Анк

редактировать
Древний египетский иероглифический символ

Анх

анкх или ключ жизни - это древнеегипетский иероглифический символ, который чаще всего использовался в письменной форме и в египетском искусстве для обозначения слова «жизнь» и, соответственно, как символ самой жизни.

Анк имеет форму креста, но с петлей в форме капли вместо верхней планки. Происхождение символа неизвестно, хотя было предложено множество гипотез. Он использовался в письменной форме как трехбуквенный знак , представляющий последовательность из трех согласных, n-n-ḫ. Эта последовательность была найдена в нескольких египетских словах, включая слова, означающие «зеркало», «цветочный букет» и «жизнь». В искусстве символ часто появлялся как физический объект, представляющий либо жизнь, либо связанные с ней вещества, такие как воздух или вода. Его особенно часто держали в руках древнеегипетские божества или передавали ими фараону, чтобы показать их силу поддерживать жизнь и возрождать человеческие души в загробной жизни.

Анк был одним из самых распространенных декоративных мотивов в Древнем Египте, а также декоративно использовался соседними культурами. Христиане-копты преобразовали его в crux ansata, форму с круглой, а не овальной петлей, и использовали ее как вариант христианского креста. С конца 20 века в западном мире анкх снова стал использоваться в декоративных целях, как символ африканской культурной самобытности, неоязычных систем верований и готической субкультуры.

  • 1 Использование в письменной форме
  • 2 Происхождение
  • 3 Использование в религии и искусстве
  • 4 Древний Ближний Восток
  • 5 Христианство
  • 6 Современное использование
  • 7 Цитаты
  • 8 Цитируемые работы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Использование в написании
Ꜥnḫ. в иероглифах
S34 n . Aa1
or
S34

В древнеегипетском иероглифическом письме, анк был трехбуквенным знаком: он представлял собой последовательность из трех согласных звуков. Анкх означает последовательность Ꜥ-n-ḫ, где n произносится как английская буква n, Ꜥ - это звонкий глоточный фрикативный звук, а ḫ - это глухой или звонкий велярный фрикативный (звуки в английском не встречаются). В египетском языке эти согласные встречаются в глаголе, означающем «жить», существительном, означающем «жизнь», и словах, производных от них, например sꜤnḫ, что означает «заставлять жить» или «питать». ". Знак известен на английском языке как «анкх», основанный на гипотетическом произношении египетского слова, или как «ключ жизни», основанный на его значении.

Одно из распространенных употреблений слова Ꜥnḫ было выражением желания, чтобы конкретный человек жил. Например, фраза, означающая что-то вроде «будь здоровым и живым», использовалась в вежливом контексте, подобно английской фразе «если хочешь», а фраза Ꜥnḫ wḏꜣ snb, означающая «жив, здоровый и здоровый ", использовалось в качестве почетного для фараона, когда он упоминался в письменной форме. Египетское слово, обозначающее «клятву», также было Ꜥn, потому что клятва в Древнем Египте начиналась с формы слова «жить».

Такие же согласные были найдены в слове «зеркало» и в слове, обозначающем «зеркало». цветочный букет, поэтому и при написании этих слов использовался знак. Три согласных также составляют слово, обозначающее объект, похожий на петлю, похожий на веревку, который можно найти на иллюстрациях на многих гробах из Среднего царства (ок. 2050–1650 до н. Э.). египтологи Баттискомб Ганн и Алан Гардинер в начале 20-го века считали эти предметы сандалиями ремнями, учитывая, что они выглядят попарно у подножия гроба, и в сопроводительных текстах говорится, что предметы находятся «на земле под его ногами».

Происхождение
Первая династия каменное блюдо в форме анха, которое обнимает пара рук, представляющая ka

Ранние образцы знака анкх, относятся к Первой династии (ок. 30–29 вв. до н. э.). Нет единого мнения о том, какой физический объект изначально представлял знак.

Многие ученые полагают, что знак представляет собой узел, образованный из гибкого материала, такого как ткань или тростник, поскольку в ранних версиях знака показана нижняя полоса знака. анк как два отдельных отрезка гибкого материала, которые кажутся соответствующими двум концам узла. Эти ранние версии имеют сходство с символом тает, знаком, олицетворяющим концепцию «защиты». По этим причинам египтологи Генрих Шефер и Генри Фишер считали, что эти два знака имеют общее происхождение, и они рассматривали анх как узел, который использовался как амулет, а не для каких-либо практических целей.

Иероглифическое письмо использовало изобразительные знаки для обозначения звуков, так что, например, иероглиф для дома мог представлять звуки пр, которые были найдены в египетском слове, означающем «дом». Эта практика, известная как принцип ребуса, позволяла египтянам представлять такие вещи, как абстрактные понятия, которые нельзя было изобразить. Гардинер считал, что анк возник именно так. Он указал, что изображения сандалий на гробах Среднего царства напоминают иероглиф, и утверждал, что этот знак изначально представлял такие узлы и стал использоваться при написании всех других слов, содержащих согласные Ꜥ-n-ḫ. В списке иероглифических знаков Гардинера анкх обозначается как S34, помещается в категорию предметов одежды и сразу после S33 - иероглиф для сандалии. Гипотеза Гардинера все еще актуальна; Джеймс П. Аллен во вводной книге по египетскому языку, опубликованной в 2014 году, предполагает, что этот знак изначально означал «сандалиевый ремешок», и использует его как один из основных примеров принципа ребуса в иероглифическом письме.

Различные авторы утверждали, что изначально знак представлял нечто иное, чем узел. Некоторые предполагают, что это имеет сексуальное значение. Например, Томас Инман, мифолог-любитель в девятнадцатом веке, думал, что этот знак представляет мужские и женские репродуктивные органы, объединенные в один знак. Виктор Лорет, девятнадцатый век Египтолог утверждал, что «зеркало» было первоначальным значением знака. Проблема с этим аргументом, который признал Лорет, заключается в том, что божества часто изображаются держащими анк за петлю, и их руки проходят через нее там, где должна быть твердая отражающая поверхность зеркала в форме анха. Эндрю Гордон, египтолог, и Кэлвин Швабе, ветеринар, утверждают, что происхождение анха связано с двумя другими признаками неясного происхождения, которые часто появляются рядом с ним: был-скипетр, символизирующий «силу» или «господство», и столп джед, олицетворяющий «стабильность». Согласно этой гипотезе, форма каждого знака взята из анатомической части быка, как и некоторые другие иероглифические знаки, которые, как известно, основаны на частях тела животных. Согласно египетской вере семя было связано с жизнью и, в некоторой степени, с «силой» или «властью», и некоторые тексты указывают на то, что египтяне считали, что семя происходит из костей. Таким образом, Гордон и Швабе предполагают, что признаки основаны на частях анатомии быка, через которые, как считалось, проходит сперма: анкх - это грудной позвонок, джед - это крестец и поясничные позвонки, а это высушенный пенис быка.

Использование в религии и искусстве

Согласно египетским верованиям, жизнь была силой, которая циркулировала по всему миру. Отдельные живые существа, в том числе люди, были проявлением этой силы и фундаментально связаны с ней. Жизнь возникла при сотворении мира, и циклические события, такие как восход и заход солнца, считались воспроизведением исходных событий творения, которые поддерживали и обновляли жизнь в космосе. Таким образом, поддержание жизни было центральной функцией божеств, которые управляли этими естественными циклами. Поэтому анкх часто изображали в руках богов, символизируя их животворную силу. Египтяне также верили, что после смерти их индивидуальная жизнь может быть возобновлена ​​таким же образом, как и жизнь в целом. По этой причине богов часто изображали в гробницах, давая знаки анкх людям, обычно фараону. Поскольку этот знак олицетворял силу дарить жизнь, люди, кроме фараона, редко были показаны принимающими или державшими анк до конца Среднего царства, хотя после этого это соглашение ослабло. Фараон до некоторой степени представлял Египет в целом, поэтому, дав ему знак, боги даровали жизнь всему народу.

В расширении концепции «жизни» анкх мог обозначать воздух или вода. В произведениях искусства боги подносят анкх к носу царя, предлагая ему дыхание жизни. Ручные вееры были еще одним символом воздуха в египетской иконографии, и человеческие слуги, которые обычно несли веера позади царя, иногда заменялись в произведениях искусства персонифицированными знаками анк с оружием. В сценах ритуального очищения, в которых вода поливалась на царя или умершего простолюдина, зигзагообразные линии, которые обычно представляли воду, могли быть заменены цепочками знаков анкх.

Анк мог использоваться более чем в декоративных целях. любой другой иероглифический знак. Зеркала, футляры для зеркал и цветочные букеты были выполнены по его форме, учитывая, что знак использовался при написании названия каждого из этих предметов. Некоторые другие предметы, такие как сосуды для возлияния и систра, также имели форму знака. Знак очень часто появлялся в декоре архитектурных форм, таких как стены и святыни в пределах храмов. В подобных контекстах этот знак часто появлялся вместе со знаками вас и джед, которые вместе означали «жизнь, власть и стабильность». В некоторых декоративных фризах в храмах все три знака, или анкх и был один, располагались над иероглифом корзины, обозначающей слово «все»: «вся жизнь и сила» или «все живое»., мощь и стабильность ». Некоторые божества, такие как Птах и Осирис, могли быть изображены со скипетром, в который были включены элементы анкха и джеда.

Амулеты, выполненные в форме иероглифов. Знаки должны были передать владельцу качества, представленные знаком. Египтяне носили амулеты в повседневной жизни, а также клали их в гробницы, чтобы обеспечить благополучие умерших в загробной жизни. Амулеты в форме анкха впервые появились в конце Старого царства (ок. 2700–2200 до н.э.) и продолжали использоваться в конце первого тысячелетия до нашей эры, однако они были редкостью, несмотря на важность символа. Амулеты в форме составного знака, включающего анкх, были и джед, были более распространены.

Знаки анкх в двумерном искусстве обычно окрашивались в синий или черный цвет. Самые ранние амулеты анх часто изготавливались из золота или электрума, сплава золота и серебра. Египетский фаянс, керамика, которая обычно была синей или зеленой, была наиболее распространенным материалом для амулетов анх в более поздние времена, возможно потому, что его цвет олицетворял жизнь и возрождение.

Древний Ближний Восток

Народ Сирии и Ханаана перенял многие египетские художественные мотивы в Среднем бронзовом веке (ок. 1950–1500 до н.э.), включая иероглифы., из которых анк был самым распространенным. Его часто помещали рядом с различными фигурами на произведениях искусства или изображали в руках египетских божеств, которым поклонялись на древнем Ближнем Востоке. Иногда его использовали для обозначения воды или плодородия. В другом месте на Ближнем Востоке этот знак был включен в анатолийские иероглифы для обозначения слова «жизнь», и этот знак использовался в произведениях искусства минойской цивилизации с центром в Крит. Минойские произведения искусства иногда сочетали анкх или связанный с ним знак тает с минойской эмблемой двойного топора.

Произведения меройского царства, который лежал к югу от Египта и находился под сильным влиянием его религии, особенно характерен анк. Он появляется в храмах и погребальном искусстве во многих из тех же контекстов, что и в Египте, а также является одним из наиболее распространенных мотивов в украшении меройской керамики.

Христианство
A crux ansata in Codex Glazier, коптский манускрипт Нового Завета, 4-5 века нашей эры Знаки Crux ansata на куске ткани, 4-5 века нашей эры

Анк был одним из немногих древнеегипетских художественных мотивов, которые продолжали использоваться после христианизации Египта в течение 4-5 веков нашей эры. Знак напоминает стаурограмму, знак, который напоминает христианский крест с петлей справа от верхней полосы и использовался ранними христианами в качестве монограммы для Иисус, а также crux ansata, или «крест с ручкой», который имеет форму анха с круглой, а не овальной или каплевидной петлей. Было высказано предположение, что на ставрограмму повлиял анк, но самые ранние христианские использования знака относятся к 200 году нашей эры, задолго до самого раннего христианского принятия анха. Самый ранний известный пример crux ansata происходит из копии Евангелия от Иуды, относящейся к III или началу IV века нашей эры. На принятие этого знака могли повлиять стаурограмма, анх или и то, и другое.

Согласно Сократу Константинопольскому, когда христиане демонтировали Александрию Самый большой храм, Серапеум, в 391 году нашей эры, они заметили крестообразные знаки, начертанные на каменных блоках. Присутствовавшие язычники сказали, что этот знак означал «жизнь грядущая», что указывает на то, что знак, о котором говорил Сократ, был анх; Христиане утверждали, что это был их собственный знак, что указывало на то, что они легко могли рассматривать анк как crux ansata.

Существует мало свидетельств использования crux ansata в западной половине Римской империи, но египетские христиане-копты использовали его во многих средствах массовой информации, особенно в украшении тканей.

Современное использование

Гораздо позже анк стал популярным символ в современной западной культуре, особенно как дизайн для украшений и татуировок. Его возрождение началось, когда контркультура 1960-х пробудила больший интерес к древним религиям. В 21 веке это наиболее широко признанный символ африканского происхождения в западном мире, и он иногда используется людьми африканского происхождения в Соединенных Штатах и ​​Европе как символ африканской культурной самобытности. Анх также символизирует кеметизм, группу религиозных течений, основанных на религии Древнего Египта. Знак также популярен в готической субкультуре, особенно ассоциируясь с вампирами, потому что подвеска анкх заметно фигурирует в фильме 1983 о вампирах Голод.

Знак дважды включен в стандарт Unicode для кодирования текста и символов в вычислениях. Он отображается как U + 2625 (☥) в блоке Разные символы и как U + 132F9 (𓋹) в блоке Египетские иероглифы.

Цитаты
Цитированные работы
Дополнительная литература
  • Fischer, Henry G. (1973). «Пара одиннадцатой династии, несущая знак жизни». Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 99 (2): 16–28. doi : 10.1524 / zaes.1973.99.2.16.(требуется подписка)
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Ankh на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-11 15:59:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте