Эрик Долфи | |
---|---|
Общая информация | |
Имя при рождении | Эрик Аллан Долфи Младший |
Родился | (1928-06-20) 20 июня 1928 года. Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Умер | 29 июня 1964 (1964-06-29) (36 лет). Берлин, Германия |
Жанры | |
Род занятий | |
Инструменты | |
Годы деятельности | 1949–1964 |
Этикетки | |
Связанные действия | |
Веб-сайт | adale.org / EDIntro.html |
Эрик Аллан Долфи-младший (20 июня 1928 - 29 июня 1964) был американским джазовым альт-саксофонистом, бас-кларнетистом. и флейтист. Несколько раз он также играл на кларнете и пикколо. Долфи был одним из нескольких мульти-инструменталистов, получивших известность примерно в то время, когда он был активен. Его использование бас-кларнета помогло утвердить инструмент в джазе. Долфи расширил словарный запас и границы альт-саксофона и был одним из первых значительных солистов джазовой флейты.
Его импровизационный стиль характеризовался использованием широких интервалов в дополнение к использованию массив расширенных методов для имитации звуков человеческих голосов и животных. Он использовал мелодические линии, которые были «угловатыми, зигзагообразными от интервала к интервалу, делали резкие повороты в неожиданных переходах, совершая драматические прыжки из нижнего регистра в верхний». Хотя творчество Долфи иногда классифицируется как фри-джаз, его композиции и соло часто основывались на традиционной (если сильно абстрагированной) тональной бибопе гармонии.
Долфи родился и вырос в Лос-Анджелесе, Калифорния. Его родителями были Эрик Долфи-старший и Сэди Гиллингс, иммигрировавшие в Соединенные Штаты из Панамы. Он начал уроки музыки в шесть лет, изучая кларнет и саксофон в частном порядке. Еще учась в средней школе, он начал изучать гобой, стремясь к профессиональной симфонической карьере, и получил двухлетнюю стипендию для обучения в музыкальной школе Университета Южной Калифорнии. В тринадцать лет он получил премию «Superior» по игре на кларнете от фестиваля California School Band and Orchestra. Он учился в средней школе Дорси, где продолжил свое музыкальное образование и изучил дополнительные инструменты. К 1946 году он был содиректором Молодежного хора в Вестминстерской пресвитерианской церкви, которым руководил преподобный Хэмптон Б. Хоуз, отец джазового пианиста. Он окончил университет в 1947 году, затем поступил в Городской колледж Лос-Анджелеса, в течение которого играл современные классические произведения, такие как Стравинского L'Histoire du soldat и, Вместе с Джимми Неппером и Артом Фармером, выступавшими с 17 бибопперами Роя Портера, он сделал восемь записей с Портером к 1949 году. он иногда играл на баритон-саксофоне, а также альт-саксофоне, флейте и кларнете-сопрано.
Долфи поступил в армию США в 1950 году и находился в Форт Льюис, Вашингтон. С 1952 года он поступил в Военно-морское музыкальное училище. После увольнения в 1953 году он вернулся в Лос-Анджелес, где работал со многими музыкантами, включая Бадди Коллетта, Эдди Бил и Джеральда Уилсона, которому он позже посвятил мелодию "GW", записанную на Outward Bound. К Долфи часто приходили друзья джемовать, чему способствовал тот факт, что его отец построил для него студию на заднем дворе семьи. Записи, сделанные в 1954 году с Клиффордом Брауном, свидетельствуют об этом раннем периоде.
Долфи получил большой перерыв, когда его пригласили присоединиться к Чико Гамильтону в 1958 году. С группой он стал известен более широкой аудитории и смог много гастролировать в течение 1958–59, когда он расстался с Гамильтоном и переехал в Нью-Йорк. Долфи появляется с группой Гамильтона в фильме Джаз в летний день играет на флейте во время джазового фестиваля в Ньюпорте 1958 года.
Чарльз Мингус знал Долфи с детства в Лос-Анджелесе, и молодой человек присоединился к Jazz Workshop Мингуса в 1960 году, вскоре после приезда в Нью-Йорк. Он принимал участие в записи биг-бэнда Мингуса Pre-Bird (позже переизданного как Mingus Revisited), а также в "Bemoanable Lady". Позже он присоединился к рабочей группе Мингуса, в которую в то время входил также Тед Керсон. Они работали на Showplace в течение 1960 (увековечены в стихотворении «Mingus at the Showplace» Уильямом Мэтьюзом ) и записали вместе два альбома: Charles Mingus Presents Charles Mingus и Мингус на Антибах, последний с участием Букера Эрвина почти на всех треках и Бада Пауэлла в гостях на «Я запомню апрель ». Долфи, по словам Мингуса, «был полноценным музыкантом. Он мог поместиться где угодно. Он был прекрасным ведущим альтом в большой группе. Он мог выступать в классической группе. И, конечно, он был полностью сам себе человеком, когда играл соло..... Он овладел джазом. И он овладел всеми инструментами, на которых играл. Фактически, он знал больше, чем предполагалось, на них ».
В это время Долфи участвовал в другие сеансы записи с Mingus для лейбла Candid и участие в сеансе Newport Rebels. В 1961 году Долфи покинул группу Мингуса и на несколько месяцев уехал в Европу, где записывался в Скандинавии и Берлине. (См. «Берлинские концерты», «Полный концерт в Упсале», «Эрик Долфи в Европе, тома 1, 2 и 3 (1 и 3 также были выпущены как« Копенгагенский концерт »)» и «Стокгольмские сессии». Позже он был среди музыкантов, которые работали над Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus в 1963 году, фигурирует в "Hora Decubitus".
В начале 1964 года он снова присоединился к рабочей группе Мингуса вместе с Джейки Бьярдом, Джонни Коулсом и Клиффордом Джорданом. Этот секстет работал в Five Spot, прежде чем играть в Корнельском университете и Town Hall в Нью-Йорке (оба были записаны: Cornell 1964 и Town Hall Concert ), а затем гастролировал по Европе. Тур, хотя и короткий, хорошо задокументирован в Revenge!, The Great Concert of Charles Mingus, Mingus in Europe Volume I и Mingus. in Europe Volume II.
Долфи и Джон Колтрейн знали друг друга задолго до того, как они официально играли вместе, встретившись, когда Колтрейн был в Лос-Анджелесе с Джонни Ходжесом в 1954 году. Они часто обменивались идеями и учились друг у друга, и в конце концов, после многих ночей, проведенных с группой Колтрейна, Долфи попросили стать полноправным членом в начале 1961 года. Колтрейн получил аудиторию и критическое внимание благодаря Майлз Дэвис, но оттолкнул некоторых джазовых критиков, когда начал отходить от хард-бопа. Хотя квинтеты Колтрейна с Долфи (включая сессии Village Vanguard и Africa / Brass ) сейчас хорошо известны, изначально они спровоцировали журнал Down Beat на брендинг Coltrane и Dolphy's. музыка как «антиджазовая». Позже Колтрейн сказал об этой критике: «Они сделали вид, что мы даже не знаем ничего о музыке (...) мне было больно видеть, как [Долфи] пострадал в этой штуке».
Первоначальный выпуск резидентства Колтрейна в Vanguard выбрал три трека, только в одном из которых был изображен Долфи. После беспорядочного выпуска в течение следующих 30 лет всеобъемлющий бокс-сет со всей записанной музыкой Vanguard был выпущен на Impulse! в 1997 году под названием The Complete 1961. Записи Village Vanguard. В сете Долфи много играет как на альт-саксофоне, так и на бас-кларнете, а Эрик - солист в исполнении "Naima ". Бокс-сет 2001 Пабло, основанный на записях выступлений Колтрейна во время его европейских туров в начале 1960-х, содержит мелодии, отсутствующие в выпусках материала Village Vanguard 1961 года, такие как "My Favorite Things ", который Долфи играет на флейте.
До того, как трубач Букер Литтл умер в возрасте 23 лет, у него и Долфи было недолгое музыкальное сотрудничество. Дата лидера Литтла для Candid, Out Front, в которой Долфи играл в основном на альте, хотя он играл на бас-кларнете и флейте в некоторых ансамблевых пассажах. Кроме того, альбом Долфи Far Cry, записанный для Prestige, включает в себя пять мелодий Литтла (одна из которых, «Serene», не была включена в оригинальный LP).
Долфи и Литтл также руководили квинтетом в Five Spot в 1961 году. В ритм-секцию входили Ричард Дэвис, Мал Уолдрон и Эд Блэквелл.. Одна ночь была задокументирована и была выпущена в трех томах At the Five Spot, а также компиляции Here and There. Вдобавок и Долфи, и Литтл поддержали Эбби Линкольн в ее альбоме Straight Ahead и играли на альбоме Max Roach Percussion Bitter Sweet.
Долфи также играл в ключевых записях Джорджа Рассела (Ezz-thetics ), Оливера Нельсона (Screamin 'the Blues, Блюз и абстрактная правда и Прямо вперед ) и Орнетт Коулман (Free Jazz: Коллективная импровизация и выпуск Free Jazz на Twins ). Он также работал и записывался с Гюнтером Шуллером (Jazz Abstractions ), мультиинструменталистом Кеном Макинтайром (Looking Ahead ) и басистом Рон Картер (Где? ).
Карьера Долфи в качестве лидера началась с Престиж. Его сотрудничество с лейблом насчитывало 13 альбомов, записанных с апреля 1960 по сентябрь 1961 года, хотя он не был лидером на всех сессиях. Fantasy выпустила бокс-сет из 9 компакт-дисков в 1995 году, содержащий все записи Долфи для Prestige.
Первые два альбома Долфи как лидера были Outward Bound и Там ; Обе обложки были Ричардом «Пророком» Дженнингсом. Первый, звучащий ближе к хард-бопу, чем некоторые более поздние релизы, был записан в студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси с трубачом Фредди Хаббардом, который какое-то время жил в одной комнате с Долфи. когда они оба впервые приехали в Нью-Йорк. На альбоме представлены три композиции Долфи: «G.W.», посвященная Джеральду Уилсону, и блюз «Les» и «245». Out There ближе к музыке третьего потока, которая также станет частью творчества Долфи, и включает Рона Картера на виолончели. "Eclipse" Чарльза Мингуса из этого альбома - один из тех редких случаев, когда соло Долфи на кларнете-сопрано (другие - "Warm Canto" из Мэла Уолдрона 's The Quest, "Densities" из сборника Vintage Dolphy и "Song For The Ram's Horn" из неизданной записи концерта в Ратуше 1962 года).
Долфи иногда записывал саксофоны без аккомпанемента; его единственными предшественниками были теноровые игроки Коулман Хокинс (в первую очередь «Пикассо», 1948) и Сонни Роллинз (например, «Тело и душа», 1958), что сделало Долфи первым, кто сделай так на альте. Альбом Far Cry содержит его исполнение Гросса - Лоуренса стандартного «Tenderly » на альт-саксофоне и, во время его последующего турне по Европе, Билли Холидей "God Bless the Child " был показан в его наборах. (Самая ранняя известная версия была записана в Five Spot во время его резиденции с Букером Литтлом.) Он также записал два дубля короткого сольного исполнения «Love Me» в 1963 году, выпущенного на Conversations and Muses.
Классическая музыка двадцатого века также была частью музыкальной карьеры Долфи. Он был хорошо знаком с музыкой таких композиторов, как Антон Веберн и Альбан Берг, и имел большую коллекцию записей, в которую вошли произведения этих композиторов, а также Дебюсси., Равель, Стравинский и Барток. Он исполнил Эдгарда Вареза Density 21.5 для флейты соло на Ojai Music Festival в 1962 году, а также участвовал в Гюнтере Шуллере. и усилия Джона Льюиса в Третьем потоке 1960-х годов. Дольфи также восхищался итальянским виртуозом флейты Северино Газцеллони, в честь которого он назвал свою композицию Gazzelloni.
Примерно в 1962–63 годах в один из рабочих коллективов Долфи входил пианист Херби Хэнкок, которого можно услышать на The Illinois Concert, Gaslight 1962 и неизданном концерте Town Hall с поэтом Ree Dragonette.
В июле 1963 года продюсер Алан Дуглас аранжировал записи сессий, для которых сайдмены Долфи были начинающими музыкантами того времени, и в результате были выпущены альбомы Iron Man и Conversations, а также альбом Muses, выпущенный в Японии в конце 2013 года. сессии ознаменовали собой первый раз, когда Долфи играл с Бобби Хатчерсоном, которого он знал по Лос-Анджелесу, и с сестрой которого он встречался в какой-то момент. Сессии, пожалуй, наиболее известны благодаря трем дуэтам, которые Долфи исполняет с басистом Ричардом Дэвисом в песнях «Alone Together», «Ode To Charlie Parker» и «Come Sunday»; Вышеупомянутый релиз Muses добавляет еще один вариант "Alone Together" и оригинальную композицию для дуэта, от которой альбом получил свое название.
В 1964 году Долфи подписал контракт с Blue Note и записал Out to Lunch! с Фредди Хаббардом, Бобби Хатчерсоном, Ричард Дэвис и Тони Уильямс. Этот альбом представляет полностью развитый авангардный, но структурированный композиционный стиль, уходящий корнями в традиции. Это часто считается его великим произведением.
После Out to Lunch! и появления на концерте пианиста / композитора Эндрю Хилла Альбом Blue Note Point of Departure, Долфи уехал в Европу с секстетом Чарльза Мингуса в начале 1964 года. Перед концертом в Осло он сообщил Мингусу, что планирует остаться в Европе после их выступления. тур был завершен, отчасти потому, что он разочаровался в том, как США принимают музыкантов, пробующих что-то новое. Затем Мингус назвал блюз, который они исполняли, "So Long Eric". Долфи намеревался обосноваться в Европе со своей невестой Джойс Мордехай, которая работала на балетной сцене в Париже. Покинув Мингус, он выступил и записал несколько сторон с различными европейскими группами и американскими музыкантами, живущими в Париже, такими как Дональд Берд и Натан Дэвис. Last Date, первоначально радиотрансляция концерта в Хилверсюме в Нидерландах, включает Мишу Менгельберга и Хана Беннинка, хотя это не было последним публичным выступлением Долфи. Долфи также планировал присоединиться к группе Альберта Эйлера и, согласно Фреду Мотену, готовился к игре с Сесилом Тейлором. Он также планировал сформировать группу с Вуди Шоу и Билли Хиггинсом и писал струнный квартет Love Suite.
Долфи был помолвлен с Джойс Мордехай, классической танцовщицей, которая жила в Париже. Перед отъездом в Европу в 1964 году Долфи оставил бумаги и другие вещи своим друзьям Хейлу Смиту и Хуаните Смит. В конце концов большая часть этого материала была передана музыканту Джеймсу Ньютону. В мае 2014 года было объявлено, что пять коробок с нотами были переданы в дар Библиотеке Конгресса.
. 29 июня 1964 года Долфи скончался, впав в диабетическую кому в Берлине. Хотя некоторые детали его смерти до сих пор оспариваются, в целом считается, что он впал в кому из-за невыявленного диабета. На вкладыше к коробке Complete Prestige Recordings говорится, что Долфи «потерял сознание в своем гостиничном номере в Берлине, и когда его доставили в больницу, ему поставили диагноз диабетической комы. После введения инсулина он впал в инсулиновый шок и умер ». Более поздний документальный фильм и заметки на обложке оспаривают это, говоря, что Долфи упал на сцене в Берлине и был доставлен в больницу. Лечащие врачи больницы не знали, что Долфи болен диабетом, и выбрали стереотипное представление о джазовых музыкантах, связанном с злоупотреблением психоактивными веществами, что он передозировал наркотики. Его оставили на больничной койке, чтобы лекарства пошли своим курсом. Без ведома врачей, Долфи был трезвенником, который не курил сигареты и не принимал наркотики.
Тед Керсон вспоминает: «Это меня действительно сломало. Когда Эрик заболел в тот день [в Берлин], а он был темнокожим и джазовым музыкантом, они подумали, что он наркоман. Эрик не употреблял никаких наркотиков. Он был диабетиком - все, что им нужно было сделать, это сдать анализ крови, и они узнал бы об этом. Итак, он умер напрасно. Ему дали кое-что для детоксикации, и он умер, и никто больше никогда не заходил в этот клуб в Берлине. Это был конец этого клуба ".
Чарльз Мингус сказал: «Обычно, когда человек умирает, вы вспоминаете - или говорите, что помните - только хорошее в нем. Что касается Эрика, это все, что вы могли вспомнить. Я не помню, чтобы он кого-то затащил. абсолютно без нужды причинять боль ».
Долфи был похоронен на кладбище Ангелус-Роуздейл в Лос-Анджелесе. На его надгробии есть надпись «Он живет в своей музыке».
Музыкальное присутствие Долфи оказало влияние на многих молодых джазовых музыкантов, которые впоследствии стали заметными. Долфи периодически работал с Роном Картером и Фредди Хаббардом на протяжении всей своей карьеры, а в более поздние годы он нанял Херби Хэнкока, Бобби Хатчерсона и Вуди Шоу работать в своих концертных и студийных группах. Out to Lunch! с участием еще одного молодого исполнителя, барабанщика Тони Уильямса, и участие Долфи в сеансе Point of Departure Хилла позволило ему познакомиться с теноровым игроком Джо Хендерсон.
Картер, Хэнкок и Уильямс впоследствии стали одной из типичных ритм-секций десятилетия, как вместе в их собственных альбомах, так и в качестве основы Майлза Дэвиса Второй великий квинтет. Этот аспект второго великого квинтета - ироническая сноска для Дэвиса, который критиковал музыку Долфи: в 1964 году Down Beat "Blindfold Test" Майлз пошутил: "В следующий раз я увижу [Долфи] I собираюсь наступить ему на ногу ". Однако ритм-секция нового квинтета Дэвиса полностью работала под руководством Долфи, что привело к созданию группы, чей бренд «out » находился под сильным влиянием Долфи.
Виртуозные инструментальные способности Долфи и уникальный стиль джаза, глубоко эмоциональный и свободный, но прочно укоренившийся в традициях и структурированной композиции, оказали сильное влияние на таких музыкантов, как Энтони Брэкстон, членов Art Ансамбль Чикаго, Оливер Лейк, Артур Блайт, Дон Байрон и Эван Паркер.
Долфи был посмертно занесен в Зал славы журнала Down Beat в 1964 году. Джон Колтрейн отдал дань уважения Долфи в интервью: «Что бы я ни сказал, это будет преуменьшение. Я могу только сказать, что моя жизнь стала намного лучше, когда я его узнал. Он был одним из величайших людей, которых я когда-либо знал, как человека, друга и музыканта ». (После смерти Долфи его мать подарила Колтрейну его флейту и бас-кларнет, и Колтрейн, который путешествовал с фотографией Долфи, повесив ее на стены своего гостиничного номера, продолжил играть на инструментах на нескольких последующих записях.)
Фрэнк Заппа признал, что Долфи оказал музыкальное влияние в примечаниях к альбому 1966 года Freak Out! и включил дань уважения Долфи под названием «Эрик Долфи Мемориальное барбекю» в свой альбом 1970 года Weasels Ripped My Flesh.
Пианистка Джери Аллен проанализировала музыку Долфи для ее магистерской диссертации в Университете Питтсбурга и отдала дань уважения Долфи такими мелодиями, как "Dolphy's Dance", записанными и выпущенными на ее альбоме 1992 года Maroons.
В 1997 году Венский художественный оркестр выпустил Powerful Ways: Nine Immortal Non-evergreens для Эрика Долфи как часть бокс-сета, посвященного 20-летнему юбилею.
В 2003 году to отметить, что было бы 75-летием со дня рождения Долфи, в его честь было проведено представление оригинальной композиции Автор Фил Ранелин в Центре Стилла Уильяма Гранта в родном городе Долфи, Лос-Анджелесе. Кроме того, Наблюдательный совет округа Лос-Анджелес назначил 20 июня Днем Эрика Долфи.
В 2014 году, отмечая 50-летие со дня смерти Долфи, проживающие в Берлине пианисты Александр фон Шлиппенбах и Аки Такасе возглавили проект So Long, Eric!, посвященный музыке Долфи с участием таких музыкантов, как Хан Беннинк, Карл Бергер, Тобиас Делиус, Аксель Дёрнер и Руди Махалл. В том же году берлинская группа под руководством Гебхарда Ульмана отметила дань уважения Долфи, ранее основавшего квартет Out to Lunch в 1983 году. В Соединенных Штатах арт-группа Seed Artists представила два -дневный фестиваль под названием Eric Dolphy: Freedom of Sound в Монклер, штат Нью-Джерси в том году.
Композиции Долфи являются источником вдохновения для многих трибьют-альбомов, таких как Oliver Lake ' s Пророк и Посвящается Долфи, Джером Харрис 'Скрытый в простом виде, переосмысление Отомо Йошихиде Out to Lunch !, Potsa Lotsa Силке Эберхарда: Полное собрание сочинений Эрика Долфи и Аки Такасе и дуэтный альбом Руди Махалла Duet For Eric Dolphy.
Разрешенные релизы - это релизы, выпущенные с согласия и одобрения Долфи, причем все, кроме Blue Note LP, появляются в течение жизни Долфи. Посмертные релизы перечислены по дате записи, а не по дате выпуска. Некоторые релизы с Долфи в качестве сайдмена были выпущены намного позже даты записи.
С Филом Диасом
с The Latin Jazz Quintet
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Эриком Долфи |