Самолеты-носители

редактировать
Сильно модифицированные авиалайнеры Боинг 747, которые НАСА использовало для перевозки орбитальных кораблей космических шаттлов

Самолеты-носители челноков
NASA's Shuttle Carrier Aircraft 905 (front) and 911 (rear).jpg
Самолеты-челночки НАСА 905 (на переднем плане) и 911 (на заднем плане)
РольНегабаритный груз грузовой самолет
ПроизводительBoeing
Введение1977
На пенсии2012
СтатусНа пенсии
Основные пользователиNASA. Boeing
Количество построенных2
Разработано на основеBoeing 747-100

Shuttle Carrier Aircraft (SCA ) - это два сильно модифицированных Boeing 747 авиалайнера, которые NASA использовали для перевозки орбитальных кораблей Space Shuttle. Один - это модель 747-100, а другой - модель малой дальности 747-100SR.

SCA использовались для переброски космических челноков с мест приземления обратно в комплекс для приземления челноков в Космическом центре Кеннеди. Орбитальные аппараты были размещены на вершине SCA с помощью Mate-Demate Devices, больших гентри -подобных структур, которые поднимали орбитальные аппараты с земли для послеполетного обслуживания, а затем соединяли их с SCA. для паромных рейсов.

В ходе тестовых полетов на посадку и захода на посадку, проведенных в 1977 году, испытательный шаттл Enterprise был освобожден от SCA во время полета и под собственным контролем совершил посадку.

Содержание
  • 1 Дизайн и разработка
  • 2 Паромы
  • 3 Вывод на пенсию
  • 4 Технические характеристики
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Дизайн и разработка

Lockheed C-5 Galaxy рассматривался НАСА в качестве носителя шаттла, но был отклонен в пользу 747. Это было связано с конструкцией 747 с низким крылом по сравнению с C -5, а также потому, что US Военно-воздушные силы сохранили бы право собственности на C-5, в то время как НАСА могло бы полностью владеть 747-ми.

Shuttle Carrier Aircraft N905NA, в ливрее American Airlines, с Enterprise в 1978 году

Первый самолет, Boeing 747-123, зарегистрированный N905NA, был первоначально изготовлен для American Airlines. В связи с падением авиасообщения и отказом от заправки 747-х, American Airlines продала их НАСА. При тестировании они все еще использовали видимые американские чит-линии во время тестирования Enterprise в 1970-х. Он был приобретен в 1974 году и первоначально использовался для исследования вихрей следящего следа в рамках более широкого исследования NASA Dryden, а также для испытаний шаттла с участием F-104, летевшего в тесном строю и имитация выпуска из Боинга 747.

Самолет был в значительной степени модифицирован для НАСА компанией Boeing в 1976 году. В то время как кресла первого класса оставались для пассажиров НАСА, его основная кабина и изоляция были разобраны, были добавлены монтажные стойки и фюзеляж был усилен. Когда шаттл ехал сверху, центр тяжести был изменен. К хвосту были добавлены вертикальные стабилизаторы для обеспечения устойчивости при транспортировке Орбитера. Также были модернизированы авионика и двигатели.

За кабиной экипажа добавлен внутренний аварийный трап на случай катастрофического отказа в полете. В случае спасения, взрывчатка взорвалась бы, чтобы сделать отверстие в фюзеляже в нижней части затвора, позволяя экипажу выйти через затвор и спуститься с парашютом на землю. Система скольжения была удалена после испытаний захода на посадку и посадки из-за опасений по поводу возможности того, что сбежавшие члены экипажа попадут в двигатель.

Atlantis соединяется с SCA N911NA в Центре летных исследований Драйдена

Полеты с дополнительным сопротивлением и весом Орбитера требовали значительных потерь топлива и высоты. Дальность полета была уменьшена до 1000 морских миль (1200 миль; 1900 км) по сравнению с дальностью полета без нагрузки в 5500 морских миль (6300 миль; 10 200 км), что потребовало от SCA остановки несколько раз для дозаправки во время трансконтинентального полета. Без орбитального аппарата SCA должен был нести балласт, чтобы сбалансировать его центр тяжести. SCA имел потолочную высоту 15 000 футов (4600 м) и максимальную крейсерскую скорость 0,6 Маха с прикрепленным орбитальным аппаратом. Экипажу из 170 человек потребовалась неделя, чтобы подготовить шаттл и SCA к полету.

Колумбия на вершине SCA N905NA, пролетая мимо Сборочного корпуса (VAB) в Космическом центре Кеннеди (KSC), 1990. N905NA больше не имеет полосатых полосок American Airlines.

