Хамец (также хомец, Чаметц, Чамец, Шамец и другие варианты написания транслитерированные из иврита : חָמֵץ / חמץ; IPA: ) - это продукты с разрыхлителем, которые запрещены в еврейский праздник в Песах. Согласно галаха, евреи не могут владеть хамецом, есть или извлекать из него пользу во время Пасхи. Этот закон несколько раз встречается в Торе ; Наказание за поедание хамеца на Пасху - это божественное наказание карет (отсечение).
Хамец - это продукт, который изготовлен из одного из пяти видов зерна, смешан с водой и оставлен в сыром виде более восемнадцати минут (согласно большинству мнений), после чего становится заквашенным.
Прилагательное хамец происходит от общего семитского корня Ḥ -M -Ṣ, относящегося к хлебу, закваске и выпечке. Родственное существительное химуц - это процесс закваски или брожения. Это родственно арамейскому חמע, «сбраживать, заквашивать» и арабскому حَمْض amḍ, «кислота», حَمُضَ amuḍa «быть кислым», «становиться кислым», «закислить». Этот корень также относится к кислотности и кислому вкусу на иврите, так как слово хомец - חומץ - означает уксус, а слово chumootz - חמוץ - означает кислый.
В Торе есть несколько заповедей, регулирующих хамец во время Пасхи :
Запреты вступают в силу поздно утром в канун Пасхи, или 14-го числа месяца нисана по еврейскому календарю. Хамец снова разрешается с наступлением темноты после последнего дня Пасхи, то есть 21-го дня месяца и последнего из семь дней опресноков (Исход 13: 6 ). Традиционные еврейские дома проводят дни, предшествующие Пасхе, очищая и удаляя все следы хамеца из дома.
Все фрукты, злаки и травы, например, естественным образом удерживают дикие дрожжи и другие микро- и ганизмы. Это основа всех исторических процессов ферментации в человеческой культуре, которые использовались для производства пива, вина, хлеба и силоса, среди других. Хамец из пяти зерен является результатом естественной микробной ферментативной активности, которая вызвана воздействием воды на крахмал, который не был стерилизован, то есть путем запекания. Это заставляет растворенный крахмал ферментировать и расщеплять на сахара, которые затем становятся питательными веществами для содержащихся в природе дрожжей. Типичным побочным эффектом этого биологического разрыхления является рост естественных дрожжей в смеси, которые производят газообразный углекислый газ в результате гликолиза, который вызывает ферментированное тесто. подниматься и становиться все более кислым.
Согласно Талмуду, хамец может состоять только из зерен двух разновидностей пшеницы и трех разновидностей ячмень, которые начинают подниматься под воздействием воды. Талмуд - Иерусалимский Талмуд в отношении Земли Израиля и Вавилонский Талмуд в отношении Персидской Империи - перечисляет следующие пять разновидностей зерна как единственные, которые делают это: חיטים ittim, כוסמין Kusmin, שעורים Se'orim, שיבולת שועל Shibbolet shual, и שיפון Шиппон (шифон). После этого Талмуд группирует их на две разновидности пшеницы (חיטים Ḥittim, כוסמין Kusmin) и три разновидности ячменя (שעורים Se 'orim, שיבולת שועל Shibbolet shual и שיפון Shippon (шифон). Со времен средневековья в ортодоксальном еврействе широко используются следующие переводы: חיטים Ḥittim - пшеница, כוסמין Kusmin- полба, שעורים Se'orim- ячмень, שיבולת שועל Shibbolet shual- овес и שיפון Shippon (шифон) - рожь. Последние виды зерна, овес и рожь, обычно не выращиваются в жарких и сухих субтропических регионах. климат, но в более холодном и влажном умеренном климате.
Согласно еврейскому закону, только пять зерен подходят для производства мацы (пресного хлеба
Хотя овес по-прежнему считается пятым зерном со времен средневекового европейского еврейства, современные исследования показывают, что то, что традиционно переводится как "оа" ts "на самом деле является диким видом ячменя (Hordeum) или других злаков. Хотя в нормативный еврейский закон не было внесено никаких изменений, чтобы отразить это, некоторые раввины придерживаются строгой позиции и не рекомендуют использовать овсяную мацу для выполнения библейского обязательства есть мацу во время пасхального седера.
Кроме традиционного перевода, некоторые исследователи сегодня предполагают, что только виды зерновых, произрастающие в Земле Израиля, могут стать хамецом, что исключило бы рожь (Secale), потому что она растет в более холодном и влажном климате. Они предлагают другие переводы на 5 зерен. Однако, как и прежде, это исследование не повлияло на нормативный иудаизм, который продолжает принимать традиционный перевод.
Согласно Иерусалимскому Талмуду (Песахим 1: 1), когда любое другое зерно выращивалось из этих регионов (Израиля или Ирака) подвергается воздействию воды, она начинает разлагаться или гнить; это не химуц, а сирачон.
Разрыхлители, такие как дрожжи или пищевая сода, сами по себе не являются хамецом. Скорее это ферментированные зерна. Таким образом, дрожжи можно использовать при изготовлении вина. Точно так же пищевая сода может использоваться в пасхальных хлебобулочных изделиях, приготовленных из муки из мацы, и в шариках из мацы. Поскольку маца, используемая в этих продуктах, уже запечена, зерно не ферментируется. Можно ли использовать химические закваски, такие как пищевая сода, с мукой при приготовлении яичной мацы, спорят современные сефардские власти. По согласованию с теми, кто это разрешает, печенье, приготовленное из пасхальной муки, вина и химических заквасок (отсутствие воды сделало бы их похожими на яичную мацу согласно правилам хамеца), продается в Израиле под названием «винное печенье» Сефарды и другие, которые едят яичную мацу на Пасху.
Тора определяет наказание карет за поедание хамеца, что является одним из высших уровней наказания в еврейской традиции. Во время Песаха запрещено есть хамец, независимо от того, насколько мала его доля в смеси, хотя обычным правилом является то, что если менее 1/60 смеси не кошерно, смесь разрешена. Если разбавление произошло до Песаха, применяется обычное правило 1/60; однако евреи-ашкенази применяют это снисхождение только в том случае, если смесь жидкая.
Кроме того, разрешена ханаат (любая выгода, например, продажа) некоторых форм некошерной пищи, но хамец во время Пасхи не приносит никакой пользы. Смеси, содержащие менее 50% хамеца и не употребляемые в пищу обычными людьми (лекарства или корм для домашних животных, даже если они совершенно съедобны), могут принадлежать и использоваться на Пасху, но их нельзя есть.
в В дополнение к библейскому запрету владеть хамецом, есть также положительная заповедь, чтобы лишить его владения. Есть три традиционных метода удаления хамеца:
Считается, что для удаления хамеца лучше всего использовать как bi'ur, так и bittul, хотя любого из этих двух методов достаточно, чтобы выполнить библейское требование по его уничтожению. Мечира, предотвращающая запрет собственности, является альтернативой разрушению.
Во многих еврейских общинах раввин подписывает договор с каждым прихожан, поручив ему в качестве агента продавать их хамец. Такая практика удобна для собрания и гарантирует, что сделка будет обязательной как в соответствии с еврейским, так и местным законодательством.
Для хамеца, принадлежащего Государству Израиль, который включает его государственные компании, тюремную службу и запасы предметов первой необходимости страны, Главный раввинат действовать как агент; с 1997 года раввинат продал свой хамец Джаберу Хусейну, управляющему отелем, проживающему в Абу-Гош, который внес залог в 20 000 шекелей за хамец на сумму примерно 150 миллионов долларов.
Согласно галахе (еврейскому закону), если хамец найден во время Шаббата или Йом Тов, он должен быть накрыт до Чол ХаМоед, когда его можно будет сжечь. Хамец, найденный во время Чол а-Моэд (кроме Шаббата), следует немедленно сжечь.
После праздника действует особый закон, известный как хамец ше'авар алав ха-Песах (хамец, принадлежавший еврею во время Песаха). Такой хамец необходимо сжечь, поскольку от него нельзя извлекать никакой выгоды, даже если он продается нееврею. Хамец шеавар алав ха-Песах евреи не могут есть после Песаха. Если известно, что магазин, принадлежащий еврею, не продал свой хамец, еврей не может покупать ничего в этом магазине, пока не пройдет достаточно времени, в течение которого можно предположить, что запасы изменились после Песаха.
Из-за строгости Торы в отношении запрета хамец многие общины приняли строгие меры, не требуемые по Библии, в качестве защиты от непреднамеренного нарушения.
У евреев-ашкенази обычай во время Пасхи - воздерживаться не только от продуктов из пяти зерен, но и от китнийот (букв. Мелочи), что относится к к другим зерновым или бобовым культурам. Традиции того, что считается китнийот, варьируются от сообщества к сообществу, но обычно включают рис, кукурузу, чечевицу и бобы. Многие включают в себя также арахис.
Две распространенные теории этого обычая заключаются в том, что из этих продуктов часто превращаются продукты, похожие на хамец (например, кукурузный хлеб ), или что они были обычно хранятся в тех же мешках, что и пять зерен, поэтому люди беспокоились, что они могут быть заражены хамецем. Наиболее распространенное объяснение, однако, связано с талмудической концепцией марит айин («как это кажется глазу»). Хотя это и не противоречит законам пасхи для употребления китнийот, люди, употребляющие их, могли ошибочно предположить, что употребляют хамец против закона, или наблюдатель мог ошибочно заключить, что хамец разрешен. Во избежание недоразумений их просто запретили.
Хотя китнийот не может стать хамецом, есть авторитеты, такие как Виленский гаон, которые обеспокоены тем, что китнийот может каким-то образом спутаться с истинным хамецом. Во-первых, каша и другие блюда из зерна и китнийот кажутся похожими. Во-вторых, китнийот часто выращивают на полях, прилегающих к тем, на которых выращивается хамец, и эти зерна имеют свойство смешиваться. В-третьих, китнийот часто перемалывают в муку, которую легко спутать с хамец. По этим причинам эти власти предположили, что, избегая употребления китнийот, люди смогут лучше избегать хамец.
Хотя эта практика считается обязательной в нормативном ашкеназском иудаизме, эти продукты не являются хамец и поэтому не подлежат те же запреты и строгости. Например, хотя существует запрет на владение хамец на Песах, такой запрет не распространяется на китнийот. Точно так же, хотя кому-то не разрешат есть хамец на Пасху, если его жизнь не будет в опасности, так как это запрет Торы, китнийот запрещен только раввинами, и поэтому люди немощные или беременным может быть разрешено есть китнийот после консультации с раввином. Более того, китнийот считается «аннулированным в большинстве», поэтому евреи-ашкенази могут есть пищу, содержащую менее 50% китнийот, при условии, что китнийот не различимы в пище, и еда не была приготовлена для использования такой «лазейки».. Однако многие евреи-ашкенази сегодня придерживаются стандарта не есть пищу, содержащую китнийот.
Среди консерваторов, а также некоторых ортодоксальных евреев-ашкенази наблюдается некоторое движение к прекращению соблюдения традиции китнийот.
У сефардов евреев нет общих ограничений. Некоторые евреи-сефарды из Испании и Северной Африки (например, марокканские евреи) имеют разные ограничения, такие как воздержание от риса во время Песаха.
На Пасху некоторые евреи-хасиды не будут есть намокшую мацу, в том числе шарики из мацы и другие продукты из мацы. хотя он не может стать хамецом. Такие продукты называются gebrochts (идиш: сломанный), имея в виду сломанную или измельченную мацу, используемую для выпечки или приготовления пищи. Вместо мацы в тортах и других блюдах используют картофельный крахмал. Иврит термин для gebrochts - маца ш'руйах (иврит : מצה רויה, пропитанная маца), но за пределами Израиля обычно используется название идиш.