Nomex - это огнестойкий мета - арамид материал, разработанный в начале 1960-х годов компанией DuPont и впервые поступивший на рынок в 1967 году.
Nomex и родственные арамидные полимеры относятся к нейлону, но имеют ароматические скелеты и, следовательно, являются более жесткими и долговечными. Номекс является примером мета варианта арамидов (Кевлар является пара арамидом). В отличие от кевлара, нити Nomex не могут выровняться во время полимеризации нити и имеют меньшую прочность: его предел прочности на разрыв составляет 340 МПа. Однако он обладает превосходной термической, химической и радиационной стойкостью для полимерного материала.
Номекс получают путем реакции конденсации из мономеров м-фенилендиамина и изофталоилхлорида.
Он продается как в волокнистой, так и в листовой форме и используется как ткань, где требуется устойчивость к теплу и пламени. Лист Nomex на самом деле представляет собой каландрированную бумагу и изготавливается аналогичным образом. Бумага Nomex Тип 410 была первой бумагой Nomex, разработанной и производившейся одной из наиболее массовых марок, в основном для электроизоляции. Волокно Nomex производится в США.
Уилфред Суини (1926–2011), ученый DuPont, ответственный за открытия, приведшие к Nomex, частично за эту работу получил в 2002 г. медаль DuPont Лавуазье.
Бумага Nomex используется в электрических ламинатах, таких как печатные платы и сердечники трансформаторов, а также в огнестойких сотовых структурах, где она пропитана фенольной смолой . Подобные сотовые конструкции, а также ламинаты майлар -Nomex широко используются в авиастроении. Противопожарная промышленность, военная авиация и автомобильные гонки используют номекс для создания одежды и оборудования, выдерживающего сильную жару.
Капюшон из номекса - это обычная часть гоночного и пожарного снаряжения. Он размещается на голове поверх маски пожарного лица. Капюшон защищает части головы, не закрытые шлемом и лицевой маской, от сильного тепла огня.
Пожарные из дикой природы носят рубашки и брюки Nomex как часть личного защитного снаряжения во время тушения пожаров.
Водители гоночных автомобилей носят костюмы для вождения, изготовленные из Номекса и / или других огнестойких материалов, а также перчатки Номекс, длинное нижнее белье, балаклавы, носки, шлем подкладка и обувь, чтобы защитить их в случае пожара.
военного пилота и экипажа летных костюмов изготовлены из более чем 92% номекса, чтобы защитить их от возможных пожаров в кабине и других аварий. Войска на наземной технике часто носят номекс. Кевларовая нить часто используется для скрепления швов ткани.
Водители военных танков также обычно используют капюшоны Номекс в качестве защиты от огня.
В космической программе США Номекс использовался для одежды с тепловым микрометеороидом на Устройство для передвижения в открытом космосе (в сочетании с Кевлар и Gore-Tex ) и ACES скафандр, как для пожарных, так и для экстремальных условий (погружение в воду до около вакуума), а также в качестве тепловых одеял на дверях отсека полезной нагрузки, фюзеляже и верхних поверхностях крыла орбитального корабля Space Shuttle. Он также использовался для подушек безопасности для миссий Mars Pathfinder и Mars Exploration Rover, атмосферного зонда Galileo, Cassini-Huygens Зонд Titan в качестве внешнего покрытия на AERCam Sprint, который планируется включить в будущий Crew Exploration Vehicle.
НАСА. Nomex использовался в качестве акустического материал в Трое, штат Нью-Йорк, в главном концертном зале Центра экспериментальных медиа и исполнительских искусств Политехнического института Ренсселера (EMPAC ). Потолок из Nomex отражает звук высоких и средних частот, обеспечивая реверберацию и позволяя звуку более низких частот частично проходить через навес. По словам президента RPI Ширли Энн Джексон, EMPAC - первое место в мире, где номекс используется в качестве архитектурного материала по акустическим причинам.
Номекс (как и кевлар) также используется в производстве громкоговорителей водителей.
Бумага Nomex с сотовой структурой используется в качестве прокладки между слоями свинца в калориметре с жидким аргоном ATLAS, а также в качестве ламинатной сердцевины для конструкции корпуса и палубы на специализированных судах.
Nomex используется в промышленности в качестве фильтра в системах фильтрации выхлопных газов, обычно рукавных фильтров, которые предназначены для удаления горячих газов на асфальтовых заводах, цементных заводах, сталеплавильных заводах и цветных металлах. Производственные мощности.
Nomex используется в некоторых деках классической гитары для создания "композитного" верха. Жесткость и низкая плотность Nomex помогают создавать чистый и громкий звук при ламинировании «шкур» кедра и ели. В то время как «ламинированная» техника была создана Маттаисом Дамманном, использование Номекса внутри впервые было применено мастером Гернотом Вагнером.
Смерти в огненных авариях водители гоночных автомобилей Fireball Робертс в Шарлотте и Эдди Сакс и Дэйв Макдональд в Индианаполисе в 1964 году привели к использованию огнестойких тканей, таких как Nomex. В начале 1966 года Competition Press и Autoweek сообщили: «В прошлом сезоне экспериментальные костюмы для вождения носили Уолт Хансген, Мастен Грегори, Марвин Панч и группа 44. Боб Туллиус ; эти четверо представляют собой довольно неплохую фигуру в спорте. Цель состояла в том, чтобы получить тестовую информацию о комфорте и характеристиках стирки Nomex. Команда Chrysler-Plymouth на недавней выставке Motor Trend 500 в Риверсайд также носил эти костюмы ».