Бастет

редактировать
Древнеегипетская богиня
Бастет
Богиня защиты, кошки, духи / мази, плодородие, беременность, дети, музыка, искусство и война
Bastet.svg Бастет в ее позднем обличье женщины с головой кошки, а не львицы
Имя в иероглифах
W2 t . t
Главный культовый центрБубастис
Символльвица, кошка, баночка с мазью, систрум, солнечный диск
Личная информация
РодителиRa и Исида
Братья и сестрыГор и Анур (сводные братья)
КонсортПтах
ПотомокМаахес

Бастет или Баст (Древнеегипетский : bꜣstjt "Она из баночки с мазью ", копт : Ⲟⲩⲃⲁⲥⲧⲉ / ʔuːˈβastə /) была богиней древнеегипетской религии, поклонялись еще в Второй династии (2890 г. до н.э.). Ее имя также отображается как B'sst, Baast, Ubaste и Baset . В древнегреческой религии она была известна как Айлурос (греч. Койне : αἴλουρος «кошка»).

Бастет поклонялись в Бубастис в Нижнем Египте, первоначально как богиня-львица, роль которой разделяли другие божества, такие как Сехмет. В конце концов, Бастет и Сехмет были охарактеризованы как два аспекта одной и той же богини: Сехмет представляла аспект могущественного воина и защитника, а Бастет, которая все чаще изображалась как кошка, представляла более мягкий аспект..

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Роль в Древнем Египте
  • 3 История
  • 4 Бубастис
    • 4.1 Храм
    • 4.2 Фестиваль
  • 5 В массовой культуре
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Имя

Бастет, форма имени, наиболее часто принимаемая египтологами сегодня из-за того, что он использовался в более поздних династиях, это современная конвенция, предлагающая одну возможную реконструкцию. В ранних египетских иероглифах ее имя, по-видимому, было записано. В египетском письме второе t обозначает окончание женского рода, но обычно не произносится, и алеф ꜣ (Egypt 3 symbol.png ), возможно, переместился на позицию перед ударным слогом bst. Таким образом, к первому тысячелетию bꜣstt был бы чем-то вроде * Ubaste (< *Ubastat) in Egyptian speech, later becoming коптский Oubaste.

Wadjet-Bastet, с головой львицы, солнечным диском и коброй, которая представляет Wadjet. Иероглиф Бастет амулет из лазурит, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Что означает имя богини, остается неясным. Имена древнеегипетских божеств часто представлялись как отсылки к ассоциациям или эвфемизмами, являясь секретами культа. Одно недавнее предположение Стивена Квирка (Древнеегипетская религия) объясняет, что Бастет означает «Она из сосуда с мазью». Это связано с наблюдение, что ее имя было написано иероглифом, обозначающим баночку с мазью (b ands), и что она была связана, среди прочего, с защитными мазями. Название материала, известного как алебастр, могло, через греческое, происходить от имя богини. Эта ассоциация возникла гораздо позже, чем когда богиня была защитницей львицы. богиня, однако, и пригодится только при расшифровке происхождения термина алебастр.

Роль в Древнем Египте

Изначально Бастет была свирепой богиней-воительницей солнца, которой поклонялись на протяжении большей части древнеегипетской истории, но позже она была превращена в богиню кошек это знакомо сегодня, становясь Бастет. Затем она была изображена как дочь Ра и Исиды и супруга Птаха, от которого у нее родился сын Маахес.

Ас. защитница Нижнего Египта, она считалась защитницей царя и, следовательно, бога солнца Ра. Наряду с другими божествами, такими как Хатор, Сехмет и Исида, Бастет была связана с Глазом Ра. Ее изображали борющейся со злой змеей по имени Апеп, врагом Ра. В дополнение к своим солнечным связям, иногда ее называли «глазом луны».

Бастет также была богиней беременности и родов, возможно, из-за плодородия домашней кошки.

Изображения Бастет часто создавались из алебастра. Богиню иногда изображали с церемониальным систрумом в одной руке и эгидой в другой - эгидой обычно напоминающей ошейник или горжет, украшенную львицей. голова.

Бастет также изображалась как богиня защиты от заразных болезней и злых духов.

История

Бастет впервые появляется в третьем тысячелетии до нашей эры, где она изображается как свирепая львица или женщина с головой львицы. Две тысячи лет спустя, во время третьего промежуточного периода Египта (ок. 1070–712 до н.э.), Бастет начали изображать в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой.

Писцы. Нового Царства и более поздних эпох стали называть ее с дополнительным женским суффиксом, как Бастет. Считается, что изменение имени было добавлено, чтобы подчеркнуть произношение окончательного звука t, часто оставленного безмолвным.

Кошки в Древнем Египте были очень почитаемы, отчасти из-за их способности бороться с паразитами, такими как мыши, крысы (которые угрожали основным запасам пищи) и змеями, особенно кобрами. В некоторых случаях королевские кошки были одеты в золотые украшения, и им разрешалось есть с тарелок своих владельцев. Деннис К. Тернер и Патрик Бейтсон подсчитали, что во время Двадцать второй династии ( (c.945–715 гг. До н.э.) поклонение Бастет превратилось из божества-львицы в преимущественно кошачье божество. Поскольку домашние кошки, как правило, нежны и защищают свое потомство, Бастет также считалась хорошей матерью и иногда изображалась с многочисленными котятами.

. Коренные египетские правители были заменены греками во время оккупации Древнего Египта. Династия Птолемеев, просуществовавшая почти 300 лет. Греки иногда приравнивали Бастет к одной из своих богинь, Артемиде.

Бубастис

Бастет была местным божеством, чья религиозная секта была сосредоточена в городе, получившем название Бубастис. Он лежал в дельте Нила недалеко от того, что сегодня известно как Загазиг. Город, известный на египетском как пр-бастт (также транслитерированный как Пер-Бастет), носит ее имя, буквально означающее Дом Бастет. Он был известен по-гречески как Boubastis (Βούβαστις) и переводился на иврит как Pî-beset, написанный без начального звука t последнего слога. В библейской Книге Иезекииля 30:17, город появляется в еврейской форме Пибесет.

Храм

Погребальный артефакт Восемнадцатой династии из гробницы Тутанхамона (c.1323 г. до н. Э.), алебастровый косметический сосуд с изображением львицы, изображающей Бастет - Каирский музей

Геродот, древнегреческий историк, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., описывает храм немного длиннее:

Не считая входа, он стоит на острове; два отдельных канала подходят к нему со стороны Нила, и, подойдя к входу в храм, они огибают его с противоположных сторон; каждый из них был шириной в сто футов и был в тени деревьев. Храм находится посреди города, со всей округи открывается вид на него; поскольку уровень города был повышен, но уровень храма остался таким, каким он был изначально, так что его можно увидеть снаружи. Каменная стена, изрезанная фигурами, проходит вокруг нее; внутри роща очень высоких деревьев, растущих вокруг большого святилища, в котором находится изображение богини; храм представляет собой квадрат, каждая сторона которого составляет фарлонг. К входу ведет вымощенная камнем дорога длиной около трех стадий, ведущая на восток через рыночную площадь к храму Гермеса ; эта дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями, доходящими до небес.

Это описание Геродота и несколько египетских текстов предполагают, что вода окружала храм с трех (из четырех) сторон, образуя тип озера, известного как, Ишеру, не слишком отличается от храма богини-матери Мут в Карнаке в Фивах. Эти озера были типичными элементами храмов, посвященных нескольким богиням-львицам, которые, как говорят, представляют одну изначальную богиню, Бастет, Мут, Тефнут, Хатор и Сахмет, и пришли в ассоциироваться с богами солнца, такими как Гор и Ра, а также с Оком Ра. Каждого из них нужно было умилостивить с помощью определенного набора ритуалов. Один миф рассказывает, что львица, огненная и гневная, однажды остыла в воде озера, превратилась в нежную кошку и поселилась в храме.

В храме Бубастиса были обнаружены кошки, которые были мумифицированы и похоронены, многие рядом с их владельцами. При раскопках храма Бастет было обнаружено более 300 000 мумифицированных кошек. Тернер и Бейтсон предполагают, что статус кошки был примерно эквивалентен статусу коровы в современной Индии. Смерть кошки могла оставить семью в глубоком трауре, и те, кто мог бы, забальзамировали их или похоронили на кошачьих кладбищах, что указывало на широкое распространение культа Бастет. Обширные захоронения кошачьих останков были найдены не только в Бубастисе, но и в Бени Хасане и Саккаре. В 1888 году фермер обнаружил в Бени Хасане место захоронения многих сотен тысяч кошек.

Фестиваль

Геродот также рассказывает, что из многих торжественных праздников, проводившихся в Египте, самый важный и важный. наиболее популярным было то, что праздновалось в Бубастисе в честь этой богини. Каждый год в день ее фестиваля город собирал около 700 000 посетителей, как мужчин, так и женщин (но не детей), прибывших на многочисленных переполненных кораблях. По дороге на место женщины занимались музыкой, песнями и танцами. Были принесены великие жертвы и выпито огромное количество вина - больше, чем было в течение года. Это хорошо согласуется с египетскими источниками, предписывающими умилостивить богинь-львиц «пиршествами пьянства». Фестиваль Бастет, как известно, отмечался во время Нового царства в Бубастисе. Каменная статуя восемнадцатой династии (ок. 1380 г. до н.э.) Нефер-ка, ваб-жреца Сехмета, является письменным свидетельством этого. Надпись предполагает, что царь, Аменхотеп III, присутствовал на мероприятии и сделал великие подношения божеству.

В массовой культуре

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Геродот, изд. Х. Штейн (и др.) И тр. А. Д. Годли (1920), Геродот 1. Книги 1 и 2. Классическая библиотека Лёба. Кембридж, Массачусетс
  • Э. Бернгауэр, «Статуя Нефер-ка », в: М. И. Бакр, Х. Брандл, Фэй Каллониатис (ред.): Египетские древности из Куфур Нигм и Бубастис. Берлин 2010, стр. 176–179 ISBN 978-3-00-033509-9.
  • Велде, Герман те (1999). «Бастет». У Карела ван дер Торна; Боб Бекинг; Питер В. ван дер Хорст (ред.). Словарь демонов и божеств в Библии (2-е изд.). Лейден: Brill Academic. С. 164–5. ISBN 90-04-11119-0.
  • Серпелл, Джеймс А. «Приручение и история кошки». У Денниса К. Тернера; Пол Патрик Гордон Бейтсон (ред.). Домашняя кошка: биология ее поведения. С. 177–192.

Дополнительная литература

  • Малек, Яромир (1993). Кот в Древнем Египте. Лондон: Издательство Британского музея.
  • Отто, Эберхард (1972–1992). «Бастет». В W. Helck; и другие. (ред.). Lexicon der Ägyptologie. 1 . Висбаден. стр. 628–30.
  • Quaegebeur, J. (1991). "Le Cult de Boubastis - Bastet en Egypte gréco-romaine". In Delvaux, L.; Варменбол, Э. (ред.). Les Divins Chat d'Egypte. Левен. С. 117–27.
  • Куирк, Стивен (1992). Древнеегипетская религия. Лондон: Издательство Британского музея.
  • Бакр, Мохамед И. и Брандл, Гельмут (2010). «Бубастис и храм Бастет». У М. И. Бакра; Х. Брандл и Ф. Каллониатис (ред.). Египетские древности из Куфур Нигм и Бубастис. Каир / Берлин. С. 27–36. ISBN 978-3-00-033509-9
  • Бернхауэр, Эдит (2014). "Фрагмент стелы (Бастет)". У М. И. Бакра; Х. Брандл; Ф. Каллониатис (ред.). Египетские древности из дельты Восточного Нила. Каир / Берлин. С. 156–157. ISBN 978-3-00-045318-2

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 14:24:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте