A твердотопливная ракета ускоритель (SRB ) - это большой твердотопливный двигатель, используемый для обеспечения тяги в запусках космических аппаратов от первого запуска до первого всплытия. Многие ракеты-носители, в том числе Ariane 5, Atlas V и Space Shuttle, использовали SRB, чтобы придать ракетам-носителям большую часть тяги, необходимой для размещения ракеты. на орбиту. Space Shuttle использовал два Space Shuttle SRB, которые были самыми большими твердотопливными двигателями, когда-либо построенными, и первыми, предназначенными для восстановления и повторного использования. Топливо для каждого твердотопливного ракетного двигателя на космическом шаттле весило приблизительно 500 000 кг.
По сравнению с ракетами на жидком топливе твердотопливные ракетные двигатели были способны обеспечивать большую тягу при относительно простой конструкции. Они обеспечивают большую тягу без значительных требований к охлаждению и изоляции. Добавление съемных SRB к транспортному средству, также работающему от жидкостных ракет, известному как staging, снижает количество необходимого жидкого ракетного топлива и снижает массу пусковой установки. Твердотопливные ускорители дешевле проектировать, тестировать и производить в долгосрочной перспективе по сравнению с эквивалентными жидкостными ракетными ускорителями. Возможность многократного использования компонентов в нескольких полетах, как в сборке Shuttle, также снизила затраты на оборудование.
Одним из примеров повышенной производительности, обеспечиваемой SRB, является ракета Ariane 4. Базовая модель 40 без дополнительных ускорителей была способна поднимать полезную нагрузку 4 795 фунтов (2 175 кг) на геостационарную переходную орбиту. Модель 44P с 4 твердотопливными ускорителями имеет полезную нагрузку 7639 фунтов (3465 кг) на одну и ту же орбиту.
Твердотопливные ускорители неуправляемы и обычно должны гореть до полного истощения после воспламенения. в отличие от ЖРД или двигательных установок на холодном газе. Однако системы прерывания запуска и системы уничтожения безопасности дальности могут пытаться перекрыть поток топлива с помощью кумулятивных зарядов. По состоянию на 1986 год оценки частоты отказов SRB варьировались от 1 на 1000 до 1 на 100000. Сборки SRB вышли из строя внезапно и катастрофически. Блокировка или деформация форсунки может привести к избыточному давлению или снижению тяги, в то время как дефекты в корпусе ускорителя или муфтах ступеней могут вызвать разрушение узла из-за увеличения аэродинамических напряжений. Дополнительные виды отказа включают засорение ствола и нестабильность горения. Отказ уплотнительного кольца на правом твердотопливном ускорителе космического челнока «Челленджер» привел к его разрушению вскоре после старта.
Твердотопливные ракетные двигатели могут представлять опасность при обращении с ними на земле, так как полностью заправленный ускоритель несет риск случайного возгорания. Такая авария произошла во время взрыва бразильской ракеты в августе 2003 года на бразильской стартовой площадке ракеты VLS, в результате чего погиб 21 технический специалист.
Эта статья включает материалы общественного достояния с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.
| journal =
()