Семейное сходство (немецкий : Familienähnlichkeit) - философская идея, ставшая популярной Людвигом Витгенштейном, наиболее известное изложение которой дано в его посмертно опубликованной книге Philosophical Investigations (1953)). В нем утверждается, что вещи, которые можно было бы считать связанными одной существенной общей чертой, на самом деле могут быть связаны серией перекрывающихся сходств, когда ни одна черта не является общей для всех вещей. Игры, которые Витгенштейн использовал в качестве примера для объяснения этого понятия, стали парадигматическим примером группы, связанной семейным сходством. Было высказано предположение, что Витгенштейн заимствовал идею и термин от Ницше, который использовал его, как и многие филологи XIX века, когда рассуждали о языковых семьях.
. Термин «семейное сходство» встречается у Артура Шопенгауэра 1788-1860 («Мир как воля и представление» §§17, 27, 28), который приписывает этот термин школе, разработанной Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом ( 1775–1854). Следующий случай появился в заметке 1930 г., в которой комментировались идеи Шпенглера. Само понятие широко используется в более поздних работах Витгенштейна, а в «Расследованиях» оно вводится в ответ на вопросы об общей форме суждений и сущности языка - вопросы, которые были центральными для Витгенштейна на протяжении всей его философской карьеры. Это предполагает, что семейное сходство имело первостепенное значение для более поздней философии Витгенштейна; однако, как и многие из его идей, трудно найти точное согласие во вторичной литературе ни по ее месту в более поздней мысли Витгенштейна, ни по ее более широкому философскому значению.
С момента публикации «Расследований» понятие семейного сходства широко обсуждалось не только в философской литературе, но также, например, в работах, посвященных классификации, где подход описывается как «политетический», отличая его от традиционного подхода, известного сейчас как «монотетический». Теория прототипов - недавняя разработка когнитивной науки, где эта идея также изучалась. По мере того как идея набирала популярность, были обнаружены более ранние случаи ее появления, например в 18 веке таксономия, в трудах Выготского или Татаркевича.
Местный контекст, в котором возникает тема семейного сходства, - это критика языка Витгенштейном. В Philosophical Investigations §65-71 множество использований языка сравнивается с множеством игр. Далее утверждается, что у игр есть общие черты, но ни одна из них не встречается во всех. Этот аргумент стал известен под заголовком «языковые игры».
Более широкий контекст, в котором, как представляется, развивается философия Витгенштейна, включает его бескомпромиссную оппозицию сущностям, ментальным сущностям и другим формам идеализма, которые фактически были приняты в континентальной философии на рубеж предыдущего века. По его мнению, основная причина таких ошибок - это язык и его некритическое использование. В полученном представлении концепции, категории или классы полагаются на необходимые функции, общие для всех элементов, охватываемых ими. Абстракция - это процедура, которая признает эту необходимость и выводит сущности, но при отсутствии единого общего признака она обречена на неудачу.
Термин «семейное сходство» как особенность философии Витгенштейна во многом обязан его переводу на английский язык. Витгенштейн, писавший в основном на немецком, использовал составное слово «Familienähnlichkeit», но, читая лекции и разговаривая на английском, он использовал «семейное сходство» (например, «Синяя книга», с. 17,33; «Коричневая книга», §66). Однако в «Философских исследованиях» отдельное слово «Ähnlichkeit» было переведено как «подобие» (§§11,130,185,444), и в двух случаях (§§9,90) оно дано как «подобное». Немецкое семейное слово широко распространено и встречается в словаре Гримма ; редкое явление «семейного сходства» было отмечено в лекции Дж. Ф. Моултон в 1877 году.
Игры являются основным примером, рассматриваемым Витгенштейном в его тексте, где он также упоминает числа и проводит аналогию с нитью. Он развивает свой аргумент дальше, настаивая на том, что в таких случаях нет четкой границы, но возникает некоторая двусмысленность, если эту неопределенность можно отделить от главного.
В §66 Витгенштейн предлагает нам
рассмотреть, например, процессы, которые мы называем «играми»... [чтобы] посмотреть и увидеть, есть ли что-нибудь общее для всех.
В разделе упоминается карточные игры, настольные игры, игры с мячом, игры типа «кольцо-а-ринг-а-розы» и заключает:
И мы можем пройти через многие, многие другие группы игр таким же образом; мы можем видеть, как сходства возникают и исчезают.
И результат этого исследования: мы видим сложную сеть из
сходств, перекрывающихся и пересекающихся: иногда общее сходство.
Следующий §67 начинается с утверждения:
Я не могу придумать лучшего выражения для характеристики этих сходств, чем «семейное сходство »; за различное сходство между членами семьи: телосложение, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т. д. и т. д. совпадают и перекрещиваются одинаково. - И я скажу: «игры» образуют семью.
и расширяет иллюстрацию
, например, виды чисел образуют семью таким же образом. Почему мы называем что-то «числом»? Ну, возможно, потому, что он имеет прямое отношение к нескольким вещам, которые до сих пор назывались числом; и можно сказать, что это дает ему косвенное отношение к другим вещам, которые мы называем тем же именем. И мы расширяем нашу концепцию числа, так как при прядении нити мы скручиваем волокно на волокно. И сила нити заключается не в том, что какое-то одно волокно проходит по всей ее длине, а в перекрытии множества волокон.
Проблема границ начинается в §68
Я могу дать концепцию ' число 'жесткие пределы... то есть использовать слово "число" для жестко ограниченного понятия, но я также могу использовать его, чтобы расширение понятия не закрывалось границей. Вот как мы употребляем слово «игра». Ибо как ограничена концепция игры? Что по-прежнему считается игрой, а что - нет? Можете дать границу? Нет. Вы можете нарисовать один; так как никто до сих пор не нарисован. (Но это никогда не беспокоило вас раньше, когда вы использовали слово «игра».)
Есть несколько простых моделей, которые могут быть выведены из текста §66- 9. Наиболее простой из них, который соответствует изложению Витгенштейна, кажется, типа соритов. Он состоит из набора элементов Item_1, Item_2, Item_3..., описываемых функциями A, B, C, D,...:
Item_1: ABCD. Item_2: BCDE. Item_3: CDEF. Элемент_4: DEFG. Элемент_5: EFGH..............
В этом примере, который представляет неограниченно расширенное упорядоченное семейство, сходство видно в общих функциях: каждый элемент имеет три общих свойства со своими соседями, например. Item_2 похож на Item_1 в отношениях B, C, D и на Item_3 в отношениях C, D, E. Очевидно, что то, что мы называем «сходством», включает в себя различные аспекты в каждом конкретном случае. Также видно, что он имеет разную «степень», и здесь он исчезает с «расстоянием»: Item_1 и Item_5 не имеют ничего общего.
Другая простая модель описывается как:
Элемент_1: ABC. Элемент_2: BCD. Элемент_3: ACD. Элемент_4: ABD. Он демонстрирует наличие константы степень сходства и отсутствие общего признака без распространения до бесконечности.
Витгенштейн отвергает дизъюнкцию функций или «свойств», то есть набор {A, B, C, D,..}, как нечто общее для всех элементов. Он признает, что «совместное использование» является общим для всех, но считает, что это только словесно:
если кто-то хотел сказать: «У всех этих конструкций есть что-то общее, а именно разъединение всех их общих свойств» - я должен Ответ: Сейчас вы только играете словами. С таким же успехом можно сказать: «Что-то проходит через всю нить, а именно непрерывное перекрытие этих волокон».
Предложение Витгенштейна (PI, §66) о невозможности сформулировать определение игр изображает затруднительное положение для дисциплин, которые влекут за собой игры как предмет своей области, поскольку отрицает возможность знать, что это за игры. Одно из возможных решений состоит в том, чтобы указать, что Витгенштейн просто разыгрывает свою неудачную попытку определить концепцию игры, потому что он хотел продемонстрировать механизм языка. Его не особо интересовали игры или концепция «игры», но его интересовали последствия явной неудачи. Демонстрация направлена на то, чтобы показать, что нет причин искать реальные определения, которые описывают существенные атрибуты вещей, а скорее номинальные определения, которые описывают использование термина в сообществе. Он связал эту идею с языковыми играми - языковыми выражениями в сочетании с действием - как более адекватной альтернативой для объяснения функции языка. Сбивает с толку то, что он назвал этот подход (PI, §7) «языковыми играми», что еще больше усилило впечатление, что он дает понимание концепции игры. Витгенштейн интересовался не играми, а языком, поэтому его теории и примеры лишь поверхностно относятся к академическим дисциплинам, предметом которых являются игры.
Философские исследования - это основной текст, используемый при обсуждении семейных сходств, даже несмотря на то, что эта тема встречается и в других работах Витгенштейна, особенно в Коричневой книге. Многие участники дискуссии вносят свой вклад в философские исследования, но озабочены более прагматическими вопросами, такими как таксономия или обработка информации. Ганс Слуга заметил, что «понятие семейного сходства... основано на двух совершенно разных наборы идей, два разных словаря, но трактует их, как если бы они были одним и тем же. Первый - это словарь родства, происхождения, какой-то реальной и причинной связи... второй - словаря сходства, сходства, родство и соответствие ".
Настойчивое утверждение Витгенштейна о том, что границ на самом деле не существует, но их можно проследить произвольно, было описано как конвенционализм, а в более общем плане принятие его концепции было замечено как изысканное номинализм.