Чарли Паркер | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Чарльз Паркер младший |
Также известен как | Берд, Ярдберд |
Родился | (1920-08-29) 29 августа, 1920. Канзас-Сити, Канзас, США |
Происхождение | Канзас-Сити, Миссури |
Умер | 12 марта 1955 (1955-03-12) (в возрасте 34). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США |
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты | Альт и теноровый саксофон |
Годы деятельности | 1937–1955 |
Этикетки | США: Savoy Великобритания: Esquire |
Связанные действия | |
Веб-сайт | charlieparkermusic.com |
Чарльз «Чарли» Паркер-младший (29 августа 1920 г. - 12 марта 1955 г.) по прозвищу "Птица" и "Ярдберд", был американским джазовым саксофонистом и композитором. Паркер был очень влиятельным солистом и ведущей фигурой в развитии бибопа, формы джаза, характеризующейся быстрым темпом, виртуозной техникой и продвинутой гармонией. Паркер был невероятно быстрым виртуозом и внес в джаз революционные гармонические идеи, в том числе быстро проходящие аккорды, новые варианты измененных аккордов и замены аккордов. В первую очередь играющий на альт-саксофоне, тембр Птицы варьировался от чистого и проникновенного до сладкого и мрачного.
Паркер получил прозвище «Ярдбёрд» в начале своей карьеры во время гастролей с Джеем МакШанном. Это и сокращенная форма «Птица» продолжали использоваться до конца его жизни, вдохновляя названия ряда композиций Паркера, таких как «Yardbird Suite », «Ornithology »,« Птица получает червя »и« Райская птица ». Паркер был символом субкультуры хипстеров, а затем и Beat Generation, олицетворяя джазового музыканта как бескомпромиссного исполнителя и интеллектуала, а не просто артиста.
Чарли Паркер-младший родился в Канзас-Сити, Канзас на 852 Фримен-авеню, и вырос в Канзас-Сити, штат Миссури недалеко от Вестпорта, а позже - в средней школе - около 15-й и Олив-стрит. Он был единственным ребенком Чарльза Паркера и Аделаиды «Адди» Бейли, которая имела смешанное чокто и афроамериканское происхождение. Он посещал среднюю школу Линкольна в сентябре 1934 года, но ушел в декабре 1935 года, незадолго до того, как вступил в местный союз музыкантов и решил продолжить свою музыкальную карьеру на постоянной основе. Его возлюбленная детства и будущая жена Ребекка Раффин окончила среднюю школу Линкольна в июне 1935 года.
Паркер начал играть на саксофоне в 11 лет, а в 14 лет он присоединился к своему школьному ансамблю, где учился у капельмейстера Алонзо. Льюис. Примерно в то же время его мать купила новый альт-саксофон. Его отцу, Чарльзу-старшему, часто приходилось путешествовать по работе, но он оказал некоторое музыкальное влияние, потому что был пианистом, танцором и певцом в круге Ассоциации владельцев театров (T.O.B.A.). Позже он стал пульманом официантом или поваром на железной дороге. Мать Паркера Адди по ночам работала в местном офисе Western Union. Наибольшее влияние на него в то время оказал молодой тромбонист по имени Роберт Симпсон, который научил его основам импровизации.
В середине 1930-х Паркер начал усердно заниматься. В этот период он освоил импровизацию и развил некоторые идеи, которые привели к более позднему развитию бибопа. В интервью Полу Десмонду Паркер сказал, что он провел три-четыре года, тренируясь по 15 часов в день.
Группы под руководством графа Бэйси и Бенни Мотен определенно повлиял на Паркера. Он играл с местными группами в джаз-клубах Канзас-Сити, штат Миссури, где он усовершенствовал свою технику с помощью Бастера Смита, чьи динамические переходы к двойному и тройному времени повлияли на развивающийся стиль Паркера.
В конце весны 1936 года Паркер играл на джем-сейшне в клубе Reno в Канзас-Сити. Его попытка импровизировать не удалась, когда он потерял связь с аккордами. Это побудило Джо Джонса, барабанщика оркестра графа Бэйси, с презрением снять тарелку со своей ударной установки и бросить ее к своим ногам, как сигнал покинуть сцену. Однако, вместо того, чтобы обескуражить Паркера, этот инцидент заставил его поклясться усерднее тренироваться и стал поворотным моментом в карьере молодого музыканта, когда он вернулся уже новым человеком через год. Паркер сделал предложение своей жене Ребекке Раффин в том же году, и они поженились 25 июля 1936 года. Осенью 1936 года Паркер отправился с группой из Канзас-Сити в Озарк, чтобы открыть таверну Кларенса Массера к югу от Элдона., Штат Миссури. По пути караван музыкантов попал в автомобильную аварию, и Паркер сломал три ребра и сломал позвоночник. Авария привела к серьезным проблемам Паркера с обезболивающими и опиоидами, особенно героином. Паркер боролся с употреблением наркотиков всю оставшуюся жизнь.
Несмотря на свой почти смертельный опыт по дороге в Озарк в 1936 году, Паркер вернулся в эту местность в 1937 году, где он серьезно посвятил себя рубке леса и развитию своего звука. В 1938 году Паркер присоединился к территориальной группе пианиста Джея МакШанна. Группа гастролировала по ночным клубам и другим площадкам юго-запада, а также Чикаго и Нью-Йорку. Паркер дебютировал в профессиональной звукозаписи с группой МакШанна.
В 1939 году Паркер переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить музыкальную карьеру. Он также занимал несколько других должностей. Он работал за девять долларов в неделю посудомойщиком в Jimmie's Chicken Shack, где выступал пианист Арт Татум. В 1939 году в Нью-Йорке Паркер совершил свой музыкальный прорыв, который начался в 1937 году в штате Миссури Озарк. Пройдя через изменения в песне "Cherokee", Паркер открыл новый музыкальный словарь и звук, который навсегда изменил ход музыкальной истории.
В 1940 году он вернулся в Канзас-Сити, чтобы выступить с Джеем МакШанном и присутствовать на нем. похороны своего отца Чарльза-старшего. Летом он играл в Fairyland Park с группой МакШанна на 75-й и Prospect для полностью белой публики. Положительным моментом лета стало его знакомство с Dizzy Gillespie с участием Step Buddy Anderson около 19-го и Vine летом 1940 года. После летнего сезона в Fairyland Паркер уехал с группой МакШанна на концерты в этот регион. Во время поездки в Омаху он получил свое прозвище от МакШанна и группы после инцидента с цыпленком и туристическим автобусом.
В 1942 году Паркер покинул группу МакШанна и в течение года играл с Эрлом Хайнсом, в состав которого входил Диззи Гиллеспи, который позже играл с Паркером как дуэт. Этот период практически не задокументирован из-за забастовки 1942–1943 гг. со стороны Американской федерации музыкантов, в течение которой было сделано мало профессиональных записей. Паркер присоединился к группе молодых музыкантов и играл в ночных клубах Гарлема, таких как Uptown House Кларка Монро. Среди этих молодых иконоборцев были Гиллеспи, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Кристиан и барабанщик Кенни Кларк. Согласно Мэри Лу Уильямс, группа была сформирована для того, чтобы «бросить вызов практике, когда музыканты из центра города приезжают на окраину и« крадут »музыку». Она вспоминала: «Монах и некоторые из самых умных молодых музыкантов жаловались:« Мы никогда не получим должного за то, что делаем ». У них были причины так сказать... В музыкальном бизнесе тяжелые времена для оригинальных талантов. Каждый эксплуатируется через оплачиваемую рекламу, и почти каждый может стать великим именем, если он может себе это позволить. публика верит в то, что написано. Так что настоящим талантам часто трудно прорваться... В любом случае, Монк сказал: «Мы собираемся создать большую группу. Мы собираемся создать то, что они не могут украсть., потому что они не могут ее воспроизвести ».
Однажды ночью 1939 года Паркер играл «Cherokee » на тренировке. с гитаристом Уильямом «Бидди» Флитом, когда он натолкнулся на метод развития своих соло, который позволил сделать одно из его главных музыкальных новшеств. Он понял, что 12 полутонов хроматической гаммы могут мелодически вести к любой тональности, нарушая некоторые из ограничений более простого джазового соло. Он вспоминал: «Я играл в чили-хаусе на Седьмой авеню между 139-м и 140-м. Это был декабрь 1939 года. Теперь мне надоели стереотипные изменения, которые использовались все время в то время, и я продолжал думать обязательно должно быть что-то еще. Иногда я мог это слышать, но не мог сыграть... Ну, в ту ночь я работал над 'Cherokee' и, как и я, обнаружил, что используя более высокие интервалы аккорда в качестве мелодической линии и подкрепляя их соответствующими изменениями, я мог играть то, что слышал. Я ожил ».
В начале своего развития этот новый тип джаза отвергался многими солидные, традиционные джазовые музыканты, презирающие своих молодых коллег. Бибопперы в ответ назвали этих традиционалистов «плесенью ». Однако некоторые музыканты, такие как Коулман Хокинс и Татум, были более позитивны в отношении его развития и участвовали в джем-сейшнах и записывали свидания в новом подходе со своими приверженцами.
Из-за двухлетнего Союза музыкантов запрета всех коммерческих записей с 1942 по 1944 год, большая часть раннего развития бибопа не была запечатлена для потомков. В результате он получил ограниченное радиооблучение. Музыкантам бибопа пришлось непросто добиться всеобщего признания. Только в 1945 году, когда был снят запрет на запись, сотрудничество Паркера с Диззи Гиллеспи, Максом Роучем, Бадом Пауэллом и другими оказало существенное влияние на мир джаза. (Одно из их первых совместных выступлений в малых группах было переоткрыто и выпущено в 2005 году: концерт в Нью-Йорке Town Hall 22 июня 1945 года.) Бибоп вскоре стал более популярным среди музыкантов и фанатов.
26 ноября 1945 года Паркер установил рекорд для лейбла Savoy, который позиционировался как «величайшая джазовая сессия в истории». Записав ребопперов Чарли Паркера, Паркер привлек таких сайдменов, как Гиллеспи и Майлз Дэвис на трубе, Керли Рассел на басу и Макс Роуч на барабанах. Дорожки, записанные во время этого сеанса, включают «Ko-Ko », «Billie's Bounce » и «Now's the Time ».
В декабре 1945 года группа Паркер / Гиллеспи отправилась на неудачную помолвку в клубе Билли Берга в Лос-Анджелесе. Большая часть группы вернулась в Нью-Йорк, но Паркер остался в Калифорнии, обналичив обратный билет на героин. Он испытал большие трудности в Калифорнии, и в конце концов был помещен в Государственную психиатрическую больницу Камарильо на шесть месяцев.
Когда Паркер получил выписку из больницы, он был чистым и здоровым. Перед отъездом из Калифорнии он записал «Relaxin 'at Camarillo » в отношении своего пребывания в психиатрической больнице. Однако, когда он вернулся в Нью-Йорк, он возобновил употребление героина. За это время ему все же удалось записать десятки сторон для лейблов Savoy и Dial, которые остаются одними из ярких моментов его записанной продукции. Многие из них были с его так называемым «классическим квинтетом», включая Дэвиса и Роуча.
В 1952 году Паркер и Гиллеспи выпустили альбом под названием Bird and Diz.
Давним желанием Паркера было выступить со строковой секцией . Он был страстным учеником классической музыки, и современники сообщали, что его больше всего интересовали музыка и формальные новшества Игоря Стравинского и он очень хотел участвовать в проекте, похожем на то, что позже стало известно как Третий поток., новый вид музыки, включающий как джазовые, так и классические элементы, в отличие от простого включения струнной части в исполнение джазовых стандартов. 30 ноября 1949 года Норман Гранц организовал для Паркера запись альбома баллад со смешанной группой джазовых и музыкантов камерного оркестра. Шесть мастер-дублей этого сеанса стали альбомом Чарли Паркер со Стрингами : «Just Friends », «Everything Happens to Me », «апрель в Париж "," Лето "," Я не знал, сколько это было времени "и" Если я тебя потеряю ".
В 1953 году Паркер выступал в Мэсси Холл в Торонто, к ним присоединились Гиллеспи, Мингус, Пауэлл и Роуч. К сожалению, концерт состоялся одновременно с телевизионным боксерским поединком в супертяжелом весе между Рокки Марчиано и Джерси Джо Уолкоттом, поэтому на музыкальное мероприятие было мало посетителей. Мингус записал концерт, в результате чего вышел альбом Jazz at Massey Hall. На этом концерте Паркер играл на пластиковом саксофоне Grafton.
Паркер умер 12 марта 1955 года в свите своего друга и покровителя баронессы Панноники де. Кенигсвартер в Stanhope Hotel в Нью-Йорке во время просмотра The Dorsey Brothers 'Stage Show по телевизору. Официальными причинами смерти были крупозная пневмония и кровоточащая язва, но Паркер также имел запущенный случай цирроза и перенес сердечный приступ. Коронер, проводивший вскрытие, ошибочно оценил возраст 34-летнего Паркера как от 50 до 60 лет.
С 1950 года Паркер жил в Нью-Йорке со своим гражданским законом. жена, Чан Берг, мать его сына Бэрда (который жил до 2014 года) и его дочери При (умершей в возрасте 3 лет). Он считал Чана своей женой, хотя никогда не женился на ней и не разводился со своей предыдущей женой Дорис, на которой женился в 1948 году. Его семейное положение усложняло обустройство имения Паркера и в конечном итоге послужило тому, чтобы сорвать его желание быть тихо преданным земле. в Нью-Йорке.
Диззи Гиллеспи заплатил за организацию похорон и организовал торжественную процессию в Гарлеме, которую возглавил конгрессмен и преподобный Адам Клейтон Пауэлл-младший, а также мемориальный концерт. Тело Паркера было доставлено обратно в Миссури в соответствии с желанием его матери. Берг раскритиковал Дорис и семью Паркера за то, что они устроили ему христианские похороны, хотя они знали, что он был убежденным атеистом. Паркер был похоронен на кладбище Линкольна в штате Миссури, в деревне, известной как Блю Саммит, расположенной недалеко от шоссе I-435 и Ист Трумэн-роуд.
Поместьем Паркера управляет компания Jampol Artist Management.
Жизнь Паркера была пронизана проблемами психического здоровья и пристрастием к героину. Хотя неясно, что было первым, его пристрастие к опиатам началось в возрасте 16 лет, когда он был ранен в автокатастрофе, и врач прописал ему морфин от боли. Зависимость, возникшая в результате этого инцидента, привела к тому, что он пропускал выступления и считался ненадежным. На джазовой сцене употребление героина было распространенным явлением, и это вещество можно было достать без особых трудностей.
Хотя в этот период он произвел много блестящих записей, поведение Паркера становилось все более неустойчивым. Героин было трудно достать, когда он переехал в Калифорнию, где наркотиков было меньше, поэтому он использовал алкоголь в качестве заменителя. Запись для лейбла Dial от 29 июля 1946 года свидетельствует о его состоянии. Перед этим сеансом Паркер выпил литр виски. Согласно заметкам на обложке Чарли Паркера в Dial Volume 1, Паркер пропустил большую часть первых двух тактов своего первого припева на треке «Max Making Wax». Когда он, наконец, вошел, он дико покачнулся и однажды резко развернулся, прочь от своего микрофона. В следующей песне «Любовник » продюсер Росс Рассел физически поддержал Паркера. На "Bebop" (последний трек, который Паркер записал этим вечером) он начинает соло с твердых первых восьми тактов; однако на своих вторых восьми тактах он начинает бороться, и отчаянный Говард МакГи, трубач на этой сессии, кричит: «Дуй!» в него. Чарльз Мингус считал эту версию "Lover Man" одной из величайших записей Паркера, несмотря на ее недостатки. Тем не менее Паркер ненавидел запись и никогда не прощал Россу Расселу за ее выпуск. Он перезаписал мелодию в 1951 году для Verve.
. В марте 1954 года жизнь Паркера резко ухудшилась, когда его трехлетняя дочь При умерла от болезни. Он дважды пытался покончить жизнь самоубийством в 1954 году, в результате чего он снова оказался в психиатрической больнице.
Стиль композиции Паркера включал вставку оригинальных мелодий поверх существующих джазовых форм и стандарты, практика, известная как контрафакт и до сих пор распространенная в джазе. Примеры включают «Орнитология » (который заимствует последовательность аккордов из джазового стандарта «How High the Moon » и, как говорят, написан в соавторстве с трубачом Литтл Бенни Харрисом) и » Moose The Mooche »(одна из многих композиций Паркера, основанная на последовательности аккордов« I Got Rhythm »). Подобная практика не была редкостью до бибопа, но она стала визитной карточкой движения, поскольку артисты начали отходить от аранжировки популярных стандартов и писать свой собственный материал.
В то время как такие мелодии, как "Now's The Time", "Billie's Bounce", "Au Privave ", "Barbados", "Relaxin 'at Camarillo", " Bloomdido и «Cool Blues» были основаны на обычных 12-тактовых блюзовых изменениях, Паркер также создал уникальную версию 12-тактного блюза для таких мелодий, как «Блюз для Элис "," Лэрд Бэрд "и" Си Си ". Эти уникальные аккорды широко известны как «Bird Changes ». Как и его соло, некоторые из его композиций характеризуются длинными, сложными мелодическими линиями и минимумом повторений, хотя он действительно использовал повторение в некоторых мелодиях, в первую очередь в "Now's The Time".
Паркер внес большой вклад в современное джазовое соло, в котором триоли и исходные ноты использовались неортодоксальным образом, чтобы перейти в аккордовые тона, что позволило солисту больше свободы в использовании переходных тонов, которых раньше избегали солисты. Паркер восхищался его уникальным стилем фразировки и новаторским использованием ритма. Благодаря его записям и популярности посмертно опубликованного Charlie Parker Omnibook, узнаваемый стиль Паркера доминировал в джазе на долгие годы.
Другие известные сочинения Паркера включают «Ah-Leu-Cha », «Anthropology», написанные в соавторстве с Гиллеспи, «Confirmation», «Созвездие», «Донна Ли », «Лось Муч », «Утиль от Apple » и « Yardbird Suite ", вокальная версия которой называется" What Price Love "на слова Паркера.
Майлз Дэвис однажды сказал: «Историю джаза можно рассказать четырьмя словами: Луи Армстронг. Чарли Паркер».
Премия Грэмми
Премия Грэмми история | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Категория | Название | Жанр | Ярлык | Результат |
1974 | Лучшее исполнение солиста | Первые записи! | Джаз | Оникс | Победитель |
Зала славы Грэмми
Записи Чарли Паркера были внесены в Зал славы Грэмми, это специальная награда «Грэмми», учрежденная в 1973 году в честь записей возрастом не менее двадцати пяти лет, имеющих «качественное или историческое значение».
Зал славы Грэмми | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год записи | Название | Жанр | Ярлык | Год введения в должность | |
1945 | "Билли Bounce " | Jazz (Single) | Savoy | 2002 | |
1953 | Jazz at Massey Hall | Jazz (Album) | Дебют | 1995 | |
1946 | "Орнитология " | Джаз (Сингл) | Циферблат | 1989 | |
1950 | Чарли Паркер со струнами | Джаз (альбом) | Меркьюри | 1988 |
Индукции
Год введения в должность | Название |
---|---|
2004 | Джаз в Линкольн-центре: Зал славы джаза Несухи Эртегун |
1984 | Премия Грэмми за заслуги перед жизнью |
1979 | Биг-бэнд и Зал славы джаза |
В 1995 году США Почтовая служба выпустила памятную почтовую марку стоимостью 32 цента в честь Паркера.
В 2002 г. Библиотека Конгресса удостоила его записи «Ко-Ко » (1945), добавив его в Национальный реестр записей.
резиденцию Чарли Паркера | |
США Национальный регистр исторических мест | |
Достопримечательность Нью-Йорка | |
![]() | |
![]() ![]() | |
Местоположение | 151 авеню B. Манхэттен, Нью-Йорк |
---|---|
Координаты | 40 ° 43 ′ 36 ″ N 73 ° 58'50 ″ W / 40,72667 ° N 73,98056 ° W / 40,72667; -73.98056 |
Построен | около 1849 года |
Архитектурный стиль | Готическое возрождение |
Ссылка на NRHP No. | 94000262 |
Знаменательные даты | |
Добавлено в NRHP | 7 апреля 1994 г. |
назначен NRHP | 7 апреля 1994 г. |
указан NYCL | 18 мая 1999 г. |
С 1950 по 1954 г. Паркер жил с Чан Берг на первом этаже особняка по адресу 151 Avenue B, напротив Tompkins Square Park в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена. Здание готического возрождения, которое было построено около 1849 года, было внесено в Национальный реестр исторических мест в 1994 году и обозначено достопримечательностью Нью-Йорка в 1999 году.. Авеню B между 7-й Ист-Стрит и 10-й Ист-Стрит в 1992 году присвоили почетное звание «Чарли Паркер Плейс».
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Чарли Паркером |
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чарли Паркер. |