Экономические, социальные и культурные права

редактировать

Экономические, социальные и культурные права являются социально-экономическими человеческими права, такие как право на образование, право на жилище, право на достаточный жизненный уровень, право на здоровье, права жертв и право на науку и культуру. Экономические, социальные и культурные права признаны и защищены в международных и региональных документах по правам человека. Государства-члены несут юридическое обязательство уважать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права и, как ожидается, будут предпринимать «прогрессивные действия» для их реализации.

Всеобщая декларация прав человека признает ряд экономических, социальных и культурных прав, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основной международно-правовой источник экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин признают и защищают многие экономические, социальные и культурные права, признанные в МПЭСКП в отношение к детям и женщинам. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию по признаку расового или этнического происхождения в отношении ряда экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах инвалидов также запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности, включая отказ в разумном приспособлении, касающемся полного пользования экономическими, социальными и культурными правами.

Содержание
  • 1 Международные и региональные инструменты по правам человека
    • 1.1 Международные инструменты по правам человека
    • 1.2 Региональные инструменты по правам человека
  • 2 Вторичные правовые источники
  • 3 Национальные конституции
  • 4 Ответственность государства
  • 5 Система мониторинга, правоприменения и реализации
  • 6 Образование - право человека
  • 7 Пропаганда
  • 8 Теория прав
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Источники
Международные и региональные инструменты по правам человека
Экономические права женщин в 2011 году.

Экономические, социальные и культурные права признаны и защищены рядом международных и региональных инструментов по правам человека.

Международные инструменты по правам человека

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, является одним из важнейших источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный жизненный уровень в статье 25, право на образование в статье 26 и право на получение благ науки и культуры в статье 27.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основным международно-правовым источником экономических, социальных и культурных прав. Пакт признает и защищает право на труд и на справедливые и благоприятные условия труда в статьях 6 и 7, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в статье 8, право на социальное обеспечение в статье 9, право на защиту семьи, включая защиту матери и ребенка, в статье 10, право на достаточный жизненный уровень, включая право на питание и право на жилище в статье 11, право на здоровье в статье 12, право на образование в Статья 13, а также право на участие в культурной жизни и право на пользу науки и культуры в статье 15. Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в одновременно с МПЭСКП, признает и защищает ряд основных экономических, социальных и культурных прав, включая право вступать в профсоюзы в статье 22, а также право этнических, религиозных • языковые меньшинства могут заниматься своей культурой, исповедовать свою религию и использовать свой язык в соответствии со статьей 27.

Ряд других основных международных договоров о правах человека содержат положения, касающиеся экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах ребенка признает и защищает многие из экономических, социальных и культурных прав, признанных в МПЭСКП в отношении детей. Включая право на здоровье в статье 24, право на социальное обеспечение в статье 25, право на достаточный уровень жизни в статье 27, право на образование в статье 28, и право на защиту от экономической эксплуатации (см. детский труд ) в статье 32. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию основание расового или этнического происхождения по отношению к ряду экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подтверждает ряд экономических, социальных и культурных прав женщин. Конвенции МОТ и Международной организации труда (МОТ) защищают ряд связанных с работой экономических, социальных и культурных прав. Общие глобальные стандарты были согласованы примерно 195 государствами в Рекомендации по науке и науке, защищающей и подтверждающей научные свободы, права ученых и права субъектов исследования, а также право каждого человека на науку.

Региональные права человека инструменты

Африканская хартия прав человека и народов защищает право на труд в статье 15, право на здоровье в статье 16 и право на образование в статье 17. Европейская социальная хартия защищает широкий спектр экономических, социальных и культурных прав, включая право на труд, на благоприятные условия труда, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в соответствии со статьями 1-10, право на здоровье в статье 11, право на социальное обеспечение безопасность, включая право на медицинскую помощь и право на услуги социального обеспечения, в статьях 12-14, защита особо уязвимых групп закреплены оговорены в статьях 15-17 и 19, и право на жилище в статье 31. Сан-Сальвадорский протокол защищает ряд экономических, социальных и культурных прав в рамках межамериканского система прав.

Вторичные правовые источники

Существует ряд вторичных правовых источников по экономическим, социальным и культурным правам, которые содержат рекомендации по их нормативному определению. Важным вторичным правовым источником является Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам, который контролирует выполнение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Комитет играет центральную роль в разработке нормативного определения основных экономических, социальных и культурных прав, интерпретации роли государств-участников МПЭСКП и мониторинга защиты и нарушения прав МПЭСКП. Комитет издает руководящие заявления в виде общих комментариев, и другие договорные органы по правам человека также могут выпускать комментарии, касающиеся экономических, социальных и культурных прав.

Другими важными вторичными юридическими источниками по экономическим, социальным и культурным правам являются 1987 г. и Маастрихтские руководящие принципы нарушений экономических, социальных и культурных прав 1997 г. Лимбургские принципы широко используются в национальных правовых системах в качестве инструмента толкования для установления нарушений экономических, социальных и культурных прав. Маастрихтские руководящие принципы основываются на Лимбургских принципах и определяют правовые последствия действий и бездействия, которые являются нарушением экономических, социальных и культурных прав. Различные специальные докладчики Организации Объединенных Наций оказали влияние на нормативное развитие экономических, социальных и культурных прав. В число ключевых докладчиков, назначаемых Комиссией по правам человека и ее подкомиссиями, входят Специальный докладчик по вопросу о реализации экономических, социальных и культурных прав, Специальный докладчик по праву на достаточное жилище, Специальный докладчик по Право на образование и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин.

Национальные конституции

Ряд национальных конституций признают экономические, социальные и культурные права. Например, Конституция Южной Африки 1996 года включает экономические, социальные и культурные права, и Конституционный суд Южной Африки рассмотрел иски в соответствии с этими обязательствами (см. И Кампания действий по лечению случаев). Конституция Индии, которая прямо не признает экономические и социальные права в их конституции, тем не менее, установила, что эти права существуют, хотя не пронумерованы, и выводятся из права на жизнь.

Конституционное признание экономических, социальных и культурных прав долгое время считалось контрпродуктивным, учитывая, что судам может быть поручено выносить решения по ним и, следовательно, нарушать демократические цепочки ответственности так называемых выборных ветвей власти. Тем не менее, все больше и больше литературы на Глобальном Юге отслеживает очень разные судебные реакции.

Ответственность государства

Экономические, социальные и культурные права, закрепленные в международных и региональных документах по правам человека, имеют обязательную юридическую силу. Государства-члены несут юридическое обязательство уважать, защищать и выполнять эти права. Точный характер обязательств государств в этом отношении был установлен в основном в связи с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), а также Факультативным протоколом к ​​Международному пакту об экономических правах., Социальные и культурные права были установлены в соответствии с Венской декларацией и Программой действий

Государства-участники МПЭСКП должны принимать «прогрессивные меры» для реализации прав МПЭСКП. Хотя немедленное выполнение может быть невозможно из-за экономической ситуации в стране, откладывание активных действий не допускается. Государства-участники должны продемонстрировать искренние усилия по обеспечению экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в МПЭСКП. Бремя доказывания для прогрессивных действий считается возложенным на государство-участник. Считается, что запрет дискриминации в отношении экономических, социальных и культурных прав вступает в силу немедленно. Государства-участники должны отменить законы, политику и практику, которые влияют на равное пользование экономическими, социальными и культурными правами, и принять меры для предотвращения дискриминации в общественной жизни. Все государства-участники, независимо от экономической ситуации в стране или нехватки ресурсов, обязаны обеспечить соблюдение прав на минимальное существование для всех. Государства-участники должны также обеспечить доступ к имеющимся ресурсам и их справедливое использование. Поэтому решения правительства о том, как распределять ресурсы, должны подвергаться тщательной проверке. Одних законодательных мер недостаточно для обеспечения соблюдения МПЭСКП, и ожидается, что государства-стороны предоставят средства судебной защиты в дополнение к административным, финансовым, образовательным и социальным мерам.

Рамки мониторинга, правоприменения и реализации

Межправительственные организации и неправительственные организации (НПО) постоянно пренебрегали экономические, социальные и культурные права в течение последних 50 лет. Хотя все права человека считаются «равными, неделимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми», система мониторинга, обеспечения соблюдения и реализации экономических, социальных и культурных прав менее развита, чем гражданские и политические права. Международные механизмы правоприменения являются наиболее сильными в отношении гражданских и политических прав, и их нарушение считается более серьезным, чем нарушение экономических, социальных и культурных прав. Есть несколько международных НПО, которые занимаются экономическими, социальными и культурными правами, и мало юристов, которые обладают знаниями или опытом для защиты экономических, социальных и культурных прав на национальном или международном уровне. Экономические, социальные и культурные права вряд ли будут защищены национальными конституциями, чем гражданские и политические права.

В 2008 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и «Культурные права», которые наделяют Комитет по экономическим, социальным и культурным правам компетенцией получать и рассматривать сообщения от лиц, утверждающих, что их права, предусмотренные Пактом, были нарушены государством-участником. Протокол вступил в силу 5 мая 2013 года.

В 2017 году в отношении общих глобальных стандартов Рекомендации о науке и научных исследователях, касающихся права на науку, государства согласились на Генеральной конференции ЮНЕСКО принять четыре: ежегодный отчет о выполнении и согласился с тем, что Исполнительный совет ЮНЕСКО компетентен управлять мониторингом, с привлечением сетей национальных комиссий ЮНЕСКО и академических партнеров в странах для обеспечения выполнения и мониторинга на страновом уровне. Для других основных международных конвенций по правам человека, упомянутых выше, существуют различные другие договорные органы, обеспечивающие некоторый контроль за выполнением. И каждый может передавать в Совет по правам человека отчеты об отдельных случаях, когда государство является объектом Универсального периодического обзора.

Образование - это право человека

Образование гарантируется как право человека во многих договорах по правам человека , включая:

право на образование ставит человека в центр образовательных рамок.

Образование как право человека имеет следующие характеристики:

  • это право: образование не является привилегией и не зависит от политических или благотворительных прихотей. Это право человека. Он предъявляет обязательные требования к носителям обязанностей (особенно к государству, но также и к родителям, детям и другим субъектам).
  • он универсален: каждый имеет право на образование без дискриминации. Сюда входят дети, подростки, молодежь, взрослые и пожилые люди
  • . Это высокий приоритет: образование ключевой приоритет государства. Обязательства по обеспечению права на образование не могут быть отклонены
  • это ключевое право: образование играет важную роль в обеспечении всех других прав человека. Оно имеет экономическое, социальное, культурное, гражданское и политическое измерения

Право на образование налагает юридические обязательства на государства, когда они принимают решения относительно образования и системы образования. Он предлагает согласованную на международном уровне нормативную основу для стандартов, которым государства не должны соответствовать в отношении образования своих граждан и неграждан.

Образование как умножающее право

Эти стандарты определяют, что государства должны делать и чего не делать для того, чтобы для обеспечения достоинства личности. Право на образование является широким и охватывает многие аспекты образования. Это означает, что в конкретных областях, связанных с образованием, государства должны действовать в пределах границ, разрешенных международным правом прав человека (IHRL).

Основные аспекты образования являются:

  • цели образования
  • недискриминация и равенство в системе образования
  • бесплатное и обязательное всеобщее начальное образование
  • доступно и доступное, бесплатное образование на среднем уровне, включая профессиональное образование
  • доступное (в зависимости от способностей), бесплатное образование на высшем уровне
  • базовое образование для тех, кто не получил полное или частичное образование их начального образования
  • поддержание системы образования на всех уровнях
  • обеспечение системы стипендий
  • обучение учителей, их статус и условия их труда
  • свобода образования, то есть свобода родителей воспитывать своих детей в соответствии с их религиозными и моральными убеждениями
  • f Свобода отдельных лиц и организаций создавать частные школы
  • качественного образования, включая установление минимальных стандартов в отношении инфраструктуры и образования в области прав человека
  • безопасных и ненасильственных учебных сред
  • выделение адекватных ресурсов
  • академическая свобода на всех уровнях образования
  • установка и содержание учебной программы
  • прозрачные и подотчетные системы образования
правозащитная деятельность

Сетевые группы, например, работают над созданием онлайн-ресурсов и распространением информации об эффективных случаях, инициативах и рабочих группах, продвигающих идеалы и отмечающих победы правозащитных инициатив и Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. В настоящее время группы защиты прав человека усердно работают над уточнением правил, положений и схем реализации; мало новостей об успехах или неудачах жалоб. Центр жилищных прав и выселений (COHRE ) помог создать (HPD / HPCC) в Косово.

Теория прав

По словам Карела Теория Васака о трех поколениях прав человека, экономические, социальные и культурные права считаются правами второго поколения, а гражданские и политические права, такие как свобода слова, право на справедливое судебное разбирательство и право голоса считаются правами первого поколения. Теория негативных и позитивных прав рассматривает экономические, социальные и культурные права позитивные права.

См. Также
Ссылки
Источники

.

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:04:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте