Алодия

редактировать
Средневековое Нубийское королевство

Алодия.
6 век - ок. 1500
Карта, показывающая размеры Алодии в 10 веке Примерная протяженность Алодия в X веке
СтолицаСоба
Общие языкиНубийский. Греческий (литургический). Другие
РелигияКоптский Православное христианство
ПравительствоМонархия
Историческая эпохаСредневековье
• Первое упоминаниеVI век
• Разрушеноc.1500
ПредшествовалоПосле
Королевство Куш
Султанат Адал
Султанат Фундж
Королевство Фазугли
Королевство аль-Абваб
Сегодня частьСудана

Алодия, также известная как Альва (греческий : Aρουα, Aroua; арабский : علوة, ʿAlwa), был средневековым нубийцем королевство в том, что сейчас является центральным и южным Суданом. Его столицей был город Соба, расположенный недалеко от современного Хартума, у слияния рек Голубой и Белый Нил.

Основанная где-то после падения древнего королевства Куш, примерно в 350 году нашей эры, Алодия впервые упоминается в исторических записях в 569 году. Это было последнее из трех нубийских королевств, преобразованных в Христианство в 580 г., после Нобадии и Макурии. Возможно, он достиг своего пика в IX – XII веках, когда записи показывают, что он превосходил своего северного соседа, Макурию, с которой он поддерживал тесные династические связи, по размеру, военной мощи и экономическому процветанию. Будучи большим многокультурным государством, Алодия управлялась могущественным королем и назначенными им губернаторами провинций. Столица Соба, описываемая как город «обширных жилищ и церквей, полных золота и садов», процветала как торговый центр. Товары прибывали из Макурии, Ближнего Востока, Западной Африки, Индии и даже Китая. Грамотность как в нубийском, так и греческом процветала.

С 12-го, и особенно с 13-го века, Алодия приходила в упадок, возможно, из-за вторжений с юга, засух и смещения торговых путей. В 14 веке страна могла быть опустошена чумой, в то время как арабские племена начали мигрировать в долину Верхнего Нила. Примерно к 1500 г. Соба перешла либо к арабам, либо к Фунджу. Это, вероятно, ознаменовало конец Алодии, хотя некоторые суданские устные традиции утверждали, что она сохранилась в виде царства Фазугли в пределах эфиопских -суданских пограничных территорий. После разрушения Собы Фундж основал Султанат Сеннар, положив начало периоду исламизации и арабизации.

Содержание

  • 1 Источники
  • 2 География
  • 3 История
    • 3.1 Истоки
    • 3.2 Христианизация и пик
    • 3.3 Упадок
    • 3.4 Падение
    • 3.5 Наследие
  • 4 Администрация
  • 5 Культура
    • 5.1 Языки
    • 5.2 Церковная архитектура
    • 5.3 Керамика
  • 6 Экономика
    • 6.1 Сельское хозяйство
    • 6.2 Торговля
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Источники

Фотография город Соба Соба во время раскопок в конце 2019 года

Алодия, безусловно, наименее изученная из трех средневековых нубийских царств, поэтому свидетельств очень много. тонкий. Большая часть того, что о нем известно, принадлежит горстке средневековых арабских историков. Наиболее важными из них являются исламские географы аль-Якуби (9 век), Ибн Хаукал и аль-Асуани (X век), которые оба посетили страну, и копт Абу аль-Макарим (XII век). События, связанные с христианизацией королевства в VI веке, были описаны современным епископом Иоанном Эфесским ; различные постсредневековые суданские источники обращаются к его падению. Аль-Асуани отметил, что он общался с нубийским историком, который был «хорошо знаком со страной Альва», но никаких средневековых нубийских историографических работ еще не обнаружено

.

Хотя известно много алодийских поселений, только столица Соба подверглась обширным раскопкам. Части этого участка были обнаружены в начале 1950-х годов, дальнейшие раскопки проводились в 1980-х и 1990-х годах. Новый междисциплинарный исследовательский проект планируется начать в конце 2019 года. Площадь Соба составляет примерно 2,75 км (1,06 квадратных миль), и она покрыта многочисленными насыпями из кирпичного щебня, ранее принадлежавшими монументальным сооружениям. Сделанные к настоящему времени открытия включают несколько церквей, дворец, кладбища и множество мелких находок.

География

Алодия находилась в Нубии, регионе, который в средневековье, простирался от Асуана на юге Египта до неустановленной точки к югу от слияния рек Уайт и Голубой Нил. Сердцем королевства была Гезира, плодородная равнина, ограниченная Белым Нилом на западе и Голубым Нилом на востоке. В отличие от долины Белого Нила, долина Голубого Нила богата известными алодийскими археологическими памятниками, в том числе Соба. Степень влияния алодийцев на юг неясна, хотя вполне вероятно, что они граничили с эфиопским нагорьем. Самые южные известные алодианские стоянки находятся в непосредственной близости от Сеннара.

. К западу от Белого Нила Ибн Хаукал проводил различие между Аль-Джеблиеном, который контролировался Макурией и, вероятно, соответствовал северному Кордофан и контролируемый алодианами Аль-Ахдин, который был идентифицирован с горами Нуба и, возможно, простирался на юг, около современной границы до Южного Судана. Были высказаны предположения о связи нубийцев с Дарфуром, но доказательства отсутствуют.

Северный регион Алодии, вероятно, простирался от слияния двух Нилов ниже по течению до Абу Хамада около. Абу Хамад, вероятно, являлся самым северным форпостом провинции Алодиан, известной как аль-Абваб («ворота»), хотя некоторые ученые также предполагают более южное местоположение, ближе к реке Атбара. Не было обнаружено никаких доказательств наличия крупного алодианского поселения к северу от слияния двух Нилов, хотя там было зарегистрировано несколько фортов.

Между Нилом и Атбарой находился Бутана, пастбища, подходящие для скота. Вдоль Атбары и прилегающей дельты Гаша (около Кассала ) было замечено множество христианских поселений. Согласно Ибн Хаукалу, вассальный король, верный Алодии, правил регионом вокруг дельты Гаша. Фактически, большая часть суданско-эфиопско-эритрейских пограничных земель, когда-то находившихся под контролем эфиопского царства Аксум, похоже, находилась под влиянием алодиан. Рассказы Ибн Хаукала и аль-Асуани предполагают, что Алодия также контролировала пустыню вдоль побережья Красного моря.

История

Истоки

Имя Алодия может иметь значительную древность, возможно, оно впервые появилось как Алут на кушитской стеле конца IV века до нашей эры. Он снова появился как Альва в списке кушитских городов римским автором Плинием Старшим (1 век н.э.), который, как говорят, расположен к югу от Мероэ. Другой город, названный Алва, упоминается в аксумской надписи 4 века, на этот раз расположенный недалеко от слияния рек Нил и Атбара.

Бронзовая статуэтка связанный мужчина Кушитская бронзовая статуэтка, 1 век до н.э. Мероитская надпись на его нижней стороне идентифицирует пленника как нубийского царя

. К началу 4-го века королевство Куш, которое раньше контролировало большую часть берегов Судана, было в упадке, и нубийцы (носители нубийских языков ) начали селиться в долине Нила. Первоначально они жили к западу от Нила, но изменения климата вынудили их двинуться на восток, что привело к конфликтам с Кушем, по крайней мере, с 1 века до нашей эры. В середине 4-го века нубийцы занимали большую часть территории, некогда контролируемой Кушем, в то время как она была ограничена северными районами Бутаны. В аксумской надписи упоминается, что воинственные нубийцы также угрожали границам Аксумского царства к северу от реки Текезе, что привело к экспедиции аксумитов. В нем описывается поражение нубийцев от сил аксумитов и последующий поход к слиянию рек Нил и Атбара. Там аксумиты разграбили несколько кушитских городов, в том числе Алву.

Остатки аэрофотосъемки форта Остатки крепости Умм-Маррахи около Омдурмана, датируемые VI веком

Археологические данные свидетельствуют о том, что королевство Куш прекратило свое существование в середина 4 века. Неизвестно, сыграли ли аксумитские экспедиции непосредственную роль в его падении. Кажется вероятным, что присутствие аксумитов в Нубии было недолгим. Со временем в регионе возникли региональные центры, правящие элиты которых были похоронены в больших курганах. Такие курганы, которые впоследствии стали Алодией, известны из Эль-Хобаги и, возможно, Джебель Аулии. Известно, что раскопанные курганы Эль-Хобаги датируются концом 4-го века и содержат ассортимент оружия, имитирующего кушитские королевские погребальные ритуалы. Между тем, многие кушитские храмы и поселения, включая бывшую столицу Мероэ, по всей видимости, в значительной степени заброшены. Сами кушиты были поглощены нубийцами, и их язык был заменен на нубийский.

Как возникло царство Алодия, неизвестно. Его формирование было завершено к середине VI века, когда, как говорят, он существовал вместе с другими нубийскими царствами Нобадия и Макурия на севере. Соба, которая к VI веку превратилась в крупный городской центр, служила его столицей. В 569 г. впервые упоминается царство Алодия, которое Иоанн Эфесский описывает как царство на пороге христианизации. Независимо от Иоанна Эфесского, существование царства также подтверждается греческим документом конца VI века из Византийского Египта, описывающим продажу алодийской рабыни.

Христианизация и пик

Граффито в виде креста, вырезанного на кирпиче. Крест граффито из Мусавварат эс-Суфра Монограммы из Архангела Михаила в карьере близ Мероэ. Такие монограммы, по-видимому, были самым популярным эпиграфическим выражением в Алодии, в то время как более длинные надписи сравнительно редки.

Отчет Иоанна Эфесского подробно описывает события вокруг христианизации Алодии. Как самое южное из трех нубийских королевств, Алодия последней обратилась в христианство. По словам Иоанна, алодианский царь знал об обращении Нобадии в 543 году и просил его прислать епископа, который также крестил бы его народ. Просьба была удовлетворена в 580 г., и был отправлен Лонгин, что привело к крещению короля, его семьи и местной знати. Таким образом, Алодия стала частью христианского мира под Коптским Патриархатом Александрии. После обращения несколько языческих храмов, таких как храм в Мусавварат эс-Суфра, вероятно, были преобразованы в церкви. Степень и скорость распространения христианства среди алодианского населения неизвестны. Несмотря на обращение знати, вполне вероятно, что христианизация сельского населения шла очень медленно, если вообще шла. Отчет Иоанна Эфесского также подразумевает напряженность между Алодией и Макурией. Этим периодом недавно были приурочены несколько фортов к северу от слияния двух Нилов. Однако их оккупация не превышала 7-го века, что позволяет предположить, что конфликт между макурианами и алодианами был скоро разрешен.

Между 639 и 641 годами арабы-мусульмане завоевали Египет у Византийской империи.. Макурия, которая к этому времени была объединена с Нобадией, отразила два последующих мусульманских вторжения, одно в 641/642 и другое в 652. После этого Макурия и арабы согласились подписать Бакт, мирный договор, который включал ежегодный обмен подарками и социально-экономические правила между арабами и нубийцами. Алодия была прямо упомянута в договоре как не затронутая им. Пока арабы не смогли завоевать Нубию, они начали селиться вдоль западного побережья Красного моря. Они основали портовые города Айдхаб и Бади в VII веке и Суакин, впервые упомянутые в X веке. С 9 века они продвинулись дальше вглубь страны, поселяясь среди беджа по всей Восточной пустыне. Арабское влияние будет оставаться ограниченным к востоку от Нила до 14 века.

Средневековая карта, показывающая регион Нила под Египтом Южная карта Нубии, составленная аль-Идриси (1192 г. н.э.). Алодия («галуа») ошибочно изображена к северу от Макурии («домкола», после Донгола, столица Макурии).

На основании археологических данных она была предположил, что столица Алодии Соба пережила пик своего развития между IX и XII веками. В 9 веке Алодия была впервые описана, хотя и кратко, арабским историком аль-Якуби. В его кратком отчете говорится, что Алодия является более сильным из двух нубийских королевств, поскольку для ее пересечения требуется трехмесячное путешествие. Он также записал, что мусульмане иногда приезжали туда.

Век спустя, в середине X века, Алодию посетил путешественник и историк Ибн Хаукал, в результате чего был составлен наиболее полный из известных рассказов о королевстве. Он очень подробно описал географию и народ Алодии, создавая впечатление большого полиэтнического государства. Он также отметил его процветание, наличие «непрерывной цепочки деревень и сплошной полосы возделываемых земель». Когда прибыл Ибн Хаукал, правящего царя звали Евсевий, которому после его смерти наследовал его племянник Стефанос. Другим алодийским царем этого периода был Давид, который известен по надгробной плите в Собе. Его правление первоначально датировалось 999–1015 гг., Но, основываясь на палеографических основаниях, оно теперь датируется более широко, 9 или 10 веками.

Отчет Ибн Хаукала, описывающий географию Алодии, в значительной степени подтвердился аль-Асуани, посла Фатимидов, посланного в Макурию, который отправился в Алодию. Подобно описанию аль-Якуби 100 лет назад, Алодия была отмечена как более могущественная, чем Макурия, более обширная и обладающая большей армией. Столица Соба была процветающим городом с «прекрасными зданиями, просторными жилищами и церквями, полными золота и садов», а также с большим мусульманским кварталом.

Изображение человека в красно-белой царственной одежде и короне. Король Мыши Георгиос, который, вероятно, правил Макурией и Алодией одновременно. Фарас, конец XII века.

Абу аль-Макарим (XII век) был последним историком, который подробно описал Алодию. Его по-прежнему описывали как большое христианское королевство, в котором находилось около 400 церквей. Говорят, что особенно большая и хорошо построенная церковь находится в Собе и называется "Церковь Манбали". Два алодийских царя, Василий и Павел, упоминаются в арабских письмах XII века из Каср Ибрим.

. Есть свидетельства того, что в определенные периоды между алодианскими и макурскими королевскими семьями существовали тесные отношения. Возможно, что трон часто переходил к королю, отец которого был из королевской семьи другого государства. Нубиолог утверждает, что это было при царе макурцев Меркуриосе (начало VIII века), когда два королевства начали сближаться. В 943 аль-Масуди писал, что царь макурийцев правил Алодией, а Ибн Хаукал писал, что все было наоборот. В 11 веке в макурийском искусстве появилась новая королевская корона; было высказано предположение, что это произошло от алодианского двора. Король, который, как известно, правил Макурией во второй половине XII века, скорее всего, правил обоими королевствами посредством личного союза. Учитывая, что в своем королевском титуле («король Аруадов и Макуритай») Алодия упоминается перед Макурией, он мог первоначально быть алодийским королем.

Decline

Бронзовая курильница с нубийской надписью Бронзовая курильница с поврежденным Нубийская надпись. Предположительно обнаружен в Собе.

Археологические данные из Собы предполагают упадок города, а следовательно, и, возможно, Алодианского царства, начиная с 12 века. К ок. 1300 упадок Алодии значительно продвинулся. В Собе не было обнаружено керамических или стеклянных изделий, датированных XIII веком. Две церкви, по-видимому, были разрушены в 13 веке, хотя вскоре после этого были восстановлены. Было высказано предположение, что на Алодию напал африканец, возможно нилотский, народ по имени Дамадим, который происходил из пограничного региона современного Судана и Южного Судана, вдоль реки Бахр-эль-Газаль. Согласно географу Ибн Саиду аль-Магриби, они напали на Нубию в 1220 году. Соба, возможно, был захвачен в это время, подвергаясь оккупации и разрушениям. В конце 13 века произошло еще одно вторжение неизвестного народа с юга. В тот же период поэт писал, что столица Алодии теперь называется Вайлула, описывается как «очень большая» и «построенная на западном берегу Нила». В начале 14 века географ Шамсаддин ад-Димашки писал, что столицей было место под названием Куша, расположенное вдали от Нила, где воду нужно было добывать из колодцев. На современной итальянской -малоркской карте Дульсерта включены как Алодия («Коул»), так и Соба («Собаа»).

Экономические факторы также похоже, сыграли свою роль в упадке Алодии. С 10 по 12 века на восточноафриканском побережье возникли новые торговые города, такие как Килва. Это были прямые коммерческие конкуренты, поскольку они экспортировали аналогичные товары в Нубию. Период сильных засух, произошедших в Африке к югу от Сахары между 1150 и 1500 годами, также повлиял бы на нубийскую экономику. Археоботанические данные Собы предполагают, что город пострадал от чрезмерного выпаса и чрезмерного возделывания. 262>

К 1276 году аль-Абваб, ранее описанный как самая северная алодианская провинция, был записан как независимое отколовшееся царство, правившее огромными территориями. Точные обстоятельства его отделения и его отношения с Алодией после этого остаются неизвестными. На основании находок керамики было высказано предположение, что аль-Абваб продолжал процветать до 15 и, возможно, даже до 16 века. В 1286 году мамлюкский принц отправил гонцов к нескольким правителям Центрального Судана. Неясно, были ли они по-прежнему подвластны королю Соба или были независимыми, что подразумевает фрагментацию Алодии на несколько мелких государств к концу 13 века. В 1317 году экспедиция мамлюков преследовала арабских разбойников на юге, вплоть до Кассалы в Таке (один из регионов, куда в 1286 году прибыл мамлюкский посланник), возвращаясь маршем через аль-Абваб и Макурию.

Карта Судана, Эритреи, Джибути и северной Эфиопии. Карта с изображением маршрутов миграции, используемых арабские племена, чтобы вторгнуться в Судан

В течение 14-15 веков большая часть территории нынешнего Судана была захвачена арабскими племенами и на короткое время оккупирована Адальский султанат. Возможно, они извлекли выгоду из чумы, которая могла опустошить Нубию в середине 14-го века, убив многих оседлых нубийцев, но не затронув кочевых арабов. Затем они смешались бы с оставшимся местным населением, постепенно получая контроль над землей и людьми, получая огромную выгоду от своего большого населения в распространении своей культуры. Первое зарегистрированное переселение арабов в Нубию датируется 1324 годом. Распад Макурии в конце 14 века, по словам археолога Уильяма И. Адамса, заставил «ворота наводнения» «распахнуться настежь».. Многие, первоначально прибывшие из Египта, следовали по течению Нила, пока не достигли Аль-Даббы. Здесь они направились на запад, чтобы мигрировать по Вади аль-Малик, чтобы добраться до Дарфура или Кордофана.Алодия, в частности Бутана и Гезира, была целью тех арабов, которые веками жили среди беджа в Восточной пустыне.

Изначально королевство могло осуществлять власть над некоторыми из недавно прибывших Арабские группы заставляют их платить дань. Ситуация становилась все более опасной по мере того, как прибыло все больше арабов. Ко второй половине 15 века арабы поселились во всей долине центрального Суданского Нила, за исключением области вокруг Событие, которая была всем, что осталось от владений Алодии. В 1474 году было записано, что арабы основали город Арбаджи на Голубом Ниле, который быстро превратился в важный центр торговли и исламского образования. Примерно в 1500 году нубийцы были зарегистрированы как находящиеся в состоянии полной политической раздробленности, поскольку у них не было царя, а было 150 независимых владений, сосредоточенных вокруг замков по обе стороны Нила. Археология свидетельствует, что к тому времени Соба была в степени разрушена.

Осень

Рисунок пером и тушью всадника в арабской одежде с копьем Иллюстрация арабского всадника в конце 15 века, сделанная Арнольдом фон Харфом

Неясно, было ли королевство Алодия разрушено Арабы под или под Фунджем, африканской группой с юга во главе с их королем Амарой Дункасом. Большинство ученых согласны с тем, что это произошло из-за арабов.

Абдалла Джамма («Абдаллах собиратель»), одноименный предок суданского племени Абдаллаб, был арабом, который, согласно Суданским традициям, поселившимся в долине Нила после прихода с востока. Он укрепил свою власть и основал свою столицу к северу от слияния двух Нилов. В конце 15 века он собрал арабские племена, чтобы выступить против алодианской «тирании», как ее называют, которая была истолкована как имеющая религиозно-экономический мотив. Арабы-мусульмане больше не соглашались ни с правлением, ни с налогообложением христианского правителя. Под руководством Абдаллаха Алодия и ее столица Соба были разрушены, в результате чего была получена богатая добыча, такая как «украшенная драгоценностями корона» и «знаменитое ожерелье из жемчуга и рубинов»

Портрет брата Человек с белой кожей в белом тюрбане и шрамом на щеке . Абдаллаб типичным племенным скарификация. Абдаллабы ведут свое происхождение от предполагаемого разрушителя Алодии.

Согласно другой традиции, записанной в старых документах из Шенди, Соба была разрушена Абдаллахом Джаммахом в 1509 году и уже подверглась нападению в 1474 году. Об объединении арабов против Алодии, как говорят, уже думал эмир, живший между 1439 и 1459 годами. С этой целью он переселился из Бара в Кордофан в гору около Эд Дуэйм на Белом Ниле. При его внуке, по имени Эмир Хумайдан, был переправлен Белый Нил. Там он встретил другие арабские племена и напал на Алодию. Король Алодии был убит, но «патриарху», вероятно, удалось архиепископу Соба, бежать. Вскоре он вернулся в Собу. Был коронован марионеточный король, и была собрана армия нубийцев, беджа и абиссинцев, чтобы сражаться «ради религии». Между тем, арабский альянс был на грани распада, но Абдалла Джамма соединил их, а также вступил в союз с королем Фунджа Амарой Дункасом. Вместе они, наконец, победили и убили патриарха, способствуя разрушив Собу и поработив ее население.

В многоавторской истории Султаната Фундж, составленной в XIX веке, приписывается разрушение Алодия королю Амаре Дункасу; он также был союзником Абдаллы Джаммы. Это нападение датируется 9 веком после хиджры ( (c.1396–1494). Впечатление Соба, как говорят, служил столицей Фунджа до основания Сеннара в 1504 году. В истории суфизма в Судане (ок. 1700) кратко упоминается что Фундж напали и нанесли поражение «королевству Нуба» в 1504–1505 гг.

Наследие

Человек в мантии с мечом Начало 19 века Фундж манджил («король») Фазугли как изображено Фредериком Кайо. На голове он носит такия умм карнейн.

Историк предполагает, что событие не обязательно было концом Алодии. Согласно еврейскому путешественнику Давиду Рувени, который посетил страну в 1523 году, на восточном берегу Голубого Нила все еще существовало «царство Соба», хотя он прямо указал на Собу. сам был в руинах. Это соответствует устным преданиям из Верхнего Голубого Нила, которые утверждают, что Алодия пережила падение Событие и все еще существовала вдоль Голубого Нила. Постепенно он отступил в горы Фазугли на границе Эфиопии и Судана, образуя царство Фазугли. Недавние раскопки в западной Эфиопии, кажется, подтверждают теорию перемещения алодийцев. Фундж в конце захватил Фазугли в 1685 году, и его население, известное как, стало основным частным Сеннара, в конечном итоге захватив власть в 1761–1762 годах. Не далее как в 1930 году жителей деревни Хамадж на юге Гезиры клялись, что «Соба - это дом моих дедов и бабушек, который может заставить камень плавать, а ватный шарик тонуть».

В 1504–1505 годах Фундж основал Фундж. султанат, включающий владения Абдаллы Джаммы, который, согласно некоторым традициям, произошел после битвы, в которой его победил Амара Дункас. Фундж сохранил некоторые средневековые нубийские обычаи, такие как ношение корон с чертами, напоминающими коровьи рога, называемые такия умм карнейн, берить головы короля во время его коронации и, согласно Джею Сполдингу, обычай воспитания принцев отдельно от их матерей, в строгом заключении. <2>

После падения Алодии произошла обширная арабизация, когда нубийцы приняли племенную систему арабских мигрантов. Жители Нила между аль-Даббой на севере и местом слияния двух Нилов на юге были включены в племя джаалин. К востоку, западу и югу от джаалин в стране теперь доминировали племена, претендовавшие на происхождение джухайна. В районе Событие преобладала племенная идентичность абдаллаба. На нубийском языке в Центральном Судане до 19 века, когда он был заменен на арабский. Суданский арабский сохраняет многие слова нубийского происхождения, а нубийские источники топонимы можно найти до сих пор. юг как штат Голубой Нил.

Судьба в этом регионе остается в образовании государства неизвестной. Церковные институты рухнули бы вместе с падением королевства, что бы привело к упадку христианской веры и возвышению вместо нее ислама. Исламизированные группы из северной Нубии начали обращать в свою веру гезиру. Еще в 1523 году король Амара Дункас, который изначально был язычником или номинальным христианином, был записан как мусульманин. Тем не менее, в 16 веке большая часть нубийцев все еще считала себя христианами. Путешественник, посетивший Нубию около 1500 года, подтверждает это, а также говорит, что у нубийцев настолько не хватало христианских наставлений, что они не знали веры. В 1520 году нубийские послы достигли Эфиопии и обратились к императору с просьбой о священниках. [1] [1] [1] [1] В первой половине 17 века в пророчестве суданского шейха Идриса Вад аль-Арбаба регистрируется церковь в Нубийских горах. Еще в начале 1770-х годов на границе между Эфиопией и Суданом существовало христианское княжество, называемое Шайра. Апотропные ритуалы, проистекающие из христианской практики, пережили обращение в ислам. Еще в 20-м мире несколько практик, христианского происхождения, были «обычными, хотя, конечно, не универсальными в Омдурмане, Гезире и Кордофане», обычно вращались вокруг наложения крестов на людей и предметы . 262>

Соба, которая оставалась населенной, по крайней мере, до начала 17 века, служила, среди многих других разрушенных алодианских поселений, постоянным источником кирпичей и камней для близлежащих святынь Куббы, посвященный суфийским святым. В начале 19 века многие из кирпичей, оставшихся в Собе, были разграблены для строительства Хартума, новой столицы Турецкого Судана.

Администрация

В то время как информация о правительстве Алодии редко, вероятно, он был похож на , что у Макурии. Главой государства был король, который, согласно аль-Асуани, правил как абсолютный монарх. Было записано, что он мог по своему желанию порабощать любого из своих подданных, которые не сопротивлялись его решению, а падали ниц перед ним. Как и в Макурии, наследование алодианского престола было по материнской линии : трон унаследовал сын сестры царя, а не его сын. Могут существовать существования мобильного царского лагеря, хотя перевод первоисточника Абу аль-Макарим не точен. Подобные мобильные суды, как известно, существовали в раннем султанате Фундж, Эфиопии и Дарфуре.

Королевство было разделено на несколько провинций под суверенитетом Соба. Кажется, эта провинция управляли представителей короля. Аль-Асуани заявил, что губернатор северной провинции Аль-Абваб был назначен королем. Это похоже на то, что Ибн Хаукал записал для региона дельты Гаша, которому назначен арабоязычный (говорящий по-арабски). В 1286 году эмиссары мамлюков были отправлены к нескольким правителям Центрального Судана. Неясно, были ли эти правители на самом деле независимыми королю, или они оставались подчиненными королю Алодии. Это дало бы понимание территориальной организации королевства. «Сахиб » Аль-Абваба, похоже, был независимым. Помимо Аль-Абваб, включаются следующие регионы: Аль-Анаг (возможно, Фазугли); Ари; Барах; Бефал; Данфу; Кедру (возможно, после Кадеро, деревни к северу от Хартума); Керса (Гезира); и Така (регион вокруг дельты реки Гаш).

Государство и церковь были переплетены в Алодии, и алодианские цари, вероятно, служили ее покровителями. Коптские документы, обнаруженные Иоганном Михаэлем Ванслебом в конце 17 века, перечисляют следующие следующие эпархии в Алодийском королевстве: Ародиас, Борра, Гагара, Мартин, Банази и Менкеса. «Ародиас» может относиться к епископству в Собе. Епископы зависели от патриарха Александрии.

У Алодии могла быть постоянная армия, в которой кавалерия, вероятно, проецировала силу и символизировала королевскую власть в провинциях. Из-за своей скорости лошади также важны для связи, мощным курьерское сообщение между столицей и провинциями. Помимо лошадей, лодки также играли центральную роль в транспортной инфраструктуре.

Короли
ИмяДата правленияКомментарий
Джорджиос?Записано на надписи в Соба.
Давид9 или 10 векЗаписано на его надгробии в Собе. Первоначально считалось, что он правил с 999 по 1015 годы, но теперь предполагается, что он жил в 9-10 веках.
Евсевийок. 938–955Упоминается Ибн Хаукалом.
Стефаносок. 955Упоминается Ибн Хаукалом.
Мыши Георгиосc.1155–1190Совместный правитель Макурии и Алодии. Записано на письмах из Касра Ибрима и граффито из Фараса.
? Василий12 векЗаписано на арабском письме из Касра Ибрима и граффито из Мероэ (?).
? ПолXII векЗаписано на арабском письме из Каср Ибрим.

Культура

Языки

Эскиз нубийских надписей Нубийские граффити из Мусавварат эс-Суфра Надгробие царя Давида (9 или 10 век), вырезанное на греческом языке в Собе.

Хотя Алодия была полиэтнической и, следовательно, многоязычной, по сути, это было нубийское государство, большинство которого говорило на нубийском языке. На основании нескольких надписей, найденных на территории алодийцев, было высказано предположение, что алодиане говорили на диалекте, отличном от древнобиинского северной Нубии, получившего название алвано-нубийского. Это предположение основывается в первую очередь на шрифте, использованном в этих надписях, который, хотя и основан на греческом алфавите, отличается от того, что используется в Макурии, тем, что не использует коптский диакритические знаки и вместо них специальные символы на основе мероитских иероглифов. Однако, в конечном итоге, классификация этого языка и его отношение к старому нобиину еще предстоит уточнить. В 1830-х годах было сказано, что на нубийском языке все еще говорят на юге, вплоть до берберского, недалеко от слияния Нила и Атбары. Предположительно он был похож на Кензи, но со многими отличиями.

Рисунок фрагментов мрамора с надписями на нубийском Фрагментарный мраморный камень из Собы с нубийской надписью

Хотя использовался греческий, престижный сакральный язык, на нем, похоже, не говорили. Пример использования греческого языка в Алодии - надгробие царя Давида из Собы, где он написан с вполне правильной грамматикой. Аль-Асуани отметил, что книги были написаны на греческом, а затем переведены на нубийский. Христианская литургия также была на греческом языке. Коптский, вероятно, использовался для общения с Патриархом Александрии, но письменные коптские останки очень редки.

Помимо нубийского, по всему королевству говорили на множестве языков. В Нубийских горах встречается несколько кордофанских языков вместе с горнонубийскими диалектами. Выше по течению вдоль Голубого Нила говорили на восточно-суданских языках, таких как Берта или Гумуз. На восточных территориях жили беджа, говорившие на своем кушитском языке, также как и семитские арабы и Тигре.

церковная архитектура

План церковного комплекса Примерный план здания церкви "Курган С", Соба

Существование 400 церквей было зарегистрировано по всему королевству; большинство из них еще предстоит найти. На данный момент идентифицировано только семь из-за простых названий церкви «A», «B», «C», «E», церкви «Mound C» в Собе, церкви в Сакади и храма-церкви в Мусавварате. ас-Суфра. Гипотетическая церковь была недавно обнаружена в Абу Эртейла в западной Бутане. Церкви «А» - «С», а также церковь «Курган С» были базиликами, сопоставимыми с самыми большими макурскими церквями. Церковь Сакади была вставкой в ​​ранее существовавшую структуру. Церковь «Е» и церковь Мусавварат эс-Суфра были «нормальными» церквями. Таким образом, известные алодийские молельные дома можно разделить на три класса.

План церкви Церковный комплекс «Курган Б», Соба, включая, сверху вниз: «Церковь А», «Церковь Б» и «Церковь С» Рисунок пером и тушью орнаментированной заглавной буквы A заглавная из церкви "Курган C", Соба

На "Кургане B" в Собе лежал автономный комплекс из трех церквей "A", "B" и "C". Церкви «А» и «В», обе, вероятно, построенные в середине 9 века, были большими зданиями, первое размером 28 м × 24,5 м (92 футов × 80 футов), а второе 27 м × 22,5 м (89 футов × 74 футов). Церковь "C" была намного меньше и построена после двух других церквей, вероятно, после c. 900. Три церкви имели много общего, в том числе имели нартекс, широкие входы на главной оси восток-запад и амвон вдоль северной стороны нефа. Различия очевидны в толщине используемых кирпичей. В церкви «С» отсутствовали внешние нефы. Кажется вероятным, что комплекс был церковным центром Событие, если не всего королевства.

План церкви Храм-церковь, Мусавварат эс-Суфра

Церковь «Е» на естественной горе размеры 16,4 м × 10,6 м (54 × 35 футов) размером (и, как и все строения из красного кирпича в Собе, сильно ограблены). Его планировка была необычной, например, нартекс Г-образной формы. Крыша поддерживалась деревянными балками, опираясь на каменные постаменты. Внутренние стены раньше покрывали окрашенной побеленной грязью; внешние стены были облицованы белым известковым раствор.

Церковь "Курган С", возможно, самая старая из церквей Событие, имеющая место около 13,5 м (44 фута). Это была единственная алодианская церковь, в которой были каменные колонны. Очень мало от него осталось, а его стены, вероятно, из красного кирпича, полностью исчезли. Были отмечены пять капителей, принадлежащих к стилю, который появился в Нубии на рубеже VIII века.

Черно-белая фотография места археологических раскопок Раскопка церкви в 1913 году

Церковь Мусавварат эс-Суфра, названная «Храм III A» изначально был языческим храмом, но был преобразован в церковь, вероятно, вскоре после королевского обращения в 580 году. Он был прямоугольным и слегка скошенным: 8,6–8,8 × 7,4–7,6 м (28 футов– 29 футов × 24 футов - 25 футов) размером. Он был разделен на одну большую и три маленьких. Крыша неопределенной формы поддерживалась деревянными балками. Несмотря на то, что изначально он был кушитским храмом, он все еще имеет сходство со специально построенными церквями, например, имеет вход как с северной стороны, так и с южной стороны.

Самая южная известная нубийская церковь находилась в Сакади, здание из красного кирпича, вставленное в ранее существовавшее здание неизвестной природы. В нем был неф, через которые выступали две L-стены, и по крайней мере два прохода с прямоугольными кирпичными опорами между ними, возможно, трех комнат на западном конце, что было типично нубийским расположением..

Нубийская церковная архитектура нашлась под сильным регионом Египта, Сирии и Армении. Созвездие комплекса «Курган Б» может отражать византийские влияния. Отношения между церковной архитектурой Макурии и Алодии остаются неопределенными. Что очевидным, так это то, что у алодийских церквей отсутствовали восточные входы и трибуны, что характерно для церквей северной Нубии. Кроме того, алодианские церкви использовали больше дерева. Сходства со средневековой церковной архитектурой Эфиопии найти труднее, совпадают некоторые детали.

Керамика

В средневековой Нубии керамика и ее украшение ценились как вид искусства. До VII века наиболее распространенным типом керамики, найденной в Собе, была так называемая «красная посуда». Эти колесные полусферические чаши были сделаны из красного или оранжевого скольжения и раскрашены отдельными мотивами, такими как коробки с внутренней штриховкой, стилизованные цветочные мотивы или кресты. Очертания мотивов были нарисованы черным, а интерьер - белым. По своему обычному правильному продолжению кушитских стилей с использованием цветовых схем аксумских Эфиопии. Из-за их предположительной редкости было предположение, что они были импортированы, хотя они имеют сходство с керамическими изделиями, известными как «», которые сменили.

«Посуда Соба» была разновидностью керамических изделий, изготовленных на колесах. Керамика с характерным декором, очень отличающейся от керамики, найденной в остальной части Нубии. Форма керамики была разнообразной, как и репертуар росписи. Одной из самых отличительных черт было использование лиц в качестве росписи. Они были упрощенные, если не геометрические, по форме и большими круглыми глазами. Этот стиль чужд Макурии и Египту, но имеет сходство с картинами и рукописями из Эфиопии. Возможно, гончары скопировали эти мотивы с росписи местных церквей. Также уникальным было применение бобышек в форме животных (протомов ). Также производились глазурованные сосуды, копирующие персидские акваманилы, но не достигшие их качества. Начиная с IX века, «посуда Соба» все чаще заменялась прекрасной посудой, импортируемой из Макурии.

Экономика

Сельское хозяйство

Фотография крупным планом взрослого растения сорго Сорго было основным продуктом питания средневековой Нубии.

Алодия находилась в поясе саванн, что давало ей экономическое преимущество перед своим северным соседом Макурией. Согласно аль-Асуани, «провизия страны Альва и их царя» пришла из Керсы, которая была идентифицирована с Гезира. К северу от слияния двух Нилов сельское хозяйство ограничивалось фермами вдоль реки, орошаемыми такими устройствами, как шадуф или более изощренная сакия. Напротив, фермеры Гезиры получали прибыль от достаточного количества осадков, чтобы их выращивание стало экономической опорой. Археологические записи дали представление о типах продуктов питания, выращиваемых и потребляемых в Алодии. В Соба основным злаком было сорго, хотя было известно, что употреблялись также ячмень и просо. Аль-Асуани отметил, что сорго использовалось для изготовления пива, и сказал, что виноградники были довольно редки в Алодии по сравнению с Макурией. Есть археологические находки винограда. По словам аль-Идриси, также выращивались лук, хрен, огурцы, арбузы и рапс, но в Собе никого не нашли. Вместо этого были идентифицированы инжир, плоды акации, плоды пальмы дум и финики.

Оседлые фермеры составили единое целое часть сельского хозяйства Алодии, другая - кочевники, занимавшиеся животноводством. Отношения между этими двумя группами были симбиотическими, что привело к обмену товарами. Аль-Асуани писал, что говядина была в изобилии в Алодии, что он приписывал обильным пастбищам. Археологические находки из Собы подтверждают наличие здесь крупного рогатого скота, поскольку большинство костей животных относятся к этому виду, за ними следуют кости овец и коз. Куры, вероятно, также разводились в Собе, хотя доступные археологические доказательства очень ограничены, вероятно, из-за хрупкости костей птиц. Останки свиней не идентифицированы. Останки верблюдов были замечены, но ни на одном из них не было следов резни. Рыбалка и охота внесли лишь незначительный вклад в общий рацион Собы.

Торговля

Торговля была важным источником дохода для людей Алодии. Соба служил торговым центром с торговыми путями север-юг и восток-запад; товары прибыли в королевство из Макурии, Ближнего Востока, Западной Африки, Индии и Китая. Торговля с Макурией, вероятно, велась через пустыню Байуда, следуя за Вади Абу Дом или Вади Мукаддам, в то время как другой маршрут проходил из окрестностей Абу Хамада в Короско в Нижней Нубии. Маршрут, идущий на восток, начинался вокруг Бербера у слияния рек Нил и Атбара, заканчиваясь в Бади, Суакине и Дахлаке. Купец Бенджамин из Туделы упоминает маршрут, ведущий на запад, ведущий из Алодии в Зувилу в Феццане. Археологические свидетельства торговли с Эфиопией практически отсутствуют, хотя о торговых отношениях свидетельствуют и другие свидетельства. Торговля с внешним миром велась преимущественно арабскими купцами. Мусульманские купцы были зарегистрированы как пересекшие Нубию, некоторые из них жили в районе Соба.

экспорт из Алодии, вероятно, включал сырье, такое как золото, слоновая кость, соль и другие тропические продукты, а также шкуры. Согласно устной традиции арабские купцы приезжали в Алодию, чтобы продавать шелк и ткани, получая взамен бусы, слоновьи зубы и кожу. В Собе были найдены шелк и лен, вероятно, из Египта. Большая часть найденного там стекла также была импортирована. Бенджамин из Туделы утверждал, что купцы, путешествующие из Алодии в Зувилу, несли шкуры, пшеницу, фрукты, бобовые и соль, а по возвращении несли золото и драгоценные камни. Принято считать, что рабов вывозили из средневековой Нубии. Адамс утверждает, что Алодия была специализированным государством работорговли, которое эксплуатировало языческое население на западе и юге. Свидетельств регулируемой работорговли очень мало. Такие свидетельства начинают появляться только с XVI века, после падения христианских королевств.

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Координаты : 15 ° 31'26 ″ N 32 ° 40'51 ″ E / 15,52389 ° N 32,68083 ° E / 15,52389; 32.68083

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 01:42:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте