Самолеты-носители челноков | |
---|---|
Самолеты-челночки НАСА 905 (на переднем плане) и 911 (на заднем плане) | |
Роль | Негабаритный груз грузовой самолет |
Производитель | Boeing |
Введение | 1977 |
На пенсии | 2012 |
Статус | На пенсии |
Основные пользователи | NASA. Boeing |
Количество построенных | 2 |
Разработано на основе | Boeing 747-100 |
Shuttle Carrier Aircraft (SCA ) - это два сильно модифицированных Boeing 747 авиалайнера, которые NASA использовали для перевозки орбитальных кораблей Space Shuttle. Один - это модель 747-100, а другой - модель малой дальности 747-100SR.
SCA использовались для переброски космических челноков с мест приземления обратно в комплекс для приземления челноков в Космическом центре Кеннеди. Орбитальные аппараты были размещены на вершине SCA с помощью Mate-Demate Devices, больших гентри -подобных структур, которые поднимали орбитальные аппараты с земли для послеполетного обслуживания, а затем соединяли их с SCA. для паромных рейсов.
В ходе тестовых полетов на посадку и захода на посадку, проведенных в 1977 году, испытательный шаттл Enterprise был освобожден от SCA во время полета и под собственным контролем совершил посадку.
Lockheed C-5 Galaxy рассматривался НАСА в качестве носителя шаттла, но был отклонен в пользу 747. Это было связано с конструкцией 747 с низким крылом по сравнению с C -5, а также потому, что US Военно-воздушные силы сохранили бы право собственности на C-5, в то время как НАСА могло бы полностью владеть 747-ми.
Shuttle Carrier Aircraft N905NA, в ливрее American Airlines, с Enterprise в 1978 годуПервый самолет, Boeing 747-123, зарегистрированный N905NA, был первоначально изготовлен для American Airlines. В связи с падением авиасообщения и отказом от заправки 747-х, American Airlines продала их НАСА. При тестировании они все еще использовали видимые американские чит-линии во время тестирования Enterprise в 1970-х. Он был приобретен в 1974 году и первоначально использовался для исследования вихрей следящего следа в рамках более широкого исследования NASA Dryden, а также для испытаний шаттла с участием F-104, летевшего в тесном строю и имитация выпуска из Боинга 747.
Самолет был в значительной степени модифицирован для НАСА компанией Boeing в 1976 году. В то время как кресла первого класса оставались для пассажиров НАСА, его основная кабина и изоляция были разобраны, были добавлены монтажные стойки и фюзеляж был усилен. Когда шаттл ехал сверху, центр тяжести был изменен. К хвосту были добавлены вертикальные стабилизаторы для обеспечения устойчивости при транспортировке Орбитера. Также были модернизированы авионика и двигатели.
За кабиной экипажа добавлен внутренний аварийный трап на случай катастрофического отказа в полете. В случае спасения, взрывчатка взорвалась бы, чтобы сделать отверстие в фюзеляже в нижней части затвора, позволяя экипажу выйти через затвор и спуститься с парашютом на землю. Система скольжения была удалена после испытаний захода на посадку и посадки из-за опасений по поводу возможности того, что сбежавшие члены экипажа попадут в двигатель.
Atlantis соединяется с SCA N911NA в Центре летных исследований ДрайденаПолеты с дополнительным сопротивлением и весом Орбитера требовали значительных потерь топлива и высоты. Дальность полета была уменьшена до 1000 морских миль (1200 миль; 1900 км) по сравнению с дальностью полета без нагрузки в 5500 морских миль (6300 миль; 10 200 км), что потребовало от SCA остановки несколько раз для дозаправки во время трансконтинентального полета. Без орбитального аппарата SCA должен был нести балласт, чтобы сбалансировать его центр тяжести. SCA имел потолочную высоту 15 000 футов (4600 м) и максимальную крейсерскую скорость 0,6 Маха с прикрепленным орбитальным аппаратом. Экипажу из 170 человек потребовалась неделя, чтобы подготовить шаттл и SCA к полету.
Колумбия на вершине SCA N905NA, пролетая мимо Сборочного корпуса (VAB) в Космическом центре Кеннеди (KSC), 1990. N905NA больше не имеет полосатых полосок American Airlines.Были проведены исследования по оснащению SCA оборудованием для дозаправки в воздухе, модификацией, уже внесенной в США. Air Force E-4 (модифицированные 747-200) и танкеры 747 для IIAF. Однако во время группового полета с самолетом-заправщиком для отработки заходов на дозаправку на хвостовом стабилизаторе N905NA были обнаружены незначительные трещины. Хотя вряд ли они были вызваны испытательными полетами, было сочтено, что нет смысла идти на ненужный риск. Поскольку в обеспечении дозаправки в воздухе срочной необходимости не было, испытания были приостановлены.
Carrier 905 с недавно построенным Space Shuttle Challenger над Драйденом, 1982К 1983 году SCA N905NA больше не нес четко выраженный трехцветный чит-лайн American Airlines. НАСА заменило его собственной ливреей, состоящей из белого фюзеляжа и единственной синей чит-линии. В том же году этот самолет также использовался для полета Enterprise в турне по Европе с остановками для дозаправки в Goose Bay, Canada ; Кефлавик, Исландия ; Англия ; и Западная Германия. Затем он отправился на Парижский авиасалон.
. В 1988 году, после аварии Challenger, НАСА закупило излишки 747SR-46 у Japan Airlines. Зарегистрированный N911NA, он поступил на вооружение НАСА в 1990 году после внесения изменений, аналогичных N905NA. Впервые он был использован в 1991 году для доставки нового шаттла Endeavour от производителей из Палмдейла, Калифорния в Космический центр Кеннеди.
Юмористическая записка на Орбитальной установке, напоминающая техническим специалистам, как подключить орбитальный аппарат к транспортному средствуНа базе Центра летных исследований Драйдена на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии два самолета были функционально идентичны, хотя N911NA имеет по пять окон верхней палубы с каждой стороны, а N905NA - только два. Задние точки крепления на обоих самолетах были помечены юмористическими инструкциями «прикрепить орбитальный аппарат здесь» или «разместить орбитальный аппарат здесь», поясненными предупреждением «черной стороной вниз».
Челночные авианосцы могли работать с альтернативные места посадки шаттлов, например, в Соединенном Королевстве, Испании и Франции. Поскольку дальность действия шаттл-носителя уменьшается при сопряжении с орбитальным кораблем, для уменьшения его веса, возможно, потребовались дополнительные приготовления, такие как удаление полезной нагрузки с орбитального корабля.
Силуэты с указанием количества паромов и свободных полетов различных орбитальных кораблей и Phantom Ray на левом борту SCABoeing перевез свой Phantom Ray демонстратор беспилотного боевого летательного аппарата (UCAV) из Сент-Луиса., Миссури, в Эдвардс на шаттл-перевозчике 11 декабря 2010 г.
Паромные рейсы обычно доставляли орбитальные аппараты с базы ВВС Эдвардс, вспомогательной с места посадки в Средство посадки шаттлов (SLF) в Космическом центре Кеннеди, где был обработан орбитальный аппарат. Это было обычным явлением в первые дни программы Space Shuttle, когда погодные условия на SLF не позволяли шаттлу приземлиться там. Некоторые полеты начались в Центре летных исследований Драйдена после доставки орбитального аппарата из Rockwell International в НАСА с близлежащих объектов в Палмдейле, Калифорния.
В конце Программа космических шаттлов SCA использовалась для доставки вышедших на пенсию орбитальных аппаратов из Космического центра Кеннеди в их музеи. Открытие было доставлено в Центр Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института в Шантильи, Вирджиния, недалеко от Вашингтон, округ Колумбия, 19 апреля 2012 г. 17 апреля 2012 г. «Дискавери» совершил заключительный прощальный полет на борту самолета-носителя челнока в сопровождении истребителя НАСА T-38 Talon. Боинг 747 и Discovery пролетели над Вашингтоном, округ Колумбия, и его пригородами около 10 часов утра и прибыли в Даллес около 11 часов утра. Эстакада и посадка широко освещались в национальных СМИ.
Последний рейс на пароме Endeavour из Космического центра Кеннеди в Лос-Анджелес с 19 по 21 сентября 2012 года через Эллингтон Филд и ВВС Эдвардса. Основание. Покинув Эдвардс, SCA вместе с Endeavour выполнили эстакаду на низком уровне над различными достопримечательностями по всей Калифорнии, от Сакраменто до Сан-Франциско Bay Area и, наконец, до Лос-Анджелеса. Endeavour был доставлен в международный аэропорт Лос-Анджелеса (LAX). Оттуда орбитальный аппарат перевезли по улицам Лос-Анджелеса и Инглвуда к своему конечному пункту назначения в Калифорнийском научном центре в Exposition Park.
Шаттл-авианосец N911NA был выведен из эксплуатации 8 февраля 2012 г. после последней миссии в Летно-исследовательский центр Драйден на базе ВВС Эдвардс в Палмдейле, Калифорния, и использовался в качестве источника запасных частей для самолета НАСА Стратосферной обсерватории для инфракрасной астрономии (SOFIA) - еще один модифицированный самолет Боинг 747. N911NA теперь хранится и демонстрируется в аэропорту наследия Джо Дэвиса в Палмдейле, Калифорния, как часть долгосрочная ссуда от НАСА для города.
N905NA демонстрируется вместе с макетом Space Shuttle Independence в Космическом центре ХьюстонаТранспортер-шаттл N905NA использовался для переправки списанных космических челноков на их соответствующие музеи. После доставки Endeavour в международный аэропорт Лос-Анджелеса в сентябре 2012 года самолет был доставлен в Летно-исследовательский центр Драйдена, где НАСА планировало присоединить его к N911NA в качестве источника запасных частей для самолета SOFIA НАСА, но когда инженеры НАСА обследовали N905NA, они определили что в нем было несколько частей, которые можно было использовать для SOFIA. В 2013 году было принято решение сохранить N905NA и выставить его в Космическом центре Хьюстона с установленным на его спине макетом шаттла «Независимость». N905NA был доставлен самолетом на Эллингтон Филд, где он был тщательно разобран, переправлен в Космический центр Джонсона в семи основных частях (процесс, называемый «Большой ход»), повторно собран и, наконец, соединен с Реплика шаттла в августе 2014 года. Дисплей под названием Independence Plaza был впервые открыт для публики 23 января 2016 года.
Данные из технических характеристик Boeing 747-100 Jenkins 2000
Общие характеристики
Характеристики
Связанные разработки
Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи
Связанные списки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Самолеты-носители челнока. |