Томми Флэнаган

редактировать

Томми Флэнаган
Фланаган в Village Jazz Lounge в Уолте Диснея, 1978 Флэнаган в Village Jazz Lounge в Walt Disney World, 1978
Справочная информация информация
Имя при рожденииТомас Ли Флэнаган
Родился(1930-03-16) 16 марта 1930 г.. Детройт, Мичиган, США
Умер16 ноября 2001 г. (2001-11-16) (71 год). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
ЖанрыБибоп, хард-боп, мейнстрим-джаз
Род занятийМузыкант, композитор
ИнструментыФортепиано
Годы активности1940-е – 2001
Совместные действияКенни Баррелл, Джон Колтрейн, Элла Фицджеральд, Коулман Хокинс, Сонни Роллинз

Томас Ли Фланаган (16 марта 1930 - 16 ноября 2001) был американским джазовым пианистом и композитором.. Он вырос в Детройте под влиянием таких пианистов, как Арт Тейтум, Тедди Уилсон и Нат Кинг Коул, а затем под влиянием более нового бибопа. музыканты. Через несколько месяцев после переезда в Нью-Йорк в 1956 году он записался с Майлзом Дэвисом и на Сонни Роллинза вехой Saxophone Colossus. Записи под разными лидерами, включая исторически важные Giant Steps Джона Колтрейна и The Incredible Jazz Guitar Уэса Монтгомери, продолжались и в 1962 году, когда он стал вокалист штатный концертмейстер Эллы Фицджеральд. Он работал с Фицджеральдом три года до 1965 года, а затем в 1968 году вернулся, чтобы стать ее пианистом и музыкальным руководителем, на этот раз на десять лет.

После ухода из Фитцджеральда в 1978 году, Фланаган получил похвалу за элегантность своей игры, которая была в основном в трио, когда под его собственным руководством. За свою 45-летнюю карьеру звукозаписи он записал более трех десятков альбомов под своим именем и более 200 в качестве сайдмена. К моменту своей смерти он был одним из самых уважаемых джазовых пианистов и оказал влияние как на своих современников, так и на более поздние поколения игроков.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Дальнейшая жизнь и карьера
    • 2.1 1945–1955 - В окрестностях Детройта
    • 2.2 1956 - начало 1978 - После переезда в Нью-Йорк
    • 2.3 Конец 1978–2001 - После Эллы Фицджеральд
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Стиль игры
  • 5 Награды и наследие
  • 6 Дискография
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Ранние годы

Фланаган родился в Конант-Гарденс, Детройт, штат Мичиган, 16 марта 1930 года. Он был младшим из шести детей - пяти мальчиков и девочки. Его родители оба были родом из Джорджии. Его отец, Джонсон-старший, был почтальоном, а мать, Ида Мэй, работала в швейной промышленности.

В возрасте шести лет родители Фланагана подарили ему кларнет на Рождество. Он научился читать ноты, играя на кларнете, но через несколько лет предпочел фортепиано. В доме было фортепиано, и Фланаган получал уроки у одного из своих братьев, Джонсона и Глэдис Уэйд Диллард, которые также учили Кирка Лайтси и Барри Харриса. Фланаган окончил Северную среднюю школу, которую он посещал вместе с другими будущими музыкантами, в том числе Сонни Рэдом.

, на которого повлияли ранние влияния Фланагана: Арт Татум и Тедди Уилсон, которых он слышал по радио и выступал в районе Детройта, а также Нэт Кинг Коул и местные пианисты Эрл Ван Рипер и Вилли Андерсон. Они, однако, играли в более раннем стиле, и юный Фланаган и его друзья больше интересовались более новым бибопом, в том числе пианистом Бадом Пауэллом, который оказал сильное влияние. о музыкальном мышлении и импровизации Фланагана.

Дальнейшая жизнь и карьера

1945–1955 - В окрестностях Детройта

Первый концерт Фланагана состоялся примерно в 1945 году с тромбонистом Фрэнком Розолино. Учитывая, что Фланагану в то время было всего около 15 лет, он не мог оставаться в баре клуба; между сетами он уходил в другую комнату и делал домашнее задание. Подростком он играл в группе под руководством Лаки Томпсона, в которую также входили Пеппер Адамс и Кенни Баррелл. Еще будучи подростком, Фланаган также играл на фортепиано в некоторых выступлениях Чарли Паркера в Детройте. В 1949 году Фланаган поселился в отеле Blue Bird Inn в Детройте. В 1950 году он играл с Руди Резерфордом, пока кларнетист не вернулся в группу Count Basie. Затем Фланаган играл джаз и ритм-энд-блюз с саксофонистом Джорджем Бенсоном в Толедо, штат Огайо, прежде чем был призван в армию в 1951 году.

После базовой подготовки в Форт Леонард Вуд, Миссури, Фланаган пробовался в качестве пианиста на армейское шоу. Ему досталась роль, которая помешала ему попасть на Корейскую войну в то время; Однако примерно через год его отправили в Кунсан, где война продолжалась. Там он работал кинооператором. После двух лет службы он был уволен и вернулся в Детройт, где вскоре снова стал пианистом в Blue Bird. Он снова работал с Барреллом, а также с Дональдом Бердом и Юсефом Латифом и другими.

1956 - начало 1978 - После переезда в Нью-Йорк

Фланаган переехал в Нью-Йорк в 1956 году. Он не был уверен, как долго он там останется, поскольку Баррелл уговорил его переехать; пара первоначально осталась с тетей Баррелла в Гарлеме. Вскоре Фланаган нашел работу в клубах и студиях, включая запись Детройт - Нью-Йорк Джанкшен с Тадом Джонсом в марте. Позже в том же месяце он вернулся к записи, на этот раз с Майлзом Дэвисом и Сонни Роллинзом, для треков, выпущенных на Collectors 'Items. Роллинз был лидером еще одной сессии три месяца спустя: Saxophone Colossus, который был назван «бесспорным шедевром» в The Penguin Guide to Jazz.

Фланаган также сначала сопровождал Эллу Фицджеральд в 1956 г., около месяца, в том числе на джазовом фестивале в Ньюпорте. Позже в том же году он присоединился к тромбонисту Дж. Дж. Джонсон, с которым он записал несколько альбомов в 1957 году, а затем гастролировал по Европе. Находясь в Швеции, Фланаган с басистом Уилбуром Литтлом и барабанщиком Элвином Джонсом записал свой первый альбом в качестве лидера, Overseas. В конце 1957 года он ненадолго был частью группы Майлза Дэвиса, а затем вернулся в Джонсон в начале следующего года еще на 10 месяцев. За периодом, когда он возглавлял собственное трио в 1958 году, он присоединился к тромбонисту Тайри Гленну.

. В конце 1950-х и начале 1960-х годов Фланаган часто появлялся в студиях звукозаписи для большого количества лидеров и звукозаписывающих компаний. В мае 1959 года он был частью новаторской записи: Джона Колтрейна Giant Steps, описанного The Penguin Guide to Jazz как «первая поистине культовая запись» саксофониста. Техническая сложность музыки, особенно заглавного трека, означала, что было множество фальстартов и отклоненных дублей, и первоначально выпущенный дубль «Giant Steps » - редкий случай, когда Фланаган звучал неуверенно.. Еще одно появление в знаковой записи произошло в январе следующего года: Фланаган был участником квартета, записавшего Невероятную джазовую гитару Уэса Монтгомери ; его игра дополняла игру гитариста, он использовал контролируемую силу для номеров бибопа и деликатность в песнях баллад.

Фланаган был с трубачом Гарри Эдисоном в 1959–60 и тенор-саксофонистом Коулман Хокинс в 1961–62, включая тур по Великобритании. В этот период Фланаган записал альбомы для нескольких лидеров более ранней эпохи, в том числе Лайонела Хэмптона, Джо Джонса и Пи Ви Рассела, а также один с Эдисон и около 10 с Хокинсом. Затем Фланаган играл с гитаристом Джимом Холлом и басистом Перси Хитом в составе трио в Нью-Йорке.

В 1962 году его попросили джазовые импресарио Норман Гранц станет штатным концертмейстером Эллы Фицджеральд. Фланаган искал более стабильную работу, чем было у Хокинса, поэтому он согласился. Он работал с Фицджеральдом с 1962 по 1965 год. Они гастролировали по всему миру, в том числе в Японии в 1964 году. Он также играл с другими группами, когда вокалист не требовал их; в том числе краткое воссоединение с Роллинзом в 1965 году. Позже в том же году Флэнаган покинул Фитцджеральд и стал участником недолговечного Нью-Йоркского джазового секстета Art Farmer, записавшего Group Therapy. Затем Фланаган стала аккомпаниатором Тони Беннета в течение части 1966 года и жила на Западном побережье.

Флэнаган вернулась к работе с Фицджеральдом в 1968 году. Помимо того, что она была ее пианисткой, в основном как часть из трио он был ее музыкальным руководителем. Ее популярность означала, что требовалось много гастролей: 40–45 недель в году, включая как минимум один тур по Европе в год (например, 29 городов в 1970 году). Во время этих концертов Фланаган часто выступал в составе своего трио без певца. Начиная с 1974 года, он снова начал выступать и записываться в качестве лидера: его трио, выпущенное в 1975 году, The Tommy Flanagan Tokyo Recital, было его первым лидером с 1960 года. До этих выступлений он чувствовал, что его Техника была неадекватной для солиста, но ему нравилось быть лидером, поэтому он решил продолжить. Фланаган закончил свою роль с Фицджеральдом в 1978 году, после того как у него случился сердечный приступ, и он устал от длительных гастролей. После сердечного приступа он бросил курить, уменьшил количество потребляемого алкоголя и стал тренироваться, ходя больше, чем раньше.

Конец 1978–2001 гг. - после Эллы Фицджеральд

Вскоре после ухода из Фитцджеральда. Фланаган играл соло на фортепиано в Нью-Йорке. В 1979 году он был гостем в первой серии радиопрограмм «Фортепианный джаз» Мэриан МакПартленд. Он продолжал работать с другими игроками, в том числе в составе трио с Талом Фарлоу и Редом Митчеллом в 1980 году. Большую часть 1980-х он руководил трио, в котором участвовал басист Джордж Мраз. и разные барабанщики. Примерно к 1990 году Фланаган сконцентрировался на своих выступлениях и записях, а не на сайдменах. В начале 1990-х Мраз был заменен на Питер Вашингтон, чьи более тяжелые басовые партии добавляли актуальности звучанию трио.

Репутация Фланагана постепенно росла после того, как он перестал быть аккомпаниатором: Статья 1992 года, критик Леонард Фезер предположил, что «Фланаган - пианист, которого, скорее всего, назовут личным кумиром другие джазовые пианисты, будь то ветераны свинга или авангардисты. ". Это сделало его более востребованным; рабочая нагрузка могла способствовать его коллапсу в 1991 году и последующей операции на сердце с четырехкратным шунтированием. Он вернулся к игре через несколько недель, но также вернулся в больницу для лечения аневризмы. Фланаган был награжден датской премией Jazzpar в 1993 году. Три года спустя он был выбран для участия в стипендии для мастеров джаза в Национальном фонде искусств. В 1990, 1993 и 1997 годах Фланаган гастролировал по Японии, где он был очень популярен, с группой из 10 пианистов 100 Golden Fingers.

Фланагана по-прежнему хвалили за элегантность его игры, - прокомментировал критик Бен Рэтлифф. в 1998 году это трио с Вашингтоном и барабанщиком Льюисом Нэшем было «в своей контролируемой элегантной манере [...] одним из наиболее необычайно скоординированных фортепианных трио в истории джаза». Несмотря на почти единодушную похвалу критиков и музыкантов за записи и концертные выступления Фланагана после того, как он покинул Фитцджеральда, он не заключил контракт с крупным лейблом на более чем один альбом.

В конце октября 2001 года Flanagan исполняется в честь Джона Колтрейна на джазовом фестивале в Сан-Франциско. В следующем месяце он был госпитализирован в больницу Маунт Синай в Манхэттене ; Менее чем через две недели, 16 ноября, он умер там от осложнений, связанных с аневризмой, которую он перенес десятилетием ранее.

Личная жизнь

Фланаган впервые женился в 1960 году на Энн. У пары были сын и две дочери, они развелись в начале 1970-х годов; Энн погибла в автокатастрофе в 1980 году. Мать Фланагана умерла в 1959 году, а его отец - в 1977 году. Фланаган женился на Диане, своей второй жене, в 1976 году. У него остались Дайана, трое детей от первого брака и шестеро внуков..

Фланаган обычно был скромным, сдержанным и дружелюбным. Его личность была резюмирована его второй женой: «Его мягкость и спокойствие обманчивы. Он сильный человек, в нем много духа и твердости».

Стиль игры

Уитни Баллиетт заявил, что Фланаган был наиболее последовательным из пианистов, испытавших влияние Уилсона, Татума и Коула, и неизменно создавал что-то новое в своей игре: он «часто излагает мелодию с диссонирующими, плавными аккордами, сыгранными необычно или стаккато. Никогда не декоративными, они [...] проявляют как уважение к мелодии, так и сильное желание ее изменить »; во время своей основной импровизации он использовал «заполненные интервалами нисходящие фигуры, [...] заряжающие ритмические фразы, акцентированные первые ноты которых делают последующие ноты резкими, двойные фразы, которые бегут вперед, чтобы расчистить путь, и фразы легато, которые образуют неспешный тыл охранники ". В обзоре концерта 1989 года Фезер отметил, что Фланаган использовал «тонкие динамические оттенки», в то время как «всплески восходящих аккордов иногда давали элемент неожиданности, а ловкая левая рука предлагала изящные филигранные вставки» и случайные музыкальные цитаты, которые добавляли юмора. Другими приемами, которые он использовал, были, в описании Стэнли Крауча, «эффекты пения, достигаемые за счет манипулирования педалями, удерживания клавиш достаточно долго, чтобы выдерживать ноты совершенно разными способами, и проработка интонаций, вызывающих голос... вздыхает, стонет, набухает, мурлычет ". Критик Джон С. Уилсон описал стиль сольного фортепиано Фланагана в балладах в 1978 году: «Он дрейфует через баллады с мечтательно-долгим потоком, но это не мягкий или дряблый стиль. жизненная сила, которая придает ему стройный, подвижный характер ».

Хотя он признал влияние других пианистов, Фланаган заявил, что« мне нравится играть как валторна, как будто я дую на фортепиано. Меня беспокоит звучание произведения, его общая тональность ". На концертах Фланаган обычно исполнял произведения разных композиторов, и, когда он стал лидером небольшой группы, он часто играл песни Тадда Дэмерона, Дьюка Эллингтона, Бенни Голсон, Тад Джонс, Том Макинтош и Телониус Монах.

Награды и наследие

За свою карьеру Флэнаган был номинирован на пять Грэмми. Первый раз был в 1983 году: Великолепный Томми Флэнаган за лучшее джазовое инструментальное исполнение, солист; и Giant Steps за лучшее джазовое инструментальное исполнение, группа. Два года спустя Телоника была номинирована на Лучшее джазовое инструментальное исполнение, солистка. Следующая номинация была номинирована в 1998 году за лучшее джазовое инструментальное соло за его соло на "Dear Old Stockholm" из Sea Changes. Последний, в 2003 году, был в той же категории, что и соло Фланагана в «Закате и пересмешнике» из «Великой ночи в Гарлеме».

Влияние Фланагана на пианистов распространилось от его современников до последующих поколений. Среди современников были товарищи по футболу из Детройта Барри Харрис и Роланд Ханна. На Лайтси оказали влияние музыкальное творческое мышление и фортепьяно Фланагана. Алан Бродбент также признал влияние Фланагана, как и Хелен Сан, которая из пианистки классической музыки превратилась в джазовую. после того, как услышал колебания и логику соло Фланагана. Кенни Бэррон назвал Фланагана своим «героем» и заявил, что восхищался прикосновением и формулировкой старшего мужчины с того момента, когда он впервые услышал это в средней школе: «Он стал влиятельным и продолжал оказывать влияние до самого дня своей смерти - и он остается им до сих пор ».

Дискография

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 06:25:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте