A Delta IV M 4,2+, запуск с двумя твердотельными двигателями GEM-60. | |
Производитель | Alliant Techsystems. Orbital ATK. Northrop Grumman Innovation Systems |
---|---|
Страна происхождения | США |
Используется на | Delta II, Delta III, Delta IV, Atlas V (будущее), Vulcan (будущее) |
История запуска | |
Статус | Активный |
Графитно-эпоксидный двигатель (GEM ) - это серия твердотопливных ракетных ускорителей, работающих на топливе HTPB и производится Northrop Grumman Innovation Systems с корпусом из полимера, армированного углеродным волокном. Бустеры серии GEM ранее использовались на Delta II, Delta III и Delta IV. Они будут летать на Atlas V и Vulcan.
GEM-63 разрабатывается как прямая замена для ракеты-носителя Aerojet Rocketdyne AJ-60A, используемой на Атласе. V. Атлас V начнет летать с GEM-63 в 2020 году с запуском NROL-101.
GEM-63XL примерно на 5 футов длиннее обычного GEM-63 и будет использоваться на ракете-носителе Vulcan начиная с 2021 года.
GEM-63XL предлагает более высокую производительность при почти половине стоимости ускорителей AJ-60A, используемых в настоящее время на Atlas V.
Название | Приложение | Длина | Диаметр | Масса брутто | Масса пороха | Тяга | Удельный импульс | Время горения | Топливо |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
GEM-40 | Delta II | 12,96 м (510 дюймов) | 1,016 м (40,0 дюймов) | 13,005 кг (28671 фунт) | 11767 кг (25942 фунта) | 499 кН (112 200 фунтов-силы) | 245 с (SL). 283 с (с воздушным освещением) | 63 с | HTPB |
GEM-46 | Delta III, Delta II | 14,70 м (579 дюймов) | 1,1684 м (46,00 дюймов) | 19,140 кг (42,196 фунтов) | 16860 кг (37,180 фунтов) | 601 кН (135,200 фунтов-силы) | 242 с (SL). 284 с (воздушное освещение) | 77 сек | HTPB |
GEM-60 | Delta IV M + | 13,2 м (518 дюймов) | 1,5 м (60 дюймов) | 33 638 кг (74 158 фунтов) | 29 697 кг (65 471 фунт) | 879 кН (197 500 фунт-сила) | 245 с (SL) | 91 с | HTPB |
GEM-63 | Atlas V | 20,1 м (792 дюйма) | 1,6 м (63 дюйма) | 49,300 кг (108,600 фунтов) | 44,200 кг (97,500 фунтов) | 1,663 кН (373,800 фунтов-силы) | 94 сек | HTPB | |
GEM-63XL | Vulcan | 22,0 м (865 дюймов) | 1,6 м (63 дюйма) | 53,400 кг (117,700 фунтов) | 48,000 кг (105,800 фунтов) | 2,026 кН (455,400 фунтов-силы) | 84 сек | HTPB |
GEM-40 представляет собой SRM диаметром 40 дюймов (1000 мм), используемый на Delta II, начиная с 1990. Использование композитных материалов позволило сделать корпуса бустеров легче, чем стальные корпуса SRM Castor 4, которые они заменили. Первый полет GEM-40 произошел в 1990 году на Delta II 7925. Транспортные средства Delta II могут использовать три, четыре или девять GEM-40. При использовании трех или четырех ускорителей все GEM-40 воспламеняются на земле, в то время как на Delta II, использующих девять ускорителей, шесть зажигаются на земле, а остальные три воспламеняются в воздухе, когда сгорают первые шесть.
5 августа 1995 года самолет GEM-40 не отделился от Delta II 7925, несущего Koreasat 1. Избыточная масса ускорителя привела к тому, что спутник вышел на более низкую, чем предполагалось, переходную орбиту, которую он смог компенсировать за счет использования бортового топлива.
17 января 1997 года Delta II (Delta 241) взорвался из-за катастрофического отказа ГЭМ-40. Неисправность привела к срабатыванию функции самоуничтожения ракеты-носителя через 13 секунд после зажигания. Расследование ВВС США установило, что кожух двигателя был поврежден перед запуском, что привело к расколу кожуха вскоре после возгорания.
GEM-46 был удлиненным 46- Твердотопливный двигатель диаметром в дюйм (1200 мм), первоначально разработанный для Delta III. Этот вариант твердого двигателя также включал управление вектором тяги (TVC), чтобы помочь управлять транспортным средством. После прекращения выпуска Delta III двигатели GEM-46 (без TVC) использовались на Delta II для создания Delta II Heavy, запускать которую можно было только с модифицированной площадки на мысе Канаверал. И Delta III, и Delta II-Heavy использовали девять GEM-46, шесть из которых были зажжены на земле, а три - в воздухе.
GEM-60 был 60-дюймовым - твердотопливный двигатель диаметром (1500 мм), используемый на ракетах-носителях семейства Delta IV, доступен как с векторным управлением тяги (TVC), так и без него. Delta IV Medium + может использовать два или четыре GEM-60 и был выведен из эксплуатации после запуска спутника GPS-III, запущенного 22 августа 2019 года.