Были проведены исследования по оснащению SCA оборудованием для дозаправки в воздухе, модификацией, уже внесенной в США. Air Force E-4 (модифицированные 747-200) и танкеры 747 для IIAF. Однако во время группового полета с самолетом-заправщиком для отработки заходов на дозаправку на хвостовом стабилизаторе N905NA были обнаружены незначительные трещины. Хотя вряд ли они были вызваны испытательными полетами, было сочтено, что нет смысла идти на ненужный риск. Поскольку в обеспечении дозаправки в воздухе срочной необходимости не было, испытания были приостановлены.

Carrier 905 с недавно построенным Space Shuttle Challenger над Драйденом, 1982

К 1983 году SCA N905NA больше не нес четко выраженный трехцветный чит-лайн American Airlines. НАСА заменило его собственной ливреей, состоящей из белого фюзеляжа и единственной синей чит-линии. В том же году этот самолет также использовался для полета Enterprise в турне по Европе с остановками для дозаправки в Goose Bay, Canada ; Кефлавик, Исландия ; Англия ; и Западная Германия. Затем он отправился на Парижский авиасалон.

. В 1988 году, после аварии Challenger, НАСА закупило излишки 747SR-46 у Japan Airlines. Зарегистрированный N911NA, он поступил на вооружение НАСА в 1990 году после внесения изменений, аналогичных N905NA. Впервые он был использован в 1991 году для доставки нового шаттла Endeavour от производителей из Палмдейла, Калифорния в Космический центр Кеннеди.

Юмористическая записка на Орбитальной установке, напоминающая техническим специалистам, как подключить орбитальный аппарат к транспортному средству

На базе Центра летных исследований Драйдена на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии два самолета были функционально идентичны, хотя N911NA имеет по пять окон верхней палубы с каждой стороны, а N905NA - только два. Задние точки крепления на обоих самолетах были помечены юмористическими инструкциями «прикрепить орбитальный аппарат здесь» или «разместить орбитальный аппарат здесь», поясненными предупреждением «черной стороной вниз».

Челночные авианосцы могли работать с альтернативные места посадки шаттлов, например, в Соединенном Королевстве, Испании и Франции. Поскольку дальность действия шаттл-носителя уменьшается при сопряжении с орбитальным кораблем, для уменьшения его веса, возможно, потребовались дополнительные приготовления, такие как удаление полезной нагрузки с орбитального корабля.

Силуэты с указанием количества паромов и свободных полетов различных орбитальных кораблей и Phantom Ray на левом борту SCA

Boeing перевез свой Phantom Ray демонстратор беспилотного боевого летательного аппарата (UCAV) из Сент-Луиса., Миссури, в Эдвардс на шаттл-перевозчике 11 декабря 2010 г.

Паромные рейсы

Паромные рейсы обычно доставляли орбитальные аппараты с базы ВВС Эдвардс, вспомогательной с места посадки в Средство посадки шаттлов (SLF) в Космическом центре Кеннеди, где был обработан орбитальный аппарат. Это было обычным явлением в первые дни программы Space Shuttle, когда погодные условия на SLF не позволяли шаттлу приземлиться там. Некоторые полеты начались в Центре летных исследований Драйдена после доставки орбитального аппарата из Rockwell International в НАСА с близлежащих объектов в Палмдейле, Калифорния.

В конце Программа космических шаттлов SCA использовалась для доставки вышедших на пенсию орбитальных аппаратов из Космического центра Кеннеди в их музеи. Открытие было доставлено в Центр Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института в Шантильи, Вирджиния, недалеко от Вашингтон, округ Колумбия, 19 апреля 2012 г. 17 апреля 2012 г. «Дискавери» совершил заключительный прощальный полет на борту самолета-носителя челнока в сопровождении истребителя НАСА T-38 Talon. Боинг 747 и Discovery пролетели над Вашингтоном, округ Колумбия, и его пригородами около 10 часов утра и прибыли в Даллес около 11 часов утра. Эстакада и посадка широко освещались в национальных СМИ.

Последний рейс на пароме Endeavour из Космического центра Кеннеди в Лос-Анджелес с 19 по 21 сентября 2012 года через Эллингтон Филд и ВВС Эдвардса. Основание. Покинув Эдвардс, SCA вместе с Endeavour выполнили эстакаду на низком уровне над различными достопримечательностями по всей Калифорнии, от Сакраменто до Сан-Франциско Bay Area и, наконец, до Лос-Анджелеса. Endeavour был доставлен в международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX). Оттуда орбитальный аппарат перевезли по улицам Лос-Анджелеса и Инглвуда к своему конечному пункту назначения в Калифорнийском научном центре в Exposition Park.

Retirement
N911NA демонстрируется в Джо Дэвисе. Парк Heritage Airpark в Палмдейле, Калифорния, июнь 2015 г.

Шаттл-авианосец N911NA был выведен из эксплуатации 8 февраля 2012 г. после последней миссии в Летно-исследовательский центр Драйден на базе ВВС Эдвардс в Палмдейле, Калифорния, и использовался в качестве источника запасных частей для самолета НАСА Стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (SOFIA) - еще один модифицированный самолет Боинг 747. N911NA теперь хранится и демонстрируется в аэропорту наследия Джо Дэвиса в Палмдейле, Калифорния, как часть долгосрочная ссуда от НАСА для города.

N905NA демонстрируется вместе с макетом Space Shuttle Independence в Космическом центре Хьюстона

Транспортер-шаттл N905NA использовался для переправки списанных космических челноков на их соответствующие музеи. После доставки Endeavour в международный аэропорт Лос-Анджелеса в сентябре 2012 года самолет был доставлен в Летно-исследовательский центр Драйдена, где НАСА планировало присоединить его к N911NA в качестве источника запасных частей для самолета SOFIA НАСА, но когда инженеры НАСА обследовали N905NA, они определили что в нем было несколько частей, которые можно было использовать для SOFIA. В 2013 году было принято решение сохранить N905NA и выставить его в Космическом центре Хьюстона с установленным на его спине макетом шаттла «Независимость». N905NA был доставлен самолетом на Эллингтон Филд, где он был тщательно разобран, переправлен в Космический центр Джонсона в семи основных частях (процесс, называемый «Большой ход»), повторно собран и, наконец, соединен с Реплика шаттла в августе 2014 года. Дисплей под названием Independence Plaza был впервые открыт для публики 23 января 2016 года.

Технические характеристики
Схема SCA с 3 видами

Данные из технических характеристик Boeing 747-100 Jenkins 2000

Общие характеристики

  • Экипаж: 4: пилот, второй пилот, 2 бортинженера (1 бортинженер без шаттла)
  • Длина: 231 фут 4 дюйма (70,51 м)
  • Размах крыла: 195 футов 8 дюймов (59,64 м)
  • Высота: 63 футов 5 дюймов (19,33 м)
  • Площадь крыла: 5,500 квадратных футов (510 м)
  • Масса пустого: 318000 фунтов (144 242 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 710 000 фунтов (322051 кг)
  • Силовая установка: 4 × Pratt Whitney JT9D-7J ТРДД двигатели с тягой 50 000 фунтов-силы (220 кН) каждый

Характеристики

  • Крейсерская скорость: 250 кН (290 миль / ч, 460 км / ч) / M0,6 с S Huttle Orbiter загружен
  • Диапазон: 1150 миль (1320 миль, 2130 км) с загруженным Shuttle Orbiter
  • Практический потолок: 15000 футов (4600 м) с загруженным Shuttle Orbiter
См. также
  • Авианосец - Тип базового корабля, который может нести, запускать, извлекать и поддерживать другие меньшие летательные аппараты
  • Место посадки шаттлов - Аэропорт, расположенный в Космическом центре Кеннеди

Связанные разработки

  • Boeing 747 - американский широкофюзеляжный дальний коммерческий реактивный самолет
  • Boeing VC-25 - президентский транспортный самолет ВВС США от Boeing

Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи

  • Антонов Ан-225 «Мрия» - советский / украинский шестидвигательный тяжелый грузовой самолет
  • Conroy Virtus - Предлагаемый американский большой транспортный самолет, предназначенный для перевозки космических челноков
  • Lockheed C-5 Shuttle Carrier
  • Мясищев В.М.-Т - Переоборудование советского бомбардировщика М-4 Молот для перевозки негабаритных грузов

Связанные списки

Литература

Библиография

  • Дженкинс, Деннис Р. Боинг 747-100 / 200/300 / SP (AirlineerTech Series, Vol. 6). Specialty Press, 2000. ISBN 1-58007-026-4.
  • Дженкинс, Деннис Р. Спейс шаттл: история национальной космической транспортной системы - первые 100 миссий, 3-е издание. Midland Publishing, 2001. ISBN 0-9633974-5-1.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Самолеты-носители челнока.
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:22:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте