Телониус Монк

редактировать
Американский джазовый пианист и композитор

Телониус Монк
Monk at Minton's Playhouse, New York, 1947 Монах в Театр Минтона, Нью-Йорк, 1947
Общая информация
Имя при рожденииМонах Телониуса Сферы
Родился(1917-10-10) 10 октября 1917 года. Рокки Маунт, Северная Каролина, США
Умер17 февраля 1982 г. (1982-02-17) (64 года). Энглвуд, Нью-Джерси, США
Жанры
Род занятийМузыкант, композитор
ИнструментыФортепиано
Годы работы1940-е – 1973
лейблыBlue Note, Prestige, Riverside, Columbia
Связанные действияМилт Джексон, Майлз Дэвис, Сонни Роллинз, Оскар Петтифорд, Джон Колтрейн, Арт Блейки
Веб-сайтtheloniousmonkmusic.com

Телониус Сфера Монах (, 10 октября 1917 - 17 февраля 1982) был Амэ риканец джаз пианист и композитор. Он обладал уникальным импровизационным стилем и внес большой вклад в стандартный джазовый репертуар, в том числе «'Round Midnight », «Blue Monk », «Straight, No Chaser "," Ruby, My Dear "," In Walked Bud "и" Ну, вам не нужно ". Монк является вторым по количеству записываемых джазовых композиторов после Дьюка Эллингтона.

Композиции и импровизации Монка содержат диссонансы и угловатые мелодические повороты и соответствуют его неортодоксальному подходу к музыке. фортепиано, которое сочетало в себе мощную ударную атаку с резким, драматическим использованием переключений клавиш, тишины и колебаний. Его стиль не получил всеобщего признания; поэт и джазовый критик Филип Ларкин назвал его «слоном на клавиатуре».

Монк был известен своей особой внешностью, в которую входили костюмы, шляпы и солнцезащитные очки. Он также отличался своеобразной привычкой во время выступлений: пока другие музыканты продолжали играть, Монк останавливался, вставал и танцевал несколько секунд, прежде чем вернуться к фортепиано.

Монк - один из пяти джазовых музыкантов, которые были изображены на обложке журнала Time (другие: Луи Армстронг, Дэйв Брубек, Дюк Эллингтон и Винтон Марсалис ).

Монк дружил с поэтом Алленом Гинзбергом, который познакомил его с Тимоти Лири. Монк был одним из нескольких художников, которых Лири хотел нанять для изучения эффектов псилоцибин у творческих личностей.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 1917–1933: Ранние годы
    • 1.2 1934–1946: Ранняя игровая карьера
    • 1.3 1947–1952: Лоррейн Гордон
    • 1,4 1952–1954: Prestige Records
    • 1.5 1955–1961: Riverside Records
    • 1,6 1962–1970: Columbia Records
    • 1,7 1971–1982: Более поздняя жизнь и смерть
  • 2 Техника и стиль игры
  • 3 Дани
    • 3.1 Дань ал bums
  • 4 Дискография
  • 5 Награды и похвалы
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Биография

1917–1933: Ранние годы

Телониус Сфера Монах родился через два года после своей сестры Марион 10 октября 1917 года в Роки-Маунт, Северная Каролина, и был сыном Телониуса и Барбары Монк. В его плохо написанном свидетельстве о рождении его имя было неправильно написано «Телиус» или «Телиус». В нем также не было указано его второе имя, взятое от деда по материнской линии, Сфера Баттс. Брат Томас родился в январе 1920 года. В 1922 году семья переехала в Phipps Houses, 243 West 63rd Street, в Манхэттене, Нью-Йорке ; район был известен как Сан-Хуан-Хилл из-за многих афроамериканских ветеранов испано-американской войны, которые жили там (обновление города вытеснило давних жителей сообщества, которые видели, как их район заменен Амстердамскими жилищными проектами и Линкольн-центром, хотя дома Фиппса остались). Монк начал играть на пианино в возрасте шести лет, брал уроки у соседки Альберты Симмонс, чья собственная исполнительская карьера была прервана из-за воспитания детей и которая научила его игре шагами в стиле Фэтса Уоллера, Джеймса П. Джонсона и Юби Блейк.. Его мать также научила его играть некоторые гимны, и он иногда сопровождал ее пением в церкви. Он посещал среднюю школу Стуйвесант, государственную школу для одаренных учеников, но не окончил ее.

1934–1946: Ранняя игровая карьера

В 17 лет Монк гастролировал с евангелист, играл на церковном органе, и в подростковом возрасте он начал искать работу, играя джаз. В начале и середине 1940-х он был домашним пианистом в ночном клубе Манхэттена Minton's Playhouse. Большая часть стиля Монка (в традициях Гарлема шага ) была развита во время его пребывания у Минтона, когда он участвовал в нерабочее время конкурсов по монтажу, в которых участвовали многие ведущие джазовые солисты того времени.. Музыкальная работа Монка у Минтона сыграла решающую роль в создании бибопа, которому впоследствии будут способствовать другие артисты, в том числе Диззи Гиллеспи, Чарли Кристиан, Кенни Кларк, Чарли Паркер, а позже Майлз Дэвис. Считается, что Монк - пианист, фигурирующий на записях, сделанных в клубе примерно в 1941 году. Стиль Монка в то время позже был описан как «резкий свинг» с добавлением пробежек в стиле Арта Татума. Среди заявленных влияний Монка были Дюк Эллингтон, Джеймс П. Джонсон и другие ранние пианисты. Согласно документальному фильму Телониус Монах: Прямой, не преследователь, Монк жил в том же районе Нью-Йорка, что и Джонсон, и знал его еще подростком.

Мэри Лу Уильямс, которая наставляла Монка и его современников, говорила о богатой изобретательности Монка в этот период и о том, что такое изобретение было жизненно важным для музыкантов, поскольку в то время музыканты обычно использовали подслушанные музыкальные идеи. в свои собственные работы, не отдавая должного. «Итак, бопперы придумали музыку, которую было трудно украсть. Я скажу это для« пиявок », хотя: они пытались. Я видел, как Минтон деловито писала на манжетах своих рубашек или строчила на скатерти. И даже наши собственные ребята, боюсь, не отдали должного Монку, которого он ожидал. Да ведь они даже украли его идею берета и боп-очков ».

В 1944 году Монк сделал свои первые студийные записи. с квартетом Коулмана Хокинса. Хокинс был одним из первых известных джазовых музыкантов, продвигавших Монка, и пианист позже ответил на это благосклонностью, пригласив Хокинса присоединиться к нему на сессии 1957 года с Джоном Колтрейном.

1947–1952: Лоррейн Гордон

Телониус Монк в Театр Минтона, 1947

В 1947 году Айк Квебек познакомил Монка с Лоррейн Гордон и ее первым мужем, Альфред Лайон, основатель Blue Note Records. С тех пор Гордон с неумолимой страстью проповедовал свой гений миру джаза. Вскоре после встречи с Гордоном и Лайоном Монк сделал свои первые записи в качестве лидера Blue Note (позже антологизированный на Genius of Modern Music, Vol. 1 ), в котором продемонстрировал его талант композитора оригинальных мелодий для импровизации.. В том же году Монк женился на Нелли Смит, и 27 декабря 1949 года у пары родился сын Т. С. Монк (звали Тут), ставший джазовым барабанщиком. Дочь Барбара (ласково известная как Бу-Бу) родилась 5 сентября 1953 года и умерла от рака в 1984 году.

В своей автобиографии Гордон говорила о полном отсутствии интереса к записям Монка, которые переводится на плохие продажи. «Я поехал в Гарлем, и этим музыкальным магазинам не нужен был Монк или я. Я никогда не забуду одного конкретного владельца, я все еще могу видеть его и его магазин на Седьмой авеню и 125-й улице». Он не может играть леди, что за ты здесь делаешь? У парня две левые руки. «Подожди, - говорил я. - Этот человек гений, ты ничего не знаешь».

Из-за сдержанности Монка Гордон стал его рупором для публики. В феврале 1948 года она написала Ральфу Ингерсоллу, редактору газеты PM, и описала Монка как «гения, живущего здесь, в самом сердце Нью-Йорка, которого никто не знает». В результате один из лучших сценаристов PM посетил Монка, чтобы снять о нем репортаж, но Монк не разговаривал с репортером, если Гордон не был с ним в комнате. В сентябре того же года Лоррейн обратилась к Максу Гордону, владельцу и основателю джаз-клуба Village Vanguard, и организовала для Монка его первое выступление там. Монка демонстрировали в клубе в течение недели, но ни один человек не пришел.

В августе 1951 года полиция Нью-Йорка обыскала припаркованную машину, в которой находились Монк и его друг Бад Пауэлл. В машине нашли наркотики, предположительно принадлежавшие Пауэллу. Монк отказался свидетельствовать против своего друга, поэтому полиция конфисковала его Карточку кабаре Нью-Йорка. Без этого Монк формально не мог играть ни в одном нью-йоркском заведении, где подавали спиртные напитки. Хотя это сильно ограничивало его возможности выступать в течение нескольких лет, группа музыкантов во главе с Рэнди Уэстоном познакомила Монка с барами и клубами, принадлежащими черным, в Бруклине, которые нарушали закон, что позволило пианист, чтобы играть мало рекламируемые, однодневные выступления по всему району с некоторой регулярностью. Монк провел большую часть начала и середины 1950-х, сочиняя музыку, записываясь в Blue Note и выступая в театрах, клубах за пределами города и на загородных площадках.

1952–1954: Prestige Records

После периодических сеансов записи для Blue Note с 1947 по 1952 год, Монк заключил контракт с Prestige Records на следующие два года. Вместе с Prestige он записал несколько очень значимых, но в то время малоизвестных альбомов, включая сотрудничество с саксофонистом Сонни Роллинзом и барабанщиками Артом Блейки и Максом Роучем. В 1954 году Монк принял участие в канун Рождества, на котором были спродюсированы большинство альбомов Дэвиса Bags 'Groove и Miles Davis and the Modern Jazz Giants. В своей автобиографии Майлз Дэвис утверждал, что предполагаемого гнева и напряженности между ними не было и что утверждения об обмене ударами были «слухами» и «недоразумением».

В 1954 году Монк заплатил за первый визит в Париж. Помимо выступлений на концертах, он записал сольную фортепианную сессию для французского радио (позже выпущенную в виде альбома Disques Vogue ). За кулисами Мэри Лу Уильямс познакомила его с баронессой Панноникой «Ника» де Кенигсвартер, членом семьи Ротшильдов и покровительницей нескольких джазовых музыкантов Нью-Йорка. Она была близким другом на всю оставшуюся жизнь Монка: она «служила суррогатной женой вместе с не менее преданной настоящей женой Монка, Нелли» и «оплачивала счета Монка, тащила его к бесконечному множеству врачей, помогала ему и его семье. в собственном доме и, при необходимости, помогала Нелли оформить его в больницу. В 1958 году Монк и баронесса были остановлены полицией в Делавэре. Когда было обнаружено небольшое количество марихуаны, она приняла на себя ответственность за своего друга и даже отсидела несколько ночей в тюрьме. "

1955–1961: Riverside Records

Телониус Монк, 1961

К моменту подписания контракта с Riverside Монк был высоко оценен своими коллегами и некоторые критики, но его записи оставались плохо продаваемыми, а его музыка все еще считалась слишком "сложной" для более широкого признания. Действительно, с согласия Монка Риверсайду удалось выкупить свой предыдущий контракт на Prestige всего за 108,24 доллара. Он охотно записал два альбома джазовых стандартов, чтобы повысить свой авторитет: Телониус Монк играет Дюка Эллингтона (1955) и Уникальный Телониус Монах (1956).

На записи Brilliant Corners, записанной в конце 1956 года, Монк в основном исполнял свою музыку. Сложный заглавный трек, в котором участвовал Роллинз, было настолько сложно играть, что финальную версию пришлось редактировать вместе из нескольких дублей. Альбом, однако, был в значительной степени расценен как первый успех Монка.

После восстановления его карточки кабаре, Монк возобновил свою карьеру в Нью-Йорке, сделав знаковую шестимесячную резиденцию в Five Spot Cafe в районе Ист-Виллидж в Нью-Йорке. Йорк начал с июня 1957 года, руководя квартетом с Джоном Колтрейном на тенор-саксофоне, Уилбуром Уэром на басу и Шэдоу Уилсоном на барабанах. Мало что из музыки этой группы было задокументировано из-за проблем с контрактами: в то время Колтрейн был подписан с Prestige, но Монк отказался вернуться на свой прежний лейбл. Одна студийная сессия квартета была сделана для Riverside, три мелодии не были выпущены до 1961 дочерним лейблом Jazzland вместе с отрывками из более крупной группы, записавшейся с Колтрейном и Хокинсом, т.е. результаты появились в 1957 году как альбом Monk's Music. Любительская фанатская запись Five Spot (позже воссоединение в сентябре 1958 года с Колтрейном, сидящим вместо Джонни Гриффина ) была выпущена на Blue Note в 1993 году; и безупречная запись выступления квартета на концерте Карнеги-холл 29 ноября была записана с высокой точностью инженерами Voice of America и вновь обнаружена в коллекции Библиотеки Конгресса США. 2005 и выпущен Blue Note.

«Crepuscule with Nellie», записанная в 1957 году, была единственной записью Монка, так называемой сквозной композицией, что означает отсутствие импровизации. Это концерт Монка, если хотите, и в некотором смысле он говорит для себя. Но он написал ее очень, очень тщательно и очень осознанно и действительно изо всех сил старался заставить ее звучать так, как она звучит. [... Это была его песня о любви для Нелли », - сказал автор« окончательной биографии Монка »., "Робин Келли.

Резиденция Five Spot закончила Рождество 1957 года; Колтрейн ушел, чтобы присоединиться к группе Дэвиса, и группа была фактически распущена. Монк не сформировал еще одну долгосрочную группу до июня 1958 года, когда он начал вторую резиденцию в Five Spot, снова с квартетом, на этот раз с Гриффином (а позже Чарли Роузом ) на теноре, Ахмед Абдул-Малик на басу и Рой Хейнс на барабанах.

15 октября 1958 г. по пути к недельной помолвке квартета в Comedy Club в Балтиморе, штат Мэриленд, Монк и де Кенигсвартер были задержаны полицией в Уилмингтон, Делавэр. Когда Монк отказался отвечать на вопросы полицейских или сотрудничать с ними, они избили его с помощью блэкджека. Хотя полиции было разрешено обыскать автомобиль и были обнаружены наркотики в чемоданах, хранившихся в багажнике автомобиля баронессы, судья Кристи Верховного суда штата Делавэр постановил, что незаконное задержание пары и избиение Монка, признал недействительным согласие на поиски, данное под принуждением.

1962–1970: Columbia Records

Телониус Монк, 1964

После длительных переговоров Монк подписал в 1962 году контракт с Columbia Records, один из четырех крупнейших американских лейблов того времени. Отношения Монка с Риверсайдом испортились из-за разногласий по поводу гонораров и завершились выпуском ряда европейских концертных альбомов; он не записывал студийный альбом с 5 Монком по 5 в июне 1959 года.

Работал с продюсером Тео Масеро над его дебютом в Колумбии, сессиями в В первую неделю ноября состав был с ним в течение двух лет: тенор-саксофонист Роуз (работавший с Монком с 1959 по 1970 г.), басист Джон Ор и барабанщик Фрэнки Данлоп. Monk's Dream, его первый альбом Columbia, был выпущен в 1963 году.

Ресурсы Columbia позволили Монку продвигаться более активно, чем раньше в его карьере. Monk's Dream стал самым продаваемым альбомом его жизни, и 28 февраля 1964 года он появился на обложке журнала Time, где был опубликован в статье «Самый одинокий монах». Первоначально предполагалось, что передовая статья выйдет в ноябре 1963 года, но она была отложена из-за убийства президента Джона Ф. Кеннеди. По словам биографа Келли, появление Time в 1964 году произошло потому, что «Барри Фаррелл, написавший обложку, хотел написать о джазовом музыканте, и почти по умолчанию был выбран Монк, потому что они думали Рэй Чарльз. и Майлз Дэвис были слишком противоречивыми.... [Монах] не был таким политическим.... [О] конечно, я оспариваю это [в биографии] », - написал Келли.

Монк продолжал записывать студийные альбомы, в том числе Criss Cross, также в 1963 году, и Underground в 1968 году. Но к годам Колумбии его композиционные возможности были ограничены, и только его последняя студия в Колумбии запись, Underground, содержала значительное количество новых мелодий, включая его единственную . 4временную пьесу "Ugly Beauty".

Как и в случае с Риверсайдом, его период с Columbia содержит множество концертных альбомов, в том числе Miles and Monk в Ньюпорте (1963), Live at the It Club, и Live at the Jazz Workshop, последние два были записаны в 1964 году, последний выходил только в 1982 году. После ухода Оре и Данлопа оставшаяся часть ритм-секции в квартете Монка во время большей части его период в Колумбии был Ларри Гейлс на басу и Бен Райли на барабанах, оба из которых присоединились к команде в 1964 году. Вместе с Роузом они оставались с Монком более четырех лет, что является его самым продолжительным сроком службы. группа.

1971–1982: Дальнейшая жизнь и смерть

Монах исчез со сцены к середине 1970-х годов и лишь немного появлялся в последнее десятилетие своей жизни. Его последние студийные записи в качестве лидера были сделаны в ноябре 1971 года для английского лейбла Black Lion, ближе к концу мирового турне с Giants of Jazz, группой, в которую входили Гиллеспи, Кай Виндинг, Сонни Ститт, Эл МакКиббон ​​ и Блейки. Басист Маккиббон, который знал Монка более двадцати лет и играл в его последнем туре в 1971 году, позже сказал: «В том туре Монк сказал примерно два слова. Я имею в виду буквально, может быть, два слова. Он не сказал:« Доброе утро, «Спокойной ночи», «В какое время?» Ничего. Почему, я не знаю. После окончания тура он прислал сообщение, что причина, по которой он не может общаться или играть, заключалась в том, что мы с Артом Блейки были такими уродливыми ». Другая сторона Монаха раскрывается в биографии Льюиса Портера «Джон Колтрейн: его жизнь и музыка»; Колтрейн заявляет: «Монк - полная противоположность Майлзу [Дэвису]: он все время говорит о музыке и так хочет, чтобы вы поняли, что если вы случайно спросите его о чем-то, он потратит часы, если это необходимо. чтобы объяснить это вам ". Блейки сообщает, что Монк был превосходен и в шахматах, и в шашках.

В документальном фильме Телониус Монах: Прямо, без преследования (1988) причудливое поведение Монка объясняется психическим заболеванием. В фильме сын Монка говорит, что его отец иногда не узнавал его, и он сообщает, что Монка несколько раз госпитализировали из-за неустановленного психического заболевания, которое обострилось в конце 1960-х годов. Никакие отчеты или диагнозы никогда не публиковались, но Монк часто приходил в возбуждение в течение двух или трех дней, а затем шагал в течение нескольких дней после этого, после чего он уходил и переставал говорить. Врачи рекомендовали электросудорожную терапию как вариант лечения болезни Монка, но его семья не позволила этого; Вместо них были назначены нейролептики и литий. Существует множество других теорий: Лесли Гурс, автор книги Straight, No Chaser: The Life and Genius of Thelonious Monk (1997), сообщил, что по крайней мере один из психиатров Монка не смог найти доказательств маниакального состояния. депрессия (биполярное расстройство ) или шизофрения. Другой врач утверждает, что Монку поставили неправильный диагноз и прописали ему лекарства во время его пребывания в больнице, которые могли вызвать повреждение мозга.

Поскольку его здоровье ухудшалось, последние шесть лет Монк провел в качестве гостя в Уихокене, штат Нью-Джерси., дом его давнего покровителя и друга, Панноника де Кенигсвартер, который ухаживал за Монком во время его последней болезни. Она оказалась стойким присутствием, как и его собственная жена Нелли, особенно когда его жизнь погрузилась в дальнейшую изоляцию. Монк в это время не играл на пианино, хотя один из них был в его комнате, и разговаривал с немногими посетителями. Он умер от инсульта 17 февраля 1982 года и был похоронен на кладбище Фернклифф в Хартсдейле, Нью-Йорк.

Техника и стиль игры
Музыка Монка обладает глубокой человечностью, дисциплинированной экономностью, уравновешенная мужественность, драматическое благородство и невинно яркое остроумие

Стив Лейси

Монк классно сказал: «У пианино нет неправильных нот».

По словам автора Bebop: The Music and Its Players Томас Оуэнс: «Обычное фортепианное звучание Монка было резким и ударным даже в балладах. Он часто атаковал клавиатуру заново для каждой ноты, вместо того, чтобы стремиться к какому-либо подобию легато. Часто, казалось бы, непреднамеренные секунды украшают его мелодические линии, создавая чей-то эффект. играя в рабочих перчатках. [...] Он нажимал на клавиши плоскими пальцами, а не по естественному изгибу, и держал свободные пальцы высоко над клавишами. [...] Иногда он нажимал на одну клавишу с более чем одним пальцем, и разделить мелодии одной строкой между двумя руками ". В отличие от этого неортодоксального подхода к игре, он мог играть пробежки и арпеджио с большой скоростью и точностью. У него также была хорошая независимость пальцев, что позволяло ему играть мелодическую линию и трель одновременно в правой руке.

Монах часто использовал части целых тональных гамм, играя по восходящей или нисходящей, и охватывает несколько октав. У него также были расширенные импровизации с параллельными шестыми (он также использовал их в темах некоторых своих композиций). В его соло также есть пространство и длинные ноты. Необычно для пианиста, играющего на бибопе, в качестве концертмейстера и в сольных выступлениях он часто использовал левостороннюю схему шага. Еще одной характерной чертой его работы в качестве аккомпаниатора была его склонность прекращать играть, оставляя солиста для поддержки только с басом и барабанами. Монк особенно любил тональность си-бемоль. Все его многочисленные блюзовые композиции, включая «Blue Monk», «Misterioso», «Blues Five Spot» и «Functional», были написаны си-бемоль; кроме того, его фирменная тема, "Thelonious", в основном состоит из настойчиво повторяющегося тона си-бемоль.

Tributes

Трибьют-альбомы

Следующие трибьют-альбомы в Monk:

Дискография
Награды и похвалы

В 1993 году он был награжден премией "Грэмми" за заслуги в жизни. В 2006 году он был награжден специальной Пулитцеровской премией за «выдающуюся и новаторскую музыкальную композицию, оказавшую значительное и продолжительное влияние на эволюцию джаза».

The Институт джаза Телониуса Монка был основан в 1986 году семьей Монк и Марией Фишер. Его миссия состоит в том, чтобы предлагать программы джазового образования в государственных школах для молодых людей по всему миру, помогая учащимся развивать образное мышление, творческие способности, любопытство, позитивное представление о себе и уважение к своему собственному и культурному наследию других людей. Помимо проведения ежегодного Международного джазового конкурса с 1987 года, институт также помог, благодаря партнерству с ЮНЕСКО, объявить 30 апреля 2012 года первым ежегодным Международным днем ​​джаза.

Монк был введен в Зал славы музыки Северной Каролины в 2009 году.

Ссылки
Библиография
  • Оуэнс, Томас (1996). Бибоп - Музыка и ее исполнители. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510651-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Телониус Монах
На Викискладе есть материалы, связанные с Телониус Монах.
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:56:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте