300 Ракеты Delta были запущены с вероятностью 95% успеха. По состоянию на сентябрь 2020 года в эксплуатации остаётся только Тяжелая ракета Delta IV. В настоящее время ракеты Delta производятся и запускаются United Launch Alliance.
Ори В ракетах «Дельта» использовалась модифицированная версия PGM-17 Thor, первой баллистической ракеты , развернутой ВВС США (USAF), как их первая ступень. «Тор» был разработан в середине 1950-х годов для достижения Москвы с баз в Великобритании или аналогичных странах-союзниках, и первый полностью успешный запуск «Тор» произошел в сентябре 1957 года. Последующие спутник и космический зонд <Вскоре последовали полеты 140 с использованием первой ступени Thor с несколькими различными верхними ступенями. Четвертой верхней ступенью, использованной на «Торе», была «Дельта» Тора, дельта - четвертая буква греческого алфавита. Со временем всю ракету-носитель Тор-Дельта стали называть просто «Дельта».
НАСА планировало «Дельту» как «временную машину общего назначения», которая будет «использоваться для связи, метеорологические и научные спутники и лунные зонды в 1960 и 1961 годах ". План состоял в том, чтобы заменить «Дельту» ракетами других конструкций, когда они поступят в строй. С этого момента семейство ракет-носителей было разделено на гражданские варианты, вылетавшие с мыса Канаверал и носившие название Delta, и военные варианты, вылетавшие с базы ВВС Ванденберг (VAFB), которые использовали более воинственное имя Тор. В конструкции Delta упор делался на надежность, а не на производительность, за счет замены компонентов, которые вызвали проблемы на предыдущих рейсах Thor; В частности, неисправный инерционный блок наведения, изготовленный AC Spark Plug, был заменен наземной радиосистемой наведения, которая была установлена на второй ступени вместо первой. НАСА заключило первоначальный контракт Delta с Douglas Aircraft Company в апреле 1959 года на 12 машин этой конструкции:
Эти транспортные средства могли бы поместить 650 фунтов (290 кг) на расстояние от 150 до 230 миль (от 240 до 370 км) LEO или 100 фунтов (45 кг) в GTO. Одиннадцать из двенадцати начальных полетов Delta были успешными, и до 1968 года никаких отказов не происходило в первые две минуты запуска. Высокий успех, достигнутый Delta, контрастировал с бесконечным парадом неудач, преследовавшим запуски Thor на Западном побережье. Общая стоимость разработки и запуска проекта составила 43 миллиона долларов США, что на 3 миллиона долларов США превышает бюджет. До 1962 года был заказан еще 14 машин.
No. | Дата | Полезная нагрузка | Сайт | Результат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 | 13 мая 1960 г. | Echo 1 | CCAFS, LC-17A | Отказ | Запуск в 21:16 по Гринвичу. Хороший первый этап. Отказ второй ступени системы ориентации. Автомобиль уничтожен. |
2 | 12 августа 1960 г. | Echo 1A | Успех | Полезная нагрузка размещена на орбите 1035 миль (1666 км) с наклонением 47,0 °. | |
3 | 23 ноября 1960 г. | TIROS-2 | Успех | ИК-спутник наблюдения | |
4 | 25 марта 1961 г. | Explorer-10 | Успех | 78 фунтов (35 кг) полезная нагрузка выведена на эллиптическую орбиту 138 000 миль (222 000 км). | |
5 | 12 июля 1961 г. | TIROS-3 | Успех | ||
6 | 16 августа 1961 г. | Исследователь 12 | Успех | Исследователь энергичных частиц (EPE-A). Сильноэллиптическая орбита. | |
7 | 8 февраля 1962 г. | TIROS-4 | Успех | ||
8 | 7 марта 1962 г. | OSO 1 | Успех | Солнечная обсерватория на орбите. 345 миль (555 км), орбита 33,0 °. | |
9 | 26 апреля 1962 г. | Ариэль 1 | Успех | Ариэль 1 позже был серьезно поврежден в результате ядерного испытания Морская звезда. | |
10 | 19 июня 1962 г. | TIROS-5 | Успех | ||
11 | 10 июля 1962 г. | Telstar 1 | Успех | Также позже был поврежден в результате высотного ядерного взрыва Starfish Prime. | |
12 | 18 сентября 1962 г. | TIROS-6 | Успех |
В Delta A использовался двигатель MB-3 Block II с тягой 170 000 фунтов силы (760 кН) против 152 000 фунтов силы (680 кН) для Блок I.. 13. 2 октября 1962 г. - Explorer 14 (EPE-B). 14. 27 октября 1962 г. - Explorer 15 (EPE-C)
Delta B представляет обновленную верхнюю ступень AJ10-118D, трехфутовый удлинитель топливного бака, окислитель с более высокой энергией и твердотельная система наведения. С Delta B программа Delta перешла из «промежуточного» в «рабочий» статус. Дельта B могла запустить 200 фунтов (91 кг) на GTO.
15. 13 декабря 1962 г. Реле 1, второй спутник связи НАСА, спутник связи НАСА первый активный.. 16. 13 февраля 1963 г. Блокнот 17B. Syncom 1 ; Thiokol Corporation Star-13B твердотопливная ракета в качестве ударного двигателя апогея.. 20. 26 июля 1963 г. Syncom 2 ; геостационарная орбита, но наклонена на 33,0 ° из-за ограниченных характеристик ракеты Delta.
Для Delta C третья ступень Altair была заменена на Altair 2. Altair 2 был разработан как ABL X-258 для Scout и был на 3 дюйма (76 мм) длиннее, на 10% тяжелее и обладал на 65% большей общей тягой. OSO 4 - пример запуска Delta C.
Delta D, также известный как Thrust Augmented Delta, был Delta C с Thrust Augmented Thor сердечник плюс три бустера Castor 1.
25. 19 августа 1964 г. Syncom 3, первый геостационарный спутник связи.. 30. 6 апреля 1965 г. Intelsat I
First Delta E. 6 ноября 1965 г.; Запущен GEOS 1
Эта ракета-носитель не была построена.
Delta G была Delta E без третьей ступени. Двухступенчатая машина использовалась для двух запусков: Биоспутник 1 14 декабря 1966 года и Биоспутник 2 7 сентября 1967 года.
Delta J использовала более крупный двигатель Thiokol Star 37D в качестве третьей ступени и была запущена один раз 4 июля 1968 года с помощью Explorer 38.
Эта ракета-носитель была не построено.
Delta L представила первую ступень Extended Long Tank с одинаковым диаметром 8 футов (2,4 м) и использовала United Technologies FW-4D двигатель в качестве третьей ступени.
Первая ступень Delta M состояла из Long Tank Thor с двигателем MB-3-3, дополненным тремя ускорителями Castor 2. Delta E была второй ступенью с двигателем третьей ступени / апогея Star 37D (Burner 2 ). С 1968 по 1971 год было произведено 12 успешных запусков Delta M.
Delta N объединила первую ступень Long Tank Thor (двигатель MB-3-3) с тремя Бустеры Castor 2 и вторая ступень Delta E. С 1968 по 1972 год было выполнено шесть успешных запусков Delta N.
«Super Six» представлял собой Delta M или Delta N с тремя дополнительными Castor 2 Бустеров всего шесть, это максимум, что можно было разместить. Они были соответственно обозначены M6 или N6. Первым и единственным запуском конфигурации M6 был Explorer 43 (IMP-H, Магнитосферные исследования) 13 марта 1971 года. Три запуска N6 между 1970 и 1971 годами привели к одной неудаче.
С 1969 по 1978 год (включительно) Тор-Дельта была самой используемой ракетой-носителем НАСА, совершив 84 попытки запуска. (Scout был вторым по популярности аппаратом с 32 запусками.) Спутники для других правительственных учреждений и иностранных правительств также были запущены на возмещаемой основе, всего шестьдесят три спутника. Из 84 попыток запуска было семь неудачных или частичных неудач, что составляет 91,6% успеха.
В 1972 году McDonnell Douglas представил четыре- цифровая система нумерации для замены буквенной системы именования. Новая система могла лучше приспособиться к различным изменениям и усовершенствованиям ракет «Дельта» и избежать проблемы быстро истощающегося алфавита. Цифры указывают (1) тип бака и главного двигателя, (2) количество твердотопливных ракетных ускорителей, (3) вторую ступень (буквы в следующей таблице относятся к двигателю) и (4) третья ступень:
номер | первая цифра. (первая ступень / бустеры) | вторая цифра. (количество бустеров) | третья цифра. (Вторая ступень) | Четвертая цифра. (Третья ступень) | Буква. (Тяжелая конфигурация) |
---|---|---|---|---|---|
0 | Длинный танк Тор. Двигатель МБ-3. Castor 2 SRB | Нет SRB | Delta F * с двигателями Aerojet AJ-10-118F.. * Ссылки с повышенными характеристиками Aerojet AJ-10-118 двигатель | Без третьей ступени | Н / Д |
1 | Extended Long Tank Thor. Двигатель MB-3. Castor 2 SRB | Н / Д | Delta P *, Douglas, построенные с двигателями TRW TR-201.. * Исключение: двигатель AJ-10-118F для запуска Anik-A1. | N / A | |
2 | Extended Long Tank Thor. RS-27 двигатель. Castor 2 SRBs | 2 SR BS (или CBC в случае Delta IV Heavy) | Delta K * с двигателями AJ-10-118K.. * Ссылки на улучшенный двигатель Aerojet AJ-10-118 | (без полета) | |
3 | Extended Long Tank Thor. Двигатель RS-27. Castor 4 SRB | 3 SRB | криогенный разгонный блок Delta III, RL-10B-2 двигатель | Star 37D | |
4 | Extended Long Tank Thor. двигатель MB-3. Castor 4A SRB | 4 SRB | Криогенная верхняя ступень Delta IV диаметром 4 м, RL-10B-2 двигатель | Star 37E | |
5 | Extended Long Tank Thor. Двигатель RS-27. Castor 4A SRB | Н / Д | Криогенная верхняя ступень Delta IV диаметром 5 метров, RL -10B-2 двигатель | Star 48B / PAM-D | |
6 | Extra-Extended Long Tank Thor. Двигатель RS-27. Castor 4A SRB | 6 SRB | N / A | Star 37FM | |
7 | Extra-Extended Long Tank Thor. Двигатель RS-27A. GEM 40 SRB | N / A | N / A | GEM 46 SRB | |
8 | Усиление ned Extra-Extended Long Tank Thor. Двигатель RS-27A. GEM 46 SRBs | Н / Д | |||
9 | Delta IV Common Booster Core (CBC). RS-68 двигатель | 9 SRB | 2 дополнительных параллельных первых этапа CBC |
Эта система нумерации должна была быть постепенно заменена на новую. которая была введена в 2005 году. На практике новая система никогда не использовалась, так как все, кроме Delta II, были выведены из употребления:
Номер | Первая цифра. (Первый этап / boosters) | Вторая цифра. (количество бустеров) | Третья цифра. (Вторая ступень) | Четвертая цифра. (Третья ступень) | Letter. (тяжелая конфигурация) |
---|---|---|---|---|---|
0 | Н / Д | Нет SRB | Н / Д | Нет третьей ступени | Н / Д |
1 | Н / Д | Н / Д | |||
2 | Удлиненный длинный танк Тор. RS-27A двигатель. GEM 40 SRB | 2 SRB (или LRB в случае Delta IV Heavy ) | Delta K с двигателями AJ-10-118K | GEM 46 SRB | |
3 | Усилить ned Extra-Extended Long Tank Thor. RS-27A двигатель. GEM 46 SRBs | 3 SRBs | N / A | ||
4 | Delta IV CBC. RS-68 двигатель | 4 SRB | Криогенная верхняя ступень Delta IV диаметром 4 метра, RL-10B-2 двигатель | 2 дополнительные параллельные первые ступени CBC | |
5 | Н / П | Н / П | Криогенная верхняя ступень Delta IV диаметром 5 метров, RL- 10B-2 двигатель | Star 48B / PAM-D | N / A |
6 | N / A | Star 37FM | |||
7 | N / A | ||||
8 | |||||
9 | 9 SRB |
Первой ступенью Delta с первоначальным номером была Long Tank Thor, версия ракеты Thor с увеличенными топливными баками. Могут быть установлены до девяти навесных твердотопливных ракетных ускорителей (БРД). С тремя SRB Delta была обозначена как серия 300, а вариант с девятью SRB - как серия 900. Также была представлена новая улучшенная вторая ступень Delta F с более мощным двигателем Aerojet AJ 10-118F. Первым запуском серии 900 стал четвертый Delta 0100. 23 июля 1972 года Thor-Delta 904 запустил Landsat 1. Лицензионная версия ступени Long Tank Thor с двигателем МБ-3 также использовалась для японской ракеты-носителя N-I.
Серия Delta 1000 получила прозвище Straight-Eight и объединила первую ступень с удлиненным длинным резервуаром с диаметром 8 футов (2,4 м).) обтекателя полезной нагрузки, до девяти Castor 2 SRB и новой второй ступени McDonnell Douglas Delta P с использованием TRW Двигатель ТР-201. Грузоподъемность увеличена до 1835 кг (4045 фунтов) для LEO или 635 кг (1400 фунтов) для GTO. Первая успешная серия Thor-Delta 1000 спустила на воду Explorer 47 22 сентября 1972 года. Ступень Extended Long Tank Thor также использовалась в японских N-II и HI <140.>ракеты-носители.
Delta 2000 представила новый главный двигатель Rocketdyne RS-27 на первой ступени удлиненного длинного бака с такой же постоянный диаметр 8 футов. Delta 2310 был аппаратом для первого запуска трех спутников NOAA-4, Intasat и AMSAT-OSCAR 7 15 ноября 1974 года. Delta 2910 ракеты-носители использовались для запуска как Landsat 2 в 1975 году, так и Landsat 3 в 1978 году. 7 апреля 1978 года самолет Delta 2914 запустил первый спутник «Юрий 1 ». Японский BSE Broadcasting Satellite.
Delta 3000 объединила ту же первую ступень, что и 1000-series и 2000-series, с модернизированным Castor 4 solid Бустеры и были последней серией Delta, в которой использовалась вторая ступень McDonnell Douglas Delta P с двигателем TRW TR-201. Delta 3000 представила твердотопливный двигатель PAM (Payload Assist Module ) / Star 48B, который позже использовался в качестве третьей ступени Delta II. Модель Delta 3914 была одобрена для запуска полезной нагрузки правительства США в мае 1976 года и в период с 1975 по 1987 год запускалась 13 раз.
Delta 4000-series и 5000-series были разработаны после катастрофы Challenger и состояли из комбинации 3000-эпохи и 5000-й серии. Компоненты эпохи Delta II. На первой ступени стояли маршевый двигатель МБ-3 и удлиненный танк серии 3000 с установленными модернизированными двигателями Castor 4A. Также была включена новая вторая ступень Delta K. Всего в 1989 и 1990 годах было выпущено три, неся две рабочие нагрузки.
Серия Delta 5000 включала модернизированные двигатели Castor 4A на расширенной Первая ступень Long Tank с новым главным двигателем RS-27 и была запущена только одна миссия.
Delta II Серия была разработана после аварии «Челленджер» 1986 года и состояла из серии Delta 6000 и серии 7000 с двумя вариантами последней (Lite и Heavy). Серия Delta 6000 представила первую ступень Extra Extended Long Tank, которая была на 12 футов длиннее, и ускорители Castor 4A. Шесть SRB загорелись при взлете и три загорелись в воздухе.
В серии Delta 7000 был представлен главный двигатель RS-27A, который был модифицирован для повышения эффективности на большой высоте при некоторых затратах до низкого уровня. -высотные характеристики, а также более легкие и мощные твердотопливные ускорители GEM-40 от Hercules. Delta II Med-Lite была серией 7000 без третьей ступени и с меньшим количеством накладок (часто три, иногда четыре), которые обычно использовались для небольших миссий НАСА. Delta II Heavy был Delta II 792X с увеличенными ускорителями GEM-46 от Delta III.
Программа, разработанная McDonnell Douglas / Boeing для того, чтобы идти в ногу с растущей массой спутников:
Из трех полетов Delta III первые два были неудачными, а третий нес только пустую (инертную) полезную нагрузку.
В рамках программы ВВС Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV) McDonnell Douglas / Boeing предложил Дельта IV. Как следует из программы, многие компоненты и технологии были заимствованы у существующих пусковых установок. И Boeing, и Lockheed Martin заключили контракт на производство своих проектов EELV. Delta IV производятся на новом предприятии в Декейтере, Алабама.
Первая ступень упоминается как Common Booster Core (CBC); a Delta IV Heavy присоединяет два дополнительных CBC в качестве ускорителей.
Delta IV Heavy (Delta 9250H) использует два дополнительных CBC в качестве ускорителей. Это накладные ускорители, которые отделяются раньше в полете, чем центральный CBC.. Первоначальный демонстрационный полет 21 декабря 2004 г. был частичным отказом из-за преждевременного отключения CBC. DemoSat вышел на неправильную орбиту, и спутники 3 Corner Satellite вышли на орбиту на высоте всего 105 км, что привело к быстрому затуханию .. Причиной проблемы была преждевременный сигнал датчика истощения LOX первой ступени, который возник в результате кавитации LOX в линии подачи LOX. Конструкция питающей линии / датчика LOX была изменена, и проблема больше не повторялась в последующих миссиях Delta IV Heavy.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Дельта (ракета). |