Многолинейная эволюция

редактировать

Мультилинейная эволюция - это социальная теория 20-го века об эволюции обществ и культур. Он состоит из множества конкурирующих теорий различных социологов и антропологов. Эта теория заменила более старый набор теорий однолинейной эволюции XIX века, в которых эволюционисты были глубоко заинтересованы в обобщениях.

Когда критика классического социального эволюционизма получила широкое распространение, современные антропологические и социологические подходы изменились, чтобы отразить их реакцию на критику своего предшественника. Современные теории стараются избегать необоснованных, этноцентрических спекуляций, сравнений или оценочных суждений; более или менее рассматривая отдельные общества как существующие в их собственных исторических контекстах. Эти условия предоставили контекст для новых теорий, таких как культурный релятивизм и полилинейная эволюция, которые критикуют обобщение культуры и гипотетические этапы эволюции.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Подходы
    • 1.2 Двадцать первый век
  • 2 См. Также
  • 3 ссылки
История

Примерно в 1940 году ряд американских антропологов начали отвергать идеи однолинейного эволюционизма и универсального эволюционизма и начали двигаться к идее полилинейного эволюционизма. Эта теория фокусировалась на процессе, в котором культура движется вперед по ряду путей, состоящих из разных стилей и длины.

Подходы

К середине двадцатого века антропологи начали критиковать обобщение культуры и гипотетические стадии культурной эволюции, а вместо этого начали новую тенденцию рассматривать все культуры как уникальные в зависимости от времени и места.

Лесли Уайт отвергал оппозицию между «примитивным» и «современным» обществами, но утверждал, что общества можно различать по количеству энергии, которую они используют, и что увеличение энергии способствует большей социальной дифференциации. Уайт мыслил широкими, универсальными схемами, в то время как антропологи, такие как Джулиан Стюард, предпочитали использовать более ограниченную, полилинейную стратегию. Стюард отверг понятие прогресса XIX века и вместо этого обратил внимание на дарвиновское понятие «адаптации», утверждая, что все общества должны каким-то образом адаптироваться к своей среде, но этот процесс может отличаться в зависимости от культуры. Таким образом, Джулиан Стюард связал полилинейную эволюцию с идеей экологии культуры.

Антропологи Маршалл Сахлинс и Элман Сервис написали книгу « Эволюция и культура», в которой попытались синтезировать подходы Уайта и Стюарда. Сахлинс и Сервис утверждают, что общества развиваются через процесс специальной адаптации к своей среде обитания и соседним обществам, и что вариации в окружающей среде и исторические контакты являются тем, что ведет к культурной диверсификации.

Культурная эволюция ранее рассматривалась во многом как биологическая эволюция, но многие антропологи поспешили отвергнуть это сравнение. Стюард писал, что в отличие от биологической эволюции, в культурной эволюции предполагается, что культурные модели в разных частях мира генетически не связаны, и тем не менее, как утверждается, в однолинейной эволюции они проходят через параллельные последовательности. Сахлинс и Сервис также отвергли это сравнение, заявив, что культурные различия могут передаваться между разными линиями посредством диффузии, в то время как биологическая эволюция не может.

Мультилинейная эволюционная теория рассматривает процесс культурного развития как адаптацию к природным ресурсам посредством технологических достижений, а также как преодоление внешнего культурного влияния. Посредством этого процесса адаптации культуры формируют новые черты, называемые «изобретениями», а новые предметы становятся доступными из внешних культур посредством «распространения». Хотя теория каждого антрополога относительно полилинейной эволюции несколько различалась, большинство согласилось с тем, что не все культуры повсеместно переживают никаких конкретных эволюционных изменений, но что все человеческие общества в целом эволюционируют или прогрессируют.

Другие антропологи, такие как Питер Вайда и Рой Раппапорт, продолжили развивать или реагировать на работы, проделанные Уайтом и Стюардом, такие как разработка теорий культурной экологии и экологической антропологии. К концу 1950 - х годов, студенты Стюард, такие как Эрик Вольф и Сидни Минц отвернулся от культурной экологии к марксизму, мировой теории систем, теории зависимостей и Marvin Harris «s культурного материализма.

Двадцать первый век

Сегодня большинство антропологов продолжают отвергать концепции прогресса XIX века и три исходных предположения об однолинейной эволюции. Следуя Стюарду, они серьезно относятся к отношениям между культурой и окружающей средой, пытаясь объяснить различные аспекты культуры. Но большинство современных культурных антропологов приняли общий системный подход, рассматривая культуры как возникающие системы и утверждая, что нужно рассматривать всю социальную среду, которая включает политические и экономические отношения между культурами. Есть и другие, кто продолжает отвергать эволюционное мышление в целом и вместо этого смотрит на исторические обстоятельства, контакты с другими культурами и действие систем культурных символов. В результате упрощенное понятие «культурная эволюция» стало менее полезным и уступило место целому ряду более тонких подходов к взаимоотношениям культуры и окружающей среды. В области исследований развития такие авторы, как Амартия Сен, разработали понимание «развития» и «человеческого процветания», которое также ставит под сомнение более упрощенные представления о прогрессе, сохраняя при этом большую часть своего первоначального вдохновения.

Смотрите также
Рекомендации
Последняя правка сделана 2023-04-05 05:31:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте