Хатор

редактировать
Главная богиня в древнеегипетской религии

Хатор
Профиль женщины в древнеегипетской одежде. У нее желтая кожа и на голове пара коровьих рогов, между которыми сидит красный диск, окруженный коброй. В одной руке она держит раздвоенный посох, а в другой - знак анкх. Составное изображение наиболее распространенной иконографии Хатор, частично основанное на изображениях из могила Нефертари
Имя в иероглифах Египетский : ḥwt-ḥr
O10
Главный культовый центрДендера, Мемфис
РодителиRa
КонсортRa, Гор, Атум, Амун, Хонсу
ПотомокДитя Гор, Ихи, Неферхотеп

Хатор (Древнеегипетский : ḥwt-r «Дом Гора», Греческий : Ἁθώρ Hathōr) был майором богиня в древнеегипетской религии, которая играла самые разные роли. Как божество неба, она была матерью или супругой бога неба Гора и бога солнца Ra, оба из которых были связаны с королевской властью, и поэтому она была символической матерью их земных представителей, фараонов. Она была одной из нескольких богинь, которые действовали как Глаз Ра, женский аналог Ра, и в этой форме у нее был мстительный аспект, который защищал его от врагов. Ее благотворная сторона олицетворяла музыку, танец, радость, любовь, сексуальность и материнскую заботу, и она действовала как супруга нескольких мужских божеств и мать их сыновей. Эти два аспекта богини иллюстрируют египетское представление о женственности. Хатор пересекала границы между мирами, помогая умершим душам в переходе в загробную жизнь.

Хатор часто изображалась как корова, символизирующая ее материнский и небесный аспект, хотя ее наиболее распространенной формой была женщина в головном уборе из коровьих рогов и солнечного диска. Ее также можно было представить в виде львицы, кобры или сикомора.

Богини крупного рогатого скота, похожие на Хатор, изображались в египетском искусстве в четвертом тысячелетии до нашей эры, но она, возможно, не появлялась до Древнее царство (ок. 2686–2181 до н. Э.). Под покровительством правителей Древнего Царства она стала одним из самых важных божеств Египта. Ей было посвящено храмов, чем любой другой богине; ее самый выдающийся храм был Дендера в Верхнем Египте. Ей также поклонялись в храмах ее супругов-мужчин. Египтяне связали ее с иностранными землями, такими как Нубия и Ханаан, и их ценными товарами, такими как ладан и полудрагоценные камни, и некоторые народов тех земель приняли ее поклонение. В Египте она была одним из божеств, обычно вызываемых в частных молитвах и приношениях по обету, особенно женщинами, желающими иметь детей.

Во время Нового царства (ок. 1550–1070 до н.э.) такие богини, как Мут и Исида, посягнули на положение Хатор в королевской идеологии., но она оставалась одним из самых почитаемых божеств. После конца Нового Царства Исида все больше затмевала Хатхор, но ее почитали до исчезновения древнеегипетской религии в первые века нашей эры.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Роли
    • 2.1 Небесная богиня
    • 2.2 Солнечная богиня
    • 2.3 Музыка, танец и радость
    • 2.4 Сексуальность, красота и любовь
    • 2.5 Материнство и королевство
    • 2.6 Иностранные земли и блага
    • 2.7 Загробная жизнь
  • 3 Иконография
  • 4 Поклонение
    • 4.1 Отношения с королевской властью
    • 4.2 Храмы в Египте
    • 4.3 Фестивали
    • 4.4 Поклонение за пределами Египта
    • 4.5 Народное поклонение
    • 4.6 Погребальные обряды
  • 5 См. также
  • 6 Цитаты
  • 7 Цитированные работы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Истоки

Рисунок сланца с резьбой барельефы Рисунок палитры Нармера, гр. 31 век до нашей эры. Лицо женщины с рогами и ушами коровы, представляющее Хатор или Летучая мышь, дважды появляется наверху палитры и в ряду под поясом короля.

Изображения крупный рогатый скот часто появляется в произведениях из Додинастического Египта (до 3100 г. до н.э.), как и изображения женщин с поднятыми изогнутыми руками, напоминающими форму быка рога. Оба типа изображений могут представлять богинь, связанных с скотом. Коровы почитались во многих культурах, в том числе в Древнем Египте, как символы материнства и питания, потому что они заботятся о своих телятах и ​​дают людям молоко. Палитра Герзех, палитра камней из периода Накада II доисторических времен (ок. 3500–3200 до н.э.), показывает силуэт головы коровы с внутренней стороны. -изогнутые рога в окружении звезд. Палитра предполагает, что эта корова также была связана с небом, как и несколько богинь более поздних времен, представленных в этой форме: Хатор, Мехет-Верет и Нут.

. Прецеденты, Хатор не упоминается и не изображается однозначно до Четвертой династии (ок. 2613–2494 до н.э.) Старого царства, хотя несколько артефактов, относящихся к ней, могут относиться к Раннединастический период (ок. 3100–2686 гг. До н.э.). Когда Хатор действительно ясно появляется, ее рога изгибаются наружу, а не внутрь, как в додинастическом искусстве.

Бычье божество с загнутыми внутрь рогами появляется на палитре Нармера почти с начала Египетская история, как на палитре, так и на поясе или фартуке царя Нармера. Египтолог Генри Джордж Фишер предположил, что этим божеством может быть Летучая мышь, богиня, которая позже была изображена с женским лицом и загнутыми внутрь рогами, которые, по-видимому, отражали изгиб коровьих рогов. Однако египтолог Лана Трой определяет отрывок в Текстах пирамид из позднего Старого Царства, который связывает Хатор с «фартуком» царя, напоминающим богиню на одежде Нармера, и предлагает богиню на одежде. палитра Нармера - это Хатор, а не Летучая мышь.

В Четвертой династии Хатор быстро приобрела известность. Она вытеснила древнего бога-крокодила, которому поклонялись в Дендере в Верхнем Египте, чтобы стать божеством-покровителем Дендеры, и она все больше поглощала культ Летучей мыши в соседнем регионе Ху, так что в Среднем царстве (ок. 2055–1650 до н. Э.) Два божества слились в одно. Богословие, окружавшее фараона в Древнем царстве, в отличие от более ранних времен, в значительной степени сосредоточено на боге солнца Ра как царе богов, а также отце и покровителе земного царя. Хатор вознеслась вместе с Ра и стала его мифологической женой и, таким образом, божественной матерью фараона.

Роли

Хатор принимала множество форм и появлялась в самых разных ролях. Египтолог Робин Гиллам предполагает, что эти разнообразные формы возникли, когда королевская богиня, выдвинутая двором Старого Королевства, поглотила многих местных богинь, которым поклонялось большинство населения, которые затем рассматривались как ее проявления. В египетских текстах часто говорится о проявлениях богини как о «семи хаторах» или, реже, о многих других хаторах - целых 362. По этим причинам Гиллам называет ее «типом божества, а не единым целым». Разнообразие Хатхор отражает разнообразие черт, которые египтяне связывали с богинями. Больше, чем какое-либо другое божество, она является примером египетского восприятия женственности.

Небесной богини

Хатор получила эпитеты «хозяйка неба» и «хозяйка звезд», и, как говорили, она обитала на небе с Ра и другими солнечными божествами. Египтяне думали о небе как о водоеме, по которому плыл бог солнца, и связали его с водами, из которых, согласно их мифам о сотворении, солнце вышло в начале времен. Эту космическую богиню-мать часто изображали в виде коровы. Хатор и Мехет-Верет считались коровой, которая породила бога солнца и поместила его между своими рогами. Как и Нут, Хатор, как говорили, рожала бога солнца на каждой заре.

египетское имя Хатхор было ḥwt-ḥrw или wt-r. Обычно это переводится как «дом Гора», но также может переводиться как «мой дом - это небо». Бог-сокол Гор олицетворял, среди прочего, солнце и небо. Под "домом" может быть небо, в котором живет Гор, или чрево богини, из которого он, как бог солнца, рождается каждый день.

Солнечная богиня

Хатор была солнечное божество, женский аналог богов солнца, таких как Гор и Ра, и входившее в божественную свиту, сопровождавшую Ра, когда он плыл по небу на его барке. Ее обычно называли «Золотой», имея в виду сияние солнца, и тексты из ее храма в Дендере говорят, что «ее лучи освещают всю землю». Иногда ее объединяли с другой богиней, Небететепет, имя которой может означать «Леди Подношения», «Леди Удовлетворения» или «Леди Вульвы». В культовом центре Ра в Гелиополисе Хатхор-Небететепет почитался как его супруга, и египтолог Рудольф Антес утверждал, что имя Хатор относится к мифическому «дому Гора» в Гелиополисе, который был связан с идеологией королевской власти.

Она была одной из многих богинь, взявших на себя роль Ока Ра, женского олицетворения диска солнца и расширения собственной силы Ра. Ра иногда изображался внутри диска, что Трой интерпретирует как означающее, что богиня Глаза считалась маткой, из которой родился бог солнца. На первый взгляд противоречивые роли Хатор как матери, жены и дочери Ра отражали суточный цикл солнца. На закате бог вошел в тело богини, оплодотворив ее и став отцом божеств, рожденных из ее чрева на восходе солнца: себя и богини Глаза, которая позже родила его. Ра породил его дочь, богиню Глаза, которая, в свою очередь, дала начало ему, своему сыну, в цикле постоянной регенерации.

Глаз Ра защищал бога солнца от его врагов и часто представлялся как урей, или воспитывающая кобра, или как львица. Форма Глаза Ра, известная как «Хатор Четырех Лиц», представленная набором из четырех кобр, обращалась в каждом из сторон света, чтобы следить за угрозами богу Солнца. Группа мифов, известных с Нового Царства (ок. 1550–1070 до н.э.) и далее, описывает, что происходит, когда богиня Глаза бесконтрольно бушует. В погребальном тексте, известном как Книга Небесной Коровы, Ра посылает Хатор как Око Ра, чтобы наказать людей за составление плана восстания против его правления. Она становится богиней-львицей Сехмет и убивает восставших людей, но Ра решает помешать ей убить все человечество. Он приказывает, чтобы пиво было окрашено в красный цвет и разлито по земле. Богиня Глаза пьет пиво, принимая его за кровь, и в состоянии опьянения превращается в милую и красивую Хатор. С этой историей связан миф о далекой богине из позднего и птолемеевского периодов. Богиня Глаза, иногда в образе Хатхор, восстает против власти Ра и свободно неистовствует в чужой стране: Ливия к западу от Египта или Нубия к югу. Ослабленный потерей Ока, Ра посылает другого бога, такого как Тот, чтобы вернуть ее ему. После умиротворения богиня возвращается, чтобы стать супругой бога солнца или бога, который возвращает ее. Два аспекта богини Глаза - жестокий и опасный против красивого и радостного - отражали египетское убеждение, что женщины, как выразилась египтолог Кэролайн Грейвс-Браун, «охватывают как крайние страсти ярости, так и любви».

Музыка, танцы и веселье

Картина искусно одетых мужчин и женщин. Некоторые женщины хлопают в ладоши и играют на флейтах, а другие танцуют. Сцена банкета из гробницы Небамуна, 14 век до н.э. Его образы музыки и танцев отсылают к Хатхор.

Египетская религия прославляла чувственные удовольствия жизни, которые считались одними из даров богов человечеству. Египтяне ели, пили, танцевали и играли музыку на своих религиозных праздниках. Они надушили воздух цветами и ладаном. Многие эпитеты Хатор связывают ее с праздником; ее называют хозяйкой музыки, танцев, гирлянд, мирры и пьянства. В гимнах и храмовых барельефах музыканты играют на бубнах, арфах, лирах и систрах в честь Хатор. систрум, похожий на погремушку инструмент, был особенно важен в поклонении Хатор. Систра имела эротический оттенок и, в более широком смысле, намекала на создание новой жизни.

Эти аспекты Хатор были связаны с мифом об Оке Ра. Глаз был умиротворен пивом в рассказе об уничтожении человечества. В некоторых версиях мифа о далекой богине дикость блуждающего Глаза утихала, когда она была умиротворена такими продуктами цивилизации, как музыка, танцы и вино. Воду ежегодного разлива Нила, окрашенную осадками в красный цвет, сравнивали с вином и красным пивом в «Уничтожении человечества». Поэтому фестивали во время наводнения включали напитки, музыку и танцы как способ умилостивить возвращающуюся богиню. Текст из Храма Эдфу говорит о Хатхор: «Боги играют для нее на систре, богини танцуют для нее, чтобы рассеять ее плохой характер». Гимн богине Раэт-Тави как форме Хатхор в храме Медамуд описывает это как часть ее мифического возвращения в Египет. Женщины несут букеты цветов, пьяные гуляки играют на барабанах, а люди и животные из других стран танцуют для нее, когда она входит в праздничную будку храма. Шум празднования отгоняет враждебные силы и гарантирует, что богиня останется в своей радостной форме, пока она ждет мужского бога храма, своего мифологического супруга Монту, сына которого она родит.

Сексуальность, красота и любовь

Радостная, экстатическая сторона Хатор указывает на ее женскую способность к деторождению. В некоторых мифах о творении она помогла создать сам мир. Атум, бог-творец, который содержал в себе все сущее, как говорят, произвел на свет своих детей Шу и Тефнут, и таким образом начался процесс создания, мастурбируя. Рука, которую он использовал для этого акта, Рука Атума, представляла его женский аспект и могла быть олицетворена Хатор, Небететепет или другой богиней, Иусаасет. В позднем мифе о творении периода Птолемея (332–30 до н.э.) бог Хонсу занимает центральную роль, а Хатхор - богиня, с которой Хонсу спаривается, чтобы сделать возможным творение.

Хатор могла быть супругой многих богов мужского пола, из которых Ра был только самым известным. Мут был обычным супругом Амона, выдающегося божества времен Нового царства, которое часто было связано с Ра. Но Мут редко изображался рядом с Амоном в контекстах, связанных с сексом или плодородием, и в этих обстоятельствах Хатор или Исида стояли рядом с ним. В поздние периоды египетской истории форма Хатор из Дендеры и форма Гора из Эдфу считались мужем и женой, а в различных версиях мифа о далекой богине Хатор-Рэттави была супругой Монту и Хатор-Тефнут. супруга Шу.

Сексуальная сторона Хатор была замечена в некоторых рассказах. В загадочном фрагменте истории Среднего царства, известной как «Сказка о пастухе», пастух встречает на болоте волосатую, похожую на животное богиню и реагирует ужасом. В другой день он встречает ее в образе привлекательной обнаженной женщины. Большинство египтологов, изучающих эту историю, думают, что эта женщина - Хатор или богиня, подобная ей, та, которая может быть дикой и опасной или доброй и эротичной. Томас Шнайдер интерпретирует текст как подразумевающий, что между двумя своими встречами с богиней пастух сделал что-то, чтобы ее умиротворить. В «Сражении Гора и Сета », рассказе Нового Царства о споре между этими двумя богами, Ра расстроен после того, как его оскорбил другой бог, Баби, и лежит один на спине. Через некоторое время Хатор показывает Ра свои гениталии, заставляя его смеяться и снова вставать, чтобы выполнить свои обязанности правителя богов. Считалось, что жизнь и порядок зависят от деятельности Ра, и история предполагает, что Хатор предотвратил катастрофические последствия своего безделья. Ее поступок, возможно, поднял настроение Ра отчасти потому, что он сексуально возбудил его, хотя почему он смеялся до конца не понятно.

Хатхор хвалили за ее красивые волосы. Египетская литература содержит намёки на миф, не описанный четко ни в одном из сохранившихся текстов, в котором Хатор потеряла прядь волос, которая олицетворяла её сексуальное очарование. В одном тексте эта потеря сравнивается с потерей Хорусом его божественного Ока и с потерей яичек Сетом во время битвы между двумя богами, подразумевая, что потеря замка Хатор была такой же катастрофической. для нее, как нанесение увечий Гору и Сету для них.

Хатор называли «любовницей любви», как продолжение ее сексуального аспекта. В серии любовных стихов Папируса Честера Битти I из Двадцатой династии (ок. 1189–1077 до н.э.) мужчины и женщины просят Хатор привести к ним их возлюбленных: «Я молился ей [Хатор ] и она услышала мою молитву. Она предназначила мою любовницу [любимого человека] для меня. И она пришла по собственной воле, чтобы увидеть меня ».

Материнство и королевство

Рельеф коровы с диском между рогами. Человек в короне пьет из ее вымени. Хатор как корова, кормящая грудью Хатшепсут, женщина-фараон, в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, 15 век до н.э.

Хатор считалась матерью различных детских божеств. Судя по ее имени, ее часто считали матерью и супругой Хоруса. Как жена короля и мать его наследника, Хатор была мифической копией человеческих королев.

Исида и Осирис считались родителями Хоруса в мифе об Осирисе еще в позднем Старом Королевстве., но отношения между Хорусом и Хатор могут быть еще старше. Если так, то Гор стал связан с Исидой и Осирисом только после того, как миф об Осирисе возник во время Древнего царства. Даже после того, как Исида стала матерью Хоруса, Хатор продолжала появляться в этой роли, особенно когда ухаживала за фараоном. Образы коровы Хатор с ребенком в зарослях папируса олицетворяли его мифологическое воспитание в уединенном болоте. Молоко богинь было знаком божественности и королевского статуса. Таким образом, изображения, на которых Хатор ухаживает за фараоном, представляют его право на власть. Отношения Хатор с Хорусом придали ее персонажу исцеляющий аспект, поскольку она, как говорили, восстановила отсутствующий глаз или глаза Хоруса после того, как Сет напал на него. В версии этого эпизода «Сражения Гора и Сета» Хатор находит Гора с вырванными глазами и лечит раны молоком газели.

Начало в Поздний период ( 664–323 до н.э.) храмы были сосредоточены на поклонении божественной семье: взрослому мужскому божеству, его жене и их незрелому сыну. Здания-спутники, известные как mammisis, были построены в честь рождения местного детского божества. Детский бог представлял циклическое обновление космоса и архетипического наследника царской власти. Хатор была матерью многих из этих местных триад богов. В Дендере зрелый Гор Эдфу был отцом, а Хатор - матерью, а их ребенком был Ихи, бог, чье имя означало «систрум-игрок» и олицетворял ликование, связанное с инструментом. В Ком Омбо местная форма Хатора, Тасетнофрет, была матерью сына Хоруса Панебтави. Среди других детей Хатхор было меньшее божество из города Ху по имени Неферхотеп и несколько дочерних форм Гора.

Млечный сок сикомора, который египтяне считали символ жизни, стал одним из ее символов. Молоко приравнивалось к воде разлива Нила и, следовательно, к плодородию. В поздний птолемейский и римский периоды многие храмы содержали миф о сотворении мира, адаптировавший давние представления о сотворении мира. Версия из храма Хатхор в Дендере подчеркивает, что она, как женское солнечное божество, была первым существом, вышедшим из изначальных вод, предшествовавших сотворению мира, и ее животворный свет и молоко питали все живые существа.

Как и Месхенет, другая богиня, которая руководила рождением, Хатор была связана с шай, египетской концепцией судьбы, особенно когда она приняла форму Семи Хаторов.. В двух художественных произведениях Нового Царства, «Повесть о двух братьях » и «Повесть обреченного принца », Хаторы появляются при рождении главных персонажей и предсказывают манеру

Материнские аспекты Хатор можно сравнить с аспектами Исиды и Мут, но между ними есть много контрастов. Преданность Исиды мужу и забота об их ребенке представляли собой более социально приемлемую форму любви, чем раскованная сексуальность Хатор, а характер Мут был более авторитетным, чем сексуальный. Текст первого века нашей эры Insinger Papyrus сравнивает верную жену, хозяйку дома, с Мут, а Хатор сравнивает со странной женщиной, которая соблазняет женатого мужчину.

Иностранные земли. и товары

Египет поддерживал торговые отношения с прибрежными городами Сирии и Ханаана, в частности Библосом, что привело к контакту египетской религии с религии этого региона. В какой-то момент, возможно, еще в Древнем царстве, египтяне начали называть богиню-покровительницу Библоса, Баалат Гебал, как местную форму Хатор. Связь Хатор с Библосом была настолько сильной, что в текстах из Дендеры говорится, что она жила там. Египтяне иногда приравнивали Анат, агрессивную ханаанскую богиню, которой поклонялись в Египте во время Нового царства, с Хатор. Некоторые ханаанские произведения искусства изображают обнаженную богиню с вьющимся париком, взятую из иконографии Хатор. Какую богиню представляют эти изображения, неизвестно, но египтяне переняли ее иконографию и стали рассматривать ее как независимое божество, Кетеш, которого они связывали с Хатор.

Солярный характер Хатор мог иметь сыграла роль в связывании ее с торговлей: считалось, что она защищает корабли на Ниле и в морях за пределами Египта, как она защищает барк Ра в небе. Мифологические странствия богини Глаза по Нубии или Ливии также дали ей связь с этими землями.

Хатор была тесно связана с Синайским полуостровом, который не считался частью собственно Египта. но был местом египетских рудников меди, бирюзы и малахита во времена Среднего и Нового царств. Один из эпитетов Хатор, «Госпожа Мефкат», возможно, относился конкретно к бирюзе или ко всем сине-зеленым минералам. Ее также называли «Госпожой Фаянса » - сине-зеленой керамики, которую египтяне сравнивали с бирюзой. Хатор также поклонялись в различных каменоломнях и рудниках в Восточной пустыне Египта, таких как аметистовые рудники Вади-эль-Худи, где ее иногда называли «леди аметиста». 218>

К югу от Египта влияние Хатор, как полагали, распространялось на землю Пунт, которая лежала вдоль побережья Красного моря и являлась основным источником благовоний, с которыми была связана Хатор, поскольку а также с Нубией, к северо-западу от Пунта. автобиография Хархуфа, чиновника шестой династии (ок. 2345–2181 до н.э.), описывает его экспедицию в земли в Нубии или около нее, откуда он привез большое количество из черного дерева, шкуры пантеры и ладана для короля. Втексте эти экзотические товары как подарок Хатор фараону. Египетские экспедиции по добыче золота в Нубии представили ее культ в этом регионе во времена Среднего и Нового царств, и фараоны Нового царства построили ей несколько храмов в тех частях Нубии, которые они правили.

Загробная жизнь

Картина с изображением коровы, голова которой высовывается из холма, перед которым стоят стебли папируса и пирамидальная часовня Хатор, в виде быка, появляется с холма, представляющего Фиванский некрополь, в копии Книги Мертвых 13 века до н.э.

Хатор была одной из нескольких богинь, которые, как считается, помогали душам умерших в загробной жизни. Одной из них была Иментет, богиня запада, олицетворявшая некрополи или скопления гробниц на западном берегу Нила и само царство загробной жизни. Ее часто считали особым проявлением Хатхор.

Так же, как она пересекла границу между Египтом и чужими землями, Хатор прошла через границу между живыми и Дуат, царством мертвец. Она помогла духам умерших людей войти в Дуат и управлять связями с гробницами, где начался этот переход. Фиванский некрополь, например, часто изображали как стилизованную гору, из которой выходила корова Хатор. Ее роль богини неба также была связана с загробной жизнью. Древних египетских верованиях в загробную жизнь, согласно которым умершие люди возродились, как бог солнца, богиня неба - Нут или Хатор - помогала Ра в его ежедневном перерождении, она играла роль в древних египетских верованиях в загробную жизнь. Гробы, гробницы и сам подземный мир интерпретировались как лоно этой богини, из которой душа должна быть родиться умершая.

Нут, Хатор и Иментет могли каждый в разных текстах вести умершего в место, где они будут принимать пищу и питье для вечной пропитания. Таким образом, Хатор, как Иментет, часто появляется на могилах, приветствуя умершего человека как своего ребенка в блаженной загробной жизни. В погребальных текстах и ​​произведениях искусства Нового Царства загробная жизнь часто изображалась как приятный плодородный сад, которым иногда владела Хатор. Гостеприимная богиня загробной жизни часто изображалась как богиня в виде дерева, дающего воду умершим. Чаще всего эту роль выполнял Нут, но богиню деревьев иногда называли Хатор.

Загробная жизнь также имеет сексуальный аспект. В мифе об Осирисе убитый бог Осирис воскрес, когда совокуплялся с Исидой и зачат Гора. В солярной идеологии союза Ра с богиней неба позволил ему переродиться. Таким образом, секс способствовал возрождению умершего, таким богини, как Исида и Хатор, служили для пробуждения умершего к новой жизни. Они стимулируют регенеративные способности мужских божеств, а не играют центральную роль.

Древние египтяне ставили перед именами умерших имя Осириса, чтобы связать их с его воскресением. Например, женщину по имени Хенутмехит можно было бы назвать «Осирис-Хенутмехит». Со временем они все чаще ассоциировали умерших как с мужскими, так и с женскими божественными силами. Еще в позднем Старом Королевстве иногда, что женщины присоединяются к прихожанам Хатор в загробной жизни, так же как мужчины присоединяются к последователям Осириса. В Третьем промежуточном периоде (ок. 1070–664 гг. До н.э.) египтяне начали смайлики имя Хатор к имени умершей имени Осириса. В некоторых случаях называли «Осирис-Хатор», указывало на то, что они пользуются от возрождающей силы обоих божеств. В эти поздние периоды Хатор, как иногда говорили, управляла загробной жизнью, как Осирис.

Иконография

Хатор часто изображалась в виде коровы с солнечным диском между рогами, особенно когда она кормила грудью король. Также она могла появиться как женщина с головой коровы. Однако ее наиболее распространенной формой женщина, носившая головной убор из рогов и солнечного диска, часто с красным или бирюзовым платьем-футляром или платьем, сочетающим оба цвета. Иногда рога стояли на низком модиусе или головном уборе стервятника, который часто носили в Новом царстве. Используется Исида Исида один и тот же головной убор во время Нового Царства, двух богинь можно отличить, только если они подписаны письменно. В роли Иментет Хатор носила эмблема запада на голове вместо рогатого головного убора. Семь Хаторов иногда изображались как набор из семи коров в сопровождении второстепенного божества неба и загробной жизни, называемого Быком Запада.

Некоторые животные, кроме крупного рогатого скота, могли представлять Хатор. Урей был распространенным мотивом в египетском искусстве и представлении мира богинь, отождествляемых с Глазом Ра. Когда Хатор изображалась как урей, это олицетворяло свирепые и защитные аспекты ее характера. Она также появилась как львица. Напротив, домашняя кошка, которую иногда часто связывали с Хатор, представляла умиротворенную форму богини Ока. Когда Хатор изображалась в виде платана, она обычно изображалась с верхней частью ее человеческого тела, выходящей из ствола.

Как и другие богини, Хатор могла носить стебель папируса в качестве посоха, хотя вместо этого она могла держать был посохом, символом силы, которая обычно ограничивалась мужскими божествами. Единственными богинями, которые использовали эти, были такие, как Хаторы, которые были связаны с Оком Ра. Также она обычно носила систрум или колье из мената. Систрум был двух видов: простой петлеобразной формы и более сложный наос-систрум, напоминающий святыню наос и окруженный завитками, напоминающими усики эмблемы летучей мыши. Зеркала были еще одним ее символом, потому что в Египте они часто делались из золота или бронзы и поэтому они были связаны с красотой и женственностью. Некоторые ручки зеркал были сделаны в форме Хатор. Ожерелье менат, состоящее из множества ниток бус, сотрясалось на церемониях в честь Хатор, как и систрум. Его изображения иногда рассматривались как олицетворения самой Хатор.

Хатор иногда представляет собой человеческое лицо с бычьими ушами, которое видимо спереди, а не в перспективе, основанной на профиле, что было типично для египетского искусства. Когда она появляется в этой форме, локоны по обе стороны ее лица часто закручиваются в петли. Это похоже на маску лицо помещалось на капителях колонн, начиная с позднего Старого царства. Колонны этого стиля использовались во многих храмах Хатхор и других богинь. Эти колонны имеют два или четыре лица, которые могут представлять двойственность между различными элементами богини бдительность Хатор Четырех Лиц. Дизайн колонн Hathoric имеет сложную взаимосвязь с конструкциями систры. Оба стиля систрума могут иметь маску Хатор на ручке, а хаторские колонны часто включают наос-систрума над головой богини.

Поклонение

См. Подпись Копия статуи Хатор (в центре) с богиней, олицетворяющей Пятнадцатый Ном Верхнего Египта (слева) и Царь Четвертой Династии Менкаур (справа); 26 век до н.э.

Отношения с королевской властью

В период ранней династии Нейт была выдающейся богиней при королевском дворе, а в Четвертой династии Хатор стала богиней, наиболее тесно связанной с ней. с королем. Основатель более поздней династии, Снеферу, возможно, построил ей храм, а дочь Джедефры была ее первой записанной жрицей. Правители Древнего Царства жертвовали ресурсы только храмам, посвященным конкретным королям или божествам, тесно связанным с королевской властью. Хатор была одним из немногих божеств, получивших такие пожертвования. Правители позднего Старого Королевства особенно продвигали культ Хатор в провинциях как способ привязать эти регионы к королевскому двору. Возможно, она вобрала в себя черты современных провинциальных богинь.

Многие члены королевской семьи, хотя и не правящие королевы, занимали должности в культе во времена Старого Королевства. Ментухотеп II, ставший первым фараоном. Среднего царства, несмотря на то, что не имел отношения к правителям Старого царства, стремился узаконить свое правление, изображая себя сыном Хатор. Первые изображения коровы Хатор, кормящей грудью короля, относятся к периоду его правления, и несколько жриц Хатор были изображены так, как будто они были его женами, хотя он, возможно, на самом деле не женился на них. В период Среднего царства королевы все чаще рассматривались как прямые воплощения богини, так же как король воплощал Ра. Акцент на королеве как Хатор продолжался и в Новом Королевстве. Королевы изображались с головным убором Хатор начиная с конца Восемнадцатой династии. Изображение праздника сед в Аменхотепа III, предназначенного для празднования и обновления его правления, показывает царя вместе с Хатор и его королевой Тийе, что может означать что король символически женился на богине во время праздника.

Хатшепсут, женщина, правившая как фараон в раннем Новом Царстве, подчеркнула свои отношения с Хатор по-другому. Она использовала имена и титулы, которые связывали ее с множеством богинь, включая Хатор, чтобы узаконить свое правление в том, что обычно было мужским положением. Она построила несколько храмов Хатхор и разместила свой собственный заупокойный храм, в который входила часовня, посвященная богине, в Дейр-эль-Бахари, который был культовым местом Хатхор со времен Среднее царство.

Превосходство Амона во время Нового Царства сделало его супругу Мут более заметной, и в течение этого периода Исида начала появляться в ролях, которые традиционно принадлежали только Хатхор, например, богиня в солнечном барке. Несмотря на растущую известность этих божеств, Хатор оставалась важной, особенно в отношении плодородия, сексуальности и королевства, во всем Новом Царстве.

После Нового Царства Исида все больше затмевала Хатхор и других богинь, когда она вступала в битву. их характеристики. В период Птолемеев (305–30 до н.э.), когда греки правили Египтом и их религия развивала сложные отношения с религией Египта, птолемеевы династия приняла и изменила египетскую идеологию царствования. Начиная с Арсинои II, жены Птолемея II, Птолемеи тесно связывали своих цариц с Исидой и несколькими греческими богинями, особенно с их собственной богиней любви и сексуальности, Афродитой. Тем не менее, когда греки называли египетских богов именами их собственных богов (практика, называемая интерпретация грека ), они иногда называли Хатор Афродитой. Черты Исиды, Хатор и Афродиты были объединены, чтобы оправдать обращение с царицами Птолемея как с богинями. Так, поэт Каллимах сослался на миф о потерянной прядке волос Хатор, восхваляя Беренику II за то, что она принесла свои волосы в жертву Афродите, и иконографические черты, общие для Исиды и Хатор, такие как бычьи рога и головной убор стервятника, появлявшиеся на изображениях, изображающих птолемеевских цариц в образе Афродиты.

Храмы в Египте

Зал с высокими каменными колоннами, увенчанными женскими лицами. Колонны, стены и потолок покрыты расписными рельефами. Гипостиль зал Храма Хатхор в Дендере, первое столетие нашей эры

Больше храмов было посвящено Хатхор, чем любой другой египетской богине. Во времена Древнего Царства ее самый важный центр поклонения был в районе Мемфиса, где "Хатор Сикоморы" поклонялись во многих местах Мемфитского некрополя. В эпоху Нового Царства храм Хатхор из Южного Сикомора был ее храмом в Мемфисе. Там она была описана как дочь главного божества города, Птаха. Культ Ра и Атума в Гелиополисе, к северо-востоку от Мемфиса, включал храм Хатор-Небететепет, который, вероятно, был построен в Среднем царстве. Возле святилища стояли ива и сикоморовое дерево, и, возможно, им поклонялись как проявления богини. В нескольких городах севернее, в дельте Нила, таких как Яму и Теренутис, также были храмы ей.

Как правители Древнее Царство предприняло усилия по развитию городов в Верхнем и Среднем Египте, культовых центров Хатор были основаны по всему региону, в таких местах, как Кузе, Ахмим, и. В Первый промежуточный период (ок. 2181–2055) ее культовую статую из Дендеры периодически переносили в Фиванский некрополь. В начале Среднего царства Ментухотеп II основал для нее постоянный культовый центр в некрополе в Дейр-эль-Бахри. В соседней деревне Дейр-эль-Медина, где жили гробницы некрополя во времена Нового царства, также были храмы Хатор. Один из них продолжал функционировать и периодически перестраивался до периода Птолемеев, спустя столетия после того, как деревня была заброшена.

Дендера, самый старый храм Хатхор в Верхнем Египте, относится как минимум к Четвертой династии. После конца Древнего Царства он превзошел по значимости ее мемфитские храмы. Многие короли вносили дополнения в храмовый комплекс на всей истории Египта. Последняя версия храма была построена в периоды Птолемея и Рима и сегодня является одним из наиболее хорошо сохранившихся египетских храмов того времени.

В Древнем Царстве большинства жрецов Хатор, включая высшие чины, были женщины. Многие из этих женщин были членами королевской семьи. На Среднем царстве женщины все больше исключались из высших священнических должностей, в то же время королевы становились все более привязанными к культу Хатор. Таким образом, женщины, не принадлежащие к королевской семье, исчезли из высших чиновников священства Хатор, хотя продолжали служить музыкантами и певцами в храмовых женщины культах по всему Египту.

Самым частым храмовым ритуалом для любого божества был ритуал ежедневного подношения, который одевали культовый образ или статую божества и давали пищу. Ежедневный ритуал в каждом египетском храме был в основном одинаковым, хотя товары, даваемые в качестве подношений, различаться в зависимости от того, какое божество их получало. Вино и пиво были обычным подношением во храмах, но особенно в ритуалах в честь Хатор, и они связаны с ней богини часто ожерелья систры и менат. В поздние времена и во времена Птолемеев им также предлагали пару зеркал, изображающих солнце и луну.

Фестивали

Многие ежегодные фестивали отмечались выпивкой и танцами, которые служили ритуалом. цель. Гуляющие на этих фестивалях, возможно, стремились достичь состояния религиозного экстаза, иначе было редкостью или отсутствовало в древнеегипетской религии. Грейвс-Браун предполагает, что участники фестивалей Хатор стремились достичь измененного состояния сознания, чтобы вызвать им взаимодействовать с божественным царством. Примером может служить Праздник опьянения, посвященный возвращению Ока Ра, который отмечался в двадцатый день месяца Thout в храмах Хатор и других богинь Глаза. Он отмечен еще в Среднем царстве, но наиболее известен со времен Полемеев и римлян. Танцы, еда и питье, происходившие во время Фестиваля опьянения, представляли собой противоположность печали, голоду и питье, которые египтяне ассоциировали со смертью. В то время как неистовство Глаза Ра принесло смерть людям, Фестиваль опьянения прославлял жизнь, изобилие и радость.

На местном фиванском фестивале, известном как Прекрасный фестиваль долины, который отмечался в Среднем царстве, культовый образ Амона из Храма Карнак посещал храмы Фиванского некрополя, и члены общины ходили к могилам своих умерших родственников пить, есть и праздновать. Хатор не участвовала в этом фестивале до начала Нового царства, после чего ночевка Амона в храмах в Дейр-эль-Бахари стала рассматриваться как его сексуальный союз с ней.

Несколько храмов во времена Птолемеев, в том числе в Дендере египетский Новый год отмечался серией церемоний, в изображения храмового божества, как предполагалось, оживали при контакте с богом солнца. В дни, предшествующие Новому году, статую Дендеры Хатор переносили в специальную комнату храма и помещали под потолок, украшенный изображениями неба и солнца. В первый день нового года, в первый день месяца Тота, изображение Хатор было поднято на крышу, чтобы залить солнечным светом.

Лучше всего задокументировано. Фестиваль, посвященный Хатхор, - это еще один птолемеевский праздник, Фестиваль прекрасного воссоединения. Это произошло более четырнадцати дней в месяце Эпифи. Культный образ Хатор из Дендеры был доставлен на лодке нескольким храмовым местам, чтобы использовать богов этих храмов. Конечной точкой путешествия был Храм Гора в Эдфу, где статуя Хатор из Дендеры встретилась со статуей Гора из Эдфу, и они были помещены вместе. В один из дней фестиваля эти изображения были перенесены в святилище, где, как утверждается, захоронены божественные божества, такие как бог солнца и Эннеада. В текстах говорится, что божественная пара совершила обряды под этим погребенным богам. Многие египтологи рассматривают этот праздник как ритуальный брак между Гором и Хатор, хотя Мартин Штадлер оспаривает эту точку зрения, утверждая, что он вместо этого представляет собой возрождение похороненных богов-создателей. К. Дж. Бликер думал, что Прекрасное Воссоединение было еще одним празднованием возвращения Далекой Богини, используя миф о солнечном глазу в текстах храмовых фестивалей. Барбара Рихтер утверждает, что на фестивале были представлены все три вещи сразу. Она отмечает, что рождение Гора и сына Хатхор Ихи праздновали в Дендере через девять месяцев после Фестиваля Прекрасного Воссоединения, подразумевая, что визит Хатор к Гору символизировал зачатие Ихи.

Третий месяц Египетский календарь, Хатор или Атир был назван в честь богини. Празднества в ее честь проводились в течение месяца, хотя они не упоминаются в текстах из Дендеры.

Поклонение за пределами Египта

Фундамент небольшой каменной стены у подножия пустынного утеса Остатки святыни Хатор в долине Тимна

египетские цари Еще в Древнем царстве пожертвовали товары храму Баалат Гебал в Библосе, используя синкретизм Баалата с Хатором, чтобы укрепить свои тесные торговые отношения с Библосом. Храм Хатхор как Госпожи Библосской был построен во время правления Тутмоса III, хотя, возможно, это просто была святыня в храме Баалата. После распада Нового Царства известность Хатхор в Библосе уменьшилась с торговыми связями Египта с городом. Несколько артефактов начала первого тысячелетия до нашей эры предположить, что в то время египтяне начали приравнивать Ваалат к Исиде. Миф о присутствии Исиды в Библосе, изложенный греческим автором Плутархом в его труде «Об Исиде и Осирисе во II веке нашей эры», предполагает, что к его времени Исида полностью вытеснила Хатор в городе.

Кулон, найденный в микенской гробнице в Пилосе, XVI в. До н.э., изображает лицо Хатор. Его присутствие в гробнице предполагает, что микенцы могли знать, что египтяне связали Хатор с загробной жизнью.

Египтяне на Синае построили несколько храмов в этом регионе. Самым большим был комплекс, посвященный в первую очередь Хатхор как покровительнице добычи полезных ископаемых в Серабит эль-Хадим, на западной стороне полуострова. Он был оккупирован с середины Среднего царства до конца Нового. Долина Тимна, на окраине Египетской империи на восточной стороне полуострова, была местом сезонных горных экспедиций во время Нового царства. Он включал святыню Хатор, которая, вероятно, была заброшена в межсезонье. Местные мадианитяне, которых египтяне использовали как часть горняков, могли делать подношения Хатор, как и их надзиратели. Однако после того, как египтяне покинули это место во времена Двадцатой династии, мадианитяне превратили святыню в палатку, посвященную их собственным божествам.

Напротив, нубийцы на юге полностью включили Хатор в свою религию. Во времена Нового Царства, когда большая часть Нубии находилась под контролем Египта, фараоны посвятили Хатхор несколько храмов в Нубии, например, в Фарасе и Миргиссе. Аменхотеп III и Рамсес II оба построили храмы в Нубии, которые прославляли своих королев как проявление женских божеств, включая Хатхор: жену Аменхотепа Тийе в Седейнге и жену Рамсеса Нефертари в Малом храме Абу-Симбела. Независимое королевство Куш, возникшее в Нубии после краха Нового царства, основывало свои представления о кушитских царях на королевской идеологии Египта. Таким образом, Хатор, Исида, Мут и Нут рассматривались как мифологическая мать каждого кушитского царя и приравнивались к его родственницам, таким как кандаке, кушитская царица или королева-мать, игравшие заметную роль в кушитской религии. В Джебель-Баркале, месте, священном для Амона, кушитский царь Тахарка построил пару храмов, один посвящен Хатхор, а Мут как супругам Амона., заменив египетские храмы Нового Царства, которые, возможно, были посвящены этим же богиням. Но Исида была самой известной из египетских богинь, которым поклонялись в Нубии, и ее статус там со временем повысился. Так, в меройский период нубийской истории (ок. 300 г. до н.э. - 400 г. н.э.) Хатор появлялась в храмах в основном как спутница Исиды.

Народное поклонение

Мемориальная доска с изображением женщины, сидящей на корточках, в то время как женщины с головой коровы стоят по обе стороны Птолемеевская табличка с изображением женщины, родившей при содействии две фигуры Хатхор, с четвертого по первый век до н.э.

В дополнение к формальным и публичным ритуалам в храмах египтяне в частном порядке поклонялись божествам по личным причинам, в том числе у себя дома. В Древнем Египте рождение было опасным как для матери, так и для ребенка, но дети были очень желанными. Таким образом, плодородие и безопасные роды являются одними из самых важных проблем в народной религии, и божествам плодородия, таким как Хатор и Таверет, обычно поклонялись в домашних святынях. Египетские женщины сидели на кирпичах во время родов, и единственный известный сохранившийся кирпич из Древнего Египта украшен изображением женщины, держащей своего ребенка, в окружении изображений Хатор. В римские времена терракотовые статуэтки, иногда встречающиеся в домашнем контексте, изображали женщину с замысловатым головным убором, обнажающим ее гениталии, как это сделала Хатор, чтобы подбодрить Ра. Значение этих фигурок неизвестно, но часто считается, что они изображают Хатор или Исиду в сочетании с Афродитой, делающей жест, представляющий плодородие или защиту от зла.

Хатор была одним из немногих божеств, включая Амона, Птах и ​​Тот, к которым обычно обращались с молитвами о помощи в решении личных проблем. Многие египтяне оставляли подношения в храмах или небольших святынях, посвященных богам, которым они молились. Большинство подношений Хатхор использовалось из-за их символизма, а не из-за их внутренней ценности. Одежды с изображениями Хатор были обычным явлением, как и бляшки и фигурки, изображающие ее животные формы. Различные типы подношений могут символизировать разные цели со стороны жертвователя, но их значение обычно неизвестно. Образы Хатхор отсылают к ее мифическим ролям, например, изображения коровы по материнской линии в болоте. Подношения систры, возможно, предназначались для умиротворения опасных аспектов богини и выявления ее положительных, в то время как фалли представляли молитву о плодородии, как показывает надпись, найденная на одном примере.

Некоторые египтяне также оставили Хатхор письменные молитвы, начертанные на стелах или написанные в виде граффити. Молитвы некоторым божествам, таким как Амон, показывают, что они, как считалось, наказывали преступников и исцеляли людей, раскаявшихся в своем проступке. Напротив, в молитвах к Хатхор упоминаются только те блага, которые она могла дать, такие как обильная пища при жизни и хорошо оборудованные захоронения после смерти.

Погребальные обряды

Relief of Hathor holding a man's hand and lifting her menat necklace for him to grasp Хатор приветствует Сети I в загробную жизнь, 13 век до н.э.

Как божество загробной жизни, Хатор часто появлялась в погребальных текстах и ​​произведениях искусства. В раннем Новом царстве, например, Осирис, Анубис и Хатор были тремя божествами, наиболее часто встречающимися в украшении царских гробниц. В тот период она часто появлялась как богиня, приветствующая мертвых в загробной жизни. Другие изображения относились к ней более косвенно. Рельефы в гробницах Старого Царства изображают мужчин и женщин, выполняющих ритуал под названием «встряхивание папируса». Значение этого обряда неизвестно, но в надписях иногда говорится, что он был проведен «для Хатхор», а встряхивание стеблей папируса издает шелестящий звук, который можно сравнить со стуком систрума. Другие хаторские изображения в гробницах включали корову, выходящую из горы некрополя, и сидящую фигуру богини, правящей садом в загробной жизни. Изображения Нут часто рисовались или вырезались внутри гробов, что указывало на то, что гроб был ее чревом, из которого обитатель будет переродиться в загробной жизни. В третьем промежуточном периоде Хатор стали помещать на пол гроба, а Нут - на внутренней части крышки.

На гробницах XVIII династии часто изображены пьющие, танцующие и играющие музыку люди. а также держал в руках ожерелья менат и систру - все изображения, намекающие на Хатор. Эти изображения могут представлять частные праздники, которые проводились перед гробницами в память о людях, похороненных там, или они могут показывать собрания на храмовых фестивалях, таких как Прекрасный фестиваль долины. Считалось, что праздники позволяют контактировать между человеческим и божественным царствами и, соответственно, между живыми и мертвыми. Так, тексты из гробниц часто выражали пожелание, чтобы умершие могли участвовать в фестивалях, в первую очередь посвященных Осирису. Однако образы фестивалей гробниц могут относиться к праздникам с участием Хатор, таким как Фестиваль опьянения, или к частным пирам, которые также были тесно связаны с ней. Пить и танцевать на этих пирах, возможно, предназначалось для опьянения участников праздника, как на Фестивале пьянства, позволяя им общаться с духами умерших.

Говорят, что Хатор приносила подношения умершим людям еще в раннем возрасте. как Древнее Королевство, а заклинания, позволяющие мужчинам и женщинам присоединиться к ее свите в загробной жизни, появились еще в Текстах для гробов в Среднем Царстве. Некоторые погребальные принадлежности, изображающие умерших женщин как богинь, могут изображать этих женщин как последователей Хатор, хотя неизвестно, относится ли изображение к Хатхор или Исиде. Связь между Хатор и умершими женщинами сохранялась в римский период, последний этап древнеегипетской религии перед ее исчезновением.

См. Также

Цитаты

Цитированные работы

Дополнительная литература

  • Аллам, Шафик (1963). Beiträge zum Hathorkult (bis zum Ende des mittleren Reiches) (на немецком языке). Verlag Bruno Hessling. OCLC 557461557.
  • Дершен, Филипп (1972). Квадрифроны Хатхор (на французском). Nederlands Historisch-Archaeologisch Instituut в районе Набие-Остен. OCLC 917056815.
  • Хорнунг, Эрик (1997). Der ägyptische Mythos von der Himmelskuh, 2-е изд. (PDF) (на немецком языке). Vandehoeck Ruprecht. ISBN 978-3525537374.
  • Позенер, Жорж (1986). "La légende de la tresse d'Hathor". В Леско, Леонард Х. (ред.). Египтологические исследования в честь Ричарда А. Паркера (на французском языке). Браун. С. 111–117. ISBN 978-0874513219.
  • Вандиер, Жак (1964–1966). "Iousâas et (Hathor) -Nébet-Hétépet". Revue d'Égyptologie (на французском языке). 16–18.

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Хатор на Викискладе
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:18:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте