Права |
---|
Теоретические различия |
|
Права человека |
|
Права бенефициара |
|
Другие группы прав |
|
|
Право собственности или право на собственное имущество (см собственность ) часто классифицируются как право человека для физических лиц в отношении их имущества. Общее признание права на частную собственность встречается реже и обычно сильно ограничивается, поскольку собственность принадлежит юридическим лицам (т. Е. Корпорациям ) и используется для производства, а не потребления.
Право на собственность признано в статье 17 Всеобщей декларации прав человека, но не признано в Международном пакте о гражданских и политических правах или Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Европейская конвенция о правах человека, в Протоколе 1 статьи 1, признает право на физических и юридических лиц «беспрепятственное пользование своим имуществом», с учетом «общего интереса или для обеспечения уплаты налогов.»
Право на собственность - одно из самых спорных прав человека как с точки зрения его существования, так и с точки зрения его толкования. Полемика по поводу определения права означает, что оно не было включено в Международный пакт о гражданских и политических правах или Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Разногласия касаются того, кто считается защищенным права собственности (например, люди или корпорации), типа защищаемой собственности (собственность, используемая для целей потребления или производства) и причин, по которым собственность может быть ограничена (например,, для регулирования, налогообложения или национализации в общественных интересах). Во всех документах по правам человека существуют неявные или явные ограничения в отношении степени защиты собственности. Статья 17 Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) закрепляет право на собственность следующим образом:
(1) Каждый имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. (2) Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.
Объект права собственности, как это обычно понимается в настоящее время, состоит из собственности, уже находящейся в собственности или владении, или собственности, приобретенной или подлежащей приобретению лицом законным путем. Не в противовес, а в противоположность этому, некоторые предложения также защищают универсальное право на частную собственность в смысле права каждого человека на эффективное получение определенного количества собственности, основанное на притязании на природные ресурсы Земли или других теориях справедливость.
Африканская хартия прав человека и народов (ACHPR) наиболее четко защищает право собственности в статье 14, в которой говорится:
Право собственности гарантируется. На него можно посягнуть только в интересах общественных нужд или общих интересов общества и в соответствии с положениями соответствующих законов.
Права собственности, кроме того, признаны в статье 13 ACHPR, которая гласит, что каждый гражданин имеет право свободно участвовать в управлении своей страной, право на равный доступ к общественным услугам и "право доступа к государственной собственности и услугам в строгое равенство всех лиц перед законом ". Статья 21 ACHPR признает право всех народов свободно распоряжаться своим богатством и природными ресурсами, и что это право должно осуществляться в исключительных интересах людей, которые не могут быть лишены этого права. Статья 21 также предусматривает, что «в случае ограбления обездоленные люди имеют право на законное возвращение своей собственности, а также на адекватную компенсацию».
Во время переговоров по тексту Всеобщей декларации прав человека другие штаты Америки утверждали, что право на собственность должно быть ограничено защитой частной собственности, необходимой для существования. Их предложение было отвергнуто, но было закреплено в Американской декларации прав и обязанностей человека, которая была согласована в то же время и принята за год до Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Статья 23 декларации гласит:
Каждый человек имеет право владеть такой частной собственностью, которая отвечает основным потребностям достойной жизни и помогает поддерживать достоинство человека и дома.
Определение права собственности находится под сильным влиянием западных концепций прав собственности, но поскольку права собственности значительно различаются в разных правовых системах, не удалось установить международные стандарты прав собственности. В региональных документах по правам человека Европы, Африки и Америки в разной степени признается право на защиту собственности.
Американская конвенция о правах человека (АЧР) признает право на защиту собственности, в том числе права на «справедливую компенсацию». ACHR также запрещает ростовщичество и другую эксплуатацию, что является уникальным среди инструментов по правам человека. Статья 21 АКПЧ гласит:
(1) Каждый имеет право пользоваться своей собственностью. Закон может подчинить такое использование и пользование интересам общества.
(2) Никто не может быть лишен своей собственности, кроме как после выплаты справедливой компенсации по причинам общественной пользы или общественных интересов, а также в случаях и в формах, установленных законом.
(3) Ростовщичество и любые другие формы эксплуатации человека человеком запрещаются законом.
После неудачных попыток включить право на защиту собственности в Европейскую конвенцию о правах человека (ЕКПЧ) европейские государства закрепили право на защиту собственности в статье 1 Протокола I к ЕКПЧ как «право на беспрепятственное владение собственностью»., где право на защиту собственности определяется как таковое:
(1) Каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в общественных интересах и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. (2) Предыдущие положения, однако, никоим образом не умаляют право государства обеспечивать соблюдение таких законов, которые оно сочтет необходимыми для контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других взносов. или штрафы.
Таким образом, европейское право прав человека признает право на мирное владение собственностью, делает лишение собственности определенными условиями и признает, что государства могут сбалансировать право на мирное владение собственностью с общественными интересами. Европейский суд по правам человека интерпретировал «имущество» включает не только материальное имущество, но и экономические интересы, договорные соглашения с экономической ценностью, компенсации претензии в отношении государственных и общественного закон, связанные требований, такие как пенсия. Европейский суд по правам человека постановил, что право на собственность не является абсолютным, и государства обладают широкими полномочиями по ограничению прав. Таким образом, право собственности считается более гибким правом, чем другие права человека. Степень дискреционных полномочий государств определена в деле Хэндисайд против Соединенного Королевства, рассмотренном Европейским судом по правам человека в 1976 году. Известные дела, в которых Европейский суд по правам человека установил нарушение права собственности, включают Спорронг и Лоннрот против Швеции., услышанный в 1982 году, когда шведский закон держал собственность под угрозой экспроприации в течение длительного периода времени. Наибольшая экономическая компенсация по решению Страсбургского суда по этому вопросу была предоставлена (1,3 миллиона евро) в деле Бейелер против Италии.
В Индии права собственности (статья 31) были одним из основных прав граждан до 1978 года, и они стали законным правом после 44-й поправки к Конституции 1978 года. Поправка была внесена правительством Морарджи Десаи в рамках политики земельной реформы.. В 2020 году Верховный суд Индии заявил, что, хотя права собственности не являются частью основных прав гражданина, их следует рассматривать как одно из прав человека, обещанных Конституцией. Верховный суд также постановил, что штаты не могут приобретать отдельные земли без четкой правовой основы.
Права собственности также признаны в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в статье 5 которой говорится, что каждый человек имеет право на равенство перед законом без различия расы, цвета кожи и национального или этнического происхождения, включая "право владеть собственностью как единолично, так и совместно с другими »и« право наследования ». Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин признает права собственности в статье 16, которая устанавливает те же права для обоих супругов на владение, приобретение, управление, управление, пользование и распоряжение имуществом и статьи 15, устанавливающей право женщин заключать договора. права
Права собственности также закреплены в Конвенции о статусе беженцев и Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Эти международные инструменты по правам человека для меньшинств не устанавливают отдельного права на собственность, но запрещают дискриминацию в отношении прав собственности, если такие права гарантированы.
Право на частную собственность было решающим требованием на ранних этапах борьбы за политическую свободу и равенство и против феодального контроля над собственностью. Собственность может служить основой для прав, обеспечивающих реализацию права на достаточный жизненный уровень, и только владельцам собственности изначально были предоставлены гражданские и политические права, такие как право голоса. Поскольку не все являются собственниками, право на работу было закреплено, чтобы позволить каждому достичь достойного уровня жизни. Сегодня дискриминация по признаку владения собственностью обычно рассматривается как серьезная угроза равному осуществлению прав человека всеми, и положения о недискриминации в международных документах по правам человека часто включают собственность в качестве основания, на основании которого запрещается дискриминация ( видеть право на равенство перед законом ). Защита частной собственности может вступать в противоречие с экономическими, социальными и культурными правами, а также гражданскими и политическими правами, такими как право на свободу выражения мнения. Чтобы смягчить это, право собственности обычно ограничивается для защиты общественных интересов. Многие государства также поддерживают системы общинной и коллективной собственности. Права собственности часто рассматриваются как препятствующие реализации прав человека для всех, например, посредством рабства и эксплуатации других. Неравное распределение богатства часто происходит по признаку пола, расы и меньшинств, поэтому права собственности могут казаться частью проблемы, а не интересом, заслуживающим защиты. Права собственности были в центре недавних дебатов по вопросам прав человека, касающихся земельной реформы, возвращения культурных артефактов коллекционерами и музеями коренным народам и народного суверенитета народов над природными ресурсами.
В Европе римское право определяло собственность как «право пользоваться своей собственностью и злоупотреблять ею в рамках закона» - jus utendi et abutendi re suâ, guatenus juris ratio patitur. Во-вторых, salus populi suprema lex esto, или «безопасность людей является высшим законом», было оговорено еще в Законе Двенадцати таблиц. Понятие частной собственности и имущественных прав была разработана далее в эпоху Возрождения, как международная торговля на торговцев привели к меркантильных идей. В Европе XVI века лютеранство и протестантская Реформация продвигали права собственности, используя библейскую терминологию. Протестантская трудовая этика и взгляды на судьбу человека пришел к подчеркиваний социальных взглядов на развивающихся капиталистические экономики в начале современной Европы. Право на частную собственность возникло как радикальное требование соблюдения прав человека по отношению к государству в революционной Европе 17-го века, но в 18-м и 19-м веках право на собственность как право человека стало предметом интенсивных споров.
Аргументы, выдвинутые левеллеров во время английской гражданской войны в собственности и гражданских и политических прав, таких как право на голосование, сообщает последующие дебаты в других странах. Левеллеры возникли как политическое движение в Англии середины 17 века после протестантской Реформации. Они считали, что собственность, полученная в результате своего труда, священна в соответствии с заповедью Библии «не кради». Таким образом, они считали, что право приобретать собственность от своей работы является священным. Взгляды левеллеров на право собственности и право не быть лишенным собственности как гражданское и политическое право были развиты памфлетистом Ричардом Овертоном. В «Стреле против всех тиранов» (1646) Овертон утверждал:
Каждому человеку от природы дана индивидуальная собственность, которая не может быть захвачена или захвачена кем-либо. Для каждого, как он сам, так он обладает самодостаточностью, иначе он не мог бы быть самим собой; и ни один второй не может осмелиться лишить этого без явного нарушения и оскорбления самим принципам природы правил равенства и справедливости между человеком и человеком. Моего и твоего быть не может, кроме этого. Ни один мужчина не властен над моими правами и свободами, а я ни с кем.
Взгляды левеллеров, пользовавшихся поддержкой мелких владельцев и ремесленников, разделялись не всеми революционными партиями гражданской войны в Англии. На Генеральном совете 1647 года Оливер Кромвель и Генри Иретон выступили против приравнивания права на жизнь к праву собственности. Они утверждали, что это установит право брать все, что угодно, независимо от прав других. Leveler Томас Rainborough ответил, опираясь на аргументы Овертона, что Levellers требуется уважение чужих естественных прав. Определение собственности и того, была ли она приобретена в результате труда и как таковое естественное право, было предметом интенсивных споров, поскольку право голоса зависит от владения имуществом. В то время политическая свобода ассоциировалась с владением собственностью и индивидуальной независимостью. Кромвель и Иретон утверждали, что только собственность на землю в собственность или зарегистрированные торговые права дают человеку право голоса. Они утверждали, что этот тип собственности представляет собой «долю в обществе», которая дает мужчинам право на политическую власть. В отличие от этого, Levellers утверждали, что всех мужчин, не являющихся слугами, получателями милостыни или нищих, следует рассматривать как владельцев собственности и предоставлять им право голоса. Они считали, что политическая свобода может быть обеспечена только отдельными лицами, такими как ремесленники, ведущими независимую экономическую деятельность.
Levellers были в первую очередь озабочены гражданскими и политическими правами мелких владельцев собственности и рабочих, тогда как Diggers, меньшая революционная группа во главе с Джерардом Уинстенли, сосредоточилась на правах сельской бедноты, которая работала на земельной собственности. Диггеры утверждали, что частная собственность несовместима с правосудием и что землю, конфискованную у короны и церкви, следует превратить в общинную землю для возделывания бедняков. По мнению диггеров, право голоса должно быть распространено на всех, и каждый имеет право на достаточный уровень жизни. После восстановления английской монархии в 1660 году все конфискованные земли вернулись короне и церкви. Были признаны некоторые права собственности и установлено ограниченное право голоса. Идеи левеллеров о собственности, гражданских и политических правах оставались влиятельными и были развиты в последующей Славной революции 1688 года, но ограничения права голоса на основе собственности означали, что только часть британского населения имела избирательное право. В 1780 году в Англии и Уэльсе только 214 000 мужчин, владеющих собственностью, имели право голоса, что составляло менее 3 процентов от 8-миллионного населения. Закон о реформе 1832 года ограничил право голоса для мужчин, которые владели недвижимостью с годовой стоимостью 10 фунтов стерлингов, что дало право голоса примерно 4 процентам взрослого мужского населения. Реформы 1867 г. расширили право голоса примерно до 8%. Рабочий класс (который резко увеличился с Промышленной революцией) и промышленники оставались практически исключенными из политической системы.
Английский философ Джон Локк (1632–1704) развил идеи собственности, гражданских и политических прав. В своем « Втором трактате о гражданском управлении» (1689 г.) Локк провозгласил, что «у каждого человека есть собственность, на которую никто не имеет права, кроме него самого. Труд его тела и работа его руки, можно сказать, правильно его". Он утверждал, что владение собственностью происходит от чьего-либо труда, хотя тем, кто не владеет собственностью и имеет только свой труд на продажу, не следует предоставлять такую же политическую власть, как тем, кто владеет собственностью. Рабочие, мелкие и крупные собственники должны иметь гражданские и политические права пропорционально собственности, которой они владеют. Согласно Локку, право на собственность и право на жизнь являются неотъемлемыми правами, и что долг государства - обеспечить эти права для людей. Локк утверждал, что защита естественных прав, таких как право собственности, наряду с разделением властей и другими системами сдержек и противовесов, поможет сократить политические злоупотребления со стороны государства.
Рабочая теория собственности и разделения властей Локка оказала большое влияние на Американскую революцию и Французскую революцию. Право на гражданские и политические права, такие как право голоса, было связано с вопросом собственности в обеих революциях. Американские революционеры, такие как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, выступали против всеобщего избирательного права, выступая за голосование только тех, кто имел «долю» в обществе. Джеймс Мэдисон утверждал, что распространение права голоса на всех может привести к тому, что право на собственность и правосудие будет «отвергнуто большинством без собственности». Хотя изначально предлагалось установить право голоса для всех мужчин, в конечном итоге право голоса в зарождающихся Соединенных Штатах было распространено на белых мужчин, которые владели определенным количеством недвижимости и личной собственности.
Французские революционеры признали права собственности в статье 17 Декларации прав человека и гражданина (1791 г.), в которой говорилось, что никто «не может быть лишен права собственности, если этого не требует установленная законом общественная необходимость и при условии справедливости. и предыдущее возмещение ". В статьях 3 и 6 провозглашается, что «все граждане имеют право вносить свой вклад лично или через своих представителей» в политическую систему и что «все граждане, равные перед [законом], в равной степени допускаются на все государственные должности, должности и работу в соответствии с их способности и без каких-либо различий, кроме добродетелей и талантов ". Однако на практике французские революционеры не распространяли гражданские и политические права на всех, хотя имущественный ценз, необходимый для таких прав, был ниже, чем установленный американскими революционерами.
По словам французского революционера аббата Сийеса, «все жители страны должны пользоваться правом пассивного гражданина... но только те, кто вносит свой вклад в общественный истеблишмент, подобны истинным акционерам в большом социальном предприятии. настоящие активные граждане, настоящие члены ассоциации ». Через три месяца после принятия Декларации домашние прислуги, женщины и те, кто не платил налоги, равные трехдневному труду, были объявлены «пассивными гражданами». Сиеес хотел видеть быстрое расширение коммерческой деятельности и выступал за неограниченное накопление собственности. Напротив, Максимилиан Робеспьер предупреждал, что свободное накопление богатства должно быть ограничено и что нельзя допускать, чтобы право на собственность нарушало права других, особенно бедных граждан, включая работающих бедняков и крестьян. Взгляды Робеспьера были в конечном итоге исключены из французской конституции 1793 года, и было сохранено право собственности на гражданские и политические права.