Права |
---|
Теоретические различия |
|
Права человека |
|
Права бенефициара |
|
Другие группы прав |
|
|
Права являются правовыми, социальными или этическими принципами предоставления свободы или прав ; то есть права - это фундаментальные нормативные правила о том, что разрешено людям или что им принадлежит в соответствии с какой-либо правовой системой, социальной конвенцией или этической теорией. Права имеют огромное значение в таких дисциплинах, как право и этика, особенно в теориях справедливости и деонтологии.
Права являются основополагающими для любой цивилизации, и история социальных конфликтов часто связана с попытками как определить, так и переопределить их. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии, «права структурируют форму правления, содержание законов и форму морали, как она воспринимается в настоящее время».
Существуют значительные разногласия по поводу того, что именно подразумевается под термином « права». Его использовали разные группы и мыслители для разных целей, с разными, а иногда и противоположными определениями, и точное определение этого принципа, помимо того, что оно имеет какое-то отношение к нормативным правилам того или иного рода, является спорным.
Один из способов получить представление о множестве понятий и значений этого термина - рассмотреть разные способы его использования. В качестве прав заявляются многие самые разные вещи:
Право на жизнь, право выбора; право голосовать, работать, бастовать; право на один телефонный звонок, роспуск парламента, управление автопогрузчиком, получение убежища, равное обращение перед законом, чувство гордости за то, что он сделал; право на существование, приговор к смертной казни, нанесение первого ядерного удара, ношение скрытого оружия с отличительной генетической идентичностью; право верить своим глазам, объявлять пару мужем и женой, оставаться в покое, идти в ад по-своему.
Существуют также различные возможные способы категоризации прав, такие как:
Кто якобы имеет право: права детей, права животных, права рабочих, права государства, права народов. К каким действиям, положениям или возражениям относится заявленное право: право на свободное выражение мнения, вынесение приговора; право на неприкосновенность частной жизни, чтобы хранить молчание; имущественные права, телесные права. Почему правообладатель (якобы) имеет право: моральные права проистекают из моральных соображений, юридические права проистекают из законов общества, обычные права являются аспектами местных обычаев. Как заявленное право может быть затронуто действиями правообладателя: неотъемлемое право на жизнь, утрачиваемое право на свободу и отменяемое право на выполнение обещания.
В академическом сообществе, особенно в таких областях, как философия, право, деонтология, логика, политология и религия, ведутся серьезные споры о том, что означает этот термин.
Некоторые мыслители видят права только в одном смысле, в то время как другие признают, что оба смысла имеют меру значимости. На протяжении всей истории об этих чувствах велись серьезные философские споры. Например, Джереми Бентам считал, что юридические права являются сущностью прав, и отрицал существование естественных прав; тогда как Фома Аквинский считал, что права, предусмотренные позитивным правом, но не основанные на естественном праве, вообще не являются собственно правами, а являются лишь прикрытием или претензией на права.
Права свободы и права требования противоположны друг другу: у человека есть право свободы, позволяющее ему делать что-либо, только если нет другого человека, имеющего право требования, запрещающего ему это делать. Точно так же, если у человека есть право требования к кому-то другому, тогда свобода этого человека ограничена. Например, человек имеет право свободно ходить по тротуару и может свободно решать, делать это или нет, поскольку нет никаких обязательств ни делать это, ни воздерживаться от этого. Но пешеходы могут быть обязаны не ходить по определенным землям, например по частной собственности других людей, на которую эти люди имеют право претендовать. Таким образом, право человека на свободу передвижения простирается именно до того момента, когда право требования другого человека ограничивает его или ее свободу.
В каком-то смысле право - это разрешение делать что-либо или право на определенные услуги или лечение от других, и эти права были названы позитивными правами. Однако в другом смысле права могут допускать или требовать бездействия, и это называется отрицательными правами ; они разрешают или требуют ничего не делать. Например, в некоторых странах, например в Соединенных Штатах, граждане имеют положительное право голоса и отрицательное право не голосовать; люди могут решить не голосовать на данных выборах без наказания. Однако в других странах, например в Австралии, граждане имеют положительное право голоса, но не имеют отрицательного права не голосовать, поскольку голосование является обязательным. Соответственно:
Несмотря на то же название, положительные и отрицательные права не следует путать с активными правами (которые включают «привилегии» и «полномочия») и пассивными правами (которые включают «требования» и «иммунитеты»).
Общая концепция прав заключается в том, что ими обладают люди в том смысле, что они представляют собой разрешения и права на действия, которые другие лица, правительства или органы власти не могут нарушать. Это понимание таких людей, как автор Айн Рэнд, которая утверждала, что только люди имеют права в соответствии с ее философией, известной как объективизм. Однако другие утверждали, что существуют ситуации, в которых считается, что группа лиц имеет права или групповые права. Соответственно:
Может возникнуть противоречие между индивидуальными и групповыми правами. Классический пример столкновения прав групп и отдельных лиц - это конфликты между профсоюзами и их членами. Например, отдельные члены профсоюза могут желать заработной платы выше, чем согласованная профсоюзом заработная плата, но им не разрешается обращаться с дальнейшими просьбами; в так называемом закрытом цехе, с которым заключено соглашение о профсоюзной безопасности, только профсоюз имеет право решать вопросы для отдельных членов профсоюза, такие как ставки заработной платы. Итак, преобладают ли предполагаемые «индивидуальные права» рабочих в отношении надлежащей заработной платы? Или преобладают «групповые права» профсоюза в отношении надлежащей заработной платы? Ясно, что это источник напряжения.
Австрийская школа экономики считает, что только люди думают, чувствуют и действуют или нет членов какой - либо абстрактной группы. Таким образом, по мнению экономистов школы, общество следует анализировать, начиная с индивида. Эта методология называется методологическим индивидуализмом и используется экономистами для обоснования прав личности.
Другие различия между правами основываются больше на исторической ассоциации или семейном сходстве, чем на точных философских различиях. Сюда входит различие между гражданскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами, на которые часто делятся статьи Всеобщей декларации прав человека. Другая концепция прав разделяет их на три поколения. Эти различия во многом совпадают с различиями между негативными и позитивными правами, а также между индивидуальными правами и правами группы, но эти группировки не полностью совпадают.
Права часто включаются в фундаментальные вопросы, для решения которых созданы правительства и политика. Часто развитие этих социально-политических институтов формирует диалектическую связь с правами.
Права в отношении определенных вопросов или права определенных групп часто вызывают особую озабоченность. Часто эти опасения возникают, когда права вступают в противоречие с другими юридическими или моральными проблемами, иногда даже с другими правами. Вопросы, вызывающие озабоченность, исторически включали трудовые права, права ЛГБТ, репродуктивные права, права инвалидов, права пациентов и права заключенных. С ростом мониторинга и информационного общества все большее значение приобретают информационные права, такие как право на неприкосновенность частной жизни.
Некоторые примеры групп, права которых вызывают особую озабоченность, включают животных, а среди людей - такие группы, как дети и молодежь, родители (как матери, так и отцы ), а также мужчины и женщины.
Соответственно, политика играет важную роль в развитии или признании вышеупомянутых прав, и обсуждение того, какое поведение включается в качестве «прав», является постоянной важной политической темой. Концепция прав зависит от политической ориентации. Позитивные права, такие как «право на медицинское обслуживание», чаще подчеркиваются левыми мыслителями, в то время как правые мыслители уделяют больше внимания негативным правам, таким как «право на справедливое судебное разбирательство».
Кроме того, термин « равенство», который часто связывают со значением «права», часто зависит от политической ориентации человека. Консерваторы и либертарианцы и сторонники свободного рынка часто определяет равенство с равенством возможностей, и хотят равные и справедливые правила в процессе создания вещей, соглашаясь, что иногда эти правила справедливого приводят к неравным результатам. В отличии от этого, социалисты часто отождествляют равенство с равенством результатов и видеть справедливость, когда люди имеют одинаковое количество товаров и услуг, и поэтому считают, что люди имеют право на равные части первой необходимости, такие как здравоохранение или экономической помощь или жилье.
В философии, метаэтика является ветвью этики, которая стремится понять природу этических свойств, заявлений, взглядов и суждений. Метаэтика - одна из трех ветвей этики, общепризнанных философами, остальные - нормативная этика и прикладная этика.
В то время как нормативная этика рассматривает такие вопросы, как «Что следует делать?», Таким образом одобряя одни этические оценки и отвергая другие, метаэтика отвечает на такие вопросы, как «Что такое добро?». и «Как мы можем отличить хорошее от плохого?», стремясь понять природу этических свойств и оценок.
Этика прав - это ответ на метаэтический вопрос о том, чем занимается нормативная этика (метаэтика также включает группу вопросов о том, как этика становится известной, истинной и т. Д., Которые прямо не рассматриваются этикой прав). Этика прав утверждает, что нормативная этика касается прав. Альтернативные метаэтические теории заключаются в том, что этика связана с одним из следующих факторов:
Этика прав оказала значительное влияние на политическое и социальное мышление. Всеобщая декларация прав человека дает некоторые конкретные примеры широко признанных прав.
Некоторые философы критиковали права как онтологически сомнительные сущности. Например, выступая за расширение индивидуальных юридических прав, философ- утилитарист Джереми Бентам выступал против идеи естественного права и естественных прав, называя их «чепухой на ходулях». Кроме того, можно усомниться в способности прав действительно обеспечить справедливость для всех.
Конкретный перечень прав сильно отличался в разные периоды истории. Во многих случаях система прав, провозглашенная одной группой, вступает в острый и ожесточенный конфликт с системой прав других групп. В политической сфере, где права исторически были важным вопросом, конституционные положения различных государств иногда затрагивают вопрос о том, кто и какими законными правами обладает.
Исторически сложилось так, что многие представления о правах были авторитарными и иерархическими, при этом разным людям предоставлялись разные права, причем одни имели больше прав, чем другие. Например, право отца на уважение его сыном не указывает на право сына получить что-либо взамен этого уважения; и божественное право королей, которое допускало абсолютную власть над подданными, не оставляло много возможностей для многих прав самим подданным.
Напротив, современные концепции прав часто подчеркивают свободу и равенство как одни из наиболее важных аспектов прав, как это было очевидно во время американской и французской революций.
Важные документы в политической истории прав включают:
Организации: