Лунная собака | |
---|---|
Исходная информация | |
Имя при рождении | Луи Томас Хардин |
Родился | (1916-05-26)26 мая 1916 г., Мэрисвилл, Канзас, США. |
Умер | 8 сентября 1999 г. (1999-09-08)(83 года) Мюнстер, Германия |
Жанры | |
Род занятий |
|
Инструменты |
|
Активные годы | 1932–1999 |
Этикетки | |
Связанные действия | Юлиус Бейкер |
Луи Томас Хардин (26 мая 1916 - 8 сентября 1999), известный как Moondog, был американским музыкантом, композитором, теоретиком, поэтом и изобретателем нескольких музыкальных инструментов. Во многом самоучка, как композитор, его творчество черпал вдохновение из джаза, классической, родной американской музыки, и был сильно ритмические и контрапункт, в некотором смысле предвосхищая минимализм Стива Райха и Филипа Гласса.
Он был слепым с 16 лет. Хардин жил в Нью-Йорке с конца 1940-х до 1972 года, и в это время его часто можно было найти на 6-й авеню, между 52-й и 55-й улицами, в плаще и рогатом шлеме, иногда в уличном уличном движении. или продают музыку, но часто просто молча стоят на тротуаре. Он был признан «викингом 6-й авеню» тысячами прохожих и жителей, которые не знали о его музыкальной карьере.
Хардин родился в епископальной семье в Мэрисвилле, штат Канзас, США. Он начал играть на ударных, которые он сделал из картонной коробки в возрасте пяти лет. Его семья переехала в Вайоминг, и его отец открыл торговый пост в Форт-Бриджер. Он ходил в школу в паре небольших городков. В какой-то момент его отец отвел его на Танец Солнца Арапахо, где он сидел на коленях у Вождя Желтого Теленка и играл на том-томе, сделанном из шкуры буйвола. Он также играл на барабанах в школьной группе в Херли, штат Миссури.
4 июля 1932 года 16-летний Хардин нашел в поле предмет, который он не осознавал, это динамитная шапка. Пока он держал его в руках, взрывчатка взорвалась ему в лицо и навсегда ослепила его. Изучив основы музыки в нескольких школах для слепых молодых людей по всей Америке, он научился навыкам тренировки слуха и композиции. Он учился с Бернетом Тутхиллом в школе для слепых Айовы.
Затем он переехал в Бейтсвилл, штат Арканзас, где жил до 1942 года, когда он получил стипендию для обучения в Мемфисе, штат Теннесси. Хотя он был в основном самоучкой в музыке, обучаясь преимущественно на слух, он изучил некоторые теории музыки по книгам, написанным шрифтом Брайля, во время своего пребывания в Мемфисе.
В 1943 году Хардин переехал в Нью-Йорк, где познакомился с классическими музыкантами, включая Леонарда Бернстайна и Артуро Тосканини, а также с джазовыми исполнителями, такими как Чарли Паркер и Бенни Гудман, чей жизнерадостный темп и часто юмористические композиции повлияли на более поздние работы Хардин. Один из его первых уличных постов был рядом с полосой ночных клубов 52-й улицы, и он был известен джазовым музыкантам. К 1947 году Хардин принял имя «Лунная собака» в честь собаки, «которая выла на луну больше, чем любая другая собака, о которой я знал».
С конца 1940-х до 1972 года Moondog жил как уличный музыкант и поэт в Нью-Йорке, играя в центре Манхэттена, в конце концов поселившись на углу 53-й или 54-й улицы и 6-й авеню в Манхэттене. Он редко, если вообще когда-либо, был бездомным, у него была квартира в верхнем Манхэттене, и он жил в загородном доме в Кэндоре, штат Нью-Йорк, куда он переехал на полный рабочий день в 1972 году. Он частично поддерживал себя продажей копий своих стихов и своей музыкальной философии. В дополнение к его музыке и поэзии, он был также известен отличительным причудливым плащом « Викинг », который он носил. Уже бородатый и длинноволосый, он добавил рогатый шлем в стиле викингов, чтобы избежать случайных сравнений своей внешности с внешностью Христа или монаха, поскольку он отверг христианство в позднем подростковом возрасте. Он всю жизнь интересовался скандинавской мифологией и содержал жертвенник Тору в своем загородном доме в Кандоре.
В 1949 году он отправился на Blackfoot Sun Dance в Айдахо, где выступал на ударных и флейте, вернувшись к музыке коренных американцев, с которой он впервые познакомился в детстве. Именно эта местная музыка, наряду с современным джазом и классикой, смешанная с окружающими звуками из его среды (городской транспорт, океанские волны, плач младенцев и т. Д.), Легла в основу музыки Moondog.
В 1954 году он выиграл дело в Верховном суде штата Нью-Йорк против диск-жокея Алана Фрида, который заклеймил свое радио-шоу «The Moondog Rock and Roll Matinee» под названием «Moondog», используя «Симфонию лунной собаки» ( первая запись, которую Лунный пес когда-либо вырезал) как его "визитная карточка". Moondog полагал, что он не выиграл бы дело, если бы не помощь таких музыкантов, как Бенни Гудман и Артуро Тосканини, которые засвидетельствовали, что он был серьезным композитором. Фрид был вынужден извиниться и прекратить использовать прозвище «Лунный пес» в эфире на том основании, что Хардин был известен под этим именем задолго до того, как Фрид начал его использовать.
Наряду с его страстью к нордической культуре, Лунный пес идеализировал вид Германии («Святая земля со Святой рекой» - Рейн ), где он поселился в 1974 году.
Moondog ненадолго посетил Соединенные Штаты в 1989 году, чтобы отдать дань уважения на фестивале New Music America в Бруклине, на котором директор фестиваля Йель Эвелев попросил его дирижировать Бруклинским филармоническим камерным оркестром, что стимулировало возобновление интереса к его музыке.
В конце концов, молодая немецкая студентка по имени Илона Гебель (позже известная как Илона Соммер) помогла Moondog создать основную холдинговую компанию для его творческих начинаний и приняла его сначала в Эр-Эркеншвике, а затем в Мюнстере в Вестфалии. Лунная собака жила с семьей Соммера, и они вместе проводили время в Мюнстере. За это время Moondog создал сотни композиций, которые Зоммер перевел с шрифта Брайля на ноты. Лунный пес провел остаток своей жизни в Германии.
8 сентября 1999 года он умер в Мюнстере от сердечной недостаточности. Похоронен на Центральном кладбище Мюнстера. Его могила была спроектирована художником Эрнстом Фуксом после посмертной маски.
Он записал много альбомов, гастролировал как по США, так и по Европе - Франции, Германии и Швеции.
Музыка Moondog была вдохновлена уличными звуками, такими как звук метро или гудок. Он характеризовался тем, что он называл «змеиным временем» и описывал как «скользкий ритм, в необычные времена [...] я не умру в 4/4 раза». Многие из его работ были в высшей степени контрапунктными, и он много работал над контрапунктом.
Творчество Moondog высоко оценил Артур Родзинский, дирижер Нью-Йоркской филармонии в 1940-х годах. Он выпустил ряд 78s, 45s и ОзВ его музыки в 1950 - х годах, в том числе необычной записи историй и песен для детей с Джули Эндрюс и Мартин Грин, в 1957 году под названием Песни Sense и бессмыслица - Скажи это снова, а также как несколько пластинок на Prestige, в джазовом лейбле. В течение десяти лет от Moondog не было слышно никаких новых записей, пока продюсер Джеймс Уильям Гверчио не пригласил его в студию для записи альбома для Columbia Records в 1969 году. "Stamping Ground" из альбома Moondog был включен в семплер CBS 1970 года Fill Your Head with Rock.
Второй альбом, выпущенный с Guercio, показал одну из дочерей Moondog в качестве вокалистки и содержал композиции песен в канонах и раундах. Альбом не произвел такого большого впечатления в популярной музыке, как первый. Два альбома Columbia были переизданы как сингл в 1989 году.
Moondog также изобрел несколько музыкальных инструментов, в том числе небольшую арфу треугольной формы, известную как «oo», другую, которую он назвал «ooo-ya-tsu», и инструмент с треугольными струнами, на котором играли смычком, который он назвал «hüs». (от норвежского «Hus», что означает «дом»). Возможно, самым известным его творением является «тримба», ударный инструмент треугольной формы, который композитор изобрел в конце 1940-х годов. На оригинальной Trimba до сих пор играет друг Moondog Стефан Лакатос, шведский перкуссионист, которому Moondog также объяснил методы создания такого инструмента.
Говорят, что музыка Moondog 1940-х и 1950-х годов оказала сильное влияние на многих ранних композиторов-минималистов. Филип Гласс написал, что он и Стив Райх восприняли работу Moondog «очень серьезно и поняли и оценили ее гораздо больше, чем то, что мы видели в Джульярде ».
В июле 1956 года британский джазовый композитор и музыкант Кенни Грэм записал альбом Moondog and Suncat Suites с группой из тринадцати человек, в которую вошли такие исполнители, как пианист Стэн Трейси и барабанщик Фил Симен. "Moondog" включает аранжировки Грэма из десяти композиций Moondog, тогда как "Suncat Suite" состоит из последовательности из шести собственных композиций Грэма, вдохновленных Moondog. HMV выпустили оригинальный виниловый альбом в 1957 году, а Trunk Records переиздали его на компакт-диске в 2010 году.
Moondog вдохновил других музыкантов несколькими песнями, посвященными ему. К ним относятся "Moondog" из альбома Pentangle " Sweet Child " 1968 года и "Spear for Moondog" (части I и II) джазового органиста Джимми МакГриффа из его альбома Electric Funk 1968 года. Икона глэм-рока Марк Болан и Т. Рекс упомянули его в песне "Rabbit Fighter" строчкой "Moondog - это всего лишь пророк до конца...". Английская поп-группа Prefab Sprout включила песню "Moondog" в свой альбом Jordan: The Comeback, выпущенный в 1990 году. Big Brother and the Holding Company с участием Дженис Джоплин перепели его песню "All Is Loneliness" на их одноименном альбоме 1967 года. Песню также перепели Энтони и Джонсоны во время их тура 2005 года. Сингл Скраффа "Get A Move On" из его альбома Keep It Unreal построен на основе сэмплов из "Bird's Lament". Нью-йоркская группа The Insect Trust исполняет кавер на песню Moondog "Be a Hobo" из своего альбома Hoboken Saturday Night. Трек "Stamping Ground" с его странной преамбулой, в которой Moondog декламирует одну из своих эпиграмм, был включен в двойной альбом-сэмплер Fill Your Head with Rock (CBS, 1970). Канадский композитор и продюсер Дэниел Лануа включил трек под названием "Moondog" в свой альбом / документальный видеофильм Here Is What Is.
Между 1970 и 1980 годами слепой бородатый мистик по имени «Лунный пес» появился в качестве главного героя в серии из четырех выпусков комикса Underground, написанного и проиллюстрированного Джорджем Мецгером.
С начала 1970-х годов несколько профессиональных рестлеров были названы Лунными собаками, черпая вдохновение у художника.