Народная психология

редактировать

В философии разума и когнитивной науке, народной психологии или здравом смысле психология, это человеческая способность объяснять и предсказывать поведение и психическое состояние других людей. Процессы и предметы, встречающиеся в повседневной жизни, такие как боль, удовольствие, возбуждение и тревога, используют общепринятые лингвистические термины в отличие от технического или научного жаргона.

Традиционно изучение народной психологии сосредоточено на том, как обычные люди - те без формального обучения в различных академических областях науки - приписывайте психические состояния. Эта область в первую очередь была сосредоточена на интенциональных состояниях, отражающих убеждения и желания человека; каждое из них описано в терминах повседневного языка и таких понятий, как «убеждения», «желания», «страх» и «надежда».

Исключительный материализм - это утверждение, что народная психология ложна и от нее следует отказаться (или «исключено»).

Содержание
  • 1 Ключевые народные концепции
    • 1.1 Преднамеренность
    • 1.2 Понимание и предсказание
      • 1.2.1 Контекстная модель
    • 1.3 Объяснение
      • 1.3.1 Модель разговора Хилтона (1990)
  • 2 Применение и функционирование
    • 2.1 Модель убеждения – желания
    • 2.2 Модель намеренно-целевого действия
    • 2.3 Модель повседневных выводов
  • 3 Противоречие
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
Ключевые народные концепции

Преднамеренность

При восприятии, объяснении или критике человеческого поведения люди различают преднамеренные и непреднамеренные действия. Оценка действия как проистекающего из целенаправленного действия или случайных обстоятельств является одним из ключевых детерминант социального взаимодействия. Другие - это условия окружающей среды или докогнитивные факторы. Например, критическое замечание, которое считается преднамеренным со стороны получателя сообщения, может рассматриваться как оскорбление. И наоборот, если это замечание будет признано непреднамеренным, оно может быть отклонено и прощено.

Народная концепция умысла применяется в правовой системе, чтобы различать убийство и непредумышленное убийство. Он также используется для различения умышленного и непреднамеренного поведения в нескольких видах спорта, где умышленные фолы наказываются более сурово, чем те, которые считаются непреднамеренными.

Важность этой концепции выходит за рамки почти всех аспектов повседневной жизни: с эмпирическими исследованиями в социальной психологии и психологии развития, изучающей роль воспринимаемой интенциональности как посредника в агрессии, конфликте в отношениях, суждениях об ответственности, обвинении или наказании.

Недавняя эмпирическая литература по народной психологии показала, что теории людей относительно преднамеренных действий включают четыре различных фактора: убеждения, желания, причинно-следственные связи и стимулирующие факторы. Здесь убеждения и желания представляют собой центральные переменные, ответственные за народные теории намерений.

Желания воплощают в себе результаты, к которым стремится человек, включая те, которых невозможно достичь. Ключевое различие между желаниями и намерениями заключается в том, что желания могут быть чисто гипотетическими, тогда как намерения определяют результат, который человек на самом деле пытается осуществить.

С точки зрения убеждений, есть несколько типов, которые имеют отношение к намерения - убеждения в результате и верования в способности. Убеждения в результате - это убеждения относительно того, будет ли данное действие исполнить намерение, например, «покупка новых часов произведет впечатление на моих друзей». Способность состоит из убежденности актера в своей способности выполнять действие, как в фразе «Я действительно могу позволить себе новые часы». В свете этого Хайдер постулировал, что убеждения в способностях могут быть связаны с побуждением людей формировать цели, которые иначе не были бы достигнуты.

Понимание и предсказание

Контекстная модель

Народная психология имеет решающее значение для оценки и понимания новых концепций и предметов. Разработанная Медином, Алтомом и Мерфи, контекстная модель предполагает, что в результате ментальных моделей в форме прототипов и образцовых представлений люди могут более точно представлять и понимать окружающую среду.

Согласно модели общее сходство между прототипом и данным экземпляром категории оценивается на основе нескольких измерений (например, формы, размера, цвета). Мультипликативная функция, смоделированная после этого явления, была создана.

s (P, E i) = ∏ ks (P, E ik) {\ displaystyle s (P, E_ {i}) = \ prod _ {k} s (P, E_ {ik})}s (P, E_ {i}) = \ prod _ {k} s (P, E _ {{ik}})

Здесь S (P, Ei) представляет собой сходство между прототипом и i-м образцом, k - индекс для размеров (k = 1… k), а S (P, Eik) - сходство между прототипом и i-й экземпляр в k-м измерении.

Объяснение

Модель разговора Хилтона (1990)

Учитывая, что народная психология ассоциируется с процессами категоризации разума, следует, что народная психология активно используется для объяснения повседневных действий. 'Модель разговора (1990) была создана с учетом этого причинного объяснения, при этом модель способна генерировать конкретные прогнозы. Хилтон придумал свою модель «разговорной» модели, потому что он утверждал, что как социальная деятельность, в отличие от предсказания, объяснение требует аудитории: кому человек объясняет событие или действие. Согласно модели, причинные объяснения следуют двум конкретным принципам разговора из модели разговора Грайса (1975) - максиму манеры и максиму количества. Грайс указал, что содержание разговора должно быть актуальным, информативным и соответствовать пробелу в знаниях аудитории. Сознавая это, модель разговора указывает, что объясняющий, оценив свою аудиторию, изменит свое объяснение, чтобы удовлетворить их потребности. По сути, демонстрируя неотъемлемую потребность в мысленном сравнении и последующей модификации поведения в повседневных объяснениях.

Применение и функционирование

Модель убеждения-желания

Психологическая модель убеждения-желания иллюстрирует один метод, в котором народная психология используется в повседневной жизни. Согласно этой модели, люди выполняют действие, если они хотят результата и верят, что его можно получить, выполнив действие. Однако убеждения и желания не требуют немедленных действий; намерение действует как посредник веры / желания и действия. Другими словами, рассмотрите человека, который хочет достичь цели «G» и считает, что действие «A» поможет в достижении «G»; это приводит к намерению выполнить «А», которое затем выполняется, чтобы произвести действие «А».

Схематическое изображение народной психологии веры, желания, намерения и действия.

Шэнк и Абельсон (1977) описали это включение типичных убеждений, желаний и намерений, лежащих в основе действия, как сродни «сценарию», посредством которого человек просто следует бессознательной структуре, которая приводит к окончательному решению, будет ли действие выполнено. Точно так же Барсалу (1985) описал категорию разума как «идеал», согласно которому, если бы желание, убеждение и намерение присутствовали, они «рационально» вели бы к данному действию. Они придумали этот феномен как «идеал рационального действия».

Модель целенаправленного действия

Существующая литература широко подтверждает тот факт, что социальное поведение в значительной степени зависит от причины, которым люди приписывают действия. В частности, было показано, что индивидуальная интерпретация причин поведения отражает ранее существовавшие убеждения относительно психического состояния актера и мотивации его действий. Отсюда следует, что они опираются на предполагаемые намерения актеров, чтобы направлять свои собственные реакции на наказание или вознаграждение актера. Эта концепция распространяется на случаи, когда поведенческие свидетельства отсутствуют. В этих обстоятельствах было показано, что человек снова будет опираться на предполагаемые намерения, чтобы предсказать действия третьей стороны.

Хотя эти два компонента часто используются взаимозаменяемо в обычном языке, существует важный различие между целями и намерениями. Это несоответствие заключается в том, что люди с намерением выполнить действие также укрепляют веру в то, что оно будет достигнуто, в то время как один и тот же человек с целью не обязательно может верить, что действие может быть выполнено, несмотря на наличие сильной желание сделать это.

Прогнозирование целей и действий, как и модель убеждения-желания, включает в себя модерирующие переменные, которые определяют, будет ли выполнено действие. В модели «цель-намеренное действие» предикторами целей и действий являются: убеждения акторов о своих способностях и их фактическое наличие предварительных условий, необходимых для выполнения действия. Кроме того, предварительные условия состоят из различных условий, необходимых для реализации намерений. Это включает в себя способности и навыки в дополнение к переменным окружающей среды, которые могут иметь значение. Schank Abelson приводит пример посещения ресторана, где предварительные условия включают возможность оплатить счет и добраться до нужного места в дополнение к тому факту, что ресторан должен быть открыт для бизнеса. Традиционно люди предпочитают ссылаться на предварительные условия для объяснения действий, которые с высокой вероятностью будут недостижимы, тогда как цели обычно описываются как широкий спектр общих действий.

Модель повседневных умозаключений

Модели повседневных умозаключений отражают народную психологию человеческих неформальных рассуждений. Было разработано много моделей такого рода. Они выражают и уточняют наши народные психологические способы понимания того, как можно делать выводы.

Например, одна модель описывает повседневные человеческие рассуждения как комбинацию простых прямых правил и процессов, основанных на сходстве. В результате взаимодействия этих простых механизмов возникают, казалось бы, сложные модели рассуждений. Модель использовалась для учета различных данных рассуждений.

Противоречие

Народная психология остается предметом многочисленных споров в академических кругах в отношении ее объема, метода и значения ее вклада в научное сообщество. Большая часть этой критики проистекает из преобладающего впечатления, что народная психология - это примитивная практика, предназначенная только для необразованных и неакадемических ученых при обсуждении своей повседневной жизни.

Существуют серьезные споры о том, полезна ли народная психология для академических целей. цели; в частности, может ли это иметь отношение к области научной психологии. Утверждалось, что механизм, используемый для понимания, предсказания и объяснения действий друг друга людьми, неприменим в отношении требований научного метода. И наоборот, оппоненты призывают к терпению, считая, что механизм, используемый мирянами для понимания действий друг друга, важен для формирования базы для будущих действий при столкновении с подобными ситуациями. Malle Knobe приветствовали эту систематизацию повседневного понимания людей своим разумом как неизбежный прогресс в направлении более всеобъемлющей области психологии. Medin et al. предоставляют еще одно преимущество концептуализации народной психологии с их смешанной моделью категоризации: она полезна, поскольку помогает предсказывать действия.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 10:03:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте