Ран Блейк | |
---|---|
Ран Блейк в Bach Dancing Dynamite Society, Half Moon Bay, Калифорния, 14 июня 1987 г. | |
Справочная информация | |
Родился | (1935-04-20) 20 апреля 1935 г. (возраст 85). Спрингфилд, Массачусетс, США |
Жанры | Джаз |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструменты | Фортепиано |
Годы деятельности | 1950-е - настоящее |
Веб-сайт | Ранблейк.com |
Ран Блейк (родился 20 апреля 1935 г.) - американский пианист, композитор и педагог. Он известен своим уникальным стилем, который сочетает в себе влияние блюза, госпела, классики и кино-нуара в новаторское звучание дарк-джаза. Его карьера охватывает более 40 записей на джазовых альбомах, а также более 40 лет преподавания джаза в Музыкальной консерватории Новой Англии, где он основал факультет Третьего потока (ныне называемого Департамент современной импровизации) с Гюнтером Шуллером.
Блейк родился в Спрингфилде, Массачусетс, 20 апреля., 1935. Он вырос в Саффилде, штат Коннектикут, и был очарован нуарным фильмом после того, как в двенадцатилетнем возрасте увидел Spiral Staircase Роберта Сиодмака.. Он начал играть на пианино в раннем детстве, а в подростковом возрасте учился у Рея Кассарино. В подростковом возрасте он увлекся госпелом и изучал произведения Белы Бартока и Клода Дебюсси. После школы он поступил в Бард-колледж в Нью-Йорке, который окончил в 1960 году со степенью бакалавра искусств в области джаза, специальности, которой раньше не было в школе. В Барде он встретил Жанну Ли, с которой выступал много лет. Он также учился у Джона Льюиса, Оскара Петерсона и Гюнтера Шуллера в Школе джаза в Леноксе, Массачусетс.
Начиная с конца 1950-х, Блейк был частью дуэта с вокалисткой Жанной Ли. Вместе они записали его первый альбом The Newest Sound Around, который был выпущен на RCA в 1962 году, а в следующем году они вместе отправились в тур по Европе. Альбом показывает, что фирменный стиль Блейка начинает развиваться, поскольку они отдали дань уважения ранним влияниям Блейка, отдав дань уважения «Лаура » Дэвида Раксина и переработке стандарта Евангелия «Церковь на Рассел-стрит». Ли и Блейк продолжали играть вместе на протяжении всей своей карьеры и в 1989 году выпустили еще один альбом под названием You Stepped out of a Cloud.
Блейк встретил Гюнтера Шуллера во время случайной встречи в Atlantic Records в 1959 году. Признав талант Блейка, Шуллер попросил его учиться в школе джаза в Леноксе, штат Массачусетс.. Это была летняя программа, которая существовала с 1957 по 1960 год. Она была уникальной тем, что объединила многих выдающихся джазовых музыкантов того времени, включая Диззи Гиллеспи и Уильяма Руссо, учить студентов джазу в течение трех недель интенсивного обучения. Блейк посещал школу в 1959 и 1960 годах. Летом в Леноксе Блейк начал развивать свой фирменный стиль. Шуллер стал для Блейка большим другом и наставником на протяжении всей его карьеры. Шуллер организовал запись The Newest Sound Around для Блейка и Ли, и именно он привел Блейка на Atlantic Records, а затем в Консерваторию Новой Англии.
Блейк познакомился с джазовым пианистом, композитором и аранжировщиком Мэри Лу Уильямс во время выступления в нью-йоркском ночном клубе The Composer. Позже она стала наставником и оказала значительное влияние на его творчество. Во время учебы в Bard Блейк часто ездил посмотреть выступление Уильямс и взять у нее уроки. Позже Уильямс и Блейк работали вместе, когда она была приглашенным преподавателем в Школе джаза.
В 1966 году Блейк выпустил свою первую пластинку как солист, Ran Blake Plays Solo Piano, на нью-йоркском лейбле ESP Disk.
В 1967 году Шуллер, Президент Консерватории Новой Англии нанял Блейка на должность директора отдела общественных услуг консерватории. На этой должности Блейк отвечал за проведение концертов в тюрьмах, домах престарелых и общественных центрах. Блейк оставался в этой роли до 1973 года, когда он стал председателем нового отдела третьего потока (ныне современной импровизации) в Консерватории Новой Англии, инициативу, которую он начал с Шуллера.
Шуллер придумал фразу «Третий поток "в 1957 году во время выступления в Университете Брандейса. По словам Шуллера, «Третий поток» - это «новый музыкальный жанр, расположенный примерно на полпути между джазом и классической музыкой». Этот новый жанр был создан, по мнению Шуллера, для борьбы с пуристами как в мире джаза, так и в мире классики: чтобы играть музыку третьего потока, нужно было владеть обоими. Когда Шуллер встретил Блейка, через два года после создания «Третьего потока», ему понравилась смесь влияний Блейка, от фри-джаза и госпела до классической композиции и саундтреков к фильмам. Когда они вдвоем создали отдел в NEC, было естественно, что Блейк стал его председателем. Он оставался на этой должности до 2005 года. Он является преподавателем Консерватории Новой Англии.
Музыканты Дон Байрон, Мэтью Шипп, Джон Медески, Грейсон Хью и Ицхак Йедид учились у Блейка в NEC. Он был награжден стипендией Гуггенхайма за сочинение в 1982 году и грантом MacArthur Genius Grant шесть лет спустя.
Блейк продолжал записываться на протяжении всего его карьера педагога и накоплено более сорока записей на джазовых альбомах. Его первый альбом с Джин Ли получил первую премию RCA за альбом в Германии, приз Билли Холидей 1980 года и является частью Académie du Jazz. После этого альбома он записался в основном как сольный пианист, хотя многие из его совместных альбомов получили признание критиков. В 1981 году Блейк записал альбом песен Duke Ellington или связанных с ним под названием Duke Dreams, который получил 4,5 звезды от Allmusic, и пятизвездочный рейтинг в Down Beat и All Music Guide to Jazz. В 1986 году он записал Short Life of Barbara Monk с саксофонистом Рики Фордом, который был выбран Penguin Guide to Jazz для включения в их основную коллекцию. Он сотрудничал с рядом других музыкантов, в том числе Джаки Байард, Хьюстон Персон, Стив Лейси, Клиффорд Джордан и Кристин Корреа.
Философия Блейка в преподавании отличается от философии многих преподавателей музыки, даже в мире джаза. Он называет свой подход «приматом уха». В 1977 году он написал статью для журнала Music Educator's Journal о своей карьере "музыканта в стиле поп / рок / джаз". Блейк также написал «Третий поток и важность уха» (1981), который послужил руководством к его стилю обучения, а также объяснением и расширением концепции Третьего потока.
. В статье он подчеркнул что «ухо имеет и должно иметь первостепенное значение». Он обсудил более практические аспекты музыкальной карьеры и подчеркнул важность удачи и зрелищности по сравнению с образованием и опытом. Сосредоточение Блейка на импровизации и тренировке слуха в сочетании с его разнообразными влияниями сделали его одним из самых новаторских музыкальных педагогов в мире джаза. Он предлагает читателю рассматривать композицию Third Stream как любую композицию, соединяющую две различные музыкальные культуры, а не просто слияние классики и джаза. Он также подчеркивает важность импровизации и называет необходимость импровизационного обучения одной из причин, по которым он и Шуллер основали отдел третьего потока в NEC. Блейк утверждает, что музыка - это слуховое искусство, и поэтому ей следует обучать, не «занимаясь игрой прелюдий Шопена на фортепиано или последней копии Настоящей книги (популярной фальшивой книги о джазе)». валторна или гитара », но путем внимательного прослушивания, имитации и импровизации. Он призывает студентов слушать и подпевать мелодиям на пленке, пока они не смогут воспроизвести мелодию без пленки. По словам Блейка, очень важно, чтобы ученик делал это перед тем, как дотронуться до инструмента, поскольку имитация механики исполнения сама по себе не развивает слух.
В 2011 году Ран Блейк опубликовал книгу с Джейсоном Роджерсом под названием «Примат уха». В своей 144-страничной работе Блейк глубоко исследует взаимосвязь между ухом и разумом и предлагает читателю упражнения для тренировки слуха.
Звездочка (*) после года означает, что это год выпуска.
Год записи | Название | Ярлык | Примечания |
---|---|---|---|
1961 | Новейшие Sound Around | RCA Victor | Duo, с Жанной Ли (вокал); несколько треков с Джорджем Дювивье (бас) |
1965 | Ран Блейк играет соло на фортепиано | ESP-Disk | Сольное фортепиано |
1969 | The Blue Potato and Other Outrages... | Milestone | Сольное фортепиано |
1975 | Breakthru | Исполнители-импровизаторы | Сольное фортепиано |
1976 | Венде | Сова | Сольное фортепиано |
1977 * | Open City | Horo | Сольное фортепиано |
1977 | Crystal Trip | Horo | Сольное фортепиано |
1977 | Реконструкция третьего потока | Сова | |
1978 | Раппорт | Новус | Некоторые треки соло на фортепиано; дуэт треков с Рики Фордом (тенор-саксофон); одно трэковое трио с добавлением Руфуса Рейда (бас); один трек-дуэт с Энтони Брэкстоном (альт-саксофон); один трек-дуэт с Элени Одони (вокал); квартет с одним треком, с Джеромом Томасом (гитара), Ридом (бас), Крисом Коннором (вокал) |
1978 * | Реализация мечты | Сова | Соло фортепиано |
1978 * | Take 1 | Golden Crest | Solo piano |
1978 * | Take 2 | Golden Crest | Сольное фортепиано |
1979 * | Third Stream Today | Golden Crest | С разными музыкантами, включая Рики Форда (тенор-саксофон), Марти Эрлиха (альт-саксофон), Хьюберт Пауэлл (орган), Клив Позар (тимбал) |
1980 * | Film Noir | Novus | С различными, включая Теда Керсона (труба)) |
1981 | Импровизации | Soul Note | Duo, с Jaki Byard (фортепиано) |
1981 | Duke Dreams | Soul Note | Сольное фортепиано |
1982 * | Портфолио доктора Мабузе | Сова | с NEC Orchestra |
1983 | Suffield Gothic | Soul Note | Большинство треки соло фортепиано; несколько треков дуэта, с Houston Person (тенор-саксофон) |
1985 * | Vertigo | Owl | Solo piano |
1985 | Раскрашенные ритмы: Завершенный Ран Блейк, Том 1 | GM | Сольное фортепиано |
1985 | Раскрашенные ритмы: Завершенный Ран Блейк, Том 2 | GM | Сольное фортепиано |
1986 | Short Life of Barbara Monk | Soul Note | Quartet, с Рики Фордом (тенор-саксофон), Эдом Фелсоном (бас), Джоном Хазиллой (ударные) |
1988 | Воспоминания о Вене | hatOLOGY | С Энтони Брэкстоном (альт-саксофон); выпущен 1997 |
1989 | You Stepped Out of a Cloud | Owl | Дуэт большинства треков, с Jeanne Lee (вокал); несколько треков трио, с добавлением Джорджа Дювивье (бас) |
1989 | Мастера из разных миров | Mapleshade | Одно трековое соло-фортепиано; дуэт из двух треков, с Клиффордом Джорданом (тенор-саксофон, сопрано-саксофон); большинство других треков с Джорданом и некоторыми из Джулиана Пристера (тромбон), Windmill Saxophone Quartet, Стива Уильямса (ударные), Альфредо Мохика (конги), Клаудии Полли (вокал) |
1990 | That Certain Feeling | hatART | С Стивом Лейси (сопрано-саксофон), Рики Форд (тенор-саксофон) |
1991 | Epistrophy | Soul Note | Соло-фортепиано |
1994 * | Round About | С Кристин Корреа (вокал) | |
1994 | Unmarked Van: Tribute to Sarah Vaughan | Soul Note | Большинство треков соло-фортепиано; дуэт треков с Тициано Тонони (барабаны) |
1998 | Something to Live For | hatOLOGY | Большинство треков дуэта с Гильермо Грегорио (кларнет) или Дэвидом Фабрисом (гитара) |
1999 * | Duo En Noir | Between the Lines | с Энрико Рава |
2000 | Гораций Айс Blue | hatOLOGY | С Дэвидом Фабрисом, Джеймсом Меренда |
2001 | Sonic Temples | GM | С Николь Кампген Шуллер (альт-саксофон), Эд Шуллер (бас), Джордж Шуллер (барабаны, перкуссия) |
2005 * | Indian Winter | Soul Note | С Дэвидом «Knife» Фабрисом (гитара) |
2005 | All That Is Tied | Tompkins Square | Сольное фортепиано |
2006 | Cinema Chatelet | Sans Bruit | Сольное фортепиано; рекламный альбом |
2008 | Driftwoods | Tompkins Square | Solo piano |
2009 | Kaleidoscope | CIMP | С Джоном Хазиллой (ударные), Кара Д. Раш ( клавишные, тарелки) |
2010 * | Out of the Shadows | Red Piano | Duo, с Кристин Корреа (вокал) |
2010 * | Camera Obscura | Музыка внутреннего круга | С Сарой Серпа (вокал) |
2010 | Ghost Tones | A-Side | Некоторые треки соло фортепиано; ансамбль некоторых треков; на концерте; выпущен в 2015 г. |
2011 г. * | Серый декабрь: Концерт в Риме | Томпкинс-сквер | Сольное фортепиано; на концерте |
2011 * | Whirlpool | Jazz Project | С Доминик Ид (вокал) |
2011 * | Vilnius Noir | Некоторые треки соло фортепиано; дуэт треков с Дэвидом «Knife» Фабрисом (гитара); один трек Фабрис (гитара) соло | |
2012 * | Аврора | Clean Feed | С Сарой Серпа (вокал) |
2012 * | Дань Эбби Линкольну, Том One | Red Piano | Duo с Кристин Корреа (вокал) |
2013 * | Down Here Ниже | Red Piano | С Кристин Корреа (вокал) |
2014 * | Cocktails at Dusk - Нуар дань Крису Коннору | Impulse! | Большинство треков соло на фортепиано; дуэт треков с Лайкой Фатьен (вокал); несколько треков дуэтом с Рикки Фордом (тенор-саксофон) |
2013–14 | Китано Нуар | Саннисайд | С Сарой Серпа (вокал); на концерте |
2015 * | Chabrol Noir | Impulse! | Большинство треков соло фортепиано; дуэт треков с Рики Фордом (теноровый саксофон); дуэт одной композиции с Доминик Ид (вокал) |
2015 * | The Road Keeps Winding: Tribute to Abbey Lincoln, Volume Two | Red piano | With Christine Correa ( вокал) |
2017 * | Town and Country | Sunnyside | Duo, with Dominique Eade (вокал) |
2017 * | The Dorothy Wallace Suite | ILK Music Records | Дуэт с Крестен Осгуд (ударные) |